Украинская морская авиация – трудно, но перспективы есть

Украинская авиация существует уж двадцать лет. За это время были не только успехи, но и неудачи. И тех, и других было немало. Есть смысл проанализировать, что происходит в авиации в настоящее время, и есть ли у нее будущее…

В текущем году на Украине проводились морские учения Sea Breeze, основной задачей которых было отработка действий по осуществлению международной безопасности на море, в частности, проведение борьбы против пиратства. К учениям присоединились и те государства, у которых имеются определенные проблемы в данном плане, среди которых Алжир, Объединенные Арабские Эмираты, Катар и Бангладеш. Общее число стран, принявших участие в учениях, достигло 16. Причем сюда входят как наблюдатели, так и непосредственные участники, включая военно-морские силы Украины и 6-й американский флот.

Украинская морская авиация под командованием исполняющего обязанности главнокомандующего ВМС Украины вице-адмирала Ю.Ильина, выставила на учения вертолеты Ми-14 и Ка-27, самолеты-амфибии Бе-12. Применение авиационной техники осуществлялось совместно с тремя сотнями морских пехотинцев, шестью судами и 36 единицами техники. Таким образом, общая численность украинских военнослужащих, которые принимали участие в учениях, составило 1300 человек. Военно-морские силы Соединенных Штатов Америки были представлены базовыми патрульными самолетами Р-2С, которые входят в состав 9-й патрульной эскадрильи Golden Eagles, дислоцирующейся на авиабазе Kaneohe Bay на Гавайских островах.


Большинство мероприятий, которые были запланированы в рамках учений, проводилось в Одесской области, а также в Черном море, на полигонах, расположенных в северо-западной его части.

Напомним, что морские учения Sea Breeze проводятся ежегодно, начиная с 1997 года, в рамках подписанного в 1993 года украино-американского соглашения о сотрудничестве в сфере обороны. Как заявляет командующий 6-м флотом ВМС США Фрэнк Пэндолф, цель учений заключается в достижении безопасности региона путем сотрудничества в сфере обороны и безопасности. По словам его украинского коллеги Юрия Ильина, современные военные угрозы одинаковы для всего мира. И для того, чтобы обеспечить безопасность в регионе, проведение подобного рода учений просто необходимо.

Украинская морская авиация – трудно, но перспективы есть


Стоит более детально остановиться на военной технике, которую представила украинская сторона на учениях. В первую очередь, это самолеты-амфибии Бе-12. Отметим, что Украина – это единственное государство, помимо России, которое продолжает использовать этот вид техники. На вооружение советских войск данная техника начала поставляться еще в начале 60-х годов прошлого столетия. Тогда самолеты использовались для морского патрулирования. Официально Бе-12 были приняты на вооружение лишь в 1968 году. Изначально основная цель использования самолетов-амфибий сводилась к проведению противолодочной обороны в прибрежной зоне, однако позже эти самолеты были переоборудованы в поисково-спасательные.

Эти самолеты достались украинской авиации после того, как распался Советский Союз. В тот период времени на территории Украины оказалось три самолета Бе-12, которые базировались в Николаеве. После, когда были подписаны договоренности по разделу Черноморского флота, украинская морская авиация получила еще 1 Бе-12ПС и 10 Бе-12ПЛ, но они не были оснащены вооружением. Тогда вооружить их не было возможности, потому как в 33-м ЦБП в наличии имелись лишь учебно-боевые части, в которых не было предусмотрено наличие боевых комплектов для всей техники. Если говорить о возможностях таких самолетов, то они уже не отвечают в полном объеме требованиям ведения противолодочной борьбы в современных условиях. Кроме того, их средства поиска не могут обеспечить высокий процент точности определения местоположения лодок под водой с целью дальнейшего применения оружия.

Конечно, в подобной ситуации не может не возникнуть достаточно закономерный вопрос: зачем Украине нужны такие самолеты, которые не отвечают современным требованиям из-за отсутствия вооружения и нового оборудования? Ответ очень прост: других противолодочных самолетов и в достаточном количестве просто нет. А налаживать собственное серийное производство и выделять большие суммы денег нет никакого смысла, потому как создание противолодочного самолета для закрытой морской зоны, площадь которой составляет 423 тысячи квадратных километров – экономически невыгодно, поскольку для украинских ВМС будет вполне достаточно всего 10-12 таких самолетов. При этом закупать противолодочные самолеты иностранного производства – для украинских военных практические невозможно, потому как, к примеру, стоимость одного самолета «Атлантик» составляет более 50 миллионов долларов. Более того, к ним нужно дополнительно закупать средства поражения и поиска, запчасти и эксплуатационное оборудование.

В таких условиях наиболее оптимальным вариантом было бы возобновить выпуск средств поиска и поражения для самолетов Бе-12. Но, оказывается, и это невозможно, потому как многие комплектующие к ним не производятся более 20-30 лет.

В такой ситуации единственным возможным вариантом является модернизация Бе-12 новым оборудованием и вооружением, тем более что данные самолеты обладают хорошими способностями к модификации. Внутри самолета существует достаточно много свободного пространства, таким образом, там можно разместить вполне современный противолодочный комплекс. Так, по мнению специалистов, чтобы повысить возможности Бе-12 в плане выявления объектов, целеуказания и применения оружия, необходимо осуществить замену РЛС «Инициатива-2Б» на современную станцию. Замена устаревших торпед и увеличение их количества до 4-6 за счет небольшой массы даст возможность повысить точность поражения объектов.

Важно также отметить, что на Украине для модернизации Бе-12 существуют все возможности, ведь ремонтом данной техники давно и вполне успешно занимаются в Евпатории. Если говорить о средствах поиска и обнаружения, то в былые времена Украина занимала лидирующие позиции по производству и разработке гидроакустических буев, которые даже сейчас по некоторым своим параметрам превосходят западные образцы – РГБ-15, РГБ-75, РГБ-16, РГБ-55, РГБ-25.

Несколько сложнее обстоит дело с обеспечением Бе-12 современными видами вооружения. Глубинные бомбы, которые используются для поражения подводных лодок, настолько малоэффективны, что о них даже говорить не стоит. В то же время налаживать производство авиационных и морских торпед нецелесообразно, потому как существует вероятность того, что заказы на них будут очень невелики. Остается лишь закупать. Существует российская торпеда УМГТ-1, а также ракето-торпеда АПР-2, но вес их довольно большой для данного самолета, да и стоят они недешево из-за источника питания на основе серебра. Потому нужно присмотреться к более дешевым и легким торпедам Мк-46 и Мк-50. Это же касается и противокорабельных ракет. Ракеты, подобные «Гарпуну», «Экзосету», также более целесообразно закупать на Западе, потому как на вооружении соседней России таких универсальных и в то же время малогабаритных ракет в настоящее время нет.

Украинская морская авиация – трудно, но перспективы есть


Как бы там ни было, Украина рассчитывает использовать Бе-12 еще как минимум шесть лет, после чего на смену им должны прийти военно-транспортные самолеты Ан-26. В настоящее время на вооружении украинских войск состоит два таких самолета. Этот вид техники был разработан в конструкторском бюро имени Антонова. Он предназначен для транспортировки и десантирования грузов, людей и малогабаритной техники на расстояние до 2 тысяч километров. Он был создан на базе пассажирского Ан-24. Данный самолет обладает высокими взлетно-посадочными качествами и проходимостью шасси, благодаря чему его можно использовать круглый год на аэродромах относительно небольших размеров. В настоящее время Ан-26 состоит на вооружении государств, входящих в СНГ, а также активно эксплуатируется в 26 других странах. Этот самолет использовался также в ходе боевых действий в Афганистане.

Украинская морская авиация – трудно, но перспективы есть


Что касается данных украинских самолетов, то они была переоборудованы по типу самолетов-амфибий Бе-12 и могут использовать сбрасываемую спасательную надувную лодку. Есть в украинских ВМС и Ан-2, рекордсмен по продолжительности выпуска, ведь первая модель была произведена еще в 1947 году. Ранее он производился в Совестком Союзе и Польше, в настоящее время производится в КНР. В 2012 году во всем мире в эксплуатации находилось более 2200 самолетов Ан-2, из них более полутора тысяч – в России. Что касается Украины, то на вооружении здесь имеется всего один «кукурузник». Он используется как недорогое средство подготовки парашютистов.

Украинская морская авиация – трудно, но перспективы есть


На вооружении украинской морской авиации находятся и вертолеты-амфибии Ми-14 и Ка-27. Вертолет Ми-14 был создан на основе вертолета-амфибии Ми-8, который зарекомендовал себя весьма неплохо. Ми-14 может вести патрулирование водных просторов на протяжении многих часов, находясь далеко от базы. Существует несколько модификаций данной техники. На вооружении украинской авиации находится Ми-14ПЛ, который предназначен для магнитного и радиоакустического контроля водного пространства, обнаружения подлодок и определения их местоположения.

Украинская морская авиация – трудно, но перспективы есть


Украинский Ка-27 представлен в двух модификациях – ПЛ и ПС. Ка-27 ПЛ предназначен для уничтожения атомных подлодок и надводных судов. Он способен обнаруживать цели на большом отдалении от судов базирования. Экспортный вариант имеет обозначение Ка-28 и имеет определенные отличия в плане вооружения и оборудования. Ка-27ПЛ – это поисково-ударный вертолет нового поколения, который пришел на смену своему предшественнику Ка-25ПЛ.

Ка-27ПС – представляет собой поисково-спасательный вариант вертолета, который предназначен для проведения аварийно- и поисково-спасательных работ на воде. Среди специального оборудования вертолета следует отметить модифицированную РЛС, которая соединена с аппаратурой обнаружения судов, которые оснащены радиолокационными маяками-ответчиками.

И Ми-14, и Ка-27 проходят ремонт и обслуживание на Севастопольском АРЗ. Чтобы увеличить срок эксплуатации, оба этих вертолета прошли процесс модернизации, в результате которого на них, в числе другого оборудования, были установлены новые радиостанции, что в значительной степени повысило качество связи с натовскими войсками в процессе проведения миротворческих операций.

Если говорить об авиационных базах, которые в настоящее время существуют на Украине, то начиная с 2004 года единственным таким местом является авиабаза в городе Саки. Сюда были переброшены Бе-12 из Николаева, 555-й вертолетный противолодочный полк из Очакова. В октябре 2008 года все эти части были объединены в морскую авиабригаду. В этом же городе располагается и центр подготовки летчиков палубной авиации, который известен под названием НИТКА. Украина получила этот центр после раздела Черноморского флота. В данный момент там дислоцируются российские Су-25УТГ и Су-33. Российские летчики имеют разрешение на проведение в центре своих тренировок. Однако, по всей видимости, Су-33 скоро будут из центра выведены, а их место займут индийские МиГ-29К. Кроме того, существует возможность того, что здесь будут также проходить подготовку китайские летчики палубной авиации.

Украинская морская авиация – трудно, но перспективы есть


Что касается непосредственно самого центра, то активная его эксплуатация проводились в 70-80-х годах. Так, первый взлет с трамплина здесь осуществил истребитель МиГ-29К в 1982 году. Первое приземление Су-27К состоялось двумя годами позже, в 1984 году.

После распада Союза и раздела флота в составе украинских вооруженных сил оказались три полка бомбардировщиков большой дальности Ту-16К и Ту-22М2, один разведполк Ту-22Р, а кроме того, различные подразделения на Су-25, МиГ-29 и Бе-12.

К тому моменту, когда СССР «канул в Лету», в городе Саки базировались самолеты МиГ-29К, Як-38, Су-25УГТ, в Николаеве был расположен Центр Переучивания Летного Состава и Боевого Применения, на вооружении которого состояли Бе-12 и Ту-22М2. В составе центра находился 555-й отдельный вертолетный противолодочный полк, который занимался переучиванием летчиков на вертолеты Ми-14, Ка-29 и Ка-27.

Позже значительная часть данных подразделений попала под сокращение, а техника подверглась утилизации (в частности, Ту-22Р, Ту-16К, Ту-22М2).

Последние единицы Ка-25 также попали под сокращение и были сняты с вооружения в 1994 году, тогда же было сокращено большое количество Бе-12 и Ми-14, а флотские Су-25 и МиГ-29 попали в состав украинских военно-воздушных сил.

Таким образом, в начале 2012 года, согласно официальной информации Военно-морских сил Украины, на вооружении морской авиации находится 7 Бе-12 в двух модификациях (ПС и ПЛ), 8 Ка-27ПЛ и Ми-14ПЛ, несколько единиц Ми-14ПС и Ка-27ПС, 2 Ан-26 и 1 Ан-2.

Все они требуют своевременного ремонта и модернизации, а, следовательно, - и значительного финансирования. Если же такое финансирование предоставляться не будет, то такие понятия, как защита интересов украинского государства и обеспечение безопасности в Черноморском регионе станут понятиями сугубо номинальными…

Использованы материалы:
http://www.military-informant.com/index.php/force/2175-ukraine-navy.html#.UMI9M-Qz0xA
http://periscope2.ru/2012/11/20/6604/
Автор: Валерий Бовал, Днепродзержинск, Украина


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 11
  1. TRex 11 декабря 2012 09:57
    "...на вооружении морской авиации находится 7 Бе-12 в двух модификациях (ПС и ПЛ), 8 Ка-27ПЛ и Ми-14ПЛ, несколько единиц Ми-14ПС и Ка-27ПС, 2 Ан-26 и 1 Ан-2..."

    Короче говоря - донашивают советские обноски. И перспектива есть - сдать еще несколько тонн цветмета. "Катастрофа украинской морской авиации" - так надо было статью назвать.
  2. Akim 11 декабря 2012 11:13
    Таким образом, в начале 2012 года, согласно официальной информации Военно-морских сил Украины, на вооружении морской авиации находится 7 Бе-12 в двух модификациях (ПС и ПЛ), 8 Ка-27ПЛ и Ми-14ПЛ, несколько единиц Ми-14ПС и Ка-27ПС, 2 Ан-26 и 1 Ан-2.

    Есть еще один Ан-72. Богатое приданное!
    Akim
  3. Alligator_S 11 декабря 2012 12:18
    Украинская морская авиация??? Сейчас как-то даже стыдно такую фразу произносить, т.к. наши "реформаторы" преуспели больше, чем в России.
  4. newnutella 11 декабря 2012 13:40
    Собственно можете полюбоваться на то , что осталось от этого всго на карте со спутника...полеты не совершаются, а техника ржавеет. Глупое руковоство
    newnutella
  5. Chicot 1 11 декабря 2012 13:51
    Да, везде есть свои проблемы, и чисто да гладко никогда не быват... Автору "+"... good
    А от меня традиционный авиа-арт в тему... Взлет Бе-12 украинской морской авиации. Сергей Кононов. Картина совершенно свежая, написана несколько месяцев назад...
  6. Эдя 11 декабря 2012 14:39
    Эти проблемы из за того что Украина стремится к Европе присоединится а не к Евразийскому союзу и глубокому сотрудничисву со странами СНГ
    Эдя
  7. biglow 11 декабря 2012 15:30
    Автор избыточный оптимист,забыл только написать что вся эта техника неба уже не видит и тихо ржавеет на земле.
    Российские самолеты в гвардейском под симферополем летают каждый день а летом и ночью.А вертолеты незалежной только на парад поднимались в небо,про разницу в зарплатах можно даже не говорить .
    biglow
    1. Zynaps 11 декабря 2012 21:54
      Цитата: biglow
      Автор избыточный оптимист,забыл только написать что вся эта техника неба уже не видит и тихо ржавеет на земле.


      как раз автор ничего не забыл и указал всё правильно. если поехать на отдых в набирающий популярность посёлок Новофёдоровка (в советское время закрытый для посещения), то можно будет проехать аккурат мимо аэродрома, на котором из года в год стоят два "крокодила Гены", которым обслуга регулярно прогревает двигло. а над пляжем нарезает круги синенький Ан-12. в этом году, в июле, этот же Ан-12 даже какой-то десант выбрасывал над степью. жизнь, конечно, не кипит, но пациент скорее жив.
      Zynaps
  8. ded_73 11 декабря 2012 16:29
    Все правильно - каков флот, такова и авиация. Как не печально...
    ded_73
  9. toguns 11 декабря 2012 18:48
    wassat скорее нет ,чем да, зная как они с аном мучаются говорить про перспективы морской авиации преждевременно.
    toguns
  10. biglow 11 декабря 2012 20:10
    те офицеры которые в свое время из российского флота на украинский флот сбежали ,сейчас конечно дико об этом сожалеют ,многим уже скоро на пенсию а выходить не с чем.Им в то время обещали по выходу на пенсию домик к крыму с участком земли,Многие тогда повелись на это ,но их обманули как обычно водится ,и на выход сейчас платят около 300 долларов пенсии и все .а есть квартира нет квартиры никого не волнует .А морякам ЧФ жилье выдают и по выплатам проблем нет,ныне эти офицеры самые обеспеченные пенсионеры в севастополе
    biglow
  11. kvadrofon 12 декабря 2012 00:15
    Могу сказать только о вертолетах. Сегодня в Саки улетел после капитального ремонта Ми-14ПЛ. Итого сейчас в Новофедоровке 3 вертолета Ми-14 после капремонта, 1 из них был на регламенте недавно. Сейчас ремонтируем Ка-27ПЛ недавно регламентный ремонт был еще у одной!
    kvadrofon
    1. biglow 12 декабря 2012 13:16
      эти вертолеты только летом и расчехляют ,когда янык и камарилья на отдых приезжают
      biglow
      1. biglow 13 декабря 2012 13:25
        чего минусуем,правда не вкусная ?
        biglow
        1. kvadrofon 13 декабря 2012 19:15
          Не скажите. Летают постоянно и зимой, и летом, в любую погоду...
          kvadrofon
  12. Днепропетровск 12 декабря 2012 23:29
    Всё равно будут принимать на вооружение новую технику потому как выхода другого нет и в статье об этом говорится.
  13. Akim 13 декабря 2012 10:37
    Россия и Украина не единственные где "летающие лодки на ходу"
    Akim

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня