Мантуров: К концу этого десятилетия в России будет выпущен дальнемагистральный самолёт отечественного производства

15 739 52
Мантуров: К концу этого десятилетия в России будет выпущен дальнемагистральный самолёт отечественного производства

В настоящее время Россия занимается разработкой широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта отечественного производства. Заявление принадлежит министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову.

Как уточнил российский вице-премьер, работа в этом направлении велась совместно с китайскими партнёрами и будет продолжена. По его словам, он будет выпущен уже к концу этого десятилетия.



Совместно с нашими партнёрами из Китая мы вели работу в части широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта. С учётом всех вводных со стороны Запада, наш двусторонний проект подвергнется изменениям

– рассказал в интервью РИА Новости заместитель председателя российского кабмина в преддверии ПМЭФ в ответ на вопрос о разработке такого воздушного судна.

Вместе с тем, добавил министр, в стране будет создан и свой проект лайнера, над которым уже трудятся специалисты из Национального исследовательского центра (НИЦ) «Институт имени Жуковского». На данном этапе они занимаются исследованием новых технологий, также проектируя облик будущего самолёта в рамках действующей научно-исследовательской работы под названием «Интеграл».

В беседе с информагентством, он ответил и на вопрос о начале первых полётов лайнера. По его мнению, произойдёт это не раньше 2028-2030 годов. Хотя глава Минпромторга не уточнил модель вышеуказанного самолёта, речь, скорее всего, идёт о воздушном судне CR929.

Кстати, ранее в медиапространство просочилась информация о том, что благодаря совместным усилиям «Аэрофлота» и госкорпорации «Росатом» им удалось осуществить импортозамещение воздушных фильтров для самолётов зарубежного производства. Отныне эти российские компании будут производить собственные детали для систем подачи воздуха в салон.

Напомним, что на сегодняшний день Россия располагает ближнемагистральными самолётами Sukhoi Superjet 100, разработанными компанией «Гражданские самолёты Сухого». Для их разработки были привлечены и некоторые иностранные компании. Что же касается среднемагистральных самолётов собственного производства МС-21 (работы в этом направлении ведутся корпорацией «Иркут» совместно с входящим в её состав ОКБ Яковлева), то их серийные поставки начнутся уже в следующем году.
52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    13 июня 2023 08:42
    С индусами один самолет уже строили..Не кажется,что надо основываться на собственных силах и ресурсах?
    1. +3
      13 июня 2023 08:50
      ТРД - российский, БРЭО - российское (На МС21 стоит и будет стоять), композиты и производство крыла - Российское. Тут вопрос в том, что внутри страны спрос на такие самолеты ограничен, а производить его нужно серией.
    2. +8
      13 июня 2023 08:51
      Ил-96-400М выкатили.Пока можно его запустить в серию.


      1. +5
        13 июня 2023 09:13
        Красавец. Но всего их, вроде планируется 12 штук, по 2 в год. Может, конечно, этого хватит, чтобы полёты на Дальний Восток обеспечить.

        МС-21 регулярно в небе наблюдаю. Летает, испытывается, красавец. Ждём серию!

        SSJ-new, вроде должен в первый раз полететь 21 июня. И потом планируют по 20 в год выпускать.

        Ещё нужно уточнить, что там с Ил-114, Ладогой и перепроектированием Бе-200 под ПД-8, наращиванием объемов ИЛ-76. В общем, в авиации дел не в проворот, но это полезные хлопоты. Сложно, дорого, но необходимо и двигает промышленность и науку.

        Сейчас пассажирские самолёты запустят и надо будет с транспортниками решать проблемы. Замена Анам нужна.

        А ведь когда-то и Украина самолёты делала.. Но их новым друзьям и хозяевам ни к чему украинский авиапром, вот и отпал рудимент.
        1. +1
          13 июня 2023 09:20
          В этом году возобновятся испытания Ил-114-300.Федеральное агентство воздушного транспорта РФ (Росавиация) разрешило эксплуатировать разработанный Объединенной двигателестроительной корпорацией Ростеха двигатель ТВ7-117СТ-01 для самолета Ил-114-300 на высотах до 6 тысяч метров и на скорости до 550 километров в час, что является очередным запланированным этапом для проведения летных испытаний.
          «В настоящее время в ОДК-Климов идет подготовка к летным испытаниям ТВ7-117СТ-01 в составе самолета Ил-114-300. Кроме того, готовим еще два резервных двигателя в сертифицированной типовой конструкции, а до конца года будут предоставлены еще четыре мотора для летных испытаний самолета», — сообщил генеральный конструктор ОДК-Климов Всеволод Елисеев.

          https://sdelanounas.ru/blogs/151419/
      2. +2
        13 июня 2023 09:51
        Ил-96-400М выкатили.Пока можно его запустить в серию.

        А на каком Ил-96 я летал на Кипр в 2012 году, туда и обратно, рейсы Аэрофлота. Три ряда сидений из синего дермантина, что не понравилось. Зачем новый разрабатывать, скорее двигатель улучшить надо.
        1. 0
          13 июня 2023 13:05
          Хуже кресел чем в А-319 не встречал нигде, так что не надо про кресла на Ил-96.
          1. 0
            14 июня 2023 20:03
            Хуже кресел чем в А-319 не встречал нигде, так что не надо про кресла на Ил-96.

            Уважаемый, а Вы летали на Ил-96? И куда интересно?
        2. 0
          14 июня 2023 06:49
          Цитата: Konnick
          Зачем новый разрабатывать, скорее двигатель улучшить надо.

          РАЗРАБОТАЛИ уже ! И 10 миллиардов долларов потратили !! И Китай столько же - 50 на 50 наше финансовое участие .
          Ил-96-400 - старая конструкция , неперспективная . Если пытаться ставить ему новое крыло , то под него не встанет ПД-35 . Да и не хватит тяги у ПД-35 , ему ПД-38 прочили - на 38 т.с. , а это - новая разработка , время , ДЕНЬГИ , КАДРЫ . Да и не встанет он в таких габаритах под этот низвоплан . придётся либо переделывать планер в ... среднеплан , либо поднимать на шасси выше ... короче это будет НОВЫЙ самолёт со старыми болячками .
          ЗАЧЕМ ???
          Зачем , если у нас уже есть новейший , самый современный , перспективный и уже почти готовый СR-929 , который создан НАШИМ КБ Ильюшина !! Можно и название ему русифицировать , скажем Ил-929 .
          Так устроит ?
      3. 0
        14 июня 2023 06:40
        Цитата: Orange-Bigg
        Ил-96-400М выкатили.Пока можно его запустить в серию.

        Не будет его в большой серии . Скорее в качестве временной меры , пока СR-929 не взлетит и в серию не пойдёт . Он действительно перспективней лет на 30 вперёд . И это именно НАШ самолёт , хоть и с Китаем вместе проектировался - китайцы на этом проекте учились у наших конструкторов , получали бесценный опыт и развивают под него свою авиапромышленность . И мы уже вложили в него по 10 лярдов американских долларов !!
        просто прежде наши "умники" хотели организовать и совместное производство ... в Китае , но чтоб получать с него 50% прибыли . Сами предлагали поставлять по кооперации композитные крылья , хвостовые оперения и двигатели . Китайцы воспротивились делиться прибылью с самолётов , построенных для Китая ... а Китаю таких самолётов надо 1000 шт. за 10 (теперь уже осетра урезали - на 15) лет . То есть он не для экспорта китайцам нужен - в первую очередь для себя . Но они не против кооперации и чтобы мы строили этот самолёт у себя . Предложение правильное , но заставляло наших лентяев из Минпромторга ... РАБОТАТЬ над развитием собственной авиастроительной промышленностью ... А было - ЛЕНЬ .
        Теперь - после навала санкций , конфронтации Китая и запада , поумнели обе стороны . Китайцам теперь не обойтись без наших двигателей ПД-35 (и они уже вложились в их финансирование) , а нам стало очевидным , что самолёты необходимо строить ... САМИМ (!) .
        И вот теперь обе поумневшие и сбросившие часть собственной спеси , стороны приходят(пришли ?) к правильному решению - строить этот самолёт каждый у себя ... но при взаимной кооперации . И это - ПРАВИЛЬНО ! Тем более , что если не лениться , не дурить и не дуть щёки отчётами , а развивать собственные производства , то на внешний рынок с этим самолётом мы можем и должны выйти ПЕРВЫМИ . Ибо Китаю (как сказано выше) эти самолёты нужны самому , и покрыть этот спрос можно лишь выпуская не менее 70 таких самолётов в год ... А это им ещё надо суметь .
        И для всех этих самолётов потребуются ... да-да yes наши ПД-35 . bully
        А заодно можно и свои композитные крылья предложить ... с хвостовыми оперениями . yes
        В то же время наша внутренняя потребность в таких самолётах оценивается в 100 - 200 шт. (200 - это в учётом их грузовых\транспортных версий) . Так что вэлком на рынок БРИКС и всех дружественных государств . А спрос - БУДЕТ .
        А теперь просто представьте себе СКОЛЬКО для этого всего потребуется ... двигателей . wink И их необходимо будет производить ритмично сотнями штук в год !! Ведь если Китай выйдет на выпуск 70 самолётов в год , а мы на 30 (уже 200 двигателей) , плюс двигатели для подменного фонда (ещё не менее 100 шт.) ... А у нас эти двигатели прочат на новый транспортный супертяж (по четыре на борт + запасные) ... Это какое же производство необходимо запустить !? Вот где будет задача задач только по одному типу .
        А я бы рекомендовал рассмотреть ещё и вариант использования такого двигателя для ... транспортного\военно-транспортного самолёта на базе планера Ил-76МД . Но для этого необходимо будет несколько увеличить сечение грузового отсека так , чтоб в него свободно входил ОБТ с бортовыми экранами . То-есть расширить и немного приподнять подволок грузового отсека . Под крыло этого высокоплана ПД-35 встанут как влитые , как там и родились , а их тяга обеспечит грузоподъёмность в 70 - 75 т. (против теперешних 60 т. у Ил-76МД90А) , да и дальность серьёзно подрастёт . Вот какой самолёт нужен нашей ВТА ... но уже в будущем десятилетии .

        Вот только никаких других проектов "своего дальнемагистрального" или ещё каких чудачеств больше не надо . причём НЕ НАДО в самой резкой и категорической форме ! У нас конструкторских кадров не хватает на разработку целой линейки категорически необходимых ТРАНСПОРТНЫХ самолётов .
        Во первых - необходима срочная замена Ан-26 . Ил-112 вышел крайне неудачным и двигателя для него просто НЕТ . Необходимо либо просто повторить старый-добрый Ан-26 , пусть и под своим брендом , но под ИМЕЮЩИЕСЯ двигатели (то-есть слегка поменьше\полегче) .
        Во-вторых категорически необходима замена транспортного\военно-транспортного самолёта грузоподъёмностью 20 - 25 т. Таким обещали сделать Ил-276 , но его даже никто разрабатывать не ... смог - просто нет для этого свободных кадров . Ходили разговоры о подключению к проекту такого самолёта КБ Туполева ... но у них тоже полно заказов и нет опыта создания именно транспортного самолёта .
        Выход ?
        Завершив работу с МС-21-310 и русифицированным "Суперджетом-100" , все высвободившиеся конструкторские мощности и силы бросить на решение этого вопроса . Причём самолёт надо сразу проектировать под ПД-14 . Это будет и унификация по двигателям отечественной авиации , и стимул для расширения производства этих двигателей , и наилучшая из возможных топливная эффективность .
        То-есть СРАЗУ после запуска в серию МС-21 , часть конструкторов должна быть выделена и озадачена созданием среднего транспортника ! В самом приоритетном режиме .
        То же самое следует сделать и в отношении клона Ан-26 . Ибо ХОРОШЕЕ всегда предпочтительнее чего-то неизведанного\нового "лучшего" . Так будет проще и быстрей .
        На базе двигателей ПД-8 можно попытаться сделать нечто наподобие Ан-72\74 . И лучше всего было бы просто ПОВТОРИТЬ шедевр КБ Антонова . Да - под новым брендом . Но просто - ПОВТОРИТЬ !
        Вот тогда по всем типам пассажирских и транспортных самолётов мы получим свои собственные машины . обеспечим свою техническую , технологическую и транспортную безопасность , разовьём своё Авиастроение , Науку и Статус Великой Державы в этом жестоком -жестоком мире .
        hi
    3. -2
      13 июня 2023 08:52
      сил нехватка :((( заняты в комментах
    4. AUL
      +11
      13 июня 2023 08:57
      Опять эти унылые слова - "будет... будут... осуществят... сделают..." Все в будущем времени! И сразу на ум приходит притча о шахе и осле!
      1. -5
        13 июня 2023 09:04
        Работа идёт.И нужно понимать что всё новое даётся сложно.
        «Мы в этом году закончили и сейчас поставили на испытание в ЦАГИ прототип крыла композитного для самолёта CR-929. Это, вы знаете, наш совместный с нашими китайскими партнёрами проект, который мы сейчас готовим к испытаниям и до середины, наверное, этого года проведём испытания», — сказал Анатолий Гайданский. Он также добавил, что крыло покажут на авиасалоне МАКС-2023 (он пройдёт с 18 по 23 июля в Жуковском).

        https://www.ixbt.com/news/2023/03/28/v-rossii-sozdali-prototip-kompozitnogo-kryla-dlja-perspektivnogo-dalnemagistralnogo-samoleta-cr929.html

        Ну и в следующем году начнутся испытания ПД-35.
      2. -1
        13 июня 2023 10:49
        авиалайнеров класса как Ил-96-400 т.е. Боинг и Аирбас в РФ всего 10 штук
        статистику смотрите
        нам нужнее МС-21 и Ту-204 чтобы заместить аналоги Боинга и Аирбаса коих более 700 штук
        1. 0
          13 июня 2023 21:51
          Если бы всё было так просто. Это вопрос составления расписаний. Вопрос квалификации тех людей кто сидит на этом. Увы, с квалификацией вопрос открытый и не только у нас.
          У нас полно направлений с очень высокой загрузкой. И это не только Москва-Санкт-Петербург.
    5. -1
      13 июня 2023 09:50
      Цитата: dmi.pris1
      С индусами один самолет уже строили..Не кажется,что надо основываться на собственных силах и ресурсах?
      Понадобится 15 миллионов новых рабочих мест. Где взять тех же токарей, фрезеровщиков, слесарей и т.п.? их сейчас при болонском образовании и в штучном кол-ве не найти. Авиастроение очень трудоемкая отрасль (слишком много комплектующих из разных отраслей промышленности) и запускать нужно все. А для этого надо как минимум послать ЕГЭ, ВТО и прочие 3 буквы на другие русские 3 буквы и начинать учить тех, кто будет работать на предприятиях.
      Владимир Николаевич Боглаев полный расклад в одном из своих старых прошлогодних видео давал, но все те каналы ютуб снес, поэтому надо на "бастионе" копать, а это долго и муторно: https://bastyon.com/rubezh
      1. +3
        13 июня 2023 11:10
        P.S. чуть главное не забыл (диванным прыгунам-минусаторам посвящается): Директор Череповецкого Металлургического завода Боглаев пытается найти себе квалифицированных токарей. Зарплата 120 000руб. в месяц. Хотите помочь родине реально - дорога открыта. А будет таких 15 миллионов, то будет у нас и собственное авиастроение.
        P.P.S. вот только фамилию Мантурова из заголовка придется убрать ибо... не технологично. Она ассоциируется только с бордюрами и эмигрантами - НЕ квалифицированной рабочей силой, а не с самолетами.
    6. +1
      13 июня 2023 12:17
      Мантуров: К концу этого десятилетия в России будет выпущен дальнемагистральный самолёт отечественного производства

      Вот мне интересно, что персонально этот министр сделал для этого самолета? Кроме дежурных заявлений.
      И этот самый высокооплачиваемый министр в России по-прежнему на своем месте, крепко видать корнями врос?!
      1. 0
        13 июня 2023 12:50
        Цитата: alystan
        Вот мне интересно, что персонально этот министр сделал для этого самолета? Кроме дежурных заявлений.
        Конкретно по самолету - за год ничего, хотя это было поручено ему президентом. Зато он отмазу придумал: импорто-замещение это вовсе не значит, что будет делаться в РФ, это просто будет выбрана другая страна поставки. И на этом все.
  2. +10
    13 июня 2023 08:43
    Опять самолёт назвали в угоду западу! В СССР даже кукурузник назывался по русски во всём мире авиации. Стыдно, товарищи конструкторы
  3. -2
    13 июня 2023 08:45
    На Ил-96 движок мощнее, чтоб вместо 4-х их было 2. И будет дальнемагистральный.
    1. +2
      13 июня 2023 08:57
      Тогда прийдётся перепроектировать крыло под 2 движка вместо 4 и как следствие частично конструкцию самолёта.Хотя я не считаю что прямо так необходимо ,чтобы было 2 движка.Боингов и Аэрбасов в России в ближайшие лет 40 всё равно не будет,да и расход топлива у того же Ил-96-400М с 4 движками нормальный.
  4. +1
    13 июня 2023 08:45
    Придётся это делать,после нашей Победы, эта "бодяга" с западом на десятилетия.Боингами и Эйрбасами суверенитет не поддержишь.И нечего раньше времени открывать своё небо ,не смотря на их крокодиловые слёзы.Пущай вокруг летают ,до первого авиационного происшествия.Небо Европы и США надолго для нас закрыто ,а наше для них.
  5. +6
    13 июня 2023 08:47
    Он наверное оговорился - будет до конца столетия.
    1. +5
      13 июня 2023 09:06
      Не, он оговорился еще проще. "будет".
  6. +10
    13 июня 2023 08:49
    Планы, проекты, презентации и главное во все этом - коррупционная составляющая.
    Смотрел в выходные интервью космонавта Крикалева С.К. (герой Советского Союза и России), он говорил про современную космонавтику в РФ: "что-то вроде делается, но система построена так, что в конечном итоге никто ни за что не отвечает!"
  7. +5
    13 июня 2023 08:51
    Г-н Мантуров, за все годы вашего руководства сколько "самолётов отечественного производства" было сконструировано и выпущено? Суперджет не в счет, там своего только фюзеляж и крылья. У вас внезапно проснулись способности руководства, а не спсобности быть самым богатым министром в правительстве РФ?

    Да не по Сеньке эта шапка.
    1. +4
      13 июня 2023 09:09
      Мантурова давным давно пора судить. Равно как и Силуанова с Набиуллиной, Шойгу с Герасимовым, Новака с Грефом и много много кого еще
      1. +4
        13 июня 2023 09:15
        Забыли ворюгу номер 1 - Чубайса....
  8. +6
    13 июня 2023 08:52
    Ну хоть не к концу столетия уже радует, хотяяяя....
  9. +5
    13 июня 2023 08:52
    Интересно, что РФ не дали спокойно производить и разрабатывать ни один гражданский самолет(где , хоть сколько, участвовал Запад). С ПС-90А2, с ССЖ, с МС21 - везде были какие тормоза и запреты на реэкспорт технологий. ССЖ даже в собственный МО нельзя было продать.
  10. +4
    13 июня 2023 09:02
    С учётом всех вводных со стороны Запада
    Это, как можно понять про санкции, которые "вдруг неожиданно" появились? А так уж и неожиданно? Призыв-утверждение 90-х "зачем тратить силы и средства на свое когда это можно купить на Западе" сыграл свою разрушительную роль. Теперь наверное многие с ностальгией вспоминают период советского авиастроения для нужд гражданской авиации.
  11. +4
    13 июня 2023 09:07
    Дениска мантуров сказочник известный , зато один из самых богатых министров , м.да. за наш с вами счёт. А как там дела у замены Ан-2 под названием Байкал ?
    1. +3
      13 июня 2023 09:16
      А никак: давайте двигатель - будет самолет. Раньше когда еще не началось кое что был
      иностраный двигатель. Вот прототип и полетал малость. А теперь всё.
      Иностранного двигателя нет. Отечественный - все еще пилится....
  12. +4
    13 июня 2023 09:09
    Не ну если уж мантуров сказал, то точно "будет". Домик для себя любимого где нибудь на канарах будет. А самолет.. А накой ему самолет? Тем более для страны.
  13. -1
    13 июня 2023 09:10
    Давайте парни: мы в СССР летали на всём отечественном, а из за предательства Горбачёвско-Ельцинской клики чуть не потеряли нашу школу, наши кадры, наши заводы!
    1. -5
      13 июня 2023 09:24
      Берите шире - коммунисты и КПСС предала свою страну и свой народ, и предавали его постоянно держа рабочий класс за быдло которму только и оставалось что облизываться на вкусняшки западного мира т.к. дома было шаром покати.
  14. Миллион к одному, что массового производства не будет. Лет десять поносятся с этим проектом , затем начнут пилить следующий. Все будут при делах и деньгах, а мы будем летать на старых самолетах, отремонтированных бу деталями, без надлежащего технического сервиса , уповая на милость Божью. Ну, а потом скажут, что самолеты не для плебса, для него есть железка.
  15. +3
    13 июня 2023 09:12
    А к концу десятилетия либо ишак, либо падишах...
  16. +1
    13 июня 2023 09:41
    Помню, помню как этот сиплый лет 5 назад распинался о правильности международной кооперации, чёрном крыле и импортной авионике... Теперь новые сказки для электората.
  17. +2
    13 июня 2023 09:49
    Мантуров, будучи министром в путинском правительстве с 2012г., по части обещаний может занять почетное второе место среди руководителей РФ, сразу после своего шефа. А вот по части обещаний на отдаленное будущее этот чудотворец, наверное, превзойдет и его. Деятель, так сказать, с перспективой. Но вот что-то он, как, впрочем, и его шеф и прочие современные российские государственные деятели не любят отчитываться за выполнение предшествующих обещаний, да и вообще за свою деятельность. Проходят годы, пятилетки, десятилетия, а воз машиностроения в России даже не на прежнем месте, а откатился далеко назад.
  18. +1
    13 июня 2023 09:54
    Эх, Мантуров, Мантуров!... Ходжи Насреддин ты наш! К 2030 году или шах помрёт, или ишак сдохнет. Главное сдесь и сейчас пипл приободрить.
    Вы вначале на МС-21 дайте в небе посмотреть. И где ваши новые Ил 96? Где ваш новый самолёт местных а/л? Присутствовавшие при их обещании "ишаки" пока не сдохли.
  19. 0
    13 июня 2023 10:27
    Шаху через 10лет будет 80, можно сказать юность. Ишак, то есть народ возможно не сдохнет. Хрипатый станет еще богаче. Вот такой вопрос национальный исследовательский центр, это центр какой нации?
  20. +1
    13 июня 2023 11:04
    Что-то с трудом верится чиновникам, точнее совсем не верится.....а самолёты ох как нужны! Скоро ведь запчасти к иномаркам понадобятся, а где их брать request
  21. 0
    13 июня 2023 11:49
    Мантуров надеется пробыть министром до 2030 г. ? В том году во все трубы "пел" как у нас поднимется гражданское авиастроение, а сейчас аж 2030.г. Главное чтобы баблосов сразу выделили, да поболее. А к 2030 г. либо "шах умрёт, либо ишак умрёт".
  22. +1
    13 июня 2023 12:24
    Ну, а где ИЛ-86? Отличный был самолёт.
  23. 0
    13 июня 2023 12:36
    Мантуров импортозамещение тоже обещал.С 2014 должны были начать замещаться))
    Так-что не будет никакого дальнемагистральника.
    У Мантурова есть более неотложные дела-личный бизнес.
  24. 0
    13 июня 2023 22:21
    Пока летаем в основном на Боингах и Аэробусах. А свои МС-21 и ан -24. А про русланах и мрию пора забыть. Главное конструкторское бюро (кб) в киеве был. Когда то построили полно ту -204 пассажирских, но путевку в небо не дали. запад зарубил лицензию не давали. Типа покупайте наши подержанные самолеты. Угробили авиапром.
    1. 0
      13 июня 2023 22:27
      сертификат не давали на наши самолеты враги России
  25. 0
    13 июня 2023 22:53
    Летал я в Киев несколько раз в командировку. Там 2 авиационных завода. КМЗ и КИАПО. Не знаю что там сейчас собирают. Может беспилотники, Возможно и НЛО ))) Там спецы хорошие были и многие из России..
  26. -2
    14 июня 2023 14:19
    10 лет назад такое же заявление было от чиновников, которые сейчас на бывшие бюджетные деньги кости свои на Лазурных берегах греют.
  27. 0
    14 июня 2023 22:42
    Цитата: ВПК-65
    P.S. чуть главное не забыл (диванным прыгунам-минусаторам посвящается): Директор Череповецкого Металлургического завода Боглаев пытается найти себе квалифицированных токарей. Зарплата 120 000руб. в месяц. Хотите помочь родине реально - дорога открыта. А будет таких 15 миллионов, то будет у нас и собственное авиастроение.
    P.P.S. вот только фамилию Мантурова из заголовка придется убрать ибо... не технологично. Она ассоциируется только с бордюрами и эмигрантами - НЕ квалифицированной рабочей силой, а не с самолетами.

    Вы смеетесь или реально считаете 120тыс. деревянных, обесценивающихся постоянно, достойной зарплатой? При стоимости автомобиля в миллионы рублей, в то время как, в той же Японии, автомоболь максимальной комплектации типа ниссан тиана стоил 8000$, при средней зарплате в месяц 6000-7000$. В месяц. 120 тыс. руб. это не зарплата, это типа , чтобы не сдохли с голода.....и еще способ посадить население на кредиты. Ну если конечно не платить коммуналку и не кушать натуральные продукты, то с натяжкой можно признать, для ученика токаря, эту сумму зарплатой.