20-мм зенитные артиллерийские установки немецкого флота в годы Второй мировой

59
20-мм зенитные артиллерийские установки немецкого флота в годы Второй мировой

В ходе Второй мировой войны Германия располагала лучшей среди всех воюющих государств зенитной артиллерией. Это в полной мере относится и к противовоздушным артиллерийским системам, используемым немецким флотом. По количеству зенитных установок и их характеристикам, имевшихся на кораблях всех классов, немецкий флот был в числе лидеров, существенно превосходя в этом отношении ВМФ РККА. Несмотря на острою нехватку ресурсов, совершенствованию противовоздушного вооружения кригсмарине уделялось много внимания, и оно вполне соответствовало своему назначению, оставаясь очень мощным вплоть до окончания боевых действий.

Зенитные установки на базе 20-мм авиационной пушки MG FF


Наиболее часто в зенитных установках кригсмарине использовались автоматы калибра 20 мм, которые обеспечивали ПВО ближней зоны на всех типах немецких боевых кораблей: от линкоров до подводных лодок и катеров.



Самой лёгкой являлась 20-мм зенитная установка, созданная с использованием авиационной пушки MG FF, разработанной в 1936 году немецкой фирмой Ikaria Werke Berlin на базе швейцарской автоматической пушки Oerlikon FF.

Принцип действия автоматики этой 20-мм пушки был основан на отдаче свободного затвора и опережающем воспламенении капсюля до полного досылания патрона. Такая схема делала оружие достаточно простым, но ограничивала мощность боеприпаса


20-мм пушка МG FF на зенитном станке

Для стрельбы из MG FF использовался относительно слабый патрон размерности 20х80 мм. Это позволило сделать пушку относительно лёгкой и компактной, что было важно для авиационного вооружения. Масса тела пушки MG FF составляла 28 кг, что примерно соответствовало весу 7,92-мм пулемётов, используемых в составе спаренной зенитной установки. Для питания авиационной пушки применялись рожковые магазины на 15 или барабаны на 30, 45 и 100 выстрелов. Снаряд массой 117 г, покидал ствол длиной 820 мм с начальной скоростью 580 м/с. Темп стрельбы не превышал 540 выстр./мин.

Путём установки 20-мм пушки MG FF командование немецкого флота попыталось усилить зенитное вооружение малых судов, торпедных катеров и подводных лодок, оснащённых пулемётными установками винтовочного калибра. Чему способствовали малая масса и габариты авиационной пушки, а также не большая отдача при стрельбе.

Однако из-за невысокой начальной скорости снаряда авиационная пушка имела не очень хорошую точность и малое пробивное действие. Эффективная дальность была невысокой, и в роли зенитного орудия МG FF сильно уступала специализированным 20-мм зениткам, изначально создававшимся под гораздо более мощные боеприпасы.

Для того, чтобы хоть как-то компенсировать невысокую пробивную способность бронебойного снаряда и слабое фугасное действие осколочного снаряда, в конце 1940 года был разработан тонкостенный фугасный снаряд с высоким коэффициентом наполнения взрывчатым веществом. Более тонкий корпус снаряда выполнялся методом глубокой вытяжки из специальной легированной стали и упрочнялся закалкой. По сравнению с прежним осколочным снарядом, снаряженным 3 г пентрита, коэффициент наполнения увеличился с 4 до 20 %.

Новый 20-мм снаряд, получивший обозначение Minengeschoss (нем. снаряд-мина), содержал пластическую взрывчатку на основе гексогена с добавкой алюминиевой пудры. Это взрывчатое вещество превосходило по мощности тротил примерно в два раза и имело повышенный фугасный и зажигательный эффект. Новые облегченные взрыватели замедленного действия обеспечивали возможность разрыва снаряда внутри конструкции самолета, нанося серьезные повреждения не обшивке, а силовому набору планера. Так, при попадании нового фугасного снаряда в основание крыла истребителя, его в большинстве случаев отрывало.

В связи с тем, что новый снаряд содержал меньше металла, его масса уменьшилась с 117 до 94 г, и это в свою очередь сказывалось на силе отдачи свободного затвора пушки. Чтобы сохранить работоспособность автоматики, пришлось значительно облегчить затвор и уменьшить усилие возвратной пружины.

Новой модификации пушки присвоили индекс MG FF/M. Изменения, внесённые в конструкцию оружия были минимальными, и значительное количество выпущенных пушек MG FF модернизировали в полевых мастерских путем замены затвора и возвратной пружины. Хотя введение нового фугасного снаряда повысило эффективность ведения огня по воздушным целям, дальность прицельной стрельбы даже по крупным и маломанёвренным самолётам не превышала 500 м.

20-мм зенитная установка 2,0 cm Flak 28


Конструктивно с авиационной МG FF имела много общего 20-мм зенитная автоматическая пушка 1S, выпущенная в 1927 году швейцарской компанией Werkzeugmaschinenfabrik Oerlikon и получившая в Германии обозначение 2,0 cm Flak 28.

В отличие от МG FF, 20-мм автомат 1S создавался под более мощный патрон 20×110 мм, с начальной скоростью снаряда массой 117 г – 830 м/с. Масса орудия без станка – 68 кг.

Темп стрельбы составлял 450 выстр./мин. Боевая скорострельность, ввиду невысокого темпа стрельбы и использования коробчатых магазинов на 20 и барабанных на 30 выстрелов, была относительно небольшой и не превышала 200 выстр./мин. Но в целом благодаря простой и надёжной конструкции и приемлемым массогабаритным характеристикам это было вполне эффективное оружие, с дальностью действенной стрельбы по воздушным целям – до 1,5 км.


Расчёт 20-мм зенитной установки 2,0 cm Flak 28 на огневой позиции

С 1940 по 1944 год фирма «Эрликон» поставила Германии, Италии и Румынии 7 013 20-мм автоматов, 14,76 млн снарядов, 12 520 запасных стволов и 40 000 патронных ящиков. Несколько сотен таких зениток было захвачено немецкими войсками в Бельгии, Голландии и Норвегии.

20-мм зенитные установки 2 cm FlaK C/30 и 2 cm FlaK C/38


Наибольшее распространение в годы Второй мировой в немецком флоте получили 20-мм зенитные установки 2 cm FlaK C/30 (2 cm/65 C/30) и 2 cm FlaK C/38 (2 cm/65 C/38) – являвшиеся морскими модификациями сухопутных скорострельных зениток 2,0 cm FlaK 30 и 2,0 cm FlaK 38.

Принцип работы автоматики 20-мм зенитной установки 2 cm FlaK C/30 основывался на использовании силы отдачи при коротком ходе ствола. Установка имела противооткатное устройство и подачу боеприпасов из рожкового магазина на 20 патронов или барабанного на 30 патронов. Темп стрельбы 240 выстр./мин. Боевая скорострельность – до 130 выстр./мин. Тело пушки имело вес 64 кг. Масса 20-мм зенитной установки, размещённой на тумбовой опоре, вместе с прицельными приспособлениями, органами управления и магазином составляла более 350 кг. В бою установку обслуживало 5 человек.


