«Просто я был ближе всех»

Двое жителей Челябинска вытаскивали людей из уходящей под лед маршрутки, пока водители один за другим проезжали мимо

«Просто я был ближе всех»Несколько дней Челябинск обсуждает историю с маршруткой, которая 3 декабря упала с плотины в Шершневское водохранилище. Трудно предположить, что было бы с пассажирами и водителем, если бы не недавние заморозки, укрепившие лед на воде. Он немного задержал погружение машины на дно и дал возможность людям выбраться через разбитые окна наружу. Все эти дни спасенные пассажиры и журналисты разыскивали неизвестного молодого человека, который помогал людям выбраться из автобуса.


В понедельник городские улицы были занесены снегом — машины заносило, колеса буксовали, из-за плохого сцепления с дорогой тормоза работали слабо. Маршрутный автобус с семью пассажирами ехал с северо-запада в центр города. Дорога лежала через плотину — мост над питьевым источником Челябинска, Шершневским водохранилищем. Уже потом одна из пассажирок — та, что сидела рядом с шофером, рассказала, что водитель клевал носом, и ей пришлось несколько раз его толкать. Возможно, именно на плотине он ненадолго отключился. В результате микроавтобус вылетел с дамбы прямо в водохранилище — четыре раза перевернулся в воздухе и встал на колеса. После чего лед треснул, и машина стала тонуть.

Учитывая траекторию полета и место приземления маршрутки, можно констатировать: люди выжили чудом. Парень, который вытащил всех буквально с того света, оказался простым студентом. Павла Рогожина, ставшего за пару дней популярным горожанином, удалось разыскать через руководство техникума при Челябинском институте путей сообщения, в котором он учится.

– Паш, тебя искали целые сутки, все это время ты не хотел выходить на связь с МЧС и журналистами…

– Да, я не очень люблю выделяться, как-то привлекать к себе внимание, рассказывать о себе. Я даже в соцсетях не регистрируюсь, хотя кто-то от моего имени уже создал страницу «ВКонтакте».

– Как тебе поднявшийся шум вокруг твоего имени? Напрягает?

– В большей степени — да. Приятно, конечно, что люди заметили и одобрили мой поступок, но все же такое большое внимание как-то непривычно…

– Когда маршрутка упала на лед, ее сразу стало уводить под воду?

– Да, практически моментально. Когда мы все выбрались, она почти сразу скрылась под водой. Хорошо, что стекла оказались выбиты в момент падения — я сразу вылез наружу и стал помогать выбираться оставшимся. Нас было семеро в салоне. Женщины сильно испугались, кричали, когда машина падала. Я и сам подумал, что мне конец пришел, вся жизнь за секунду перед глазами промелькнула. Водитель, судя по всему, был тоже шокирован случившимся, и, мне кажется, он очень испугался за машину, поэтому ему было не до пассажиров. Я вытаскивал людей с одной стороны, а еще один парень — с другой.

– После этого вы, пассажиры, не общались друг с другом?

– Нет, кто мог идти — все разошлись. Я помог подняться на мост девушке, которой больно было ступать. И сам решил поехать в больницу, так как довольно сильно ударился спиной. Врачи сказали, что это просто ушиб, ничего страшного.

– Как родители и друзья отреагировали на этот случай?

– Мама сначала очень испугалась, отец был горд за меня, оба, конечно, хвалили и радовались. А друзья не ожидали от меня такого — дескать, в тихом омуте черти водятся. Хотя я вообще люблю помогать людям, считаю, что человека нельзя бросать в беде.


– Паш, как думаешь, если бы не твоя помощь, мог бы кто-то из пассажиров пострадать или погибнуть в той маршрутке? И благодарили ли они тебя за помощь?

– Нет, там было не до благодарностей, все пребывали в шоке. Трудно сейчас сказать, что было бы… По идее, все начали выбираться сами, я лишь подавал руку, тянул на себя. Наверное, все бы и без меня спаслись, а, может быть, и нет — все случилось так быстро, теперь трудно анализировать. Но я в любом случае рад, что смог помочь.

Вторым спасителем пассажиров злополучной маршрутки оказался 33-летний Денис Чишков — он помогал людям выбираться через другое окно микроавтобуса. После аварии парень поднялся на плотину, где попытался было поймать машину, но никто и не подумал тормозить: один из водителей остановился лишь после того, как Денис вышел на проезжую часть, широко расставив руки. Кстати, эта сцена отчетливо характеризует реакцию окружающих на происходящее. Упавшая с плотины на лед и погружавшаяся в воду маршрутка прекрасно просматривалась с моста, по которому шел практически непрерывный поток машин. Но камера видеонаблюдения зафиксировала, что сразу после ДТП у парапета остановился только один автомобиль — однако его водитель даже не вышел, а спокойно наблюдал, как маршрутка медленно проваливается под лед и из нее пытаются выбраться люди. Остальные и вовсе проезжали мимо, решив, очевидно, что происходящее не стоит их внимания.

Парней, которые спасали людей, обещали приставить к награде МЧС и будто бы пригласить для этого в Москву. Хорошо бы не забыли: рисковать своей жизнью ради других нынче совсем не в тренде.

Еще совсем недавно тех, кто добровольно рискнул жизнью, спасая людей, почитали и приводили в пример детям. Сегодня идеалы круто изменились, и нынче в выигрыше те, кто успел снять крутой ролик и выложить его в интернет. Как ни крути, освистанная в последние десятилетия советская мораль искала и выделяла в человеке лучшее, так же, как времена «чистогана» учат его поступать исключительно в соответствии с собственной выгодой. Мало кто вспомнит теперь пионеров-героев — тех, чьи имена предыдущие поколения знали наизусть.

И, наверное, лишь единицы знают сегодня, кто такой Шаварш Карапетян — спортсмен, спасший в 1976 году с десятиметровой глубины Ереванского водохранилища пассажиров упавшего туда троллейбуса. Он вытащил из воды живыми 20 человек, а остальных не успел: они были уже мертвы. А потом попал в больницу с заражением крови и сильной простудой. 45 суток пролежал в коме. О дальнейшей карьере в спорте уже не шло и речи. Но спустя девять лет он случайно оказался рядом со спортивно-концертным комплексом в Ереване, когда там начался пожар — и вновь рисковал жизнью, вынося людей из охваченного огнем здания, получив при этом ожоги и травмы. А за два года до падения в водохранилище троллейбуса Шаварш остановил еще один, с тридцатью пассажирами, который без водителя покатился в сторону пропасти, — разбив локтем стекло и повернув руль в сторону горы. Отвечая потом на вопрос, как ему это удалось, спортсмен сказал: «Просто я был ближе всех».

На фоне этой истории поступок Павла Рогожина и Дениса Шишкова, конечно, выглядит логично и просто. А как выглядят поступки тех, кто смотрел на уходящую под лед маршрутку из окон проезжающих мимо машин — решайте сами.
Автор:
Александр Молчанов (Челябинск)
Первоисточник:
http://rusplt.ru/
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти