Облик армии XXI века, реалии 2010 г.

Облик армии XXI века, реалии 2010 г.
У России сегодня есть уникальные возможности, для создания высокоэффективной армии, но для того, чтобы такая армия у России, наконец, появилась, необходимо серьезно поработать. Такое заявление было сделано Верховным главнокомандующим, президентом РФ Дмитрием Медведевым, на заседании коллегии Министерства обороны 17 марта 2009 г. Также на коллегии обсуждалось, какое оружие в рамках исполнения государственного оборонного заказа (ГОЗ) на 2009-2011 г будет закупаться в ближайшие 5-6 лет. Планировалось уделить первоочередное внимание стратегическим ядерным силам, затратив на поддержание их боеспособности около 25 процентов средств, выделяемых из бюджета на реализацию гособоронзаказа. Всего на реализацию трехлетнего ГОЗ было выделено более 1,5 трлн. рублей.

Были подведены итоги переоснащения ВС РФ в 2008, обсуждались проблемы с запуском "Булавы", проведен детальный анализ военной операции в Осетии, по которому были сделаны выводы о допущенных ошибках и упущениях, как раз в плане перевооружения и модернизации ВС РФ. В целом в 2009 г. и в последующие два года МО РФ о планировало завершить целый комплекс мероприятий по модернизации и переоснащению ВС РФ современным оружием.

В эти планы входило ускорение разработки и модернизации средств разведки и связи тактического звена, систем предупреждения о ракетном нападении, радиолокационных станций для сухопутных войск. Для ВВС планировалось ускорить модернизацию самолетов МиГ-29, Су-25, вертолетов Ми-28Н, дополнительно закупить самолеты МиГ-29, Су-27СМ и Су-30МК2, вертолеты Ка-52, Ми-28Н, Ми-24М, Ми-8МТВ5, закупить ЗРПК «Панцирь-C», а также доработать имеющиеся в наличии зенитные управляемые ракеты. В интересах Черноморского флота предполагалось завершить работу по созданию дизельной подлодки «Лада» с гидроакустическим комплексом, модернизировать дизельные подлодки «Варшавянка», ускорить создание нового большого десантного корабля и БПРК типа «Бал-У». Не были забыты также дальняя авиация ВВС и космические войска. Планировалось, что все эти меры позволят в ближайшие три года существенно ускорить и повысить темпы переоснащения и модернизации Вооруженных Сил, с учетом уточненного перспективного облика. Президентом было принято решение, не смотря на финансовый кризис выделять дополнительные средства из бюджета, для выполнения поставленных задач по обеспечению ГОС и формированию нового современного облика Российской армии.


И вот по прошествии года, 5 марта 2010, на следующем расширенном заседании коллегии Минобороны Верховный главнокомандующий подводил итоги и определял задачи на будущее. На этом заседании президент РФ Д. А. Медведев отметил, что обеспечить выполнение ГОЗ удалось «не без проблем», а «механизмы реализации договоров по закупкам вооружений действуют пока недостаточно эффективно». Такое тревожное заявление главы государства было обусловлено тем, что из выделенных бюджетных средств, а это свыше триллиона рублей, половина которых была направлена именно на перевооружение, большая часть ушла на реализацию различных коррупционных схем, практически на всех этапах модернизации, начиная с планирования тендеров и формирования цены и заканчивая поставками вооружений и военной техники (ВВТ) непосредственно в войска. Это подтверждается и заявлениями главного военного прокурора Сергея Фридинского. По словам которого в 2010 г за различные спекуляции и махинации при расходовании выделенных средств были осуждены более 70 должностных лиц, в том числе несколько высокопоставленных военных чиновников, возбуждены десятки уголовных дел. Совместные проверки прокуратуры и контрольного управления президента показали, что действующая нормативная база механизма поставщиков для нужд обороны стала кормушкой, для различных дельцов, меньше всего думающих о обороноспособности страны. Действующая на сегодняшний день база фактически узаконивает затягивание работы и продление сроков контракта для увеличения финансирования, вместе со злоупотреблениями и многочисленными коррупционными дележами бюджетных денег, ситуация с расходованием средств становится почти критической.

По мнению Фридинского, для пресечения различных злоупотреблений, исключения участия фирм-посредников не имеющих финансовых и производственных условий для исполнения тендеров и увода денег из реального сектора необходимо менять федеральные законы «О государственном оборонном заказе» и «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». На данный момент эти законы позволяют превращать проходящие конкурсы на выполнение работ в профанацию. В общем можно сказать, что на данный момент задачи по модернизации и перевооружению в рамках ГОС решаются со "скрипом", разработки для гособоронзаказа рассматриваются исключительно, как способ присвоения средств различными не чистыми на руку дельцами и махинаторами, при помощи недобросовестных военных чиновников и недоработок в законах, регулирующих заказы. Например в прошедшем 2009 году это привело к ущербу государству в 1 млрд. руб. выделенных бюджетных средств. На данный момент времени в плане улучшения ситуации мало, что изменилось, есть над чем задуматься, сделать выводы и принять меры.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня