Зенитки, которые не будут стрелять в небо против торпед для нищих

74
Зенитки, которые не будут стрелять в небо против торпед для нищих

Ракеты – это, конечно, хорошо. Это неприятно кораблям, это смертельно самолетам, это больно городам. Ракета сегодня – прекрасное средство нападения и неплохое средство обороны, поскольку только ракетой можно сбить ракету. В основном из-за скорости и небольшого размера.

Есть у ракеты морские родственники. Это ракеты-торпеды, о них вообще разговор отдельный и просто торпеды. В общем, история развивалась нормально: в воздухе ракеты, под водой торпеды, гибрид ракеты и торпеды в обеих средах.



И вот у нас появились непредусмотренные сценарием дроны-камикадзе или беспилотные аппараты однократного применения. И буквально за последние несколько лет эти аппараты очень сильно эволюционировали и из разведывательных стали вполне себе ударными.


Это касалось воздушных БПЛА, но если можно подвесить на вполне гражданский коптер пару гранат типа ВОГ, то чем хуже аппараты, которые плавают по водной глади? Тем более, что их просто можно сделать больше и напихать больше взрывчатки?

Собственно, это и было сделано.

Но давайте посмотрим, что такое морской беспилотник по своей сути? Это просто катерок, с приличным бензиновым моторчиком, позволяющим плыть далеко и быстро (относительно, конечно), системой управления на спутниковом канале и, собственно, ценным грузом взрывчатки с каким-то детонатором.


Надо сказать, что сама по себе идея не нова, ее реализовали наши предки еще в 30-х годах прошлого века, создав малую подводную лодку проекта АПСС и радиоуправляемые торпедные катера Г-5. Немцы, итальянцы – все были позже. Но идея управления катером с зарядом ВВ витала давно, просто средства управления не совсем подходили под такие задачи.

Да и потом, катера, набитые взрывчаткой, имели только одно преимущество: взрывчатки можно было заложить много. Это в основном имело смысл при подрыве мостов, для всего остального прекрасно служили торпеды.

Теперь стоит сказать пару слов о торпедах.


Торпеда тоже эволюционировала за последние сто лет и из смертоносной болванки, способной просто идти по прямой или описывать циркуляции, превратилась в телеуправляемое оружие или даже самостоятельно ищущее цель при помощи гидрофонов или гидролокаторов.

В принципе, торпеда по-прежнему самое сложно обнаруживаемое морское оружие. Она идет под водой, ее можно только услышать, но с этим тоже проблемы, потому что торпеды становятся все тише. Да, сложности с носителем, потому что это либо подводная лодка, либо корабль. Самолеты-торпедоносцы вымерли как класс давно, хотя во времена Второй Мировой войны на их счету было просто огромное количество потопленных кораблей.

Так что да, надводный корабль или подводная лодка. Любой из этих носителей может осуществить пуск торпеды в корабль противника. Современные торпеды могут применяться как по надводным кораблям, так и по подводным лодкам, благо, дальность хода и глубина погружения позволяют.


Можно даже сказать, что в основном торпеды и предназначаются для подводных лодок, по кораблю вполне хорошо и ракеты заходят.

Посмотрим на дрон и торпеду, поставив их рядом. Дрон – украинский «Микола-3», выловленный под Севастополем, торпеду возьмем нашу УСЭТ-80, как самую что ни на есть служивую в нашем флоте.


«Микола» легче, всего около тонны. УСЭТ-80 весит около двух, но тут все понятно, передвижение в плотной водной среде вынуждает.


Двигатель у дрона обычный бензиновый, у торпеды электрический на батарее. Скоростные характеристики примерно равны, у катера 60 км/ч, у торпеды 45 узлов, что в пересчете дает почти 70 км/ч. Дальность действия торпеды до 18 км, катер может находиться в море пока позволяет запас топлива, заявлено до 60 часов.

Боевая составляющая тоже примерно одинакова: у катера возможность взять до 200 кг взрывчатки, у торпеды 300 кг. Торпеда наводится сама, катер нужно наводить вручную.

Стоимость катера ориентировочно более 16 миллионов рублей, стоимость УСЭТ-80 – 30 миллионов рублей.

В целом, как видите, сравнение не в пользу беспилотного катера. Он более заметный, более уязвимый (об этом чуть ниже), у него вроде бы больше автономность, но как только мы вспоминаем про автономность подводной лодки, то становится грустно.

В общем, такой морской дрон – это торпеда для нищих.

Да, их применяли всякие бородатые парни по кораблям, и как раз здесь кроется ответ на самый главный вопрос: если морской дрон хуже торпеды, то почему его используют?


А потому и используют, что торпеды невозможно применить! Ну откуда, скажите, у бородачей в Персидском заливе или у берегов Судана корабли и подводные лодки?

Кстати, все то же самое относится и к украинцам.

«Иван Хурс» и «Приазовье» были атакованы такими управляемыми катерками именно потому, что торпеду запустить украинцам неоткуда! В составе ВМС Украины не осталось ни одного корабля, способного взять на борт торпеды и осуществить их запуск! Ни одного!

Ларчик открывается совсем просто. На весь военно-морской флот Украины не осталось ни одного торпедного аппарата. Вот потому и морские дроны-камикадзе, благо, они есть.

И здесь, как бы это комично не смотрелось, а пора поговорить о защите от управляемых недоторпед, потому что при всей своей убогости, они представляют реальную угрозу для кораблей. Особенно для тех, которые не вооружены так, чтобы дать отпор этим агрегатам.

А защититься от плавучей управляемой мины непросто. Дело в том, что как-то даже не была предусмотрена такая угроза, как собранный в гараже из абсолютно гражданских комплектующих пятиметровый плавучий носитель взрывчатки.


Давайте подумаем, чем можно обезвредить такой носитель угрозы, как низкосидящий в воде управляемый на большом расстоянии аппарат.

1. Ракеты. Думаю, результат будет удовлетворительный, но не более того. Противокорабельные ракеты применять просто глупо, цель мала.


Ракеты зенитные интереснее, как вариант, но вот берут сомнения, что ИК-ГСН четко захватит небольшой по размерам двигатель. По воздушным дронам-камикадзе ракеты ЗРК попадают, но на море это сделать будет сложнее из-за того, что нет такого перепада температур, как на высоте. Хотя здесь тоже могут быть разные условия.

2. Артиллерийские орудия.


Дело бессмысленное и беспощадное: лупить из орудия 76-130-мм даже с радарным наведением по такой цели, как пятиметровый катер. Скорострельность не даст накрыть посудинку, пляшущую на волнах на более-менее рабочем расстоянии, а дальше у таких орудий начинается «мертвая зона».

3. Артиллерия ПВО.


Вот тут интереснее. Стволы, которые имеют наведение от РЛС, с большей скорострельностью, вот они точно могут стать преградой на пути катера-дрона. Не зря российские корабли отбились при помощи МТПУ, морской тумбовой пулеметной установки с пулеметом Владимирова калибром 14,5-мм.


МТПУ наводится совершенно вручную, правда, по показаниям РЛС, так что поражение катеров-смертников говорит о весьма высоком уровне подготовки российских моряков, установка не отличается большой скорострельностью, так что точность расчета здесь весьма важна. И одной пули хватит, чтобы дрон раскинул потрохами по водной глади.

А если у нас вместо МТПУ с ручным приводом будет аналогичная установка с сервоприводами или гидравликой, да еще к тому же более скорострельная… Калибр можно даже 12,7-мм сделать, патрон 14,5х114 мм явно избыточный для пластиковой лодки с мотором.

4. РЭБ.


Вот здесь по идее все шикарно. На этих «Миколах» запросто виден терминал «Старлинка», засветить по которому можно легко и просто, и дрон просто превратиться в катер с взрывчаткой. Вообще интересно, в случае глушения, как пойдут процессы, превратится «Микола» в неуправляемую торпеду или просто начнет на месте пузыри пускать.

Но есть минус. Станция РЭБ весит немало и не на всякий ее корабль можно установить. Так, по сути, разорвал связь между дроном и оператором и привет, вылавливай лодку и разбирай на запчасти, ничего не случится. Но беда в том, что да, проще пулеметы поставить, чем антенны и все прочие радиоэлектронные потроха.

Конечно, к любому варианту вооружения нужны радиолокационное оборудование и тепловизоры. Последние весьма полезны в ночное время, дополнят радиолокацию в процессе обнаружения низкобортных носителей неприятностей.

В итоге получается какое-то такое «Назад, в будущее», во времена Второй Мировой войны, когда к ее второй половине крупные корабли массово отказывались от катапульт с гидросамолетами и торпедных аппаратов и ставили куда только можно зенитные орудия именно малого калибра. Ну так, по крайней мере, поступали американцы и британцы, наученные японскими и немецкими летчиками.

Совершим небольшой экскурс в историю? Он небольшой, зато показательный.

Возьмем американский эсминец типа «Флетчер».


Построенный огромной серией в 175 кораблей и отпахавший всю войну так, как многим и не снилось. Там в плане зенитного вооружения было много экспериментов, достойных отдельной статьи, но к 1943 году устаканились вот на таком наборе: 5 спаренных 40-мм «Бофорсов» и 7 одноствольных 20-мм «Эрликонов». То есть, 10 стволов 40-мм и 7 стволов 20-мм.

Теперь посмотрим на наш лидер эсминцев «Ташкент».


Корабль более крупный, чем «Флетчер» (4000 тонн полного в/и против 3000 у американца) был вооружен спаренной башенной установкой 76-мм, 6 зенитных автоматов 37-мм и 6 пулеметов 12,7-мм.

Есть разница, не так ли? Нет, «Флетчеров» тоже авиация топила, 4 эсминца были потоплены за все время войны именно бомбами и авиаторпедами, а 6 потопили камикадзе только в битве за Окинаву! А всего на счету «Флетчеров» 1 японский линкор, 10 эсминцев, 21 подводная лодка и куча других судов. Собственные американские потери «Флетчеров» в ходе войны – 18 эсминцев.

Но тут не стоит сравнивать количество японских самолетов, потому что «Ташкент» в своем бою, где получил первый раз тяжелые повреждения не смог отбиться от ТРЕХ самолетов, бомбивших с высоты около 4000 метров. Но это были крутые летчики, умевшие точно класть бомбы.

А вот второй налет, после чего корабль оказался в своем последнем ремонте, где его добили, случился уже после того, как при первом ремонте усилили именно ПВО. И «Ташкента» долбили весь день, сделав более 90 самолето-вылетов. Да, лидер был поврежден, но добрался до базы, а три сбитых самолета – это три сбитых самолета. По тем меркам очень много.

А всего-то заменили бесполезные 45-мм зенитки на автоматы.


Этот исторический экскурс показывает одно: чем больше стволов смотрит в небо, тем проще жить кораблю. Очередное появление дистанционно управляемых катеров-смертников, а они не дроны, а именно дистанционно управляемые катера, требует некоторого пересмотра всей концепции обороны кораблей.

Конечно, МТПУ уже показала определенную эффективность, но увы, это очень большая зависимость от стрелка, его навыков и умений. Дистанционно управляемые (лучше всего компьютером по данным радара) боевые модули со стабилизированным наведением, управляемые по данным от корабельных РЛС – это будет очень серьезный заслон на пути самоделок со взрывчаткой.

Но и о количестве стволов не стоит забывать. Понятно, что внезапно ниоткуда не возьмутся сотни пулеметов, стволами которых ощетинятся корабли Черноморского флота, но в довесок к МТПУ 3-4 «Корда» - это очень прилично. Более того, хотя бы один такой пулемет должен быть с тепловизором.


Конечно, взять и оборудовать все корабли боевыми модулями сложно, но у нас выкручиваться умеют. Кстати, шикарно подошел бы «Бережок», там есть все, и прицелы, и стабилизатор, стоило бы только гранатомет убрать – и прекрасный модуль, которому можно найти место на корабле.


Но это не отменяет увеличения количества стволов на борту.

Вот самый простой пример: «Иван Хурс» был атакован на выходе из проливов. А если это случится непосредственно в проливе? В узком месте, заполненном большим количеством гражданских суденышек, часть которых может оказаться несколько не тем, чем является на самом деле?

Да, кто сказал, что «Микола-4» не будет похож на обычную лодку с тентом? Запросто! И у дежурных расчетов будет не так много времени, чтобы «отоварить» внезапно появившегося противника.

Расклад получается такой: командованию Черноморского флота просто необходимо разработать концепцию противодиверсионной борьбы на кораблях, которые могут оказаться в зоне действия украинских дистанционно управляемых катеров-смертников. И самым лучшим решением может оказаться простое увеличение крупнокалиберных пулеметов на борту корабля вкупе с обученным расчетом из числа морской пехоты флота.

И «торпеды для нищих» будут не страшны. Конечно, при условии, что операторы РЛС тоже не будут чувствовать себя расслабленно за пультами.

Так что призыв дать кораблям зенитки, которые будут смотреть вниз – это не так уж и глупо, как может показаться на первый взгляд.
74 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    20 июня 2023 03:20
    Дело бессмысленное и беспощадное: лупить из орудия 76-130-мм даже с радарным наведением по такой цели, как пятиметровый катер.

    Мягко, очень мягко говоря, спорно. Помимо собственно прямых попаданий есть и осколочное действие и фугасное. И установка программируемых взрывателей тоже есть.
    И самым лучшим решением может оказаться простое увеличение крупнокалиберных пулеметов на борту корабля вкупе с обученным расчетом из числа морской пехоты флота.
    И тут бац, прилёт ПКР.
    1. +5
      20 июня 2023 07:01
      Цитата: Владимир_2У
      Мягко, очень мягко говоря, спорно. Помимо собственно прямых попаданий есть и осколочное действие и фугасное. И установка программируемых взрывателей тоже есть.

      Совершенно верно , всё зависит от дальности обнаружения таких ударных дронов и от дистанции открытия огня .
      Цитата: Владимир_2У
      И тут бац, прилёт ПКР.

      Для этого есть корабельная ПВО .
      Кстати именно эта же корабельная ПВО может вполне эффективно работать против таких целей своими 30 мм. автоматами с РЛ и ОЭ(оптико-электронном) наведении . А в случае размещения на кораблях ЗРК "Панцирь-М" , то и его ЗУР ближнего действия могли бы поражать такие цели на дальности их обнаружения миллиметровым\крайне-сантиметровым радаром . Благо ЗУР с радиокомандным наведением не велика и не слишком дорога , ради такой опасной цели .
      Ну и тумб с пулемётами по бортам натыкать тоже не помешает , как последний рубеж обороны корабля от такого рода угроз .
    2. +3
      20 июня 2023 08:48

      ДШКМ на борту фрегата “Regele Ferdinand”
      ДУМ от румынской фирмы Digital Bit
      Линейка под общим названием AGIL





      1. +4
        20 июня 2023 09:42
        Цитата: Mister X
        ДШКМ на борту фрегата “Regele Ferdinand”
        ДУМ от румынской фирмы Digital Bit
        Линейка под общим названием AGIL

        Хорошее решение . У нас есть "Корд" с дистанционным управлением на Т-90М , можно на базе этой установки сделать и корабельную версию . А возможно она и есть .
        Но это всё-таки последний рубеж обороны корабля .
        1. 0
          2 августа 2023 09:12
          На катерах Раптор есть серийный ДУМ с КПВТ
      2. -1
        20 июня 2023 18:12
        Красиво, ещё как. Но, представьте ситуацию, когда атакующих катеров несколько и они бронированы. Такой установки может и не хватить учитывая небольшую емкость ленты и относительно слабое воздействие от пуль в калибре 12,7 мм.
        1. +4
          20 июня 2023 18:33
          Цитата: СергейАлександрович
          Но, представьте ситуацию, когда атакующих катеров несколько и они бронированы.

          Тогда это будет здоровенная цистерна, и ее утопит обычная арта.
          1. +2
            21 июня 2023 03:19
            Цитата: Андрей из Челябинска
            Тогда это будет здоровенная цистерна, и ее утопит обычная арта.

            Которой на "Хурсе" нет...
            1. +3
              21 июня 2023 20:08
              Цитата: Владимир_2У
              Которой на "Хурсе" нет...

              А не находите, что слишком накладно разрабатывать вид вооружения, который годится исключительно против пары кораблей вероятного противника, боевого значения не имеющих, к тому же?
              1. 0
                22 июня 2023 03:25
                Цитата: Андрей из Челябинска
                А не находите, что слишком накладно разрабатывать вид вооружения, который годится исключительно против пары кораблей вероятного противника, боевого значения не имеющих, к тому же?

                Ну какой же эти брандеры - новый вид? Даже отбросив то что это брандеры. Просто частный случай безэкипажного катера. По сравнению с БПЛА: даже в разработке - копейки, ибо держаться в воздухе и на воде, не сопоставимые по трудности задачи.
                Ну и атакуй "Хурс" катер с 20-30 мм автоматом, что бы стало с "Хурсом"? А таких катеров не одна тысяча у кого ни попадя.
        2. +2
          20 июня 2023 18:35
          Цитата: СергейАлександрович
          атакующих катеров несколько и они бронированы

          бронекатера Гюрза имеют лёгкую алюминиевую броню, она может защитить экипаж лишь от пуль калибра 7,62 мм.
          А бронированные дроны только у Бэтмена)
          1. +1
            21 июня 2023 13:37
            Бронированные катера разве редкость? Забронировать плавучий дрон можно без каких либо серьезных проблем.
            1. 0
              21 июня 2023 18:17
              Цитата: СергейАлександрович
              Забронировать плавучий дрон можно без каких либо серьезных проблем.

              Можно.
              А на скорость, и маневренность вес брони повлияет?
            2. +3
              21 июня 2023 18:52
              От КПВ? Тогда придется ставить броню от старого эсминца. Таковую от нового он пробьет легко.
        3. 0
          21 июля 2023 17:23
          Кпвт пробивает более 20мм брони на дистанции 800м (в ручную попасть так далеко нереально). КОРД/УТЕС/ДШК ДО 20мм на 100 метров и помоему 10 мм на 1 км...
          Чтоб дрону дать большую броню надо увеличить его размер и двигло, значит его проще обнаружить будет. А эти дроны пластиковые, их из ПКМ можно расстрелять БЗшками.
    3. 0
      21 июля 2023 17:14
      Ну не в ущерб, а обучить вахтенных матросов стрельбе из пулемётов и выдать грубо 4 пулемёта с оптикой чтоб каждый смотрел в свою сторону и раз в 2-4 часа менялся это норм, ни затрат ни изменения конструкции, причём даже не обязательно Корд, ПКМ в целом достаточно с бронебойно-зажигательными. В конце концов если матрос начнёт стрельбу зенитчики его поддержат.
      У орудий 105 и 130 мм тоже норм скорость, по таким мелким целям конечно тяжко, но даже если рядом попадёт скорее всего если не подобьет, то отклонит от курса или перевернёт.
      76 реально малкалибр, я бы его или на 57 или на 30 мм автомат менял.
  2. +10
    20 июня 2023 03:27
    С воздушного дрона морские беспилотники видны? Тогда над каждым кораблем ВМС России должен круглосуточно висеть беспилотник. Нужно всего-то увеличить экипаж на 3-4 человек, и 3-4 беспилотника и столько же операторов беспилотника. Неужели в бюджете того же Черноморского флота не найдется средств на закупку и обучение операторов?
    1. +5
      20 июня 2023 05:45
      А адмиралам оно надо ? Им в море не выходить . Ну а коли просто вынести порты противника то и жить станет легче.
    2. +4
      20 июня 2023 10:07
      Цитата: Мекей Иптышев
      должен круглосуточно висеть беспилотник

      А если погода нелётная?
      1. -2
        20 июня 2023 21:51
        Цитата: Mister X
        А если погода нелётная?

        Нужны РЛС с фазированной решёткой, им погода не проблема и они лучше всего справляются с поиском целей как в воздухе, над водой и на воде. На больших кораблях над верхней мачтой, для оптимального обзора. А для уничтожения скорострельные автоматы калибра от 20мм, с программируемым БК начинённым вольфрамовой картечью и параллельная лента с БОПСами, в случае хорошо защищённой цели, типа ПКР. Одна РЛС АФАР позволит идентифицировать и сопровождать сразу несколько целей, но автоматов для поражения целей должно быть несколько, так как атака на флагманы и другие большие и важные корабли может осуществляться десятками таких надводных дронов одновременно. Конструкция такого дрона может быть из кевлара достаточной толщины чтоб выдерживать попадания даже 12,7, ведь надо учитывать расстояния и погруженность в воду. К тому же кевлар может быть применён для снижения радиоконтрастности и веса. Но надо, не надо, реальность сурова и быстро ничего не появится конечно. Но ожидать в ближайшем будущем массированные атаки целым роем таких дронов стоит и тут надо матросов срочно снабдить хорошей оптикой и по нескольку кордов, ДШК, или КПВТ снабдить и тренироваться и тренироваться, чтоб матросы чайке в оч..ко попадали с км.
        1. +1
          21 июня 2023 07:17
          Цитата: karabas-barabas
          Нужны РЛС с фазированной решёткой

          И попросить бурю угомониться.
          А то летать невозможно.
          Ни пилотируемым, ни беспилотным.
          1. 0
            21 июня 2023 21:56
            Цитата: Mister X
            И попросить бурю угомониться.

            Какую бурю ещё? Я не писал о БПЛА с радаром, а говорю о РЛС над мачтой корабля. Висящий постоянно БПЛА похоже на бред, так как непонятен вообще смысл летающего вокруг корабля БПЛА, когда можно на мачту установить РЛС, как это впрочем и делают во всём мире на современных кораблях. Тут видимо по минусам мне и плюсам за бредовую идею о висящих БПЛА, на обсуждении этой статьи собрались любители сферических коней в вакууме.
    3. +5
      20 июня 2023 18:36
      Цитата: Мекей Иптышев
      Нужно всего-то увеличить экипаж на 3-4 человек, и 3-4 беспилотника и столько же операторов беспилотника.

      И ветер уговорить, чтоб не дул.
    4. 0
      20 июня 2023 22:15
      Да не обязательно беспилотник, поднять мачту метров 50-70 с камерами и уже видно на многие сотни метров вокруг каждый катер по расходящимся волнам
    5. -1
      21 июня 2023 01:06
      Тогда над каждым кораблем ВМС России должен круглосуточно висеть беспилотник.


      Да, небольшой привязной дирижабль на котором установлены АНТЕННЫ РЛС радиолокационное и оптикоэлектронное оборудование.
      1. +1
        21 июня 2023 07:20
        Цитата: штурм
        небольшой привязной дирижабль

        Один уже летал над США.
        Ветром унесло...
        Истерия в прессе была недели 2.
  3. +3
    20 июня 2023 05:28
    «Скоростные характеристики примерно равны, у катера 60 км/ч,»
    Скорости всех плавающих объектов измеряются в узлах. Никакого деления нет. Кому удобно может переводить в км/ч.
    1. -1
      20 июня 2023 10:20
      У моряцких простите плавает только некая субстанция , все остальное ходит. Это просто в дополнение к узлам и км час.
    2. m-z
      +5
      20 июня 2023 14:08
      Цитата: Трус
      Скорости всех плавающих объектов измеряются в узлах. Никакого деления нет. Кому удобно может переводить в км/ч

      Нет, только плавающих в море-океане. Скорость речных судов измеряется в км/ч.
    3. +2
      20 июня 2023 16:57
      Да что вы хотите, если автор сего опуса не может корректно пересчитать узлы в км\час?
      "...у торпеды 45 узлов, что в пересчете дает почти 70 км/ч."
      Эти самые 45 kn дают в пересчёте не "почти 70", а полные 83 км\час.
    4. -1
      20 июня 2023 20:09
      А резьбы в дюймах. И водоизмещение в регистровых тоннах©. А еще есть крайний выход и ходящие суда. Но мы же не будем заниматься извращениями. Говорить станем по-русски, и пользоваться системой СИ, не так ли? Или понты дороже денег?
      1. +2
        20 июня 2023 22:49
        Морская миля -- очень таки стандартная ед-ца измерения, равная 1 минуте (40.000 км экватора / 360 градусов / 60 минут = 1.852 км)
  4. +12
    20 июня 2023 05:41
    45 узлов, что в пересчете дает почти 70 км/ч.
    45 узлов это 83,3 км/ч.
  5. +5
    20 июня 2023 06:04
    проблема беспилотных катеров-камикадзе даже не в уничтожении, а в обнаружении. Для этого нужны тепловизионные камеры "вкруг" и непрерывный мониторинг
  6. +1
    20 июня 2023 06:10
    Корабль он ведь ограничен размерами, надо смотреть, что и сколько можно. На мой взгляд подошли бы ГШГ и ЯКБ, но с тепловизорами и и возможностью наведения по радарному пеленгу. А корабельная РЭБ должна быть обязательна, если её сейчас надо делать.
  7. Eug
    0
    20 июня 2023 06:31
    Читал про установки изобретателя из Австралии, по типу РСЗО пулевого калибра, сумасшедшая скорострельность при конденсаторном инициировании и стена огня, правда на небольшом расстоянии. Самое интересное - преодолевали даже броню за счет размягчения оной при массовом попадании по ограниченой площади, причем, насколько я помню, можно стрелять чуть ли не с рук при разумном числе стволов. Предлагалась как ПВО небольших катеров, "не пошла" из-за невозможности быстрой перезарядки, возможно, как средство ПротивоДроновойОбороны (ПДО) будет успешна? Вопрос, как по мне, в дальности действия.
    1. +4
      20 июня 2023 06:48
      Цитата: Eug
      Читал про установки изобретателя из Австралии

      "МеталлШторм" похоже, одноразовая хрень с неустранимым недостатком в виде очень разной начальной скорости первых и последних выстрелов.
  8. +6
    20 июня 2023 06:36
    Надо сказать, что сама по себе идея не нова, ее реализовали наши предки еще в 30-х годах прошлого века, создав малую подводную лодку проекта АПСС и радиоуправляемые торпедные катера Г-5. Немцы, итальянцы – все были позже.

    Первые опыты с «телеуправляемыми» (по проводам и радио с самооета) катерами (со взрывчаткой) провели в Кайзеровской Германии еще в 1916 году. Источник на русском языке «Уникальная и 6 военная техника» автор Каторин.
    Носили название Fernlenkboot, сокращенно Fl.


    Построены двумя сериями: первая с Fl1 пр Fl12, вторя с Fl13.

    Всем доброго дня!
    1. +3
      20 июня 2023 12:21
      Цитата: Коте пане Коханка
      Первые опыты с «телеуправляемыми» (по проводам и радио с самооета) катерами (со взрывчаткой) провели в Кайзеровской Германии еще в 1916 году.

      В 1917 немцы умудрились даже попасть одним из FL в МН "Эребус". А к концу ПМВ у рейха уже были радиоуправляемые подрывные катера с управлением с самолёта.
  9. +7
    20 июня 2023 06:54
    Странно, но разведывательный корабль Приазовье отбился от брандеров при помощи штатного комплекса АК 630. Практически все наш корабли вооружены этими комплексами или ему подобные: Дуэт, Палаш, Кортик, Панцирь- М, АК 306.
    На многих вспомогательных судах и малоразмерных кораблях и катерах стоят штатные 14,5 мм МПТУ.
    К чему эти изобретения велосипеда в виде «Бережка»?
    1. +1
      20 июня 2023 12:14
      АК-630 довольно крупная и дорогая установка, не на каждый катер или небольшой корабль подойдет. 14,5 МТПУ как бы, имеет недостатки, не позволяющих на неё полностью положиться. Ресурс ствола до перегрева 150-200 выстрелов, емкость ленты в 50 патронов, отсутствие ночного прицела и ручное наведение из положения стоя. Есть и жалобы на задержки при стрельбе.
      ДУБМ с пулеметами калибра 12,7 мм тоже не очень подходят когда речь идет о живучести корабля. Из-за, опять же, низкой стойкости ствола и малой емкости ленты. 7,62 мм ПКТ может не хватить из-за малой пробиваемости.
      Так что, идеи приспособить что-то сухопутное и недорогое вполне могут иметь право на жизнь. Начиная от сухопутной ЗУ-23-2 и возврата к морскому 25-мм спаренному универсальному орудию 2М-3 с установкой современных прицельных приспособлений.
      1. +1
        20 июня 2023 21:38
        Как обычно притягиваем зауши.
        12,7 на ДУМ может иметь намного более живучий ствол чем тот же пулемет в пехотном исполнении.
        Вес не важен. Очередь в несколько сотен выстрелов организовать намного легче чем прикручивать ЗУШКУ синей изолентой к палубе.
        1. 0
          21 июня 2023 13:44
          Вот как изготовите соответствующий, намного более живучий, ствол, так сразу и ставьте, тогда не будет притянуто за уши. Даже на сухопутной технике ствол 7,62 ПТК подлежит замене при перегреве. Хотя откуда вам это знать?
          А емкость патронного короба не кажется недостаточной? Ведь ствол у вас новейшей системы не перегревается, и может изливаться огнем бесконечно.
          1. 0
            23 июня 2023 20:40
            Пехотный 12,7 и тот идет под модернизацию по поводу нового ствола. Следите за новостями. А уж профильный морской это дело желания.
            Про короб молчу. Сколько в него должно поместится??? 250? 500?
            Для пластмассового катерка размером с рыбацкую лодку хватит нескольких попаданий. Остальное доделает вибрация.
            А вот что то весом в тонну и на подводных крыльях уже может иметь броню. Благо проекция мизерная. И там что 12,7 что 23 без разницы.
    2. 0
      20 июня 2023 21:31
      А что тут странного???? Это штатная задача для данного вида оружия.
  10. +1
    20 июня 2023 07:12

    Владимир УУ прав: вот что нужно. Снаряд толковый
  11. 0
    20 июня 2023 07:28
    . Станция РЭБ весит немало и не на всякий ее корабль можно установить.

    А теперь придётся на всякий - РЭБ совмещенную с РЛС.
  12. +5
    20 июня 2023 08:17
    Пинать мертвого льва всяк осел горазд. Лидер "Ташкент" подвергался на пути из Севастополя не один раз налетам вражеских бомбардировщиков. И самые серьезные повреждения он получил не от !!! Трёх самолётов с высоты в 4000 м, а от налета пикирующих бомбардировщиков, по мемуарам тех, кто участвовал в последнем походе "голубого крейсера" налетов было несколько, с участием от 9 до 22 самолётов.
    И несмотря на повреждения машин и рулевого управления лидер дошел в порт.
    1. +1
      20 июня 2023 12:18
      Цитата: Severok
      И самые серьезные повреждения он получил не от !!! Трёх самолётов с высоты в 4000 м, а от налета пикирующих бомбардировщиков, по мемуарам тех, кто участвовал в последнем походе "голубого крейсера" налетов было несколько, с участием от 9 до 22 самолётов.

      Читаем внимательно:
      Но тут не стоит сравнивать количество японских самолетов, потому что «Ташкент» в своем бою, где получил первый раз тяжелые повреждения не смог отбиться от ТРЕХ самолетов, бомбивших с высоты около 4000 метров.

      Первый раз "Ташкент" получил тяжёлые повержения 30 августа 1941 года.
      В 15 часов 42 минуты командир отделения сигнальщиков старшина 2 статьи A.M. Цепин и сигнальщик А.А. Гордиенко доложили командиру лидера о появлении авиации противника: "Три самолета в зените!" В 15 часов 45 минут на лидер посыпались бомбы. Бомбардировщики "Ю-88" атаковали "Ташкент" с горизонтального полета на курсовом угле 90° и сбросили с высоты 4000 метров 12 фугасных бомб по 250 кг каждая. По самолетам был открыт зенитный огонь, а командир лидера В.Н. Ерошенко отдал команды: "Полный вперед!" и "Право на борт", которые были немедленно и четко выполнены. Лидер покатился вправо, быстро увеличивая скорость хода до 24 узлов. Но этого оказалось недостаточно.

      Одна 250-кг авиабомба разорвалась вблизи кормы корабля по правому борту (район 192 - 205 шпангоутов) между корпусом лидера и местом выхода гребного вала. Корпус "Ташкента" получил сильнейшее сотрясение от мощного гидродинамического удара. Лидер резко отбросило влево, а на верхнюю палубу обрушились каскады забортной воды. Погасло освещение, перестала действовать рулевая машина, начал нарастать дифферент на корму, увеличившись сразу на 0,15 метра. Тяжело поврежденный корабль остановился и если бы сейчас последовала новая атака с воздуха, то "Ташкент" был бы потоплен. Но разгрузившаяся тройка "юнкерсов" улетела, а нового налета, к счастью, не дождались. Началась борьба за живучесть корабля.

      И причиной этих повреждений была не только слабая ПВО, но и то, что в зоне действия авиации противника лидер имел под парами только половину котлов, что ограничило его скорость 24 узлами.
  13. +7
    20 июня 2023 10:31
    Надо сказать, что сама по себе идея не нова, ее реализовали наши предки еще в 30-х годах прошлого века, создав малую подводную лодку проекта АПСС и радиоуправляемые торпедные катера Г-5. Немцы, итальянцы – все были позже.

    Да-да-да, Россия - родина слонов. © smile
    Первая успешная атака дистанционно управляемых взрывающихся катеров была 28 октября 1917 года. Катер Fernlekboot с проводным управлением попал в борт монитора "Эребус" - но ПТЗ монитора погасила энергию взрыва.
    А в мае 1918 года у немцев уже были готовы Fernlekboot Тип B - с радиоуправлением. Но, как это часто бывает, вундерваффе на войну опоздало... smile
  14. +3
    20 июня 2023 11:55
    Ракеты зенитные интереснее, как вариант, но вот берут сомнения, что ИК-ГСН четко захватит небольшой по размерам двигатель.

    И у кого из морских ЗРК есть ракеты с ИК-ГСН? Ну, кроме ПЗРК и всяких там "Гибок"?
    У основной массы ЗУР либо ПАРЛ ГСН, либо РКТУ. В первом случае нужен отражённый сигнал от целим достаточной мощности для захвата ГСН. Во втором - расчёт должен видеть и вести цель либо по РЛ, либо по оптическому каналу - чтобы точка наведения ракеты совпадала с целью.
    Дело бессмысленное и беспощадное: лупить из орудия 76-130-мм даже с радарным наведением по такой цели, как пятиметровый катер.

    А что, дистанционные гранаты и прочие снаряды с регулируемым временем подрыва отменили? Что станет с надводной частью катера и аппаратурой наведения после прилёта осколков/ГПЭ от 76-100 мм снаряда?
    Возьмем американский эсминец типа «Флетчер».
    Построенный огромной серией в 175 кораблей и отпахавший всю войну так, как многим и не снилось. Там в плане зенитного вооружения было много экспериментов, достойных отдельной статьи, но к 1943 году устаканились вот на таком наборе: 5 спаренных 40-мм «Бофорсов» и 7 одноствольных 20-мм «Эрликонов». То есть, 10 стволов 40-мм и 7 стволов 20-мм.
    Теперь посмотрим на наш лидер эсминцев «Ташкент».
    Корабль более крупный, чем «Флетчер» (4000 тонн полного в/и против 3000 у американца) был вооружен спаренной башенной установкой 76-мм, 6 зенитных автоматов 37-мм и 6 пулеметов 12,7-мм.
    Есть разница, не так ли?

    Между ПВО 1942 года и ПВО 1944 года? Давайте ещё довоенную "семёрку" с "Гирингом" сравним...
    ПВО "Флетчера" на 1942 год - это 127/38, одно "чикагское пианино" (кому досталось) и несколько "Эрликонов". А "Бофорсы" пошли только в 1943, причём ПВО усиливалось постепенно.
    Этот исторический экскурс показывает одно: чем больше стволов смотрит в небо, тем проще жить кораблю.

    Пример японцев показывает, что не в одних стволах дело. Можно хоть все палубы и крыши башен заставить МЗА, но если к ним нет или не хватает нормальной СУАО, то установки эти будут лишь средством психологического успокоения экипажа.
  15. -1
    20 июня 2023 12:32
    Цитата: Роман Скоморохов
    А если это случится непосредственно в проливе? В узком месте, заполненном большим количеством гражданских суденышек, часть которых может оказаться несколько не тем, чем является на самом деле?

    Ну это как нагадить перед дверью квартиры Эрдогана и оставить записку,кто это сделал....
    Даже Украина на это не пойдёт.
    Цитата: Роман Скоморохов
    По воздушным дронам-камикадзе ракеты ЗРК попадают, но на море это сделать будет сложнее из-за того, что нет такого перепада температур, как на высоте

    Интересно по танкам ,автомобилям, просто людям, находящимся
    на земле, даже в сирийском лете попадают (не ЗУР, тк жорого), а тут на фоне водички,где температура редко бывает больше +25 грС...
    а тут нет.... "нет такого перепада"
    не нравится ИК, возьми лазерную
    [media=https://youtube.com/shorts/GngE2wTqAuw?feature=share]
  16. +4
    20 июня 2023 12:33
    А кто сказал что Мыкола-5 не будет носителем полноценной торпеды доставившим её на дальность пуска? Не хотелось бы накаркать, но...
    1. 0
      20 июня 2023 17:25
      Можно проще, прикрепить к торпеде полупогружной поплавок с мотор-генератором и запасом топлива, шнорхель с системой связи и камерой, движки торпеды. Некоторые сложности с наведением торпеды, после сброса решаемы. Вариант мино-торпеды, когда носитель сбрасывает торпеду на грунт в районе прохода кораблей в режиме ожидания и поиска цели. Да и сброс с самолета с блоком планирования и парашутным торможением вполне возможен.
      1. +1
        21 июня 2023 10:37
        Цитата: ustsv
        Вариант мино-торпеды, когда носитель сбрасывает торпеду на грунт в районе прохода кораблей в режиме ожидания и поиска цели.

        И вот мы плавно пришли к старой-доброй реактивно-всплывающей мине. smile
        Или к якорной мине с самонаводящейся торпедой в роли поражающего элемента (что-то типа "Кэптор").
  17. 0
    20 июня 2023 12:51
    Имхо, тут двояко.
    С одной стороны , относительно легко можно усилить оборону около-ручными пулеметами.
    разработать методику для главного калибра- картечных снарядов.
    вновь усилить универсальное ПВО.

    С другой стороны, методика атаки схожими силами в 20 веке - это массовая атака под прикрытикем дымов, средств рэб и возможно, ослепляющих средств.
    Да, пока не додумались, как подобному катеру тащить и запускать ракеты или торпеды вблизи. Но идея проста.
    Как тогда действовать?
  18. 0
    20 июня 2023 15:11
    Кстати, шикарно подошел бы «Бережок»

    Это ведь не тумба с пулеметом, углы вертикальной наводки в этом случае приводят к большой мертвой зоне.
    АК в калибре 57-76 со снарядами воздушного подрыва либо РБУ
  19. 0
    20 июня 2023 15:33
    на КАКОМ выходе из проливов хруст был атакован?)))))))))))))
  20. +1
    20 июня 2023 16:22
    Конечно, это не глупо. Есть 30-мм шестиствольный автомат, но он очень тяжелый. Кроме того, это дорого. В ВОВ наши применяли 12,7 мм зенитные пулеметы ДШК, вещь стоящая. Моя 18-летняя на тот момент тетя в 1944 г. в составе расчета завалили Ю-88, помню как маленьким с гордостью держал в руках медаль За отвагу. Это был одноствольный вариант. А после появился 4Х12,7 мм, вот это вообще отпад. Прицельная дальность - более 2 км, скорострельность отпадная. Не дорого, не тяжело, эффективно. По каждому борту поставить по 1. А с дронами все равно будем сталкиваться, 404-ые только их и могут себе позволить. И речные бронекатера. Но последние в море не попрутся, утонут.
    1. +1
      21 июня 2023 10:47
      Цитата: Glagol1
      Есть 30-мм шестиствольный автомат, но он очень тяжелый.

      Чуть больше одной тонны в варианте АК-306. Ему бы ещё СУАО нормальную...
      Цитата: Glagol1
      А после появился 4Х12,7 мм, вот это вообще отпад.

      Угу... только отпад буржуйский - ибо 12,7 х 4 - это по большей части либо "виккерс", либо "браунинг". Ну либо чешская счетверёнка ДШКМ.
      У нас из четырёхствольных ЗПУ была ЗПУ-4 под 14,5 КПВ.
      Цитата: Glagol1
      Прицельная дальность - более 2 км, скорострельность отпадная. Не дорого, не тяжело, эффективно. По каждому борту поставить по 1.

      И засевать пулями море. Без стабилизации, с ручным наведением маховичками - да с движущегося корабля на волнении.
      Хотите не только стрелять, но и попадать? Ставьте нормальный дистанционно управляемый модуль с пулемётом, силовыми приводами и нормальной ОЭС. Или МТПУ с простейшим "мускульным наведением". smile
  21. +1
    20 июня 2023 16:29
    4Х12,7, если сделать с хорошим допуском по вертикали, и по воздушным дронам мог бы работать. Досягаемость по высоте 1,5 км и чуть выше.
  22. +2
    20 июня 2023 17:37
    Торпеды для бедных будут развиваться , и от стаи таких катерков 2 пулемета , как на Хурсе не спасут.
    Бережок хорошая идея, в том числе, что там есть и Птурс , которым можно закрыть дальнюю зону.

    Думаю , неплохо будут смотреться и Панцири с комбинацией ракет и пушек.

    А вот не появятся ли беспилотные торпедные катера. Условно беспилотный Г-5 , оснащенный самонаводящейся торпедой с дальностью 5км. Тут пулемет точно не поможет.
  23. +1
    20 июня 2023 20:47
    Кстати, шикарно подошел бы «Бережок», там есть все, и прицелы, и стабилизатор, стоило бы только гранатомет убрать – и прекрасный модуль, которому можно найти место на корабле.
    Для моряков сухопутное вооружение подходит плохо, адаптировать надо.
    А так - еще морской ПТУР сделать можно против катеров. Только чтобы стрелял не прямо (цели будет не видно, волны все закроют), а по дуге
    1. 0
      21 июня 2023 13:58
      Цитата: bk0010
      А так - еще морской ПТУР сделать можно против катеров. Только чтобы стрелял не прямо (цели будет не видно, волны все закроют), а по дуге

      Угу... и чтобы ГСН/СУ позволяла самостоятельно искать цель в секторе по курсу полёта и после захвата наводиться на неё без участия оператора.
      В общем, "изделие 305" с улучшенной ГСН. Или наш ответ морскому "Хеллфайру". smile
  24. 0
    20 июня 2023 22:05
    Мдааа...! 1.Как надоели эти "дронелоиды"! Сколько можно говорить , что "дрон" -это термин для обозначения БПЛА,принятый ещё в 30е годы прошлого века !? Ну что..."за падло" энтого "миколу" обозвать катером-беспилотником,брандером,катером-брандером, КБ ? Не по фэнь-шую ?
    2. Откуда у автора взялось такое "откровение свыше",что торпеду можно запустить лишь с торпедного аппарата или сбросить с самолёта ,и потому отсутствие "торпедоносцев" вынудило ВСУ прибегнуть к катерам-брандерам ? А "человекоуправляемые торпеды" "Биберы" и прочая подобная афигень 2МВ,не требующие торпедных аппаратов ?
    3. Но зенитки против "полупогружных" брандеров и малых подлодок -идея неплохая,но давно известная !Только не надо "мелочиться" ! Зачем нам пулемёты,хоть и крупнокалиберные ? Когда есть "суперкавитационные" 30-мм снаряды "Пловец" ? Можно сказать ,почти универсальная "весчь" для решения разнообразных военных проблем !
  25. +1
    20 июня 2023 23:30
    Автор забыл еще одно средство против торпед и надводных дронов - это РБУ.
    Да, и обнаружение таких дронов как и торпед лучше получиться у средств ПЛО.
    Поэтому, одним из выходов будет установка средств ПЛО на корабли.
    А учитывая плачевный уровень ПЛО на нашем флоте, то это будет совсем не лишним.
  26. 0
    21 июня 2023 01:32
    "Арбалет-ДМ" был принят на вооружение ВС РФ в 2017 году.
    Модуль может устанавливаться на колесные и гусеничные бронированные машины, надводные суда и стационарные пункты охраны. Вооружение модуля - пулемет "КОРД" калибра 12,7 мм с боекомплектом 150 патронов или пулемет ПКТМ калибра 7,62 мм с боекомплектом 250 патронов.
    Модуль может захватывать и автоматически сопровождать цели с места и в движении, телевизионная камера позволяет распознавать цель на расстоянии 2,5 км, тепловизионная - до 1,5 км. Прицельный комплекс также снабжен лазерным дальномером.


    Дистанционный боевой модуль "Арбалет-ДМ" серийно выпускает Дегтяревский завод в городе Ковров.
    Разместить заказ и устанавливать на все военные и патрульные корабли и катера по 2-4 модуля достаточно простая и не сильно затратная тема, учитывая не большое количество боевых единиц ЧФ.
    В качестве дополнитеного вооружения кораблей для защиты от морских дронов и торпед могли бы стать доработанные за счёт применения современных электронных средств реактивные бобовые установки (РБУ)
    Помимо более точного целеуказания возможно применение "умных" самонаводящихся боеприпасов разного действия на дроны, как поражающего так и радио электронного, способного заглушить каналы управления или увести беспилотник/ торпеду в сторону от охраняемого обьекта.
  27. -1
    21 июня 2023 21:00
    Иван Хурс должен пройти модернизацию, я вижу так: на носу АК-630М, на корме два Утеса по бортам и тумба с двумя ПЗРК, так можно противостоять и надводным и воздушным БПЛА.
  28. 0
    27 июня 2023 19:55
    А, что противолодочные, противоторпедные сети отменили уже?
    Зачем такие сложности?
    Подними на полметра/ метр сеть-и вся любовь. Ваш дрон спалит свой мотор пытаясь пробить носом преграду.
    Может я, чего не понимаю recourse
  29. +1
    29 июня 2023 11:07
    Двигатель у дрона обычный бензиновый, у торпеды электрический на батарее. Скоростные характеристики примерно равны, у катера 60 км/ч, у торпеды 45 узлов, что в пересчете дает почти 70 км/ч

    Вообще-то больше 80-ти. hi
  30. 0
    29 июня 2023 11:17
    Кстати, шикарно подошел бы «Бережок», там есть все, и прицелы, и стабилизатор, стоило бы только гранатомет убрать – и прекрасный модуль, которому можно найти место на корабле.

    "Бережок" может и не надо, а вот дистанционный модуль от БТР-82А вполне к месту. what
  31. -1
    21 июля 2023 13:27
    Против подобной угрозы будет идеален как не кощунственно звучит на нашем сайте. Это "джавелин". Да . Да. Именно он. Ракета самонаводящаяся. На фоне холодной воды заметить и навестись на цель может быстро. Поражает цель не прямым попаданием. А сверху. Думайте. Действуйте.Волны не помеха. Несколько автоматических ПУ по бортам . И будет счастье. Отбиться от подобной угрозы. Правда ракету ПТУР третьего поколения сделать надо. Для начала.
  32. 0
    29 июля 2023 13:50
    в танковых войсках давно реализованы пулеметы на башнях с дистанционным управлением. Модули действующие, не требующие больших усилий для переделки и тд. Установить их на корабли не составит больших усилий.
    1. 0
      19 ноября 2023 11:56
      Беспилотный катер это цветочки, ягодки будут когда появится дрон со шнорхелем и спутниковой антенной на нем, и как с ними бороться надо думать уже сейчас. Дальность обнаружения шнорхеля при помощи РЛС установленной на корабле на порядок меньше чем надводного катера, причем оставшиеся несколько километров до цели дрон может пройти на аккумуляторах как классическая торпеда бес применения шнорхеля
  33. Комментарий был удален.