Military Review

Mi-18 - remaining in the project

7
In the second half of the 1970-ies of the USSR Air Force, a new helicopter was needed, which could lift more than 30 people into the air. The Mi-8MT had a suitable carrying capacity, but it was impossible to accommodate such a number of paratrooper soldiers in it due to the size of its cabin. Understanding this in OKB them. Mile, as well as in his Kazan branch (now it is Kazan Helicopters Mi Research and Production Enterprise), which then worked on all modifications and modifications of the Mi-8, suggested simply increasing the fuselage of a serial helicopter through the use of additional sections. A similar approach for quite a long time has been successfully used in aircraft manufacturing.

The Mi-18 helicopter was to be a deep modernization of the existing Mi-8 helicopter-hardworking helicopter. Therefore, the tasks and purpose of both machines were identical. The Mi-18 was intended for the transportation of paratroopers, the transport of passengers, the evacuation of those wounded in combat, as well as the transportation of various cargoes and the implementation of fire support for the ground forces in the event that various additional weapons were mounted on the helicopter.

The modernization of the helicopter in Kazan started in the year 1977. Originally it was planned to simply lengthen the fuselage of the existing Mi-8MT by incorporating 2-x half-meter sections, which were located parallel to the center of gravity of the machine, while a new additional porthole appeared on board the helicopter. Due to this, there was an increase in the cargo compartment, lengthening it by a meter made it possible to transport the passenger 34 - instead of the 28; 29 paratroopers - instead of 24; 18 wounded, placed on a stretcher - instead of 12. Has undergone a change and equipment of the helicopter. Upgraded machines received the designation Mi-18. Tests of the new helicopter were launched in the 1979 year. But in this form the helicopter did not exist for long.

Due to the lengthening of the fuselage, its vibration characteristics and longitudinal rigidity deteriorated significantly. At the same time, the experience of the Afghan war suggested that it would be necessary to place additional weapons and reservations in the nose of the helicopter, but it was no longer possible to ensure the calculated alignment of the vehicle. In addition, the customer insisted that the helicopter differed from its predecessor not only by increasing the size of the cockpit, but also by improving the economic and flight performance. For this it was necessary to carry out work on a significant improvement in the aerodynamic characteristics of the machine.
Mi-18 - remaining in the project
Mi-18, Air Force Center in Torzhok

In carrying out the work, Kazan aircraft designers used 2-e serial machines Mi-8МТ, having 93114 and 93038 serial numbers. One of these helicopters was designed to carry out studies of flight performance, the second - to conduct tests for electromagnetic compatibility of equipment. Both of these machines became the basis for all subsequent work to translate the project of the new helicopter, which received the designation Mi-18, into life.

The next alteration of the helicopter was already more global, two half-meter push-in sections were removed, and their place was taken by one solid meter section, on which there was an additional porthole located behind the center of gravity. At the same time, the rear fuselage contours underwent a significant change, which contributed to a decrease in its resistance.

In this case, alterations are not over. On the Mi-18 helicopters, the lower part of the fuselage underwent flattening, where (under the floor of the cargo compartment) the side fuel tanks sufficiently characteristic for the entire Mi-8 helicopter family were moved into the stream. On the Mi-18, the new carrying caisson tanks were fairly organically incorporated into the power structure of the lower part of the fuselage, which was a novelty in the field of helicopter construction. Such placement of fuel tanks not only improved the aerodynamics of the Mi-18 helicopter, but also, by increasing the construction height of the floor, ensured an increase in the strength and rigidity of the fuselage. In this case, the natural frequencies of the fuselage and the vibration characteristics of the helicopter were significantly improved. The created new design of the helicopter fuselage made it possible to transport significantly heavier loads. A certificate for an industrial design was obtained for an artistic design solution of the external lines of the Mi-18 helicopter.

Since the speed of the helicopter was supposed to grow to 270 km / h, it became necessary to install a retractable landing gear. At the same time, the pyramidal chassis was replaced by a three-post linkage, similar to that already used on the Mi-14 helicopter. The main landing gear at the same time were removed in a small and fairly elegant pylons, wings, located on the sides. To reduce the number of speakers in the flow of units on one of the prototypes of the Mi-18, the kerosene heater fairing was removed. In general, the shape of the new helicopter in comparison with its predecessor have become much more noble.
Standard Mi-8MT

A significant improvement in the economic and flight performance of the Mi-18 helicopter was to be facilitated by the installation of new blades made of fiberglass. The tail rotor was moved from the right side of the tail boom to the left side. A modification of the engines used was also envisaged. To protect the car from anti-aircraft missiles, special screen-exhaust devices were installed, which were responsible for suppressing the infrared radiation of helicopter engines. The number of side doors increased to 2-x. It was decided to change the electrical equipment of the machine, it was supposed to equip the helicopter Mi-18 with radar.

Factory tests, which the Mi-18 took place in the 1982 year, demonstrated the following flight performance of the new machine: the 10-15% increased the flight range; on 11-12% increased maximum flight speed; the 10-12% was able to reduce fuel consumption (up to 0,25 kg / hp h). In this case, in the case of further development of the new fiberglass blades, the characteristics of the helicopter could be further improved. With all this in its weight characteristics of the machine, in fact, moved to another class. While the conventional Mi-8MT could transport up to 4 tons of cargo inside the fuselage and up to 3 tons on the external sling, the new Mi-18 could transport 5 tons of cargo both inside the fuselage and outside, and the designers hoped to bring the maximum load on the outside Suspension up to 6 - 6,5 tons.

In the event that the helicopter was put into service, its designers assumed the maximum use of technological equipment of mass production, as well as experience in the repair and operation of the Mi-8 helicopter. At the same time, the direct conversion of already existing Mi-8 helicopters into Mi-18 was envisaged. The flight crew was planned to be transferred from one helicopter to another, practically without retraining and retraining. But the coming restructuring and the collapse of the country confused all the plans of the creators of the helicopter.

The leadership of the CPSU demanded from designers the development of fundamentally new types of equipment that would correspond in their characteristics to the latest foreign counterparts, and not to modernize existing helicopters. In addition, the war in Afghanistan ended. Under the new conditions, the USSR Air Force was no longer able to finance the further development of the Mi-18, deciding to limit itself to the availability of multi-functional Mi-8 helicopters. At the same time, the Ministry of Civil aviation preferred the creation of a more promising Mi-38 helicopter.
Mi-18, Air Force Center in Torzhok

The only two models built Mi-18 were transferred to the training centers of the Russian Air Force as visual aids. One of them is located in the Tver region in the town of Torzhok in the Helicopter Training Center. Many elements of construction and equipment that were tested on the Mi-18 were later used on the serial Mi-8МТ and Mi-17.

The tactical and technical characteristics of the Mi-18 helicopter:

Dimensions: main propeller diameter - 21,3 m., Tail rotor diameter - 3,9 m. Length –19,42 m., Fuselage width - 2,5 m., Height - 4,86 m.
Helicopter mass: normal take-off - 11 000 kg, maximum take-off - 13 000 kg.
Type of power plant: 2 GTE TV3-117МТ, power 1425 kW.
The maximum flight speed is 270 km / h.
Cruising speed –240 km / h.
Practical range - 580 km.
Practical ceiling - 5 500 m.
Static ceiling - 3 200 m.
Crew - 3 person.
The payload is up to 30 people, about 5 000 kg. in the cab or on the outer suspension.

Information sources:
-http: //www.airwar.ru/enc/uh/mi18.html
-http: //www.brazd.ru/av/mi-18.html
-http: //www.vertolet-media.ru/helicopters/mvz/mi18/
Author:
7 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Chicot 1
    Chicot 1 7 December 2012 08: 14
    +5
    In my opinion, such a machine (based on the new "171" series) equipped with an air refueling system could be in demand in the system of our army aviation ...
    In addition, on the basis of such a "long" it is possible to create an amphibious helicopter (as a replacement for the famous Mi-14). The elongated glider will make the car more stable while it is on the surface of the water ...
    In a word, such a helicopter has advantages. The main thing is to use them in practice ...
    1. Chicot 1
      Chicot 1 7 December 2012 10: 53
      +2
      Mi-18. The initial and second, finalized (brought) options ...
  2. Greyfox
    Greyfox 7 December 2012 08: 28
    +5
    One of the Mi-18 was a textbook in KVATU (Kirov Military Aviation Technical School). There I found him in 90's. In the 2000's, the school was disbanded, where they shared a unique copy, I do not know. Some turntables were sent to Syzran, some were cut in place. I hope he did not suffer such a fate .....
    1. Chicot 1
      Chicot 1 7 December 2012 10: 47
      +2
      The one in the picture from Torzhok. About the fate of the rest of the Mi-18 information has not met. Her Mi-18 is generally small. Although the car is interesting and in my opinion it was promising ...
      "Was" ... But whether the idea of ​​"long length" will be revived is unknown. But I wanted to be reborn ...
      1. PLO
        PLO 7 December 2012 13: 35
        +2
        But it is not known whether the idea of ​​the "long length" will be revived. But I wanted to be reborn ...

        so there is Mi-38
        1. Chicot 1
          Chicot 1 7 December 2012 14: 12
          +2
          You "+", Oleg smile , but ...

          Mi-38 - a long-term construction of thirty years ago. And the fact that he will go to a large series in the foreseeable future is very, very doubtful. Especially after the appearance of the so-called. "171" series of Mi-8/17 machines ...
          And in essence, the Mi-38 is a logical continuation of the G18 (and its supposed, but never completed replacement), but not a continuation of the Mi-XNUMX long-length ...
          In principle, a "length" with the ability to refuel in the air (as well as an amphibious helicopter) could be created on the basis of the Mi-38. But there is no point in letting them into production without putting the base machine into series. It is much more practical to do this using the Mi-8/17 series ...
  3. studentmati
    studentmati 7 December 2012 23: 48
    +1
    Currently, there are already many publications on various topics: fighters, bombers, attack aircraft, jet ... I turn to aviation historians and publishers - I would like to see a detailed and professional book about similar real flying experimental samples of aircraft.

Ми-18 – оставшийся в проекте

Во второй половине 1970-х годов ВВС СССР понадобился новый вертолет, который мог бы поднять в воздух более 30 человек. Ми-8МТ обладал подходящей грузоподъемностью, но вот разместить в нем такое количество солдат-десантников было невозможно из-за габаритов его кабины. Понимая это в ОКБ им. Миля, а также в его казанском филиале (теперь это Казанское научно-производственное предприятие «Вертолеты «Ми»), который тогда работал над всеми модификациями и доработками Ми-8, предложили просто увеличить фюзеляж серийного вертолета за счет использования дополнительных секций. Похожий подход достаточно долгое время успешно использовался в самолетостроении.

Вертолет Ми-18 должен был стать глубокой модернизацией существующего вертолета-трудяги Ми-8. Поэтому задачи и предназначение у обоих машин были идентичными. Ми-18 предназначался для транспортировки десантников, перевозки пассажиров, эвакуации раненных в условиях боевых действий, а также перевозки различных грузов и осуществления огневой поддержки сухопутных войск в случае установки на вертолет различного дополнительного вооружения.

К модернизации вертолета в Казани приступили в 1977 году. Первоначально планировалось просто удлинить фюзеляж существующего Ми-8МТ с помощью включения в его состав 2-х полуметровых секций, которые размещались параллельно центру тяжести машины, при этом на борту вертолета появился новый дополнительный иллюминатор. За счет этого происходило увеличение грузовой кабины, удлинение ее на метр позволяло перевозить 34 пассажира – вместо 28; 29 десантников – вместо 24; 18 раненых, размещенных на носилках – вместо 12. Претерпело изменение и оборудование вертолета. Прошедшие модернизацию машины получила обозначение Ми-18. Испытания нового вертолета были начаты в 1979 году. Но в таком виде вертолет просуществовал недолго.


По причине удлинения фюзеляжа существенно ухудшились его вибрационные характеристики и продольная жесткость. При этом имеющийся опыт афганской войны подсказывал, что в носу вертолета необходимо будет размещать дополнительное вооружение и бронирование, но обеспечить при этом расчетную центровку машины уже не представлялось возможным. Помимо этого, заказчик настаивал на том, чтобы вертолет отличался от своего предшественника не только увеличением габаритов кабины, но и улучшением экономических и летно-технических показателей. Для этого необходимо было провести работы по значительному усовершенствованию аэродинамических характеристик машины.
Ми-18 – оставшийся в проекте
Ми-18, Центр ВВС в Торжке

При проведении работ казанские авиаконструкторы использовали 2-е серийных машины Ми-8МТ, имеющих заводские номера 93114 и 93038. Один из этих вертолетов предназначался для проведения исследований летно-технических характеристик, второй – для проведения испытаний на электромагнитную совместимость оборудования. Обе эти машины стали базой для всех последующих работ по воплощению проекта нового вертолета, получившего обозначение Ми-18, в жизнь.

Следующая переделка вертолета была уже более глобальной, две полуметровых вставных секции были убраны, а их место заняла одна сплошная метровая секция, на которой располагался дополнительный иллюминатор, расположенный за центром тяжести. При этом существенное изменение претерпели обводы задней части фюзеляжа вертолета, что способствовало уменьшению его сопротивления.

При этом переделки на этом не закончились. Hа вертолетах Ми-18 уплощению подверглась нижняя часть фюзеляжа, куда (под пол грузовой кабины) были перемещены достаточно характерные для всего семейства вертолетов Ми-8 боковые топливные баки, выступающие в поток. На Ми-18 новые несущие кессон-баки были достаточно органично вписаны в силовую конструкцию нижней части фюзеляжа, что было новинкой в области вертолетостроения. Такое размещение топливных баков не только улучшило аэродинамику вертолета Ми-18, но и, за счет увеличения строительной высоты пола, обеспечивало рост прочности и жесткости фюзеляжа. При этом собственные частоты колебаний фюзеляжа и вибрационные характеристики вертолета удалось существенно улучшить. Созданная новая конструкция фюзеляжа вертолета позволяла перевозить существенно более тяжелые грузы. На художественно-конструкторское решение внешних обводов вертолета Ми-18 было получено свидетельство на промышленный образец.

Так как скорость полета вертолета должна была вырасти до 270 км/ч, возникла необходимость установки убираемого шасси. При этом пирамидальное шасси было заменено трехстоечным рычажным, подобным тому, что уже использовалось на вертолете Ми-14. Основные стойки шасси при этом убирались в небольшие и довольно элегантные пилоны-крылья, расположенные по бокам. Для уменьшения количества выступающих в поток агрегатов на одном из опытных образцов Ми-18 был убран обтекатель керосинового обогревателя. В целом формы нового вертолета в сравнении с его предшественником стали значительно благороднее.
Ми-18 – оставшийся в проекте
Стандартный Ми-8МТ

Значительному улучшению экономических и летно-технических характеристик вертолета Ми-18 должен был способствовать монтаж новых лопастей из стеклопластика. Рулевой винт был перенесен с правой стороны хвостовой балки на левую сторону. Предусматривалась также и модификация используемых двигателей. Для защиты машины от зенитных ракет были установлены специальные экранно-выхлопные устройства, которые отвечали за подавление ИК-излучения двигателей вертолета. Число боковых дверей увеличили до 2-х. Решено было изменить и электрооборудование машины, предполагалось оснастить вертолет Ми-18 радиолокатором.

Заводские испытания, которые вертолет Ми-18 проходил в 1982 году, продемонстрировали следующее летно-технические характеристики новой машины: на 10-15% увеличилась дальность полета; на 11-12% возросла максимальная скорость полета; на 10-12% удалось снизить расход топлива (до 0,25 кг/л.с. ч). При этом в случае дальнейшей доводки новых стеклопластиковых лопастей, характеристики вертолета могли быть еще улучшены. При всем этом по своим весовым характеристикам машина, по сути, переместилась в другой класс. В то время как обычный Ми-8МТ мог перевезти до 4 тонн груза внутри фюзеляжа и до 3 тонн на внешней подвеске, то новый Ми-18 мог перевезти 5 тонн грузов как внутри фюзеляжа, так и снаружи, а конструкторы надеялись довести максимальную нагрузку на внешней подвеске до 6 - 6,5 тонн.

В том случае, если бы вертолет был принят на вооружение, его конструкторы предполагали по максимуму применять технологическую оснастку серийного производства, а также опыт ремонта и эксплуатации вертолета Ми-8. При этом предусматривалась и прямая переделка уже существующих вертолетов Ми-8 в Ми-18. Летный состав планировалось переводить с одного вертолета на другой, практически без переподготовки и переучивания. Но наступившая перестройка и развал страны спутали все планы создателей вертолета.

Руководство КПСС потребовало от конструкторов освоения принципиально новых видов техники, которые соответствовали бы по своим характеристикам самым новым зарубежным аналогам, а не модернизации уже существующих вертолетов. К тому же закончилась война в Афганистане. В новых условиях ВВС СССР уже не смогли финансировать дальнейшую разработку Ми-18, решив ограничиться имеющимся в наличии многофункциональными вертолетами Ми-8. В это же время министерство гражданской авиации отдало предпочтение созданию более перспективного вертолета Ми-38.
Ми-18 – оставшийся в проекте
Ми-18, Центр ВВС в Торжке

Единственные два построенных образцы Ми-18 были переданы в учебные центры российских ВВС в качестве наглядных пособий. Один из них находится в Тверской области в городе Торжке в Центре подготовки вертолетчиков. Многие элементы конструкции и оборудования, отработанные на Ми-18 в дальнейшем были использованы на серийных Ми-8МТ и Ми-17.

Тактико-технические характеристики вертолета Ми-18:

Размеры: диаметр главного винта – 21,3 м., диаметр хвостового винта – 3,9 м. длина –19,42 м., ширина фюзеляжа – 2,5 м., высота – 4,86 м.
Масса вертолета: нормальная взлетная – 11 000 кг, максимальная взлетная – 13 000 кг.
Тип силовой установки: 2 ГТД ТВ3-117МТ, мощностью 1425 кВт.
Максимальная скорость полета – 270 км/ч.
Крейсерская скорость –240 км/ч.
Практическая дальность полета – 580 км.
Практический потолок – 5 500 м.
Статический потолок – 3 200 м.
Экипаж – 3 человека.
Полезная нагрузка – до 30 человек, около 5 000 кг. в кабине или на внешней подвеске.

Источники информации:
-http://www.airwar.ru/enc/uh/mi18.html
-http://www.brazd.ru/av/mi-18.html
-http://www.vertolet-media.ru/helicopters/mvz/mi18/
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. Chicot 1 7 декабря 2012 08:14
    На мой взгляд подобная машина (сделанная на базе новой "171" серии) оснащенная системой дозаправки в воздухе могла бы быть востребованной в системе нашей армейской авиации...
    К тому же, на базе такого вот "длинномера" возможно создать и вертолет-амфибию (как замена знаменитому Ми-14). Удлиненный планер сделает машину более устойчивой во время ее нахождения на поверхности воды...
    Одним словом, достоинства у подобного вертолета есть. Главное граммотно их использовать на практике...
    1. Chicot 1 7 декабря 2012 10:53
      Ми-18. Первоначальный и второй, доработанный (доведенный) варианты...
  2. Greyfox 7 декабря 2012 08:28
    Один из Ми-18 находился в качестве учебного пособия в КВАТУ (Кировском военном авиационно-техническом училище).Там я его в 90-х и застал. В 2000-х училище расформировали,куда дели уникальный экземпляр-не знаю. Некоторые вертушки отправляли в Сызрань,некоторые резали на месте. Надеюсь его такая участь не постигла.....
    1. Chicot 1 7 декабря 2012 10:47
      Тот, что на снимке из Торжка. О судьбе остальных Ми-18 инфы не встречал. Ее по Ми-18 вообще мало. Хотя машина интересная и на мой взгляд перспективная была...
      "Была"... А вот возродится ли идея "длинномера" неизвестно. Но хотелось, чтобы возродилась...
      1. olp 7 декабря 2012 13:35
        А вот возродится ли идея "длинномера" неизвестно. Но хотелось, чтобы возродилась...

        так ведь есть Ми-38
        olp
        1. Chicot 1 7 декабря 2012 14:12
          Вам "+", Олег smile , но...

          Ми-38 - долгострой тридцатилетней давности. И то, что он пойдет в большую серию в обозримом будущем очень и очень сомнительно. Особенно после появления т.н. "171" серии машин типа Ми-8/17...
          Да и по сути своей Ми-38 это логичное продолжение "восьмерки" (и ее предпологаемая, но так и не состоявшаяся замена), но никак не продолжение "длинномера" Ми-18...
          В принципе, "длинномер" с возможностью дозаправки в воздухе (равно как и вертолет-амфибию) можно было создать и на базе Ми-38. Но смысла пускать их в производство не запустив в серию базовую машину нет. Гораздо практичнее сделать это используя ряд Ми-8/17...
  3. studentmati 7 декабря 2012 23:48
    В настояще время уже существует множество изданий по различным тематикам: истребители, бомбардировщики, штурмовики, реактивные,.... Обращаюсь к историкам авиации и издателям - хотелось бы увидеть подробную и профессиональную книгу о подобных реальных летающих экспериментальных образцах авиационной техники.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня