Южная Корея построила первые истребители FA-50 для Польши

54
Южная Корея построила первые истребители FA-50 для Польши
Официальная презентация и выкатка первого построенного FA-50GF, 7 июня 2023 г.


В настоящее время военно-воздушные силы Польши планируют крупную программу перевооружения. Они списывают старую технику советского образца и собираются принимать на вооружение современные самолеты. В качестве одной из новинок рассматривается истребитель FA-50 южнокорейской разработки. В прошлом году Польша и Республика Корея заключили два контракта на производство такой техники, и по ним уже построены первые самолеты.



Планы обновления


В настоящее время состояние боевой авиации ВВС Польши оставляет желать лучшего. Ее основу составляют 48 истребителей F-16C/D американского производства. Кроме того, до недавнего времени значительную роль играли самолеты советского образца – МиГ-29 и Су-22 двух модификаций в количестве ок. 35-40 ед.

Дальнейшую эксплуатацию советской техники давно считают нецелесообразной ввиду ее морального и физического устаревания. Имеющиеся Су-22 решили списать, а МиГ-29 передаются дружественному киевскому режиму в порядке помощи. При этом для поддержания количественных и качественных показателей на желаемом уровне принято решение о закупке современной иностранной техники.

Так, уже имеется договоренность о поставке более 30 американских истребителей F-35. Однако такие самолеты поступят на вооружение только в отдаленном будущем, а замена для списанных МиГ-29 нужна уже сейчас. В связи с этим польские ВВС разместили за рубежом заказ на технику «переходного этапа».

16 сентября 2022 г. министерство обороны Польши и южнокорейская компания Korea Aerospace Industries подписали два контракта на строительство и поставку авиационной техники. В общей сложности заказано 48 самолетов типа FA-50 в двух модификациях. Также оговаривается поставка вспомогательных средств, подготовка личного состава и т.д. Стоимость двух контрактов достигла 18,9 млрд злотых (ок. 3 млрд долл. США).


Два контракта


Первый польско-южнокорейский контракт предусматривает поставку 12 истребителей в модификации FA-50GF (Gap Filler – «заполнение пробела»), за которые заплатят ок. 700 млн долл. – 58,3 миллиона за каждый. По условиям соглашения, производство этой техники займет чуть более года, и до конца 2023 г. ее передадут заказчику.

Модификация «GF» максимально повторяет серийный вариант истребителя FA-50 Block 50, выпускаемый для ВВС Южной Кореи. Это позволило сэкономить время и деньги на разработке и подготовке производства.

По условиям второго контракта, заказчик получит самолеты новой модификации FA-50PL. Предусматривается строительство 36 таких машин общей стоимостью 2,3 млрд долл. (ок. 64 млн долл. за единицу). Сообщается, что такой вариант истребителя будет максимально похож на южнокорейский FA-50 Block 20. Тем не менее, на этот раз преемственность конструкций не позволит сэкономить время, и поставки техники начнутся только через несколько лет.

В соответствии с подписанными соглашениями, в конце прошлого года южнокорейская сторона начала обучение польских летчиков и технического персонала. Также предусматривается поставка необходимого наземного оборудования, вспомогательных средств, тренажеров и т.д. На польской территории развернут полную систему обслуживания и эксплуатации техники.

График поставок


Компания KAI приступила к сборке самолетов для Польши сразу после получения официального заказа. Уже в феврале 2023 г. она выкатила из сборочного цеха первый FA-50GF новой партии. В течение нескольких следующих месяцев собрали еще два самолета. По известным данным, ряд следующих истребителей находится на разных стадиях строительства. Вполне возможно, что уже заложены и собираются даже последние самолеты из первого польского заказа.


7 июня на заводе KAI в г. Сачхон состоялась официальная церемония выкатки и презентации первых трех FA-50GF. На мероприятии присутствовало руководство польского военного ведомства. В торжественной обстановке самолеты показали гостям церемонии. Также прозвучали громкие заявления о взаимовыгодном сотрудничестве, модернизации ВВС и вооруженных сил, а также – ожидаемо – о противостоянии коварному агрессору.

Согласно утвержденному графику, уже в этом году KAI должна достроить, испытать и передать заказчику 12 «временных» истребителей по первому контракту. Ими оснастят 1-ю авиационную эскадрилью, с 23-й тактической авиабазе в г. Миньск Мазовецкий. Ранее это подразделение имело МиГ-29, но все такие самолеты решено передать Украине. Новые FA-50GF позволят ему сохранить боеспособность.

Следующие 36 самолетов будут построены по проекту FA-50PL. Как сообщается, он основывается на южнокорейском FA-50 Block 20, но предусматривает ряд нововведений с учетом требований заказчика. На данный момент проект «PL» находится на стадии разработки. Первый опытный самолет этого типа построят и поднимут в воздух только в обозримом будущем.

Затем планируется начать серийное производство. Первые FA-50PL, по условиям контракта, отправятся к заказчику в 2025 г. Последние из 36 машин передадут в 2028-м. С их помощью перевооружат еще несколько эскадрилий, пока оснащенных старой советской техникой.

Сообщается, что в отдаленном будущем самолеты FA-50GF первой партии могут пройти модернизацию по проекту «PL». В результате будет обеспечена полная унификация самолетов этого типа, что даст известные преимущества.


Предмет договора


Перспективный истребитель 4 поколения FA-50 разрабатывался компанией KAI в двухтысячных годах. Его построили на основе существующего учебно-тренировочного самолета T-50, созданного ранее при участии американской фирмы Lockheed Martin. Параллельно с FA-50 создавался легкий штурмовик TA-50 на той же базе. Боевые самолеты отличаются от базового учебного конструкцией планера, составом основных агрегатов, бортовым радиоэлектронным оборудованием и возможностью установки вооружения.

Первый полет опытного FA-50 состоялся в 2011 г. К этому времени ВВС Южной Кореи успели разместить заказ на серийное производство, и в 2013-15 гг. на вооружение поступили первые партии новой техники. В течение нескольких лет ВВС получили все 60 заказанных самолетов. Кроме того, истребители FA-50 строились для Ирака и Филиппин. В прошлом году KAI получила заказ от Польши, а в феврале 2023 г. появился контракт с Малайзией. Ожидаются новые заказы от иностранных государств.

FA-50 во всех модификациях представляет собой легкий однодвигательный многоцелевой сверхзвуковой истребитель с двухместной кабиной. Самолет построен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом. Длина машины превышает 13 м, размах крыла – менее 9,5 м. Взлетная масса – до 12,3 т. При этом полезная нагрузка достигает 5400 кг.

Силовая установка включает один турбореактивный двигатель General Electric F404. С его помощью достигается максимальная скорость (на высоте) более 1800 км/ч. Дальность полета – более 1800 км, потолок – 14,6 км.

Разные модификации FA-50 отличаются составом БРЭО; заказчик может выбрать подходящий ему вариант. Так, модификация Block 10 / FA-50GF использует бортовую РЛС Elta EL/M-2032. Более совершенный вариант Block 20 / FA-50PL получит станцию Raytheon PhantomStrike с активной ФАР. Также предлагаются разные средства связи, управления вооружением и т.д. Для дополнения бортовой аппаратуры предлагается использовать подвесной прицельный контейнер Lockheed Martin Sniper.


Первые три истребителя для Польши

В левом наплыве крыла устанавливается встроенная 20-мм автоматическая пушка M61 с боекомплектом 205 снарядов. Под крылом и фюзеляжем предусмотрено семь точек подвески для вооружения «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». Для борьбы с воздушными целями предлагаются ракеты AIM-9 и AIM-120 американской разработки. По наземным объектам или кораблям применяются неуправляемые ракеты Hydra 70, а также управляемые AGM-65, KEPD-350 и т.д. Имеется широкий выбор бомб разных калибров, в т.ч. корректируемых.

Несовременная замена


Южнокорейский истребитель FA-50 представляет интерес, главным образом, как попытка разработки боевого самолета страной, не имевшей подобного опыта. Компания KAI в целом справилась с поставленными задачами, довела самолет до серии, вышла с ним на международный рынок и даже демонстрирует определенные коммерческие успехи. Кроме того, этот проект позволил снизить зависимость ВВС Республики Корея от импортной техники.

Тем не менее, несмотря на все свои преимущества, FA-50 имеет ограниченные тактико-технические характеристики и боевые качества, свойственные для истребителей предыдущего 4 поколения. По своим возможностям он уступает более новой технике и/или разработкам ведущих авиационных держав.

Таким образом, в ближайшем будущем ВВС Польши ждет специфическое и неоднозначное обновление. Морально и физически устаревшие МиГ-29 и Су-22 заменят современными, но далеко не передовыми FA-50. В целом такая модернизация авиационного парка имеет смысл, но ее реальные результаты будут ограниченными.
54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. KCA
    0
    13 июня 2023 04:47
    Как сидящая на дотациях гейропосоюза пшекия может закупать вооружение у РК, да ещё в таких объёмах? И никто цыкнуть не может и сказать - закупай Лео и Еврофайтеры? Красиво девки пляшут, по четыре штуки в ряд
    1. +2
      13 июня 2023 05:30
      Цитата: KCA
      Как сидящая на дотациях гейропосоюза пшекия может закупать вооружение у РК, да ещё в таких объёмах? И никто цыкнуть не может и сказать - закупай Лео и Еврофайтеры? Красиво девки пляшут, по четыре штуки в ряд

      А зачем им Еврофайтеры? Им нужны легкие машины.
      1. KCA
        +2
        13 июня 2023 06:10
        Так есть-же и Гриппены, вполне лёгкий многофункциональный истребитель, а Швеция член, или другая сторона гейропосоюза
        1. +1
          13 июня 2023 07:16
          Будто бы из готовых заделов делают, очень быстро южнокорейские марионетки клепают самолеты...
      2. +3
        13 июня 2023 08:39
        Цитата: Арон Заави
        Им нужны легкие машины.

        Как я понимаю выбор был между б/у Ф-16 и новыми корейцами. Выбрали корейцев, но мне не очень понятны причины такого выбора.

        Ну да ладно, пусть поляки сами разбираются. В любом случае машинка неплохая, а в ПЛверсии - даже хорошая. У РФ, у примеру, ничего сравнимого нет и видимо не будет.
        1. +4
          13 июня 2023 09:09
          Выбор очевиден. Нет ничего дешевле с такими возможностями. F-16 тупо в 1,5-3 раза дороже в зависимости что берешь.
          У Китайцев разве что JF-17, но возможности не те, да Ине доступен он Польше.
          1. 0
            13 июня 2023 09:23
            Ещё у южнокорейского самолёта воздухозаборники по бокам, а не снизу, и сразу двухместная кабина.
            Но определяющим видимо стала цена.

            У китайцев ещё есть J-10 под наш двигатель АЛ-31Ф, а у JF-17 двигатель от МиГ-29.
            Собственно нам бы свой однодвигательный истребитель сделать под АЛ-31Ф и его развитие.
            1. -1
              30 июля 2023 17:59
              Воздухозаборники по бокам фюзеляжа хороши только для прямолинейного полёта. При ведении маневренного воздушного боя один из ВЗ оказывается в "аэродинамической тени" головной части фюзеляжа, что снижает тягу двигателя по причине уменьшения подачи воздуха. Да и на МиГ-29 потолок 18000м...., дальность полёта аналогичная. Странная замена... Старого железа на новое? Модернизация МиГ-29 9-13 до уровня 9-19 СМТ (или выше) обходится дешевле, тем более, что это уже проверенный вариант. Правда вряд-ли Белоруссия и Россия это будут делать в нынешних условиях...
              1. +1
                12 сентября 2023 21:25
                Цитата: аск
                При ведении маневренного воздушного боя один из ВЗ оказывается в "аэродинамической тени" головной части фюзеляжа, что снижает тягу двигателя по причине уменьшения подачи воздуха

                А где Вы надеетесь увидеть "ведение маневренного воздушного боя" в 21м веке? Думаете есть ЛА который может убежать от РВВ ближнего действия с поперечными дюзами, которые могут 40-60г? Актуально сейчас максимальная малозаметность, современные БРЭО с АФАР. Корейцы эти с морды довольно маленькие для радара, так как последние годы даже при производстве 4го поколения ЛА применяют много композитов в фронтальной проекции, для борьбы с ЭПР. А судя по РЛС и вооружению будут иметь ещё и отличные ударные возможности. И вообще надо сравнивать не отдельные самолёты разных ВВС, а боевой потенциал. Современные ВВС сегодня это не отдельные мощные машины, а связка с современными ДРЛО многофункциональные машины с современным АФАР и РВВ. И вряд-ли полякам интересна белорусская и российская модернизация Мигов, так как у них есть доступ к израильской, европейской, американской авиапромышленности. Миги не только старые все уже, как впрочем и Су-27, что просто экономически не выгодно их модернизировать, да и дальнейшая эксплуатация Мигов и Сушек 30+ лет довольно дорогая, так как возни с старыми машинами больше.
          2. +2
            13 июня 2023 10:08
            Цитата: ColdWind
            У Китайцев разве что JF-17

            Сравнивать китайский Миг-21 с российским двигателем и корейца более чем странно. Стране НАТО естественно нужен самолёт западной инфраструктуры.

            А вот с Ф-16 есть варианты. Норвеги недавно продали румынам самолёты с МЛА во вполне приличном вроде состоянии за 12М штука, очень бюджетненько. Другое дело, если поляки хотят самолёт с АФАР. Такие б/у поди найди, а модернизация встанет недешево.
            1. KCA
              -2
              13 июня 2023 18:09
              Почему АФАР возводят прям в критическое преимущество? А недостатки где? По питанию от ВСУ аццкому, по водяному охлаждению, нихренасе, на самолёте ещё кондиционер летает, так, нормально, а вот о том что в России уже 4 года в испытаниях РОФАР , а в данных событиях и в боевых испытаниях тишина, хотя, может и правильно, что тишина
            2. 0
              14 июня 2023 07:26
              У него от МиГ-21 что?
              Это в российской Википедии такое написано только.
              1. -1
                15 июня 2023 00:06
                Цитата: Maxim G
                У него от МиГ-21 что?

                Воспоминания.
        2. 0
          13 июня 2023 23:00
          ИМХО, за корейцев сыграла скорость поставки.
          Корейцы были даже готовы от своих ВВС отбирать самолеты, лишь бы контракт получить: "Соглашения с корпорацией Korean Aerospace Industries (KAI) - включают контракт на закупку 48 легких двухместных боевых самолетов (истребителей) KAI FA-50 общей стоимостью 3 трлн вон. Первые 12 самолетов должны быть поставлены во второй половине 2023 года в текущей серийной конфигурации FA-50 Block 10 (причем, по данным южнокорейских СМИ, первые восемь самолетов будут взяты с производственной линии KAI из числа самолетов, строящихся для ВВС Южной Кореи). " https://bmpd.livejournal.com/4562346.html

          Корейцы молодцы, не каждое десятилетие такие контракты, как польский контракт на САУ, танки и авиацию, появляются.

          Скорость исполнения, что по самолетам, что по САУ и танкам так же впечатляет: менее года от подписания контракта - и поставки уже есть.
          1. -1
            14 июня 2023 23:53
            Цитата: Wildcat
            ИМХО, за корейцев сыграла скорость поставки.

            Не аргумент. Норвежская сделка на 32 самолёта прошла вот только что, в ноябре. В то время как корейцы пока выкатили всего три самолёта. Да и в целом Ф-16 в приличном состоянии на рынке немало, по обсуждавшимся в другом контексте причинам.
            1. +3
              15 июня 2023 02:54
              "Однако Польша выбрала FA-50 не только из-за их боеспособности, но и из-за скорости, с которой их можно было приобрести. Варшава также рассматривала другие самолеты, в том числе F-16, но ни один из них не мог быть доставлен достаточно быстро.
              «Для Польши крайне важно как можно быстрее повысить уровень безопасности», — заявил министр обороны Польши. Польские ВВС должны получить первые 12 самолетов FA-50 к середине 2023 года." https://www.businessinsider.com/poland-buys-south-korean-jets-to-replace-aging-soviet-fighters-2022-8

              "Способность KAI быстро доставлять самолеты стала решающим фактором в выборе Польшей FA-50, сказал Мариуш Блащак, вице-премьер и министр обороны, в интервью польским СМИ. Закупки стали срочными в свете конфликта на Украине и растущей потребности в замене последних истребителей МиГ-29 и Су-22 на вооружении ВВС Польши, а Lockheed Martin не сможет поставить Польше дополнительные F -16s в требуемом таймфрейме. Было отмечено, что польские F-16 в настоящее время охраняют воздушное пространство соседней Словакии, пока эта страна ожидает поставки своих собственных F-16.
              Блащак также подчеркнул сходство между FA-50, разработанным совместно с Lockheed Martin, и F-16 с точки зрения систем, которые позволили бы беспрепятственно интегрировать новый самолет в существующую инфраструктуру. Это также упростит обучение, поскольку переход с FA-50 на F-16 может быть выполнен быстро." https://www.ainonline.com/aviation-news/defense/2022-07-27/poland-turns-south-koreas-fa-50-fighter-attack-jet

              "In the words of Minister Błaszczak:
              “Deciding to purchase equipment in South Korea, I had to consider a couple of aspects, including lethality of weapons, delivery tempo, or industrial benefits. The agreement with the Koreans that we have managed to negotiate fuses all of the above elements. Other equipment manufacturers have not been able to deliver armament of that quality at so short notice, and with so broad collaboration with the Polish defence industry.”" https://www.aviacionline.com/2022/07/why-did-the-fa-50-win-in-poland-f-15ex-and-kf-21-on-the-horizon/

              "“When ordering modern weapons for the Polish Army, we follow four criteria. The first criterion is the needs, the second modernity, the third speed of delivery and the fourth criterion is compatibility. All these criteria are met in the framework agreement of cooperation signed with South Korea”, Błaszczak added." https://breakingdefense.com/2022/09/with-korean-aircraft-buy-poland-pushes-beyond-post-soviet-airframe-legacy/

              В общем, что то новое и быстро было у корейцев.

              Брать б/у Ф16 ИМХО, было бы логичнее, тем более что УТС у Польши уже есть.
              Но, как замена Су22, видимо, ФА50 разумнее, в том числе за счет низких эксплуатационных расходов.
              1. -1
                15 июня 2023 08:02
                Цитата: Wildcat
                Брать б/у Ф16 ИМХО, было бы логичнее, тем более что УТС у Польши уже есть.

                Угу.
                Цитата: Wildcat
                В общем, что то новое и быстро было у корейцев

                Да. Новых самолётов в этой нише по сути три: кореец, Ф-16V (он переносился на новый завод, после этого будут отрабатываться очередь имеющихся контрактов, так что новые поставки возможны ближе к 2030) и новый СААБ/Боинг (пока доступен только как учебный самолёт, получить вооруженные модификации вряд ли получится раньше тех же 2030-х). Другое варианты (Aermacchi M-346, Хоук и т.п.) явно уступают корейцу.
                Цитата: Wildcat
                Но, как замена Су22, видимо, ФА50 разумнее, в том числе за счет низких эксплуатационных расходов.

                Кореец с фантомай, аим-120 и норвежскими КР это и близко не Су-22)). Я могу понять позицию, что Ф-35 + корейцы могут быть как минимум сопоставимы с Ф-35 + старые Ф-16 по возможностям. Решение поляков действительно могло быть наилучшим возможным.
                1. +2
                  15 июня 2023 14:23
                  Кореец с фантомай, аим-120 и норвежскими КР это и близко не Су-22))
                  Разумеется, не близко. Это же замена, как-никак.

                  Кстати, интересный момент: опять в дискуссии "какой должен быть ударник" - дозвуковой или сверхзвуковой - появился вариант сверхзвук, что неочевидно совсем.

                  И делать из ударника/УТС плохой истребитель с АЙМ120 и прочими "прибамбасами" - тоже неочевидная идея.
                  1. -3
                    15 июня 2023 21:32
                    Цитата: Wildcat
                    делать из ударника/УТС плохой истребитель с АЙМ120 и прочими "прибамбасами" - тоже неочевидная идея.

                    Теоретически возможно использовать корейца как раз как истребитель с подсветом от Ф-35. Для того, чтобы запустить аим -120, Ф-16 не обязателен.

                    Посмотрим, как там будут идти дела.
                    1. +1
                      15 июня 2023 21:59
                      использовать корейца как раз как истребитель с подсветом от Ф-35.
                      ИМХО, такие трюки хорошо использовать на Ф15 в варианте "много ракет", что уже отрабатывается. Ф15 может быстро выйти на рубеж атаки и быстро уйти от ответного удара или долго "висеть", ожидая условий выхода на атаку, дозаправляясь в воздухе.

                      Можно ли делать такое на корейце - можно. Нужно ли - нет, ИМХО.
                      Кореец имеет смысл как ударник с рекламируемыми низкими издержками по доставке оружия "из точки А в точку Б". Второй член экипажа потенциально позволяет делать "ударные миссии", не отвлекая пилота. Пытаться сделать очередной "универсал" возможно, но на практике всегда есть разделение между "истребительными" подразделениями и "ударными".

                      Приделают ли АЙМ120 (есть еще другие БВР варианты для него) к корейцу - вероятно да, просто потому, что могут, ну и нужен дешевый вариант "истребителя для небогатых" request .
                      1. -2
                        16 июня 2023 08:12
                        Цитата: Wildcat
                        Нужно ли - нет, ИМХО

                        Мы говорим о версии PL. "PL", напомню, означает "польский".

                        Таким образом известен ТВД, известен противник. Противник обладает многочисленной, но некачественной авиацией. ТВД находятся рядом, с ближней или с дальней стороны границы. На ПЛ интегрируются крылатые ракеты (кепд и норвежская), в том числе возможна работа по морским целям, а также ракеты В-В малой и большой дальности.

                        Всё разумно.
                        Цитата: Wildcat
                        ну и нужен дешевый вариант "истребителя для небогатых"

                        Универсальный боевой самолёт для небогатых. Новый Ф-5. Качественное превосходство сатанистов позволяет ему работать против любых целей. Вряд ли он потянет пушечный бой с Су-35 - так его и пингвин не потянет, не велика потеря. ИКракеты в основном нужны для охоты на КР, но и много чего другого можно приземлить.
      3. 0
        15 октября 2023 11:32
        А зачем им Еврофайтеры? Им нужны легкие машины.

        А зачем?
    2. 0
      14 июня 2023 00:33
      Так эти три миллиарда им корейцы дали в кредит, видимо европейские производители не такие щедрые
      1. 0
        15 октября 2023 11:35
        Ну да, они сейчас там ещё много чем затариваются, в т.ч. танками и САУ. Типа, "На халяву и уксус сладкий!"(С)
  2. +4
    13 июня 2023 06:11
    Имеющиеся Су-22 решили списать

    А че Зеленскому не скинули? Он, как свинья, все сожрет, только давайте, да побольше. Или пшeки их ушатали настолько, что даже до 404 не долетят?
  3. Eug
    +2
    13 июня 2023 07:05
    Смущает цена - как по мне, для такого самоля запредельная. Но стоимость эксплуатации наверняка весьма и весьма низкая. Интересно бы увидеть развернутую технико-экономическую спецификацию на него с ресурсами агрегатов, стоимостью ремонта, периодичностью обслуживания и другими интересными подробностями. А Польша кроме Т-50 собирается в Корее САУ закупать с частичным производством в Польше и ведет переговоры о танке.. хотя действительно странно, что не Гриппен, к тому же за Польшей могут последовать и другие страны НАТО.
    1. +2
      13 июня 2023 08:20
      Ничего странного. Грипен стоит практически в 3 раза дороже. FA-50 стоит очень дёшево, для таких возможностей.
      1. Eug
        0
        14 июня 2023 20:39
        Возможен и еще один момент - Польша начинает все больше ориентироваться на заокеанцев с тем, чтобы занять лидерские позиции в Европе вопреки мнению некоторых европейских стран. Если не ошибаюсь, Гриппен по-прежнему ВАе.
    2. +1
      13 июня 2023 08:36
      Цитата: Eug
      Смущает цена - как по мне, для такого самоля запредельная

      Есть цена самолёта и есть цена контракта. Она включает в себя обслуживание, тренировки, расходники, часто и вооружение. Обычно выше цены самолёта вдвое.

      Сам по себе самолёт такого класса стоит 20-30М.
  4. +3
    13 июня 2023 08:16
    Самолет наподобие Грипена, FA-50, HAL Tejas, J-10, JF-17 и нам нужен.

    Лёгкий многофункциональный истребитель с одним двигателем АЛ-31Ф АЛ-41Ф..., недорогой, массовый, но с современым вооружением и оборудованием, с минимальными мероприятиями для малозаметности по планеру.
    1. -1
      13 июня 2023 10:13
      Цитата: Maxim G
      Самолет наподобие Грипена, FA-50, HAL Tejas, J-10, JF-17 и нам нужен.

      Лёгкий многофункциональный истребитель с одним двигателем АЛ-31Ф АЛ-41Ф..., недорогой, массовый, но с современым вооружением и оборудованием, с минимальными мероприятиями для малозаметности по планеру.

      Это вы про Су- 75?
      1. +1
        13 июня 2023 17:16
        Нет - надо проектировать ориентируясь на перечисленные мною самолеты, а не строить стелс-истребитель.
        1. 0
          13 июня 2023 18:04
          Нужны создавать беспилотные платформы. Век пилотируемой авиации закончился. Пилотируемый самолеты останутся центрами принятия решений, для этого нужны двухместные а-ля Су-57.
          1. -1
            14 июня 2023 06:48
            Где он закончился то.

            Все новое поколение, которое проектируется пилотируемое.
    2. -1
      15 июня 2023 02:00
      Как вы себе представляете недорогой истребитель, "но с современным вооружением и оборудованием"? :)
      Это по определению не совместимые условия. И с чего вы взяли, что одномоторный самолёт лучше двухмоторного? У штатовцев на все ВВС только два одномоторных самолёта F-16 и F-35. Причём последний в состоянии ограниченной боеспособности уже сейчас испытывает мощнейшие проблемы именно в силу ограниченности своей силовой установки, а второй стал полноценным самолётом в результате скольких, 20 лет доработок и модернизаций?
      Все прочие самолёты ВВС США двухмоторные. F-14, F-15, F-18, F-22...
      1. -2
        15 июня 2023 07:52
        Цитата: abc_alex
        Как вы себе представляете недорогой истребитель, "но с современным вооружением и оборудованием"?

        Вот, кореец.
        Цитата: abc_alex
        И с чего вы взяли, что одномоторный самолёт лучше двухмоторного

        Меньше двигателей - меньше затраты на обслуживание.
        Цитата: abc_alex
        Причём последний в состоянии ограниченной боеспособности уже сейчас испытывает мощнейшие проблемы

        )))
        20 лет пингвину, а свидетели краха американской истребительной авиации всё никак не закончатся.
      2. 0
        15 июня 2023 09:21
        Список однодвигательных я дал.
        Причём в том сообщении, которое Вы прокомментировали.

        Недорогой это значит относительно недорогой.

        Относительно двухдвигательного, относительно продвинутых вроде F-22, F-35, Рафаль, Су-57 и т.д.

  5. 0
    13 июня 2023 08:43
    Южнокорейский истребитель FA-50 представляет интерес, главным образом, как попытка разработки боевого самолета страной, не имевшей подобного опыта.


    Двигатель от Ф-18, радар американский или европейский, вооружение стандартов НАТО. Корейский там планер и сборка.

    Но самолётик вполне приличный, если не принципиальна дальность - может заменить Ф-16 старых блоков (без АФАР).
  6. -3
    13 июня 2023 08:50
    КТО ПРОДАЛ ЧЕРТЕЖИ ЯК-130 ВСЕМ КОМУ НИ ПОПАДЯ...???
    1. 0
      13 июня 2023 09:55
      Як-130 это итальянский самолёт. Кстати, у поляков он тоже есть. У корейцев другое решение.

      Як-130 двухдвигательный дозвуковой, кореец однодвигательный сверхзвуковой. Сравнили тухес с пальцем.
      1. 0
        14 июня 2023 07:25
        Что в нем итальянского?
        Деньги?
        Цитата: Негритенок

        Негритенок
        Вчера, 09:55

        +2
        Як-130 это итальянский самолёт.
        1. -2
          14 июня 2023 23:47
          Цитата: Maxim G
          Что в нем итальянского?
          Деньги?

          Речь про Aermacchi M-346. Он производится в Италии.
      2. +1
        15 июня 2023 01:51
        Цитата: Негритенок
        Як-130 это итальянский самолёт. Кстати, у поляков он тоже есть.


        Вам соврали. Як-130 -- российский самолёт. Итальянцы вышли из проекта задолго до его окончания. И у поляков его нет, тут вам тоже соврали.
        1. -2
          15 июня 2023 07:49
          Ещё раз.
          Джунгар вспомнил про чертежи от Як-130. По чертежам Як-130 (отчасти) сделан Aermacchi M-346. Поляки его тоже покупали, как учебный самолёт.
      3. Комментарий был удален.
  7. 0
    13 июня 2023 18:01
    как в коментах писали их 51 млн , но штампуют все от отличных смартфонов самсунг до авто , боевых кораблей , крупнотоннажных судов(для россии тоже) , просто очень хочется спросить у путина чем он вообще занимается кроме охоты и рыбалки с недоминистром ,хотя как показывает жизнь они там наверху все недоминистры
    1. 0
      13 июня 2023 19:13
      В некотором роде это и хорошо организованный пропагандистский ход мирового уровня для демонстрации преимуществ демократического капитализма по сравнению с коммунистической диктатурой КНДР.
      1. 0
        12 августа 2023 22:28
        Местные свою страну называют "адский Чосон" (헬조선). Наверно, есть за что. Чосон-раньше так Корея называлась.
    2. -1
      15 июня 2023 02:11
      Цитата: Ryaruav
      как в коментах писали их 51 млн , но штампуют все от отличных смартфонов самсунг до авто , боевых кораблей , крупнотоннажных судов(для россии тоже) , просто очень хочется спросить у путина чем он вообще занимается кроме охоты и рыбалки с недоминистром ,хотя как показывает жизнь они там наверху все недоминистры


      Ну, видимо полвека военной диктатуры не прошли для них даром. Вы бы почитали что-нибудь про ЮК после войны. Хотите полвека военной диктатуры? Нет? А то сбегайте к Путину, попросите, чтобы он ввёл военное положение лет на 20, чего он, правда все на рыбалке и охоте. :)

      Главный секрет ЮК в том, что подавляющее большинство "своих передовых технологий" она, как и Япония после 2 МВ или Китай в 70-х получила ГОТОВЫМИ от США и Европы. Получила в силу политических соображение Вашингтона. Страна патологически зависима от США технологически. В обсуждаемом тут самолёте основные компоненты, двигатель и радар -- штатовские.
      1. -1
        15 июня 2023 07:46
        Цитата: abc_alex
        сбегайте к Путину, попросите, чтобы он ввёл военное положение лет на 20,

        Видите ли, с Путиным военное положение будет выглядеть понятно как.
        Цитата: abc_alex
        Главный секрет ЮК в том, что подавляющее большинство "своих передовых технологий" она, как и Япония после 2 МВ или Китай в 70-х получила ГОТОВЫМИ от США и Европы

        Странный секрет. Технологии получают оттуда, где они есть.
  8. +1
    13 июня 2023 18:51
    Какой-то выкидыш от брака шершня с соколом...
  9. 0
    14 июня 2023 07:07
    Вроде эра беспилотников настала , а тут снова здорова.
    Подготовка к войне прошлого.
  10. 0
    20 июля 2023 22:19
    С миру по нитке - нищему рубашка. Своего ничего нет. Танки матрасные и корейские, САУ корейские, матрасные, чешские. РСЗО матрасные, лёгкая БТТ тоже полный разброд. Что там у них ещё? ПВО, кроме древних Ос с грехом пополам модернутых, тоже из за бугра. Стрелковое вооружение по их хотелкам тоже будет импортное. Где то это уже происходит и те ребята уже вешаются от такого изобилия. Теперь ещё и самолёты.
  11. 0
    22 сентября 2023 04:57
    Нужны ли в России корейские автомобили после поставок вооружений потенциальному противнику ?
  12. 0
    22 сентября 2023 05:01
    Нужны ли в России корейские автомобили после поставок самолётов потенциальному противнику ?