Импортозамещаем корветы проектов 20380 и 20385

81
Импортозамещаем корветы проектов 20380 и 20385
Корвет «Меркурий» проекта 20380 в его последнем варианте. Неимпортозамещённые дизели 16Д49 и РЛК «Заслон» ставят на этом проекте крест в его нынешнем виде.


Несмотря на очевидные будущие проблемы с постройкой новых корветов, они продолжают закладываться. Так, например, 9 июня 2023 года на Амурском Судостроительном заводе был заложен корвет «Ретивый» проекта 20385.



В целом же список корветов, задел к которым или с высокой степенью вероятности не получится сформировать из-за санкций, или абсолютно точно не получится из-за них же, выглядит так.

Проект 20380: «Строгий» («Северная верфь», заложен аж в 2015, но до недавних пор его корпус стоял у стенки, статус сейчас неясен), «Грозный», «Бравый».

Проект 20385: «Бурный», «Разумный», «Быстрый», «Ретивый».

Все эти корабли, кроме «Строгого», заложены на АСЗ, все они, по идее, нужны ослабленному флоту, особенно корветы АСЗ Тихоокеанскому (правда, не в том виде, в котором они спроектированы, а в боеспособном, ниже будет пояснение), и заводу, только встающему на ноги, нужны тоже.

Но беда в том, что их теперь нельзя построить.

Дизели


Корветы оснащены четырьмя дизельными двигателями 16Д49 производства «Коломенского завода».

О том, что санкции тяжело ударили по «Коломенскому заводу», говорилось уже не раз, последний – в статье «Новые корабли в постсанкционную эру. Что мы сможем строить после СВО?».

Цитату о положении дел, однако, лучше взять из другого источника:

«Коломенские дизельные двигатели 10Д49 входят в состав морского дизель-газотурбинного агрегата М-55Р, который устанавливают на фрегатах проекта 22350. Дизель 16Д49 стоит на корветах проектов 20380 и 20385. Его же, 16Д49, планируется ставить и на новые большие десантные корабли (БДК) проекта 11711/II. Но все эти планы рухнут, если российские конструкторы не создадут для этого дизеля свои, отечественные турбокомпрессоры, поршни и кольца. Для их производства по программе импортозамещения профильным институтам необходимо разработать станки с более высоким уровнем механообработки, создать соответствующие новые сплавы, автоматику, точную механику».

Кто это публикует? Смотрим данные издания: сетевое издание «Армейский стандарт» (armystandard.ru) (далее – издание) является средством массовой информации и зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77–73947 от 12 октября 2018 года). Учредителями являются: Открытое акционерное общество «Телерадиокомпания Вооруженных Сил Российской Федерации «Звезда» (ОАО «ТРК ВС РФ «Звезда») и Открытое акционерное общество «Издательский дом «Звезда» (ООО «Издательский Дом «Звезда»). Функции редакции издания осуществляют сотрудники ООО «Издательский дом «Звезда».

Фактически аффилированное с самим Минобороны издание. То есть информация из первых рук.

Но – не вся, увы. Есть и другие трудности, такие же по сложности. Как уже говорилось ранее, «Коломенский завод» активно вкладывался в импортозамещение и модернизацию.
Но чудес не бывает.

Таким образом, приходится констатировать – наше гениальное Минобороны, гениальный флот и гениальная ОСК закладывают корабли, для которых нет двигателей.

Встаёт вопрос – на что они рассчитывают?

Вариантов ровно два. Первый – всё-таки получится «всё импортозаместить». По некоторым позициям подвижки есть.

Но, во-первых, это означает огромные сроки постройки каждого корабля (по восемь лет на корвет мы ещё вспомним с тоской), во-вторых, рост его цены, причём непредсказуемо. И в-третьих... скорее всего, всё равно не получится, те же турбокомпрессоры АВВ+ вряд ли в разумные сроки импортозаместил бы даже Китай, а уж Россия с её уцелевшим технологическим «багажом» – и подавно.

И второй вариант – «или ишак сдохнет, или падишах». На сегодня в России сформирована «культура безнаказанности» – если некий руководитель дорос до определённого уровня в государственной иерархии, то он становится неприкосновенным.

Эта опция подсказывает другое решение – заложить корабли и не строить их вообще, а потом, когда В. В. Путин перестанет быть президентом, под прикрытием начавшегося хаоса как-то отскочить. До этого же момента можно не напрягаться, так как ответственность нести всё равно не придётся ни за что.

Плюс промежуточный вариант – не строить в расчёте на то, что когда-нибудь получится что-то решить с поставками с Запада. Не через год, так через три, не через три, так через пять.

Это, кстати, может получиться, но сроки «успеха» будут ошеломляющими.

Кстати, фрегаты проекта 22350 с коломенскими же дизелями 10Д49, которые должны были закладываться в этом году, закладывать не стали.

Радиолокационные комплексы и надстройка


Корветы строятся (или уже теперь не строятся) с так называемым «Многофункциональным радиолокационным комплексом» – МФ-РЛК, производства АО «Заслон». Об этом комплексе и его проблемах также уже писалось ранее, например, в статье М. Климова «Гремящий» и другие. Получит ли наш флот эффективные корабли ближней зоны».

Если кратко, то раньше всё сводилось к тому, что комплекс экстремально дорог (стоимостью в малый ракетный корабль), не может применяться по предназначению в силу ошибок в конструкции, делает корабль-носитель небоеспособным и имеет длительный цикл производства, в силу проблем с импортозамещением.

Нетрудно догадаться, что с началом СВО последний пункт должен был приобрести критическое значение.

«Заслон» – это организация, бенефициары которой – по-настоящему уважаемые люди, а масштабы сопричастности военных структур к этой афёре, вкупе с последствиями для страны (до СВО – неспособный флот, после – пустые корпуса навсегда) приводят к тщательной фильтрации всей имеющейся информации, вместе с обычной военной секретностью.

Однако шило в мешке не утаить.

С импортозамещением у МФ-РЛК всё ещё до СВО было «непросто», с началом СВО они кое-как скомплектовали РЛК для последних корветов, что будет дальше – загадка, покрытая мраком.

Встаёт вопрос – как они в этих условиях собираются достраивать аж семь кораблей?

Ответы тут похожие на те, что озвучены для дизелей – «где-нибудь за 8–10 лет наскребём комплектухи» или «после Путина как-нибудь пропетляем».

Вопросы обороноспособности страны в стремительно накаляющейся международной обстановке не волнуют никого, судя по всему.

Но они должны волновать нас, неравнодушных граждан.

Впереди смена эпохи. Кому-то обязательно придётся разгребать нагромождения последствий той политики в области кораблестроения, которая сейчас ведётся.

К нагромождению корпусов боевых кораблей, в которые нечего поставить, это относится в полной мере.

РЛК – решение


Как уже много раз писалось и говорилось, корвет должен быть массовым кораблём и строиться в больших количествах, а значит – он должен быть простым в производстве и дешёвым.

Можно ли силами российской промышленности создать дешёвый и эффективный радиолокационный комплекс для малого корабля? Да, и в уже упоминавшейся статье «Новые корабли в постсанкционную эру. Что мы сможем строить после СВО?» перечислен ряд вариантов.

К сожалению, обстановка с тех пор ещё несколько усложнилась так, что, видимо, по организационным причинам не получится произвести высококлассную РЛС управления огнём артиллерии 5П10 «Пума» (не из-за санкций), есть и другие сложности, поэтому сегодня оптимальный для корвета, как для массового корабля Ближней морской зоны, радиолокационный комплекс выглядит следующим образом (расположение антенн «сверху вниз по списку»):

1. РЛС обнаружения воздушных целей (сантиметровый диапазон) – «Позитив-М/МК».

2. РЛС дециметрового диапазона на базе антенных полотен обзорной РЛС «Панциря-М».

Две этих станции полностью и взаимно перекрывают все высоты, начиная от приводного слоя, «Позитив» к тому же обеспечивает точное целеуказание для зенитно-ракетного комплекса, ещё один плюс – это то, что совместное применение этих РЛС снижает зависимость эффективности РЛК от метеоусловий до пренебрежимо малой, а широкий диапазон (см и дм) затрудняет подавление РЛК средствами РЭБ противника.

К тому же всё это оборудование серийное, отработанное, без детских болезней и относительно недорогое.

3. Интегрированные в общую мачту с предыдущими двумя позициями полотна РЛС «Минерал-М», аналогичные установленным на первых двух МРК «Каракурт». Это даст кораблю возможность полноценно работать по надводным целям на большие дистанции.

4. РЛС МР-123-02 «Багира» для управления огнём артустановки на носу и ещё одна такая же на корме для управления стрельбой кормовых АК-630М. Это наиболее бюджетное решение.

5. Аппаратура радиокоррекции ЗУР.

Здесь нужно сказать, что существует почти готовая к серии система наведения будущего морского варианта ЗРК «Тор», и как эффективную альтернативу кормовой «Багире» впоследствии можно будет рассматривать её.

Данное решение дает возможность отказаться от применения очень дорогой ЗУР 9М100 (заменой ее много более эффективной при отражении массированных «плотных» налетов ЗУР 9М318), в дополнении к которым обязательно нужны ЗУР 9М96 и 9М96Д (в небольшом количестве, основной ЗУР в боекомплекте должна стать относительно дешевая 9М318).


«Позитив», полотна «Минерала» уже опробованы в одной мачте – на «Каракуртах». Видна РЛС «Багира» (перед мачтой), нужно будет ещё одну назад.


А вот эти полотна (в рамке) будут между «Позитивом» и «Минералом», ниже первого и выше последнего, в общей мачте

Этот набор радиолокационных средств полностью закрывает потребности такого корабля, как корвет, причём за умеренные деньги. И с весьма высокой боевой эффективностью.

С энергетической установкой всё сложнее.

Главная энергетическая установка


Если проблему с РЛК можно легко решить, то с главной энергетической установкой всё куда сложнее.

Дизелей нужной мощности нет, и в обозримом будущем не будет.

Положение, в котором оказался «Коломенский завод», было описано выше, «Синара» имеет проект своего семейства ДМ185, внутри которого создаётся и мощный судовой дизель. Ещё до СВО в прессе можно было встретить утверждения, что двигатель почти готов, и его локализация составляет 92 %.

Реально там действительно хороший прогресс и многообещающая конструкция, но, во-первых, до серии ей ещё далеко, во-вторых, санкции против РФ и у «Синары» вызвали ряд проблем, и сейчас на эти двигатели рассчитывать нельзя. Да и мощности там бы не хватило.

Китайские дизели, которые по массогабаритным характеристикам и мощности подходят для корветов, являются лицензионными копиями западных дизелей, с высокой степенью вероятности их нам не продадут, по крайней мере, MTU для проекта 21631 меняли не на подходящий для военного применения дизель, а на абсолютно гражданский и малопригодный для военного применения HND CHD622V20, лицензия на производство которого не содержала никаких ограничений. Дизель под военные задачи пришлось долго доводить.

В условиях невозможности оснащения этих двигателей дизельными ГЭУ, остаётся только один-единственный разумный вариант – оснастить их ГЭУ, в которых дизели не нужны.
На эту тему можно фантазировать очень много, но фактически «быстрое» решение, не требующее ждать годы только лишь одной разработки главной энергоустановки, потом её постройки, потом ещё чего-то, только одно.

Нужно адаптировать для корпусов корветов 20380 и 20385 единственную «почти серийную» и полностью импортозамещённую главную энергетическую установку – от корвета проекта 20386.

Этот корабль давно стал синонимом позора отечественной военно-морской мысли. О том, что это за чудо техники написано много статей, публиковавшихся ранее в «Военном обозрении». Он даже стал объектом политической афёры с осознанным обманом президента, которая, как и другие афёры с осознанным обманом президента, осталась безнаказанной для инициаторов. Увы, но у «культуры безнаказанности» в нашей военной сфере долгие традиции.

Тем не менее у него есть то, что нужно, чтобы наши боевые корабли продолжали строиться, его энергетическая установка.

В состав главной энергетической установки корвета проекта 20386 входят следующие основные системы (из тех, что нас интересуют применительно к другим корветам):

1. Газотурбинная установка форсажного хода М90ФР, серийная и полностью отечественная, 2 ед.

2. Выскооборотистый ходовой электродвигатель экономхода серии АДР-1600, мощностью 1 600 кВт, 2 ед., серийный и полностью отечественный.

3. Редукторная передача 6РП, состоящая из двух редукторов, обеспечивающих работу электродвигателя и ГТУ на одну валолинию, и межредукторной передачи (МРП), обеспечивающей работу двух валолиний от одной ГТУ или даже одного электродвигателя при необходимости.

Изготовлена полностью на отечественном заводе «Звезда-Редуктор», собрана в одном экземпляре, готова к испытаниям.

4. Аппаратура управления. Несмотря на использование импортной элементной базы, может производиться без ограничений.

Один электродвигатель и одна турбина работают через один редуктор на валолинию. Всего валолиний две. Переброску крутящего момента с одной на другую выполняет МРП. У редукторов нет реверса, вместо него на корабле должны применяться винты с реверсивным шагом.

Нужно сказать, что это такая же нерациональная и в каком-то смысле безумная установка, как и сам проект 20386.


Газотурбинная установка М90ФР при погрузке на фрегат проекта 22350

Во-первых, само количество превращений энергии в ней нерационально с точки зрения КПД, у нас имеется одно превращение энергии в дизель-генераторе (горение топлива-механическое вращение, потом электричество), потом ещё одно обратное в электродвигателе, и потом электродвигатель крутит понижающий редуктор.

Если бы авторы концепции помнили про КПД, они просто применили бы работу дизеля на редуктор, выкинув лишние звенья.

Те преимущества, которые есть у электродвигателя (им можно очень гибко управлять, если аппаратура управления позволяет), минусов схемы не перевешивают.

Распространяемое утверждение о том, что движение на электродвигателях снижает шумность и нужно в противолодочной борьбе применительно к этому кораблю, является ложью, так как сочетание высокооборотистого электромотора, питающего его мощного дизель-генератора и понижающего редуктора с большим передаточным числом, априори не может быть малошумным.


Редукторная передача 6РП

Кроме того, мощности электродвигателей, примененных в установке, не позволяют бороться с подлодками в принципе.

Главным способом поиска подлодок у современного корвета является поиск с буксируемой гидроакустической станцией. Последняя создаёт немалое сопротивление и требует немалой же мощности для обеспечения достаточной скорости поискового хода.

Корвет проекта 20386 не сможет тащить буксируемую ГАС на электродвигателях со сколько-нибудь приемлемой скоростью, ему придётся «ходить под турбинами», а значит ни о какой малой шумности речь идти не может.

В целом мощность мала и для простого перехода без буксируемой гидроакустической станции. Два электродвигателя на полной мощности имеют 3 200 кВт, или, если пересчитать в л. с. – 4 400 л. с. (округлённо).

Для сравнения: у корвета проекта 20380, идущего под двумя дизелями из четырёх, максимум доступной мощности – 12 000 л. с.

Такой недостаток мощности приведёт к систематическому использованию турбин и большому расходу топлива, а следовательно – высокой стоимости жизненного цикла корабля и сокращению его дальности хода.

Собственно, в этой ГЭУ фактически воплотился уровень осмысленности проекта 20386 в целом – этот корабль настолько же чудовищен во всём, как и его главная энергетическая установка.

Вот только для кораблей в размерениях наших корветов других энергоустановок нет. И когда будут – неизвестно.

В 2023 году намечается интенсификация работ по полностью газотурбинной ГЭУ МА7, в которой на каждый редуктор и валолинию будут работать маршевая ГТУ М70ФРУ и форсажная М90ФР. Турбины серийные, но самого редуктора пока нет. Сколько его будут делать, сегодня не знает никто.

Теоретически такую ГЭУ можно было бы попробовать вписать в корпус 20386, но в меньшие по размерам корпуса проектов 20380 и 20385 она не встанет.

Выбора не остаётся, чтобы не плодить металлолом, нужно как можно скорее начать работы по адаптации задела ГЭУ корвета проекта 20386 к корпусам корветов проектов 20380 и 20385.

Адаптация и политика


Кто-то может спросить – а не проще ли было отменить строительство корветов, расторгнуть контракты и выплатить в ОСК неустойки? Ответ – да проще и рациональнее.

По сути именно это решение является идеальным в сложившейся ситуации.


Но с корветами будет то же самое – нет таких жертв, на которые многие военные и околовоенные чиновники не обрекли бы страну, чтобы не доложить «наверх», как оно там на самом деле.

А это значит следующее – сейчас правильно начать строить корабли, под которые нет ни дизелей, ни РЛК, а потом будет правильно пытаться их достроить любой ценой (буквально и во всех смыслах). Иначе придётся признать, что их зря заложили, а это недопустимо.

С другой стороны, стратегически это неплохо для страны. Иначе мы буквально будем иметь флот без кораблей вообще с одними адмиралами.

А значит, придётся адаптировать ГЭУ. Но сделать это непросто, и потребуется полное перепроектирование кораблей.

Изменения в конструкции


Первая и главная проблема – мощность. А значит – первым шагом должна быть проработка варианта установки с большим по мощности двигателем. Каким? Каким получится максимально.

И здесь, видимо, придётся пожертвовать передачей 6РП, которую сделали под единственный 20386, сиротливо стоящий у стенки на «Северной верфи», и вместо установки её на чудо-корабль использовать для испытаний, которые дадут ответ о пределах её применимости и позволят подтвердить расчёты, показывающие предельно допустимые для редукторов мощности и обороты.

Что, если окажется, что серийная 6РП «не выдержит» требуемый электродвигатель?

На самом деле редукторы, входящие в 6РП, во многом конструктивно похожи и частично унифицированы на редукторы РО55, применяемые на фрегатах проекта 22350, а там мощность дизеля 5 200 л. с. Они и изготавливаются на том же оборудовании (передачи РРП12000 и РРП6000 изготавливаются в основном на других мощностях «Звезды-Редуктор»).


Сборка передачи 6РП. Фото: forums.airbase.ru

Поэтому, даже если предположить, что изготовленные редукторы нужную мощность не выдерживают, можно быстро разработать изменения в их конструкцию, которые не будут значительными по сравнению с разработкой нового редуктора.

Таким образом, это будет первый шаг – получение возможности установки в корпус корабля максимально мощного электродвигателя.

Затем нас подкарауливает вторая проблема – 6РП в её нынешнем виде в корпуса 20380 и 20385 просто не помещается по ширине.

Но и это решаемый вопрос – необходимо отказаться от межредукторной передачи, и тогда положение редукторов, электродвигателей и турбин можно будет «подогнать» под валолинии и корпус, смещая редукторы ближе друг к другу.


Слева – проект 20380, справа – 20386. Разница в ширине корпусов очевидна, и для 6РП она критична. Но решение есть. Фото: forums.airbase.ru

Это, как и более мощный двигатель, потребует некоторых доработок, но, опять же, незначительных.

Итак, валолинии с ВРШ смонтированы, установлены электродвигатели, редукторы и турбины, всё отцентровано.

Теперь встаёт следующая проблема – воздуховоды и газоходы. При той компоновке, которую имеют корветы, для воздухоприёма и воздухоподготовки (очистка, удаление воды) там просто нет места.

Нужны большие объёмы. Также понадобятся существенно более мощные дизель-генераторы – теперь, благодаря гениальной по замыслу энергоустановке, они должны обеспечивать электрическим током ещё и электродвигатели.

Всё вышеперечисленное говорит о том, что придётся полностью перепроектировать корабль, оставляя только корпус, и то не весь.

Другая ГЭУ, объёмы под воздуховоды и дизель-генераторы приведут к тому, что от 20380 или 20385 там останется одно название.

В силу необходимости найти объёмы под вышеуказанные системы в корпусе, размеры которого увеличивать нет никакой возможности, понадобится полное перепроектирование надстройки и помещений в самом корпусе.

Скорее всего, чем-то придётся пожертвовать, возможно, ангаром, с оставлением только посадочной площадки под вертолёт (предпочтительный вариант) или же наступательным ударным оружием (ПКР «Уран» или пусковой установкой 3С14 УКСК, той самой, из которой стартуют к цели «Калибры» и «Ониксы»).

Последнее было бы нежелательно, но, с другой стороны, ценность корабля такая потеря к нолю не сведёт.

Во-первых, останется зенитно-ракетный комплекс, более того, в отличие от корветов с МФ РЛК от «Заслона», на этих новых кораблях ЗРК будет попадать куда надо, в том числе и по целям в массированном налёте, на малых высотах, с малыми ЭПР и т. д.

Более того, при работающем взаимном обмене информацией между кораблями ордера, возможно, получится по наведению с этих «новых» корветов стрелять ракетами со «старых», по внешнему целеуказанию.

В морском бою внутри дальности прямой радиовидимости корвет сможет поразить надводную цель зенитной ракетой и добить артиллерией.

Его противолодочные возможности уменьшатся в той части, что не будет противолодочных ракет (это верно для 20385, у 20380 и так их нет, он тут ничего не теряет), в остальном же они не изменятся.

Сверх того, когда-то в будущем, когда появится возможность подходить к вопросам военно-морского строительства с точки зрения здравого смысла, то, возможно, удастся вооружить противокорабельными ракетами корабельные вертолёты, что давно уже пора было сделать, и тогда отсутствие наступательного оружия отчасти можно будет компенсировать вертолётом.

Хотя, может быть, удастся отделаться ангаром.

Во-вторых, при любых раскладах скорость на форсажных турбинах у них будет выше, чем у 20380 или 20385. Немногим, но больше.

В-третьих, даже с учётом перепроектирования, они будут дешевле. Устранение из состава РЭВ заслоновского РЛК автоматически перекрывает своей экономией все возможные дополнительные расходы на перепроектирование, кроме того, надстройку можно будет сделать из стали или алюминия, а не из дорогого композита.

Так или иначе, такие корабли лучше никаких, а при упорствовании построить корабли по первоначальному проекту будут именно никакие.

Корабли или металлолом?


Понятное дело, что всё вышеописанное – благие пожелания, направленные строго на то, чтобы в условиях санкций не терять темп в кораблестроении – а те, кто имеет отношение к корветам, знают, что темпы замедляются, и до коллапса недалеко. Правда, в ОСК и «под шпицем» (Адмиралтейство – Главкомат) «успехи и благодушие». Там с этим всем нет никаких проблем.

И они не одни такие оптимисты.

Специфика нашей страны в том, что коллапс будет проигнорирован всеми – и на официальном уровне, и в массах.

Пример – корвет «Строгий», корпус которого долго стоял брошенным на «Северной верфи» с 2019 года (может, и сейчас стоит) и который заложили в 2015 году.

Ещё пример – «Проворный» проекта 20385, сгоревший (очень, вовремя, кстати) на «Северной верфи» – в этом году его «постройке» исполняется 10 лет.

Проект 20386 «Дерзкий», формальная закладка в 2016, реальное начало постройки в 2018, под конец года.

И ни у кого не возникает по этому поводу никаких вопросов.

Возможно, их не возникнет и если где-то ближе к 2030, когда наш с американцами клинч будет на грани открытой войны, эти корпуса молча сгребут и отправят на металлолом, стерев память о них из Интернета и сделав вид, что ничего не было и всё идёт по плану.

Тем не менее не стоит забывать, что мы живём в эпоху перемен, да ещё и в состоянии СВО. Всё может измениться внезапно, и так же внезапно может быть покончено с культурой безнаказанности.

После чего расслабившихся до предела людей, привыкших, что отвечать не надо никогда и ни за что, внезапно могут спросить за результат.


А потом закономерным образом заменить их на других, которые этот результат должны будут всё-таки дать.

И тогда понадобятся решения – как всё-таки сделать то, что сделать, по идее, уже невозможно.

И тогда, может быть, решения, подобные предложенным в этой статье, окажутся востребованными.

Естественно, подобное «эрзац-решение» не является самым эффективным, оно просто позволит достроить уже заложенные корпуса, а для нормального оснащения флота кораблями нужны будут другие проекты кораблей и иное управление кораблестроением.
81 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    16 июня 2023 01:49
    Детальная статья и иллюстрации - автору ++!

    По косточкам разобраны маловероятности будущего, но к сожалению еще справедливы слова Фельдмаршала Миниха - "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует", 1763
    1. -4
      16 июня 2023 08:33
      Может пора атомный корвет пилить? Под небольшие АЭУ Росатома?
      1. +5
        16 июня 2023 10:09
        Отличная и смелая статья, спасибо автору! К сожалению у нас вся страна живет по этим принципам безнаказанности для крупнейших казнокрадов и пока это так никаких изменений не будет. Все идет к тому что нам выпадет в очередной раз несчастье жить в эпоху перемен.
        Автор разбирал постройку корвета на базе Каракурта и для нас это лучший вариант, но не кажется ли автору что усилия по импортозамещению Коломенских дизелей предпочтительный путь развития, разумеется с другим руководством и деловым подходом?
        1. +4
          16 июня 2023 13:53
          Коломны предпочтительнее, но там до хрена замещать. Например как заместить турбокомпрессоры от АВВ+?
          1. 0
            17 июня 2023 19:20
            Коломны предпочтительнее, но там до хрена замещать. Например как заместить турбокомпрессоры от АВВ+?

            Вы конечно больше в теме, но разве упрощенно говоря нельзя разобрать такую турбину и по ней сделать наш аналог? Понятно что нужны другие станки металлообработки, нужна переоснащение предприятий но ведь именно такой путь самый правильный. Ведь делали же как-то турбокомпрессоры предыдущих поколений, когда они были тоже самые современные.
            Туполев помнится за пару лет сделал Ту-4 полностью аналогичный Б-29, и у нас не было большинства технологий на тот момент. Неужели сейчас наша промышленность при желании не осилит пусть не самые совершенные копии импортных комплектующих хотя бы лет за 10?
            1. osp
              +3
              18 июня 2023 00:42
              Проблемы с электронными компонентами и весьма большие.
              Потому что очень все запущено с этим.

              Поинтересуйтесь когда мир увидел Intel 386 и Intel 486.
              По каким техпроцессам они сделаны.

              Так вот, даже нормально работающих техпроцессов 0.35 мкм и 0.25 мкм в России сегодня нет вообще!
              В смысле как серийная линия способная массово делать пластины с большим количеством годных кристаллов.
        2. +3
          16 июня 2023 15:28
          Цитата: ramzay21
          Отличная и смелая статья, спасибо автору!

          Смелая статья , и по замене РЛК , хоть уже и оскомину набило от повторений - всё верно .
          А вот с предложениями по ГЭУ ... беда .
          Для решения любой проблемы необходимо сперва её осознать , понять (если это так) , что в ближайшие 10 лет мы серийного ходового дизеля необходимой мощности не увидим ... Хотя казалось бы какая проблема скопировать недостающие компоненты при отечественных успехах в 3D-печати ... Но если дизеля для нас недоступны в ближайшие 10 лет , значит надо строить ГЭУ на газовых турбинах , которые у нас ЕСТЬ .
          И всё .
          Менее экономичны ?
          Зато доступны . И у нас всё же нефтедобывающая страна .
          И так - решение .
          Берём две газовые турбины М70ФРУ (мощность каждой 14 000 л\с) и устанавливаем их в машинное отделение .
          По редуктору решения два :
          1) Прямая редукторная передача с межваловым распределением крутящего момента от каждой турбины на оба вала . Тогда при работе одной турбины будет обеспечиваться режим экономического хода \ маршевый режим , а при одновременной работе обеих турбин - режим полного хода . Достоинства - большая чем у прежней ГЭУ максимальная мощность и соответственно скорость , доступность , прямая передача крутящего момента без излишних преобразований и потерь . Недостаток - шумность такого редуктора и сложности регулировки на малом ходу .
          2) Электрическая трансмиссия . Когда на валу каждой турбины стоит динамо и вырабатывает эл. энергию , которая через единую бортовую\ходовую подстанцию запитывает ходовые электродвигатели . Такие двигатели (постоянного тока) конечно будут дорогими и тяжелыми , зато мы экономим на весе (и стоимости) РЕДУКТОРА , а сама ГЭУ становится максимально малошумной . Что и необходимо для противолодочного корабля . Потери мощности на двойном преобразовании не будут критичными , зато можно будет очень гибко регулировать скоростной режим и иметь на борту избыточную электрогенерацию . При этом в качестве резервного источника энергии для аварийного хода (если выходят из строя обе турбины) могут быть использованы бортовые дизельные электрогенераторы .
          Вот такая ГЭУ для пр. 20385 может быть реализована в случае недоступности для нас дизелей .
          То же самое можно сделать и в отношении фрегатов , которые тоже остаются без ГЭУ из за "дизельного проклятья" . На пр. 22350.1 можно заменить маршевые дизеля на ГТУ М75РУ (мощность 7 500 л\с) . При этом у нас не только увеличится маршевая скорость (скорость экономического хода) , но и скорость максимальная , ибо появится возможность плюсовать крутящие моменты обеих турбин каждой валолинии . В результате мощность ГЭУ станет 70 000 л\с . А следовательно ради такой ГЭУ можно смело увеличить ВИ фрегата до 7000 т. стандартного и 8000 т. - полного ВИ , увеличить БК ударного вооружения и ЗУР , расширить ангар для двух вертолётов и ... это будет просто прекрасный "большой фрегат" равнозначный ударными возможностями любому эсминцу .
          Вот только насколько это всё ... реально .
          Вообще - ВСЁ ?
          Если уже очевидно , что башням плевать на обороноспособность , плевать на Флот . Если очевидно что саботаж всем полезным и даже условно полезным программам , СИСТЕМЕН . Это не дурь , блажь , лень или продажность отдельных чиновников . Это - СИСТЕМА .
          И как не вспомнить мудрость старого сантехника ...
          1. +5
            16 июня 2023 21:17
            Берём две газовые турбины М70ФРУ (мощность каждой 14 000 л\с) и устанавливаем их в машинное отделение .


            Запас хода будет маленький
            1. +2
              17 июня 2023 00:38
              Цитата: timokhin-a-a
              Берём две газовые турбины М70ФРУ (мощность каждой 14 000 л\с) и устанавливаем их в машинное отделение .


              Запас хода будет маленький


              Но он БУДЕТ.
              1. +5
                17 июня 2023 05:41
                Корабль будет тактически неприменим, Вы не можете к каждому корвету танкер приставить
                1. 0
                  17 июня 2023 13:46
                  Если дизелей не будет, то корветы в таком корпусе не достроить. Нужен корпус большего водоизмещения под другие ГЭУ
                2. 0
                  19 июня 2023 21:19
                  Корабль будет тактически неприменим, Вы не можете к каждому корвету танкер приставить
                  Ответить
                  ⁷+++++++
                  Но все же лучше, корабль , что сможет сто километров проделать своим ходом, чем корабль вообще без движков.
            2. +2
              17 июня 2023 00:39
              Цитата: timokhin-a-a
              Запас хода будет маленький

              То , что станет меньше , очевидно , но коль проект всё-равно перекраивать под новую ГЭУ , так и запас топлива на борту можно увеличить . Пусть и с некоторым увеличением ВИ .
              Если дизелей всё-равно нет , а корабли нужны , пользоваться надо тем , что есть , а проекты кораблей строить вокруг имеющихся и доступных нам ГЭУ . У нас сейчас в наличии три ГТУ :
              - М75РУ (7 500 л\с) ,
              - М70ФРУ (14 000 л\с) ,
              - М90ФР (27 500 л\с) ,
              вот на них и строить корабли . А на таких турбинах можно строить корабли от корвета до крейсера .

              Но главное в том , что если в башнях и под шпицем строить Флот не намерены , то хоть расшибись , они и пальцем не пошевелят . При позднем Союзе таким саботажем и вредительством даже не пахло (саботажа ТАКОГО уровня) , но Страна не устояла . Если они решили добить её сейчас ... кто же им помешает ?
              request И враг не тот , и мы не те , и главный враг сидит ... .
          2. -1
            18 июня 2023 16:36
            Цитата: bayard
            Цитата: ramzay21
            Отличная и смелая статья, спасибо автору!

            Смелая статья , и по замене РЛК , хоть уже и оскомину набило от повторений - всё верно .
            А вот с предложениями по ГЭУ ... беда .
            Для решения любой проблемы необходимо сперва её осознать , понять (если это так) , что в ближайшие 10 лет мы серийного ходового дизеля необходимой мощности не увидим ... Хотя казалось бы какая проблема скопировать недостающие компоненты при отечественных успехах в 3D-печати ... Но если дизеля для нас недоступны в ближайшие 10 лет , значит надо строить ГЭУ на газовых турбинах , которые у нас ЕСТЬ .
            И всё .
            Менее экономичны ?
            Зато доступны . И у нас всё же нефтедобывающая страна .
            И так - решение .
            Берём две газовые турбины М70ФРУ (мощность каждой 14 000 л\с) и устанавливаем их в машинное отделение .
            По редуктору решения два :
            1) Прямая редукторная передача с межваловым распределением крутящего момента от каждой турбины на оба вала . Тогда при работе одной турбины будет обеспечиваться режим экономического хода \ маршевый режим , а при одновременной работе обеих турбин - режим полного хода . Достоинства - большая чем у прежней ГЭУ максимальная мощность и соответственно скорость , доступность , прямая передача крутящего момента без излишних преобразований и потерь . Недостаток - шумность такого редуктора и сложности регулировки на малом ходу .
            2) Электрическая трансмиссия . Когда на валу каждой турбины стоит динамо и вырабатывает эл. энергию , которая через единую бортовую\ходовую подстанцию запитывает ходовые электродвигатели . Такие двигатели (постоянного тока) конечно будут дорогими и тяжелыми , зато мы экономим на весе (и стоимости) РЕДУКТОРА , а сама ГЭУ становится максимально малошумной . Что и необходимо для противолодочного корабля . Потери мощности на двойном преобразовании не будут критичными , зато можно будет очень гибко регулировать скоростной режим и иметь на борту избыточную электрогенерацию . При этом в качестве резервного источника энергии для аварийного хода (если выходят из строя обе турбины) могут быть использованы бортовые дизельные электрогенераторы .
            Вот такая ГЭУ для пр. 20385 может быть реализована в случае недоступности для нас дизелей .
            То же самое можно сделать и в отношении фрегатов , которые тоже остаются без ГЭУ из за "дизельного проклятья" . На пр. 22350.1 можно заменить маршевые дизеля на ГТУ М75РУ (мощность 7 500 л\с) . При этом у нас не только увеличится маршевая скорость (скорость экономического хода) , но и скорость максимальная , ибо появится возможность плюсовать крутящие моменты обеих турбин каждой валолинии . В результате мощность ГЭУ станет 70 000 л\с . А следовательно ради такой ГЭУ можно смело увеличить ВИ фрегата до 7000 т. стандартного и 8000 т. - полного ВИ , увеличить БК ударного вооружения и ЗУР , расширить ангар для двух вертолётов и ... это будет просто прекрасный "большой фрегат" равнозначный ударными возможностями любому эсминцу .
            Вот только насколько это всё ... реально .
            Вообще - ВСЁ ?
            Если уже очевидно , что башням плевать на обороноспособность , плевать на Флот . Если очевидно что саботаж всем полезным и даже условно полезным программам , СИСТЕМЕН . Это не дурь , блажь , лень или продажность отдельных чиновников . Это - СИСТЕМА .
            И как не вспомнить мудрость старого сантехника ...

            Турбин у нас тоже нет.
            Вспомните, когда появилась первая импоптощамещеная турбина спустя 2014 год? И сколько их появилось.
            По факту 1.
      2. -1
        16 июня 2023 11:47
        Похоже, единственный выход request
        Тттть ттттть
  2. +11
    16 июня 2023 01:52
    а для нормального оснащения флота кораблями нужны будут другие проекты кораблей и иное управление кораблестроением.
    Вывод очевиден, что с таким управленческим аппаратом, мы ни чего не добьёмся. Систему власти в стране нужно срочно менять. Хапуги всю страну продали и растащили. Вот и результат, сами практически ни чего не можем сделать.
    1. +10
      16 июня 2023 06:23
      Мы все знаем, Кому единственному у нас под силу и в обязанностях запустить и контролировать смену власти, а также дать команду разобраться с хапугами, но вот полтора года СВО, а в особенности - высказывания Его и его "глотки" в последнее время чётко показали, что у нас вселенные параллельны и не пересекаются, гораздо проще наваять на "мотолыги" 25-мм зенитки 50-х годов прошлого века или РСЗО с "Зубров", чем хотя-бы поднять вопрос о "перепроектировании", тут история с серией "Быкова" показательна, наклепали за сумасшедшие деньги чемоданов без ручки и не знают, чего же с ними делать, а сколько таких "чемоданов" и на флоте и в сухопутных войсках, да и просто в нашей обыденной жизни...
  3. +8
    16 июня 2023 02:13
    Всё может измениться внезапно, и так же внезапно может быть покончено с культурой безнаказанности.

    Вот уж во что трудно поверить! Это кажется краеугольный камень государства!

    Лично мне совершенно непонятно что за проблема с корабельными радарами. Сухопутных радаров создали огромное количество любых форм и размеров, в истребителях стоят радары, в самые разные ракеты суем активные радиолокационные ГСН, а как до корабля дело доходит то поставщик единственный, долго, дорого, некачественно, и поменять не на кого, полный паралич.
  4. -2
    16 июня 2023 02:16
    Возродить структуру, которая будет контролировать исполнение задач и структуру, которая будет наказывать чиновников.
    1. +8
      16 июня 2023 04:12
      Цитата: Pavel57
      Возродить структуру, которая будет контролировать исполнение задач и структуру, которая будет наказывать чиновников.

      Такая структура была и есть - военная прокуратура. Для наведения порядка ей в помощь создали плюсом военную полицию. Имеет свой «кусок пирога» и следственный комитет. Вы что-нибудь о их деятельности за последние лет пять слышали, кроме самопиара с пьяными нарушителями дисциплины из мобилизованных?
    2. +6
      16 июня 2023 06:20
      Возродить структуру, которая будет контролировать исполнение задач и структуру, которая будет наказывать чиновников.
      - и структуру, которая будет контролировать эту структуру laughing Да здравствует организация по организации!
    3. +3
      16 июня 2023 06:26
      Ну так предложения о создании ГКО и Ставки Главковерха даже не стали рассматривать - так что никакого контроля, а, тем более, наказаний, не будет... Акела не то, что не промахнулся, он даже прыгать не стал...
    4. 0
      16 июня 2023 11:13
      Цитата: Pavel57
      Возродить структуру, которая будет контролировать исполнение задач и структуру, которая будет наказывать чиновников.

      а кто будет контролировать эту структуру?
    5. 0
      16 июня 2023 16:21
      Цитата: Pavel57
      Возродить структуру, которая будет контролировать исполнение задач и структуру, которая будет наказывать чиновников.


      Передлагаю создать структуру по надзору за чиновниками на основе искуственного интеллекта - смысл взяток по -человечески данная система воспринять априори не сможет. Как и смысл откатов и своячества.
      Рубильник источника электроэнергии для запитки "скайнета но надзору" разместить где-то в космосе, чтоб чиновники подпрыгивали, но достать не смогли.
  5. +4
    16 июня 2023 02:34
    До Путина и компании ни как не может дойти, что время барыг и ростовщиков - банкиров проходит. Сейчас впереди должны быть производственники и конструкторы, остальным работать с ними и на них. Особенно убивает, что с 14 года, когда ввели санкции практически, кроме лозунгов об импортозамещении, ничего не сделано. Автомобильная отрасль тому ярчайший пример.
    1. +9
      16 июня 2023 04:37
      Почему? УВЗ, Алмаз-Антей и многие другие справляются! Все зависит от аффелированости участия столичных мажоров в данных организациях. Например, на УралВагонзавод лезть подобному контингенту не интересно, предприятие успешно - разорить и распродать по частям не дадут. Сами готовы что-либо отжать. Неудачные примеры нулевых, когда пришлые чиновники пытались раскачать ситуацию, создали прецедент, который никто не хочет повторить. Хотя тут надо сказать спасибо местным ФСБ. Пермяки дали слабинку, У последних, в канун 300-летия, добивают градообразующее предприятие Мотовилиху.
      Флот наиболее высоко технологичный кусок пирога, построить авианосец - это дать кусок хлеба сотням тысяч рабочих, инженеров и т.д., создать - кластер научно-промышленного задела на десятки лет. Теперь грустно взглянем, на «цирк» с ремонтом нашего «Кузнецова». Не получилось сжечь, значит утопим…
      Глядя на это, невольно вспомнишь дела 40-х годов связанных с саботажем. Печально.
      1. +6
        16 июня 2023 11:09
        Цитата: Коте пане Коханка
        Пермяки дали слабинку, У последних, в канун 300-летия, добивают градообразующее предприятие Мотовилиху.

        Судя по недавней статье, добивание Мотовилихи - это кооперативный мат. Когда завод создаёт тучу "дочек", которые арендуют его площади и станки и зарабатывают деньги, а сам завод несёт все расходы по поддержанию основных фондов - добром это не кончится.
        1. +1
          16 июня 2023 15:18
          Не спорю Алексей, но в этом случае представитель власти на уровне губернатора Пермского края или полномочный представитель по Приволжскому федеральному округу обязан приехать на завод и объяснить людям которые там работают, что происходит. Я банально ситуацию знаю изнутри - с низов, а не из статей Скоморохов. Люди уже как полгода живут на «пороховой бочке» не зная, что ждать завтра.
          По поводу «зубастого» УВЗ не шучу, случайно по весне проезжал по Шефской (Екатеринбург) увидел таблички УВЗ на бывших цехах Уральского завода транспортного машиностроения. На входе перечень вакансий рабочих специальностей.
          Аналогичная ситуация с УЗТМ, Турбинкой, ЗиК. Это то, что попадает переодически мне на глаза.
    2. Eug
      +1
      16 июня 2023 06:37
      Как это - ничего не сделано? А средств сколько "освоено" - в поте лица трудились....
    3. +1
      16 июня 2023 09:42
      А до них и не дойдёт, потому что они сами такие и для них это норма жизни.
  6. +5
    16 июня 2023 02:38
    Багира кстати сказать очень хорошо себя показала именно в боевом применении на кораблях ЧФ в СВО. Отбитые атаки беспилотников морских и воздушных на её счету , как обнаружение так и уничтожение . Кстати сказать на гвркр Москва стояла древняя модификация да еще и прибор 1 стоял на ноль ,.т.е. они вообще были выключены и вахта не неслась на них . Пума при её худших характеристиках еще и стоит дороже
    1. +1
      16 июня 2023 07:33
      У Пумы характеристики в разы лучше Багиры. По дальности и помехозащиты. С чего автор решил что есть проблема с производством Пумы я не знаю, все изготавливается. На первый корвет проекта 20380 устанавливается последняя модификация Пумы сейчас.
  7. +2
    16 июня 2023 04:07
    Интересная и мне лично полезная статья, в закладки!
    А вообще подозрения о том что самые опасные враги России и её народа не в Вашингтоне, а около Кремля в общем, и около МО РФ в частности окопались, уже давно переросли в уверенность...
  8. 0
    16 июня 2023 04:50
    В голову иногда лезет мысль решения проблемы-создание компактного малогаборитного ядерного реактора. Тут вам и нужная мощность и высокая удельная тяга. Чтобы он запитывал напрямую турбины,конечно потребуется установить и дополнительную защиту отсека. Но тут всё в принципе решается при помощи Росатома довольно таки быстро. При должном финансировании максимум за пару лет.
    1. 0
      16 июня 2023 05:37
      Цитата: Бережливый
      решения проблемы-создание компактного малогаборитного ядерного реактора

      Удельная масса ГТУ -5кГ/л.с, удельная масса ЯЭУ с ЖМТ-18кГ/л.с (про экзотику типа "Посейдон" сказать ни чего не могу)
      1. -1
        16 июня 2023 18:27
        Если присовокупить 1000 тонн жидкого топлива против веса спичечного коробка с обогащённым ураном и так в каждом походе, то цифра сильно изменится в противоположную сторону весовой эффективности ГЭУ.
    2. +2
      16 июня 2023 11:33
      Цитата: Бережливый
      В голову иногда лезет мысль решения проблемы-создание компактного малогаборитного ядерного реактора.

      1.Дороже, в разы,если не на порядок
      2.Портовая инфраструктура
      3.
      Цитата: mark1
      Удельная масса ГТУ -5кГ/л.с, удельная масса ЯЭУ с ЖМТ-18кГ/л.с

      /на ЖМТ лучше не надо
      10 сентября 1981 года АПЛ К-27 была затоплена в Карском на глубине 75 метров.

      4. ОК-650 и вариации избыточен, а разработать новый: десятки лет
      КТП-6-185СП?

      РИТМ-200”. В центре виден реакторный отсек.
      Тепловая мощность реактора – 175 МВт, в составе ППУ он работает на паровую турбину ТГ мощностью 36 МВт или 55 МВт электрической
      .
      Цитата: Бережливый
      При должном финансировании максимум за пару лет.

      20
      1. 0
        16 июня 2023 14:02
        Ну я в общем то о том же.
        На мой безграмотный взгляд, взял бы НК-12 (наверное можно СТ, из-за ресурса), оморячил, редуктор(родной авиационный) усилил бы(+реверс-модуль) т.к особого ограничения по росту массы нет и... -ву-а-ля!
        Можно с авиаредуктором и не заморачиваться, что то свое придумать (если думается)
  9. +4
    16 июня 2023 05:56
    Странно как-то.
    Вместо того, чтобы довести до конца импортозамещение(простите за неприличное слово) вполне нормальных, готовых дизелей на Коломенском заводе, автор предлагает впихивать в корпуса весьма спорную штуковину? Толком не опробованную ни в эксплуатации ни в производстве?
    Если верить статье, то дизелям не хватает только колец, поршней и компрессоров?
    Поршни и кольца - вообще смешно, у нас ДВС вообще никто в стране не делает?
    С компрессором конечно сложнее, но есть варианты, например, СКБ турбина, порядок только там навести и "однозначные указания" выдать, но так во всех сферах.
    Никаких прям особенных станков там не нужно, только то, что давно во всем мире считается "общепромышленного назначения", китайцы на поставку в очередь выстроятся, только свистни.
    Материалы, сплавы - да, нужны особые, тоже решается выдачей ресурсов и "однозначных указаний".
    1. 0
      16 июня 2023 15:46
      Ну да, в качестве форсажного компрессора(вторая/третья ступень)) можно было б использовать вспомогательный ГТД - не так красиво, но вполне практично , на время.
  10. 0
    16 июня 2023 06:17
    Ситуация с двигателями для кораблей получается такая же как в авиации одни разговоры, прожекты, презентации того что никогда не сделают. Путин вот сказал про паркетных генералов, а подобные им везде в промышленности, в науке, в образовании.
    Купили чертежи у китайцев аналог немецкого двигателя и вперёд выпускайте. А кто будет выпускать? Социолог? Бухгалтер? Экономист? Охранники олигархов? Кто сидит на финансовых потоках, но не могут отличить болт от гайки. negative soldier
    Есть Коломенский завод, почему не построить там цех для постройки чисто флотских дизелей.
    1. +3
      16 июня 2023 11:18
      Цитата: Солдатов В.
      Купили чертежи у китайцев аналог немецкого двигателя и вперёд выпускайте. А кто будет выпускать? Социолог? Бухгалтер? Экономист? Охранники олигархов? Кто сидит на финансовых потоках, но не могут отличить болт от гайки.

      Как это - кто будет выпускать? Все руководители новой формации знают, что для производства товара нужны только деньги! А средства производства и опытные кадры при виде денег конденсируются из вакуума - и в него же уходят после прекращения финансирования. smile
      Помните, сколько импортозамещали ГТД? А ведь там зарубежного были только турбокомпрессор, редуктор и испытательный стенд - а все остальные компоненты уже серийно производились в России.
      Цитата: Солдатов В.
      Есть Коломенский завод, почему не построить там цех для постройки чисто флотских дизелей.

      А он заводу нужен? wink
      Коломна работает на РЖД, и основной доход имеет с железнодорожников. Флотские дизеля для неё сродни стрижке свиньи - визгу много, шерсти мало. Малосерийные изделия с крайне жёсткими требованиями, у которых Заказчик очень любит изменять ТЗ, сроки и объёмы. Ну и отношение к флотской теме на заводе соответствующее - помните, сколько доводили ГЭУ головного 20380?
      1. -1
        16 июня 2023 14:06
        Есть такая фраза "кадры решают всё". Все кто проектирует и изготавливают дизели учатся на одних и тех же учебниках. Хоть флот, хоть ржд, хоть авто. Я понимаю что РЖД не нужны заморочки с флотом, но страна то у нас на всех одна. Почему не использовать знания и опыт этого уникального завода для флота. Также производственную базу. Если есть другой завод который может выпускать флотские двигатели, то пожалуйста. Нормальный флотский инженер-механик, технолог да и любой другой настоящий инженер запросто по чертежам может воссоздать любой двигатель.
        Пусть завод остаётся в собственности РЖД, но рядом в любой форме собственности пусть будет производство флотских дизелей. Сначала он будет использовать производственные мощности Коломенского завода, а потом нарастит свои. Вопрос стоит ребром- нужен нам военный флот или нет?
        Ситуация с двигателями это чистое вредительство или предательство. soldier
    2. +2
      17 июня 2023 01:45
      Цитата: Солдатов В.
      Ситуация с двигателями для кораблей получается такая же как в авиации одни разговоры, прожекты, презентации того что никогда не сделают.


      Да похуже будет. Дело в том, что ОДК и ОАК консолидировали в своих предприятиях весь цикл производств самолёта и его мотора. И теперь задачи решаются комплексно: самолёты и моторы разрабатываются сразу друг под друга.
      С корабельными моторами всё многократно хуже. Корабли строит ОСК, а моторы... Моторы делает ОДК (газовые турбины) Росатом (ЯСУ) и Трансмашхолдинг (дизели). Никакой синхронизации, никакой согласованности или планирования. Трансмашхолдинг не будет делать корабельные дизели -- это не его профиль, да и слишком мал флотский заказ. К тому же флотское начальство за прошедшие четверть века дискредитировало себя как заказчик. Сегодня оно брызжет слюной и заламывает руки "дай моторы!!!" а ещё вчера той же слюной брезгливо плевало на отечественное производства, тренируя прогиб спины перед немцами, австрийцами и китайцами. Кто же теперь ему поверит? Если ему милее комплектовать боевой флот в странах НАТО.
      Поэтому никаких корабельных дизелей нет и не планируется. Есть тепловозные дизели, с редукторами. Новые дизели Коломенского завода тоже не корабельные, они тоже разработаны для тепловозов и генераторов. Собственно кто оплатил разработку (тепловозостроители и энергетики) те его и получают. Адмиралам новый дизель был не нужен, у них его и нет.
      Да, новый дизель можно использовать на кораблях. Но никто жилы рвать ради флота не станет.
  11. +1
    16 июня 2023 06:29
    Как много букв в тексте, а в конце нет функции дизлайка recourse Поставьте туда электродвигатель и рядами генераторы на дешёвых тепловозных дизелях и не морочьте людям голову. Да, я понимаю, что тепловозный двигатель быстро сгниёт в условиях моря, но поменять его не новый на несколько порядков дешевле, чем разрабатывать особенный дизель для маленькой серии кораблей. Это во первых, а во вторых, СВО так долго не продлится, как долго умеют строить наши корабли, а там немцы со своими MTU сами прибегут без особого приглашения.
    И не надо здесь стенаний по поводу необходимости разработки своих. Это абсолютно бесполезно пока не изменится сам принцип построения общества в России, пока "Эффективные манагеры" и блогеры рубящие бабло из воздуха и безграмотных, стыренных у кого то статеек, не станут изгоями общества.
    1. +3
      16 июня 2023 13:49
      Влажные мечты из маня-мирка.
      Не более.
      В курсе того, какая будет скорость на тепловозном дизеле? Сколько он под такими нагрузками проходит?

      Это во первых, а во вторых, СВО так долго не продлится, как долго умеют строить наши корабли, а там немцы со своими MTU сами прибегут без особого приглашения.


      Два раза, эта война лет на 30-40 минимум, мы в Германии расчеловечены до упора, а сами Гансы уже давно программируемые биороботы, а не люди им скажут, что надо идти гасить русских, они пойдут, мышления там давно нет.
      Никто не прибежит, это навсегда.
      1. +1
        16 июня 2023 16:41
        На Енисее туер лет 60 работает. 4 тепловозных дизельгенератора на 4 гребных электромотора. Но там основное это тяга, а не скорость. soldier
        1. +1
          16 июня 2023 19:48
          Атомные ледоколы тоже с электродвигателями. Разработка большого тягового электродвигателя проходит достаточно быстро под конкретный объект применения.
      2. +1
        16 июня 2023 19:45
        Вы читать то умеете? Он написал электродвигатель, в принципе все тепловозы так и устроены ход обеспечивает электродвигатель, а дизель лишь обеспечивает генерацию электричества, за счёт чего его ресурс существенно повышается, т.к. нагрузка на нём меняется незначительно.
      3. +1
        17 июня 2023 22:29
        Первый кто предсказал войну был Тимохин году так в 2017, никто не поверил и все очень едко это комментировали. И вот мы уже год воюем. У всех есть воюющие знакомые, друзья, родственники. У многих есть погибшие на этой войне.
        И вот теперь Тимохин говорит что война продлится не пару-тройку лет, а 30- 40 лет, а это значит что окопы ждут не только меня(не жалко и не страшно), но и моих сыновей , а ещё и не рожденных внуков.
        До сих пор все Ваши предсказания сбывались, надеюсь в этот раз Вы ошибаетесь.
        Если не сложно на чём основывается Ваш прогноз? И каким Вы видите дальнейшее развитие ситуации?
      4. -1
        18 июня 2023 16:46
        Цитата: timokhin-a-a
        Влажные мечты из маня-мирка.
        Не более.
        В курсе того, какая будет скорость на тепловозном дизеле? Сколько он под такими нагрузками проходит?

        Это во первых, а во вторых, СВО так долго не продлится, как долго умеют строить наши корабли, а там немцы со своими MTU сами прибегут без особого приглашения.


        Два раза, эта война лет на 30-40 минимум, мы в Германии расчеловечены до упора, а сами Гансы уже давно программируемые биороботы, а не люди им скажут, что надо идти гасить русских, они пойдут, мышления там давно нет.
        Никто не прибежит, это навсегда.

        Именно так.
        Мы уже по всему миру "Расчеловечены"...
        И да, война надолго.
        Так что согласен с Вами полностью.
        Я столкнулся с этим расчеловечиваеюнием ещё в 15-16 годах.
    2. 0
      17 июня 2023 01:31
      Цитата: Панкрат25
      на дешёвых тепловозных дизелях и не морочьте людям голову. Да, я понимаю, что тепловозный двигатель быстро сгниёт в условиях моря


      :)
      А Д49 по-вашему какой? Раскрою тайну -- он и есть тепловозный. Именно поэтому ему и нужен дорогущий редуктор. И с чего это вдруг он сгниёт в условиях моря?
      1. 0
        17 июня 2023 09:21
        При применении электродвигателя редуктор не нужен.
  12. Eug
    +2
    16 июня 2023 06:34
    В чем автор точно 100% прав - это в том, что с "культурой безнаказанности" пора кончать - быстро и жестко, так, чтобы никому не хотелось повторить. Но у дизель-генератора, как по мне, два превращения энергии - внутренней энергии топлива в механическую, механической - в электрическую.
  13. +1
    16 июня 2023 07:47
    Как всегда отличный и интересный материал! Автору огромное спасибо!
  14. 0
    16 июня 2023 09:04
    Про "Заслон" слышал, что это тема тов.Турчака)
  15. +4
    16 июня 2023 09:08
    Все это чем-то напоминает время правления Николая второго...
    1. +3
      16 июня 2023 21:18
      В последние несколько лет очень много общего стало
  16. -2
    16 июня 2023 10:35
    Казалось бы механический редуктор с шестерёнками, не ракету на Марс запустить, но в стране победивших компрадоров редуктор это что то запредельное.
    Если не могут делать редуктор можно обойтись без него, для чего взять тепловозные дизели-генераторы сформировав батарею из 5 или хоть 10 штук дизелей в зависимости от мощности, а на каждой валолинии электромотор, параметры тока и частоты будет регулироваться на тиристорном блоке управления.

    у корвета проекта 20380, идущего под двумя дизелями из четырёх, максимум доступной мощности – 12 000 л. с.

    Такой недостаток мощности приведёт к систематическому использованию турбин и большому расходу топлива

    Непонятно почему нельзя с 4 дизель-генераторов подать напряжение на валы ?


    Коломенский дизель-генератор с мощностью 16ЧН26/26 - 6000 л.с изготавливают в судовой версии, берите два таких мотора соединяйте кабель через блок управления с электромотором и всё нет проблем с редуктором. Моторы серийные пользуйтесь на здоровье, зачем изобретать велосипед, непонятно.
    1. +2
      17 июня 2023 01:53
      Цитата: ник7
      Казалось бы механический редуктор с шестерёнками, не ракету на Марс запустить, но в стране победивших компрадоров редуктор это что то запредельное.


      Дело не в запредельности. Дело в ничтожности серии. Сколько раз говорено уже -- многообразие проектов кораблей -- это порочная, дурная практика. Нужен крупносерийный универсальный проект, что-то вроде платформы, основы для семейства специализированных кораблей, унифицированных по основным узлам. Если нужно будет сделать 100 или 200 единообразных редукторов их будут делать быстро и качественно. А когда их нужно 2 или 3 -- да на что оно кому упиралось? Тем более что МО жёстко ограничивает норму прибыли, а до недавнего времени система оплаты заказов постфактум приводила к тому, что предприятия рисковали вообще отработать себе в убыток.
  17. +3
    16 июня 2023 11:32
    Уважаемый автор, несколько вопросов по теме.
    Почему ,,Багира,, лучше ,,Пумы,,? Всегда считал, что последняя более прогрессивная. Если проблема в импортозамещении, то вопрос снимается.
    Встанет ли полотно РЛС ,,Панциря,, и полотно РЛС ,,Минерал,, на башню? На корвете она не очень большая. Но вообще это идея хорошая, если это получится. От ,,Заслона надо избавляться. Разве на РЛС ,,Позитив,, нет блока формирующего канал радиокоррекции полета зенитной ракеты?
    Теперь по ГЭУ. Если с дизелями дела обстоят плохо, то большие проблемы будут у железнодорожников. Флоту нужно переходить на турбины и в частности на электродвижение. Схема электродвижения давно и успешно используется на ледоколах. На них стоят от 4-х до 9-и дизелей, которые ворочают электрогенераторы. В зависимости от нагрузки, при следовании по чистой воде, в легком льду или в тяжелом многолетнем льду в схему запускается то или иное количество дизелей. Но на ледоколах ГЭДы низкооборотистые и винты упорные. На корвет можно поставить вместо дизелей турбины с генераторами. На Рыбинском НПО ,,Сатурн,, на отечественных комплектующих создали агрегат СГТГ-8. Судовой газотурбинный электрогенератор мощностью 8Мвт или около 10800 л.с. Создавался под корвет. Ждет заказов от флота. Габариты его немногим более 40-футового контейнера и весом 50 тонн. Три таких компактных агрегата встанут на корвете в одно машинное отделение в один ряд. В другом МО можно расположить пару дизельгенераторов для движения на экономходу и в кормовом отсеке два соответствующих ГЭДа. И никаких громоздких понижающих и суммирующих редукторов. Мощность передается через ГРЩ. Скорость при форсированном движении у корвета будет не менее 30 узлов. Надстройку можно сделать частично композитной.
    1. +2
      16 июня 2023 13:47
      Почему ,,Багира,, лучше ,,Пумы,,? Всегда считал, что последняя более прогрессивная. Если проблема в импортозамещении, то вопрос снимается.


      Она не лучше, там производителя "Пумы" сливают с другой конторой, производство "Пум" стало невозможным. Так-то лучше бы "Пума".

      Разве на РЛС ,,Позитив,, нет блока формирующего канал радиокоррекции полета зенитной ракеты?


      Аппаратура передачи команд на ракету нужна ещё.

      По ГЭУ - это эрзац-решение для наполнения конкретных корпусов, на будущее есть намного более рациональные решения.
      1. 0
        17 июня 2023 05:00
        Уважаемый автор, почему вы считаете такую схему ГЭУ эрзац-решением? Это наоборот шаг вперед по сравнению с ГЭУ ,,Горшкова,, В агрегате СГТГ-8 применена та же турбина М70ФРУ, на выходной фланец которой заведен электрогенератор. Все сделано компактно, в одном модуле, на одной раме. Выходная мощность 10,8 тыс.л.с. Это хороший показатель. К тому же турбина может работать как на солярке, так и на газе. Из схемы ГЭУ исключаются сложные в изготовлении и громоздкие редукторы. Исключаются также и линии валов, которые нужно очень точно вытачивать из специальной стали на специальных станках. Исключаются также опорно-упорные подшипники, которые тоже сложно изготовить. Снижается общий вес установки и появляется дополнительное пространство, которое можно использовать под дополнительный топливный танк. И этот агрегат делает один завод. В ГЭУ ,,Горшкова,, турбину делает один завод, дизель делает другой завод, редуктор делает третий завод, валы и подшипники - четвертый и пятый. все заводы работают в разном ритме и у всех свих проблем хватает. Потом все это нужно везти в одно место, там собирать все воедино, центровать и испытывать на стенде. Тут только на центровку уходит месяц. Затем после испытаний нужно все это разобрать и перевезти на судостроительный завод, где снова все это нужно собирать в корпусе судна. На все уходят месяцы, не считая времени на изготовление отдельных изделий. И ответственного трудно найти. А вот с СГТГ-8 все гораздо проще. Предприятие-. изготовитель одно. Оно имеет свой испытательный стенд и после испытаний не нужно ничего разбирать. Изделие на одной раме можно сразу везти на ССЗ хоть водным путем, хоть на автотрейлере. Таких агрегатов на корвет можно установить и два и три в качестве форсажных двигателей. Маршевыми нужно ставить дизель-генераторы требуемой мощности для экономичного хода. Такая схема ГЭУ лучшая. ЯЭУ на корвете это плохая идея. Литий-ионные аккумуляторы очень дорогие. Так что это самая удачная схема и она по силам промышленности. Вполне может быть реализована.
  18. -1
    16 июня 2023 11:40
    А почему нельзя применять газотурбинные установки (авиационные) в качестве генераторов и электромоторы для движения? Насколько я понимаю ГТУ применяется типа танковой на Т80 а можно без редуктора обойтись. И самолетные ТРД и ТВД у нас по 14-18тлс. есть и на выходе ПД35.
    1. +1
      16 июня 2023 21:20
      Можно, но у нас вообще говоря, дизель-генераторы локализованы. А по объёму турбогенераторная и дизель генераторная установки отличаются не сильно.
      Зато дизели требуют намного меньше топлива, и, главное - воздуха.
    2. 0
      17 июня 2023 01:57
      Цитата: Zaurbek
      А почему нельзя применять газотурбинные установки (авиационные) в качестве генераторов и электромоторы для движения?


      Дополню. Нельзя ещё и потому, что авиационные моторы для морских ГТУ нужно сильно переделывать. Нельзя взять авиационный мотор и поставить его на корабль.
  19. +1
    16 июня 2023 12:12
    Если проектировать новый корвет, то уж лучше взять 20380-й и 20385-й корветы и сделать из них какой-то средний, лишенный недостатков того и другого.
    Можно взять корпус корвета 20385 и поставить на него надстройку корвета 20380. Перед надстройкой, в корпус можно поставить ВПУ 3С14 ,,Калибр,, на 12 ячеек под разные ракеты.
    За фок-мачтой в ракетную выгородку можно поставить ЗРК ,,Ресурс,, на 8 ячеек. В нем использовать только короткую ракету 9М100, длина которой 3,17 метра. По габаритам такая ВПУ туда войдет. Всего 32 ракеты малой дальности.
    За вертолетным ангаром, как и на 20385-м, установить в корпусе ВПУ ЗРК ,,Редут,, на 16 ячеек. под среднюю и дальнюю зенитные ракеты.
    ПТЗ ,,Пакет-НК,, ОГАС, БуГАС и подкильная ГАС в носовом обтекателе прежние.
    РЛС ,,Позитив-М,, ,,Минерал_М,, ,,Пума,, (Багира) и навигационные вместо ,,Заслона,,
    ГЭУ корвета на турбинах и электродвижении.
    Такой корвет можно сделать быстро, не занимаясь НИОКРами и он под силу нашей промышленности. Сверхсложного ничего здесь нет и строить такой корвет можно на трех заводах. НПО ,,Сатурн,, предприятие серьезное и может выдавать турбины заводам в необходимом темпе. Вот только было бы у руководителей желание строить такой массовый корабль.
  20. -1
    16 июня 2023 18:43
    Вот что-то, а статьи про флот у Александра интересно читать - все же по части флота автор хорош. По сухопутке со многим с ним часто не согласен, но не в части флота.

    Главный и самый верный тезис статьи: Всё может измениться внезапно, и так же внезапно может быть покончено с культурой безнаказанности.

    После чего расслабившихся до предела людей, привыкших, что отвечать не надо никогда и ни за что, внезапно могут спросить за результат.
  21. 0
    16 июня 2023 21:10
    Цитата: marchcat
    а для нормального оснащения флота кораблями нужны будут другие проекты кораблей и иное управление кораблестроением.
    Вывод очевиден, что с таким управленческим аппаратом, мы ни чего не добьёмся. Систему власти в стране нужно срочно менять. Хапуги всю страну продали и растащили. Вот и результат, сами практически ни чего не можем сделать.
    А кто и что менять будет?! Если в системе корысть, враньё и некомпетентность...
  22. -3
    16 июня 2023 23:18
    Реально серьёзные проблемы только с 386 проектом, все остальное с задержками, но достроят. Благо я 4 года работаю по данному профилю и знаю о чем говорю...
    1. +2
      17 июня 2023 05:42
      Если Коломна даст дизеля, а Заслон - РЛК.
      Но это под вопросом сейчас, мягко говоря.
  23. 0
    17 июня 2023 09:11
    Очевидное решение - НИОКР в дизеля. Остальное от лукавого
  24. 0
    19 июня 2023 15:58
    Цитата: Коте пане Коханка
    По поводу «зубастого» УВЗ не шучу, случайно по весне проезжал по Шефской (Екатеринбург) увидел таблички УВЗ на бывших цехах Уральского завода транспортного машиностроения.

    Странно если бы там не было таблички УВЗ. Уралтрансмаш до недавнего входил в корпорацию УВЗ. Куда входило много различных предприятий. Нужно различать корпорацию УВЗ и сам завод УВЗ Нижнем Тагиле.
    Но сейчас Уралтрансмаш это уже не корпорация УВЗ, как и Завод 9. Это корпорация Техмаш. Впрочем и Мотовилиха подконтрольна ей.
  25. 0
    21 июня 2023 12:12
    Когда ракета 9М318 успела стать отечественной?
    1. 0
      21 июня 2023 22:53
      Цитата: Missileexpert
      Когда ракета 9М318 успела стать отечественной?

      Не обращайте внимания. В статье в части ПВО - полный "кавардак".
  26. 0
    21 июня 2023 12:15
    И почему ни слова не сказано, что в ГЭУ для 20386 используется тот же редуктор, что и для 22350? Темпы и качество производство этих редукторов, не позволят производить их сразу на несколько проектов.
  27. 0
    22 июня 2023 12:44
    А ничего что 9М318 резко ограничит канальность по цели по сравнению с 9М100? И что по каналу управления ракетой можно навести ПРР, или заглушить его?
    А ничего, что ГТУ Сатурна хорошо если на фрегаты хватит? Ему ещё теперь 100 с лихуй МВт турбины для энергетиков делать вместо Сименса.
    Едрить колотить! Газовую турбину для истребителя 5-го поколения собрались делать. А турбокомпрессор для дизеля - не могём! Станков и материалов у нас нету. А на ПД-14 всё есть! Ха-ха-ха.
  28. 0
    5 июля 2023 22:22
    Всё надо закладывать конечно. Иначе на, что судострой жить будет?!.
    Уволятся последние энтузиасты- кто вам пароходы строить станет?
    Ваши ракэты/комэты и прочая дребедень- судостроя не интересует. Его интересует своевременная оплата труда во вменяемых размерах. И количество заказов.
    Иначе- максимум страна мотолодку "Крым "5 сумеет соорудить. Вот так, как-то... hi
  29. 0
    11 сентября 2023 14:15
    Порочна система власти.Высвеченная проблема - вторична.
  30. 0
    25 сентября 2023 12:30
    Прекрасная статья. Автору респект и уважуха
  31. 0
    14 октября 2023 09:41
    Эта война будет выиграна на сухопутье, поэтому всё внимание сейчас на обеспечение СВ ВС России, флот носит вспомогательную роль и это в основном нанесение ударов по территории Украины, нельзя исключать и возможность захвата украинских предприятий, которые ранее производили ГЭУ для ВМФ России