Первый в мире подводный минный заградитель "Краб". Часть 4. Как был устроен подводный минный заградитель "Краб"

Первый в мире подводный минный заградитель "Краб". Часть 4. Как был устроен подводный минный заградитель "Краб"Прочный корпус заградителя – геометрически правильное сигарообразное тело. Шпангоуты изготовлены из коробчатой стали и установлены с шагом 400 мм (шпация), толщина обшивки от 12 до 14 миллиметров. К концам прочного корпуса приклепывались балластные цистерны, также изготовленные из коробчатой стали; толщина обшивки составляла 11 миллиметров. Между шпангоутами 41 и 68 посредством угловой и полосовой стали к прочному корпусу болтами крепился киль массой 16 тонн, изготовленный из свинцовых плит. В районе шпангоутов 14 - 115 с бортов заградителя располагались "вытеснители" – були.

Вытеснители, состоящие из обшивки толщиной 6 миллиметров и угловой стали, к прочному корпусу крепились кницами толщиной 4 миллиметра. Каждый вытеснитель разделялся на 5 отсеков четырьмя водонепроницаемые переборки. По всей длине подводного минного заградителя шла легкая надстройка со шпангоутами, изготовленными из угловой стали с обшивкой толщиной 3,05 миллиметра (палубная надстройка имела толщину - 2 миллиметра).
Во время погружения надстройка заполнялась водой, для чего с обоих бортов в кормовой, средней и носовой частях были выполнены так называемые "двери" (клапаны), которые открывались изнутри прочного корпуса заградителя.
В средней части надстройки имелась овальная в поперечном сечении рубка, изготовленная из 12-миллиметровой маломагнитной стали. Позади рубки имелся волнорез.


Для погружения служили 3 балластные цистерны: носовая, средняя и кормовая.
Средняя цистерна размещалась между шпангоутами прочного корпуса 62 и 70 и делила подводную лодку на две половины: носовую, которая являлась жилой и кормовую отведенную под машинное отделение. Для перехода между данными помещениями служила проходная труба цистерны. Две цистерны - цистерна низкого давления емкостью 26 м3 и цистерна высокого давления емкостью 10 м3 – составляли среднюю цистерну.
Цистерна низкого давления размещалась между двумя плоскими переборками на шпангоутах 62 и 70 и наружной обшивкой, занимая все сечение подводной лодки по миделю. Плоские переборки укреплялись восемью связями: одна плоская из листовой стали (во всю ширину подлодки), которая шла на высоте палубы, и 7-ю цилиндрическими, из которых одна – проходная труба для жилого помещения, 4 – цистерны высокого давления.
В цистерне низкого давления, которая была рассчитана на давление 5 атмосфер, было выполнено два кингстона, их приводы выводились в машинное отделение. Цистерну продували сжатым воздухом, поступавшим через перепускной вентиль, установленный на плоской переборке. Наполнение цистерны низкого давления производилось самотеком, помпой или обоими способами. Как правило, цистерна продувалась сжатым воздухом, однако воду можно было откачивать и при помощи помпы.
В состав цистерны высокого давления входило четыре цилиндрических сосуда разного диаметра, которые располагались симметрично относительно диаметральной плоскости и проходили через плоские переборки средней цистерны. Пара цилиндров высокого давления была размещена над палубой, пара – под ней. Цистерна высокого давления являлась отрывным килем, то есть выполняла ту же роль, что и средняя или отрывная цистерны на подводных лодках типа "Барс". Она продувалась сжатым воздухом под давлением 10 атмосфер. Цилиндрические сосуды цистерны соединялись патрубками побортно, и каждая пара сосудов оснащалась своим кингстоном.
Устройство воздушного трубопровода давало возможность впускать воздух отдельно в каждую группу, благодаря чему эта цистерна использовалась для выравнивания значительного крена. Цистерны высокого давления наполнялись самотеком, помпой или обоими способами одновременно.

Носовая балластная цистерна (объем 10,86 м3) от прочного корпуса была отделена сферической перегородкой на шпангоуте 15. Цистерна могла выдерживать давление 2 атмосферы. Ее наполнение производилось через отдельный кингстон, который располагался между шпангоутами 13, 14 и помпой. Из цистерны вода удалялась сжатым воздухом или помпой. Но при удалении воды сжатым воздухом разность давлений внутри цистерны и снаружи не должна превышать 2 атмосфер.
Кормовая балластная цистерна (объем 15,74 м3) размещалась между кормовой дифферентной цистерной и прочным корпусом, причем от прочного корпуса ее отделяла сферическая переборка на шпангоуте 113, а от кормовой дифферентной цистерной – сферическая переборка на шпангоуте 120. Эта цистерна, как и носовая, была рассчитана на 2 атмосферы. Она также заполнялась помпой или самотеком через собственный кингстон. Из цистерны воду удаляли сжатым воздухом или помпой.
На заградителе, кроме перечисленных главных балластных цистерн, имелись вспомогательные балластные цистерны: кормовая и носовая уравнительные и дифферентные.
Носовая дифферентная цистерна (цилиндр, имеющий сферические днища) объемом 1,8 м3 располагалась в надстройке подводной лодки между шпангоутами 12 и 17.

По первоначальному проекту она размещалась внутри носовой балластной цистерны, однако в связи с недостатком места в последней (в ней размещались клинкеты торпедных аппаратов, привод и валы носового горизонтального руля, трубы от клюзов становых якорей и колодец подводного якоря) ее перенесли в надстройку.
Носовая дифферентная цистерна рассчитывалась на 5 атмосфер. Ее наполнение водой производилось помпой, а удаление – сжатым воздухом или помпой. Расположение носовой дифферентной цистерны в надстройке выше грузовой ватерлинии подводной нужно признать неудачным, что и подтвердили при эксплуатации заградителя.
Носовую дифферентную цистерну осенью 1916 года сняли с подводной лодки, и ее роль выполнялась носовыми цистернами вытеснителей.
Кормовая дифферентная цистерна (объем 10,68 м3) находилась между шпангоутами 120 и 132, от кормовой балластной цистерны отделялась при помощи сферической переборки.
Данная цистерна, как и носовая, рассчитывалась на давление 5 атмосфер. Кормовую дифферентную цистерну, в отличие от носовой, можно заполнять как самотеком, так и при помощи помпы. Удаление воды из нее производилось сжатым воздухом или помпой.
На минном заградителе для погашения остаточной плавучести имелось четыре уравнительные цистерны общим объемом 1,2 м3. По две цистерны размещалось впереди и позади рубки. Наполнение происходило самотеком через кран, находящиеся между шпангоутами рубки. Вода удалялась сжатым воздухом.

На заградителе в носовом отделении между шпангоутами 26 и 27 устанавливалось две малые центробежные помпы, в среднем помповом отделении между шпангоутами 54-62 – две большие центробежные помпы, а также на палубе между шпангоутами 1-2 и 105 – одна большая центробежная помпа.
Каждая малая центробежная помпа (производительность 35 м3 в час) в действие приводились 1,3-сильными электромоторами. Помпой правого борта обслуживались заместительные цистерны, цистерны провизии и питьевой воды, торпедозаместительная и масляная цистерна правого борта. Помпой левого борта обслуживалась носовая дифферентная цистерна и масляная цистерна левого борта. Каждая из помп снабжалась собственным бортовым кингстоном.
Каждая большая центробежная помпа (производительность одной помпы 300 м3 в час) в действие приводились 17-сильными электромоторами. Помпа правого борта работала на цистерну высокого давления и носовую балластную цистерну. Помпой левого борта обслуживалась цистерна низкого давления. Каждая из помп была снабжена собственным кингстоном.
Одна большая центробежная помпа, имеющая ту же производительность и установленная в корме, использовалась для обслуживания кормовых балластной и дифферентной цистерн. Данная помпа также снабжалась собственным кингстоном.
Вентиляционные трубы цистерн высокого и низкого давления выводились в крышу носовой части ограждения рубки, вентиляционные трубы кормовой и носовой балластных цистерн – на палубу надстройки. Вентиляцию кормовой и носовой дифферентных цистерн вывели внутрь подводной лодки.
По проекту запас сжатого воздуха на минном заградителе составлял 125 м3 при давлении 200 атмосфер. Воздух находился в 36 стальных баллонах: в корме, в керосиновых (топливных) цистернах размещались 28 баллонов, под торпедными аппаратами в носовом отделении – 8.

Носовые баллоны подразделялись на две группы, кормовые – на четыре. Каждая группа имела независимое подключение к воздушной магистрали. Для понижения давления до 10 атмосфер (для цистерны высокого давления) в носовой части подводной лодки устанавливался детандер. Дальнейшее понижение давления осуществлялось неполным открытием впускного вентиля, а также регулировкой по манометру. Сжатие воздуха до 200 атмосфер производили при помощи двух электрокомпрессоров производительностью 200 м3 в час каждый. Компрессоры устанавливались между шпангоутами 26 и 30, а магистраль сжатого воздуха была проложена по левому борту.
Для управления подводным минным заградителем в горизонтальной плоскости служил вертикальный руль балансирного типа (площадь 4,1 м2). Управлять рулем можно было двумя способами: вручную и при помощи электрического управления. В последнем случае вращение штурвала передавалось посредством цепи Галля и зубчатых колес на бортовой штурвал, который состоял из стальных валиков.
От штуртроса движение получала рулевая машина, соединенная с 4,1-сильным электромотором зубчатой передачей. Двигатель приводил в движение последующую передачу к румпелю.

На заградителе имелось три поста управления вертикальным рулем: в рубке, на мостике рубки (съемный штурвал, который соединялся со штурвалом в рубке), а также в кормовом отделении. Штурвал на мостике использовался для управления при плавании подводной лодки в крейсерском положении. Для ручного управления использовался пост в кормовой части подводного минного заградителя. Главный компас размещался в рубке около штурвала, запасные компасы размещались на мостике рубки (был съемным) и в кормовом отделении.
Для вертикального управления минным заградителем при подводном плавании, для погружения/всплытия были установлены две пары горизонтальных рулей. Носовые горизонтальные рули (общая площадь 7 м2) располагалась между шпангоутами 12 и 13. Оси рулей прокладывались через носовую балластную цистерну и соединялись втулкой винтозубчатого сектора, а последний соединялся с червячным винтом, от которого через сферическую переборку шел горизонтальный вал. Рулевая машина была размещена между торпедными аппаратами. Углы перекладки рулей составляли от минус до плюс 18 градусов. Управление данными рулями, так же, как и вертикальным рулем, - ручное и электрическое. При электрическом управлении горизонтальный вал при помощи двух пар конических шестерен соединялся с 2,5-сильным электромотором. При ручном управлении включалась добавочная передача. Имелось два указателя положения рулей: один механический, расположенный перед рулевым, и электрический, у командира подводной лодки.
Около рулевого располагались глубомер, дифферентомер и креномер. Рули были защищены трубчатыми ограждениями от случайных ударов.
По своему устройству кормовые горизонтальные рули были сходны с носовыми рулями, однако их площадь была несколько меньше – 3,6 м2. Рулевая машина горизонтальных кормовых рулей размещалась в кормовом отделении подводной лодки между шпангоутами 110 и 111.
Заградитель снабжался одним подводным якорем и двумя становыми якорями. Масса становых якорей Холла составляла 25 пудов (400 килограмм) каждый, при этом один из них запасной. Якорный клюз размещался между шпангоутами 6 и 9 и был сквозным на оба борта. Клюз трубой из листовой стали был соединен с верхней палубой надстройки. Данное устройство позволяло бросать якорь с каждого борта по желанию. Якорный шпиль, вращавшийся 6-сильным электромотором, также мог служить для швартовки подводной лодки. Подводный якорь, имеющий такую же массу и представлявший собой стальную отливку с грибовидным расширением, размещался в особом колодце на шпангоуте 10. Для поднятия подводного якоря использовали электромотор левого борта, который обслуживал становой якорь.

Для вентилирования помещений подводного минного заградителя были установлены шесть вентиляторов. Четыре вентилятора (каждый в действие приводился 4-сильными электромотором) производительностью 4000 м3 в час находились в среднем помповом и кормовом отделениях подводной лодки (в каждом помещении по 2 вентилятора).
В среднем помповом отделении около шпангоута 54 были расположены два вентилятора производительностью 480 м3 в час (в движение приводились электромоторами мощностью 0,7 лошадиных сил). Они вентилировали аккумуляторные батареи; их производительность обеспечивала в течение часа 30-кратный обмен воздуха.
На заградителе предусматривалось две вентиляционные опускающиеся трубы, которые автоматически закрывались при их опускании. Носовая вентиляционная труба располагалась между шпангоутами 71 и 72, а кормовая – между шпангоутами 101 и 102. Во время погружения трубы укладывались в специальные выгородки в надстройке. Трубы в верхней части первоначально оканчивались раструбами, однако затем их заменили колпаками. Трубы поднимались/опускались червячными лебедками, привод которых находился внутри подводной лодки.

