Евросоюз и Средняя Азия – парадоксы июньского саммита

10
Евросоюз и Средняя Азия – парадоксы июньского саммита

2 июня город-курорт Чолпон-Ата на о. Иссык-Куль в Киргизии примет второй по счету саммит «Евросоюз – Центральная Азия», где встретятся президент Европейского Совета ЕС Ш. Мишель, лидеры Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и зампредседателя правительства Туркмении.

Востребованный регион


Для региона такие встречи с осени прошлого года превращаются в своего рода марафон, поскольку параллельно идут аналогичные мероприятия с Китаем, Россией, а также между самими среднеазиатскими государствами. Предыдущий же саммит с ЕС проходил прошлой осенью. После совместной декларации, которую участники подписали недавно в китайском Сиане, понятно, что Евросоюз будет очень активен – регион, мягко говоря, сегодня востребован.



Нет никакого сомнения, что СМИ, по итогам (причем независимо от реальных результатов) выдадут в эфир традиционное «регион уходит». В медиа, в зависимости от участников таких мероприятий, регион уходит то в Китай, то на Ближний Восток, то в ЕС, то просто куда-то сам по себе. Нарратив популярен, довольно звучен, хотя ситуация гораздо сложнее и интереснее, что, впрочем, отнюдь не означает и благостной картины для России. Просто она сложнее этого нарратива.

За прошедшие полтора года Средняя Азия консолидировалась, многие процессы там происходят без внешней модерации – с опорой на внутренние силы. Это и пограничные вопросы, совместные программы и декларации, попытки создания общего пространства для торговли и транзита, унификация документооборота. Также завершился серьезный цикл политических, в т. ч. конституционных реформ. Появились обязательства (даже союзные) в плане обеспечения военной безопасности друг друга (Казахстан, Узбекистан, Киргизия).

Для внешнего мира пока еще непривычно работать со Средней Азией как с неким цельным политическим и экономическим формированием. В том числе и для России. Для внешних игроков задействовать традиционные механизмы противоречий сейчас довольно сложно. С другой стороны, при наличии стратегии и новой концепции с объединенным регионом в будущем работать потенциально проще, но такие стратегии и концепции еще надо выработать. Вот, собственно, этим сейчас и занимаются как в самой Средней Азии, так и вокруг нее.

Цели наших соседей вполне прозрачны и очевидны – получить возможность для масштабной инфраструктурной модернизации. Ведь советский задел фактически закончился, а без модернизации инфраструктуры наступит рано или поздно не просто кризис, а натуральный коллапс. Для внешних игроков стоит другая задача – определить место региона в своем проектном видении. А далее предстоит еще все состыковать друг с другом.

Для России такая ситуация является определенным вызовом, мы тоже не работали с подобным «коллективным форматом» – Средней Азией как с единым целым. В текущем виде формат ЕАЭС для такой работы не подходит, средств же, необходимых и достаточных для масштабной инфраструктурной модернизации региона (чтобы ЕАЭС усиливать и развивать в рамках прошлой концепции), у России сейчас нет.

В этом плане стоит взглянуть, с чем к коллективному региону идут с предложениями такие игроки, как ЕС и Китай. Посмотреть и попробовать выработать некую рациональную систему взаимодействия.

Казалось бы, после Сианьской совместной декларации, где по большому счету документально закрепилось вхождение Средней Азии в китайский экономический суперкластер, причем не просто транзитное или торговое направление, но как часть общей производственной базы, роль Евросоюза становится вторичной.

Ожидания ЕС


Действительно, если подходить к оценке в лоб, то что может просить на саммите ЕС, кроме активизации режима санкций и чего-то в плане пиар-акции вроде очередного стимулирования проектов Транскаспийского трубопровода? Можно даже не сомневаться, что подобные тезисы и станут для зарубежных СМИ основными информационными поводами на следующей неделе, а для отечественных медиа – темой для очередных опровержений, что «все не так однозначно».

Для того, чтобы разобраться, попробуем обратиться к итогам первого саммита «ЕС – Центральная Азия», а там в результате о санкциях говорилось на удивление мало, зато, помимо всего прочего, активно упоминалась как база «Стратегия ЕС для стран Центральной Азии» от 2019 года, которая действует как официальный рабочий программный документ.

В свое время наш МИД довольно жестко высказывался относительно этой стратегии, рассматривая ее как внешнюю уступку от ЕС для продвижения западных интересов в регионе в обход России и за счет России. Несмотря на то, что концептуально в стратегии взят за основу тезис об отсутствии противоречий между партнерством региона как с ЕС, так и ЕАЭС, а также иных объединений (ШОС, ОДКБ).

Наш МИД не так уж был неправ в конкретном моменте, поскольку такими уступками в то время ЕС пытался «перебить» ряд возможных инвестиционных соглашений в ТЭК. Но в итоге денег со стороны ЕС достаточных не поступило, товарооборот вырос, но в абсолютных цифрах это незначительные величины, а каких-то особых политических задач ЕС не решил.

Кстати, интересный факт, что именно Евросоюз рекомендовал в то время Узбекистану решение о присоединении к ЕАЭС как одно их оптимальных. Сегодня это кажется нонсенсом, однако ниже мы увидим, что у этих предложений имелась логика.

В октябре прошлого года на первом саммите на вопросы об ужесточении санкций со стороны наших соседей мягко указывалось, что соблюдать их, конечно, необходимо, но все-таки есть нюансы, заложенные в той самой базовой стратегии. А ведь стратегия предусматривает и развитие в информационной, технологической сферах, доступ к продуктам интеллектуальной собственности и т. д.

Тут среднеазиатские страны получают максимально широкое поле для интерпретаций и перекрестных выгод, и еще большой вопрос, насколько реально тут «в плюсе» находится сам Евросоюз. Тем более сейчас, когда очевидно, что регион стратегически нацелен на Китай.

Китай серьезных ограничений против России вводить не собирается, а среднеазиатские страны могут подходить к их исполнению с разной степенью формализма. Да, для России и такой подход это проблема, но это все-таки не тождественная ЕС позиция.

Тогда каких же практических результатов ждут в ЕС от таких саммитов?

Конечно, помимо договоренностей по урановому сырью и редкоземам, которые важны для Европы, особенно для Франции – ведь позиции ЕС в Африке слабеют с каждым месяцем.

Разобраться с этим вопросом можно, если рассматривать ЕС не как единое целое, пусть саммит и называется «ЕС – Центральная Азия», а как совокупность двух крупных проектных структур, которые друг друга «не переваривают», находятся в антагонистической позиции, но в данном конкретном случае просто вынуждены действовать совместно.

В марте в «Военном Обозрении» выходил материал, посвященный активизации Ватикана в Монголии («Зачем Ватикану еще и Монголия»), в прошлом сентябре Папа Римский Франциск совершил длительный визит в Казахстан, приуроченный к ШОС («Папа Римский в степях Казахстана»).

Ватикан – это довольно специфическая, но неотъемлемая часть проекта «традиционного глобализма» с дифференциацией мира по разделению труда, но едиными институтами инвестиций и регулирования торговли, программами «выравнивания» и многими другими инициативами. Тем не менее наш добрый партнер Китай являлся и является такой же частью этой модели. Его концепция «Сообщество единой судьбы» – это ответ Пекина на то, как он видит себя в этой модели, но видит внутри нее, а не вместо нее.

В рамках этой модели Китаю требуются европейские рынки, в рамках нее же он растет даже на печатном станке ФРС, который, если накачивает спрос в США без дополнительных торговых барьеров для Пекина, то увеличивает промышленное производство именно в Китае. Глобальный рынок в старой модели «инклюзивного капитализма» вполне устраивает Пекин, при учете его особенностей. Другое дело, что не устраивает качество управления в регулирующих институтах.

В чем парадокс?


Но парадокс заключается в том, что сегодня политическое управление в самом ЕС находится в руках не этой «группировки», а противоположной, для которой не существует никакой единой Европы «от Лиссабона и дальше», ЕС – это рынок сбыта, с ограниченной производственной базой, но уж точно не отдельный стоимостный и финансовый центр, а Китай – это прямая угроза, а не часть системы мирового разделения труда. Приоритет здесь отдается ценностным, квазирелигиозным установкам, а Россия – это часть «мира за стеной».

В США борьба между этими блоками приобретает зачастую уже гротескные формы, хотя оба лагеря одинаково ненавидят трампистов и их харизматичного лидера. Однако, если для Пекина условный «Давос» и «Римский клуб» – это органическая часть дискуссии о будущем, то второй лагерь, который держит всю политику нынешнего ЕС – это антагонист, причем антагонист ценностный, как для любого традиционно ориентированного общества.

Здесь украинский кризис является маркером, который хорошо показывает водораздел между этими группами. Попробуй условный Зеленский произнести в 1991 году фразу в Ватикане «нам посредники не нужны». Но сегодня другая ситуация, другие элиты, другая экономика. И отношение к проектам урегулирования на Украине – это тот самый маркер, которым можно отмечать принадлежность к тому или иному лагерю.

И, возвращаясь к региону, уже следующий парадокс заключается в том, что сегодня «традиционалисты» вынуждены опираться в Средней Азии на текущее политическое управление в ЕС и через него продвигать сотрудничество (как результат мы видим специфику указанной выше стратегии), а политическое управление ЕС «через не могу» вынуждено привлекать их к работе в Средней Азии, в надежде выторговать себе информационное влияние (НКО) и санкционные возможности в плане России.

В итоге для наблюдателя становится довольно непростой задачей вообще сформулировать происходящее на этом направлении, поскольку противоположные тезисы и интересы продвигаются одновременно. Это настолько непривычно, что обозреватели зачастую просто не справляются с задачей.

Но парадоксы на этом не заканчиваются, потому что в свою очередь Пекину, по-прежнему включенному в мировые кредитные и регулирующие институты, и самой Средней Азии требуется поддержка инфраструктурной модернизации со стороны этих самых глобальных институтов. Ведь то, что Китай нацелен вкладываться в инфраструктуру региона, не означает, что он спешит это сделать исключительно из своего кармана. Более того, в пока еще действующей экономической модели это невозможно без гарантий, дополнительных средств МВФ, финансового и экологического аудита и т. д.

Мы увидим в результате этого саммита на первый взгляд удивительный симбиоз, сочетание несочетаемого, когда нынешний политикум Евросоюза на деле выступит чуть ли не двигателем совместной работы по линии ЕС – Средняя Азия – Китай, но по факту на внешнеполитическом и санкционном поле не произойдет практически никаких изменений, а Китай и Средняя Азия получат расширение доступа региона к технологиям, а также финансовую поддержку со стороны макрофинансовых институтов.

Что в итоге здесь позитивного или негативного для России?


Во-первых, требуется еще раз подчеркнуть, что сегодня все подобные мероприятия сопровождаются специфической медиакампанией с нарративом «Россия проиграла». Причем любой повод тут, что называется, «лыко в строку».

Встречается Зеленский с представителем Ирака, значит Ирак уже передал авиацию ВСУ, случилась перестрелка на ирано-афганской границе, значит почти началась война между Ираном и Афганистаном, в апреле вышли десятки материалов о том, что Р. Эрдоган проиграл избирательную кампанию.

Сложно сказать, почему наши СМИ так любят все это опровергать, работая «вторым номером», кстати, почти всегда неудачно, но факт остается фактом – мы были и остаемся привязаны к повестке западных медиакорпораций. Поэтому один из простых, но действенных ответов тут – просто не реагировать сегодня на любые ссылки на выводы из источников вроде Bloomberg, Reuters, Financial Times и т. п.

Во-вторых, надо все-таки принять как свершившуюся данность то, что Средняя Азия сегодня является отдельной политической единицей, регионом с высокой степенью внутренней консолидации, который учится формулировать и отстаивать общие интересы.

Это не набор из пяти стран, а уже подобие единого организма, где преимущество отдается внутренним согласительным механизмам. Это требует изменения подходов в работе, причем концептуальных.

Ведь движение от ЕврАзЭС к ЕАЭС шло с прицелом на создание если не аналога Союзного государства, то полноценного единого экономического пространства, и нормативно, на уровне устава, комиссий, огромного комплекса документов и регламентов этот путь был командой С. Глазьева пройден.

Но как унификация тарифной политики и нацеленность на дальнейшую интеграцию будет стыковаться с тем фактом, что при взаимодействии с Китаем у нас со Средней Азией вырисовываются разные функции? Одно дело, когда условная Евразия – это некая общая фабрика, а другое дело, когда ее среднеазиатская часть интегрирована в промышленность Китая, а наша нет.

Единое транспортное пространство, транзитное, в данном случае благо, а тарифная политика?

Эти тенденции могут замедлиться, если в США наконец-то определятся с позицией торговой войны с Китаем, но, как мы видим, там внутренняя борьба может продолжаться довольно долго.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    5 июня 2023 05:09
    В рыболовецкой отрасли раньше был флагман,вокруг которого работали мелкие суда. Они сдавали улов,который после отправлялся на родину. Сейчас за право флагмана борются лишь несколько стран.И к сожалению не наша страна."Наша пресса работает вторым номером..." Ладно хоть она работает. Хотя во мном делает вид ,что работает. Даже семи пядей во лбу в такой обстановке трудно работать.Пиши что положено. От и До.
    1. +1
      5 июня 2023 08:27
      Какую привлекательную социально-экономическую модель Россия может предложить Средней Азии?
      Вот именно, потому разбегается Средняя Азия к более успешным мировым игрокам.
      1. -3
        5 июня 2023 10:42
        Цитата: Гражданский
        Какую привлекательную социально-экономическую модель Россия может предложить Средней Азии?

        А должна? Россия может предложить империю. А может и не предложить.
        А что могут предложить эти государства? Чёрную дыру для инвестиций? Пещерный национализм? Ущемление русскоязычного населения?
        Цитата: Гражданский
        Вот именно, потому разбегается Средняя Азия к более успешным мировым игрокам.

        Вспоминается страна на букву У, которая попыталась "разбежаться к более успешным игрокам". Прибалтика,, Грузия, Армения, Молдавия. Они очень хотели в сытую успешную Европу.
        Русскоязычных выгоняли, ассоциации подписывали, АЭС закрывали, промышленность разрушали, связи торговые рвали, на латиницу переходили, памятники сносили, историю переписывали. И где они теперь? Видимо в шоколаде))))) По самое горло
      2. 0
        5 июня 2023 17:02
        Цитата: Гражданский
        Какую привлекательную социально-экономическую модель Россия может предложить Средней Азии?
        Вот именно, потому разбегается Средняя Азия к более успешным мировым игрокам.

        А мы еще что-то остались должны Средний Азии? Их граждане уже обнаглели так, что целыми кишлаками сюда переезжают, но мы по-прежнему должны предложить привлекательную экономическую модель их баям? Что мы им можем предложить? Ну не производим мы ни стеклянных бус, ни зеленых бумажек. А больше их баев ничего не интересует.
  2. +5
    5 июня 2023 05:19
    Ведь советский задел фактически закончился, а без модернизации инфраструктуры наступит рано или поздно не просто кризис
    А Россия,предложить модернизацию не может,сама в таком положении,ждет манны небесной..
    1. -3
      5 июня 2023 11:03
      Цитата: parusnik
      А Россия,предложить модернизацию не может

      Модернизация не той системы))) Лениво успешные проекты перечислять. Всё равно для некоторых людей бриллианты будут мелкие
      1. 0
        11 июня 2023 11:42
        Так не перечисляйте, раз лениво. Могли б и вообще не комментировать. Ещё б ленивости потрафили.
  3. +1
    5 июня 2023 06:24
    Средняя Азия сегодня является отдельной политической единицей, регионом с высокой степенью внутренней консолидации, который учится формулировать и отстаивать общие интересы
    Отдельной политической единицей - можно согласиться, поэтому к нему такой интерес со стороны Запада и Китая. Высокая степень внутренней консолидации - очень спорно и как пример конфликты из-за воды, которые переходят в вооруженные стычки. И интересы они отстаивают не общие, а исключительно свои и порой сугубо меркантильные.
    1. +2
      5 июня 2023 06:30
      Все это, что называется, "в процессе". И скорость довольно высокая, они за полтора года пробежали дистанцию лет так в десять. И даже водяные вопросы постепенно стараются решать без внешних арбитров. Мне думается, что к этому у нас еще не выработаны внешнеполитические подходы, а может особо и не стремятся вырабатывать.
  4. 0
    6 июня 2023 15:16
    По Пути Украины пойдут, у них и так там не спокойно по моему
    ЕС не думает сколько у нас тут от их стран работает народу?
    Они приедут санкциями пугать, но народу этих стран плевать они товары будут все равно возить в россию. За много лет они никому особо не были нужны.
    Ну потому что все может кончится очередным майданом с печенюшками из сша, и водой с наркотиками
    Запад он такой кто с ними договаривается с теми они и работают, но на их , а условия там одни вы не печатаете свою валюту берете кредиты
    Зачем думаете всю европу на евро перевели, чтобы страны не могли развиватся. Чтобы эти страны деньги брали в кредит типа по примеру сша, они показывают всему миру что у себя деньги берут
    И чтобы вы не печатали деньги они скажут а давайте мы у вас производства поставим свои, народ соглашается
    На примере Украины Европа на все глаза закрывает, на убиство гражданских, в Буче украина растреляла мирных виновата Россия. Посмотрите вот на свою Европу
    Еврооюз просто уничтожил украину своими обещаниями.
    Не совсем понимаю как майданщики только убедили народ что надо вот по пути европы идти. Итог гражданская война. Все началось с того что оказывается на украине все воры оказались.
    Все думаю чего им там на украине все не жилось то.
  5. Комментарий был удален.