Каховское море. Что дальше

33
Каховское море. Что дальше
Художественно обработанная архивная карта реки Днепр в Запорожье перед строительством плотины ДнепроГЭС


«Сечь – мать, а Великий Луг – отец» – так говорили казаки, обитающие в Запорожской сечи, про места, где семьдесят лет плескалось Каховское море. Почитатели запорожского казачества надеются впервые за 70 лет увидеть тот самый Великий Луг. Ведь случилось так, что прорыв дамбы Каховской ГЭС, вернет Украине особо почитаемое сакральное место.



Великий Луг – это пойма, которая в общей сложности простиралась с обеих сторон Днепра от острова Хортица на 110 км от левого берега Днепра до острова Скалозубова в Херсонской области при ширине от 3 до 25 км.

Плавни заливались водой с начала весны до начала лета, за исключением некоторых мест. Когда в апреле начиналось наводнение, плавни представляли собой почти сплошное водное пространство. Максимум уровня воды приходился на конец апреля и начало мая, минимум – на сентябрь и октябрь. В результате подъема уровня воды (до 7 м) и речного течения мягкая песчано-илистая почва перемещалась и частично меняла очертания берегов плавневых озер и островов.


Карта поймы Днепра в районе Великого Луга времен Российской империи.

С точки зрения национально озабоченных граждан Украины, Каховское море – это самая настоящая трагедия Запорожских земель, произошедшая в 50-х годах прошлого века, о которой сегодня уже почти не говорят. Под водами водохранилища оказались 2 155 квадратных километров территории современных Запорожской, Днепропетровской и Херсонской областей. Они считают что это было преступление, совершенное прежде всего для уничтожения национального сознания, памяти и истории, традиций и обычаев украинского народа, быта и образа жизни.

Затоплены не просто гектары земли, а именно те места, где когда-то кормились и отсиживалась во времена татарских набегов казаки Запорожской Сечи, а именно в бескрайних лесах и плавнях. Это тот мир, в котором, как пишут укры, веками формировался этнос и воспроизводился генофонд украинской нации.

Где-то там, на дне водоема, остались более 90 сел с церквями и кладбищами. Знаменитые днепровские плавни – водяные лабиринты, охранявшие Запорожскую Сечь, в частности, плавневые заливы, балки, реки, озера и острова, скифские курганы. Искусственное море фактически уничтожило самые плодородные земли, луга, леса, реки, озера, где все кишело рыбой и зверем – настоящий Эдем за Днепровскими порогами.

Великий Луг, который был веками уравновешенной экосистемой, «украинской Амазонкой» и отцом казачества – это джунгли посреди степи, которые могли прятать в себе миллионную армию. Чего стоили одни столетние дубы, под каждым из которых «чуть ли не целый казацкий шалаш мог спрятаться». Именно здесь размещались семь из девяти Запорожских Сечей. Кстати, именно из этих дубов был построен первый Черноморский флот графом Потемкиным.


Фрагмент художественно обработанной архивной карты реки Днепр в Запорожье перед строительством плотины ДнепроГЭС.

«Новое наше море – новое наше горе. Так народ говорит о море»,

– записал в своем Дневнике осенью 1954 года Александр Довженко, когда пришел на развертывание строительства Каховского водохранилища на Днепре.

«Как же колхозники отнеслись к идее моря и переселению?» – спрашивает в дневнике Довженко и отвечает: – «Проклинают все, кого переселяют, все, кто это мероприятие осуществляет! – не выдержал председатель сельсовета – Все проклинают!»

«Этот страшный сон переходил в действительность почти незаметно», – читаем уже в киноповести Довженко «Поэма о море». – «Весь Днепровский Низ, от Запорожья до Каховки, сразу стал неузнаваемым. Пошел под днепровскую воду Великий Запорожский Луг, навеки утонули старые кресты на дедовских кладбищах. Все, что родителям и дедам веками казалось красивым с первых детских лет – все исчезло»…

«Будет, как там, на Каховском, где пол-Украины пустили ко дну. Большой луг вырубили весь, думали, море построят, а построили болото! Гнилью цветет, на всю Украину воняет! Пилоты носы затыкают, когда пролетают над ним!..»

– это уже отрывок о Каховском водохранилище из произведения Олеся Гончара «Собор».

Еще при Хрущеве было принято решение возвести выше по течению Днепра еще четыре моря-водохранилища – кроме имеющегося Запорожского, появятся Днепродзержинское (ныне Каменское), Кременчугское, Каневское и Киевское. В итоге на дне искусственных водоемов оказались около 2,5 тыс. сел и 156 городков. По разным данным, из обжитых веками мест переселили около 3 млн жителей.

И вот спустя 40 лет, в 2003 на Общеевропейской конференции министров окружающей среды украинская делегация представит доклад об эффективности сталинско-хрущевского водного наследия. Ее выводы будут таковы: шесть искусственных водоемов на Днепре покрыли более 500 тыс. га плодородных полей – втрое больше, чем планировалось оросить в Крыму. Даже если учитывать, что днепровская вода из Каховского моря питает еще и степи Донбасса, такой размен угодьями выглядит весьма сомнительным с точки зрения украинских ученых. Да и шесть гигантских ГЭС в сумме дают сейчас менее 4 % всей электроэнергии, производимой в Украине.
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +26
    14 июня 2023 04:31
    Странная статья,полная антииндустриального пафоса,но с отсылкой у украинцам. Что хотел сказать автор-Каховская ГЭС эло ? Весь комплекс Днепровских ГЭС зло ? Вообще индустрия и города -зло ? Ну так никто не мешает спустить все водохранилища, разрушить все АЭС (это чудовищное наследия "совка") и наслаждаться жизнью без электричества.Топить кизяком и пахать сохой тоже можно.
    Может автор хотел сказать,что майданные украинцы-дикие туземные клоуны ? Это ,конечно, верно и "украинские ученые" ругающие электростанции просто идеологически окормляют процесс деиндустриализации и вымирания украинцев. Но автор как-то это совсем не подчеркивает,и даже как-то сочувственно излагает эту дичь про плохие ГЭС.
    P.S. Что же дальше будет с Каховской ГЭС как раз ясно.Дамба не разрушена, и часть водохранилища сохраниться, собственно электростанция функционировать не будет до окончания войны. То есть еще долго. Если выиграет Запад,то наверное укропы просто спустят ГЭС- вряд ли они смогут отремонтировать такой сложный для них объект (за 32 года они нет построили ни одной электростанции),если выиграют наши-то хотя бы смогут отремонтировать. Если граница будет по Днепру-то такое полудохлое состояние ГЭС будет очень долго.
    1. +14
      14 июня 2023 04:58
      это было преступление, совершенное прежде всего для уничтожения национального сознания, памяти и истории, традиций и обычаев украинского народа, быта и образа жизни.
      Вона куда автор завернул ! А взрыв плотины ничего и никого не уничтожил ? Странная логика автора !
    2. +8
      14 июня 2023 07:04
      Улучшение землепользования планировалось и начиналось при Иосифе Виссарионовиче.Лесополосы,водоемы практически в каждом селе,и да-гигантские водохранилища на Днепре,Волге,Цимла..Да,люди привыкли к обжитому месту,но далее привыкли и к новому месту жительства.Все эти стенания по ушедшему под воду и яйца выеденного не стоят.Про то,что будет.Придется решать проблему Каховки.Военным путем.Плотину восстанавливать
      1. -12
        14 июня 2023 08:17
        Да,люди привыкли к обжитому месту,но далее привыкли и к новому месту жительства.

        Думаете, это как с одной квартиры переехать в другую?
        Читал о переселении при создании водохранилища на Дону. Людей переселяли с берега в голую степь. Компенсация за брошенные дом и хозяйство была чисто символическая. Никто дома для переселенцев не строил на новом месте, все сами должны были, стройматериалов каких-то подкинули- дальше сами. Неудивительно, что люди не в восторге были.
        1. +11
          14 июня 2023 09:41
          Нет,не думаю.Я живу недалеко от Цимлы и знаю по рассказам местных,какая огромная работа проводилась.Вплоть до перезахоронения кладбищ.Дома разбирали и возводили на новом месте,разбивали сыды,вироградники
    3. 0
      14 июня 2023 16:28
      Цитата: Велизарий
      Странная статья ...


      Зато интересно было узнать что-то новое.


      Цитата: Велизарий
      Если выиграет Запад,то наверное укропы просто спустят ГЭС- вряд ли они смогут отремонтировать такой сложный для них объект


      Если "выиграет" Запад, то он будет заинтересован в воссоздании данного водохранилища. Немного сами подумайте.
      Вариантов мелиорирования ракушечника в донных отложениях не предлагать. lol

      1. -1
        14 июня 2023 18:25
        Цитата: Простой
        Если "выиграет" Запад, то он будет заинтересован в воссоздании данного водохранилища. Немного сами подумайте.

        Выигрыш Запада это контролируемая смена режима в РФ от прозападного режима иудушек от коммунизма и бандитов, к полностью марионеточному режиму легальность которого будет зависеть уже только от Запада.
        На Украину же всем вообще плевать. Местных туземцев конечно используют в разных полезных целях, на органы, в качестве гастрабайтеров,шлюх в борделях,и.т.д. Но никакие промышленные объекты на территории бывшей УССР Западу не нужны. Если же они выиграют,то про Украину просто все забудут,тут будет великий дерибан РФ.
        Смогут ли укропы сами отремонтировать такой объект ? Сомневаюсь,для них слишком сложно, хотя если учесть фактор Запорожской АЭС может быть Запад и даст копеечку на это. Тут еще нужно знать насколько велики разрушения и каков объем работ.
        1. -1
          14 июня 2023 21:01
          Цитата: Велизарий
          Выигрыш Запада это контролируемая смена режима в РФ



          Речь о дальнейшей судьбе Каховского водохранища.
          Независимо, "чье" оно останется ( и даже при варианте прохождения границы по Днепру, обоим сторонам (России и Украине) придется договариваться о восстановлении плотины.
          И даже при смене "режима" в России - Украине прийдется восстанавливать это водохранилище.

          Конечно, если "башни Кремля" и дальше будут тянуть кота за все подробности и ждать, пока на Украине режим дальше будет "загнивать" - то судьба каховского водохранилища довольно печальна - при прохождении линии фронта по каховской дамбе ( допустим удалось договориться ее восстановить) - она рано или позно попадет опять под обстрел.
          1. -1
            14 июня 2023 21:57
            Цитата: Простой
            Речь о дальнейшей судьбе Каховского водохранища.
            Независимо, "чье" оно останется ( и даже при варианте прохождения границы по Днепру, обоим сторонам (России и Украине) придется договариваться о восстановлении плотины.

            Вовсе нет. Предположим -граница по Днепру,Крым за Россией. Зачем же Украине восстанавливать Каховскую ГЭС ,чтобы Россия воду в Крым могла качать ?
            Если кратко: Если выиграет Россия -ГЭС восстановят.
            Если фронт по Днепру и Корейский вариант-то нет.
            Если выиграет Запад- тут спорный вопрос.Все зависит от величины повреждений и объема работ, если Запад даст денег, а другие страны технологии и рабочих- то восстановит.Вероятнее всего попробуют восстановить.
            1. 0
              15 июня 2023 16:47
              Значит в вашем понимании правобережью Каховского водохранилища ( т.е. Украине ) без разницы, есть оно ( водохранилище или нет)?
              Вы понимаете, что после создания водохранилищ в пятидесятые годы все народное хозяйство на Украине строилось вокруг них ( водохранилищ) и проще отремантировать дамбу чем менять под другие источники пресной воды все то, что создано за следующие после создания водохранилищ без малого пятьдесят лет ( от сельхозполей и садов до водообеспечения городов -миллионников со всей сопутствующей инфраструктурой)?
  2. +6
    14 июня 2023 05:00
    Каховское море. Что дальше
    Так что дальше? Статья написана в стиле:"Наше кредо,немногословность,условность,условность.. Думайте,думайте!"(с)
  3. 0
    14 июня 2023 05:17
    Каждый в прошлом видит то,что хочет видеть.Да. Были затоплены русские святыни,пойменые луга,изменился микроклимат. И это беда. Но разве менее беда,когда развалился СССР. Когда полетели к к черту все международные договоры.И в результате мы получили то,что сейчас происходит. Это беда всех бед.И главное,конца и края этому не видно.В результате одной беды мы получили электроэнергию.В результате второй беды мы не получили ничего.
  4. +4
    14 июня 2023 06:50
    Не забывайте, что мы живем в колчаковской России. А колчаковцы, ненавидят советское, также как и бандеровцы. Поймете это, поймете суть СВО.
    1. 0
      14 июня 2023 07:33
      Как я и говорил, бандеровцы с колчаковцами объединились и нещадно минусуют.
      1. AUL
        +1
        14 июня 2023 08:24
        Цитата: Гардамир
        Как я и говорил, бандеровцы с колчаковцами объединились и нещадно минусуют.

        Пренебрегите...
      2. 0
        14 июня 2023 13:44
        Цитата: Гардамир
        бандеровцы с колчаковцами объединились

        И еще власовцы добавились !
  5. +2
    14 июня 2023 07:05
    Какая то непонятная публикация. Даже в разделе "Мнения". Факты в статье есть, а мнения нет.
  6. +2
    14 июня 2023 07:06
    Цитата: Гардамир
    Не забывайте, что мы живем в колчаковской России. А колчаковцы, ненавидят советское, также как и бандеровцы. Поймете это, поймете суть СВО.

    Основа украинского бандеризма в антикоммунизме как и у гитлеризма.
  7. +6
    14 июня 2023 08:32
    Что там опять великим украм очередной исторический облом.
  8. +2
    14 июня 2023 08:58
    Какая прелесть, а не статья. Нет, ну Оруэлла я читал. Но не мог представить, что буду доживать свой век в описанном им мире.
  9. 0
    14 июня 2023 09:17
    Ну так какие проблемы? Вбомбить их в 19 век куда им так хочется, а лучше в 16. ы в Германии дамбы в свое время повзрывали и ничего, даже боеприпас для этого придумали специальный.
  10. +2
    14 июня 2023 09:46
    В любом деле есть плюсы и минусы. В строительстве водохранилищ и затоплении месности также есть и плюсы и минусы.
    Когда строили Днепрогэс, было два варианта: больше высота плотин или меньше ,больше площадь затопления или меньше, и т.д.
    У обоих вариантов свои недостатки.
    Вопрос, что дальше.Восстанавливать ,или нет.Или восстановить, но частично, на меньшую высоту.Вопрос дискуссионный.Пока идет СВО ,надо просчитывать варианты, как закончится ,надо начинать строить.
    1. 0
      14 июня 2023 16:46
      В дискуссию еще незабудьте включить безопастность охладительного бассейна Запорожской АЭС.
  11. +10
    14 июня 2023 10:54
    Ну во-первых, каскад плотин на Днепре кроме электроэнергии ставил целью создание запасов пресной воды в регионе, где с ней всегда тускло было. Там вся степь по этой причине - зона рискованного земледелия, не натаскаешься воды из Днепра да сотню км. А вот после того, как от Каховского водохранилища пошли ирригационные каналы?
    Гнить при затоплении - будет что угодно. что трава на лугу, что деревья. Это тоже понятно.
    Про "проклинают все" - китайское проклятье напомнить? "Чтоб ты жил в эпоху перемен", сейчас не проклинают уничтоживших Каховское водохранилище? Это при нехватке питьевой воды-то в низовьях Днепра?!
  12. +2
    14 июня 2023 14:39
    Непонятно, что автор хотел сказать request Ну а поводу водохранилищ, так Волга, это сплошное водохранилищ ниже Нижнего с, тоже, затопленными городками, сёлами, кладбищами, лугами и лесами.
    1. +1
      14 июня 2023 15:55
      наверно хотел потосковать о стране немытых дикарей. Мы их можно сказать отмыли.отчистили.....а они нам ОПЯТЬ фигвамы нарисовали))
  13. +1
    14 июня 2023 15:50
    о как,оказывается Хрущ и тут своих же отгеноцидил))))
  14. +1
    14 июня 2023 15:54
    )) весело..только между той сечью и временами когда стали возводить каскады..сколько веков?чем занимались эти убогие?...и не после ЭТОГО ли места расцвели и поля заколосились?
  15. 0
    15 июня 2023 10:53
    Волге тоже досталось по полной. Но на тот момент другого не было - АЭС не было и в помине, а энергия нужна была для быстро растущего СССР. Так что были только ГЭС и ТЭС, прежде всего на угле.
  16. 0
    15 июня 2023 16:40
    [quote][/quote]Да и шесть гигантских ГЭС в сумме дают сейчас менее 4 % всей электроэнергии, производимой в Украине.
    Это говорит только о том как можно всё что было спустить в унитаз.
  17. +1
    15 июня 2023 16:57
    Ох уж эти мифы и легенды о Украинской самобытности)
    То море чёрное копают, то иссус украинец, а теперь еже Днепропетровский рай нарисовался...... Воистину какой их дезой кормят, что оправдать преступления киевского режима
  18. 0
    16 июня 2023 08:45
    Это не только Днепр, но и Волга, а также отчасти ОБЬ!
    Все эти "равнинные" ГЭС, в конечном итоге, похоже, нанесли больше вреда, чем принесли пользы!
    Но в те исторические времена жизненно важна была электроэнергия....
    И свой "прибыток" от их строительства Укры получили!....
    Не было бы заводов, занятости, зарплат, а также относительно других частей СССР, фактически повышенного "уровня жизни".
    Так что СССР - "вложился" в Укру, как всегда. В ответ - только ругань.
  19. PMA
    +1
    16 июня 2023 11:15
    Цитата: Простой
    Если "выиграет" Запад, то он будет заинтересован в воссоздании данного водохранилища. Немного сами подумайте.

    Вы в этом так уверены? Прежде всего - вкладывать деньги в спорную территорию неинтересно. Нужно выжать из нее все, что можно и побыстрее. Кроме того, освобождены тысячи квадратных километров очень хороших сельскохозяйственных угодий. Вблизи от водных ресурсов.
    И еще немаловажный нюанс - все вы знаете о существовании Никопольского марганцеворудного бассейна. Так вот, Каховским морем была "накрыта" приличная его часть. Сейчас она осушена. А дальше считайте, что выгоднее - огороды разводить на этой площади, или загнать экскаватор и ценный товар грести.