От носовых вентиляторов трубы проходили через среднюю балластную цистерну и объединялись в вентиляторной коробке, от которой к опускной части шла общая труба.
Трубы кормовых вентиляторов шли по обоим бортам до шпангоута 101, где соединялись в одну трубу, которая была проложена до поворотной части вентиляторной трубы в надстройке. Труба батарейных вентиляторов была присоединена к отводной трубе главных носовых вентиляторов.
Минный заградитель управлялся из рубки, где находился командир. Рубка располагалась на миделе подлодки и в сечении представляла собой эллипс с осями 1,75 и 3 метра.
Обшивка, днище и четыре шпангоута рубки выполнялись из маломагнитной стали, при этом толщина верхнего сферического днища и обшивки – 12 миллиметров, а нижнего плоского днища – 11 миллиметров. В прочный корпус из рубки вела 680-миллиметровая круглая шахта, расположенная посредине подводной лодки. Верхний выходной люк, который был несколько сдвинут к носу субмарины, закрывала литая бронзовая крышка, оснащенная тремя задрайками и вентилем через который из рубки выпускался испорченный воздух.

К сферическому днищу прикреплялись тумбы двух перископов. Перископы системы Герца имели дину 4 метра и располагались в кормовой части рубки, при этом один из них сдвинут на 250 мм влево, а второй в диаметральной плоскости. Первый перископ – бинокулярного типа, второй - комбиниронно-панорамный. В фундаменте рубки установили 5,7-сильный электромотор для подъема перископов. Для той же цели использовался ручной привод.
В рубке размещены: главный компас, указатели положения горизонтального и вертикального рулей, глубомер, штурвал вертикального руля, машинный телеграф, краны управления уравнительными цистернами и цистерной высокого давления. Из девяти иллюминаторов с крышками три были расположены в выходном люке и шесть в стенках рубки.

На заградителе устанавливались два бронзовых трехлопастных винта с поворотными лопастями диаметром 1350 миллиметров. К механизму для перевода лопастей, который размещался непосредственно за главным электромотором, через гребной вал проходила переводная штанга. Перемену хода с полного переднего на задний и наоборот производили вручную и механически от вращения гребного вала. Для этого имелось спецприспособление. 140-миллиметровые гребные валы выполнялись из сименсмартеновской стали. Использовались шариковые упорные подшипники.
Для надводного хода использовалось четыре керосиновых восьмицилиндровых двухтактных двигателя Кертинга. При 550 оборотов в минуту мощность каждого составляла 300 л.с. Моторы размещались по два на борт. Между собой и с главными электромоторами соединялись муфтами трения. Все восемь цилиндров двигателя были устроены таким образом, что при разъединении половин коленчатого вала каждые четыре цилиндра могли работать отдельно. Таким образом, получалась комбинация мощностей на один борт: 150, 300, 450 и 600 лошадиных сил. Выхлопные газы от двигателей подводились к общей коробке на шпангоуте 32, от которой шла труба, служащая для их вывода в атмосферу. Верхняя часть трубы, которая выходила наружу через волнорез в его кормовой части, была выполнена опускной. Механизм для подъема данной части трубы находился в надстройке и приводился вручную.
Семь отдельных керосиновых цилиндров (общая вместимость 38,5 тонн керосина) размещались внутри прочного корпуса между шпангоутами 1-2 и 70. Израсходованный керосин замещали водой. Необходимый для работы двигателей керосин подавался в две расположенные в надстройке расходные цистерны из цистерн специальной центробежной помпой. Из расходных цистерн к моторам керосин поступал самотеком.

Для подводного хода предусматривалось два главных электромотора системы "Эклераж-Электрик". При 400 оборотах в минуту мощность каждого составляла 330 л.с. Электромоторы размещались между шпангоутами 94 и 102. Они допускали широкую регулировку числа оборотов от 90 до 400 за счет различной группировки полубатарей и якорей. Моторы непосредственно работали на гребные валы, при этом во время работы керосиновых двигателей якоря электромоторов служили маховиками. Электромоторы с керосиновыми двигателями соединялись муфтами трения, и штыревыми муфтами – с упорными валами. Разобщение и включение муфт производилось особыми трещотками на валу.
Аккумуляторная батарея подводного минного заградителя, расположенная между шпангоутами 34 и 59, состояла из 236 аккумуляторных батарей "Мэто". Батарея делилась на две батареи побортно, каждая из которых включала полубатареи по 59 элементов. Их можно было соединять параллельно или последовательно. Аккумуляторы заряжались главными электромоторами, работавшими в качестве генераторов и приводившиеся в движение керосиновыми двигателями. Каждый из главных электродвигателей имел свою главную станцию, которая снабжалась для соединения полубатарей и якорей параллельно и последовательно, шунтовыми и пусковыми реостатами, измерительными приборами, реле для торможения и тому подобное.
На заградителе устанавливалось два торпедных аппарата, размещенных в носовой части подводной лодки, параллельно диаметральной плоскости. Аппараты, построенные петербургским заводом "Г.А. Лесснера", предназначались для стрельбы 450-миллиметровыми торпедами образца 1908 года. На заградителе имелся боезапас из четырех торпед, причем две находились в торпедных аппаратах, а две хранились под жилой палубой в особых ящиках.

Для передачи торпед в аппараты из ящиков на обоих бортах имелись рельсы, по которым двигалась тележка с талями. Под палубой носового отделения размещалась заместительная цистерна, куда вода спускалась самотеком из торпедного аппарата после выстрела. Для откачивания воды из цистерны служила носовая помпа правого борта. Для затопления объема между трубой торпедного аппарата и торпедой водой предназначались цистерны кольцевого зазора в носовой части вытеснителей с каждого борта. Торпеды грузились через наклонный носовой люк при помощи минбалки, которая устанавливалась на палубе надстройки.
На заградителе 60 мин специального типа размещались симметрично диаметральной плоскости подводной лодки в двух каналах надстройки. Надстройка оснащалась минными путями, кормовыми амбразурами, через которые осуществлялась погрузка и постановка мин, а также поворотным складывавшимся краном для погрузки мин. Минные пути – рельсы, приклепанные к прочному корпусу, по которым катились вертикальные ролики якорей мин. Для предотвращения схода мин с рельсов, по бортам заградителя выполнялись станины с угольниками, между которыми двигались боковые ролики якорей мин.
По минным путям мины перемещались при помощи червячного вала, в который выходили ведущие ролики якорей мин, движущихся между спец. направляющими погонами. Для вращения червячного вала использовался электромотор переменной мощности: при 1500 об/мин - 6 л.с.; при 1200 об/ мин - 8 л.с. Электромотор, установленный с правого борта в носовой части заградителя между шпангоутами 31 и 32, был связан с вертикальным валом шестерней и червяком. Вертикальный вал, проходя через сальник прочного корпуса подводной лодки, связывался с червячным валом правого борта конической шестерней. Правый вертикальный вал для передачи движения червячному валу левого борта был связан с вертикальным левым валом с помощью поперечного передаточного вала и конических шестерен.

Каждый из рядов мин борта начинался немного впереди носового входного люка подводного минного заградителя и заканчивался на расстоянии около двух мин от амбразуры. Крышка амбразуры представляла собой металлический щит с рельсами для мин. Мины снабжались якорем – полый цилиндр с приклепанными внизу кронштейнами для 4 вертикальных роликов, катящихся по рельсам минных путей. В нижней части якоря устанавливалось два горизонтальных ролика, которые входили в червячный вал. При вращении вала ролики скользили в его нарезке и перемещали мину. После того как мина с якорем падала в воду занимая вертикальное положение спец. устройство отсоединяло мину от якоря. В якоре открывался клапан, после чего вода поступала внутрь него, придавая отрицательную плавучесть. В первый момент времени мина падала вместе с якорем, после чего всплывала до заранее установленной глубины, поскольку обладала положительной плавучестью. Специальное приспособление в якоре позволяло разматываться минрепу до определенной глубины в зависимости от задаваемой глубины постановки. Все подготовительные работы для постановки мин (установка запальных стаканов, глубины и так далее) выполнялись в порту, поскольку после приемки мин в надстройку минного заградителя к ним не было доступа для проведения данных работ. Как правило, мины ставились в шахматном порядке на расстоянии около 100 футов (30,5 метров). Скорость минного заградителя при постановке мин могла составлять 3-10 узлов. Соответственно изменялась и скорость постановки мин. Запуск минного элеватора, регулировка скорости, закрывание и открывание кормовых амбразур производились изнутри прочного корпуса подводной лодки. На заградителе устанавливались указатели числа поставленных и оставшихся мин, и положения мин на элеваторе.
По первоначальному проекту на подводном минном заградителе "Краб" не предусматривалось артиллерийского вооружения, однако затем, к первому боевому походу, на заградителе установили одно орудие калибра 37 мм и два пулемета. Однако позже 37-миллиметровое орудие было заменено на орудие большего калибра. Так на "Крабе" к марту 1916 года артиллерийское вооружение состояло из одного австрийского горного орудия калибра 70 мм, установленного перед рубкой, и двух пулеметов, один из которых был установлен позади волнореза, а другой – в носу.

Главные элементы и измерения подводного минного заградителя "Краб":
Годы постройки – 1906/1907 (1 вариант)/1907 (2 вариант)/1908/1909 (коррект.)/1912/1915 (отчетные);
Надводное водоизмещение – 300 т/450 т/470 т/500 т/500 т/512 т/533 т;
Подводное водоизмещение – … / … / … / … / … /722,1 т/736,7 т;
Длина – 27,4 м/45,7 м/45,7 м/51,2 м/52,8 м/52,8 м/52,8 м;
Ширина – 4,6 м/4,6 м/4,6 м/4,6 м/4,3 м/4,3 м/4,3 м;
Осадка – 3,66 м/ … / … /4,02 м/3,9 м/3,54 м/4,0 м;
Метацентрическая высота в надводном положении с полным запасом мин – 305 мм/380 мм/305 мм/255 мм/255 мм/255 мм/310 мм;
Глубина погружения – 30,5 м/30,5 м/30,5 м/45,7 м/45,7 м/45,7 м/36,6 м;
Время погружения – 10 мин./10,5 мин./5,5 мин./4 мин./4 мин./4 мин./12 мин.;
Надводная скорость – 9 уз./10 уз./15 уз./15 уз./15 уз./15 уз./11,78 уз.;
Подводная скорость – 7 уз./6 уз./7 уз./7,5 уз./7,5 уз./7,5 уз./7,07 уз.;
Дальность надводного хода – 3 тыс. миль/3,5 тыс. миль/1 тыс. миль/1,5 тыс. миль/1,5 тыс. миль/1 тыс. миль/1236 миль;
Дальность подводного хода – 38,5 миль/ … /21,0 миль/22,5 миль/22,5 миль/22,5 миль/19,6 миль;
Количество и мощность главных двигателей – 2 х 150 л.с./ … /2 х 600 л.с./4 х 300 л.с./4 х 400 л.с./4 х 300 л.с./4 х 300 л.с.;
Количество и мощность электромоторов – 2 х 75 л.с./ … /2 х 125 л.с./2 х 150 л.с./2 х 200 л.с./2 х 300 л.с./2 х 330 л.с.;
Запас топлива – 40 т/ … / … /50 т/50 т/38,5 т/37,14 т;
Емкость аккумуляторов – … / … / … /4000 А.час./4000 А.час./4000 А.час./3600 А.час.;
Количество мин – 35 (28)/60/60/60/60/60/60;
Число торпедных аппаратов – 0 (2)/1/1/2/2/2/2;
Количество торпед – 0 (2)/3/3/4/4/4/4.

Все части:
Часть 1. Новый проект подводного минного заградителя
Часть 2. Второй и третий варианты подводного заградителя
Часть 3. Четвертый, последний вариант заградителя Налетова М.П.
Часть 4. Как был устроен подводный минный заградитель "Краб"
Часть 5. Первый боевой поход подводного минного заградителя "Краб"
Часть 6. "Краб" становится в ремонт
Часть 7. Конец первого подводного минного заградителя "Краб"


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня