Тактический американский самолет B-57 Canberra (1950-1981 гг)

Самолет B-57 Canberra разработан на основе английского бомбардировщика Electric Canberra и является тактическим разведчиком и бомбардировщиком для ВВС Соединенных Штатов. Основной американский разработчик компания «Glenn L. Martin». Начало разработок - 1950-1951 год. Самолет собирался по лицензии британской компании «English Electric». Американская версия британского бомбардировщика поднимается в небо 20.07.1951 года. Всего по лицензии было собрано 403 «B-57 Canberra». Кроме поставки для собственных ВВС, поставлялся Тайваню и Пакистану. Также были созданы самолеты разведчики RB-57D на основе B-57 Canberra. Основным отличием разведчика становится увеличенное крыло. Использовался для проведения разведывательных задач над территориями государств Варшавского договора.

Тактический американский самолет B-57 Canberra (1950-1981 гг)


Для смены на вооружении бомбардировщиков «B-26 Invader», которые в корейской войне показали себя не с самой лучшей стороны (сказался возраст самолетов), ВВС Соединенных Штатов принимает решение срочно провести тендер для адаптации уже построенного самолета, который станет выполнять его функции ночного тактического бомбардировщика. И хотя выбор практически сразу пал на британский самолет Electric Canberra, военные составили короткий список самолетов-претендентов, которые могли бы быстро заменить бомбардировщики «B-26 Invader» на театре боевых действий (Корейская война):
- американский North American В-45 Tornado. Его использовали ВВС Соединенных Штатов как тактический самолет;

- американский AJ Savage. Его использовали в ВМС Соединенных Штатов;
- канадский Avro Canada CF-100 Canuck. Самолет в скором времени должен был поступить на вооружение;
- британский Electric Canberra. Самолет в скором времени должен был поступить на вооружение британских ВВС;
- американский Martin XB-51. Разрабатывался компанией «Glenn L. Martin».

Вследствие того, что многие самолеты из списка были в разработке, было решено перенести срок окончательного выбора самолета на конец 1950 года, чтобы полностью оценить самолеты на предмет требуемых характеристик.

Тактический американский самолет B-57 Canberra (1950-1981 гг)


Однако несмотря на принятые решения и существующий список подходящих самолетов, созданный комитет, ответственный за окончательный выбор самолета на роль тактического бомбардировщика, самостоятельно оценив ТТХ всех самолетов, приходит к решению о целесообразности закупки английского «Electric Canberra». Кроме английского самолета, ХВ-51 также признан лучшей заменой «B-26 Invader». Английскими самолетами решают укомплектовать 2 бомбардировочные авиагруппы, после чего в войска должны были начать поступать американские ХВ-51. Компании «Electric Canberra» предложили контракт на создании партии самолетов в количестве 300 единиц для нужд ВВС Соединенных Штатов. Однако английская компания имела уже большой заказ от собственных ВВС и ее мощности не позволяли удовлетворить потребности ВВС Соединенных Штатов. В ходе проведенных переговоров, было достигнуто соглашение на лицензионное производство английских самолетов на мощностях компании «Glenn L. Martin». Новый самолет, который должен был собираться американской компанией, получает обозначение B-57 Canberra.

Все остальные компании, чьи самолеты попали в список самолетов-претендентов, не были поставлены в известность о проведённых переговорах и принятых по ним решениям. Поэтому основной тендер на замену бомбардировщика «B-26 Invader» продолжался.

Летные испытания самолетов-претендентов были перенесены на 26.02.1951 года, в связи с неготовностью компании «Glenn L. Martin» до назначенного срока представить готовый вариант лицензионного самолета B-57 Canberra.

Самолеты-претенденты, согласно тендеру, должны были в течении 10 минут продемонстрировать основные характеристики самолета и его управления. Хотя представленный B-57 Canberra в ходе демонстрации продемонстрировал средние характеристики, именно он в начале весны 1951 года объявляется победителем тендера. Компании «Glenn L. Martin» был дан заказ на сборку 250 ночных тактических бомбардировщиков. Серийный самолет получил обозначение B-57А Canberra, который являлся модификацией Canberra В. Мк 2 с установленным двигателем J65 (ТРД Sapphire) американской компании «Wright Aeronautical».

Тактический американский самолет B-57 Canberra (1950-1981 гг)


В Соединенных Штатах, как и в любой стране, существуют мощные лобби промышленников, которые противодействуют закупке иностранной техники. Оно сделало все возможное для лоббирования заказа военными американских самолетов, в частности ХВ-51. Однако ВВС не устраивал ХВ-51 по характеристикам дальности и маневренности.

Военных «заставили» потребовать внесения различных изменений в британские самолеты, для улучшения его характеристик и привлечения к созданию американских компаний, но это и авиакатастрофа одно из 2 британских Canberra Mk 2, задержка выпуска американских двигателей привели к тому, что первый серийный В-57А совершил первый полет 20.07.1953 году, и что для американских военных хуже всего за несколько дней до завершения военных действий в Корее. За первым бомбардировщиком выпускают еще семь В-57А.

К основным отличиям В-57А от Canberra Mk 2 относят: 8 пулеметов калибра 12.7мм выполненные в крыле самолета; 4 пилона, расположенных под крылом и т.д. Кроме серийного выпуска постоянно велись работы по выполнению требований военных, которые ранее были ими выдвинуты – улучшения обзора из кабины пилотам при бомбардировке на малых высотах. В конце концов, конструкторы смогли добиться требуемого, создав кабину с тандемным расположением пилотов и новые воздушные тормоза. С девятого десятка самолет оснащают 4 орудиями М39 калибра 20мм вместо 8 пулемётов калибра 12.7мм.

Первые 8 самолетов выполнены как тактические бомбардировщики, следующие 67 самолетов выполнены как самолеты-фоторазведчики, которые получают название RB-57A. Далее снова стали выпускать тактические бомбардировщики, которые получили некоторые изменения – эта модификация получает название В-57В. Именно В-57В считается базовой (основной) версией самолета B-57 Canberra и их выпустили 202 единицы. В свое время 38 самолетов В-57В переоборудовали по УТС. Он получает название В-57С, который отличался наличием двойного управления. Следующими с завода стали выходить RB-57D. Эта модификация имела увеличенное крыло. Всего выпустили малую партию в 20 единиц. Последней модификацией становятся самолеты В-57Е. Они предназначались для буксировки мишеней. Компания «Glenn L. Martin» выпустила 68 единиц В-57Е, построенных на основе модификации В-57С.

Тактический американский самолет B-57 Canberra (1950-1981 гг)


Всего компания выпустила 403 самолетов в нескольких модификациях B-57 Canberra. Первые самолеты поступили на вооружение в 1954 году. RB-57A поступают в распоряжение 363 авиационного тактического разведкрыла. Следующими самолетами становятся В-57В, которые поступили в 1955 году в распоряжение четырех бомбардировочных групп.

Участие в боевых действиях
Боевое применение B-57 Canberra начинается 19.02.1965 года, когда самолеты третьей бомбардировочной группы провели бомбардировку позиций противника около Сайгона. Это было первое применение реактивных тактических бомбардировщиков для ВВС Соединенных Штатов. До 1971 года самолеты использовались в основном для ночных бомбардировок партизанских баз и сообщений противника.

В 1969 создана специальная модификация самолета по проекту «Tropic Moon III», которые применялись последние два года военных действий во Вьетнаме под названием B-57G. Далее самолеты стали потихоньку выводить из боевого состава ВВС, многие из которых были переданы в нацгвардию. Последние B-57 Canberra снимают с вооружения ВВС в 1981 году. В свое время Южный Вьетнам получил от Соединённых Штатов около десятка B-57 Canberra, 25 самолетов разных модификаций получил Пакистан.

Тактический американский самолет B-57 Canberra (1950-1981 гг)


Основные характеристики B-57 Canberra:
- длина – 19.9 метра;
- крыло – 19.5 метра;
- высота – 4.75 метра;
- экипаж – 2 пилота;
- вес пустой/норма/макс -12.3/18.3/25.7 тонны;
- двигатель – два J65-W-5;
- скорость крейсер/макс – 680/980 км/ч;
- дальность до 3700 километров;
- боевой радиус – 900 километров;
- высотный потолок – 12.2 километра;
- полезная нагрузка – 4.5 тонны;
- вооружение: 8Х12.7мм пулеметов (4Х20мм М39); 2Х Мк.9 ядерные, 4Х454 или 8Х340 или 17Х227 килограммовых бомб; 32Х127мм «HVAR» или 4Х70мм «FFAR».


Иcточники информации:
http://crimso.msk.ru/Site/Crafts/Craft20667.htm
http://www.airwar.ru/enc/bomber/b57.html
http://militera.lib.ru/h/nenahov1/02.html
http://www.youtube.com/watch?v=XhnkGAUCtUY
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Загрузка...
Комментарии 4
  1. Chicot 1 11 декабря 2012 13:44
    Очень и очень удачная машина... И в принципе и по сути своей являлась неким аналогом и "одноклассником " знаменитого нашего Ил-28. Который тоже кстати был отменным для своего времени самолетом...
  2. SWEET_SIXTEEN 11 декабря 2012 14:27
    В конце 50-х годов высотная Канберра без опозновательных знаков нарушила воздушное пространство СССР и, несмотря на многочисленные попытки перехвата, прорвалась к ракетному полигону Капустин Яр (Волгоградская обл.). Однако качественно вполнить фотографирование секретного объекта не удалось - очереди МиГов изрешетили хостовую часть самолета, сильная вибрация подпортила снимки. Избитый самолет, буквально "на одном крыле" вернулся назад в Великобританию.

    Еще при подготовке к налету на Капустин Яр, операцию едва не испортили юные любители авиатехники - подловили и сфотографировали необычный самолет на ВПП авиабазы.
  3. болот 11 декабря 2012 18:25
    Канберра в свое время по портили нервы нашим ПВОшникам.
  4. TIT 15 декабря 2012 09:32
    Цитата: болот
    Канберра в свое время по портили нервы нашим ПВОшникам.

    есть мнение ,что и братья им интересовались lol
    TIT

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня