Первый в мире подводный минный заградитель "Краб". Часть 6. "Краб" становится в ремонт

Для решения вопроса о необходимости ремонта подводного минного заградителя "Краб" по приказанию начальника Подводной бригады Черного моря, капитана первого ранга Клочковского В.Е. и под его председательством 07.09.1916 созвали Техническую комиссию. В ее состав вошли: Феншоу Л.К., капитан второго ранга; Паруцкий М.В. и Афанасьев Ю.Л., старшие лейтенанты; Монастырский Н.А., лейтенант; Пжисецкий М.Ф., мичман; Брод В.Д., инженер-механик старший лейтенант, флагманский инженер-механик Подводной бригады; Никитин П.И., инженер-механик мичман; Киверов С.Я., капитан ККИ, флагманский корабельный инженер Подводной бригады.
В заседании комиссии также участвовали представители Севастопольского порта: Карпов В.Е., корабельный инженер подполковник; старший лейтенант Бурковский Ф.М., инженер-механик; лейтенант Головачев Н.Г., инженер-механик.

Первый в мире подводный минный заградитель "Краб". Часть 6. "Краб" становится в ремонт


Комиссия сделала вывод, что заградитель нуждается в капитальном ремонте в силу недостатков присущих ему:

- время работы керосиновых моторов ограничено, поскольку их довольно часто приходится полностью разбирать;
- небольшая емкость аккумуляторных батарей является причиной ограничения подводной дальности плавания;
- электропроводка выполнена неудовлетворительно;
- время погружения подводной лодки велико (от 12 до 20 минут), по причине медленного заполнения большой надстройки заградителя. Кроме того, носовая дифферентная цистерна расположена совершенно неудачно – выше ватерлинии;
- небольшой срок службы корпуса в связи с тонкой обшивкой вытеснителей, которая из-за оборжавления выйдет из строя до выхода из строя обшивки прочного корпуса.
Для устранения данных недостатков предлагалось:
- заменить четыре керосиновых мотора дизельными, имеющими соответствующую мощность;
- два главных электродвигателя высокого напряжения заменить электродвигателями обычно применяемого на подлодках напряжения;
- сменить электропроводку;
- заменить изношенную аккумуляторную батарею на новую большей емкости за счет экономии в массе при установке вместо керосиномоторов дизелей;
- переделать устройства заполнения главного балласта, заменить носовую дифферентную цистерну на носовые вытеснители.

Комиссия полагала, что в случае своевременной доставки новых механизмов на ремонт подводного минного заградителя ориентировочно уйдет не менее года. В тоже время она отдавала себе отчет, что при продолжительном ремонте устранят только некоторые недостатки устройств и механизмов. Основные недостатки подводной лодки – малая подводная и надводная скорости, небольшая подводная дальность плавания и большое время погружения – устранят только частично. Комиссия, учитывая необходимость использования минного заградителя в настоящей войне, однако, полагала возможным ограничиться лишь некоторыми исправлениями, которые обеспечат боевую деятельность подводного минного заградителя "Краб".
К данным исправлениям относились:
- замена изношенной аккумуляторной батареи на новую, которая изготавливалась в то время на заводе;
- ремонт существующей электропроводки, при обязательной установке коробки с предохранителями, которые будут доступны для осмотра;
- замена станций главных электродвигателей на более надежные и простые;
- полная переборка керосиновых моторов с заменой негодных частей на новые, со снятием с каждого носового мотора четырех цилиндров (при этом скорость подводного минного заградителя снизилась бы до 10 узлов); исправление упорных подшипников и проверка валов; место, освободившееся после снятия части цилиндров, использовать для улучшения бытовых удобств и установки на подводной лодке гирокомпаса Сперри;
- уменьшение на 600 пудов (9,8 тонн) запаса керосина, поскольку часть цилиндров керосиномоторов снимут;
- использование 2-х носовых вытеснителей вместо носовой дифферентной цистерны удаленной с подводной лодки;
- дальнейшее развитие надстройки гребешков на палубе и увеличение количества воздушных клапанов для улучшения заполнения надстройки;
- устранение дефектов ручного управления вертикальным рулем.
По предложению комиссии, для осуществления работ по данному сокращенному объему ремонтных работ потребуется около трех месяцев.

20.09.1916 акт Технической комиссии доложили командующему Черноморским флотом, который подчеркнул, что комиссия мало внимания обратила на важнейшую часть подводного минного заградителя "Краб" – минный элеватор. Командующий Черноморским флотом поставил задачу привести его "в состояние, при котором поломки, произошедшие во время последнего похода, не повторялись бы".

Снимать часть цилиндров керосиновых двигателей он не разрешил, пологая, что надводный ход заградителя и так недостаточен.
Во время расчета времени необходимого для ремонта комиссия исходила из того, что ремонт будет сводиться к переборке механизмов и что при снятии 8 цилиндров носовых керосиновых двигателей удастся воспользоваться частями снимаемых цилиндров для замены частей, вышедших из строя. Однако решение командующего Черноморским флотом, которое запрещало снятие части цилиндров, объем работ увеличило. Кроме того, когда были разобраны моторы, выяснилось, что нужно заново изготовить 20 поршней и проточить 13 цилиндров.
Изготовление 20 поршней для мастерских Севастопольского порта была особенно трудной, поскольку поршни завод братьев Кертинг изготовлял из мелкозернистого и весьма вязкого чугуна. Поскольку в наличии такого чугуна не было, мастерские потратили полтора месяца для выбора из имеющихся сортов чугуна материал соответствующего качества. А тут еще был задержан ввод заградителя в док, занятый другими судами. В результате "Краб" туда был введен не в 20-х чисел октября, а 26 ноября 1916 года. Впоследствии в 1917 году во время замены двигателей "Краба" он вновь был введен в док.
Таки образом, ремонт подводного минного заградителя закончить в ранее намеченный срок – 20 декабря 1916 года (при условии начала ремонта 19 сентября) – было невозможно. В связи с этим главный инженер-механик Севастопольского порта наметил новый срок окончания ремонтных работ на конец марта 1917 года. Однако и этот срок не был выдержан. Позже случилось еще одно событие, которое задержало ремонт подводной лодки: 17 декабря, когда заградитель "Краб" поставили в сухой док и его начали наполнять водой без принятия соответствующих мер предосторожности, заградитель завалился на борт и в него начала поступать вода через отдраенные люки. Данная авария потребовала дополнительного времени для ремонта подводной лодки. Кроме того, завод "Тюдор" задерживал новые аккумуляторные батареи, которые не были поставлены в контрактный срок (в сентябре).
1 января 1917 года начальник Подводной бригады Черного моря капитан первого ранга Клочковский В.Е. обратился с письмом к начальнику отдела подводного плавания ГУК.

В данном письме он указывал, что в связи с аварией в доке ремонт электрочасти минного заградителя может быть закончен только через четыре месяца, если аккумуляторные батареи будут поставлены своевременно. Ремонт моторов Кертинга для Севастопольского порта представлял большие трудности, а также не было гарантии в удовлетворительном качестве данного ремонта. Оставлять же на заградителе эти моторы нецелесообразно по следующим соображениям:
- эти двигатели ненадежны в работе;
- их ремонт в Севастопольском порту, который не располагает средствами для осуществления спецработ, таких как отливка чугунных поршней, основных качеств моторов не улучшит;
- моторы уже прослужили несколько лет, изношены, в связи с чем их и без того невысокие качества будут ухудшены настолько, что капремонт станет только непроизводительной тратой средств и времени.

Поэтому Клочковский предлагал заменить керосиновые моторы Кертинга 240-сильными дизелями, устанавливаемыми на подлодках типа АГ. Если считать, что при такой замене подводная лодка "Краб" даст 7 узлов экономического хода и 9 узлов полного хода, то данное решение может быть признано вполне допустимым.

Морской министр адмирал Григорович И.К. по докладу начальника ГУК согласился с этим предложением, и 17 января 1917 года председателю комиссии по наблюдению за строящимися кораблями в Николаеве дали указание отправить в Севастополь для подводного минного заградителя "Краб" два 240-сильных дизельных двигателя, которые предназначались для первой партии подводных лодок типа АГ, прибывших для сборки в Николаев. Данные подводные лодки по заказу России построила компания Холланда в количестве 6 шт. (для Балтийского флота ранее приобрели 5 таких подводных лодок). Они прибыли из Америки в Николаев партиями по три подводные лодки в каждой.
В январе 1917 года фундаменты под керосиновые моторы были разобраны и сняты с подлодки. Еще ранее на харьковский завод "Всеобщей компании электричества" (ВЭК) для ремонта отправили главные электромоторы, батарейные вентиляторы и станции. На заградителе велась переборка воздушных компрессоров и торпедных аппаратов. Для устранения обнаруженных во время боевой эксплуатации дефектов ремонтировался минный элеватор.
Так, нижние направляющие погоны, по червячному валу между которыми катились роульсы, оказались малой толщины, из-за чего роульсы соскальзывали с них; угольники, между которыми продвигались боковые направляющие ролики, были установлены наружу, вследствие чего эти ролики иногда задевали за станины и тому подобное.

На заградителе к концу октября 1917 года были установлены фундаменты под дизельные двигатели, а также сами двигатели, кроме газовыхлопных труб, оснащенных клапанами, которые изготовлялись мастерскими Севастопольского порта, и баллонов со сжатым воздухом и трубопроводами для них. Установка на подлодке левого главного электромотора была произведена позже намеченного срока, поскольку электромотор из Харькова получили с большим опозданием: только в конце июля – начале августа 1917 года. К этому времени второй главный электромотор не был готов, равно как и батарейные станции и вентиляторы. Причины данной задержки на заводе "Всеобщей компании электричества" видны из донесения наблюдающего по электрической части в Харькове от 19.06.1917 года.
Только 6-7 ноября 1917 года были завершены ремонт правого главного электродвигателя, одного батарейного вентилятора (второй был отправлен на переделку из-за обнаруженного во время приемки дефекта) и обеих станций. К этому необходимо добавить, что и завод "Тюдор" своего обязательства не выполнил, поставив только половину аккумуляторных батарей.
Таким образом, ремонт минного заградителя "Краб" не был закончен и к 01.01.1918.
Разумеется, данную задержку в ремонте заградителя "Краб" невозможно объяснить только тех. причинами, вне связи с политическими событиями, происходившими в тот момент в России.
В результате февральской революции было свергнуто самодержавие. Война продолжалась, неся только неисчислимые лишения, жертвы и горечь поражений на фронтах.
И вот Октябрьская революция. Новое правительство сразу предложило всем воюющим сторонам заключить перемирие и приступить к переговорам о мире без контрибуций и аннексий.
В феврале 1918 году был издан декрет Совнаркома о роспуске флота и организации социалистического рабоче-крестьянского Красного флота… на добровольных началах.
03.03.1918 подписали Брестский мирный договор. Вполне понятно, что в данных условиях вопрос о завершении ремонта минного заградителя "Краб" сам собой отпадал, поскольку в нем не было необходимости и тем более возможности, по крайней мере, на первых порах.

Все части:
Часть 1. Новый проект подводного минного заградителя
Часть 2. Второй и третий варианты подводного заградителя
Часть 3. Четвертый, последний вариант заградителя Налетова М.П.
Часть 4. Как был устроен подводный минный заградитель "Краб"
Часть 5. Первый боевой поход подводного минного заградителя "Краб"
Часть 6. "Краб" становится в ремонт
Часть 7. Конец первого подводного минного заградителя "Краб"


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня