Разведывательные корабли не выживут, нужны лёгкие крейсера вместо них

70
Разведывательные корабли не выживут, нужны лёгкие крейсера вместо них
Наш разведывательный корабль (на фото – «Карелия», проект 864, корабль однотипный «Приазовью») и угроза для него – ракетный крейсер ВМС США «Техас», 1988. В реальной войне с сильным противником выживаемость разведывательных кораблей под вопросом. Фото: ВМС США


Данная статья специально написана в провокационном виде, так как её цель – инициировать обсуждение описываемого ниже вопроса, как в среде интересующихся, так и в профессиональной среде.



Два самых известных морских боя украинской войны произошли 25 мая 2023 года с участием разведывательного корабля «Иван Хурс» и 11 июня 2023 года с участием разведывательного корабля «Приазовье».

В обоих случаях украинская сторона, опираясь на американский разведывательный БПЛА RQ-4B Global Hawk (позывной FORTE10), смогли точно установить текущее положение наших разведывательных кораблей, предположительно, с использованием гражданского судна-носителя спустить на воду катера-брандеры и, управляя ими через американские системы спутниковой связи, попытались атаковать наши корабли.


Кадр с камеры, установленной на украинском катере-брандере. Есть мнение, что видео – фальсификат какого-то ЦИПСО, так как на нём не видно пулемёта, только мешки вокруг пулемётной тумбы, огонь по катеру в видео не ведётся

Дальше у нас есть определённый пробел в информации – в случае с «Хурсом» есть видео с украинской стороны, из которого видно, что один брандер достиг борта корабля. Но у пришедшего через сутки в Севастополь «Хурса» на этом месте нет никаких повреждений, а на видео не видно пулемёта, что породило предположения о том, что оно сфальсифицировано каким-то из украинских ЦИПСО. Известно, что личного состава на все пулемёты не хватало, и морякам при отражении атаки с разных сторон приходилось перебегать от пулемёта к пулемёту.


«Иван Хурс» менее чем через сутки после боя, никаких следов удара в борт или взрыва под бортом. Фото – кадр из видео Минобороны РФ

В случае с «Приазовьем» вообще ничего не понятно, Минобороны сообщило об отражении атаки шести катеров ночью, а расстрел одного катера без хода показало при свете солнца. Фактически вообще неясно, была ли атака.

Хотя некоторые люди утверждают, что само отражение атаки не засняли, а при свете солнца уничтожили недобитый катер, потерявший ход от ночного обстрела. Но на видео различимо, что без хода один катер, а второй движется, остальные не показали.


Украинский катер-брандер под огнём с разведывательного корабля «Приазовье». Фото – кадр из видео Минобороны РФ

В случае с «Хурсом», кстати, тоже было показано уничтожение только одного брандера из трёх.

Сосредоточимся далее строго на военно-технической составляющей.

С момента, когда ВМСУ впервые применили брандеры для атаки наших баз, стало очевидно, что они когда-нибудь направят их против кораблей и судов.

С момента, когда они атаковали «Хурс», было ясно, что наряд сил, который они бросают в атаку, координация действий между катерами и мастерство планирования будут только расти. И так и вышло. На «Приазовье», если верить нашему МО, шло вдвое больше катеров, чем на «Ивана Хурса», но у «Приазовья» не пулемёты, а пара «металлорезок» АК-630, пусть и с очень неоптимальными секторами обстрела, и он отбился. «Хурс» вполне мог бы не отбиться.


Как утверждается, кадр из видео отражения атаки брандеров ВМСУ, снятого с «Приазовья». Фото – кадр из видео Минобороны РФ

Подобная угроза, как и её эскалация, ставит перед командованием ЧФ ряд задач, которые оно, это командование, должно сначала осознать, а потом решить. Сама угроза от брандеров и то, как на неё реагировать, были ранее разобраны в статьях «Для атаки на Севастополь Украина использовала методы парусной эпохи» (по итогам нападения на Севастополь) и «Как «Иван Хурс» отбил групповую атаку украинского флота» (по итогам боя «Ивана Хурса»). Военно-технические рекомендации там даны, что делать в ближней перспективе ясно.

Но есть перспектива не ближняя. Как бы не пошла СВО на Украине, существование России из-за неё, скорее всего, не прервётся (хотя, на наш взгляд, до нового 1917 года в принципе доиграться вполне возможно, как и до ядерной войны. Но будем надеяться на нашу удачу).

В средне- и долгосорчной перспективе мы должны задать себе вопрос о том, а правильно ли то, что мы строим очень дорогие, ценные, сложные и незаменимые разведывательные корабли с минимумом оружия на борту.

Проблемы «разведчика»


Сформулируем проблему – разведывательные корабли в том виде, в котором они есть у ВМФ, малоприменимы в условиях реальной войны или даже в ходе какого-то военного инцидента, но при этом та информация, которую они добывают, очень нужна, и другими способами её не добыть.

Начнём с последнего.

С момента краха СССР наша страна осталась без зарубежных военно-морских и военно-воздушных баз (исключением является только Тартус и Хмеймим, потенциал которых полностью не используется), почти исчезли (по современным меркам) разведывательная авиация и спутниковая разведка – всё это осталось в следовых количествах.

Нет специальных бесплотников типа Global Hawk или ему подобных для ведения разведки на большой дистанции. Нет договорённостей с третьими странами о пропуске наших летательных аппаратов для ведения разведки, как это практикуется союзниками и вассалами США.

В таких условиях для России значение морской разведки значительно выше, чем для стран Запада – у нас просто нет другого инструмента с гарантированной глобальной досягаемостью, кроме кораблей.

Но традиционные для нас разведывательные корабли только что показали непреодолимый «потолок» своих боевых возможностей – самооборона от кучки катеров.

В чём проблемы с применением «разведчиков» в реальной войне?

Рассмотрим их по порядку.

1. Эти корабли безоружны. ВМСУ в обоих случаях атаковало разведывательные корабли брандерами, и неуспешно (пока), но наличие у Украины даже самых примитивных ракетных катеров вкупе с умением скрытно ими маневрировать изменило бы ситуацию кардинально. И «Хурс», и «Приазовье» легко могли бы быть в этом случае уничтожены.

Аналогично этим кораблям нечего делать у берегов Украины, где они могут подвергнуться ударам с воздуха или ракетной атаке с использованием ПКР.

Ещё хуже ситуация становится, если вместо Украины оказывается более-менее развитый в военном отношении противник, с ударной авиацией, имеющей возможность применения ПКР, боевыми кораблями или катерами и подлодками, то наши разведывательные корабли вообще без мощного охранения действовать не смогут. Их нужно будет защищать ракетными кораблями.

2. Эти корабли медленные. Делаем следующий шаг в нашей вводной – охранение есть, но тот же разведывательный корабль перехватил сообщения о готовящемся массированном авиаударе по нему самому и кораблям охранения. Такой удар ПВО отряда не отразит.

Теперь нужно уходить, и на предельной скорости. У того же фрегата проекта 11356 она превышает 30 узлов, а у «Ивана Хурса»? Максимум 20.

За каждый час с момента получения информации о будущей атаке такая разница в скорости означает от 18 километров разницы в дистанции между охранением, выходящим из-под возможного удара, и самим разведывательным кораблём.

Например, если исходить из того, что с момента, когда авиационное подразделение противника получило приказ подготовить атаку по морской цели и провести её, и до самого мгновения выхода ударной авиагруппы на рубеж пуска по отряду кораблей своих ракет должно пройти 4 часа (вполне реальная для такой вводной цифра), то это разница в 72 км, что уже много.

3. Эти корабли требуют почти столько же личного состава, как и боевые, и дорого стоят. Нет никаких сомнений в том, что для России, с её демографической ямой, набор личного состава на флот однозначно станет проблемой в самой ближайшей перспективе, особенно в свете информации об увеличении армии и аж целого нового военного округа.

Специальный разведывательный корабль будет иметь экипаж на 25–30 % меньше фрегата, хоть и меньшую, но сравнимую стоимость, при этом все его возможности в ходе реальной войны останутся нереализованными – он будет неприменим. То есть речь идёт о не рациональном с точки зрения боевой эффективности расходовании средств – впереди долгая эпоха бесконечных войн, безоружные корабли всё чаще будут вещью в себе.

При этом, если не считать Китая, у которого нет недостатка ни в деньгах, ни в людях, ни в верфях, у России больше специализированных разведывательных кораблей, чем у всего остального мира вместе взятого. И все они могут применяться только при нулевом противодействии противника.

Да, наш флот не только очень слабый. Он ещё и очень большой, многочисленный (не за счёт боевых кораблей) и дорогой, при всей своей слабости.

Фактически разведывательные корабли в том виде, в котором их строят, уже сейчас применимы только в мирное время или, как в случае войны с Украиной – вне зоны поражения ударных средств противника.

То есть с минимумом пользы или вообще без неё.

Более того, у нас есть два «модельных» примера того, что бывает, когда разведывательными кораблями начинают заниматься всерьёз. Правда, это не наши примеры, а американские, но от этого они не становятся менее ценными.

Чужие ошибки и чужие выводы


Первый инцидент, о котором идёт речь, произошёл с американским разведывательным кораблём «Либерти» (USS Liberty) во время Третьей арабо-израильской войны, т. н. «Шестидневной войны» 1967 года.

В начале июня «Либерти» вёл разведку радиопереговоров к северу от побережья Синайского полуострова. С началом боевых действий корабль несколько раз облетали израильские самолёты.

8 июня 1967 года тройка израильских «Миражей» (Dassault Mirage III) атаковала корабль с помощью неуправляемых ракет и пушек. Нанеся кораблю существенные повреждения и израсходовав боекомплект, «Миражи» улетели, после чего их сменила пара истребителей-бомбардировщиков «Супер Мистэр» (Dassault Super Mystère), тоже французского производства, которые поразили корабль напалмовыми баками и обстреляли из пушек.

После того, как по кораблю отработали «Мистэры», с ним сблизились три израильских торпедных катера.

В этот момент израильские пилоты уже опознали корабль как не враждебный и, возможно, американский, атака прекратилась. Но, в силу проблем с установлением связи между израильскими торпедными катерами и американским экипажем, бой возобновился – американский матрос дал короткую очередь по катерам, в ответ корабль был обстрелян и по нему было выпущено пять торпед.

Подробности этого инцидента легко находятся в Интернете, вместе с фото и даже кое-какими видеоматериалами, поэтому разбирать инцидент, включая все конспирологические теории, которые его окружают, здесь смысла нет.


«Либерти» после атаки, сфотографирован с борта подошедшего на помошь ракетного крейсера «Литтл Рок». Пожары в основном потушены, но дым кое-где идёт, работает спасательный вертолёт. Фото: Greg Knowles.

Сосредоточимся на ключевом сравнении «Либерти» с нашим «Иваном Хурсом».

Как и «Хурс», «Либерти» фактически являлся кораблём радиоэлектронной разведки. Как и «Хурс», либерти был вооружён несколькими крупнокалиберными пулемётами. Как и «Хурс», «Либерти» не мог уйти ходом от надводных единиц противника – его максимальная скорость, которую он кратковременно мог достичь, составляла 21 узел (у «Хурса» максимальная – 20).

В каком-то смысле инцидент с «Либерти» является «модельным» – попади «Хурс» под удар, результат в лучшем случае был бы таким же, потому что оборонительные возможности «Хурса» такие же, как и скорость.

В случае с «Приазовье» и его систершипами ситуация была бы чуть-чуть получше – против катеров и самолётов из 60-х его пара 30-мм АК-630 смогла бы что-то сделать.
Но сейчас не 60-е. И атаковать противник будет не неуправляемыми ракетами, а совсем другими средствами и с другой дистанции.

На «Либерти» погибло 34 моряка и был ранен 171. Корабль ушёл своим ходом, но был списан, так как его восстановление оказалось экономически нецелесообразным.

Звучит цинично, но с разведывательными кораблями могут происходить вещи похуже, чем десятки погибших и сотни раненых.

Такое событие произошло немногим позже, на другой стороне планеты, но тоже с американским разведывательным кораблём – «Пуэбло» (USS Pueblo).

В январе 1968 года «Пуэбло» выполнял различные разведывательные задачи вблизи Цусимского пролива и побережья КНДР, ведя разведку против предполагаемых сил ВМФ СССР и радиоэлектронную разведку против КНДР.

16 января «Пуэбло» приступил к переходу вдоль кромки территориальных вод КНДР, собирая разведывательную информацию.

20 января после обнаружения северокорейских рыболовных траулеров его начал преследовать северокорейский малый противолодочный корабль (по американским данным – модернизированный МПК советского проекта 122бис), к которому затем присоединились торпедные катера, истребители МиГ-21 и другие единицы.

Северокорейцы открыли предупредительный огонь из артиллерийского орудия, требуя остановиться.

Помощи от американского флота командир «Пуэбло» не дождался. Под угрозой расстрела и потопления корабля его командир сдал его северокорейцам.

Опять же, подробности этой истории доступны в Интернете, углубляться не будем, скажем самое важное.

Корабль был захвачен, уничтожить большую часть секретной документации и оборудования экипаж не успел.

Корабль достался противнику почти исправным, всё высокотехнологичное (по крайней мере, с точки зрения КНДР, КНР и СССР) оборудование с него попало в руки противника и было им внимательно изучено. Туда же попали документы с корабля.

Это – удар по национальной безопасности, покруче 34 погибших специалистов.

И это – тоже последствие того, что использовался специализированный невооружённый (не считая двух 12,7-мм пулемётов) и тихоходный корабль, неспособный не только постоять за себя, но и даже уйти от преследования ходом (против авиации и ПКР это бы не помогло, но даже и такой возможности американцы не имели).

Сам корабль был превращён в музей и символ северокорейского торжества над американским флотом, в чём для США тоже нет ничего хорошего.


«Пуэбло» в Пхеньяне, наши дни. Фото: «Википедия»

Американцы сделали из этих случаев правильные выводы.

Со временем из состава их ВМС были выведены все специальные разведывательные корабли. Задачи по ведению разведки были возложены на боевые корабли с ракетным оружием, подлодки (на последние они и раньше возлагались), авиацию, как палубную, так и базовую патрульную, космические аппараты и разбросанные по военным базам всего мира комплексы радиоэлектронной разведки, как стационарные, так и мобильные, быстроразвёртываемые.

На сегодня специальных разведывательных кораблей в ВМС США нет, за исключением небольшого количества кораблей гидроакустической разведки, которые в силу тактической модели применения могут быть защищены передовыми силами ВМС, и кораблей мониторинга ракетных испытаний, которые в военных действиях априори не применяются, служат для шпионажа только за цивилизованными странами типа России и Китая, и которым поэтому вообще не нужна никакая боевая устойчивость или оружие на борту. Это чисто силы мирного времени, и их мало.

Правильное ли это решение? Да. И оно обусловлено реальным боевым опытом, потерями, провалами в противостоянии с реальным противником (КНДР).

Можем ли мы его повторить? Нет. У нас нет ни баз, ни патрульной авиации, разведывательная в следовых количествах и, в отличие от американцев, связана «поводком» боевого радиуса. Нет у нас на самолётах-разведчиках ни систем дозаправки в воздухе, да и заправщиков большой дальности нет, и не будет в обозримой перспективе в нужном количестве.

Парадоксальным образом нам, якобы «сухопутной державе» (что бы этот оксюморон не значил), легче строить корабли для разведки.

Но какие?

Два типа. И оба наша страна или может осилить прямо сейчас или сможет при минимальных усилиях.

Малые вооружённые разведчики


Нам нужна новая реинкарнация того, что сейчас прячется под разными названиями, не совсем отражающими суть, например «гидрографического судна».

Речь идёт о необходимости иметь специализированные, но вооруженные, недорогие и массовые разведчики, с учётом экзистенциальных угроз для нашей страны – с гидроакустическими комплексами.

В начале июня 2023 года ВМС США вывели в море все ПЛАРБ Атлантики (шесть единиц) и минимум две (одна не идентифицирована, вторая «Мэн») на Тихом океане. Вместе с ними в северной части Тихого океана находится ПЛАРК «Мичиган» со своими 154 «Томагавками». И это только то, что есть в открытых СМИ.

В принципе, этих сил хватит на успешный обезоруживающий ядерный удар по РФ – мы навсегда перестанем существовать как значимая в историческом масштабе сила, а наш ответный удар не причинит американцам серьёзного вреда.

О том, как такие вещи делаются, написано в статье «Мировая война 2030-х. К чему нам готовиться и какой будет роль ВМФ». О том, как стратегическая обстановка выглядит для нашей страны на середину июня, можно прочитать вот по этой ссылке, с поправкой на то, что «Западная Вирджиния» уже вышла в море и готовится к учебной стрельбе, а какая-то из лодок, наоборот, зашла в базу.

Американцы даже не скрывают, что это отработка глобального удара – наступательной ядерной войны. И понятно, против кого (основной удар с Атлантики не оставляет никаких вариантов, кроме одного, и этот один – не Китай).

В российских СМИ на эту тему просто могильная тишина, все госструктуры усиленно делают вид, что они «в домике», и всё под контролем. На самом деле у них ничего не под контролем, от сгорания в ядерном пламени нас всех сейчас отделяет только палец Байдена на условной кнопке, и на той стороне Земли почти никто не сдохнет, отправляя нас в рай, это будет победа почти всухую. Основная масса наших ракет не взлетит, не успеет просто.

Ответ наших властей на это удивил даже тех, кто уже ничему не удивляется – они сделали вид, что ничего не происходит. В принципе, это удобно, да и не в первый раз уже...

Но допустим, в будущем мы не захотим давать врагам таких возможностей.

Зададим себе вопрос – а чем нам контролировать районы боевых служб или хотя бы выходы из баз американских ПЛАРБ? Океан огромен…

Ответ есть – малый массовый корабль гидроакустической разведки, имеющий способность себя защитить от каких-то точечных, не массированных атак, и при этом меньше, проще и дешевле, чем те же корабли проекта 18280 («Юрий Иванов» и «Иван Хурс»).

Чем может быть вооружён подобный корабль?

Артустановкой 76-мм, ЗАК «Палаш», комплексом «Пакет» с антиторпедами для самообороны и четырьмя – шестью 14,5-мм пулемётами, из которых минимум два должны быть в составе дистанционно управляемых стабилизированных модулей, а у остальных должны быть тепловизионные прицелы.

При работе таких кораблей в группе должны быть обеспечена возможность совместного применения оружия.

При грамотно подобранных радиолокационных станциях и средствах РЭБ, а также при обученном экипаже и при «оптимизированной» цепочке докладов в боевой обстановке, такой корабль сможет отбиться от нападения, которое чуть не привело к гибели американский фрегат «Старк» в Персидском заливе или привело к гибели ракетный крейсер «Москва» в Чёрном море.

Его основным средством разведки должна быть буксируемая гидроакустическая станция с ГПБА – гибкой буксируемой протяжённой антенной, вспомогательной – опускаемая низкочастотная ГАС. В носовом бульбе или под килем можно разместить противоминную ГАС для действий в опасных районах типа Персидского залива конца восьмидесятых.
Всё пространство на корабле, которое только будет доступно, помимо общекорабельных систем, оружия, гидроакустики и т. д., нужно отдать под средства радиоэлектронной разведки.

Надо сразу сказать – втиснуть в небольшой 1 000–1 500-тонный кораблик столько же аппаратуры, сколько несут проекты 18280 или 864, не получится, характеристики кораблей в части радиоэлектронной разведки будут намного ниже, чем у «больших» разведывательных кораблей.

Но, во-первых, они будут дешевле, а значит, их можно будет построить много – вспоминаем, что океан , и единичек с ГАС нужно много.

А во-вторых, с таким кораблём не поступить ни как с «Либерти», ни как с «Пуэбло», наряд сил для атаки должен быть больше, чем был выделен для «Москвы», как минимум вдвое. Подорваться, как «Робертс» на мине, тоже будет сложно – противоминная ГАС покажет опасность прямо по курсу, если не со стопроцентной, то, по крайней мере, со значительной вероятностью.

Такие корабли могут в мирное время контролировать участки Мирового океана, через которые американцы выводят свои ракетоносцы на боевые службы, преследовать их, пока позволяет скорость, потом передавать контакт тем жалким остаткам противолодочной авиации, которые у нас есть, а какие-то другие «разведчики» в другом районе смогут потом получить «контакт» от авиации.

Это само по себе ничего не гарантирует, но как минимум мы создадим для них проблемы и «свяжем руки».

Насколько эффективен такой корабль при выполнении задач по ведению гидроакустической разведки?

Цитата из статьи «Противолодочная оборона: корабли против подлодок. Гидроакустика»:

«Первый опытный образец ГАК «Кентавр» с ГПБА был развернут на борту опытового судна ГС-31 Северного флота.
Из воспоминаний его командира:
«Активно участвовал в испытании нового ГА комплекса... возможности – просто песня – из середины Баренцухи слышно все, что делается в СВА (Северо-восточная Атлантика. – Прим. авт.)... Норвежскую дизелюху в подводном положении слышали издалека, английский «Трафальгар» вели без перерыва двое суток...
Для составления «портрета» новейшей американского ПЛА типа «Си Вулф» – «Коннектикут», совершавшей свой первый поход к берегам России, мне пришлось пойти на прямое нарушение Боевого распоряжения и встретить ее у самой кромки тервод, где спецы из «науки» переписали ее вдоль и поперек...»

Надо сказать, что авторы поскромничали и не расшифровали, что такое «издалека» – а это были сотни миль. По тихой «Уле». ГС-31, кстати, очень маленькое судно.


ГС-31

Сейчас можно сделать значительно лучше, и даже меньше.

Понятное дело, что один такой кораблик массированный ракетный удар не переживёт, но его и фрегат не переживёт, и что толку, что на «разведчика» нужно будет только два ударных самолёта с ПКР, а на фрегат например восемь?

Но и беззубым он не является, может защитить себя от очень большого спектра угроз, на него не будут тратиться деньги, сравнимые со стоимостью полноценного боевого или большого разведывательного корабля.

Его скорость также не позволит ему полноценно маневрировать с большими кораблями, и этот недостаток неустраним, с другой стороны, такие единицы будут в основном работать далеко в море, где их трудно обнаружить и почти невозможно поразить с берега – или же у нас под берегом.

Но что если задача требует наличия большого количества оборудования для радиоэлектронной разведки, которому нужны большие объёмы и которое имеет большую массу и требует большого корпуса для размещения?

Сейчас Россия и Китай делают ставку на специализированные разведывательные корабли, американцы с их боевым опытом «размывают» разведывательные средства по другим единицам и силам, но у нас стоит задача всё-таки запихнуть всё в корабль, по описанным выше причинам.

Возвращение лёгкого крейсера


Так как корабль, действующий в условиях, когда он может подвергнуться нападению, должен быть боевым, хорошо вооружённым и способным постоять за себя, а корпус должен быть большим, чтобы вместить и разведывательное оборудование, и оружие, то мы неизбежно приходим к разведывательно-боевой единице, способной действовать самостоятельно, в отрыве от основных сил флота, в том числе в условиях противодействия противника.

В старые времена такой корабль назывался термином «крейсер». Но в последние 90 с небольшим лет это понятие было искажено.

Изначально само слово «крейсер» (голландск. kruiser от kruisen – крейсировать, плавать по определённому маршруту) означало корабль, действующий самостоятельно, зачастую в отрыве от основных сил флота, например, в качестве рейдера.

В конце XIX – начале ХХ века паровые крейсеры представляли собой быстроходные легковооружённые корабли, выполнявшие такие задачи, как набеги, разведка на большом удалении от баз, охранение эскадр, демонстрация флага, поддержка экспедиционных действий против слабых противников, блокада, борьба с торговлей противника, защита своей торговли от крейсеров противника и т. д.

Относительно лёгкие и не самые дорогие, но достаточно быстрые и имеющие немалый, а зачастую просто большой запас хода корабли, стали главным инструментом контроля за колониями и заморскими территориями со стороны великих держав.

У той же Великобритании основой военно-морского могущества считалась возможность строить по два крейсера на каждый один крейсер, построенный двумя следующими странами-соперниками (на конец XIX – начало ХХ века это Франция и Россия, объединённые флоты которых англичане должны были превосходить в силах – и превосходили).

Типичным крейсером тех времён можно считать крейсера типа «Диана», один из представителей которых – «Аврора», стоит в качестве корабля-музея в Санкт-Петербурге.


«Аврора», тип «Диана». Пример классического крейсера для классических крейсерских задач. Как видно, ни тяжёлого оружия, ни больших размеров тут нет.

Если вспомнить отечественный боевой опыт, то в рамках проигранной Русско-японской войны действия владивостокского отряда крейсеров смотрятся совсем иначе, чем остального флота.

В дальнейшем, однако, традиционные задачи крейсеров стали выполняться другими силами, в частности подлодками и авиацией, а сами крейсера стали привлекаться для боя в составе отрядов боевых кораблей и эскадр, что потребовало наращивать на них броню и усиливать артиллерию.

Кроме того, после Вашингтонской конференции 1921 года для многих стран т. н. «Вашингтонский крейсер» стал максимальным по мощи боевым кораблём, который можно было строить сверх оговорённых квот на более мощные корабли.

В итоге в 20–40-е годы крейсера «эволюционировали» в «просто артиллерийские корабли меньше, чем линкор».

После Второй мировой войны слово крейсер в надводном кораблестроении было девальвировано полностью и теперь повсеместно означает просто большой и мощный боевой корабль.

Так, например, с классической точки зрения, ни американские крейсера типа «Тикондерога», у которых ярко выражена функция ПВО и ПРО, ни наши ракетные крейсера проекта 1164, с мощным «креном» в противокорабельные ударные задачи, крейсерами считать нельзя, они крайне неоптимальны для самостоятельных действий и даже имеют критические недостатки при применении в таком качестве.

Фактически сегодня в мире крейсерами являются многоцелевые атомные подводные лодки – это они используются для самостоятельных действий в отрыве от основных сил (хотя и не только для них).

Из надводных кораблей, квалифицирующихся как крейсера, самостоятельно способны действовать тяжелые атомные крейсера проекта 1144, так как имеют мощное ударное, противовоздушное и противолодочное вооружение, самую мощную на сегодня в мире (по массе залпа в единицу времени) артустановку, гидроакустический комплекс «Полином», противолодочные ракеты и аж три вертолёта, а если использовать безангарное базирование, то и четыре можно.

При этом у корабля высокая скорость и неограниченная дальность хода. Крейсер как он есть, ещё и тяжёлый и атомный – классификация точна.

Правда, по мнению западных теоретиков, эти корабли ближе к «линейным крейсерам», почему иностранцы и называют их battlecruiser. И это, в общем, тоже не ошибка.

Но такие корабли строить смысла просто нет, они не оправдывают себя экономически. Имеющиеся атомные крейсера надо поддерживать в боеспособном состоянии как можно больше, но строить что-то такое же сейчас нет смысла, и нет денег. Тем более для задач разведки.

Сформулируем то, какой корабль должен придти на смену большим и дорогим разведывательным кораблям.

Это боевой корабль, имеющий развитый комплекс оборудования для радиоэлектронной разведки, гидроакустический комплекс, включающий в себя как подкильную (или бульбовую), опускаемую, так и буксируемую (последняя с ГПБА) гидроакустические станции, артиллерийскую установку калибра 100 или 130 мм, зенитно-ракетный комплекс и запас зенитных ракет на борту для отражения максимально возможного для одиночного корабля воздушного или ракетного удара, запас беспилотных летательных аппаратов для разведки, как над сушей, так и над морем, два или три (предпочтительно) вертолёта. Его ударное наступательное оружие должно позволять уничтожить крупный боевой корабль, хотя бы ценой расхода всех ракет.

На борту должны быть быстроходные катера для обеспечения действий подразделений спецназначения или иных задач, например, буксировки противоминной ГАС бокового обзора (так ищут мины американцы) или гидроакустического низкочастотного излучателя для поиска подлодок. Должны быть места для размещения походных штабов, пунктов управления другими силами, отрядов спецназначения и т. д.

Скорость корабля должна превышать 30 узлов и быть такой, чтобы ни один из строящихся сейчас больших надводных кораблей наших врагов не мог бы вести за ним слежение своим ходом, и он должен быть в состоянии поддерживать её длительное время. Должна быть обеспечена длительная автономность и максимальный запас хода.

На первый взгляд это нереализуемые требования, но это не так. С этого года интенсифицировались работы по полностью газотурбинной главной энергетической установке для кораблей МА7, обеспечивающей работу на валолинию маршевой газовой турбины М70ФРУ и форсажной М90ФР.

Фактически речь идёт о необходимости сделать редуктор и собрать установку для совместной работы, так как обе газовые турбины – серийные.

Создание этой энергоустановки позволит России строить корабли с водоизмещением в районе 6 000–7 000 тонн, скоростью хода как раз те самые 30+ узлов и длиной по ватерлинии примерно 140–150 метров.

Бульбовая ГАС, радиолокационный комплекс, зенитно-ракетный комплекс, комплекс «Пакет-НК», системы РЭБ, артиллерийские системы ПВО ближней зоны – отработаны на фрегате проекта 22350.

Фактически наш корабль, который существенно больше, чем 22350, получив именно эти корабельные системы от 22350, будет иметь ещё немало свободного внутреннего пространства для размещения как разведывательного оборудования, так и всего остального, например, большого ангара для трёх вертолётов и беспилотников.


Фрегат проекта 22350 послужит донором ЗРК, оружия и массы других систем.

При этом так как наш корабль в основном предназначен не для ударных задач, то у него может быть сокращённый состав ударного вооружения, например, если «маленький» по сравнению с крейсером 22350 имеет четыре пусковых установки 3С97 ЗРК «Редут» с 8 зенитными ракетами каждая (всего 32) и две (поздние корабли в классе будут иметь три) пусковых установки 3С14 для крылатых, противокорабельных и противолодочных ракет, то нашему большому кораблю стоит иметь 5 пусковых «Редута (40 ЗУР) и 1–2 пусковых УКСК 3С14.

В качестве компенсации можно иметь по две пусковых установки комплекса «Уран», плюс которых в том, что их можно перезаряжать прямо в море, с плавкрана, причём очень быстро, а ракеты существенно дешевле «Калибров» или «Ониксов».

Примером кораблей, у которых можно заимствовать некоторые архитектурные решения, являются японские вертолётные эсминцы типов «Харуна» и «Ширанэ». Эти корабли показывают, что размещение большого числа оружия и трёх вертолётов на корабле умеренных размеров может быть вполне возможно.


Пример корабля, способного нести 3 вертолёта и обеспечивать подъём двух из них. Либо двух и большого числа беспилотников для разведки.

При этом, будь такой корабль оснащён установками вертикального пуска ракет, их могло бы поместиться на нём довольно много.


Вид сверху. Ясно, что если убрать поворотную пусковую установку противолодочных ракет и вторую 127-мм артустановку, то места для вертикальных пусковых установок высвободится очень много. Но надо будет ещё найти место для воздуховодов и газоходов ГЭУ, у «Ширанэ» она котлотурбинная, столько воздуха не надо, столько места под его подачу – тоже. Для сравнения рядом газотурбинный эсминец. Наша ГЭУ тоже будет газотурбинная

Пример того, как можно компактно разместить пусковые установки ракетного комплекса «Уран», даёт размещение ПКР «Гарпун» на ракетных крейсерах типа «Тикондерога» ВМС США.


Компактное размещение ПУ Mk.141 для ПКР «Гарпун» на ракетном крейсере «Принстон» типа «Тикондерога». Можно оценить и другие компоновочные решения корабля

В нашем случае нужно ещё разместить разведывательное оборудование, в том числе обеспечивая электромагнитную совместимость, разнесение антенн по длине корабля, требуемые длины волноводов и т. д.

Такая задача не прорабатывалась пока никем, но и не решаемой её тоже нельзя назвать.
В плюсе для проектантов то, что корабль большой и на нём есть чем пожертвовать ради свободных объёмов, например, можно отказаться от 130-мм артустановки в пользу 100-мм, а может быть, даже 76-мм и т. д.

Такой корабль, как фрегат типа «Оливер Перри», показывает, как нетрадиционное размещение артустановки, высвободило большие объёмы в носовой части корабля и позволило сделать большую, объёмную надстройку. Ограниченный сектор обстрела артустановки по итогам боевого применения «Перри» (а это неплохо повоевавший класс кораблей) проблемой не стал.


Непрерывная надстройка от мостика до ангара и артустановка на надстройке сверху – характерные признаки фрегатов типа «Оливер Перри». При необходимости разместить большое количество разведывательного оборудования на борту можно прибегнуть к похожим решениям.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что постройка такого корабля реальна. Особенно с учётом того, что большая часть его систем может быть взята с серийного проекта 22350, включая зенитно-ракетный комплекс «Полимент-Редут», а ГЭУ создаётся прямо сейчас для «большого» фрегата, и тоже будет серийной.

Имея большой запас хода и скорость, такой корабль станет проблемой для потенциальных противников – им для парирования создаваемой им угрозы придётся держать на том ТВД, где он развёрнут, большой наряд сил, проводить комплекс мер по сокрытию работы своих радиоэлектронных средств и систем связи, усиливать противоподводнодиверсионную и противодиверсионную оборону, постоянно держать в боевой готовности авиацию.

В реальной войне такой корабль, за счёт наличия большого числа беспилотников, вертолётов, с РЛС, пригодных для разведки и в будущем способных нести противокорабельные ракеты, возможности применять ПКР «Оникс» и «Циркон», будет создавать угрозу, которую ни один противник не сможет игнорировать, а скорость и запас хода сделают борьбу с ним очень трудной.

В условно мирное время он сможет выполнять задачи разведывательного корабля не хуже, чем настоящий разведывательный корабль, но попытки атаковать его с воздуха небольшими силами или использовать против него ракетные катера, дизель-электрические подлодки или другие корабли может закончиться очень большими потерями для атакующего.

В мирное время такой корабль будет выполнять задачи по разведке, включая гидроакустическую, радиоэлектронную, воздушную (с БПЛА), наземную (пешими разведгруппами, высаженными с вертолётов или катеров), «демонстрировать флаг», использоваться как корабль присутствия в важных регионах, защищать торговый флот под Российским флагом или с российскими грузами (что особенно актуально в свете тех трудностей, которые Запад создает нашей торговле нефтью и зерном).

В военное время также сможет применяться для разведки, противолодочной борьбы, ПВО корабельных соединений и конвоев, рейдов против надводных сил или плавтыла противника, ракетных ударов по надводным и наземным целям, борьбой против лёгких надводных сил противника, блокадными действиями, наблюдением за воздушной обстановкой, борьбой с торговлей.

На нём можно разместить всё необходимое для ведения так называемой «кибервойны» – взлома компьютерных сетей, получение информации из них, внедрение в сети и системы управления тактическими единицами противника вредоносного программного обеспечения и т. д.

Постройка такого корабля вполне реальна, а по своим свойствам он одновременно заменит сразу и разведывательный корабль, и фрегат, причём с опциями в виде большого числа вертолётов на борту и способностью выполнять задачи на значительной дальности без танкера снабжения. О том, какое значение имеет наличие вертолётов на борту корабля и насколько важно их количество, хорошо объяснялось в статье «Воздушные бойцы над океанскими волнами. О роли вертолётов в войне на море».

Таким образом, использование таких кораблей позволит ещё и экономить деньги на содержании флота, так как один такой корабль заменит минимум два, один из которых (дополнительный фрегат) можно будет не строить, а другой (разведывательный корабль) вывести в резерв или, если получится, продать.

Название же «лёгкий крейсер» является самым точным для того, чем такой корабль будет являться и какие задачи будет способен и должен выполнять. В свете того, что в пользу этого типа кораблей говорит и наш боевой опыт СВО, и американский боевой опыт, то возможность их постройки должна быть изучена самым внимательным образом.

И конечно, нет никаких оправданий попыткам продолжать строить разведывательные корабли – а такие планы и были и есть. Боевой опыт говорит о том, что этот класс кораблей изжил себя.

Впрочем, бюджетные и санкционные ограничения, возникшие в ходе СВО, эти планы скорректируют.

Вопрос в том, чтобы вместо них начали приниматься правильные решения.
70 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    21 июня 2023 03:25
    Со многим согласен. Другой вопрос, кто и на какие средства новые корабли будет строить, откуда возьмётся весь необходимый комплект оборудования и когда эти корабли вступят в строй?
    1. +3
      21 июня 2023 03:42
      Цитата: Tucan
      Другой вопрос, кто и на какие средства новые корабли будет строить, откуда возьмётся весь необходимый комплект оборудования и когда эти корабли вступят в строй?

      Малореальная вещь, не при нынешнем руководстве ВМФ, да и назвать такую бандуру можно именно что "относительно недорогой" не указывая относительно чего...
      И 2-3 вертолёта жирно, очень жирно...
      1. +2
        21 июня 2023 10:06
        Другой вопрос, кто и на какие средства новые корабли будет строить, откуда возьмётся весь необходимый комплект оборудования и когда эти корабли вступят в строй?

        Дополнительный вопрос.
        1. На каких верфях такие корабли строить, когда все существующие верфи загружено на 200 или даже на 300 %. Не забыть бы еще про строительство кораблей гражданского флота.
        2. Даже если найдется свободная верфь с параметрами, обеспечивающими постройку крейсера, где взять квалифицированный производственный персонал для этой верфи с учетом постоянной убыли населения в России и отсутствия соответствующей базы для обучения персонала.
        3. Каким образом будем комплектовать экипаж крейсеров, если уже сейчас ощущается нехватка личного кадрового состава в армии, не говоря уже о флоте, особенно с учетом предполагаемого резкого расширения армии и того, что для каждого боевого корабля должен быть основной и дополнительный экипаж.
        1. +3
          21 июня 2023 12:54
          Вначале подумал что какая-то глупость а не статья характерная для Тимохина. Потом перечитал и понял что это стеб.
          Только Александр, эту статью ведь не только нормальные люди читают, что если какой-нибудь отмирал или большой чиновник прочтет? Они ведь такой корабль реально додумаются построить laughing laughing
    2. +12
      21 июня 2023 05:01
      А не проще и дешевле, сопровождать их, на опасных участках) Статья автора, классический пример выбора авто, при ограниченном бюджете. Хочется и побольше, и по проходимей, и большой багажник)
      1. +4
        21 июня 2023 07:35
        А мне почему-то после прочтения статьи и анализа ТТХ, которые выдвигает Александр к "усиленному" разведчику, сразу вспомнились безвременно почившие эсминцы проекта 956. Может быть всему виной упомянутый в качестве примера проклятый японский "э", который несмотря на год постройки и КТУ до сих пор в строю, кто знает? А вообще 4 единички 956 у нас ещё есть (2 в строю и 2 в резерве), для наполнения СФ и ТОФ усиленными разведчиками вполне достаточно, остается только профинансировать их модернизацию хотя бы по аналогии с китайскими 956ЭМ и насыщение разведывательным оборудованием и все.
        1. +4
          21 июня 2023 08:11
          Может быть всему виной упомянутый в качестве примера проклятый японский "э"

          Как-то странно на сайте работает цензура в последнее время. "Сиранэ" это не оскорбление, это название эсминца,именно под таким названием он фигурирует во флотской литературе))) Немного реже встречается вариант "Ширанэ", но это уже английская транскрипция, фонетически же правильно произносить именно "сиранэ" с буквой "с" вначале. smile
          1. 0
            21 июня 2023 09:03
            но это уже английская транскрипция, фонетически же правильно произносить именно "сиранэ" с буквой "с" вначале
            Совершенно верно, это классическое обезьянничание, даже традиционное название "Мицубиси" ныне только как "Мицубиши" произносят.
            1. +1
              21 июня 2023 09:14
              Цитата: Авиатор_
              Совершенно верно, это классическое обезьянничание, даже традиционное название "Мицубиси" ныне только как "Мицубиши" произносят.

              А почему так? what
              1. +1
                21 июня 2023 10:16
                Потому-что это на "Ромадзи" - японская азбука, переделанная в угоду американцам, если коротко. Традиционные - "Катакана" и "Хирагана".
                1. +1
                  21 июня 2023 11:43
                  В Ромадзи произношение максимально приближено к японскому, насколько повзволяет английский алфавит.

                  Традиционные - "Катакана" и "Хирагана".


                  А Кандзи? Забыли))
                  1. 0
                    21 июня 2023 13:28
                    Нет, не забыл, просто нет времени углубляться. Спасибо за напоминание.
                    1. 0
                      23 июня 2023 10:04
                      Цитата: Авиатор_
                      Совершенно верно, это классическое обезьянничание, даже традиционное название "Мицубиси" ныне только как "Мицубиши" произносят.

                      Цитата: мордвин 3
                      А почему так?

                      Где-то читал, что в японском языке нет шипящих звуков.
              2. 0
                21 июня 2023 17:32
                Цитата: мордвин 3
                А почему так? what

                С одной стороны есть Хёпберн и Поливанов, а с другой звук в японском языке, который от слова совсем отсутствует в русском.
                Как сказал нам наладчик японец: "говорите, как вам удобно, всё равно правильно произнести по-японски гайдзин не сможет..." :)
              3. Комментарий был удален.
        2. 0
          21 июня 2023 10:11
          КТЭУ сейчас стала бы преимуществом корабля, а не его недостатком. В виду неприхотливости и меньшей стоимости комплектующих. Так как быстро заместить ГТУ из Николаева установками собственного производства не получается.
          1. +1
            21 июня 2023 15:56
            КТЭУ сейчас стала бы преимуществом корабля, а не его недостатком.

            Верите, или нет, но я об этом уже год толдычу. Мне даже удалось переубедить Боярда в том что условный 11356 на КТУ, был бы предпочтительнее покупки китайского фрегата тип 054, тем паче что условный КВГ 6М обладает более высокой степенью автоматизации и уже не так зависит от действий человека + переход с мазута на дизель позволил повысить его экономичность, а следовательно дальность, при тех же объёмах топлива. Опять же не будем забывать, что КТЭУ занимает немного меньше места, чем ГТЭУ (не так чтобы сильно намного, но все же меньше), а значит освободившиеся объёмы можно использовать под что-нибудь ещё. Такой 11356 вполне можно было бы строить большой серией на том же Амурском судостроительном вместо корветов 20385, для которых сегодня нет ни ГЭУ, ни электроники, и которые в по своим мореходным качествам при любых обстоятельствах будут значительно хуже более крупного фрегата.
            1. +1
              22 июня 2023 00:12
              В ГТУ меньше физических процессов, чем в КТУ, а потому КПД у нее выше.
              1. 0
                16 июля 2023 21:49
                О Господи!
                Вы написали вменяемый коммент.
                Мои поздравления, так держать.
                Возможно, Вы не безнадёжны.
        3. 0
          22 июня 2023 12:56
          корабли МПО пр.12700 это всё же Базовый тральщик
          тут скорее их применение не по назначению - из-за без исходности
          думаю следующая увеличенная версия - Морского тральщика
          как вариант уже получит и ЗРПК Панцирь-М а так же бронирование до 50-мм от частей дозвуковых ПКР на излёте
  2. +9
    21 июня 2023 03:32
    То что разведывательные корабли слабо вооружены это давно и всем известно. И это чудо что они смогли отбить нападение. Что остается после этого, только на скорую руку добавить автоматических гранатометов и пулемётов, да переносных ПЗРК и добавлять сейчас же пока не случилось беды . А что-то поставить существенное это нужна не дешевая модернизация.
    1. +4
      21 июня 2023 03:33
      Цитата: Borik
      А что-то поставить существенное это нужна не дешевая модернизация.

      Никакая модернизация не даст им хода, какой хочет автор.
      1. -1
        21 июня 2023 08:36
        Дык.... Корпус чего-то типа тральщика разогнать.... А если делать в другом корпусе, так это уже другой корабль. Да, и зачем? 72 км... хехе. От самолета или пакеты попытаться убежать?
  3. +15
    21 июня 2023 03:35
    Чудная статья. Читаю и радуюсь. Если все украинское ЦИПСО будет всегда так топорно работать, то переживать не о чем. В одну кашу намешаны разведчики, крейсера, маша, медведь и неостановимый палец Байдена на кнопке Апокалипсиса...

    Сформулируем проблему – разведывательные корабли в том виде, в котором они есть у ВМФ, малоприменимы в условиях реальной войны или даже в ходе какого-то военного инцидента, но при этом та информация, которую они добывают, очень нужна, и другими способами её не добыть.

    А какие то применимы? Что конкретно реально можно использовать не в составе АУГ или иного крупного соединения за пределами своей зоны запрета доступа? Там где у нас 1-2 корабля (и второй - танкер), а у противника флот или авиация с наземных баз или АУГ. Крейсер? Линкор? Звезду смерти? Одновременный удар 10-12 современными ПКР с гарантией очень обидит любой одиночный корабль кроме наверное готового к бою авианосца, а если из под воды так и его тоже. Надо б защитится еще и от ПЛ, и их торпед и ракет. От мин кстати еще. Можно ли построить разведывательный корабль, который сможет в одиночку (танкеры то медленные), действовать у побережья противника на другом конце мира (привет автономность), во время войны (как он туда дошел, как его не подловили ПЛ, с кем вы таким без ЯО в океане воюете, где была авиация противника и минные заградители), с приличной скоростью (сами хотите), с возможностью на сладкое наносить еще и удары по противнику без фатального риска гибели? Можно. По совокупности характеристик разведку надо проводить сразу на Петре Великом или Нахимове. Дешево... Логично... Красиво...

    А от "противника" типа нынешнего вполне успешно помогают те средства что стоят на разведчиках сейчас.

    В российских СМИ на эту тему просто могильная тишина, все госструктуры усиленно делают вид, что они «в домике», и всё под контролем. На самом деле у них ничего не под контролем, от сгорания в ядерном пламени нас всех сейчас отделяет только палец Байдена на условной кнопке, и на той стороне Земли почти никто не сдохнет, отправляя нас в рай, это будет победа почти всухую. Основная масса наших ракет не взлетит, не успеет просто.


    Честно признавайтесь - че курили? Между приказом на массированный ядерный удар и его осуществлением настолько длинная цепочка, что не спалиться на агентурной разведке нечего и надеяться. АПЛ с БР есть и у нас, и как бы не сильно то и меньше. Не задолбятся ВСЕ ловить? А не поймай 1-2 и 200+ ваших городов - в Киселевский пепел. Потери сами прикините или подсказать? ПРО то у них - Г. А у нас не 1 и не 2 лодки в море. Как и ПГРК валом, которые замучаешься ловить. Да и если по каналам разведки проходит информация о неизбежном ядерном ударе, или хотя бы его подготовке - наносится упреждающий. Это ж аксиомы. А тут хоть сколько лодок выводи - не успеет оно долететь до наших пусков. Считано все 1000 раз - ну никак ни мы ни они не успеваем нанести обезоруживающий удар. В любом случае нарываемся на ответно встречный или превентивный. Могли б они - не ждали б пока мы наклепаем гиперзвука, ПРО и прочих ништяков. Еще в интервале 2014-2021 бы нам прилетело. Однако ж нет. Да и честно говоря - зачем? К чему ТАКОЙ риск? Что они такого получат от нашей гибели, что оправдает риск тотальной гибели всего населения? Мы не Иран, а они не Израиль. У нас не прописано целью существования страны их истребление. Экономика у них все еще большая, населения много, территории тоже, ресурсов валом... Мы злые и всех хотим убить, а они спасают мир? Ну не смешите. Такая война должна иметь причину... Что же до количества сдохших с той стороны - мы ведь никогда в новейшей истории России не рассматривали ЯО как средство завоевания территории. Ту что есть бы освоить. И сколько из наших боеголовок - высокомощные кобальтовые то и знают два десятка людей. А после пары даже таких плюх, им придется малость переезжать куда нибудь всем континентом, очень уж фонить все будет. И это не говоря уж о том что у них все атомные станции по берегам стоят, да и города... Ну и на сладкое - а если мы просто успеем раньше? ЯО у нас больше, ракеты новее на 2 поколения, ТЯО вообще несравнимо, ПРО, если считать С400 за таковое, и посильнее будет, территория больше, население меньше, урбанизация не такая... Так может тогда логичнее самим? Или все таки подумаем и поймем что жить на живой планете, получше чем в радиоактивной пустоши тараканов мутантов гонять? Хотя когда это ЦИПСО о чем дельном думало... Судя по нынешней ситуации на фронтах - думать это не про них. Им бы нас в труху, и пофиг что у самих не выросло.
    1. +17
      21 июня 2023 04:26
      Вы кто автор увидели? Тимохин! Все как всегда. Что стоит только фраза:"В реальной войне с сильным противником выживаемость разведывательных кораблей под вопросом." Можно подумать, что в "реальной войне" выживаемость любого корабля - от авианосца до портового тральщика, отличается от нуля.
      1. +2
        21 июня 2023 11:09
        Цитата: oleg123219307
        АПЛ с БР есть и у нас, и как бы не сильно то и меньше. Не задолбятся ВСЕ ловить?

        А чего их ловить? ОВР стараниями одного главкома так и укомплектован МПК постройки времён дорогого Михаил Сергеевича (а то и старше) - от баз МЦАПЛ супостата гонять нечем. Новых ТЩ - пара на флот. Корабли ДМЗ можно по пальцам пересчитать. МЦАПЛ для сопровождения РПКСН на том же ТОФ с его "Бореями" - аж две живых штуки.
        Короче, никуда ходить не надо. Сиди, "девственница", спокойно и жди - пока РПКСН выползет. А потом спокойно иди за ним.
        И это я ещё не вспоминаю про известную фотографию Гаждиево, на которой в обычный день были запечатлены стоящие в базе все РПКСН СФ, кроме, ЕМНИП, одного. Вот такой у нас КОН.
      2. +2
        21 июня 2023 12:44
        Цитата: Дилетант
        Вы кто автор увидели? Тимохин! Все как всегда.

        Может быть стоит от личностей перейти к аргументам? Если вы так неровно дышите к Тимохину, напишите статью о том, что вы думаете по этой проблеме. А проблема существует и автор именно об этом написал. А замалчивать её - работать во вред своему государству.
        1. 0
          22 июня 2023 00:15
          Тут дело не в переходе на личности, а в графоманстве отдельных личностей)))
    2. ban
      +2
      21 июня 2023 08:20
      Да мы их просто шапками закидаем, ага wassat
    3. 0
      21 июня 2023 11:49
      Тем не менее всего две недели назад США развернули почти все свои ПЛАРБ в море.
      И в случае нанесения удара по настильной траектории, (говоря про разведку -скажем, приказ идет не стандартно, а "вскрыть пакеты в час ч", хотя о чем я, какая агентура и разведка, вам после начала сво с них еще не смешно? Позорище же.)
      Как показывает математика и рассчеты, если СПРН отработает штатно, мы можем не успеть на команду на ответный удар.
      И елси они знают шахты системы "периметр", то и он не сработает потом.
      ПГРК ездят по одним дорогам, и с одними бетонными площадками с коих и будет пуск. Все давно известно со спутника, еще и в прямом эфире так сказать

      Наши РПКСН не были развернуты в ответ, и при попытке выхода с баз, в принципе, все уничтожаются, ибо ПЛО у нас НЕТ в текущем состоянии флота, как и ПТЗ на лодках, рабочего. Так что и те что в море 1-2, скорее всего пасут и уничтожат при попытке открыть крышки шахт.

      После подрыва ЯБЧ, через 2-3 года все ок, далеко не так страшно, как малюют некоторые. Да и работать на шахтах ресурсодобывающих будут местные негры, какая разница?

      А то, что вместо нескольких кораблей, из которых один может в случае чего утонуть от атаки 1-го беспилотника или 6 катеров, у нас будут пусть на 1-2 меньше, но полноценные корабли - это плохо что ли?

      Гиперзвук наклепан? Правда?
      А носители есть? Штатные?
      А дойдут?
      Не надо нести херню, ЦПСО твою мать у него, ага.
      Как про проблемы нашей армии и флота - так ууу, ЦПСО.

      СВО видимо и его успешное начало это все работа ЦПСО и компьютерная графика, как и ГРКР Москва, ага
  4. 0
    21 июня 2023 04:10
    мы строим очень дорогие, ценные, сложные и незаменимые разведывательные корабли с минимумом оружия на борту.

    Проекта "легкого крейсера" нет, и даже если начать "вчера", результат выйдет в море через годы. Скорее всего, через многие годы, поскольку даже строительство серийных фрегатов и корветов буксует. А разведку проводить необходимо уже сегодня. Неужели так сложно приставить к имеющимся разведчикам эскорт из пары фрегатов или хотя бы корветов, тем паче что они такие "дорогие, ценные, сложные и незаменимые". Конечно атаку авиакрыла "Нимитца" он и с эскортом не переживет, а вот отразить атаки дронов или "москитного флота" 404 этого должно быть вполне достаточно.
    1. -1
      21 июня 2023 11:53
      Сколько у нас корветов и фрегатов? 7? 8?
      Какой аппаратуры разведывательной нет на 22350, что ему нужен рядом еще и разведчик?

      На ЧФ всего два 11356. Все, больше там НЕТ КОРАБЛЕЙ, способных кого-то прикрыть, и то - 11356 катер в борт пропустил, АУ молчала, просто повезло что не рванул/смыло струей.
  5. +3
    21 июня 2023 05:18
    но у «Приазовья» не пулемёты, а пара «металлорезок» АК-630

    его пара 30-мм АК-630 смогла бы что-то сделать

    Вообще-то, у «Приазовья» даже не АК-630, а гораздо более урезанная АК-306.
  6. +1
    21 июня 2023 05:48
    Почему бы в состав вооружения разведовательного корабля не ввести ударные БПЛА или БПЛА-камикадзе, как воздушного так морского назначения...и автоматизировать их работу оставив оператору право на нанесение заключительного акта удара.
    1. -3
      21 июня 2023 08:30
      Цитата: Леха с Андроида.
      Почему бы в состав вооружения разведовательного корабля не ввести ударные БПЛА

      По ому что Тмохин слава Богу не командующий ВМФ! laughing
    2. +1
      21 июня 2023 10:18
      Цитата: Леха с Андроида.
      Почему бы в состав вооружения разведовательного корабля не ввести ударные БПЛА или БПЛА-камикадзе, как воздушного так морского назначения...и автоматизировать их работу


      Можно унифицированный робот-глайдер (underwater glider) начать выпускать - фактически самоходный автономный гидрофон и средство радиофоторазведки с периодическим подключением к спутнику. Во первых, все проблемы обычных океанских кораблей, в виде мин, торпед, снабжения, сроков и дальности плавания, опасности для жизни и здоровья экипажей ему неважны, во вторых, его можно недорого делать очень и очень большими сериями - например, 70-100 тыс. единиц, в третьих, при такой плотности и численности роботов в океане просто невозможно их всех обезвредить или скрыть от них подлодку или корабль.
  7. +10
    21 июня 2023 06:10
    У нас баз не осталось.Вопрос к автору,когда алкоголика сменил гарант,то кто закрыл на Кубе базу Лурдес,а во Вьетнаме -Камрань? ХПП или нас опять обманули?Кто давал такие советы? Почему до сих пор не сидят на Колыме или не стоят у стенки? А где бабки взять на строительство,как тут один гражданин пишет,то с тех,кто в день по три млн получает - с"эффективных манагеров"У которых яхты стоят,как весь тихоокеанский флот,с тех,кого переназначили опять за потерю 400 млрд,с воров и взяточников,которых постоянно прикрывают и условные срока дают,а символические штрафы,которые они платят,неизвестно кудам деваются,а народ детям по сто рублей скидывается по ящику.
  8. +2
    21 июня 2023 08:03
    и как всегда сравнение с америкосами, с которыми не сравним- ни бюджет, ни возможности, ни задачи.. т.к. идея то вроде верная, вместо просто разведкорабля, построить большой, вооруженный разведкорабль, но.. наши развед корабли - изначально не для участия в БД.. а если прямо участие и он такой типа вооруженный все отбивает.. тот же Либерти описанный в статье и удар самолетов- если создан, описанный в статье корабль -потянет удар современных ПКР? точно? что поставить в такой корабль? Редут? и это типа легкий крейсер? они и так дорогие, а станут бесценны, значит ордер охранения нужен- это не в туда путь.. это для тех у кого денег "куры не клюют" и сотни вымпелов на флоте.. так что идеи хорошие, но не для нас..
  9. -3
    21 июня 2023 08:21
    Да не будет у нас никто ничего делать, зачем все эти "надо, необходимо, должно"?! Все знают как у нас есть на самом деле и как оно все будет, так что чего сотрясать. Вот спутники нужны, а корабли всегда вызывали много вопросов, может морякам обидно, но это так.
  10. +3
    21 июня 2023 09:06
    Статья - много буков не о чем))) разведывательные корабли были всегда, их было много, для них требовалось много экипажей. Среди моих однокашников по мореходке, было много ребят с Донузлава. Опять - шеф все пропало))) опять фрегат ОХП. Кстати, никто не подскажет, при скольких баллах волнения, взлет (посадка) с такой небольшой платформы уже невозможны?
    1. +4
      21 июня 2023 09:34
      Цитата: ТермиНахТер
      было много ребят с Донузлава.

      Это не разведка, это 36-я аварийно-спасательная бригада и работала с космосом!
      Цитата: ТермиНахТер
      при скольких баллах волнения, взлет (посадка) с такой небольшой платформы уже невозможны?

      При 3-х баллах!
      1. +1
        21 июня 2023 12:26
        Сколько дней в году, в северной Атлантике, бывает меньше трех баллов?)) вопрос риторический)))
        1. +3
          21 июня 2023 14:12
          Цитата: ТермиНахТер
          Сколько дней в году, в северной Атлантике, бывает меньше трех баллов?

          0,3 дня, ответ пессимистический bully
      2. -1
        16 июля 2023 21:51
        Очередная наглая ложь с Вашей стороны, Сергей.
        1. 0
          2 декабря 2023 17:37
          Согласен, целых полтора дня)))
  11. -1
    21 июня 2023 09:54
    Как утверждается, кадр из видео отражения атаки брандеров ВМСУ, снятого с «Приазовья». Фото – кадр из видео Минобороны РФ

    Интересно. Там ведь прицеливание с прицельной колонки. А как они ночью стреляют?
    1. +2
      21 июня 2023 11:19
      Цитата: solar
      Интересно. Там ведь прицеливание с прицельной колонки. А как они ночью стреляют?

      Да она и днём-то не очень стреляет - об этом ещё более 40 лет назад по результатам ГОСов писали.
      Государственные корабельные испытания 30-мм облегченной автоматической АУ А-219 с оптической станцией «Лазурь» были проведены с 3 по 28 октября 1979 года на большом артиллерийском катере пр. 1248. В заключении комиссии сказано: «А-219 может быть использована при стрельбе по открытой живой силе на берегу, катерам, для расстрела плавающих мин и самообороны от одиночных самолетов, вертолетов и ракет. Упрощенная оптическая прицельная станция «Лазурь» из-за отсутствия измерителя дальности до цели, счетверяющего прибора, стабилизатора линии прицеливания и возможности визуального обзора оператором воздушного пространства не удовлетворяет современным требованиям».
      © Саид Аминов
  12. +1
    21 июня 2023 10:21
    Актуальнее говорить о модернизации, довооружении существующих разведывательных кораблей. Требуется хотя бы заменить 14,5 мм МТПУ на двуствольные установки с повышенной емкостью зарядных ящиков, со стабилизацией, дистанционным управлением и оснащенные тепловизионным прицелом. А если будет возможность, то установить и пушечные установки, хотя бы в 57-мм, при невозможности установить АК-176.
  13. +3
    21 июня 2023 10:23
    Автор залез в дебри, на каждом "боевике" (боевом корабле) всегда была группа радиоразведки, в том числе и на ПЛ, а специализированные РЗК, предназначались для выявления начала подготовки к войне и да - они были "смертниками" в случае начала войны. Кстати, наши РЗК очень хорошо проявили себя, в частности, во время вьетнамской войны, выуживая различные данные об американских ВМС, КМП и т.д. непосредственно находясь на ТВД.
  14. +4
    21 июня 2023 10:27
    Тимохин как всегда, фантазируетфонтанирует идеями, мало привязанными к реальности. Сам же писал, что с флотом у нас полная опа, а тут на тебе - давайте заменим дорогущие, но слабые разведчики, супердорогущими крейсерами. А чтоб сразу не было страшно, назовем их "легкими" крейсерами. Даже мне смешно :))
    Похоже кому-то очень захотелось попроектировать очередное не имеющее аналогов лет пять-дцать за лярд-другой.
    С таким подходом автору лучше на "Взгляд" вернуться - там и публика попроще и редакция любую чушь пропустит.
    Хотя, по-поводу редакции и тут все примерно также
  15. +3
    21 июня 2023 10:28
    Ага легкий крейсер. Махина выйдет мама дорогая, впендюрить развед оборудование + полноценный комплекс вооружений это ж какое энергопотребление?! Да еще вырастет соответственно водоизмещение, получится по размерам 1144.2 «Орлан». Не дело разед кораблям воевать, у них другая задача. А что бы не топили, эскорт нужен. И вот тут уже как раз надо строить больше соответствующих этой задаче судов, а не изобретать велосипед.
  16. +4
    21 июня 2023 11:00
    Сформулируем то, какой корабль должен придти на смену большим и дорогим разведывательным кораблям.

    Это боевой корабль, имеющий развитый комплекс оборудования для радиоэлектронной разведки, гидроакустический комплекс, включающий в себя как подкильную (или бульбовую), опускаемую, так и буксируемую (последняя с ГПБА) гидроакустические станции, артиллерийскую установку калибра 100 или 130 мм, зенитно-ракетный комплекс и запас зенитных ракет на борту для отражения максимально возможного для одиночного корабля воздушного или ракетного удара, запас беспилотных летательных аппаратов для разведки, как над сушей, так и над морем, два или три (предпочтительно) вертолёта.

    И на выходе мы получаем... правильно, очень большой противолодочный корабль. Подобным занимались в СССР - там ТТТ на океанский БПК в 8 кт в итоге породили ТАРКР проекта 1144. smile
    Три вертолёта с полноценными условиями базирования и ГАК с характеристиками "Полинома" - это уже больше 1155. А нам ещё нормальный ЗРК вместо "Кинжала" ставить надо.
    1. -1
      16 июля 2023 21:53
      Берёте всё РЭВ и всю гидроакустику, ПВО ближней зоны и ЗРК с 22350.
      Берёте Ак-190 в качестве главного калибра.
      Суёте это в корпус на 20-30% больше, чем у 22350.
      Дальше продолжать?
  17. +2
    21 июня 2023 11:15
    При реализации ВСЕХ обозначенных автором возможностей, как раз и получится 1144. laughing
    Газотурбинная ГЭУ плохо сочетается с большой автономностью по топливу. А ежели добавить ещё 3 вертолёта, которым тоже горючее нужно где-то хранить, если конечно они не для вида, а ещё пара десантных катеров, да средства РЭБ, РЭР, ГАК, артиллерия, ПВО и РВ с аппаратурой целеуказания, ну и личный состав, чтобы всё это хозяйство работало... Может не 1144, но мне кажется, что всё ЭТО даже в корпус типа 1164 не влезет. Какая к чертям разведка? И я уже не говорю про стоимость этого чуда, потому что наша промышленность разучилась делать подобные корпуса, да про РЛС ПВО, которой нет не буду.
  18. -2
    21 июня 2023 14:24
    уже из самого заголовка подозревал имя автора. и точно - тимохин. даже не хочется мараться о текст статьи. "провокационность" в том что Секта Великих Флотоводцев после многолетней пропаганды абсолютно бесполезных крупных надводных кораблей имеет наглость вылезать на свет. хотя сво показала почти полную ненужность и минимальную ценность из всех видов вс флота как такового. но нет - снова полезли воевать с тикондерогами.
    по существу - не нужен ни крейсер, ни развед корабль. отдайте деньги сухопутчикам, пусть купят рации и беспилотники
  19. -2
    21 июня 2023 15:42
    аффтору видимо стоит вернуться к Мурзилке..там быликогда то красивые картинки и букварю а не анализировать то в чем он полный ноль. крейсер Москву кто то атаковал? бабка у подъезда сказала или уже оглашен вердикт? или все было прозаичнее и проще...учитывая известные проблемы со штатной системой пожаротушения..итем..недоремонтом что сделали в С евасе..после которого с первыхжеучений ее на буксире обратно притянули в бухту...что он тут рассуждает...больше да меньше?кто их будет строить где? и из чего самое интересное..фантаст ты мамкин.. А вот вопроса какому кретину с лампасами пришла эта гениальная идея ДВАЖДЫ послать черти куда непонятно ЗАЧЕМ разведкорабль без сопровождения..это он не задает..
  20. автор хреново знает систему СПРН, с загоризонтными РЛС и системой "Мертвая рука" РВСН. Которые старт ракет засекут через полторы-две минуты после их взлёта. Ответка будет, как с мобильных РКСН, так и со стационарных ПУ. А удар называется "встречно-упредительный", т.к. ракеты стартуют после пуска вражеских носителей, но до того, как их боевые блоки достигнут цели.
    Поэтому и не нажимают за океаном кнопки, прилёт 1200-1500 боевых блоков не оставит пин.досам шансов на выживание. Тем более, что с уменьшением числа боевых блоков на одном носителе, мощность этих блоков увеличилась. Вместо 6 блоков по 150 кт стоят 3, но мощность у них 550 кт. И если три блока кладутся равносторонним треугольником, то внутри образуется зона сплошного разрушения за счёт перекрытия ударных волн. Каждая из сторон - порядка 15 км, посчитайте площадь сплошных разрушений. Это порядка 100 кв. км, плюс разрушения с внешней стороны треугольника. Это зона сплошных и сильных разрушений. В общей сложности все будет стёрто с лица земли или обращего в руины примерно на 500 кв. км.
    Пин.досы знают это, поэтому и менжуются.
    В свое время Роник Рейган попытался трепыхаться, но ему популярно объяснили, что жизнь - это не кино. И если с ядерным ударом по СССР что-то пойдёт не так, нельзя будет сказать как на съёмочной площадке: "Стоп, все ракеты обратно в шахты, новый дубль".
  21. +2
    21 июня 2023 16:59
    У нас уже был один такой большой разведчик. Назывался он БАРЗК ,,Урал,,. Силовая установка ядерная. Водоизмещение около 35 тыс.тонн. Длина 265 метров. Экипаж под 1000 человек. Строился на ,,Балтийском заводе,,. Даже на такой махине не удалось разместить все те боевые комплексы о которых говорит автор этой статьи. Пара артустановок и четыре АК-630 и все. Прослужил более десятка лет. Содержание его было очень накладным. Списали и порезали. К таким большим РЗК навряд ли вернутся. Очень дорогие и сложные.
  22. 0
    21 июня 2023 18:31
    Самое большое и быстрое решение в данной ситуации и в данное время, это переделать имеющиеся корабли в разведывательные корабли. На мой взгляд это суда проекта 22160. По размерам они близки к "Приазовью" и "Ивану Хурсу". Первое- они есть и они никому не нужны. Насытить их необходимой аппаратурой и довооружить "Панцирь-МЕ". Скорость у них не 30 узлов конечно но и 27 узлов больше чем у "Ивана Хурса". Если первый опытный корабль устроит флот то всю серию можно переделать. Это примерно по два разведчика на каждый флот. soldier
  23. +1
    21 июня 2023 19:57
    Отличная статья, как и всегда.

    Не очень только понятно, почему экономически невыгодно строить атомные крейсера (не для этих задач, тут, понятно, массовость нужна), а вообще. Строим же мы АПЛ. Или дело не только в атомной ГЭУ, а в тщетном стремлении создать универсальный корабль?

    Ну и второй вопрос - как я понимаю, всё-таки совсем фрегаты заменить подобными лёгкими крейсерами не получится?
  24. +2
    21 июня 2023 21:53
    Не согласен с автором. Разведку надо вести не только во время войны, но и в мирное время. Плюс, мирное время длиться дольше, чем военное (для конкретной страны). Корабль, построенный по военным требованиям, с вооружением будет в разы дороже, чем разведчик на базе коммерческих судов, а его эксплуатация - намного дороже. Плюс, будет безжалостно расходоваться его ресурс в мирное время. Для того, чтобы обеспечить полноту и непрерывность разведданных требуется много кораблей-разведчиков, в военном варианте мы это не потянем. Так что разведчики мирного времени должны быть.
    Но строить отдельных комплект кораблей-разведчиков для войны тоже идея так себе. Что делать? Дооснащать стандартные военные корабли ДМЗ средствами сбора разведданных, тем более, что большая часть всего потребного (ГАС, РЛС, средства РТР, средства связи и передачи данных, бинокль у капитана и т.д.) уже имеется на борту, так как необходима для выполнения задач этого корабля. Если требуется что-то очень дорогое, то реализовать это в контейнерном исполнении, чтобы можно было за неделю перебросить это оборудование с разведчика мирного времени на боевой корабль (естественно, корабль должен быть изначально спроектирован так, чтобы позволять подобное дооснащение). А просто резерв места, энергетики и несколько кают для специалистов не скажутся на цене корабля катастрофическим образом.
    1. -1
      16 июля 2023 21:55
      Не согласен с автором. Разведку надо вести не только во время войны, но и в мирное время. Плюс, мирное время длиться дольше, чем военное (для конкретной страны). Корабль, построенный по военным требованиям, с вооружением будет в разы дороже, чем разведчик на базе коммерческих судов, а его эксплуатация - намного дороже.


      Проблема в том, что мирное время закончилось, возможно навсегда. Нас ждёт совсем другое время, не сказать, чтобы война, но мирным его точно не назовёшь, вторая половина 80-х на стероидах+куча разных "чёрных" операций.
    2. 0
      17 июля 2023 13:47
      В мирное время можно установить контейнерное оборудование на обычное судно. Зачем для этого специальный разведчик строить?
  25. 0
    22 июня 2023 09:40
    При всём уважении к автору статьи, Александр пытается решить проблему морской разведки переделав проект ещё несуществующего фрегата пр.22350М в лёгкий крейсер с усечённым боекомплектом но с расширением номенклатуры за счёт "Уранов", морских и подводных беспилотников и вертолётов. Вертолёт, как средство разведки над морем, вообще ни о чём. При заявке уйти от преследования одноклассниками с ГЭУ от фрегата 22350М не получится. Только 4 турбины по 27500 л.с. превзойдут Бёрков. Обеспечение автономности по топливу такого корабля для действий у берегов Северной Америки потребуется вспомогательное судно или пропорциональный рост ВИ. На мой взгляд, легкий крейсер для разведки - тупиковая ветвь развития.
  26. 0
    23 июня 2023 02:47
    Идея интересная.
    Я конечно всё же больше склоняюсь к первому варианту. Дело в том что сейчас у нас мало кораблей ДМЗ. И сами дальние походы соединения таких кораблей мы проводим редко. А именно в интересах таких сил версия крейсера-разведчика - наиболее оптимальна.
    На данный момент времени, первоочерёдная задача, организовать поисковый эшелон в районах рассредоточения надводных сил противника что ориентированы на удары по нашему региону в случае возможного конфликта. Это норвежское, северное, ионическое, средиземное, охотское и баренцево моря. Так же, отчасти балтийское и чёрное. Если там организовать постоянное патрулирование разведывательных защищённых и многочисленных судов, то будет усложнена (или даже приведена в состояние невозможной) быстрого и массированного обезоруживающего удара по инфраструктуре и уничтожения военного и торгового флота.

    и вот уже ПОСЛЕ того как реализуем это, можем подумать о том, что бы создавать крейсеры с разведывательным уклоном. Они уже будут действовать в водах мирового океана в местах, недалеко от пересечений основных морских путей между портами противника. Это и патрулирование северной атлантики (для постоянной разведки путей снабжения между С. Америкой и Европой), северного тихого океана (для наблюдений за перемещением флота США в треугольнике Аляска-Гавайи-Калифорния и его союзников, Японии и Южной Кореи), патрулирование индийского океана (для разведки судов проходящий через Суэц и контроля потенциального флота противника из Азии или в Азию) и т.д.
  27. 0
    23 июня 2023 14:07
    я как то фантазировал о противолодочном корабле для россии, в формате десантного корабля ВМС Италии San Giusto. щас вот думаю и концепция автора туда подходит)) уменьшить только. кстати у нас были крейсера вертолётоносцы 1123, масштабировать в меньшую размерность. и тоже вуаля. ну есть конечно, о чём подумать.
  28. 0
    26 июня 2023 22:03
    Ну, здравствуйте.
    Чего й-то йони не выживут вдруг?
    Сама суть выживальщика - не светиться и не отличаться от других.
    И чем менее будет заметно корыто, желательно покрытое ржавчиной, тем больше будет полезнее для него....
  29. 0
    22 июля 2023 20:11
    Ну... назвать Тикондерогу недокрейсером...
    Назвать Тикондерогу кораблём без ударных возможностей
    Я даже не знаю что и сколько надо выпить чтоб такая мысля в голове родилася!!!!
  30. Но у пришедшего через сутки в Севастополь «Хурса» на этом месте нет никаких повреждений...что породило предположения о том

    Всё там было видно. Хурс отделался лёгким испугом, осталась отметка небольшая, подпалина. На волосок разошлись. Что стало причиной везенья осталось за кадром, но катер был предельно близко.
    только мешки вокруг пулемётной тумбы, огонь по катеру в видео не ведётся

    Пулемёт можно снять, это не башня ГК Ямато

    П.С. опять не проверил дату публикации статьи. Некро пост.
  31. 0
    15 октября 2023 12:06
    С начала надо проанализировать состояние и возможности российского судостроения и производства корабельной энергетики, а потом заниматься фантазиями и прожектерством
  32. 0
    27 октября 2023 18:18
    Спасибо автору. Затронул очень важную и актуальную тему. Но…
    Огромное заблуждение подменять разведывательную многофункциональность специализированных РЗК примитивными разведывательными возможностями специальных служб боевых кораблей и еще более страшно пытаться перенести функции первых на вторые.
    Исторический опыт как раз показывает незаменимость РЗК. От них и не думал никто отказываться. Ими обладают все передовые страны мира. Новейшие из них построены, строятся и модернизируются в Китае, США, Норвегии, Германии, Японии, Швеции, Франции, Италии, Польше, Турции и даже на Украине. Активно наращивают их количество Китай и Норвегия. Кто не может их строить (например, Испания) закупает у того кто может (например, Германия).
    Не строить отечественные РЗК или строить их очень долго и кроме того пытаться вместо этого участвовать в сомнительных проектах типа этого может привести к полной потери отечественного разведывательного флота. Поскольку большинство из них 70-80 гг., а некоторые и 60 гг. постройки прошлого века!
    Поэтому уже давно требуется принятие самых незамедлительных мер к планомерной замене устаревших РЗК новыми современными кораблями разведки. Для чего нужен неукоснительный контроль хода их закладки, строительства и введения в состав ВМФ. Какими им быть большими, средними или малыми, специализированными или ГАР пусть решают в судостроительных НИИ с обязательным учетом отечественного и иностранного опыта, а также исходя из финансовых возможностей государства.