20-мм зенитная установка 2 cm FlaK C/30 раннего выпуска

Для стрельбы из 2,0 cm FlaK 30 использовались боеприпасы 20×138 мм, с большей дульной энергией, чем снаряды 20×110 мм, предназначенные для зенитки фирмы «Эрликон» 2,0 cm Flak 28. Осколочно-трассирующий снаряд массой 115 г покидал ствол со скоростью 900 м/с. Также в боекомплект входили бронебойно-зажигательно-трассирующие и бронебойно-трассирующие снаряды. Последний весил 140 г и при начальной скорости 830 м/с на дальности 300 м пробивал 20-мм броню. Теоретически 20-мм зенитная установка могла поражать цели на высоте более 3 000 м, максимальная дальность стрельбы – до 4 800 м. Однако зона действенного огня была примерно в два раза меньше.


Для определения дистанции до цели в распоряжении командира расчёта имелся оптический стереодальномер.

Первые установки 2 cm FlaK C/30 имели боковые рукоятки управления, что с учётом массы тела орудия было не слишком удобно. Впоследствии для облегчения наведения на цель использовались плечевые упоры. Тумба-лафет L.30 позволяла осуществлять круговой обстрел, углы вертикальной наводки могли варьироваться в пределах от –11° до +85°. Позже была создана тумбовая установка с максимальным углом возвышения 90°.


Зенитное орудие, размещённое на тумбовой опоре, предназначалось для вооружения боевых кораблей, но оно нередко использовалось на постоянных, защищённых и хорошо оборудованных в инженерном отношении позициях.


При адаптации пушек для использования на подводных лодках пришлось решить проблему защиты оружия от воды. Попадание воды внутрь пушки являлось крайне не желательным. В результате этого возможны серьезные последствия, вплоть до разрыва ствола и разрушения деталей при выстреле. Для предотвращения этого были созданы специальные пробки-заглушки, предназначенные для установки на дульную часть стволов.


Патрон-заглушка для герметизации ствола

Со стороны казенника ствол предлагалось закрывать специальным патроном-пробкой. По своим габаритам эта деталь полностью соответствовала снаряду 20х138 мм. В ходе подготовки к стрельбе снаряд-пробку следовало извлекать из каморы при помощи перезарядки затвора. Перед погружением герметизирующие пробки возвращались на место.


Зенитная установка 2 cm FlaK C/38 являлась усовершенствованным вариантом 2 cm FlaK C/30, использовала те же боеприпасы, баллистические характеристики оставались прежними. Принцип работы автоматики 2 cm FlaK C/38 артиллерийской части по сравнению с 2 cm FlaK C/30 не изменился. Но благодаря снижению массы подвижных частей и увеличению их скоростей движения темп стрельбы удалось повысить почти в 2 раза – до 420–480 выстр./мин.

Введение копирного пространственного ускорителя позволило совместить отпирание затвора с передачей ему кинетической энергии. Для компенсации возросших ударных нагрузок были введены специальные буферы-амортизаторы. При этом вес артиллерийской части снизился до 57,5 кг. Для повышения практической скорострельности использовались магазины на 40 патронов.

Массовое изготовление модернизированного образца началось в первой половине 1941 года.

Зенитные установки на базе 20-мм автоматической пушки MG.151/20


Артиллерийская часть 2 cm FlaK C/38 приблизилась к пределу технической скорострельности, и без кардинального изменения конструкции оружия увеличить темп стрельбы было невозможно. Более высокой скорострельностью обладала авиационная 20-мм пушка MG.151/20 (темп стрельбы до 750 выстр./мин) с ленточным питанием. Масса пушки составляла 42 кг.


Турельный вариант 20-мм авиационной пушки MG.151/20

Это оружие с автоматикой, работавшей на использовании отдачи подвижного ствола, с которым во время выстрела прочно сцеплен затвор, было создано конструкторами компании Mauser Werke на базе 15-мм авиационного пулемёта MG.151/15. В связи с увеличением калибра до 20-мм, изменению подверглись не только ствол, ставший короче, но и патронник. Также пришлось использовать более мощный задний пружинный буфер, новые лентоприемник и шептало.

Для стрельбы из MG.151/20 использовался боеприпас 20×82 мм. Вес снаряда: от 105 до 115 г. Начальная скорость: 700–750 м/с. Помимо бронебойно-зажигательного, бронебойно-зажигательно-трассирующего, осколочно-зажигательно-трассирующего, в боекомплект также входил фугасный снаряд, содержавший 25 г взрывчатки на основе гексогена. Бронебойно-трассирующий снаряд на дальности 300 м при попадании под углом 60° мог пробить 10-мм броню.

Производство авиационной пушки MG.151/20 началось в 1940 году и продолжалось до конца войны. Хотя пушки MG 151/20 были востребованы в люфтваффе и в конце войны активно использовались вермахтом в буксируемых и самоходных зенитных установках, некоторое количество MG 151/20 передали флоту.

Наиболее распространенной зениткой с использованием 20-мм пушек MG.151/20 стала строенная в горизонтальной плоскости установка на тумбовой опоре, известная как 2,0 cm Flakdriling MG.151/20 или Fla.SL.151/3.


Массовое производство данной установки началось весной 1944 года, и она конструктивно и внешне имела много общего с ЗПУ, в которой применялись 15-мм пулемёты MG.151/15. Почти все установки 2,0 cm Flakdriling MG.151/20, имевшиеся в распоряжении кригсмарине, использовались на берегу.


Спаренная зенитная установка MG.151/20 в музейной экспозиции

В середине 1942 года было принято решение заменить на подводных лодках, катерах и тральщиках одноствольные 20-мм тумбовые установки 2 cm FlaK C/30 спаренными авиационными пушками MG.151/20.


Первыми такие 20-мм спарки получили лодки Типа VII, несколько установок разместили на тральщиках и катерах.

Спаренные и счетверённые зенитные установки на базе 2 cm FlaK C/30 и 2 cm FlaK C/38


В связи с ростом потерь боевых кораблей, транспортов и танкеров от британской, американской и советской авиации, встал вопрос о совершенствовании зенитного артиллерийского вооружения. Дальнейшее усиление 20-мм зенитной артиллерии германского флота происходило за счёт увеличения количества стволов в палубных зенитных установках.


Спаренная 20-мм зенитная установка 2 cm Flakzwilling С/38

Спаренная 20-мм зенитная установка на основе артиллерийской части 2 cm FlaK C/38 получила обозначение Flakzwilling 38. Огневая мощь возросла вдвое, но из-за увеличившейся массы перемещать два автомата в вертикальной, а в особенности в горизонтальной плоскости стало намного сложней, в результате скорость наведения на цель упала, что затрудняло ведение огня по быстро перемещающимся воздушным целям.

Существовало несколько вариантов морских 20-мм зенитных спарок. Так, на подводных лодках использовалась установка LM44U, которая весила 3 600 кг и была рассчитана на погружение на глубину до 200 м, и имела углы вертикальной наводки от –10° до +78°.

Счетверённая 20-мм морская зенитная установка известна как 2 cm Flakvierling С/38. Некоторые установки имели щит, частично прикрывавший расчёт от пуль и осколков. В отличие от одноствольных и спаренных зенитных установок, в счетверённых для наводки использовались механические приводы наведения.


Счетверённая зенитная установка 2 cm Flakvierling С/38 в экспозиции военно-морского музея в Гданьске

Счетверённые зенитные установки 2 cm Flakvierling С/38 получили широкое распространение. Они устанавливались на боевых кораблях различных классов и на подводных лодках.


Усовершенствованный вариант, предназначенный для подводных лодок, имел обозначение 2 cm Flakvierling C38/43 (M 43U). Масса «подводной» установки 2 cm Flakvierling C38/43 составляла 2 200 кг. Углы вертикальной наводки: –10°…+90°. Суммарный темп стрельбы до 1 800 выстр./мин. позволял существенно повысить вероятность поражения вражеского самолёта. Установка оснащалась щитовым прикрытием. Одним из основных отличий от армейской версии являлось наличие трёхплоскостной системой стабилизации, что должно было улучшить точность стрельбы при качке.


Во второй половине войны 20-мм спаренные артиллерийские автоматы использовались вместе со счетверёнными установками. За счёт увеличения плотности зенитного огня ВМС Германии пытались снизить потери и хотя бы частично компенсировать утрату господства в воздухе.

Роль 20-мм зенитных установок в ПВО немецкого флота


Как уже говорилось выше, 20-мм скорострельные зенитные автоматы были самыми распространенными в кригсмарине, и как раз они в основном обеспечивали противовоздушную оборону большей части немецких кораблей в ближней зоне. Именно одноствольные, спаренные и счетверённые 20-мм установки выпускали больше всего снарядов при отражении атак бомбардировщиков и торпедоносцев. Однако практическое значение и распространенность разных типов 20-мм установок не одинаковы.

Маломощные автоматические пушки MG FF под патрон 20×80 мм использовались кригсмарине очень ограниченно. К числу достоинств MG FF относились сравнительно небольшой вес и мягкая отдача, что позволяло монтировать пушку на простом и лёгком вертлюге, изготовленном полукустарно во флотских мастерских. Кроме того, после 1942 года люфтваффе стали внедрять более мощные авиационные пушки, и на складах образовались излишки MG FF. Однако малая эффективная дальность и невысокий темп стрельбы не позволяли сделать на базе этой авиационной пушки хорошую зенитную установку.

В итоге 20-мм пушки MG FF большого распространения в немецком флоте не имели, они заменили на некоторых «Шнелльботах» спаренные пулемётные установки Zwillingssockel 36. Так как по дальности стрельбы пушка MG FF не превосходила 7,92-мм зенитные спарки, и дальнейшего развития эта тема не получила. Пушки с 20-мм фугасными снарядами увеличенного могущества Minengeschoss неплохо подходили для уничтожения всплывших морских мин, и до конца войны имелись на малых тральщиках и патрульных катерах.

Зенитные установки 2,0 cm Flak 28 под патрон 20×110 мм применялись кригсмарине гораздо шире, чем авиационные пушки MG FF. Некоторое количество тумбовых «Эрликонов» попало на палубы вспомогательных и транспортных судов. Гораздо большее распространение имели зенитки с треножным станком и отделяемым колёсным ходом. Впрочем, это правило не всегда соблюдалось. Тумбовые установки часто монтировались на стационарных позициях в укрепрайонах, а зенитки на треногах размещали на различных плавсредствах или применяли в ПВО военно-морских баз.

Опыт эксплуатации зенитных установок, в которых использовались авиационные пушки MG.151/20, оказался не слишком удачным. Хотя зенитная спарка MG.151/15 с общим запасом в 500 готовых к стрельбе 20-мм патронов весила существенно меньше, чем тумбовая установка, и давала до 1 500 выстр./мин, превосходя 2 cm FlaK C/30 по темпу стрельбы более чем в 6 раз, подводникам она не понравилась. Использование патрона с длиной гильзы 82 мм ограничивало эффективную дальность стрельбы. Кроме того, пушка MG.151/20, разработанная по авиационным стандартам требовала более тщательного и трудоёмкого ухода и не слишком хорошо подходила для использования в составе морских зенитных установок.

В итоге после недолгой эксплуатации на подводных лодках спарки со скорострельными 20-мм авиационными пушками были вытеснены счетверёнными зенитными установками 2 cm Flakvierling C38/43.

В калибре 20 мм в германском флоте господствовали зенитные автоматы 2,0 cm FlaK 30 и 2 cm FlaK C/38, которыми вооружались корабли всех классов, а также подводные лодки и катера.


Согласно справочным данным, помимо 105-мм орудий, обстреливавших вражеские самолёты на средней дистанции, и 37-мм зениток, обладавших большей дальностью, но меньшим темпом стрельбы, ближнюю зону противовоздушной обороны линкора Tirpitz первоначально обеспечивали двенадцать 20-мм автоматов 2 cm FlaK C/30, которые впоследствии дополнили счетверёнными 2 cm Flakvierling C38.

На тяжелом крейсере Admiral Scheer в начале войны имелось десять одноствольных 20-мм зениток, а в 1944 году зенитное вооружение было усилено восемью счетверёнными установками. На лёгком крейсере Nürnberg, вступившем в строй в 1935 году, первоначально было четыре автомата 2 cm FlaK C/30, но во второй половине войны количество МЗА увеличилось примерно в три раза.

Немецкие эскадренные миноносцы также имели сильное зенитное вооружение. Так, эсминец Z-29 типа 1936А, построенный в 1941 году, поначалу нёс две спаренные 20-мм установки и семь одноствольных. В 1944 году 150-мм орудие № 3 было снято, и вместо него установили дополнительные скорострельные зенитные установки. После модернизации по программе Barbara корабль получил два опытных 55-мм автомата, девять 37-мм орудий в одиночных и спаренных установках и двадцать 20-мм скорострелок в одинарных, спаренных и счетверённых установках.

Отдельно стоит рассказать про роль 20-мм автоматов в системе зенитного вооружения германских подводных лодок.

В первый период войны немецкие субмарины оснащались минимумом зенитных стволов, так как угроза с воздуха явно недооценивалась. Конструкторы в проектах предусматривали не более одной 20-мм зенитки на лодке. Но постепенно ситуация изменилась и доходила до того, что некоторые субмарины были буквально утыканы зенитными стволами.


Зенитное вооружение подводной лодки U-955

К 1943 году произошло очень существенное количественное и качественное усиление противолодочной авиации союзников. Британские и американские воздушные охотники за немецкими субмаринами стали оснащать относительно компактными и лёгкими радиолокаторами, способными обнаружить подводную лодку в полной темноте и тумане, а также идущую на перископной глубине под шнорхелем. В составе вооружения противолодочной авиации появились усовершенствованные глубинные бомбы и ракеты, способные пробить прочный корпус лодки, преодолев несколько метров воды.

Всё это привело к резкому росту потерь подводных лодок, во многом лишившихся своего главного преимущества – скрытности. Во второй половине войны темнота и условия плохой видимости не гарантировали неуязвимости во время нахождения лодки в надводном положении для заряда аккумуляторных батарей или на малой глубине с дизелями, получающими воздух через шнорхель. В любой момент могла последовать внезапная бомбовая или ракетная атака противолодочного самолёта.

Согласно западным данным, в течение всей войны германские подводные лодки всех типов сбили не менее 125 американских и британских самолётов, потеряв от действий авиации 247 субмарин. Подавляющее большинство из 247 потопленных лодок были атакованы внезапно, и лишь 31 погибла, пытаясь защититься в надводном положении.

В сложившихся неблагоприятных условиях командование кригсмарине решило перейти к тактике «активной обороны», для чего подводные лодки стали оснащать приёмниками, извещающими экипаж об облучении авиационными радиолокаторами и мощным зенитным вооружением, в котором основную роль играли спаренные и счетверённые 20-мм установки. Проект кардинального усиления ПВО подводной лодки получил наименование U-Flak.


Для реализации проекта U-Flak решено было использовать лодки типа VII-C. В первую очередь замене подлежали рубка и ее ограждение, не позволявшие оснастить субмарину требуемым зенитным вооружением. В первоначальном виде подлодки этого типа оснащались рубкой сложной формы с площадкой для размещения оборонительного зенитного вооружения. На этапе проектирования стало ясно, что для многократного усиления ПВО потребуется сделать новую рубку с новыми площадками, пригодными для монтажа скорострельных зенитных установок.

Новая рубка была выполнена на основе прежней. Спереди и сзади центральной части рубки появились площадки с расширенными в стороны бортами. На носовой площадке располагалась счетверенная 20-мм установка 2 cm Flakvierling 38. Еще одна такая зенитка была установлена на кормовой площадке. В центре рубки были места для размещения двух спаренных тумбовых установок 2 cm Flakzwilling 38. Также предусматривалась возможность использования 7,92-мм зенитных пулеметов.

В различных изданиях приводятся противоречивые данные о количестве субмарин, переоборудованных в рамках проекта U-Flak. Судя по всему, первой «зенитной» подводной лодкой, которая должна была давать активный отпор противолодочным самолётам, стала U-441.


Подводная лодка U-441

При модернизации лодки U-441 были внесены изменения в состав зенитного вооружения. На кормовой площадке установили 37-мм пушку Flak M42 (речь о ней пойдёт в следующей части обзора), тогда как две других предназначались под монтаж счетверенных 20-мм установок. Предполагалось, что отказ от двух 20-мм спарок будет полностью компенсирован новым 37-мм зенитным автоматом с большей эффективной дальностью стрельбы.

Большинство источников сходится в том, что переделке подверглось три лодки: U-441, U-621 и U-951. Ещё одного лодкой, так и не переоборудованной в «зенитную ловушку», должна была стать U-256. Однако ещё по пути в порт базирования Лорьян лодка была атакована союзной авиацией и сильно повреждена. Добравшись до порта, она встала на длительный ремонт и не была задействована для переделки.

С мая по декабрь 1943 года субмарины U-Flak шесть раз выходили в море. В ходе боевого патрулирования «зенитные лодки» несколько раз вступали в бой с авиацией, при этом было сбито два самолёта. Хотя ни одна «лодка ПВО» не была потоплена, они получали серьёзные повреждения, а среди зенитных расчётов имелись убитые и раненные.

После анализа боевых походов «зенитных ловушек» результаты их деятельности признали неудовлетворительными, и в итоге все «зенитные лодки» переделали в исходное состояние и использовали, как и раньше.

Несмотря на героизм подводников, обилие стволов малого калибра совершенно не гарантирует защиту от атак крупных гидросамолётов или дальних бомбардировщиков. Зачастую нескольких попаданий 20-мм снарядов было недостаточно, чтобы серьёзно разрушить нижнюю часть фюзеляжа «Каталины» или В-24.

В серии боёв с американской и британской авиацией выяснилось, что многочисленные 20-мм зенитные автоматы при должной стойкости и обученности расчётов способны нанести фатальные повреждения самолётам, но не раньше, чем те успеют сбросить бомбы или выпустить ракеты, в результате чего и сама лодка будет потоплена или сильно повреждена. Для того, чтобы предотвратить воздушную атаку, требовались гораздо более мощные и дальнобойные орудия, что входило в противоречие с требованиями по скорострельности, а также ограничениями по габаритам и грузоподъёмности.

Союзники быстро приспособились к тактике «активной обороны», применённой немецкими подводниками. Обнаружив субмарину в надводном положении, противолодочный самолёт кружил вне досягаемости зенитных орудий, но в такой опасной близости, что командир лодки не решался идти на погружение, боясь подвергнуться в это время бомбардировке. По мере прибытия новых самолётов осуществлялась групповая атака с разных направлений. Кроме того, авиация стала больше применять реактивные снаряды, запускаемые вне эффективной дальности стрельбы 20-мм зениток.

К концу 1943 года стало ясно, что экипажам субмарин необходимо использовать зенитное вооружение лишь в крайних случаях, а при обнаружении противолодочными самолётами лучше всего стараться как можно быстрее погрузиться. Зенитное вооружение продолжали применять на лодках до конца войны, в основном для обороны в моменты разгрузки-погрузки торпед, топлива и провизии с подводных лодок и сухогрузов снабжения.

Продолжение следует…
59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    27 мая 2023 04:58
    Про флотские зенитные установки пишут не часто. На моей памяти ЕМНИП это первая публикация на ВО про немецкие 20-мм МЗА. На мой взгляд получилось очень неплохо! good
    1. +13
      27 мая 2023 05:17
      Мое личное мнение, у Сергея получилось не только «неплохо», а очень даже хорошо!
      Традиционно добрый и классно иллюстрированный материал! В котором находишь много нового и интересного.
      1. 0
        27 мая 2023 11:18
        Традиционно добрый и классно иллюстрированный материал!
        и традиционно без повесточки на тему - "СССР был злобных чудовищем губившим на корню все хорошее и выгнавший лучших людей.." как у известного аФФтора - всепропальщика! hi Сергею как всегда Уважение. Немного увы осталось на ВО интересных статей. ((((
  2. +14
    27 мая 2023 05:10
    Как ничтожно мало стало на ВО качественных материалов, спасибо автору
    1. +14
      27 мая 2023 07:35
      Цитата: Читателль 2013
      Как ничтожно мало стало на ВО качественных материалов, спасибо автору

      Основную массу посетителей ВО занимает обсуждение "вундервафли" типа "Циркона" или "Посейдона", что можно наблюдать на соседней ветке. При этом основные аргументы звучат такие:
      - не дочитал до половины, но не согласен с автором...
      - весь мир в труху...
      - нас хотят убить, надо с другими это сделать раньше...
      - ядерная война неизбежна...
      Печально, такое впечатление, что адекватных читателей почти не осталось. sad
      1. +5
        27 мая 2023 12:49
        - не дочитал до половины, но не согласен с автором...

        День добрый Ольга!
        Зачем придираться, наоборот надо радоваться, что хоть дочитал до половины!!!! Большенство осиливают только заголовок и сразу бегут в комментарии!
        Даже настоящую работу Сергея, в третьем комментарии сравнили Вячеславом, традиционно «кинув в профессора камень»!
        Сергею большой привет!!!
      2. +9
        27 мая 2023 15:25
        Здравствуйте, Оля! love
        Большой привет и большая благодарность Сергею. smile
        Нашел интересное фото, но что за лодка и кто командир выяснить так и не удалось.


        Приветы всем добрым людям от меня и от Алексея(Лексуса), сидим у меня в деревне. drinks
        1. Комментарий был удален.
        2. +6
          27 мая 2023 16:30
          Приветы всем добрым людям
          hi
          ,,,U-262,8 августа 1943 года атаковавшая лодку пара американских самолётов («Эвенджер» и «Уайлдкэт») были сбиты. повреждена советскими бомбардировщиками в Готенхафене 19.12.44 года; корпус захвачен британскими войсками в мае 1945 года и передан на слом в 1947 году
          1. +6
            27 мая 2023 16:57
            Спасибо, Серёжа. smile
            А кто командир не помнишь?
            1. +6
              27 мая 2023 17:10
              26 октября 1942 -25 января 1944 капитан-лейтенант Rudolf Heinz Franke ,
              23 февраля 1940 Железный Крест 2 - го класса
              21 ноября 1941 Значок за подводную лодку 1939
              12 декабря 1941 Железный Крест 1 - го класса
              30 ноября 1943 Рыцарский Крест
              24 января 1945 боевая
              застежка для подводных лодок.
          2. +3
            29 мая 2023 12:13
            Цитата: bubalik
            U-262,8 августа 1943 года атаковавшая лодку пара американских самолётов («Эвенджер» и «Уайлдкэт») были сбиты.

            Стандартная ПЛО-пара эскортного АВ. "Уайлдкэт" выступает в роли штурмовика - давит ПВО и заставляет ПЛ погрузиться, а "Эвенджер" отрабатывает в воронку глубинными бомбами.
        3. +8
          27 мая 2023 17:07
          Дядя Костя! Искренне рад тебя видеть на сайте. Давай держись (не смогу высказывать, что на душе…). Если по сути береги себя - ты нужен не только нам, но и своим близким.
          Алексею привет, он настоящий друг.
          Извини если, что не так написал.
          1. +7
            27 мая 2023 17:34
            Спасибо, друг. Ты всё сказал правильно.
  3. +4
    27 мая 2023 09:23
    Хороший обзор, автору респект. Во время войны отцовский самолёт именно из "Эрликона" и сбили немцы, правда, он был не на ПЛ, а обычный, сухопутный "Эрликон". В Польше случилось. "Нейтральные" швейцарцы так свой нейтралитет являли.
    1. +7
      27 мая 2023 10:29
      При всем уважении, но вряд ли ваш отец мог определить из чего его сбили. В Германии имелось гораздо больше 20-мм зениток собственного производства, а все немецкие МЗА у нас называли "эрликонами".
      1. +5
        27 мая 2023 10:53
        все немецкие МЗА у нас называли "эрликонами".

        Немного уточню, во время ВОВ даже не "эрликонами", а "орликонами".
        Из воспоминаний дважды ГСС Речкалова

        На земле бегали редкие фигурки, мелькали свежие окопчики, несколько брошенных повозок. Не стрелять же по ним реактивными снарядами!

        Опушка ощетинилась зенитными «орликонами», и трассы снарядов потянулись к нашим хвостам. Туда сразу же бросилось звено Крейнина. Это было предусмотрено на земле. И тут на нас скрестились тысячи трассирующих огоньков.
      2. +3
        27 мая 2023 11:36
        При всем уважении, но вряд ли ваш отец мог определить из чего его сбили.
        Определял не отец, определял хирург, достававший осколки. Все не достал, так часть из них отец до конца жизни и носил. Опять же, чем была защищена цель, (МЗА) было известно. Единственное, что не было определено - где была сделана эта пушка - в Германии или в Швейцарии, но в тот момент это никого не интересовало.
        1. +3
          27 мая 2023 12:06
          Цитата: Авиатор_
          При всем уважении, но вряд ли ваш отец мог определить из чего его сбили.
          Определял не отец, определял хирург, достававший осколки. Все не достал, так часть из них отец до конца жизни и носил. Опять же, чем была защищена цель, (МЗА) было известно. Единственное, что не было определено - где была сделана эта пушка - в Германии или в Швейцарии, но в тот момент это никого не интересовало.

          Простите, но чем осколки
          швейцарского снаряда 20х110 отличаются от германского 20х138 или 20х82 ?
          1. +8
            27 мая 2023 12:56
            Эрликон (орликон) собирательное название 20мм иностранных автоматических пушек. Аналогично наши моряки именовали автоматы поступавших по ленд-лизу торпедных катеров, тральщиков и д.р. Не редко их устанавливали самостоятельно на баржи, канонерские лодки и мониторы.
            Иногда набор наших судов составлял как из отечественных ДШК, К-61, так и зарубежных Вискарсов и Орликонов.
          2. -1
            27 мая 2023 13:30
            швейцарского снаряда 20х110 отличаются от германского 20х138 или 20х82
            Я уже ответил, что место изготовления этой швейцарской конструкции неизвестно. А вот то, что эта конструкция так называемой "нейтральной" страны - несомненно.
            1. +2
              27 мая 2023 17:22
              Я уже ответил, что место изготовления этой швейцарской конструкции неизвестно. А вот то, что эта конструкция так называемой "нейтральной" страны - несомненно

              Уважаемый Сергей, здесь Вы можете искренне заблуждаться. Точнее Хирург, которому Ваш уважаемый Батюшка обязан жизнью.
              Официальных поставок после 1933 года швейцарских 20мм эрликонов не было. Хотя товары гражданского и двойного назначения заводы и фабрики Швейцарии немцам поставляли. С чисто военной продукцией - береглись. Известен случай аннулирования сделки по поставке пружин из бериллия.
              При этом эрликоны на вооружении ПВО вермахта были. Это трофейные польские, югославские и если не ошибаюсь чехословацкие пушки. Подобные орудия имелись и на вооружении сателлитов германии.
        2. +5
          27 мая 2023 13:29
          Единственное, что не было определено - где была сделана эта пушка - в Германии или в Швейцарии, но в тот момент это никого не интересовало.

          20-mm-Oerlikon-Kanone в Германии никогда не производился.
  4. G17
    +3
    27 мая 2023 11:51
    Необходима поправка. На фотографии, где запечатлена рубка U-955, на самом деле рубка U-995.
  5. +7
    27 мая 2023 13:23
    После анализа боевых походов «зенитных ловушек» результаты их деятельности признали неудовлетворительными, и в итоге все «зенитные лодки» переделали в исходное состояние и использовали, как и раньше.

    ,,все таки удачное применение зенитного вооружения зависело от подготовки экипажа,, скорее всего recourse .
    Наверно самое известное противостояние авиации ПЛО против немецкой U-615.
    В результате полученных повреждений лодка не смогла осуществлять погружение и отбивалась в надводном положении от атак самолетов противника в течении недели,повредив несколько самолетов и сбив один "Mariner".
    Экипаж сдался сам, затопив лодку U-615 7 августа 1943 года.
    Перед четвертым патрулем,на лодке помимо одной штатной 2 cm FlaK C/30 было установлено еще одно 2 cm FlaK C/30, 2 спарки MG 81 Z и два MG 15. Орудие 8,8 cm SK C/35 было снято. Часть экипажа проходила подготовку в учебном центре зенитчиков ВМФ Мимизан (Южная Франция).
    1. +6
      27 мая 2023 17:28
      должна была стать U-256. Однако ещё по пути в порт базирования Лорьян лодка была атакована союзной авиацией и сильно повреждена. Добравшись до порта, она встала на длительный ремонт и не была задействована для переделки.
      ,,,как бы то не было,но лодка U-256, сбила четыре вражеских самолета за время службы. По три самолета записали на свой счет U-441, U-333 и U-648. Зенитчики U-481 сбили над Балтийским морем штурмовик Ил-2 – единственная потеря советской авиации от огня немецких подводников (30 июля 1944 г).
      1. 0
        31 мая 2023 08:58
        20-мм зенитная установка 2 cm FlaK C/30
        1. 0
          31 мая 2023 09:15
          Счетверённые зенитные установки 2 cm Flakvierling С/38 получили широкое распространение. Они устанавливались на боевых кораблях различных классов и на подводных лодках.


    2. +2
      28 мая 2023 09:34
      Фигасе, неделю бодатся с авиацией. Хоть и наши противники (бывшие), но молодцы.
  6. +1
    27 мая 2023 14:47
    хорошая статья, в первые слышу про строенные немецкие зп и в статье проскакивают 55мм зп я думаю это 57 мм бофорсы
    1. +6
      27 мая 2023 17:27
      и в статье проскакивают 55мм зп я думаю это 57 мм бофорсы

      Это именно 55 мм германские опытные 5.5 cm/77 Gerät 58.

      1. +3
        28 мая 2023 12:47
        ,,,на Западе считается прототипом автоматической 57-мм зенитной пушки С-60 .
  7. Если 20-мм автоматов в Кригсмарине было достаточно много конструкций, то 37-мм АВТОМАТИЧЕСКИЕ зенитные пушки стали появляться на кораблях только в конце 1943 года, это были Flak42M, а затем и спаренные Flak42MDU. Т.е. примерно на 2 года поздней советского ВМФ (37-мм 70-К) и ВМС стран антигитлеровской аоалиции (40-мм "Бофорс" и "Пом-пон).
  8. Материал прочитал с большим удовольствием, спасибо!
    Но вот с этим
    В ходе Второй мировой войны Германия располагала лучшей среди всех воюющих государств зенитной артиллерией.

    Согласиться решительно не могу.
    1. +5
      27 мая 2023 17:05
      Согласиться решительно не могу.

      Сразу вспомнилось:
      — Нет! На это я пойтить не могу!


      А у кого, по Вашему мнению, лучше?
      1. Цитата: Frettaskyrandi
        А у кого, по Вашему мнению, лучше?

        С Вашего разрешения - ответил на этот вопрос ниже, Владиславу.
        Цитата: Frettaskyrandi
        Нет! На это я пойтить не могу!

        Кстати сказать, я бы не принижал чрезмерно ПВО кораблей СССР. У нас, по крайней мере, был вполне приличный 70-К, который явно был поинтереснее любой 20-мм артсистемы и куда лучше 3.7 cm/83 SK C/30. Конечно, был сильнейший недостаток - отсутствие нормальной среднекалиберной зенитки 100-130-мм, но 76-мм была не столь уж плоха и в сочетании с 70-к воевать было вполне можно.
        Понятно, не на Тихом звездные налеты японских мэтров отражать... Но, пока были мэтры, с ними и американское ПВО не справлялось
        1. +5
          27 мая 2023 22:04
          но 76-мм была не столь уж плоха и в сочетании с 70-к воевать было вполне можно.

          Особенно эту Вашу сентенцию хорошо иллюстрирует "воевание" Черноморского флота против германской авиации, у которой на Черном море даже морские летчики отсутствовали.
          1. Цитата: Frettaskyrandi
            Особенно эту Вашу сентенцию хорошо иллюстрирует "воевание" Черноморского флота против германской авиации

            Неужели?:)))) На ЧМ немцы с трудом умучивали эсмы (и те - преимущественно, когда наши командиры допускали грубые ошибки), а из крупных удалось потопить только додревнюю "Червону Украину", и то потому что били стоячую. В то время как тот же "Кенигсберг", будучи вполне на ходу выхватил неиллюзорных люлей от пары британских эскадрилий и пошел ко дну.
            1. +2
              28 мая 2023 01:03
              Неужели?:)))) На ЧМ немцы с трудом умучивали эсмы

              Из трех лидеров эсминцев два утопила авиация.
              а из крупных удалось потопить только додревнюю "Червону Украину"

              Вы забыли не менее древний "Коминтерн", который, фактически, тоже утопили. А самый современный "Молотов" ценой потери двух самолетов на год поставили в ремонт. Если бы не было недостроенного "Фрунзе", "Молотов" был бы практически потерян.
              1. Цитата: Frettaskyrandi
                Из трех лидеров эсминцев два утопила авиация.

                Из них только один - в море. А "Ташкент" оказался не по зубам, и убили его в порту. Так в порту, стоя на месте, германские линкоры от авиации отбиться не могли. И в чем тут тотальное превосходство германской ПВО?
                Цитата: Frettaskyrandi
                Вы забыли не менее древний "Коминтерн", который, фактически, тоже утопили.

                Да-да, как же я мог забыть бронепалубный крейсер РИФ, перед самой войной переведенный в статус минного заградителя:)))) А Вы случаем не забыли, что ни 70-К, ни 76-мм зениток, о которых я говорил, у этого крейсера не было?
                Цитата: Frettaskyrandi
                А самый современный "Молотов" ценой потери двух самолетов на год поставили в ремонт.

                напомнить, сколько британская авиация немецких кораблей в ремонт поставила?
                1. -1
                  28 мая 2023 12:53
                  напомнить, сколько британская авиация немецких кораблей в ремонт поставила?

                  А Вам напомнить, сколько самолетовылетов понадобилось британской авиации, чтобы потопить "Тирпиц"? Если бы такая же операция проводилась против всего ЧФ, то от него бы не осталось ни одного корабля.
                  1. Цитата: Frettaskyrandi
                    А Вам напомнить, сколько самолетовылетов понадобилось британской авиации, чтобы потопить "Тирпиц"?

                    Вы лучше себе напомните, сколько самолето-вылетов понадобилось англичанам, чтобы торпедировать стоявший за молом и сетями ПТЗ "Гнейзенау" 6 апреля 41 г в Бресте. А если память подводит, то могу и подсказать - его атаковало аж 4 торпедоносца.
                    Цитата: Frettaskyrandi
                    Если бы такая же операция проводилась против всего ЧФ, то от него бы не осталось ни одного корабля.

                    Чего?:))) Три десятка самолетов утопили бы весь ЧФ?:)))))))) Какое интересное открытие:)) А чего ж не утопили-то?
                    Может, напомнить "тангстен", когда четыре десятка британских бомберов двумя волнами накидали Тирпицу 15 авиабомб?:)))
                    1. +2
                      28 мая 2023 18:05
                      Чего?:))) Три десятка самолетов утопили бы весь ЧФ?:

                      Британцы топили "Тирпиц" с октября 1940 по ноябрь 1944, привлекая в некоторых случаях до 120 самолетов (Operation Tungsten).
                      Помнится, у Вас статья была "О стойкости защиты линкоров типа «Севастополь» по отношению к 283-мм и 305-мм германским снарядам".
                      Не хотите написать статью, как бы выглядела ситуация, если бы 02.01.44 на месте "Тирпица" был "Севастополь"?
                      1. +2
                        28 мая 2023 18:48
                        Только сейчас увидел - ошибся в дате - 02.04.44.
                      2. Цитата: Frettaskyrandi
                        Британцы топили "Тирпиц" с октября 1940 по ноябрь 1944, привлекая в некоторых случаях до 120 самолетов (Operation Tungsten).

                        Из которых бомбардировщиками было 40, а торпедоносцев не было вообще. И эти 40 бомберов, атаковав "Тирпиц", стоявший под прикрытием наземных батарей, влепили ему 15 авиабомб. Неоспоримое свидетельство суперПВО германских кораблей, да.
                        Цитата: Frettaskyrandi
                        Не хотите написать статью, как бы выглядела ситуация, если бы 02.01.44 на месте "Тирпица" был "Севастополь"?

                        А зачем? Почитайте, как отбивалась "Октябрина" в 1941 г. Налеты по 20-40 самолетов.
                      3. +1
                        28 мая 2023 21:53
                        Из которых бомбардировщиками было 40, а торпедоносцев не было вообще.

                        Пикирующими бомбардировщиками, если быть точным. Они же и торпедоносцы - Fairey Barracuda. Торпеды не использовали, так как в условиях узкого фиорда их применить было невозможно.

                        А 80 истребителей занимались как раз подавлением ПВО. Поэтому пример "Октябрины" тут никак не подходит.
                      4. Цитата: Frettaskyrandi
                        А 80 истребителей занимались как раз подавлением ПВО.

                        :))) Во-первых, далеко не 80. Большая часть занималась своим прямым делом - обеспечивала ПВО, страхуя от появления "худых". Во-вторых, напомнить Вам, сколько истребителей было сбито неимеющеманалогов германским ПВО?:) ОДИН. И тот не то, чтобы совсем вусмерть сбит, а не смог вернуться домой из-за полученных повреждений. И потом было сбито еще 2 бомбардировщика (всего потеряли 3, но один -от небоевых причин).
                        Так что пример Октябрины тут очень даже подходит. Ее атаковали отнюдь не 2 волнами, а большим количеством, и также вёлся пулеметно-пушечный обстрел во время атаки.
    2. +8
      27 мая 2023 17:28
      Рад Вас Андрей видеть на сайте!
      Хотелось бы узнать Ваше мнение, кто лучший!
      1. +11
        27 мая 2023 19:48
        Доброго вечера, Владислав!
        Цитата: Коте пане Коханка
        Хотелось бы узнать Ваше мнение, кто лучший!

        Американцы, без вариантов. Сочетание очень хорошей крупнокалиберной зенитки 127-мм с лучшими в мире скорострелками 40-мм "Бофорс" + 20-мм Эрликон + опять же, лучшее в мире СУО по воздушным целям. Все это, понятное дело, у них далеко не сразу появилось, в начале войны ПВО у них было откровенно... такое себе.
        А у немцев... Неплохие 20-мм, но это - оружие последнего шанса, по большому гамбургскому. В крупнокалиберных автоматах, архиважных и архинужных, у немцев провал катастрофический (неавтоматическая 37-мм пукалка уровня нашей сорокапятки). И - вроде бы убер 105-мм зенитка со стабилизацией... которая по каким-то причинам не сыграла + калибр маловат для снаряда с радиовзрывателем. Могу предположить, что проблема как раз в стабилизации и была - слишком передовая технология для тех лет, видимо
        1. +1
          29 мая 2023 12:26
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Сочетание очень хорошей крупнокалиберной зенитки 127-мм с лучшими в мире скорострелками 40-мм "Бофорс" + 20-мм Эрликон + опять же, лучшее в мире СУО по воздушным целям.

          Главное здесь именно СУАО. Я уже приводил цитату из рапорта командира Big E из рапорта по боям у Санта-Круз: в ситуации, когда директоры 5" ЗА цели не захватывали и не сопровождали, а СУАО оказалась излишне громоздкой, 5"/38 оказались самыми малопригодными зенитными установками для всех задач, кроме стрельбы по горизонтальным бомбардировщикам.
          Зато 40-мм МЗА с их директорами он назвал лучшими зенитными установками, особенно для борьбы с пикировщиками (20-мм пикировщиков могли только отпугнуть - сбивать до сброса бомб у них получалось очень плохо).
        2. +1
          29 мая 2023 14:21
          Цитата: Андрей из Челябинска
          калибр маловат для снаряда с радиовзрывателем

          С калибром всё нормально, американцы 45-го года ставили радиовзрыватель в трехдюймовку.
          Тут промышленность целиком маловата: радиовзрыватель тогда это Эскалибур сейчас, причем нужен миллионами штук.
          Цитата: Андрей из Челябинска
          слишком передовая технология для тех лет, видимо

          Крупнокалиберные зенитки в условиях тех лет работают против горизонтальных бомбардировщиков или ведя заградительный огонь. Даже условный Ил-2 или Бостон для них цель так себе.
          Все это, понятное дело, у них далеко не сразу появилось, в начале войны ПВО у них было откровенно... такое себе.

          Это ещё мягко сказано. Правильное американское ПВО это Бофорс, сотни стволов, + радиовзрыватели + МНОГО самолётов + эсминцы радиолокационного дозора. Такое ПВО да, может пробить только залётный одиночный самурай. Но это середина 44-го года, не раньше.
          1. 0
            30 мая 2023 09:20
            Цитата: Негритенок
            Это ещё мягко сказано. Правильное американское ПВО это Бофорс, сотни стволов, + радиовзрыватели + МНОГО самолётов + эсминцы радиолокационного дозора. Такое ПВО да, может пробить только залётный одиночный самурай.

            Причём именно у одиночного шансов выше - на Цусиме писали, что система "свой-чужой" у янки имела ограниченную канальность и при большом количестве машин в воздухе перегружалась и сбоила. Так что одиночный чужой самолёт мог быть принят за очередной сбой системы и пропущен до АВ.
  9. 0
    27 мая 2023 17:08
    Во второй половине войны темнота и условия плохой видимости не гарантировали неуязвимости во время нахождения лодки в надводном положении для заряда аккумуляторных батарей или на малой глубине с дизелями, получающими воздух через шнорхель.


    Вероятно, недостаток времени помешал выработать ответ на новые условия, а вовсе не то, что они были так уж непреодолимы.
    Например, те же подлодки могли бы связываться электрокабелем или шлюзоваться друг к другу для спокойной перезарядки аккумуляторов и даже перегрузки припасов непосредственно под водой. По аналогии с воздушной дозаправкой в авиации.
    В контексте зениток такое оборудование для перезарядки под водой стало бы им сильным конкурентом.
  10. +7
    27 мая 2023 20:26
    hi
    Как всегда, интересная статья и интересные комментарии!

    Береговое командование топит подлодку (ИМХО, часть видео - учения), бананы wink успешно доехали soldier !

    https://youtu.be/VJOQHyUliaY
  11. +1
    28 мая 2023 15:10
    Изложено очень грамотно и наглядно. Очень интересная статья. "...а при обнаружении противолодочными самолётами лучше всего стараться как можно быстрее погрузиться...." - самое эффективное средство ПВО на подлодках, поэтому зенитные ПЛ и не зашли у кригсмарине
  12. +1
    29 мая 2023 12:10
    Эммм... какие-то взаимоисключающие параграфы получаются. smile
    В ходе Второй мировой войны Германия располагала лучшей среди всех воюющих государств зенитной артиллерией.

    В серии боёв с американской и британской авиацией выяснилось, что многочисленные 20-мм зенитные автоматы при должной стойкости и обученности расчётов способны нанести фатальные повреждения самолётам, но не раньше, чем те успеют сбросить бомбы или выпустить ракеты, в результате чего и сама лодка будет потоплена или сильно повреждена.

    Особенно если учесть, что до 1943 года МЗА у Кригсмарине была только в калибре 20 мм (ну и немного 40 мм). А 37 мм ЗА были полуавтоматами, по типу нашей многократно охаиваемой 21-К.
    20-мм автомат хорош - против торпедоносца с его ограничениями по сбросу торпеды, но уже пикировщика до сброса им бомбы может только отпугнуть. Наличие же у противника носителей НАР делает 20-мм МЗА малоэффективной - что и показал переход лайми к ударным крыльям с вводом в них "рокбью".
    Вторая проблема - системы управления. Ибо эффективность зенитной артиллерии определяется качеством СУАО, без которой даже знаменитая 5"/38 становится пригодной только для работы по горизонтальным бомберам на средних высотах (и то хреново, ибо наводчики ВН и ГН то и дело пытаются сопровождать разные цели). А также количеством этих СУАО - а то может оказаться, что формально на корабле 18 многоствольных МЗА, а фактически они могут обстреливать лишь 6 целей - по количеству директоров. Или же на корабле, принимаемом за КР ПВО, есть 8 башен СЗА, а директоров для них только 2. smile
    Кто в ВМВ был чемпионом по СУАО для МЗА, ПМСМ, понятно - только эти богатенькие буратино после победы промышленности над конструкторами wink смогли не только утыкать свои корабли зенитными стволами, но поставить по одному директору на каждую спарку и счетверёнку тяжёлых МЗА.
  13. 0
    29 мая 2023 18:42
    Цитата: Андрей из Челябинска
    за молом и сетями ПТЗ "Гнейзенау" 6 апреля 41 г

    Судя по ЖБД "Гнейзенау", линкор стоял посреди бассейна без сетей...
  14. 0
    29 мая 2023 18:55
    Цитата: Андрей из Челябинска
    Американцы, без вариантов.

    Тогда уточняйте: по состоянию на 44-45-й годы...

    Цитата: Андрей из Челябинска
    + калибр маловат для снаряда с радиовзрывателем.

    Подозреваю, что вы не слышали о снаряде AA VT Mark 31 Mod.1 для 3"/50 Mark 22 и Mark 22. :)

    Цитата: Андрей из Челябинска
    Могу предположить, что проблема как раз в стабилизации и была - слишком передовая технология для тех лет, видимо

    В целом да: в более поздних экспериментальных системах немцы перешли на гидравлическую стабилизацию "платформы". Доведённую до ума систему можно увидеть СМ-2-1 и СМ-5-1.
    1. Цитата: Macsen_Wledig
      Тогда уточняйте: по состоянию на 44-45-й годы...

      Вроде бы и так уточнил, что не на начало:) А вообще оно стало таковым, наверное, года так с 1943-го, хотя может и раньше, тут вспоминать надо, не помню я навскидку, когда массовая бофорсизация ВМС США произошла.
      Цитата: Macsen_Wledig

      Подозреваю, что вы не слышали о снаряде AA VT Mark 31 Mod.1

      Я слышал, что они появились уже в конце войны, отчего не могли сыграть в ней значимой роли. Мы же вроде бы обсуждаем военный период.
      Цитата: Macsen_Wledig
      Судя по ЖБД "Гнейзенау"

      Таки спасибо, не знал.
      Цитата: Macsen_Wledig
      В целом да

      Что ж, приятно когда твои догадки подтверждаются
  15. +1
    29 мая 2023 19:20
    20-мм зенитные установки 2 cm FlaK C/30 и 2 cm FlaK C/38
    подачу боеприпасов из рожкового магазина на 20 патронов или барабанного на 30 патронов.

    В обеих моделях питание производилось из приставных коробчатых магазинов на 10, 20 и 40 патронов. Первые быстро потеряли актуальность в виду малой ёмкости, а последние в корабельных условиях применялись очень ограниченно в виду громоздкости: «штатным» стал магазин на 20 патронов.
    Барабанные магазины не использовались, а на фото "эрликоны".

    В бою установку обслуживало 5 человек.

    Расчёт автомата состоял из семи человек: командира орудия, стрелка, установщика станка, заряжающего и трёх подносчиков магазинов (изначально был один, двоих добавили по опыту войны).

    Также в боекомплект входили бронебойно-зажигательно-трассирующие и бронебойно-трассирующие снаряды.

    В "морскую" номенклатуру входили 2 cm Sprgr.Patr. L’spur, 2 cm Br.Sprgr.Patr. L’spur, 2 cm Pzgr. Patr.L’spur.
    Фугасный, фугасно-зажигательный и бронебойно-зажигательный соответственно.
    Все снаряды трассирующие.

    Теоретически 20-мм зенитная установка могла поражать цели на высоте более 3 000 м, максимальная дальность стрельбы – до 4 800 м. Однако зона действенного огня была примерно в два раза меньше.

    У фугасных снарядов самоликвидатор срабатывал через 5 сек., у бронебойного через 2 сек.
    Это соответствовало дальности ок. 2500 и 1100 м соответственно.

    Существовало несколько вариантов морских 20-мм зенитных спарок. Так, на подводных лодках использовалась установка LM44U

    Она же ставилась и на крупные надводные корабли, например на "Ойген".