Прощай, "Энтерпрайз"!

Прощай, "Энтерпрайз"!

1 декабря 2012 года в военно-морской базе Норфолк (шт. Вирджиния) состоялась церемония деактивации «ядерного сердца» могучего авианосца «Энтерпрайз». Пятьдесят лет службы во имя демократии пролетели как один день – и вот, 340-метровый корабль навсегда замер у причальной стенки.

С марта по ноябрь 2012 года «Энтерпрайз» совершил свой последний боевой поход в зону Персидского залива. Увы, интересная конспирологическая гипотеза о принесении старого корабля в жертву в качестве повода для нападения на Иран не подтвердилась – авианосная группировка отработала задачи в Аравийском море и благополучно вернулась в Норфолк.


Еще при приближении к берегам Северной Америки, прямо в открытом океане, началась операция по выгрузке боезапаса: днем и ночью на протяжении нескольких дней элеваторы поднимали на полетную палубу тысячи боеприпасов, которые потом, с помощью вертолетов, доставлялись на идущие на траверзе «Энтерпрайза» транспорты снабжения. 1260 вертолетных рейсов потребовалось, чтобы опорожнить гигантские погреба старого авианосца. В настоящий момент проводится выгрузка ядерного топлива из восьми реакторов авианосца «Энтерпрайз»: в его мощном корпусе безжалостно вырезаются огромные технологические отверстия для извлечения реакторных отсеков целиком.

Безоружный и неподвижный корабль будет находиться в составе флота еще как минимум до середины 2013 года. Только после спуска на воду нового атомного авианосца «Gerald R. Ford» состоится официальная церемония выведения «Энтерпрайза» из состава ВМС. В карьере первого в мире атомного авианосца наступит завершающая фаза: начнется разделка корабля на металл. Работы по утилизации «Энтерпрайза» должны завершиться к 2015 году.

Предложение о превращении «Энтерпрайза» в плавучий музей поддержки не получило: слишком дорого, сложно и небезопасно. Единственное, что может сохраниться от старого авианосца – его надстройка-«остров», которую планируется установить на берегу в качестве мемориала.

Жизнь и смерть ударного авианосца

«Энтерпрайз» (уважительно именуемый моряками «Большой Е») был своего рода эпохальным кораблем в морской истории – первый атомный авианосец, заложенный в 1958 году, на долгие десятилетия превратился во всемирное пугало, олицетворяя своим зловещим и фантастическим обликом американский империализм.
Первое же боевое задание «Энтерпрайза» едва не поставило мир на грань ядерной катастрофы. Во время блокады Кубы (Карибский кризис, 1962 г.) новейший атомный авианосец был одним из «козырей» Пентагона.

Пользуясь всемирной популярностью «Энтерпрайза», американцы постарались по максимуму «раскрутить» свой супер-корабль: 31 июля 1964 года из Гибралтара вышло «Оперативное соединение 1» в составе атомного авианосца «Энтерпрайз», атомного крейсера «Лонг Бич» и легкого атомного крейсера «Бэйнбридж». Целью операции «Морская орбита»* стало кругосветное плавание с целью демонстрации возможностей ВМС США и устрашения всех геополитических противников. За 65 дней «кругосветки» эскадра прошла 30 тысяч морских миль, совершив заходы в порты Карачи (Пакистан), Сидней (Австралия) и Рио-де-Жанейро (Бразилия).

*Повторение пропагандистского кругосветного похода 16 американских броненосцев (1907- 1909 гг.).

Вокруг света за 65 дней. Сверху вниз: "Бэйнбридж", "Лонг Бич", "Энтерпрайз"

На счету «Энтерпрайза» - квинтэссенции всех передовых научных достижений, было немало других мировых рекордов:

- первый атомный авианосец в 60-е годы удерживал звание самого крупного корабля (полное в/и «Энтерпрайза» 93 тысячи тонн),
- на «Энтерпрайзе» впервые появился радар с фазированной антенной решеткой (SCANFAR),
- первый корабль, с чисто авиационным вооружением (перерасход средств вынудил конструкторов отказаться от каких-либо систем самообороны, только в 1967 году на корабле установили первые ЗРК «Си Спэрроу»)
- на борту «Энтерпрайза» установлено самое большое количество ядерных реакторов – целых 8 штук (сомнительное достижение, говорящее лишь о несовершенстве ядерных технологий в 50-е годы),
- первый корабль с ядерной силовой установкой, принявший участие в боевых действиях,

- в декабре 1969 г., во время Войны во Вьетнаме, самолеты с авианосца «Энтерпрайз» установили до сих пор непобитый рекорд, выполнив за сутки 178 боевых вылетов,
- самая долгая служба в действующем составе флота (51 год),
- наконец, «Энтерпрайз» - первый из атомных авианосецев-гигантов, который должен пройти процесс утилизации.

За яркими дотижениями и интересными техническими подробностями скрываются боевые будни: кровавый след протянулся за «Энтерпрайзом» через весь Земной шар. Вьетнам, Ирак, танкерная война и погром иранского флота (операция «Богомол»), Филиппины, Балканы, Афганистан… график боевых походов был столь интенсивен, что активная зона реакторов выгорала за два года вместо запланированных 13 лет эксплуатации.
Увы, никто из жертв не успел поквитаться со своим обидчиком – «Энтерпрайз» разбомбил их всех и спокойно почил во славе и благополучии.

USS Enterprise (СVN-65) проходит Суэцкий канал


Судный день

Однако, «Энтерпрайзу» за все его гнусные дела однажды отомстила сама природа: 14 января 1969 года новейший супер-авианосец едва не сгорел у побережья Гавайев. Сюжет прост: небрежно припаркованный тягач со вспомогательной силовой установкой вызвал нагрев боеприпасов, подвешенных под крылом готового к вылету «Фантома». Бах! Это сдетонировала 127 мм ракета «Зуни», вся корма «Энтерпрайза» в один миг превратилась адское пекло.

Американские моряки озадаченно рассматривают сгоревшую корму корабля

Под грохот детонирующих бомб и вспышки фейрверков от разлетающейся шрапнели экипаж бросился тушить свой корабль. Как было установлено позднее, на палубе прогремело 18 взрывов (в т.ч. сдетонировало восемь бомб массой 227 кг и нескольких десятков тонн авиационного керосина)! Сквозь пробоины в броневой полетной палубе пламя спустилось в ангар, где бушевало более трех часов – от многих самолетов остались только тугоплавкие элементы конструкции двигателя.
В катастрофе погибло 27 моряков, 300 получили ранения и ожоги. Огонь уничтожил 15 самолетов, еще десять машин получили повреждения. Взрывы серьезно повредили конструкцию полетной палубы, ремонт «Энтерпрайза» продолжался целый месяц.

Привет, «Энтерпрайз»!

Нынешний «Энтерпрайз» (оперативный код CVN-65) – восьмой военный корабль в истории США с этим названием, был в свою очередь наречен в честь героя Второй мировой войны, тяжелого авианосца «Энтерпрайз» (типа «Йорктаун»).
1 декабря 2012 года, во время церемонии деактивации авианосца «Энтерпрайз», министр Военно-морских сил Рэй Мабус объявил, что его имя, по традиции, перейдет к будущему авианосцу CVN-80 (тип «Форд»). Заявление было встречено бурными аплодисментами.
В качестве завещания для экипажа будущего «Энтерпрайза», моряки нынешнего корабля приготовили 200-фунтовую «капсулу времени», которая будет встроена в конструкцию нового авианосца. В ней – записки, сувениры, пожелания, частицы корпуса старого корабля. Что ни говори, авианосец «Дерзновенный» (именно так можно перевести «Энтерпрайз») красиво закончил свою жизнь.
Теперь количество американских авианосцев уменьшилось до 10 единиц, и данная ситуация будет сохраняться до 2015 года.


Пара фотографий с церемонии деактивации







Знаете, каким он парнем был!
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти