Программа «Иванов»: Какой боевой самолет был нужен РККА в середине 30-х годов

5
Программа «Иванов»: Какой боевой самолет был нужен РККА в середине 30-х годов

В некоторых исторических вправках упоминается программа под загадочным названием «Иванов». Суть ее состоит в том, что для советской армии планировалось построить войсковой самолет общего назначения, соответствующий принятой в 1935 году доктрине.

Речь идет о концепции «глубокой наступательной операции», которая была отработана и принята руководством СССР в середине 30-х годов прошлого столетия.



В общих чертах она сводилась к тому, что артиллерия и механизированные бригады должны были проламывать первую линию обороны противника, а авиация наносить удары по ближнему тылу, позволяя армии развить успех с тактического до оперативного уровня.

На тот момент в РККА было порядка 5 тысяч самолетов. По большей степени они были представлены разведчиками и штурмовиками.

В свою очередь, программа «Иванов» предполагала создание скоростного одномоторного многоцелевого боевого самолета с увеличенной скоростью и дальностью полета.

Предложение о новых типах разведчиков и штурмовиков рассматривалось 25 декабря 1936 г. на заседании Правительственной комиссии, где присутствовали конструкторы П.О. Сухой, И.Г. Неман и Н.Н. Поликарпов.

Согласно стенограмме заседания, идею создания универсального боевого самолета полностью поддержал и генсек ЦК КПСС И.В. Сталин, предложив конструкторам сначала разработать новый штурмовик-разведчик, а уже затем на его основе создать легкий бомбардировщик.

Стоит отметить, что из трех вышеупомянутых участников программы успеха добиться удалось только П.О. Сухому, ОКБ которого в период с 1937 по 1940 гг. создало легкий бомбардировщик Су-2, опытный самолет Су-4 и штурмовик-бомбардировщик ББ-2.

5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    10 июня 2023 08:59
    Су-2 подвело отсутствие подходящего мотора а не порочность концепции. Использование М-88 и даже М-82 не позволяло Су-2 называться скоростным, для этого нужен был М-90 или М-71 с мощностью не менее 2000/1700 л.с., что обеспечило бы скорость не менее 540-580 кМ/час.
  2. -6
    10 июня 2023 23:07
    Су-2, это машина мирного времени. Технически продвинутая но и дорогостоящая.
    А ссылаться на №тактик медиа" только дауны могут.
  3. +1
    11 июня 2023 15:30
    Су-2 начали выпускать незадолго до войны на Харьковском авиазаводе. Отец рассказывал, что перед войной небо гудело над городом от испытуемых Су-2.

    По отзывам лётчиков, самолёт был прекрасно управляем, отличался отличной маневренностью и боевой живучестью. Кабина имел обогрев, что для советских самолетов того времени было редким явлением. Кстати, именно на Су-2 летала и героически погибла лётчица Зеленко.
  4. 0
    12 июня 2023 08:50
    Цитата: vovochkarzhevsky
    Су-2, это машина мирного времени. Технически продвинутая но и дорогостоящая.


    Себестоимость - 430 тыс. рублей. Недешево, но и не так уж и дорого, при более массовом производстве стоимость можно было и понизить. Самолет хорош своей универсальностью. Но, как оказалось, более специализированный Ил-2 больше нужен, потому Су-2 и сняли с производства.
  5. 0
    2 августа 2023 22:32
    Сейчас актуален вопрос не "в каком самолёте нуждалась КрА", а в каком нуждается РА сейчас. Нуждается она в настоящем самолёте поля боя: не в Су-25 или Як-130, а в реальном штурмовике: не быстром, с низкой скоростью сваливания, винтовым, бензиновым, с хорошим пушечно-пулемётным вооружением, ощутимой бомбово-ракетной нагрузкой, возможностью быстро менять состав вооружения, возможностью РЕАЛЬНО пикировать, т.е. нужно что-то высокоманевренное, НЕбыстрое, относительно дешёвое (чтобы можно было быстро наладить производство, и производить десятками...), похожее на американский "Бронко" (North American OV-10 Bronco) или немецкий Хеншель-129.