Такой непатриотичный «Кинжал»

66
Такой непатриотичный «Кинжал»

Начать, наверное, стоит с «Кинжала». Сколько клавиатур было разбито в жестоких интернет-схватках, выясняя, кто кого: «Патриот» «Кинжала» или «Кинжал» «Патриота»? Действительно, как-то вышло сумбурно. То ли «Патриоты» посбивали все «Кинжалы», то ли «Кинжалом» вырубили «Патриота», но вырубили не совсем насмерть и так далее.

Конечно, всем трем сторонам было интересно показать и доказать, что вот оно, самое-пресамое оружие, способное защитить (в случае Украины и США) от любой напасти или наоборот, оружие, способное разнести в пыль (Россия) самое продвинутое оборонительное вооружение. Потому копья (клавиши) ломались сотнями.



Можно сказать, что была зафиксирована боевая ничья: стороны остались при своих мнениях, потому что с доказательствами было как-то не очень у обеих. Наши не показали уничтоженную установку «Патриота» (ожидаемо), украинцы не стали показывать (неожиданно) поврежденную «Кинжалом».

Я бы на их месте показал, хотя бы для того, чтобы было видно, вот вам поврежденная несильно пусковая, а не пять вами вроде как уничтоженных.

Где истина, разбираться не стоит, если «Кинжал» (а это все-таки «Искандер», штука весьма точная в отличие от других) прилетел «на зов» «Патриота», то ремонтировать там будет нечего. Но говорить об уничтожении сразу пяти (учитывая, что в батарею входит всего четыре пусковых) это перебор. Но ДИМК себе и не такое может позволить.

Уважаемые читатели, вы, конечно, обратили внимание, как на наших глазах происходит самая натуральная гонка вооружений? Начали с поставок старых советских Т-72 первых моделей, закончили «Леопардами» и «Челленджерами» не самых старых модификаций. Дальше? Дальше «Абрамс», по-видимому.

Про артиллерию просто молчим, от старых «Гвоздик» и «Акаций» пришли к PzH 2000 и так далее. И в нашем случае, говоря о ПВО, привезли «Стингеры», закончили «Патриотами». Что дальше?


И это вопрос, как есть, от души.

И вот на этом моменте я (как обычно уже) тащу всех на исторический экскурс. Давайте просто коротко посмотрим на эволюцию американских ЗРК в частности и системы ПВО в целом.

Еще во времена Второй Мировой войны американцы очень много работали в плане развития систем ПВО и в этом преуспели. Особенно в вопросах насыщения стволами своих кораблей. Дело другой рубрики, но советские крейсера могли завидовать американским эсминцам, которые превосходили их по количеству и качеству стволов ПВО просто играючи. Вообще в умении впихнуть на ограниченное количество квадратных метров корабля максимальное количество зениток американцы равных себе не знали. Японцы их очень хорошо научили в начале войны.

И одновременно, убрав самолеты с катапульт тех же крейсеров, американцы разместили их буквально на всем, что обладало достаточной длиной для взлета и посадки.


И тут они словили дзен: авианосец – это аэродром, который можно поставить на пути следования противника, не важно, морского или воздушного и устроить супостату очень горячий прием на безопасном удалении от своих важных объектов.

И, так как это сработало как надо, роль самолета, способного решить все проблемы, в Штатах была возведена в абсолют. И этот абсолют был реализован как на морских платформах типа «авианосец» в качестве дальнего рубежа обороны, так и на сухопутных аэродромах в качестве ближнего рубежа.


А как насчет ПВО? А вот так – практически никак, по остаточному принципу! На самом деле, смотрим на карту и понимаем, что ждать угроз с воздуха со стороны Канады не стоит, это не более чем еще один штат Америки, с юга Мексика и Центральноамериканский регион тоже не особо страшны в этом плане.

Потому ПВО вроде как даже развивалась, но реально так, чтобы была на всякий случай. Всякий случай, конечно, начался с развитием межконтинентальных баллистических ракет в СССР, с которыми самолеты явно не могли справиться, что привело к появлению системы NORAD, которая работает в сокращенном виде до сих пор.

Естественно, что NORAD, что обычное ПВО, которое в США было включено в состав Сухопутных войск, состояли из зенитных комплексов. Те чудеса инженерии, которые были изобретены для NORAD здесь мы рассматривать не станем, поскольку они были весьма экзотичны и долго не прослужили, а вот по обычным комплексам пройдемся.

MIM-3 Nike-Ajax. 1953-1958 годы.


Это первый американский ЗРК (и первый массовый ЗРК в мире), который был произведен просто в устрашающих количествах: территорию США прикрывало более 200 батарей, а общее количество пусковых перевалило за тысячу.

Комплекс был хорош, но не без недостатков. Два радара поставляли данные для счетно-решающего устройства, которое обрабатывало их и выдавало команды ракете по радиоканалу. Счетное устройство вычисляло точку встречи, куда направляло ракету и в этой точке подрывало боеголовку ракеты. Самонаведения, понятное дело, в те времена не было. Для успешной атаки ракета обычно поднималась выше цели, а затем начинала снижение в расчетную точку перехвата.

Уникальной особенностью MIM-3 «Найк-Аякс» было наличие трёх осколочно-фугасных боевых частей. Первая, массой 5,44 кг, размещалась в носовой секции, вторая в 81,2 кг — в средней, и третья — 55,3 кг в хвостовой.

Реализовывалась идея, согласно которой ступенчатый подрыв трех боевых частей создаст огромное облако осколков, преодолеть которое будет практически нереально. Насколько это решение было эффективно, данных нет, но в дальнейшем от такой схемы американские конструкторы предпочли отказаться.

Дальность действия комплекса составляла около 48 километров. Ракета могла поразить цель на высоте до 21 300 метров, двигаясь при этом со скоростью 2,3М.


Техническим недостатком комплекса было наличие лишь одного канала управления ракетой. То есть, пуск сразу четырех ракет был просто невозможен, а так как связи между батареями не было, отсутствовала система отмены сопровождения, из-за чего по одной цели запросто могли отстреляться несколько пусковых. Но это 1954 год, что вообще можно было требовать от техники того времени?

Хотя отмечу, что советская С-25 «Беркут» смотрелась на фоне MIM-3 Nike-Ajax просто шедевром, имея и многоканальное управление, и радиолокационный взрыватель. Фактически ЗРК С-25 можно назвать комплексом следующего поколения, и только сложность и огромная стоимость были его минусами. А «Найк-Аякс» был весьма дешев, потому его и построили такой серией, что можно позавидовать.

Но даже сами американцы понимали, что «Аякс» не торт, а потому сразу начали работать над заменой.

MIM-14 Nike-Hercules. 1958-1989 годы


Должен быть развитием «Аякса», работой над ошибками, но наработали на новый комплекс. Двигатель ракеты стал твердотопливным, радары следующего поколения были точнее, к радарам слежения за целью TTR (Target Tracking Radar) и MTR (Missile Tracking Radar), добавили радар Target Ranging Radar (TRR), который постоянно определял дистанцию до цели и выдававший дополнительные поправки для счетно-решающего устройства.

Три заряда в БЧ заменили одним, и «Геркулес» стал нести атомную боеголовку W61 мощностью от 2 до 40 килотонн.


Идея бахнуть на пути летящих ракет и самолетов атомным или ядерным зарядом, устроив Хиросиму в воздухе была впечатляющей, но в те времена к применению ядерного оружия вообще относились значительно проще, и в 1960 году «Геркулес» успешно перехватил на учениях ядерной боеголовкой оперативно-тактическую ракету MGM-5 Corporal.

Кстати, ядерной боеголовкой «Геркулес» вполне мог работать и по наземным целям.

По тем временам ЗРК MIM-14 «Nike-Hercules» довольно долго считался самым совершенным и эффективным комплексом объектовой стационарной ПВО из существовавших. Только появление советского С-200 «Ангара» лишило его статуса лучшего. Но до того времени «Геркулес» реально был лучшим в мире за счет своего большого радиуса действия и способности перехватывать практически весь спектр летающих целей. Ну и наличие ядерной БЧ тоже играло немаловажную роль.

Недостаток был один, и, по сути, довольно большой: от «Аякса» «Геркулес» унаследовал крайне низкую мобильность, характерную для ЗРК объектовой ПВО. То есть, для «Геркулеса» была необходима специальная оборудованная позиция, сняться с которой комплекс самостоятельно просто не мог, а значит, представлял собой неплохую мишень для превентивного удара.


Но по своим ТТХ «Геркулес» значительно превосходил советский С-75, что обеспечило ему довольно долгую жизнь в США (до 1976 года на вооружении), а в Европе и того дольше – до 1989 года.

«Найк-Геркулес» стал вторым и последним комплексом единой системы ПВО США.

MIM-23 Hawk. 1960 - настоящее время


«Ястреб» - это уже реально новый шаг, по крайней мере, в плане мобильности были предприняты определенные действия и комплекс стал полустационарным. Пусковые разместили на прицепах, так что ЗРК можно было использовать и в качестве комплекса объектовой ПВО для защиты важных целей, так и как единицу войсковой ПВО для защиты живой силы и техники.

Средством поражения комплекса осталась одноступенчатая твердотопливная ракета с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения.

Естественно, за 60 лет службы комплекс не раз модернизировали, но с потенциалом в этом плане (и что греха таить – с невысокими запросами) был полный порядок. И именно на «Ястребе» американские зенитчики сложили четкий образ системы ПВО. Основной единицей стала батарея, которая состояла из двух взводов/секций по 3 пусковых установки. То есть, батарея – это 6 пусковых. В 70-х годах нарисовался образ усиленной батареи из трех взводов, то есть, 9 пусковых. Батареи можно сводить в дивизионы по три или четыре батареи.

Учитывая, что в составе батареи все компоненты объединены в сеть при помощи кабелей, управление таким количеством пусковых не вызывало проблем.

«Ястреб» очень неплохо повоевал в прошлом веке, сбивая все подряд, поскольку комплекс имели на вооружение многие страны, в том числе, и воевавшие друг против друга. В составе войск США комплекс не воевал, зато широко использовался странами, которые его купили. Преуспел в это Иран, который, пожалуй, стал основным пользователем «Ястреба».


Иран закупил в свое время 39 батарей «Ястреба». Иранские военные очень активно использовали ракеты «Ястреба» в ирано-иракской войне, сбив до 40 иракских самолетов и несколько своих.

Израильские «Ястребы» в войнах против арабских государств виновны суммарно в гибели около 20 арабских самолетов и вертолетов.

Французский «Ястреб» в 1987 году сбил над столицей Чада Нджаменой ливийский Ту-22. Кувейтские ЗРК в августе 1990 года сбили два иракских самолета, МиГ-23БН и Су-22.

Вообще MIM-23 Hawk стал самым значимым в плане боевых успехов американским ЗРК. Самое смешное, что на счету американской армии нет ни одной победы, все принадлежат покупателям этого ЗРК.

Сегодня в некоторых странах стоит на вооружении новейшая модернизация Hawk XXI, усовершенствованная и более компактная. В комплексе заменили устаревшие РЛС обзора воздушного пространства PAR и CWAR на современную трехкоординатную РЛС MPQ-64 Sentinel.

В рамках этой же модернизации норвежская компания Kongsberg Defence & Aerospace адаптировала мобильный пункт распределения огня — FDC, который используется в составе норвежского ЗРК NASAMS.

В целом сегодня MIM-23L/M – это не «молодящийся старичок», а очень даже крепкий середняк в мире ЗРК. Способный работать как по самолетам и вертолетам, так и по тактических и крылатым ракетам.

MIM-72 Chaparral. 1968 – 1998 годы.


А это тоже работа над ошибками в работе над ошибками. Когда в шестидесятых в армии США пришло понимание, что стационарные комплексы ПВО – это не панацея от всех проблем с воздуха, то сперва попробовали создать более мобильный ЗРК поля боя MIM-46 Mauler. Войскам потребовался комплекс, более мобильный, чем «Ястреб», который мог бы работать в прифронтовой полосе.

С «Маулером» ничего не получилось, и начались работы по другому проекту, который вышел более удачным. Секрет успеха, пожалуй, скрывался в простоте: парни из компании Philco Aeronutronics не стали сильно заморачиваться (в отличие от спарки Convair-Raytheon, создавших «Маулера») и приспособили на гусеничное шасси четыре ракеты MIM-72 и еще восемь уложили в бронированный ящик.

Соль заключалась в том, что под аббревиатурой MIM-72 скрывались уже хорошо зарекомендовавшие себя на тот момент ракеты AIM-9D Sidewinder. Единственным отличием было то, что стабилизирующие роллероны были смонтированы только на двух хвостовых стабилизаторах, два остальных были неподвижными. Это было сделано, чтобы уменьшить стартовый вес ракеты, запускаемой с земли. В остальном это был Sidewinder.

Ракета MIM-72A точно так же наводилась на инфракрасное излучение двигателей цели. Это делало невозможным стрельбу на встречных курсах, и позволяло атаковать летательные аппараты противника только в хвост, что, впрочем, для комплекса, работающего в прифронтовой зоне, не являлось чем-то критичным.


Наводил ракеты на цель вручную оператор, пользуясь данными от обзорной РЛС AN/MPQ-49 Forward Area Alerting Radar. Можно было применить и автоматическую систему наведения, благо, механизм был прост: получив данные от радара, оператор просто наводил прицел на цель, и, удерживая противника в прицеле, активировал ГСН ракет. После того, как ракета «увидела» цель, оператору просто оставалось произвести пуск ракеты. Выяснилось, что электроника слишком долго думала, а потому оператор оказался более выгодным решением.

Вообще «Чапараль» разрабатывался в годы вьетнамского кризиса и в целом ЗРК сделали по принципу «я его слепила из того, что было». Но это вообще отдельная история, главное – армия США получила-таки мобильный комплекс ПВО.

Карьера этого ЗРК получилась более чем спокойной. ЗРК «Чапараль» сопровождали армию США практически повсеместно, отражать воздушные атаки им так ни разу и не пришлось. Истребители USAF и флота надежно защищали небо, не оставляя работы для ЗРК.

Единственный случай боевого применения «Чапараль» в итоге состоялся в 1973 году на Голанских высотах и закончился сбитием сирийского МиГ-17. Это единственная победа в активе ЗРК за 30 лет службы. После снятия с вооружения в армии США «Чаппараль» спокойно распродали в страны типа Египта, Туниса и Марокко, где комплекс спокойно служит даже сегодня.

Однако около 500 «Чаппаралей» находятся в США на хранении.

M1097 Avenger. 1989 год - настоящее время


Это вот «дурной пример заразителен», этот ЗРК появился примерно так же, как и «Чаппараль»: взяли шасси внедорожника и напихали в него четыре пусковых контейнера со «Стингерами» и РЛС ближнего радиуса действия. Управляется эта поделка при помощи выносного пульта (иначе привет организмам от радара).

Система обнаружения помимо РЛС оснащена еще и тепловизором.

Вообще «Стингер» хорошо прописался на самобеглых платформах разного размера. Броневик «Страйкер» таскает пакет из четырех «Стингеров» вместе с «Хеллфайерами», у Корпуса морской пехоты есть чудо-машина ЗРК LAV-AD, которая несет уже восемь «Стингеров» на шасси канадского бронетранспортера LAV-25. Есть еще ЗРК М6 Linebacker, тоже восемь «Стингеров», но на шасси БМП «Брэдли».


Но это «костыли» ближнего радиуса действия. А основу ПВО армии США сегодня представляет другой комплекс, намного более мощный, нежели все эти возимые итерации «Стингера».

MIM-104 Patriot. 1982 год – настоящее время


Изобретать его начали еще в семидесятые годы прошлого века, но рождался ЗРК очень медленно. С одной стороны, американцам совершенно некуда было спешить, с другой – итог получился несколько лучше, чем предыдущие опыты.
Основу наземной ПВО США составляет батальон «Патриотов». Это КП и 2-5 батарей, по 6-8 пусковых и одной универсальной РЛС типа AN/MPQ-53 или AN/MPQ-65 в каждой. Каждая ПУ – четыре ракеты MIM-104. Конфигурирование количества батарей зависит от сложности прикрываемого объекта и масштабов прикрываемого района.

«Патриот» - это продвинутый комплекс, в котором наведение осуществляется при помощи синтеза радиокомандного и полуактивного радиолокационного наведения. Первоначальный вариант управляемых ракет РАС1 в настоящее время уже не используется, на вооружении находятся варианты РАС2 и РАС3, причем последние размещаются в количестве не 4, а 16 ракет на пусковой.

«Патриот» повоевал, но назвать успешным его действия сложно. Первая итерация ЗРК пыталась в 1991 году перехватывать иракские баллистические ракеты, запущенные по территории Израиля и Саудовской Аравии, но получилось весьма средне. Во время второй иракской войны весной 2003 года на счету «Патриотов» появились первые два сбитых самолета, однако оба они были… своими! Американские зенитчики сбили британский «Торнадо» и F/А-18С морской авиации США.

Скажем так, не самые старые самолеты, но… назвать результат успешным однозначно не получается. Конечно, тут вопрос не в ЗРК, а в его операторах, но и систему «свой-чужой», которая должна работать в таких случаях, никто как бы и не отменял.

Но эти два случая стали первыми и пока единственными в плане боевого применения американцами своих ЗРК после Второй Мировой войны.


Другие пользователи типа того же Израиля, были более успешны. Израильтяне как минимум, сбили два сирийских самолета, Су-24 в 2014 году и Су-22 в 2018-м, плюс какое-то количество беспилотных аппаратов. Однако стрельба «Патриотами» по БПЛА – это очень невыгодное дело, поскольку стоимость одной ракеты в зависимости от модели колеблется в размере 3-4 миллиона долларов.

Сбили ли этой весной при помощи «Патриота» то ли «Кинжал», то ли «Искандер» (особой разницы не вижу), сказать сложно, но я уже высказывался на тему того, что нет, не сбили. То, что было показано ну никак не тянуло на «Кинжал», как ни крути. А ракет было выпущено от души, я так полагаю, миллионов 30 точно в небо улетело.

И вот тут мы подходим к самому интересному месту нашего обзора. И просто берем, и задаем вопрос: а дальше-то что? Что дальше господа из Америки смогут подарить своим украинским друзьям?

А, простите, ничего!

США изначально, со времен Второй Мировой войны, не уделяли должного внимания своим системам ПВО по причине полнейшей ненадобности. Наш экскурс показал, что чувствуя себя отделенными от мира двумя океанами, американцы весьма спокойно смотрели на перспективу получить что-то от самолетов или иных носителей. Авиация сможет перехватить и уничтожить, а когда речь пошла о ракетах, то все закончилось созданием системы NORAD.

Сегодня основные надежды США – это противоракетный комплекс THAAD. А вот что-то новое в плане ПВО – увы, в этом необходимости пока никто в США не видит. Все, с чем не могут справится самолеты, по идее хватит возможностей у «Патриота». Ну или у купленного в Израиле «Железного купола».

Что касается остального мира – извините. Но под «остальным миром» мы понимаем Украину, которая просто не сможет выжить без поставок от стран НАТО. Да и выжить тоже надо не в руинах, не так ли?

Сегодня «Патриот» проходит реальную проверку боем, и против него ну ничуть не старье типа советских ракет Р-17 или бомбардировщиков Су-22. А вполне современные системы вооружения. И как в итоге покажет себя «Патриот» - это вопрос.


Некоторые уже бросились приписать «Патриоту» сбитые самолеты и вертолеты в Брянской области – ничего на эту тему сказать не могу, фактов нет совсем. Понятно, что они не сами упали, но доказательства необходимы.

Но уже по результатам настоящих боев, в США могут сделать выводы о том, что если у нас заходит речь о полноценной ПВО, то у американцев здесь явно имеет место дыра. «Стингер» и его носители – это хорошо, но это до 3 км. «Патриот» с его 3-100 км это прекрасно, но по-хорошему комплекс отлично работает в диапазоне 20-80 км. То есть, с 3 до 20 – вопросы.

Если посмотреть на наше ПВО, то тут все в порядке. Причем, настолько, что между «Иглой»/«Вербой» и С-400 находится несколько ЗРК различной дальности и противности, которые перекрывают друг друга. Причем, у нас как ЗРК, так и ЗРПК, которые могут опечалить почти любой беспилотник.

Речь, подчеркну, идет в первую очередь не об объектовых системах ПВО, а о мобильных, которые могут прикрывать войска. У нас все-таки война идет.

Потому мы смотрим сейчас не на то, чем там у себя американцы что прикрывать станут, а что они поставят Киеву. Это как бы более злободневно.

А увы, в американских арсеналах ничего такого нет и даже не предвидится. Конечно, можно снять с хранения те же «Ястребы» и «Чаппарели», можно купить и подарить норвежские ЗРК NASAMS, это тоже вариант, учитывая то, что из него вылетает американская же ракета «воздух-воздух» AIM-120А.

Отсутствие таких вот промежуточных ЗРК (типа нашего «Панциря», «Тунгуски» и «Тора») является причиной того, что США почти не способны помочь Украине укрепить ее ПВО. Да, собственно, и дается не так уж и много. Две батареи «Патриота», дюжина «Авенджеров» (один уже того…), несколько сот «Стингеров» - это неприятно, но не критично совсем.

И получится, что «Патриот» - это хорошо, но «Кинжал» - он такой, непатриотичный. И потому будет прилетать, скорее всего, туда, где «Патриота» не будет. Целей на Украине еще много.

Вот как получается, когда страна, у которой не было проблем с ПВО из-за отсутствия внешних угроз, начинает помогать другим.

История довольно поучительная. Если бы американцы, начав свою военную экспансию по миру, со строительством баз и аэродромов, одновременно стали бы развивать и ПВО, то возможно, с их вмешательством в украинские дела, ситуация могла бы сильно осложниться. Но история – штука такая…
66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    16 июня 2023 01:33
    (учитывая, что в батарею входит всего четыре пусковых)

    Тут автор малость ошибся. В батарею входит 4...8 пусковых. Сколько было в Жулянах науке неизвестно.
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
    2. +4
      17 июня 2023 16:49
      Не просто "ошибся", а сам себе противоречит.

      Начало текста:
      говорить об уничтожении сразу пяти (учитывая, что в батарею входит всего четыре пусковых) это перебор


      Конец текста:
      КП и 2-5 батарей, по 6-8 пусковых и одной универсальной РЛС


      ПМСМ, первое высказывание сделано специально, мазнуть, так сказать, известной субстанцией.
  2. +10
    16 июня 2023 01:50
    Это первый американский ЗРК (и первый массовый ЗРК в мире), который был произведен просто в устрашающих количествах: территорию США прикрывало более 200 батарей, а общее количество пусковых перевалило за тысячу.

    У С-25 количество ПУ было больше: 56 батарей по 60 ПУ .
    1. +2
      16 июня 2023 12:31
      Цитата: Pavel57
      У С-25 количество ПУ было больше: 56 батарей по 60 ПУ .


      NIKE AJAX MIM-3 MIM-3A за производственный цикл было выпущено 350 пусковых установок и 13 714 ракет
      счетно-решающая машина радиолокатора каждой (!) ракетной позиции была чрезвычайно сложным устройством на 13.000 ламп. Для сравнения, компьютер “Nike-Ajax” обходился 500 лампами, что с точки зрения надежности и эффективности было куда как лучше.
      Одна только полностью оборудованная ракетная позиция обходилась казне в 500 миллионов рублей (для сравнения, бомбардировщик Ту-4 стоил 5,5 миллионов рублей, крейсер проекта 68-бис – 355 миллионов рублей). А весь проект С-25 “Беркут” обошелся в умопомрачительную сумму в 13 МИЛЛИАРДОВ рублей.
      1. -2
        16 июня 2023 18:13
        До сих пор не нашел внятного ответа, почему над Москвой летали U-2 после создания С-25? И боялись пролета U-2 с Пауэрсом в 1960? Реальная высотность была ниже заявленной?
        1. 0
          16 июня 2023 20:43
          Цитата: Pavel57
          почему над Москвой летали U-2 ...

          Не летали. Вот воспоминания зам ГК ПВО СССР (генерал-полковник Юрий Всеволодович Вотинцев, бывший в апреле 1960 года командиром Ташкентского корпуса ПВО) Он пишет:
          История разведывательных полётов над СССР американскими самолётами Локхид У-2 началась ещё с 1956 года. Причём, американцы летали нагло. Два раза обследовали район Белоруссии, пролетали в 40 километрах от Москвы, летали под Киевом. В 1958 году одного из них пытались сбить из зенитных орудий, но снаряды на высоту полёта не долетали. Именно, с помощью У-2, американцы вскрыли настоящее местоположение Байконура, выявили кольцо ракетного ПВО Москвы и убедились, что стратегических бомбардировщиков у нас маловато, зато имеется достаточное количество подводных лодок. ПВО Москвы могло бы что-то сделать, но туда, как увидели почти построенные позиции зенитных ракет, лётчики на У-2 опасались летать.
          И вот, в августе 1957-го, один из узлов дальнего обнаружения восточнее Минска, на высоте примерно 20.000 метров засек цель. Она двигалась через Минск на Москву. За несколько десятков километров до зоны поражения зенитными ракетными комплексами цель развернулась и ушла на Запад.
          1. +2
            17 июня 2023 13:40
            Цитата: Удав КАА
            Не летали. Вот воспоминания зам

            Летали.
            Carmine Vito-единственный пилот U-2, совершивший прямой полет над Москвой. Его полет был третьим боевым полетом над потенциально враждебной территорией, или тем, что пилоты называли «горячими» полетами.
            The weather cleared as Vito followed a railroad line from Minsk to Moscow. At an altitude of more than 66,000 feet, he listened to Peter and the Wolf, a Russian musical composition with narration, transmitted from a Soviet radio station. Small mosaic fields of the collective farms passed below him. “Those fields reminded me that Russian farmers tilled the land by hand,” he says. “I couldn’t get mad at people who work that hard. I was never mad at the Soviet people themselves, just at their government.”

            Vito’s mission took him directly over Moscow and its extensive network of newly built air defenses, which ringed the city in three concentric circles at twenty, forty, and sixty miles from the city center. A smoggy sky hid the city below. “My bubble burst,” Vito recalls. “I thought, Gee I came all this way for nothing. But the filters on my camera cut through the haze. A year or so later, I learned that the resulting film picked up some remarkable detail.”

            According to a CIA history of the U-2, Vito’s mission came back with images of the Fili airframe plant where the Soviets were building their first jet bomber (known as the Bison to the West); a bomber arsenal in Ramenskoye; a rocket engine plant in Khimki; and a missile plant in Kaliningrad. From just east of Moscow, he turned north to the Baltic coast and then back south to West Germany.

            “I learned later that the Soviets launched at least five fighters to intercept my flight,” says Vito. “Two planes took off initially. The lead plane aborted takeoff, ran off the runway, and exploded. The wingman went through lead’s flames and then bailed out. Two more airplanes scrambled and were refueled in the air. Those airplanes got lost or collided. The pilots bailed out. A fifth plane scrambled but couldn’t find the tanker. He was lost and never found to this day.” Vito never received credit for five aerial victories. “After all, I never fired a shot,” he says.

            Hervy Stockman пролетел над советской территорией, отправившись на север до Ленинграда, чтобы сфотографировать военно-морские верфи, а затем на запад, в страны Балтии,
            1. 0
              17 июня 2023 16:29
              Порадовал пассаж о дозаправке советских истребителей в воздухе.
              1. +2
                17 июня 2023 22:11
                Цитата: Сергей Сфыеду
                Порадовал пассаж о дозаправке советских истребителей в воздухе.

                belay
                Чем?

                что не так?
                1. U-2 не летел над местом базирования ИА
                2.Высота 20000м
                3.МИГ-15 надо подняться, достигнуть по дальности и набрать высоту (10000м за 7 минут)
                Идея дозаправки в воздухе была впервые выдвинута в 1917 году в Российской Империи и запатентована в 1921 году в США русским эмигрантом Александром Северским
                В 1933 году в СССР была осуществлена дозаправка самолета-разведчика
                Дозаправка в воздухе (крыло-крыло) принятна на вооружениее СССР в 1951
                В ВС/ВВС СССР с 50-х годов заправщиками становились бомбардировщики Ту-4, Ту-16, М-4 и 3М
            2. -2
              18 июня 2023 13:06
              Цитата: Duncan Idaho
              Hervy Stockman пролетел над советской территорией, отправившись на север до Ленинграда

              Так в 1955 г он летал , когда только приняли на вооружение С-25 Беркут. С радиусом поражения ВЦ всего 35 км...
              И потом, г/п Вотинцев пишет, что за несколько км от цели он развернулся и пошел на Ленинград...
              И потом очень уж складно янки врет по поводу наших перехватчиков: один взорвался, выкатившись за ВВП, второй "катапультнулся" (сдуру видать), двое /от нечего делать/ столкнулись, а пятый таки не заправился в воздухе...
              ЦИРК, да и только! Фантазия как у барона Иронима фон Мюнхаузена у этого Вито !!!
              1. +1
                18 июня 2023 22:33
                Цитата: Удав КАА
                Так в 1955 г он летал

                в 1956, 5 июля
                Цитата: Удав КАА
                радиусом поражения ВЦ всего 35 км...

                даже меньше (там уже вкроятность поражения сильно падала)

                отличный результат для того времени
                Цитата: Удав КАА
                И потом очень уж складно янки врет

                эт я не в курсе. Но оптика у него была отличная
                Сам он считает
                После сорока шести лет описания этой конкретной миссии U-2 Вито не может быть уверен, рассказывает ли он историю из реальных воспоминаний или из воспоминаний о предыдущих описаниях

                Цитата: Удав КАА
                И потом, г/п Вотинцев пишет, что за несколько км от цели он развернулся и пошел на Ленинград...

                путает с Hervy Stockman.ОН 4 июля пролетел над советской территорией, пройдя на север до Ленинграда, чтобы сфотографировать военно-морские верфи, а затем на запад, в страны Балтии, чтобы вскрыть базы реактивных бомбардировщиков.
                Каримне с востока от Москвы повернул на север к побережью Балтийского моря, а затем обратно на юг в Западную Германию.
                Цитата: Удав КАА
                Фантазия как у барона Иронима фон Мюнхаузена у этого Вито !!!

                не буду спорить, но факт, на лицо. Это сделано явно не в голивуде
            3. 0
              12 ноября 2023 00:21
              Врëт как дышит пилот ский.
        2. +3
          16 июня 2023 22:03
          Цитата: Pavel57
          До сих пор не нашел внятного ответа, почему над Москвой летали U-2 после создания С-25?

          Не знаю...
          Должны были сбить

          но использовали ИА.
          предположу:
          - "просочился" между секторами
          - нен введена в полную эксплуатацию
    2. +2
      17 июня 2023 13:27
      «56 батарей по 60 ПУ» - не батарей а дивизионов, или, если точнее, полков. В полку был один стартовый дивизион состоящий из двух батарей по 30 ПУ.
  3. +2
    16 июня 2023 01:51
    Британцы же сказали, что ракеты надо экономить и терпеть. А немецкий журналист сказал, что нехорошо ставить ирис в 30 км от линии фронта, так как ланцеты прилетают, надо ПВО прятать подальше. Лучшее ППО - это сроки для снимающих прилеты и заявления что все ракеты зныщулы. А ещё договорняки, с договорняками можно линию фронта без танков и тяжёлой техники на сотни км прорывать на одних хаммерах
  4. +2
    16 июня 2023 01:52
    Ну а зачем штатам надо было париться относительно ПВО если их военная доктрина основана на нападении? В русле такой военной логики, вполне себе решение. Теперь банками с помидорами (или огурцами) украинские барышни беспилотники сбивают.
  5. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
  6. +12
    16 июня 2023 03:47
    Какая то шапкозакидательная статья. Как будто проблем у нас вообще никаких нет. А это, простите, не так.

    Начнем с того, что, во первых, не одни США поставляют нашим "уважаемым партнерам" по транзиту газа и зерновой сделке комплексы ПВО. Так что не одними Стингерами и Пэтриотами богаты. Во вторых, не стоит недооценивать оппонента, особенно учитывая, что с радиоэлектроникой на западе на голову получше чем у нас. И в третьих у нас со средствами преодоления ПВО как то так себе. Авиация ЛБС пересекать очень не любит, ракеты мы не как семечки производим, а те что есть в наличии... нууу... как бы применяется тоже очень сильно спорно... стрельба по энергетической инфраструктуре ракетами и бпла на миллиарды рублей ради моргающего света замечательный тому пример (про то, как это выглядело для мирного населения - вообще молчу).

    Так что не расслабляйте булки, товарищи шапкозакидатели. Рано еще.
    1. -2
      17 июня 2023 21:29
      Да уж, как будто кроме "полного шлака" Пэтриот, нет тех же Ирис Т. Да и % перехватов всех этих Х ракет, дронов и КР вполне себе впечатляющий, или "израильский", а ведь не трубами как Хисбола стреляют.
      1. +1
        20 июня 2023 23:25
        Цитата: karabas-barabas
        Да и % перехватов всех этих Х ракет, дронов и КР вполне себе впечатляющий,

        Конечно впечатляющий, когда сбивают больше, чем запускают.
    2. 0
      20 июня 2023 23:29
      Цитата: Темнухин Антон
      И в третьих у нас со средствами преодоления ПВО как то так себе.

      А как себе у нас со средствами преодоления ПВО? У кого иначе и чем отличается?
  7. +1
    16 июня 2023 03:50
    Целей то может и много, но сперва надо бить по критичным, а по ним наши особо и не бьют, да ещё и ППО прикрывают именно их.
  8. +6
    16 июня 2023 03:53
    О чем статья, высказывания от своего имени данных википедии.
  9. +9
    16 июня 2023 05:00
    Роман вы забыли о "пустяках"sm3 и sm6 стоящих у сша на вооружении. Так что патриотизм это хорошо,но и с той стороны далеко не лохи против нас воюют.
    1. 0
      20 июня 2023 23:22
      Цитата: Бережливый
      Роман вы забыли о "пустяках"sm3 и sm6 стоящих у сша на вооружении...

      Они здесь причем? Особенно sm3.
  10. -1
    16 июня 2023 05:37
    https://thebulletin.org/2023/06/orbital-hypersonic-delivery-systems-threaten-strategic-stability/?utm_source=flipboard&utm_content=BulletinAtomic%2Fmagazine%2FBulletin+of+the+Atomic+Scientists

    .....Despite all the media hype about the Kinzhal “hypersonic missiles” that Russia has used to attack Ukraine (which are actually air-launched ballistic missiles, rather than hypersonic glide vehicles or cruise missiles), the reduced time-to-target and increased destructiveness of Kinzhals are negligible compared with conventional arsenals.....
  11. +5
    16 июня 2023 05:41
    Странно почему автор сравнивает Найк-Аякс с С-25, а не с С-75, которая гораздо ближе по характеристикам.
    А С-25 в то время действительно "не имела аналогов в мире".
    Кому интересно - почитайте мемуары Григория Кисунько - "Секретная зона: Исповедь генерального конструктора". Интереснейшая книга!
    1. +7
      16 июня 2023 07:42
      почитайте мемуары Григория Кисунько - "Секретная зона: Исповедь генерального конструктора". Интереснейшая книга!
      А ещё интереснее его же книга "Противоракетный щит над Москвой", где он хает С-75. Насчёт объективности там не очень.
    2. +8
      16 июня 2023 08:40
      Кому интересно - почитайте мемуары Григория Кисунько - "Секретная зона: Исповедь генерального конструктора". Интереснейшая книга!
      Дочитал до приезда дяди автора... и бросил.Понятно,что автор субъективен,не простил расстрел отца (это я понимаю),но его дядя точно врал о тотальной ненависти народа к Сталину.Были,конечно,люди,которые тайно ненавидели Вождя (мой дед,например),но большинство реально боготворило его.У меня аж три прадеда при Николае были буржуями и большевики много чего отобрали у них.Но никого не тронули,почти все их потомки получили высшее образование,а некоторую сделали блестящую карьеру при Сталине."Пострадала" только бабушка,мамина мама,ее не допустили в институт,как "социально чуждую" и она получила высшее образование много позже,только будучи уже женой профессора этого института smile А ведь автор не оценил,что ему,сыну врага народа,дали спокойно получить высшее образование и доверили заниматься любимой работой,да еще и секретнейшей.А насчет его отца... я так понял,что он был из раскулаченных,вполне возможно,что вредил на производстве... только сын об этом не знал...
      1. +3
        16 июня 2023 19:21
        А насчет его отца... я так понял,что он был из раскулаченных,вполне возможно,что вредил на производстве... только сын об этом не знал...
        Всё сын знал. Книжка писалась в конце 80-х, тогда это было модно. Кисунько по своей политической наивности даже привёл диалог с Расплетиным, аппелируя к тому. что его (Расплетина) отец был расстрелян как активный участник эсеровского мятежа в Рыбинске в 1918, а отец Кисунько был расстрелян как кулак-мироед в 1938 году, так сказать, родственные души. Но Расплетин не пожелал видеть в нём единомышленника по политической части. Я вообще-то собирался написать рецензию на эту книгу, Кисунько там сильно подставляется, надо бы ему это припомнить. Наверное, скоро напишу. Вся книжка полна графоманских стихов. я сразу же вспомнил Стругацких, "Понедельник начинается в субботу", эпизод, где герой отправляется в описываемое будущее. В будущем было много стихов, которые были "либо знакомые, либо плохие". Знакомых стихов в творчестве либераста Кисунько я не нашёл.
        1. +2
          17 июня 2023 07:49
          Кисунько по своей политической наивности даже привёл диалог с Расплетиным, аппелируя к тому. что его (Расплетина) отец был расстрелян как активный участник эсеровского мятежа в Рыбинске в 1918, а отец Кисунько был расстрелян как кулак-мироед в 1938 году, так сказать, родственные души. Но Расплетин не пожелал видеть в нём единомышленника по политической части. Я вообще-то собирался написать рецензию на эту книгу, Кисунько там сильно подставляется, надо бы ему это припомнить.
          Похоже Кисунько как человек был не очень ... Расплетин скончался в 1967г (!).Через 30 лет сводить счеты с покойным... мда...
  12. +2
    16 июня 2023 06:40
    Возможности ПВО Украины могут существенно возрасти после поставки более современной авиации.
    1. -7
      16 июня 2023 07:29
      Разве что НАТО еще может предоставить Украине аэродром в Польше, который Россия не посмеет бомбить.
      1. +3
        16 июня 2023 09:43
        Цитата: wanna
        Разве что НАТО еще может предоставить Украине аэродром в Польше, который Россия не посмеет бомбить.

        А как быть с имеющимися самолётами и вертолётами, они тоже с Польше сейчас? Ну ладно - МИ-29, Су-25, МИ-8/24 им предположим дали, но Су-24 дать было некому и штормы пускают они весьма больно… мы как-то сами себя убелили, что у нас превосходство в воздухе, а фактически его нет ни у одной стороны… стоимость и сложность современной боевой авиации такова, что обе стороны ее используют местечково, но у ВСУ ещё даже не открылся ларчик с самолетами, используют наследие 30 летней давности…
        1. -5
          16 июня 2023 09:59
          А как быть с имеющимися самолётами и вертолётами, они тоже с Польше сейчас?


          Существующие в Украине самолеты могут воспользоваться лишь кратковременным промежутком, и им никогда не приходилось соревноваться с Россией за то, кому принадлежит небо.
          1. +3
            16 июня 2023 12:35
            Цитата: wanna
            А как быть с имеющимися самолётами и вертолётами, они тоже с Польше сейчас?


            Существующие в Украине самолеты могут воспользоваться лишь кратковременным промежутком, и им никогда не приходилось соревноваться с Россией за то, кому принадлежит небо.

            А наши ВКС когда с ВСУ соревноваться чьё небо? Ни одна из сторон не заходит в подконтрольное противнику воздушное пространство уже более чем достаточно давно… нет боев даже ракетами ВВ, не говоря уже про «собачьи свалки»…
            1. -2
              16 июня 2023 13:41
              Воздушно-космические силы России не имели средств для подавления наземной противовоздушной обороны и поэтому не добились хороших результатов в войне. Отсутствие современных дальнобойных боеприпасов позволяло самолетам рисковать, сбрасывая примитивные авиабомбы, и многие были сбиты зря.

              Но это не было страхом борьбы с украинскими самолетами Воздушный бой. Украинцы также воспользовались дырами в российской радиолокационной сети ПВО, совершая сверхнизкие полеты для некоторых очень ограниченных миссий.
      2. +3
        16 июня 2023 13:00
        Цитата: wanna
        Разве что НАТО еще может предоставить Украине аэродром в Польше, который Россия не посмеет бомбить.

        Ужгород подойдёт?
      3. +1
        17 июня 2023 21:34
        Ф16 неприхотливый ЛА и ему не надо специальных аэродромов. Он будет использоваться с автотрасс в том числе.
  13. -3
    16 июня 2023 06:55
    Несколько раз "увы"... Надо бы хотя бы как-то типа: "для них увы" что ли...
    И да, про Патриоты, не эти ли чудо-вундервафли, "прекрасно" "победили" всё и всех, "прикрыв" нефтезавод саудитов...?
    1. +3
      16 июня 2023 18:55
      Не все так просто. Первая атака всегда неожиданность. Сделали выводы и прикрыли от последующих атак. Повторить не смогли - а ведь пытались.
  14. +1
    16 июня 2023 09:20
    Вместо штатов, европейские производители пво стараются. Насамсы, ирисы и сампты тож надо держать в уме
  15. +1
    16 июня 2023 09:25
    Насчет того уничтожили или нет тут как в анекдоте: "Джентельменам верят на слово" и тут у меня карта как поперла...
    Ко же признается что распиаренный супер пупер комплекс не справился, имиджевые потери приведут к снижению продаж. хотя и умалять возможности не стоит. Есть куча всего с чем Петриот вполне себе справляется. Янки ведь не дураки и никчемный комплекс на вооружение не приняли.
  16. -3
    16 июня 2023 10:17
    МиГ-31БМ надо было модернизировать для применения корректируемых бомб с УМПК, если он сбросит их с практического потолка они очень далеко могут планировать.
  17. +3
    16 июня 2023 10:19
    Очередная статья ни о чём, написанная ради кликбейта. negative
  18. +4
    16 июня 2023 11:07
    это из каких источников списано?? напоминает стиль баранца и кнутова, но с них что взять: бывшие политбездельники, оседлавшие трибуны
  19. +7
    16 июня 2023 12:54
    Фирменный, авторский стиль, узнаваем с первых строк. Много букв и характеристик из интернета. Скучно.
  20. -1
    16 июня 2023 13:37
    Уважаемые читатели, вы, конечно, обратили внимание, как на наших глазах происходит самая натуральная гонка вооружений?


    Сколько живём столько эту гонку и наблюдаем. sad

    смотрим на карту и понимаем, что ждать угроз с воздуха со стороны Канады не стоит, это не более чем еще один штат Америки,


    Ну почему же. Ядерные баллистические ракеты и крылатые ракеты полетят на США через Канаду будучи запущенными через северный полюс из акватории Ледовитого океана и Сибири.
  21. +5
    16 июня 2023 14:24
    Три заряда в БЧ заменили одним, и «Геркулес» стал нести атомную боеголовку W61 мощностью от 2 до 40 килотонн

    Абзац, хорошо иллюстрирующий уровень компетентности автора в вопросе.
    Ракета Nike Hercules оснащалась или боеголовкой W7 (2.5 - 28 кт), или W31 (2 - 20 кт). Мощность 40 килотонн имел вариант боеголовки Honest John: W-31 Mod 0, 3, который на ракеты не устанавливался.

    А термоядерная боеголовка W61 Earth Penetrator (EPW) мощностью 340 килотонн, фото которой в статье, была разработана для крылатой ракеты AGM -129 ACM и межконтинентальной баллистической ракеты MGM -134A Midgetman.
    1. +6
      16 июня 2023 14:47
      Кроме всего прочего, автор "оставил за кадром" несколько американских ЗРК, например, первый в мире ЗРК большой дальности Boeing CIM-10 BOMARC.
  22. -3
    16 июня 2023 16:10
    same patriot that failed again and again against cheapest Iranian drone In Saudi and UAE and recently in Syria that resulted in 1 dead and 6 injured American.
    ridiculous Ukraine claim is a pr propaganda ordered by US to change the embarrassing results of patriot missile but Iranian Khordad 3 which not even best of Iranian design shot down the most expensive drone In the world with the first attempt in 3200 altitude that supposed to be out of reach of air defense missile the best Iranian air defense design and development is Bavar 373 that immediately by Russia's aviation expert is superior to s300 but he also said it behind s400
    US = propaganda
  23. +3
    17 июня 2023 00:10
    «Найк-Геркулес» стал вторым и последним комплексом единой системы ПВО США

    Чой-та последним? А BOMARC? Ну и говорить о системе ПВО США и не сказать про SAGE — ну, такое...
  24. 0
    17 июня 2023 00:27
    1. Была где- то информация , что в 1958 еще летали.
    2. В известном фильме про Королева ( и Лавочкина) 1 мая нагнетали, что не дай бог U-2 долетит до Москвы. Художественный обман?
    1. -1
      17 июня 2023 13:35
      Не учите историю по художественным произведениям. stop
  25. +2
    17 июня 2023 09:03
    Путин тут заявил, что было уничтожено 5 комплексов patriot. Теперь все официально.
    Единственная проблема, что комплексов patriot Украине было поставлено два.
    1. 0
      17 июня 2023 11:46
      Вроде бы поставляли минимум 2 батареи (Сша и Германия). В батарее РЛС и 4-8 пусковых установки по 4 ракеты.
      А не 5 штук.
      В видео, которое было с патриотами из Киева, отстрел производился из 32 ух ракет.
      Значит, там было минимум 8 пусковых установок по 4 ракеты.
      5 из 8 вполне могли быть уничтожены тем самым кинжалом.
    2. +3
      17 июня 2023 12:23
      Оговорился ВВП. Имел ввиду 5 пусковьiх установок, сказал комплексьi ... Бьiвает.
      1. +1
        17 июня 2023 14:04
        Может нет, может он конашенкова слушает. У того из 40 поставленных хаймарсов 45 уничтожено.
        1. 0
          2 ноября 2023 12:37
          Quelques jours après le bureau souterrain du Gru,ou étaient les patriotes, s'ils existaient encore a Kiev?
  26. +1
    18 июня 2023 19:22
    Все бы хорошо..., но системы ПВО не стали оружием победы ни в одной войне...
    1. -1
      26 июля 2023 11:12
      Зато даже мизерное их количество хорошо так сдерживает всю нашу авиацию. А порою даже в брянской области самолеты непонятно кем сбиваются.
  27. 0
    21 июня 2023 07:32
    Это всё хорошо, но вот незадача, наша авиация при всех этих раскладах не может добиться господства в воздухе, и вынуждена работать откуда то с тыла. Что собственно лишает её возможности массового и главное дешёвого убийства, всего и вся. Если патриот всё не прикрывает, Стингер до 4+-км, советские комплексы уничтожаются, и к ним мало ракет? То что мешает?
  28. 0
    22 июня 2023 21:28
    Автора статьи обвинившего Путина во лжи насчет пяти установок Пэтриотов, надо привлечь и на нары, учиться правильному поведению.
  29. -1
    26 июля 2023 11:11
    Скоморохов, конечно, строчит не переставая. И не сказал бы, что в статье что-то отторжение вызывает.

    Но не надо преувеличивать возможности нашей пво. Да, у нас много разных систем.

    Но они не спасли антоновский мост, и мост между укрией и крымом. Видать проблемы есть и серьезные.
  30. 0
    28 июля 2023 11:49
    ПВО прикрывает, но не защищает ;)) Важно то, что даже фрагментарное ПВО Украины держит всю нашу авиацию в тонусе. Поэтому нужно выбивать в первую очередь именно ПВО, а потом уже электростанции, мосты и телеграфы...
  31. 0
    26 ноября 2023 19:56
    Но говорить об уничтожении сразу пяти (учитывая, что в батарею входит всего четыре пусковых) это перебор.


    Автор пишет статью в которой сам себе противоречит. То 4 ПУ в батарее, то от 6 до 8 уже ниже. А ПУ действительно в батарее до 8 и тут перед Конашенковым надо бы извиниться.

    Основу наземной ПВО США составляет батальон «Патриотов». Это КП и 2-5 батарей, по 6-8 пусковых
  32. 0
    27 ноября 2023 08:21
    Да, главное американское ПВО это два океана.