Облик армии XXI века, реалии 2010 г.
Были подведены итоги переоснащения ВС РФ в 2008, обсуждались проблемы с запуском "Булавы", проведен детальный анализ военной операции в Осетии, по которому были сделаны выводы о допущенных ошибках и упущениях, как раз в плане перевооружения и модернизации ВС РФ. В целом в 2009 г. и в последующие два года МО РФ о планировало завершить целый комплекс мероприятий по модернизации и переоснащению ВС РФ современным оружием.
В эти планы входило ускорение разработки и модернизации средств разведки и связи тактического звена, систем предупреждения о ракетном нападении, радиолокационных станций для сухопутных войск. Для ВВС планировалось ускорить модернизацию самолетов МиГ-29, Су-25, вертолетов Ми-28Н, дополнительно закупить самолеты МиГ-29, Су-27СМ и Су-30МК2, вертолеты Ка-52, Ми-28Н, Ми-24М, Ми-8МТВ5, закупить ЗРПК «Панцирь-C», а также доработать имеющиеся в наличии зенитные управляемые ракеты. В интересах Черноморского флота предполагалось завершить работу по созданию дизельной подлодки «Лада» с гидроакустическим комплексом, модернизировать дизельные подлодки «Варшавянка», ускорить создание нового большого десантного корабля и БПРК типа «Бал-У». Не были забыты также дальняя авиация ВВС и космические войска. Планировалось, что все эти меры позволят в ближайшие три года существенно ускорить и повысить темпы переоснащения и модернизации Вооруженных Сил, с учетом уточненного перспективного облика. Президентом было принято решение, не смотря на финансовый кризис выделять дополнительные средства из бюджета, для выполнения поставленных задач по обеспечению ГОС и формированию нового современного облика Российской армии.
И вот по прошествии года, 5 марта 2010, на следующем расширенном заседании коллегии Минобороны Верховный главнокомандующий подводил итоги и определял задачи на будущее. На этом заседании президент РФ Д. А. Медведев отметил, что обеспечить выполнение ГОЗ удалось «не без проблем», а «механизмы реализации договоров по закупкам вооружений действуют пока недостаточно эффективно». Такое тревожное заявление главы государства было обусловлено тем, что из выделенных бюджетных средств, а это свыше триллиона рублей, половина которых была направлена именно на перевооружение, большая часть ушла на реализацию различных коррупционных схем, практически на всех этапах модернизации, начиная с планирования тендеров и формирования цены и заканчивая поставками вооружений и военной техники (ВВТ) непосредственно в войска. Это подтверждается и заявлениями главного военного прокурора Сергея Фридинского. По словам которого в 2010 г за различные спекуляции и махинации при расходовании выделенных средств были осуждены более 70 должностных лиц, в том числе несколько высокопоставленных военных чиновников, возбуждены десятки уголовных дел. Совместные проверки прокуратуры и контрольного управления президента показали, что действующая нормативная база механизма поставщиков для нужд обороны стала кормушкой, для различных дельцов, меньше всего думающих о обороноспособности страны. Действующая на сегодняшний день база фактически узаконивает затягивание работы и продление сроков контракта для увеличения финансирования, вместе со злоупотреблениями и многочисленными коррупционными дележами бюджетных денег, ситуация с расходованием средств становится почти критической.
По мнению Фридинского, для пресечения различных злоупотреблений, исключения участия фирм-посредников не имеющих финансовых и производственных условий для исполнения тендеров и увода денег из реального сектора необходимо менять федеральные законы «О государственном оборонном заказе» и «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». На данный момент эти законы позволяют превращать проходящие конкурсы на выполнение работ в профанацию. В общем можно сказать, что на данный момент задачи по модернизации и перевооружению в рамках ГОС решаются со "скрипом", разработки для гособоронзаказа рассматриваются исключительно, как способ присвоения средств различными не чистыми на руку дельцами и махинаторами, при помощи недобросовестных военных чиновников и недоработок в законах, регулирующих заказы. Например в прошедшем 2009 году это привело к ущербу государству в 1 млрд. руб. выделенных бюджетных средств. На данный момент времени в плане улучшения ситуации мало, что изменилось, есть над чем задуматься, сделать выводы и принять меры.
Информация