Передвижные французские 340 мм орудия – М 1881/1884/1893 на ЖД

1
Французская артиллерия начала 20 века, постепенно наращивая калибр, перебиралась со своих штатных стационарных мест на ж/д-платформы. Многие орудия, совершившие такой переход – корабельные орудия, которые заменялись более современными образцами. Однако, не только с кораблей брались орудийные установки – так, французских конструкторов компании «Schneider» заинтересовали береговые решения крупного калибра. До этого момента инженеры компании уже имели успешный опыт установки орудийных установок на ж/д-платформу вплоть до калибра 274мм. Выбор следующих пушек калибра 340мм, стоящих на балансе береговой обороны был не случаен – пушки уже морально устаревали из-за своих баллистических характеристик, и не могли на равных вести борьбу с современными дальнобойными корабельными орудиями противника. Другим фактором, становится ответственность Англии за береговую оборону французского побережья в ходе Первой мировой войны. Так, с 1916 года, 340 мм орудия модели 1881/1884/1893 года стали устанавливать на ж/д-платформу, что должно было существенно увеличить артиллерийскую мощь Франции. Орудийные установки 340мм калибра использовали к тому же мощные фугасные боеприпасы, которые можно было с успехом использовать на фронте для поддержи сухопутных войск.

Передвижные французские 340 мм орудия – М 1881/1884/1893 на ЖД


Пушки калибра 340мм М 1881/1884 были практически одинаковы по конструктивному решению. Длина орудий 28-30 калибров с длиной нарезного ствола примерно 22 калибра. Эти орудия вели огонь фугасными боеприпасами весом 432-465 килограмм на максимальное расстояние до 18.5 километров. Собственный вес орудия - не более 52 тонн, а вес орудия с ж/д-платформой составлял порядка 185-190 тонн. Для ведения огня из орудий на ж/д-платформе, требовалось обеспечить опору. По сравнению с орудиями 274мм калибра, увеличили число опор – теперь их стало 7 единиц. Время боевого разворачивания ж/д-орудия осталось на прежнем уровне и составляло не более 35 минут. Вертикальные углы наведения - до 40 градусов, горизонтальные обеспечивались перемещением ж/д-орудия по криволинейным решениям железнодорожных путей.

При установке орудия М1893 калибра 340мм применялись такие же решения. Пушку устанавливали на немного модернизированный лафет, также обеспеченный 7 опорами. Пушка также снята с береговой обороны, хотя и являлась еще достаточно дальнобойным орудием. М1893 имела длину ствола в 36.8 калибров и использовала аналогичные фугасные боеприпасы. Однако дальность ведения огня ими были не в пример дальше – так, фугасный боеприпас весом 432 килограмма орудие посылало на дальность почти 27 километров, фугасный снаряд весом 465 килограмм орудие посылало на дальность 25.4 километра. Вертикальные углы наведения орудия составляли 3-40 градусов. Горизонтальные углы наведения обеспечивались перемещением ж/д-орудия по криволинейным решениям железнодорожных путей. Интересной особенностью установки орудия М1893 на ж/д-платформу, конечный вес ж/д-орудия. При большей длине орудия и немного большим собственным весом в 53 тонны, вес ж/д-орудия был даже меньше, чем у ж/д-орудий М1881/1884 и составлял 183 тонны.

Однако ж/д-платформа, разработанная для орудий калибра 274мм, приняв орудия калибра 340мм практически исчерпала свой конструкционный запас, и для дальнейшего наращивания калибра на ж/д-основе требовалась новая жд-платформа, для чего в данную конструкцию требовалось внести существенные изменения.



Основные характеристики 340мм орудий:
- калибр – 340 мм;
- ствол М 1881(1884) /1893 – 28-30/36.8 калибров;
- вертикальные углы наведения до 40 градусов;
- вес М 1881(1884) /1893 – 185-190/183 тонны;
- боеприпасы – фугасные 432/465 килограмм;
- скорость снаряда М 1881(1884) /1893 – 600/740 м/с;
- дальность стрельбы М 1881(1884) /1893 до 20/27 километров.

Источники информации:
http://milday.ru/france/france-army/france-artillery/1043-340-mm-pushki-m-1881-m-1884-i-m-1893-na-zheleznodorozhnyh-transporterah.html
http://zonawar.ru/artileru/rail_guns/340-mm_M1884.html
http://www.thefullwiki.org/340mm/28_Mod%C3%A8le_1881_gun
1 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Братец Сарыч
    +2
    10 декабря 2012 14:44
    Экономные эти французы - устарела береговая пушка, так ее на рельсы ставить приспособились! Конечно, на фронте такая дура немало "веселых минут" противнику способна принести, особенно те, которые на 27 километров свои сундуки бросали...
  2. Akim
    +2
    10 декабря 2012 16:01
    У нас тоже корабельные орудия ставили на шасси. Корабельная пушка стала основой для 180/мм С-23. Правда произошло это на 40 лет позже. Зато ее тягач мог тащит, а не паровоз.
    1. +1
      10 декабря 2012 23:10
      А 406-е которые были думаны для республик на платформы у нас ставили?,проект вроди-бы был....
      1. Akim
        0
        10 декабря 2012 23:39
        Точно не знал. Был и 306-мм и 254-мм ж/д платформы с корабельными орудиями
        Но вот ТМ-1-180- - это до войны

        и тоже орудие С23 - после войны
  3. +1
    10 декабря 2012 17:51
    жуть конечно...
  4. +2
    29 ноября 2013 20:16
    Как для ПМП, где бал правили пулеметы и орудия, они могли сказать свое веское слово. Хотя не помню, что бы они где-то смогли что-либо изменить. А вот для ВМВ это уже чисто вспомогательное оружие для решения частных проблем обороны. В общем, время артиллерийских монстров прошло бесповоротно.