JDAM-ER: третья жизнь на длинном пути

37
JDAM-ER: третья жизнь на длинном пути

Действительно, управляемые/корректируемые авиабомбы показали себя весьма перспективным оружием, хотя термин «перспективный» как-то сложно применить к вооружению, которому больше 30 лет.

Однако, события на Украине дали дополнительный импульс этим вооружениям, да притом какой! В «Боинге» потирают руки от того, что вне плана получили заказ на 15 000 этих приспособлений. Но о ценах, прибыли и прочем чуть ниже. Для начала немного истории.



Действительно, стоит разобраться, почему столь не новый и признаем, незамысловатый комплект к обычной бомбе вдруг стал столь популярен. На уровне «Шахеда», хотя тот вообще вне конкуренции по соотношению «цена/качество».

Итак, JDAM (Joint Direct Attack Munition) если правильно перевести – Совместный Боеприпас Прямого Действия.


«Совместный» — это потому, что разрабатывали его в своих интересах ВВС и ВМС США. Представляет собой навесной комплект навигации и управления, который устанавливается прямыми руками на обычную свободнопадающую авиабомбу, волшебным образом превращая ее в мало того, что планируемую, так еще и управляемую. Причем, когда JDAM только создали, это было еще и дешево.

Вообще идея отбомбиться, не входя в зону действия ПВО противника терзала умы американских конструкторов еще во времена Второй Мировой войны. И терзания не прошли бесследно, они воплотились в бомбе VB-1 AZON, первой радиоуправляемой американской бомбе, которую ВВС начали использовать еще в 1944 году.


И управляемые бомбы стали неотъемлемой частью американской системы вооружений. Если посмотреть, то с 1944 года у янки на вооружении всегда было что-то этакое. Но было на грани фола. Взять последние игрушки перед JDAM, управляемые бомбы «Paveway» и GBU-15 EOGB. Первые были с лазерным полуактивным наведением, вторые - с электрооптическим фотоконтрастным. Вроде бы весьма прогрессивно, ан нет: летчики желали, чтобы было по системе «бросил и забыл». В духе времени.

Но бомбы этим требованиям не соответствовали.

«Paveway» вообще были весьма приличными бомбами: очень дешевыми и очень точными.


Но то, что цель необходимо было держать в луче лазера, сводило на нет все плюсы. Цель не всегда просто ждала, что в нее засадят бомбой, более того, были цели, которые использовали лазерный луч для наведения на самолет своих контраргументов. Порой – успешно.

GBU-15 могли наводиться автономно, но были безумно дорогими, так как наведение осуществлялось при помощи телевизионной или инфракрасной камеры высокого разрешения. Отсюда минусы в виде того, что бомба признавала только высококонтрастные цели.


Ну и ожидаемо обе бомбы зависели от условий видимости. Дождь, туман, дым, облачность создавали практически непреодолимые условия применения.

Потому за разработку JDAM были усажены специалисты, у которых над душой стояли летчики и ВВС, и ВМС США. Кстати, именно отсюда «Joint», то есть, совместное. Ну очень хотелось парням и на F-15, и на F/А-18 иметь дешевое и всепогодное оружие, действующее по принципу «сбросил-и-забыл». Особенно – дешевую, чтобы не дрожать над каждой бомбой.

Что могли предложить конструкторы в 90-х годах прошлого века?

А смогли предложить весьма новаторскую вещь: наведение бомбы на цель совместной работой обычного инерциального автопилота и спутниковой GPS-навигации, которая только-только разворачивала крылья и была чем-то таким загадочным. Уверенности в точной и бесперебойной работе не было ни у кого.

Однако, практика показала, что использование простейшего GPS-навигатора для коррекции ошибок автопилота вместе с использованием дешевого лазерного гироскопа без стабилизирующей гироплатформы (которая стоит больших денег, заметим), дает не просто точность, а точность вполне приемлемую.

В 1992 году были очень успешно испытаны бомбы GBU-36 GAM, наводимые именно при помощи GPS. Бомбы разработали специально для для стелс-бомбардировщиков B-2 «Spirit», на котором бомбы с лазерным целеуказанием вообще сводили напрочь всю затею стелс-самолета.

Выяснилось, что концепт JDAM работоспособен. И работа, что называется, пошла.


Что представляет собой JDAM конструктивно? Все безумно просто. Хвостовой обтекатель навинчивается на тело бомбы вместо обычного хвоста тривиальнейшими болтами. Операцию можно выполнить где угодно.


Начинка обтекателя:
- инерциальный автопилот;
- навигатор GPS;
- батарея электропитания;
- сервоприводы рулей.

На заднем конце обтекателя установлено оперение, которое является и органом управления. Оперение Х-образное, три плоскостей подвижны, и играют роль руля направления и элеронов, четвертая является простым стабилизатором.

Как видите, весь комплект прост и не требует присутствия специалиста. Установить JDAM может не то что самолетный механик, с этим справится любой, кто может держать ключ в руках.


Еще в комплект JDAM входит оболочка с закрепленными на ней аэродинамическими приспособлениями, то ли крылышками, то ли гребнями. Эта оболочка надевается на центральную часть тела бомбы и эти крылышки служат для создания дополнительной подъемной силы. С их помощью увеличивается дальность полета бомбы и точность маневрирования рулями.

На легких 227-кг (500 фунтов) бомбах, оболочка закрепляется в передней части, что вызвано особенностями бомбодержателя.

Чем «думает» JDAM


«Мозг», управляющий полетом бомбы, состоит всего из трех компонентов:
- инерциальный блок с лазерным гироскопом Honeywell HG1700;
- стандартный армейский GPS-навигатор Rockwell GEM;
- управляющий всем микропроцессор GCU.

Инерциальный блок отслеживает скорость смещения бомбы в трех плоскостях и считает пройденный путь, снабжая систему информацией об отклонении от расчетного курса. GPS-навигатор задает координаты цели и текущие координаты бомбы. А микропроцессор, отталкиваясь от данных инерциального блока и навигатора, вычисляет текущее положение бомбы и рассчитывает траекторию полета с учетом высоты и скорости.

Видимо, программисты потрудились на совесть, разрабатывая алгоритмы прокладки курса, потому что КВО (круговое вероятное отклонение) у JDAM не более 10-12 метров.

Система управления JDAM полностью цифровая, что дает приличную вариативность использования. Предшественники JDAM сбрасывались по целям исключительно впереди по курсу самолета-носителя, а вот JDAM в отличие от той же «Paveway» запросто может после сброса развернуться в воздухе, и направиться к цели сбоку, или даже позади от самолета.

Так можно сбрасывать бомбы одновременно по нескольким целям, находящимся на удалении друг от друга. Естественно, такие маневры, как развороты и довороты «съедают» дальность полета бомбы, но боле современное оборудование вкупе с программным обеспечением обеспечивает дальность полета в 25-28 км, что в любом случае чуть ли не вдвое больше, чем

JDAM можно даже перевести в крутое пике, чтобы попробовать поразить какой-нибудь бункер или бетонный ДОТ. «Мозги» бомбы выстраивают траекторию так, что она подходит к цели на максимальной высоте и дальше пикирует, набирая как можно большую скорость. Понятно, что такое применение еще больше (до 40%) сокращает дальность полета, но игра стоит свеч.

Какие у JDAM слабые стороны?

Практически, никаких. Бомба активируется за некоторое время до сброса, чтобы получить данные от СУО самолета о своем боевом задании. Заодно производится калибровка лазерного гироскопа и навигатор привязывается к спутникам системы GPS. Когда навигационная система дает сигнал готовности, то в нее тут же загружаются координаты цели, маневры при подлете к цели и режим работы взрывателя, который может быть с мгновенным подрывом либо с замедленным. И непосредственно перед сбросом загружаются данные о высоте и скорости полета, необходимые для окончательных расчетов оптимальной траектории снижения.


Сразу возникает мысль о том, чтобы при помощи систем РЭБ заглушить канал связи «бомба-самолет» либо связь с системой GPS. И вот тут не все так просто, как хотелось бы. Понятно, что сигнал, который будет нарушать работу системы, пойдет с поверхности земли, то есть, практически навстречу бомбе ну или в передней ее полусфере. Впрочем, тут всегда есть варианты, но лично мне сложно представить комплекс РЭБ, работающий «в спину» самолету. Это просто нереально, поскольку означает, что данный бомбардировщик благополучно миновал все посты наблюдения и противодействия системы ПВО.

И американские инженеры и конструкторы тоже работали головами в этом направлении, зная, что станции РЭБ – это вообще головная боль для всего летающего. Корректируемые бомбы здесь ничуть не исключение. Потому вполне очевидно, антенна связи у JDAM находится в хвостовой части. С одной стороны, антенна направлена в небо, в сторону самолета, с другой – корпус прикрывает ее от направленного излучения. Да, металлический корпус довольно неплохой изолятор от любых сигналов, идущих с земли.

Но главное – это то, что GPS-навигатор вторичная система, то есть, его используют для уточнения и корректировки разработанного курса. А основная нагрузка по ориентированию бомбы в пространстве лежит на INS, инерциальном блоке, который работает самостоятельно, на основании собственных данных, которые блок сравнивает с заложенной картой.

Если же комплексы РЭБ пробьют оборону бомбы и навигатор GPS станет выдавать положение бомбы, скажем так, выходящее за рамки погрешности и возможной ошибки INS, то такие показания будут просто проигнорированы управляющим процессором и от «услуг» навигатора откажутся. Бомба продолжит лететь, используя расчеты инерциального блока.

Нельзя сказать, что это решение вопроса. Бомба продолжит лететь и в итоге прилетит. Точность, да, пострадает. Специалисты ВВС США отмечают, что при полностью подавленном блоке навигации GPS КВО увеличивается примерно до 30-40 метров. Это не очень много, но не очень хорошо, потому что с таким отклонением, бомба может не поразить то, что заложено в программу.

На сегодняшний день семейка JDAM смотрится весьма внушительно.


«Обычные» комплекты JDAM, GBU-31, GBU-32 и GBU-38 навешиваются практически на всю номенклатуру американских свободнопадающих бомб весом от 227-кг (500 фунтов) до 908-кг (2000 фунтов). JDAM может устанавливаться и применяться на бомбах с различной БЧ: осколочно-фугасные, кассетные, бетонобойные.

Есть не совсем обычные виды JDAM, о которых тоже есть смысл сказать.

Laser JDAM (LJDAM).


Здесь стандартный комплект JDAM оснащен дополнительно лазерной головкой самонаведения DSU-38/B, которая устанавливается на нос бомбы в гнездо взрывателя. С блоком управления, который, напомним, находится в хвостовой части, лазерная головка самонаведения соединяется совершенно обычным наружным кабелем. А раз такая ГСН занимает место стандартного взрывателя, в нее интегрирован собственный программируемый взрыватель.

Такая несложная в целом доработка позволила еще больше увеличить точность бомбы (КВО уменьшилось до 5-7 метров), но кроме того, JDAM стало возможно применять по движущимся и маневрирующим целям типа танков или катеров. Вопрос только в том, кто стал бы осуществлять подсветку. На поле боя это не так сложно, а вот на море вызывает сомнения. Но то, что бомбардировщик может уронить бомбу по цели, которую маркируют своим лазером пехотинцы – это очень полезная опция.

JDAM DAMASK. Этот шедевр в серию не пошел, ВВС не проявили интереса, а значит, и денег не дали. И программа была закрыта в 2004 году. Между тем, идея была весьма неплохая: JDAM с электрооптической головкой самонаведения DAMASK (Direct Attack Munition Affordable SeeKer – Доступное Самонаведение для Боеприпаса Прямого Действия).

Бомба с корреляционным наведением (да, почти как у «Джавелина», только у ПТУРа матрица формируется на месте) могла бы стать очень серьезным оружием. На испытаниях бомбы продемонстрировали просто бесподобную точность, КВО составляло до 2 метров.

В чем суть: довольно простая электрооптическая ГСН, в которую загружалась фотография района цели, маркировалась цель, и уже в полете, при помощи алгоритма корреляции, процессор бомбы сравнивал заложенное изображение цели с тем, что видит камера ГСН.

Наверное, все в голову пришли спасительные дымы, вот и специалисты ВВС подумали примерно так же и проект закрыли. И, надо сказать, что можно только обрадоваться этому факту.

JDAM «Quickstrike».


Морская донная мина воздушной постановки. Это, собственно, стандартный комплект JDAM, установленный на стандартную бомбу 908-кг, но с неконтактным минным взрывателем «Quickstrike». Очень несложные манипуляции превращают бомбу Mk.84 в донную мину, что очень выгодно.

При обычной постановке мин самолет-постановщик должен летать от точки к точке на малой высоте, сбрасывая мины, с большой вероятностью быть обнаруженным за этим не очень приятным для противника делом. В случае с применением JDAM, можно сбросить всю пачку бомб-мин разом, комплекты JDAM разведут их по позициям. Там бомбы упадут в воду, активируют в назначенное время свои сенсорные взрыватели и будут ждать кораблей.

И вот мы подошли к пополнению в семействе JDAM. Хоть JDAM «Quickstrike» принята на вооружение в 2014 году, то есть, разработка свежая, на подходе новые смертоносные изобретения.

Базовая позиция – JDAM-ER, Extended Range.


Версия JDAM, но в дополнение ко всему комплект имеет пластиковый обтекатель, устанавливаемый на нижнюю часть бомбы. В этом обтекателе находятся два раскладных крыла и пружинный механизм их раскрывания.

После сброса бомбы, JDAM-ER переворачивается в воздухе и пружинный механизм расправляет крылья. С этим нововведением JDAM-ER может пролететь примерно втрое дальше обычной бомбы – до 75-80 км при сбросе с высоты до 14 000 метров.


Серийное производство JDAM-ER началось в 2015 году.

JDAM «Quickstrike ER». Естественно, не стоило обойти вниманием успешный проект минирования незаметно и с безопасного расстояния. Так что это развитие предыдущей концепции с добавлением раскладного крыла JDAM-ER. Комплект увеличивает дальность планирования мины-бомбы до 70-80 км, позволяя самолету выполнять минирование неприятельской акватории с безопасного расстояния.

Специалисты ВМФ США считают, что «Quickstrike ER» — это прорыв в минировании с самолетов, так как позволяет выполнять не просто постановку мин за пределами действия ПВО противника, а постановку с минимальным риском для экипажей самолетов. Даже вхождение в зону видимости ПВО с последующим залповым сбросом мин и дальнейший уход позволят минировать не только определенные районы морей, но и устья рек или даже акватории портов.

JDAM «Quicksink». Вообще эта модификация напрашивалась сама собой. Это противокорабельная самонаводящаяся бомба на базе стандартной бомбы с усовершенствованным комплектом JDAM.

Бомба оснащается механизмом терминального наведения, детали которого на данный момент держатся в секрете. Некоторые аналитики говорят о том, что будет использован канал наведения по радио «самолет-бомба», при котором оператор на борту самолета будет держать цель в прицеле радара, а система управления будет постоянно обновлять координаты корабля-цели. Это позволит бомбе поразить не просто двигающийся корабль, но корабль активно маневрирующий.

И, наконец, то, ради чего вообще все затевалось.

JDAM «Powered».


Пока это оружие находится в стадии доработки комплекта JDAM-ER под него. Представляет собой комплект JDAM-ER плюс малогабаритный турбореактивный двигатель, за счет которого JDAM-ER будет способен совершать не только планирование, но, в зависимости от носителя, самостоятельно подниматься на высоту, с которой начинается планирование, либо дополнительно разгоняться (полезно для бетонобойных бомб) и осуществлять активное маневрирование.

Вообще получается небольшая, но увесистая крылатая ракета дальностью действия до 300 км. Отличие от крылатой ракеты в первую очередь в стоимости комплекта JDAM-ER, двигателя и бомбы. Есть уверенность в том, что он в разы дешевле обычной крылатой ракеты.

Проект JDAM «Powered», разрабатываемый фирмой «Boeing», предполагает разработку нового комплекта. Будет сделана дополнительная вставка между телом бомбы и хвостовиком JDAM, в которой разместят отсек с двигателем и запасом топлива.

Понятно, что это увеличит размеры… бомбы? Но разработчики говорят, что длина 454-кг бомбы с новым комплектом JDAM не выйдут за размеры обычной 908-кг бомбы. То есть, дооборудование в JDAM «Powered» будет реально для бомб весом 227 и 454 кг.

Но отсутствие в номенклатуре (причем, пока только возможное) бомб 908-кг – это вопрос.

Что в итоге?


А что можно сказать, по сути, кроме того, что JDAM – это очень хорошее оружие? Оно действительно хорошее, потому что:
- позволяет применять его без подготовки кадров;
- позволяет уничтожать цели;
- несложное, что позволяет выпускать его большими партиями;
- недорогое;
- позволяет неплохо заработать на нем.

Да, «Боинг» в состоянии штамповать на своих заводах до 130 комплектов JDAM в сутки. Это хорошо для американцев и плохо для тех, против кого планируется применение JDAM. Естественно, учитывая приличные заказы JDAM, стоимость одного комплекта падает. Если в начале 2000-х стоимость одного комплекта JDAM была более 25 тысяч долларов, то в последнем заказе на 15 тысяч комплектов стоимость составила уже 21 тысячу долларов.

И это при том, что бомба Mk.84, о которой говорилось выше, стоит всего 2 000 долларов. То есть, один комплект JDAM стоит как десяток обычных бомб. Дорого? На самом деле, нет.

Возьмем мост. Обычный такой автомобильный мост, длиной метров 40 и шириной стандартные 8 метров. Для того, чтобы вывести такой мост из строя, потребуется 2, максимум 4 бомбы с комплектами JDAM. Сколько потребуется обычных свободнопадающих бомб для аналогичного поражения – рекомендую посмотреть ролик МО РФ про удар Су-34 по КПП в Грайвороне. И самим сделать вывод о том, сколько сотен бомб потребуется для того, чтобы вывести мост из строя. Хотя бы повредить, не уничтожать.

Причем, самолеты должны будут пройти через ПВО противника. А с JDAM будут сбрасывать бомбы с относительно безопасной дистанции. Кроме того, самолет с бомбами JDAM может одним залпом поразить сразу несколько целей. Причем, даже не обязательно вылезать на высоты выше 10 000 метров, можно сбросить с кабрирования на небольшой высоте. Выскочив наверх для сброса, а потом снова уйдя вниз, за пределы видимости радаров.

Самолет-носитель при этом появляется выше радиогоризонта РЛС ЗРК лишь на считанные секунды, и уходит пикированием на малую высоту, прежде чем ЗРК успевает на него отреагировать. Все.

А стрелять по бомбе, которая стоит меньше 30 тысяч долларов ракетой, стоимостью от миллиона и выше – это так себе занятие. Тем более, что попасть тоже довольно сложно.

JDAM – это простое, многофункциональное и дешевое оружие, оптимизированное для массового производства и применения. Эти бомбы можно бросать по любым целям, с любых носителей, ожидая от этого максимального эффекта.

Самое неприятное в истории с JDAM то, что помимо своих качеств, эта система имеет приличный потенциал для модернизации, особенно это важно в свете того, что комплект делается из известной субстанции и палок. Но за этим оружием (особенно в свете развития ПВО) большое будущее. Бомбы, которые могут лететь точно, из-за пределов действия ПВО – это очень много.


И мировая практика это показывает. Если в 1991 году управляемые бомбы и ракеты составляли минимальное количество в войне в Заливе 1991 года, то через небольшой промежуток времени, в 2003 году, в войне против Ирака, США использовали 19 040 управляемых боеприпасов (не только бомб) против 8 885 осколочно-фугасных и 1 276 кластерных бомб.

JDAM идет на очередной круг развития. К сожалению.
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    5 июня 2023 04:19
    Информативная статья...благодарю автора. hi
    Очень важно глушить или уничтожать GPS-станции в районе БД и на нашей территории, чтобы не дасть противнику преимущества в наведении боеприпаса на цель.
    Так что не зря Рогозин поднял вопрос о запрете работы GPS-навигации в России.
    1. 0
      5 июня 2023 08:35
      Нам надо такую же систему уже поставлять в ВВС... прям сейчас
      1. +1
        6 июня 2023 11:12
        Она есть. И применяется.
        ...............
      2. -1
        6 июня 2023 23:28
        Цитата: Гражданский
        Нам надо такую же систему уже поставлять в ВВС... прям сейчас

        Ещё несколько лет назад, на этом ресурсе, все записные урякалки твердили, что нафиг ненужна нам эта дорогая фигня.
        Что у нас есть православный Гефест, и что мы чугунием закидаем весь мир.
        Не получается Гефестом и чугунием.
        Надеюсь, хотя бы у пары урякалок мозг проснется от угара...
        1. 0
          7 июня 2023 21:16
          Цитата: SovAr238A
          Цитата: Гражданский
          Нам надо такую же систему уже поставлять в ВВС... прям сейчас

          Ещё несколько лет назад, на этом ресурсе, все записные урякалки твердили, что нафиг ненужна нам эта дорогая фигня.
          Что у нас есть православный Гефест, и что мы чугунием закидаем весь мир.
          Не получается Гефестом и чугунием.
          Надеюсь, хотя бы у пары урякалок мозг проснется от угара...

          А ну да. Сделали ставку на применение отечественных образцов УРВВ теперь кидаться в крайности и скоренько ваять это недо УРВВ? В сфере экономики войны умно - нечего даже сказать в цензурном исполнении.
    2. -6
      5 июня 2023 11:09
      Уже 50-60лет построены шахты рвсн.
      Порог применения ракет снизить и фсе.
      В ответ на применение за 25 тыс дол получить уничтожение активов на 5 млрд долларов.
      1. 0
        10 июля 2023 16:31
        В России только в одном месте расположены шахты, от которых до границы менее 60-70 км -- под Орском, на границе с Казахстаном (я не выдал секрет Полишинеля, надеюсь?).

        Остальные локации за тысячи км от границы и ЖДАМ-ам недоступны
  2. +3
    5 июня 2023 04:26
    ориентированию бомбы в пространстве лежит на INS, инерциальном блоке, который работает самостоятельно, на основании собственных данных, которые блок сравнивает с заложенной картой.
    Какая карта?! Блок на то и инерциальный, что считывает только ускорения, повороты и крены!
    1. -3
      5 июня 2023 04:54
      Друг мой, когда вы едете на автомобиле используя навигатор, то его использование не мешает вам иногда смотреть на номера на домах и прочие дорожные знаки. Поскольку в комитете по встречи бомбы на земле сидят не мальчики-зайчики, увеличение количества каналов навигации обязательно будет приводить к лучшему результату, чем использование только одного канала - инерциальный навигатор состоит из акселерометра, который практически невозможно вывести из строя и вычислителя, работающего в режиме реального времени, который очень легко выжигается современными активными средствами РЭБ. Так что подстелить соломки в виде тупого матричного оптического блока будет совсем не лишним.
      1. +5
        5 июня 2023 05:03
        Друг мой, когда вы едете на автомобиле используя навигатор, то его использование не мешает вам иногда смотреть на номера на домах и прочие дорожные знаки

        Какой вы ууумный...

        Цитата: Вождь_Бармалеев
        чем использование только одного канала - инерциальный навигатор состоит из акселерометра, который практически невозможно вывести из строя и вычислителя, работающего в режиме реального времени, который очень легко выжигается современными активными средствами РЭБ...
        Ну так более одного канала и используется, если вдруг не поняли - определение положения по GPS и с помощью ИНС. Ну и выжечь вычислитель находящийся в недрах конструкции? Вирусами что ли? Думайте что пишете..

        Цитата: Вождь_Бармалеев
        Так что подстелить соломки в виде тупого матричного оптического блока будет совсем не лишним.
        К тупому оптическому блоку понадобится тупой коррелятор текущего изображения и эталонной карты местности, как минимум. Это тупо, но зато сильно, удорожает всю фигню...
        1. 0
          10 июля 2023 16:35
          На стоимость среднего смартфона с камерой 48 МП, герметичного подводного бокса для него и флешки на 256 Гб.

          Но это если делать кустарно в стиле ИГИЛ (запрещены в России и всё такое) и без учёта стоимости разработки, а также доли корпораций ВПК.

          Ну и облачность-туман делит все эти разработки на ноль
      2. +4
        5 июня 2023 06:09
        Цитата: Вождь_Бармалеев
        и вычислителя, работающего в режиме реального времени, который очень легко выжигается современными активными средствами РЭБ.

        Это шо за "шедевр" мысленных потугов ? belay
      3. 0
        6 июня 2023 11:14
        ~~~~Так что подстелить соломки в виде тупого матричного оптического блока будет совсем не лишним.

        Не будет лишьньiм. Только его там нету. Совсем.
    2. 0
      7 июня 2023 21:17
      Цитата: Владимир_2У
      ориентированию бомбы в пространстве лежит на INS, инерциальном блоке, который работает самостоятельно, на основании собственных данных, которые блок сравнивает с заложенной картой.
      Какая карта?! Блок на то и инерциальный, что считывает только ускорения, повороты и крены!

      А лететь он куда будет?
  3. -3
    5 июня 2023 05:51
    Статья хорошая: решение для защиты от таких бомб видится только одно; уничтожение спутниковой группировки противника. Ну и сама система актульна только в конфликте где играют по правилам ( не III Мировая, обмен Я.У. не происходит, на стратегическом уровне ).
  4. +2
    5 июня 2023 06:29
    будет использован канал наведения по радио «самолет-бомба», при котором оператор на борту самолета будет держать цель в прицеле радара, а система управления будет постоянно обновлять координаты корабля-цели.
    Энта система не является "новейшей" ! Такую систему американцы разрабатывали в 60-70 годах,когда GPS только "нарисовывалась" и не совсем ясно было ,что от неё (GPS!) можно будет получить в итоге...
    Занимались такой системой и французы... Но всё же GPS "победила" ! Обзывается такая система ...Разностно-Дальномерным Наведением... При этом в прицеле радара "держат" не только цель ,но и боеприпас.
  5. +1
    5 июня 2023 08:01
    А основная нагрузка по ориентированию бомбы в пространстве лежит на INS, инерциальном блоке, который работает самостоятельно, на основании собственных данных, которые блок сравнивает с заложенной картой.

    Инерциальная система наведения ничего ни с какой картой не сравнивает.
    Инерциальная навигация — метод навигации (определения координат и параметров движения различных объектов — судов, самолётов, ракет и др.) и управления их движением, основанный на свойствах инерции тел, являющийся автономным, то есть не требующим наличия внешних ориентиров или поступающих извне сигналов.

    "Сравнивает с заложенной картой" система управления полетом по картам местности - TERCOM.
    В запоминающее устройство бортовой ЭВМ закладываются данные о рельефе местности (значения превышения точки с известными координатами над уровнем моря). Система наведения получает данные о рельефе местности, над которой летит ракета с помощью радиолокационного или лазерного высотомера. Бортовая электронная вычислительная машина сравнивает эти данные с данными, хранящимися в запоминающем устройстве, и вырабатывает для автопилота команду на необходимую коррекцию полета.
    Такие системы на бомбы не ставят. Такие системы ставят на крылатые ракеты.
    1. +1
      5 июня 2023 09:06
      "Сравнивает с заложенной картой" система управления полетом по картам местности - TERCOM.

      TERCOM лишь одна из систем наведения, где происходит коррекция траектории путем сопоставления карт местности. Поэтому
      Такие системы на бомбы не ставят.

      не верно. DSMAC применяется, например, в российской КАБ-500Кр или израильской Spice. Кроме того, в 2010-х, разработаны такие системы для планирующих бомб (в том числе), как ImageNav и Northstar.
      1. 0
        5 июня 2023 13:45
        DSMAC применяется

        TERCOM и DSMAC - это разные системы.
        TERCOM - Terrain Contour Matching - отслеживание рельефа местности.
        DSMAC - Digital Scene Matching Area Correlator - автоматическая система распознавания цели.
        Улавливаете разницу?
        1. +1
          5 июня 2023 14:10
          TERCOM и DSMAC - это разные системы.

          Я это знаю, Виктор Николаевич. И нигде иного не утверждал.
          Улавливаете разницу?

          Обе системы корректируют набегающую ошибку инерциалки путем сравнения местности с заложенными в память данными о местности. Только в первом случае это матрица высот, во втором - бинарная цифровая карта.
          P.S. Перевод - Коррелятор (корреляция) сопоставлением цифровых картин местности
          1. 0
            5 июня 2023 16:59
            И нигде иного не утверждал.


            Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон.
          2. +2
            5 июня 2023 21:54
            В КАБ-500Кр используется именно для распознавания цели, а не для коррекции ИНС на маршевом участке.
            1. +1
              6 июня 2023 11:10
              В КАБ-500Кр используется именно для распознавания цели, а не для коррекции ИНС на маршевом участке.

              Про инерциалку на КАБ-500Кр речи и не было, с дальностью использования в пределах прямой видимости. Суть в принципе,
              Цитата: Гнусный скептик
              одна из систем наведения, где происходит коррекция траектории путем сопоставления карт местности.

              а он тот же, что и описал (цель всего лишь набор пикселей на карте, сравнение идет по участку карты, а не по образу цели)
              Unlike the earlier US GBU-8 HOBOS and AGM-65 Maverick which employed contrast lock technology, the -Kr series guidance system employs Scene Matching Area Correlation technology more akin to the US Navy DAMASK seeker or Tomahawk DSMAC.
  6. +1
    5 июня 2023 09:08
    "Естественно, такие маневры, как развороты и довороты «съедают» дальность полета бомбы, но боле современное оборудование вкупе с программным обеспечением обеспечивает дальность полета в 25-28 км, что в любом случае чуть ли не вдвое больше, чем

    JDAM
    можно даже перевести в крутое пике, чтобы попробовать поразить какой-нибудь бункер или бетонный ДОТ". (с)
    А кто-нибудь видит связь между предлозжениями? Честно говоря, пренебрежение в редактировании текстов у данного ресурса, приправленное множеством грамматических ошибок, сеет сомнение в доверии к самим текстам.
    1. 0
      7 июня 2023 21:20
      Цитата: Anorma
      "Естественно, такие маневры, как развороты и довороты «съедают» дальность полета бомбы, но боле современное оборудование вкупе с программным обеспечением обеспечивает дальность полета в 25-28 км, что в любом случае чуть ли не вдвое больше, чем

      JDAM
      можно даже перевести в крутое пике, чтобы попробовать поразить какой-нибудь бункер или бетонный ДОТ". (с)
      А кто-нибудь видит связь между предлозжениями? Честно говоря, пренебрежение в редактировании текстов у данного ресурса, приправленное множеством грамматических ошибок, сеет сомнение в доверии к самим текстам.

      JDAM - не равно УПАБ.
  7. +2
    5 июня 2023 11:04
    Какие у JDAM слабые стороны?

    Практически, никаких.


    Ага, сейчас. Пусть даже получится натянуть дальность планирующей бомбы до 150 км, это не поможет, ЗРК дальнего действия достанут и на вдвое большей дистанции. А если учесть что цель вряд ли на переднем крае будет, то перспективы планирующих бомб весьма призрачные. Только папуасов гонять, у которых окромя ПЗРК ничего более серьёзного и нет.

    А стрелять по бомбе, которая стоит меньше 30 тысяч долларов ракетой, стоимостью от миллиона и выше – это так себе занятие. Тем более, что попасть тоже довольно сложно.


    С добрым утром, автор. lol Стрелять будут не по бомбе, а по самолёту, ещё до того как он на боевой курс выйдет.

    Пока это оружие находится в стадии доработки комплекта JDAM-ER под него. Представляет собой комплект JDAM-ER плюс малогабаритный турбореактивный двигатель, за счет которого JDAM-ER будет способен совершать не только планирование, но, в зависимости от носителя, самостоятельно подниматься на высоту, с которой начинается планирование, либо дополнительно разгоняться (полезно для бетонобойных бомб) и осуществлять активное маневрирование.


    Так это уже и не бомба вовсе, эрзац крылатой ракеты где сама АБ только в качестве боеголовки. И зачем тогда этот огород городить, когда выпускается достаточно ракет воздух-земля.
    Также непонятно применение ТРД, когда как вполне можно использовать более дешёвые твердотопливные РД, или прямоточные, а также пульсирующие воздушно-реактивные двигатели.
    1. +1
      5 июня 2023 11:27
      Ага, сейчас. Пусть даже получится натянуть дальность планирующей бомбы до 150 км, это не поможет, ЗРК дальнего действия достанут и на вдвое большей дистанции.

      На какой дистанции ПР-средства достанут "ЗРК дальнего действия"?
      P.S. В 2017 "ЗРК дальнего действия" С-200 (конкретно РЛС подсвета целей) в Сирии были уничтожены израильтянами бомбами всего с 50 км
      1. -1
        5 июня 2023 11:38
        На какой дистанции ПР-средства достанут "ЗРК дальнего действия"?
        P.S. В 2017 "ЗРК дальнего действия" С-200 (конкретно РЛС подсвета целей) в Сирии были уничтожены израильтянами бомбами всего с 50 км


        Может ещё и зенитки времён ВМВ вспомним? Или что древнее поищем.
        Да не было и нет в Сирии ПВО. Пока все средства не сведены в единую систему, не выстроены рубежи, то говорить нечего. Никакой тайны в том, что комплексы дальнего действия сами нуждаются в прикрытии нет.
        Да и известно какие вояки сирийцы касательно дисциплины. И этот пример показывает только как можно даже имея оружие всё прошляпить. Но по существу спора не катит.
        1. 0
          5 июня 2023 12:06
          Пока все средства не сведены в единую систему, не выстроены рубежи, то говорить нечего.

          Ох уж это приевшееся оправдание про "просто рубежи как надо не выстроены". Они ВСЕГДА "как надо не выстроены", а в случае реальной конфронтации вообще раздергиваются в первую очередь. До получения результата в виде очаговой ПВО.
          Да и известно какие вояки сирийцы касательно дисциплины.

          Еще одно приевшееся оправдание про "гранаты не той системы".
          Но по существу спора не катит.

          1) Почему же?
          2) По существу вы забыли ответить "На какой дистанции ПР-средства достанут "ЗРК дальнего действия"?
          3) Ну и сразу про дальность обнаружения цели с ЭПР 0,0015 м2 (F-35) РЛС, которая дает целеуказание с 120 км для цели с ЭПР 0,1 м2 (9С32М) не скажете? Больше 150 км или меньше? winked
          1. -3
            5 июня 2023 12:37
            Ох уж это приевшееся оправдание про "просто рубежи как надо не выстроены". Они ВСЕГДА "как надо не выстроены", а в случае реальной конфронтации вообще раздергиваются в первую очередь. До получения результата в виде очаговой ПВО.


            Ох уж эти приевшиеся примеры когда халатность конкретного персонала пытаются выдать как техническую невозможность ПВО поражать цели. lol

            1) Почему же?
            2) По существу вы забыли ответить "На какой дистанции ПР-средства достанут "ЗРК дальнего действия"?
            3) Ну и сразу про дальность обнаружения цели с ЭПР 0,0015 м2 (F-35) РЛС, которая дает целеуказание с 120 км для цели с ЭПР 0,1 м2 (9С32М) не скажете? Больше 150 км или меньше?


            Опять вы себя показываете рафинированным теоретиком. Верите в сказки про снижение ЭПР. lol
            Нет, конечно, в некоторых условиях, вернее диапазонах, это может давать некоторый эффект.
            Но вы забываете, что самолёт он летит в воздухе. И перед ним обязательно слой уплотнённого воздуха. И от этой неоднородности радиоволны прекрасно отражаются, и ничего с этим не поделать.
            Или вы будете доказывать, что самолёт на высоте эдак 15 000, а то и выше, сможет выйти на те же 120 км незаметно? Вариант у противника всего одна РЛС не предлагать, войны против папуасов не рассматриваю.
            1. 0
              5 июня 2023 13:01
              когда халатность конкретного персонала пытаются выдать как техническую невозможность ПВО поражать цели.

              А где вы это увидели? Не надо сочинять за собеседника
              Верите в сказки про снижение ЭПР.

              А что, она некая константа? bully
              И от этой неоднородности радиоволны прекрасно отражаются, и ничего с этим не поделать.

              Величину отраженной энергии укажите только laughing И тогда поговорим про "прекрасно отражаются". Ах не можете? Вот и не сочиняйте.
              Или вы будете доказывать, что самолёт на высоте эдак 15 000, а то и выше, сможет выйти на те же 120 км незаметно? Вариант у противника всего одна РЛС не предлагать, войны против папуасов не рассматриваю.

              Вы можете до позеленения наблюдать объект какими-то другими фантастическими обзорными РЛС (называю их так, потому что не слышу от вас конкретных станций и их параметров), но до тех пор пока вы не можете навести на него ракету с помощью РЛС станции наведения ракет ЗРК, все что вы можете - наблюдать как вас уничтожают. Вам даны данные по такой станции для С-300В. Просто для примера. Но это уже конкретика. В отличие от...
              P.S. Вынужден напомнить про вопрос "На какой дистанции ПР-средства достанут "ЗРК дальнего действия"? ))
            2. -1
              5 июня 2023 13:27
              Опять вы себя показываете рафинированным теоретиком.

              request
              Цитата: И.В.С
              Без теории нам смерть

              hi
            3. -2
              5 июня 2023 22:03
              Или вы будете доказывать, что самолёт на высоте эдак 15 000, а то и выше, сможет выйти на те же 120 км незаметно?

              Им не нужно подходить на такой высоте, сделают сброс с горки, прикроют РЭБ и Хармами на этот момент.
              И выбор боеприпаса будет определятся возможностями ПВО. Далеко не все ПВО имеет большую дальность, на него не нужны дорогие ракеты.
            4. 0
              5 июня 2023 22:07
              И перед ним обязательно слой уплотнённого воздуха. И от этой неоднородности радиоволны прекрасно отражаются, и ничего с этим не поделать.
              Вот с этого места подробнее. Это открытие.
  8. +1
    5 июня 2023 14:47
    Когда навигационная система дает сигнал готовности, то в нее тут же загружаются координаты цели....

    Из статьи не понятно как загружают, по кабелю, по радиоканалу? Дальше идет разговор о помехах, значит радиоканал? Значит самолет надо им дооборудовать.
    1. 0
      5 июня 2023 21:57
      Через разъем на держателе. По кабелю, получается
  9. -1
    5 июня 2023 21:04
    "В «Боинге» потирают руки от того, что вне плана получили заказ на 15 000 этих приспособлений. ..."
    Тк ХПП в действии. Не только боинг - всё ВПК потирает радостно руки.
    Акции их ВПК выросли и на российской бирже.
    По рассчетам .если бы захотели, каждый крупный концерн мог бы из выросших прибылей поставить по полноразмерному памятнику ВВП за его ХПП из чистого золота.