Концепция ЕАЭС и проблемы в сфере трудовой миграции

31 224 20
Концепция ЕАЭС и проблемы в сфере трудовой миграции

Тема трудовой миграции является в России одной из наиболее острых. И вряд ли в данном случае требуются какие-то дополнительные обоснования этого тезиса. В последнее время дискуссия наконец-то полноценно вышла «наверх», о проблемах говорится уже с самых разных площадок, в том числе на правительственном и межправительственном уровне.

Понятно, что у каждого администратора, обозревателя или спикера существуют свои взгляды и подходы: от радикальных до либеральных, и тем не менее очевидно, что рано или поздно определённые реформы в секторе трудовой миграции проводить придётся. Просто потому, что тенденция «семейного переезда» всё более набирает обороты, а это даёт уже не просто общественное недовольство, а дополнительную финансовую нагрузку на социальную сферу. И последнее, не исключено, и как бы цинично ни звучало, для управленческой системы значит даже больше, чем первое.



До бесконечности можно разбирать «плохие» примеры и «хорошие, дружбонародные», можно также сравнивать различные методы работы с трудовой миграцией, как, кстати, довольно добротно было сделано в обзоре Е. Трифоновой из «Независимой газеты» («Дети гастарбайтеров попались на глаза властям»), где среди многих других был отмечен вариант, принятый в арабских странах, которые весьма активно используют труд иностранных мигрантов, но без возможности «семейного переезда». Рассматривались и комбинированные подходы.

Собрать тут можно целую подборку публикаций, выступлений, также можно спорить о том, много или мало привлекается рабочей силы, насколько это обоснованно. Автор, к примеру, оценивает фактический дефицит трудовых ресурсов без привлечения сторонних рабочих рук около 16 %. Есть иные оценки.

Но чего практически не встречается в весьма эмоциональной, актуальной и насыщенной дискуссии, так это вопрос о том, что трудовая миграция и её побочные эффекты неразрывно связаны с таким форматом межгосударственных отношений, как ЕАЭС, Евразийский экономический союз. Хотя именно с этого дискуссию по идее и следует начинать. Хотя бы потому, что ЕАЭС — это по замыслу не только и не столько торгово-экономическое объединение, сколько концептуальный проект.

Слова «система», «концепция», «стратегия» и т. п. у многих наших граждан вполне обоснованно уже набили оскомину. Однако у каждого целеполагания должен быть рамочный план — та самая стратегия, а цели быть осмысленными, что, собственно, и выражается в концепции.

В качестве, пожалуй, самого простого концептуального противоречия, которое нас сопровождает, можно привести следующий пример. И этот пример — почти готовая иллюстрация задачи на тему «логических кругов».

Значительная часть нашего общества и лидеров мнений, экспертов, поддерживает идеи и тезисы о том, что ЕАЭС должен укрепляться, развиваться. Работать на собирание раздробленного ранее Союза ССР. Когда ЕАЭС прирастает участниками, это воспринимается как шаг к укреплению лидирующей роли России. Когда на этом треке движение тормозится, то воспринимается это как геополитическая слабость или уступка. Чем это обусловлено? Как раз тем самым определённым концептуальным взглядом на место и роль России.

Одновременно ровно на тех же самых форумах и дискуссионных площадках развивается обсуждение миграционной проблематики, причём в довольно жёстком, даже «запретительном» ключе. И это тоже определяется концептуальными взглядами, пусть таковыми зачастую они и не называются напрямую. А теперь вопрос — насколько первое и второе соотносятся с тем смысловым наполнением, которое заложено в сам евразийский межгосударственный институт?

У нас ратифицирован Договор о Евразийском экономическом союзе, который в последней редакции действует с 03.04.2023 г. И в этом базовом нормативном документе содержатся положения, которые, возможно, многим покажутся удивительными.

Ст. 97 п. 1 звучит так:

«Работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда.»

Исключения предусмотрены для «стратегических отраслей», в нашем российском случае это определяется конкретными предприятиями и акционерными обществами по отдельному перечню.

Одной из самых дискуссионных проблем является перенасыщение приезжими в ряде отраслей в некоторых регионах, в том числе в таких бюджетных сферах, как медицинское обслуживание. Открываем ст. 98 п. 1 Договора:

«Трудящийся государства-члена имеет право на занятие профессиональной деятельностью в соответствии со специальностью и квалификацией, указанных в документах об образовании, документах о присуждении ученой степени и (или) присвоении ученого звания.»

Берём такой аспект проблемы, как перенасыщение классов общеобразовательных школ, и снова обращаемся к ст. 98, только уже п. 8:

«Дети трудящегося государства-члена, совместно проживающие с ним на территории государства трудоустройства, имеют право на посещение дошкольных учреждений, получение образования в соответствии с законодательством государства трудоустройства.»

На данный момент у нас основной поток трудовой, и в том числе и «семейно-трудовой» миграции, идёт из Узбекистана, Таджикистана, и только потом собственно из членов ЕАЭС. Поэтому сразу хочется задать вопрос о том, хорошо ли понимают те, кто приветствуют расширение ЕАЭС как фактор «сильной и мощной России», «России как прообраза нового СССР» и т. д. и одновременно выступают за ограничительные, «рестрикционные» меры в плане трудовой миграции, что они попадают в зону смыслового диссонанса? Какие же вы ограничительные меры будете применять и как в том случае, если в ЕАЭС вступят Таджикистан и Узбекистан?

Причины, по которым долгое время сами указанные республики притормаживают процессы интеграции в ЕАЭС, комплексные и могут потребовать отдельной работы, но в качестве одних из основных можно предложить выделить три фактора.

Первый заключается в том, что от России базовой задачей для них является получение миграционных доходов и перечислений, которые самым различным путём они научились получать и вне полноценной интеграции.

Второй заключается в том, что США и ЕС относительно мягко нажимают в плане антироссийских и, кстати, антикитайских санкций.

Третий, как ни странно, обусловлен внутренним дискурсом в самих Узбекистане, Таджикистане и Туркменистане, где оправданно опасаются того, что в таком случае вся действительно квалифицированная рабочая сила может окончательно переместиться в РФ. Такое обсуждение там активно ведётся, просто у российского читателя об этом не много информации.

Но предположим гипотетический (пока) вариант, что Россия действительно радикально ужесточила миграционные требования, а со стороны прочих глобальных институтов не нашлось равноценной финансовой замены. Обе страны вступают в ЕАЭС — и как тогда жёсткое законодательство, по которому, вне всякого сомнения, будет масса споров и сломанных копий, применять? Никак.

Просто представим себе на минуту, что год идут ожесточённые споры по теме ограничений въезда, порядка работы, рассматриваются «германские», «арабские», «китайские» стратегии в плане трудовой миграции, принимается наконец-то «самый русский вариант». В итоге обе страны вступают в ЕАЭС, что подаётся как чуть ли не воссоздание Союза ССР, правда, о том, как «самый русский вариант» будет в итоге работать, можно смотреть в Договоре о ЕАЭС, некоторые параграфы из которого были приведены выше.

Означает ли это, что ЕАЭС «плох»? Нет, не означает, потому что «хорошо» или «плохо» зависит от тех смыслов, которые вкладываются в цели, а потом формулируются в задачи такого объединения. И более, от того насколько смыслы и цели соответствуют ещё и объективным макроэкономическим тенденциям, которые просто возникают и исчезают, но имеют вектор, направление. То есть мы снова возвращаемся к концепции подобного союза, поскольку нельзя одной рукой строить единое пространство, а другой закрывать рынки и образовательную сеть — это делается в рамках уже другой концепции. И это не отдельный случай, ведь и с видением Союзного государства России и Белоруссии проблемы аналогичные. Да и в мире можно привести много примеров.

Существуют разные формы партнёрских образований, есть военно-политические, которые далеко не всегда подкрепляются полной экономической интеграцией, как всем известные НАТО, АУКУС, в прошлом АНЗАК и т. п. Есть внешнеполитические, есть торгово-транзитные («о свободной торговле»), вроде МЕРКОСУР и многих подобных, есть промежуточные формы, но полноценная интеграция она не первая, не вторая и не третья, а интеграция прежде всего стоимостная. Более того, именно потенциал для стоимостной интеграции подразумевает, хотя и далеко не определяет успешность и возможную глубину остальных форм.

У нас довольно бодро обсуждаются «валютные зоны», геополитические «полюса», но напрочь отсутствует обсуждение зоны совместной стоимости. Может быть, это связано с тем, что даже в системе образования за последние годы, что у нас, что «у партнёров», вопросы стоимости стало просто не принято изучать, может быть, в силу иных причин. Только с прошлого года началась активная дискуссия не просто о «рублёвой зоне расчётов», но о рублёвом ценообразовании, хотя и это не отражает всего спектра вопросов.

С какой целью необходимо обращаться к этой, скорее политэкономической проблематике в контексте проблем трудовой миграции? А ровно с той, что движение от таможенного союза (ЕврАзЭс) к Евразийскому экономическому союзу шло с прицелом не на формирование неких аналогов «безбарьерной среды» для реэкспорта и внешней торговли, а к той самой единой стоимостной зоне — союзу, концептуально близкому, хотя и не тождественному по исполнению европейской модели.

Соответственно, нормативная база затрагивала все фундаментальные аспекты — трудовые ресурсы и связанные с ними вопросы перемещения и социального обеспечения, денежно-кредитную сферу, таможню, налоговую и тарифную политику, страхование, энергетическую политику и т. д. И этот базис в виде норм существует, пусть и не всё там прописано до логического завершения.

Зона формирования единой стоимости — это и близко не аналог «валютной зоны», это то пространство, где сам продукт производства возникает посредством перекрёстных затрат друг друга, причём глубина таких затрат такова, что относится ко всем основным факторам производства. Всё это обеспечивается единой системой нормативов, учёта, переходит во внутреннее ценообразование, которое является базисным по отношению к внешним рынкам.

Имея перед собой пример подобной интеграции в виде Евросоюза, надо не упускать и то, что страны ЕС в международной торговле более 40 % товарооборота имеют не с «внешним миром», а друг с другом. Китай сформировал вокруг себя натурально производственную фабрику, превратившись в гигантский сборочный и упаковочный цех. Внутри этой фабрики из стран ЮВА товарный обмен друг с другом уже приблизился к 50 %. Для стоимостного объединения уже мало просто друг у друга покупать, и уж тем более покупать реэкспорт, надо перекрёстно производить.

Это не освобождает тот же ЕС от отраслевых перекосов, не является гарантией выхода из ситуации, когда есть экономики «разных скоростей», тем более что этими разными скоростями пользуются как страны Восточной Европы, играя на курсах и субсидиях, так и Западной Европы, которые используют Европу Восточную зачастую как вечно должного потребителя.

Модель европейской интеграции отнюдь не идеальна, но она достаточна для того, чтобы это пространство цементировать в единый кластер, и, видимо, ещё пройдёт какое-то время для понимания того, что трансформация Евросоюза — это отнюдь не синоним распада, скорее наоборот. Даже специфика проблем в миграционной сфере в ЕС, помимо либеральных идеологем, в основе имеет ту самую свободу передвижения и пресловутый «Шенген», который является целым комплексом межгосударственных соглашений. Свобода передвижения — это одна из трёх официальных «опор» ЕС, и это действительно так.

ЕврАзЭс двигался к ЕАЭС с определёнными представлениями об объединении как о новой стоимостной, а не просто торговой, политической или даже валютной зоне, в том числе в вопросе трудовых ресурсов. Да и могли бы полноценно работать все три аспекта, если бы не работал общий стоимостной базис? А он не работает, поэтому буксует и всё остальное, развиваясь рывками. И тот толчок, который придал взаимной торговле санкционный режим, введённый против России, всё-таки больше базируется на вопросах реэкспорта.

В той самой концепции от «ЕврАзЭс к ЕАЭС» основой для решений миграционных проблем являлось бы т.н. «региональное выравнивание», через создание общей производственной базы, где спрос на трудовые ресурсы относительно равномерно распределяется между участниками. В ЕС модель выравнивания иная — там трудовые ресурсы и производственная база концентрируются в Западной Европе, но, с другой стороны, действует система европейских субсидий. Общий уровень потребления подтягивается к среднему уровню, но Восточная Европа частично жертвует производственной базой.

В итоге у нас получилось, как в поговорке «ни два, ни полтора». Общей производственной базы не создавалось, а вот переток трудовых ресурсов произошёл. И если такой процесс рассмотреть с точки зрения гипотетического экономиста из Средней Азии, который решил бы написать план развития, то данная конкретная ситуация выглядела бы для него угрожающе, поскольку серьёзно снижает инвестиционную привлекательность региона. Ведь теперь для новых инвестиционных проектов надо возвращать рабочие руки, которым надо серьёзно поднимать ставки оплаты! Это, кстати, ещё одна из причин, по которой Узбекистан, Таджикистан и Туркмения очень осторожно подходят к интеграции с ЕАЭС. Но это, как мы наглядно видим, важно и нам самим — может быть, формат ЕАЭС в текущем виде в отношениях с этими государствами и в самом деле избыточен, но какой тогда достаточный?

От концепции межгосударственного объединения зависит весь цикл решений. Если у нас действует концепция изначального ЕАЭС, то следовать за ней должно массовое открытие русскоязычных школ в самой Средней (Центральной) Азии. Россия сейчас выделила дополнительные 4,5 млрд руб. на постройку таких общеобразовательных учебных заведений.

Вроде бы всё правильно, но реалии таковы, что в Таджикистане и Узбекистане русские школы — это почти элитные заведения, вроде всем известных лингвистических школ в той же Москве. Туда конкурс, который зачастую принимает сложные формы. Тут можно вспомнить скандал, который в прошлом году получился в Таджикистане, когда в такое учебное заведение 1 сентября пошли учиться не совсем те, кто был в первоначальных списках. Почему так? А потому, что в дальнейшем можно продолжить образование и в России, и, кстати, за рубежом.

С точки зрения «мягкой силы» создание элиты, которая потом окончит российские ВУЗы и будет проводить комплиментарную для нас политику, этот шаг совершенно верный, но с точки зрения той самой концепции этих выпускников недостаточно. Условно, для концепции ЕврАзЭс решение о новых учебных заведениях правильное, для ЕАЭС — недостаточное. И такие примеры можно приводить один за другим.

Вот недавно Китай в Сиане предложил пяти странам Центральной Азии стать частью своей производственной фабрики. У нас сделали акценты на транзите и караванных путях, хотя главным тут было именно то, что Китай предлагает этим странам войти в свой стоимостной контур. Теперь возникает вопрос — концепция ЕАЭС «потянет» конкуренцию за стоимость с Китаем или нет? Мы ведь не часть этой фабрики, хотя снабжаем и будем снабжать её ресурсами. Мы всё-таки фактический и потенциальный крупный потребитель товаров.

Надо ли оставлять ЕАЭС концептуально в существующем виде и упираться в создание собственного стоимостного контура или надо создавать некий промежуточный вариант между ЕврАзЭс и нынешним ЕАЭС — это один из главных вопросов для выработки подходов к решению проблем в сфере трудовой миграции. В противном случае острота этих проблем будет увеличиваться, а решения останутся скорее ситуативными.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    13 июня 2023 05:08
    Давно занимаюсь национальными вопросаи и проблемами иностранной "трудовой" миграции в России в том числе.

    Автор в принципе сформулировал проблему иностранной "трудовой" миграции в России правильно, а вот предложения автора по её решению всё-таки не совсем правильные - а именно всё-таки далёкие от реальной жизни, как взгляд из окна кабинета.
    И к тому же в принципе автор, побуждаемый патриотическими соображенями, всё равно идеологически остается на прозападных позициях американского экономиста Милтона Фридмана с его блефовой пропагандистской идеей о якобы существовании в мире т.н. "свободного" и "чистого" рынка капиталов, товаров и рабочей силы, но только он пытается её КОСМЕТИЧЕСКИ улучшить применительно к ЕАЭС. Кое в чём у него немного упоминаеттся и монетаристская сторона дела.
    Но всё равно просвета у него в решении проблемы иностранной "трудовой" миграции в РФ всё же не видать.
    Очень хорошо то, что автор поднял ЮРИДИЧЕСКУЮ сторонау договоров. Это абсолютно правильно и очень важно!

    В той самой концепции от «ЕврАзЭс к ЕАЭС» основой для решений миграционных проблем являлось бы т.н. «региональное выравнивание», через создание общей производственной базы, где спрос на трудовые ресурсы относительно равномерно распределяется между участниками.
    А я вот считаю, что страны Средней Азии сейчас только выигрывают против России от своей иностранной "Трудовой" миграции в Россию в том виде, в каком она сейчас есть, и на никакие измения по просьбе России не пойдут!
    И связано это с ФИНАНСОВОЙ стороной дела, которая в конце концов работает снйчас именно на интересы США в пользу ФРС США. И как именно в это происходит - в этом и нужно сначала разбираться!
    Иначе мы просто усилим уже существующие неоправданные риски для национальной безпасности России от иностранной трудовой миграции! И даже можем потерять свою страну.

    См. подробно - "Финансовые риски национальной безопасности РФ от иностранной трудовой миграции" от 2015 года - https://topwar.ru/71406-finansovye-riski-nacionalnoy-bezopasnosti-rf-ot-inostrannoy-trudovoy-migracii.html
    1. +5
      13 июня 2023 10:13
      В данном случае автор не выдвигал никаких "предложений". Задача материала - отразить противоречие между концепцией ЕАЭС, записанной в нормативной базе и реальным ее исполнением.

      Если создавать ЕАЭС на основе изначальных идей такого объединения (как единую зону стоимости), то трудовые ресурсы должны быть распределены между странами, а ставки как и уровень жизни относительно уравнены и унифицированы.

      Рассмотрение проблемы через стоимостной метод это не фридмановский взгляд. Хотя сам по себе его монетарный метод не плох и не хорош - он такое же порождение политэкономической науки и не родился сам по себе из воздуха. Другое дело во что это превратилось сегодня. Ну так это не М.Фридман виноват. Так что в данном случае автор предлагает вернуться к классике, хотя и классическая политэкономия, частью которой является теория стоимости, также является "западной буржуазной наукой" увы bully

      В статье обосновывается, что не разобравшись с концепцией ЕАЭС невозможно даже приступить к реальному решению миграционных проблем. Ведь не только у нас уже взвыли от перетока мигрантов. Вот даже в Таджикистане задумываются о том, куда уехали все квалифицированные врачи и что некому дома лечить. Просто у нас об этих дискуссиях мало что известно. https://www.asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/society/20230612/vrachi-uezzhayut-iz-tadzhikistana

      Это проблема концептуального подхода, что такое экономическое объединение и каков его смысл. Единая зона стоимости - одно, разная стоимость и общая торговля - другое и т.д. Управление трудовыми потоками напрямую зависит от этого. Пока на бумаге у нас создается единый стоимостной кластер и трудовое законодательство делается из ЭТОЙ концепции, а по факту просто зона свободной торговли, для которой нужны другие подходы к управлению потоками рабочей силы.
      1. +3
        13 июня 2023 13:07
        В данном случае автор не выдвигал никаких "предложений". Задача материала - отразить противоречие между концепцией ЕАЭС, записанной в нормативной базе и реальным ее исполнением.


        Михаил, как мне кажется проблема всех интеграционных процессов на постсоветском пространстве в том, что в конечном итоге все данные прожекты, начиная от таких чисто социально-экономических образований как СНГ и ЕАЭС, и заканчивая таким сугубо военно-политическим конструктом как ОДКБ, в конечном итоге превращаются в своего рода рефлексию по СССР, требующую формирования настолько значительных экономических связей, которые текущая экономическая модель Российской Федерации, как главного лакомотива данного объединительного процесса, позволить себе не может.

        Если мы опять же взглянем на пример ЕС, то идея большого европейского дома там обеспечивается двумя основными элементами: экономиками Германии и Франции, которые с одной стороны - оплачивают весь это гешефт, а с другой - многократно компенсируют все понесенные издержки за счет формирования единого экономического пространства. Однако Российская экономика такой силой не обладает, да и по большому счету нужды в такой глубокой интеграции у нее нет, поскольку в отличии от промышленности Германии и Франции главный продукт экспорта РФ не продукты с высокой добавочной стоимостью, а сырье, не требующее большого количества дешевой рабочей силы.

        Другой вопрос, что сегодня мигранты в РФ в большинстве своем задействуются в отраслях куда само население РФ особо не хочет или в силу ряда причин (таких как коррупция, кумовство, землячество) не может трудоустроиться. Это, как правило, сфера строительства, коммунального обслуживания, дорожного строительства, государственного медицинского обслуживания, сфера услуг и т.д. Т.е. потребность в мигрантах в РФ кроется не столько нуждах экономики для поддержания своей конкурентноспособности на внешнем рынке, сколько в необходимости хозяйствующих субъектов, обслуживающих потребностей самого населения РФ. В ЕС, кстати, этот момент тоже имеется (сантехники и домработницы из Польши не дадут соврать), но пропорция все же несколько иная.

        В этой связи, действия правительства России, которое в угоду своих эфемерных представлений продолжает брать на себя все новые и новые интеграционные обязательства, не дающие ей ничего кроме дополнительных финансово-материальных издержек, становится ещё более не понятными. Ведь привлечение людских ресурсов из-за рубежа это не только попытка оперативно решить проблемы собственной экономики и демографии, это ещё и мощный фактор который усиливает эти самые проблемы, создавая дополнительную конкуренцию коренному населению на рынке труда и социальной сфере, тем самым снижая и без того не высокие стимулы к поддержанию собственной популяции на достаточном, необходимом уровне.(При условии, конечно, что все перечисленное - всего лишь результат трагического стечения обстоятельств, помноженного на общую некомпетентность лиц, ответственных за принятие решений, а не последствие сознательной политики, направленной на последовательное уничтожение коренного русского населения, т.к. в противном случае все становится совсем печально...)

        Что же касается рецепта, как избежать противоречий между взятыми на себя международными обязательства и при том ограничить миграционные потоки, то я давно предлагаю сместить акцент с фигуры самого мигранта на тех, кто собственно и прибегает к его услугам. Иными словами нужно бороться не со следствиемления, а с его причиной.

        Прежде всего, как мне кажется, стоит транслировать ответственность, за правонарушения которые совершает мигрант, не только на него самого (в конце концов, что с него взять? Максимум что его ждет - тюремный срок и депортация), но и на того, кто нанимает его на работу, или в случае отсутствия такового - на лицо по чьему приглашению выходец из Таджикистана, Узбекистана или Киргизии приезжает на территорию РФ. Это сразу заставит потенциальных работодателей более разборчиво подходить к кадровому вопросу, а всевозможных "родственничков" задуматься над тем, захотят ли они, случись что, своей собственной шкурой отвечать за "косяки" своих родичей. Причем это должно касаться как административных, так и уголовных преступлений. Понятно что степень подобной обоюдной ответственности нуждается в дополнительной проработке, но одно ясно уже сейчас - она должна быть достаточно чувствительной, вплоть до реального тюремного заключения в отношении тех, кто поручился за трудового мигранта - только так мы можем создать реально работающий миграционный фильтр, который при этом не потребует дополнительных финансовых влияний и создания дополнительных контролирующих структур.

        По сути, речь идет, про аналог кредитного поручительства, предусматривающий установление ответственности поручителя в случае неисполнения основным кредитором своих обязательств. Разница лишь в том, что вместо финансового займа, мы предоставляем мигранту займ социальный, позволяющий под гарантию благочестивого и добропорядочного поведения жить и трудиться на территории РФ. Это раз.

        Второе - никакой амнистии тем, кто ранее совершил преступление на территории РФ, вплоть до лишения гражданства натурализированных граждан и членов их семей, даже если их дети родились уже в России. Да это децимация, да, безусловно, данный принцип нарушает принцип почвы, установленный конституцией, однако только непосредственная угроза лишения 1-ого поколения мигрантов российского гражданства, может гарантировать законопослушное поведениеих родителей и их самих в отдаленной перспективе и предотвратить развитие ситуации по типу современной Франции, где именно дети мигрантов, ставшие полноправными гражданами представляют собой сегодня ключевую проблему.

        И третье. Деятельность диаспор должна быть поставлена под строгий контроль или вообще признана незаконной. С одной стороны, диаспоры, безусловно, играют важную роль в социуме, ибо позволяют мигранту не только пережить прострацию переезда в другую языковую и культурную среду, но и получить помощь от тех, кто уже социализировался на новом месте. Другой момент, что диаспоры во многом воспроизводя уклад той страны, откуда родом мигрант, напротив затрудняют его социализацию в нашем обществе, формируя ложное представление о том, что здесь в России уместны те же патерны поведения, что и дома на Родине.Я уже молчу, что диаспоры зачастую подменяют официальные институты власти РФ, сами устанавливают виновных, сами разыскивают преступников и предают их официальным властям (как например, было в Бирюлёво в 2013 г.), что недопустимо.
        1. +2
          13 июня 2023 20:02
          Это очень точное описание у вас - "рефлексия по СССР". Тут, по всей видимости, мы видим три параллельных направлениях "в умах"
          1. Это те, кто собственно оперировал на межстрановой торговле в СНГ. По сути дела именно этот слой интересантов на практике использовал интеграционные механизмы. В этом плане надо рассматривать не только ТС и ЕАЭС, но и отношения с т.н. третьими странами, которые были в СНГ, но в ТС\ЕАЭС не входили. Это был отдельный режим товародвижения. Сформировалось много разных групп, которые с успехом перегоняли товар по всему этому пространству. Украинский и молдавский на Киргизию, Казахстан, молдавский, приднестровский. Нет своих квот, возьмем белорусские. Венгерское переделывалось на Украине и отправлялось дальше это тысячи цепочек. Ну и учтем такой факт, что по нашим нормам "Произведено в РФ" это то, что перефасовано в РФ (типа прошло некую фазу обработки). Вот эти цепочки, которые были то крупнее, то мельче, формировали костяк этой евразийской торговли. Но формировали его без каких либо форм совместного производства. Т.е. на практическом уровне интеграция в стиле СССР2.0 не интересовала.
          2. Второе направление - кабинетное. Это группы, которые проводили линию на тот самый СССР2.0. Они протягивали буквально волоком нормативную базу перекраивая ТС в ЕАЭС и это даже удавалось, потому что периодически находило некий отклик "в божественных чертогах". Отклик находило, нормативная база создавалась, но интересанты оставались по прежнему из направления №1, а крупных средств на проекты выделялось мало. Ну что такое 24млрд.долл инвестиций за 10 лет и то в номинале на регион с 100млн. . Зато вопросы привлечения тех же мигрантов идеально легли на идеалистическую нормативную базу. Просто потому, что по идее все страны СНГ в идеале должны стать в ТС, затем в ЕАЭС, а дальше благорастворение и благолепие. Соответственно и третьи страны, не члены ТС\ЕАЭС потенциально рассматривались как будущие члены ТС\ЕАЭС, со всеми преференциями.
          3. Третье направление - "народное восприятие", когда именно что рефлексию по СССР, пропаганда переводила в плане евразийской интеграции как "скоро все возродится, немного подождем". В глубину нарративами не залезали, понятное дело. В итоге последних лет что-то внятно обосновать населению в целом, как некий концептуальный проект оказалось мягко говоря затруднительно. Более того, у меня есть некие подозрения, что в "божественных чертогах" искренне считают, что интеграция идет именно в русле нормативной базы. Может я ошибаюсь, но вряд ли.

          То шаги, что вы написали в принципе правильные. Но с другой стороны, вы же правильно отмечаете отраслевых интересантов - им ограничат (в теории) поток рабочей силы на стройки из Средней Азии, вы разве сомневаетесь, что они привезут руки с Бангладеш, Филиппин или условного Занзибара?

          Чтобы провести различные нормативные ограничения, надо признать, что ЕАЭС как концепцию мы "не тянем". Пока я сомневаюсь даже в возможности дискуссий на эту тему. Но по уму надо делать некий промежуточный формат между ТС и ЕАЭС, вносить изменения и после этого выбирать миграционную стратегию, где четко прописать кто и кому нужен, переводить патенты на трудовые договора и выбирать между арабской и китайской моделью привлечения трудовых ресурсов.
    2. -3
      13 июня 2023 15:49
      О какой просьбе идет речь? У России в руках все козыри, мы можем не просить а приказывать им что делать. Мешает лишь наш многонациональный президент и его братки.
  2. +13
    13 июня 2023 07:13
    Трудовая миграция есть очевидное зло как не крути по многим пунктам. И уж тем более - в нашем нонешнем исполнении... Даже перечислять все уже лениво. И так всем всё понятно. Но самое главное зло - это то, что на самом деле она является просто прикрытием для стремительных процессов ПЕРЕСЕЛЕНИЯ на Русь масс среднеазиатского и кавказского населения.. И даже если на секунду предположить что данный конкретный мигрант оттуда приносит стране какую-то пользу - то какая нам польза от неизбежного переселения к нам его жены, детей, дядей, тётей, бабушек, дедушек и прочей многочисленной родни? Которую почему-то - мы обязаны брать на содержание?

    Казалось бы - хочешь работать в РФ - приезжай на оговоренный срок. Плати за медицинскую страховку и вперёд. Не заплатишь - никто тебя лечить не станет. Но почему мы должны обеспечивать социалкой весь кишлак твоих родственников, автоматом переезжающих вместе с тобой? На кой ляд мы их вообще сюда пускаем - от них-то какая польза стране и народу??

    Массовая же раздача гражданства - это вообще самоубийство. Даже если не брать в расчёт цивилизационно-ментальные соображения, происходит странная фигня. Тожероссияне, ни копейки за свою жизнь не выплатившие в соответствующие фонды, получают права на пенсии, медицину, образование и тд!! А кто за это платит? Да мы с вами!! Уж не поэтому ли обожаемый гарант задрал пенсионный возраст, фактически лишив мужскую часть нашего народа пенсии? Так мало того - теперь выясняется что все эти новоприобретённые сограждане ещё и мобилизации не подлежат, избавляясь от обязанности защищать новую родину! Зачем же мы им дали гражданство, если не можем доверить им оружие? То есть - их благополучие должны защищать мы? Мы будем погибать на фронте пока они у нас дома шавермой торгуют? Интересный расклад...
    1. +4
      13 июня 2023 10:02
      Цитата: paul3390
      Интересный расклад...

      Очень "интересный". Единственное, что всегда мешало Западу утопить планету в пучине вечного рабства - это русский народ. Кажется, что теперь найдено решение этого вопроса, раз и навсегда, решение убойное и филигранно точное - замещение коренного народа пришлыми из Средней Азии. На фоне давних проблем с демографией у русских, это переселение даст ошеломляющие результаты уже через два-три поколения, результаты ужасающие и без возможности что-то изменить...
      1. +2
        14 июня 2023 10:12
        Цитата: Doccor18
        Единственное, что всегда мешало Западу утопить планету в пучине вечного рабства - это русский народ.

        Серьёзно? Это каким же образом русский народ, который терпит все антинародные выходки своего собственного правительства (в то время как те же французы как-то ещё трепыхаются) и весь в цепях кредитов, вдруг умудряется "мешать Западу утопить планету в рабстве"?
        То, про что вы говорите, имело место во времена СССР, во время борьбы с неоколониализмом. Лет 30 это было за всю историю России. А вы пишете: "всегда мешало". И почему опять Запад виноват в замещении? У нас же вроде как суверенное государство? Или нет? Это же наш "гарант" говорил, что нужно больше мигрантов.
  3. +10
    13 июня 2023 07:45
    Проблемы низов верха не волнуют, они до сих пор расчитывают жить на западе а эксплуатировать эту страну всё равно с каким составом населения в общем средние века
  4. +3
    13 июня 2023 08:42
    Иными словами, своих рабов не хватка,так как демография,катится вниз,завозят от соседей,там с демографией в порядке, с рабочими местами туго.И не все песок хотят перекидывать, а песка в Средней Азии,много.
  5. +3
    13 июня 2023 09:19
    Автор, к примеру, оценивает фактический дефицит трудовых ресурсов без привлечения сторонних рабочих рук около 16 %. Есть иные оценки.

    Простите а на какую зарплату и на какие условия?
    Я и сам работал в реальном производстве, но возвращаться не хочу, разве что припрет сильно - я сомневаюсь что бизнес вообще будет платить зарплату. Проверено на себе, не переубедите.
    Это раз.
    Во вторых. К нам в нашу организацию пришел новый сотрудник, 22 года. Пробовал работать на заводе. З/п 80 тысяч (но есть подозрения что там в договоре были подводные камни типа "при условии выполнения производственного задания"). Его поставили к станку 16к20, да да, сделанного в СССР. Станок раздолбан и убит в ноль, там надо очень точно ловить момент переключения. "Ну за 5 лет я бы к нему привык", как он сам говорит, но парнишка уволился на третий день.
    1. -1
      13 июня 2023 20:43
      По моему личному опыту средний фактический доход на руки у мигрантов в МСК - 47-50тыс, в регионах 27-35тыс. Добавим сюда патентный платеж (от 6000 до 3500 по разным регионам) и получим что-то определенное.
  6. +9
    13 июня 2023 10:19
    Однако, развал Союза, в том числе шел под лозунгом, хватит кормить республики. Теперь эти республики внутри нас. Как глисты.
  7. +1
    13 июня 2023 12:35
    Здравствуйте, Михаил!

    Наверняка Вы обратили внимание, что на недавно прошедшем саммите ЕАЭС все (!, кроме Токаева) главы среднеазиатских государств упорно талдычили именно о таможенном союзе, ЕврАзЭС, ни разу не упомянув ЕАЭС.
    И это не похоже на оговорку или проблемы с русским языком. Скорее, это выглядело как откровенный саботаж самой идеи ЕАЭС, либо её нынешнего практического воплощения.
    Если есть возможность, проясните, пожалуйста, этот казус!

    С уважением,
    hi
    1. +1
      13 июня 2023 20:55
      Добрый день, взаимно! hi
      Да, слушал все с интересом, потом где было возможно еще и стенограммы пытался посмотреть. Но у всего этого есть вполне конкретные причины, потому что транзит выгоден. У каждой из 5ти среднеазиатских стран тут есть свои собственные нюансы, но по большому счету нет понимания, что собственно в виде ЕАЭС хотят в России построить. Мы же не предлагаем общая инфраструктура+совместные производства, хотя именно это должно распределить тут самую рабочую силу, которая кучкуется сегодня у нас. А вот стоимость жизни (не уровень, а стоимость) в том же Узбекистане уже сравнима с нашей. Из Таджикистана уехали все врачи и т.д. В нынешнем виде интеграция в ЕАЭС еще больше уравняет стоимость, еще больше изменит баланс на рынке труда. А по факту транзит товаров идет? Идет. Доходы от трудовой миграции идут? Идут. Так зачем глубокая интеграция в единое целое? Они сейчас в раздумьях, что придут китайские инвестиции (а они придут, это уже понятно), надо затраты на труд снижать, а через ЕАЭС они растут. Нюансы там есть, конечно - у Киргизии своя ситуация внтуриполитичекая, у узбеков своя и т.д. Но глубоко интегрироваться без масштабной программы развития в текущем виде нет смысла, проще подождать китайцев, которые все-таки родили такую стратегию, а пока можно поимитировать активность, зарабатывать на том, что есть, при этом соглашаясь с разными интеграционными идеями, но постоянно беря время "на подумать"
  8. +1
    13 июня 2023 15:41
    Пока славяне убивают друг друга территория России ускоренными темпами заселяется напишу мягко - не славянским населением и не коренными народами России. Олигархическим существам, которые реально правят, славяне не нужны по определению. Кстати, Центральный Банк России не подчиняется правительству России. По слухам владельцы Рокфеллеры. Вот и делайте вывод кто нас захватил.
  9. +1
    13 июня 2023 15:47
    Ни таджики ни азики ни узбеки не в еаэс а большинство агрессивно настроенных трудовых исламистов именно оттуда. Вывод? Дело вовсе не в мифическом еаэс от которого России толку меньше нуля. Дело в системе коррупционной чиновничьей бюрократии которого построил Путин, и для которой мигрант намного милее русского тк денег больше приносит.
    Вот и весь сказ.
    Что нужно? Визовый режим и рабочим визы на полгода-год только для одного человека без семьи и еще после этого год запрет на посещение россии.
  10. 0
    14 июня 2023 18:22
    Цитата: nikolaevskiy78
    глубоко интегрироваться без масштабной программы развития в текущем виде нет смысла


    Спасибо! Что-то подобное я и предполагал.
    hi
  11. +1
    17 июня 2023 10:31
    Николаевский: "... в самих Узбекистане, Таджикистане и Туркменистане, где оправданно опасаются того, что в таком случае вся действительно квалифицированная рабочая сила может окончательно переместиться в РФ.»
    В бывших среднеазиатских государствах вообще не было и нет местных квалифицированных врачей и квалифицированных специалистов ни в здравоохранении, ни в образовании, ни (ха-ха-ха!) в науке - нигде!
    Вот малая часть из личного опыта. Коканд, Узбекистан. Примерно 1980 год. Заболел зуб, а самолёт домой через 3 дня - пришлось идти сдаваться. В поликлинике длинная очередь в 1 кабинет. Занял очередь, стою - заметил, что есть ещё один кабинет. Открывается дверь этого кабинета - выходит узбечка в белом халате, шапочке и вижу ещё одну в такой же форме и зубосверлильную конструкцию. Удивился и спросил впереди стоящего мужчину - почему в этот кабинет никого нет. Тот ответил, что, мол, хочешь - так иди без очереди! Рискни - вдруг повезёт! И, видя, что я не понимаю, задал мне вопрос - умею ли я читать. И ткнул в таблички на дверях. Я прочёл. Так на табличке кабинета, в который змеилась очередь, значилось, что врач - Панченко, медсестра – Денисова (помню абсолютно точно!), а на табличке другого кабинета (могу переврать, т.к. местные фамилии) - что-то вроде Бекмуратовой и Нурмухамедовой. А в очереди стояли вперемежку и русские, и узбеки – и мужчины, и женщины. Сколько простоял - за мной занимали очередь - но никто в тот кабинет не заходил. Мужчина мне, пока стояли, многое рассказал и из очереди наслушался реплик.
    Тёща ушла на пенсию – и на её место приняли сначала двух узбечек, потом ещё одну. Только представьте – 3 узбечки с дипломами вместо одной русской! И тёще приходилось уступать уговорам начальника управления помочь с квартальными и т.п. отчётами. Когда мы гостили у неё, пришёл начальник с обычной песней - помочь с полугодовым отчётом. Я сказал ему, что раз они, как он говорит, такие дуры – так гнать их поганой метлой! Он ответил, что он сам вперёд вылетит и потом, вряд ли, найдёт работу… Любимую тёщу удалось оставить с нами…Пообщавшись с ним – а он-то сам узбек – стало его просто жалко, ведь ему навязывают , кого принимать…
    Через несколько лет привёз к нам тёщу, положили в нашу больницу – так врач, просмотрев её медкарту и поудивлявшись, сказал, что через неё пропустили всю аптеку – и ненужные лекарства, и страшные дозы… Ей не повезло – «лечили» её узбеки…
    На мой взгляд, нам абсолютно не нужны эти русофобские, отметившиеся геноцидом русскоязычного населения, недогосударства. Умеют только паразитировать и это делать им позволяет наша власть. И безвозвратными кредитами, и наплывом туземцев… И не нужен нам аналог СССР, который содержал туземцев за счёт русского народа…
    1. 0
      17 июня 2023 14:52
      Вот как раз судя по спискам участковых врачей этот трудовой ресурс номинально квалифицирован. Система же оценивает условно "диплом", а не суждения общего характера. В гипотетическом СССР2 или сколько там, трудовые ресурсы распределяются по всему экономическому пространству, а не концентрируются так как у нас. Но так происходит, ведь глаза не обманывают. Значит есть расхождение между тем, что строится на бумаге и реальностью. И это расхождение действительно концептуальное, а уж то, что на этом пасутся группы интересов, которые на этих проблемах поднимают деньги, это отдельная тема. Другое дело, что не решив принципиальных вопросов, не решаются и другие.