Крейсер "Аврора": пример памяти?

Для нескольких поколений советских (и не только советских) людей имя этого крейсера стало своеобразным фетишем. Легендарный корабль, возвестивший своим залпом наступление новой эры в истории человечества, символ Великой Октябрьской социалистической революции - это самое растиражированное клише. А какова в действительности история крейсера «Аврора»?

Крейсер "Аврора": пример памяти?


В конце ХIХ века русский военный флот рос и пополнялся новыми кораблями. По классификации того времени существовал такой подкласс крейсеров - бронепалубные, то есть имеющие броневую палубу для защиты жизненно важных частей корабля от навесного огня вражеской артиллерии. Бортовой брони бронепалубные крейсера не несли и для дуэли с броненосцами не предназначались. Именно к такому типу боевых кораблей и принадлежал заложенный 23 мая 1897 года в Петербурге (в Новом адмиралтействе) крейсер «Аврора», однотипный с заложенными ранее «Палладой» и «Дианой».


В российском флоте существовала (и существует) традиция преемственности названий кораблей, и новые крейсера унаследовали имена парусных фрегатов. Постройка корабля заняла более шести лет – «Аврору» спустили на воду 11 мая 1900 года в 11 часов 15 минут, а в состав флота (после завершения всех достроечных работ) крейсер вошёл только 16 июля 1903 года.

Каким-то уникальным по своим боевым качествам этот корабль отнюдь не являлся. Ни особо резвой скоростью хода (всего 19 узлов - эскадренные броненосцы того времени развивали скорость 18 узлов), ни вооружением (8 152-мм орудий главного калибра - далеко не потрясающая огневая мощь) крейсер не мог похвастаться. Корабли другого принятого тогда на вооружение русского флота типа («Богатырь») бронепалубных крейсеров были гораздо быстроходнее и в полтора раза сильнее. И отношение офицеров и команд к этим «богиням отечественного производства» было не слишком тёплым - крейсера типа «Диана» имели массу недостатков и постоянно возникающих технических неполадок.

Тем не менее, своему прямому назначению - ведение разведки, уничтожение торговых судов неприятеля, прикрытие линейных кораблей от атак вражеских миноносцев, дозорная служба - эти крейсера вполне соответствовали, обладая солидным (около семи тысяч тонн) водоизмещением и, вследствие этого, хорошей мореходностью и автономностью. При полном запасе угля (1430 тонн) «Аврора» могла без дополнительной бункеровки дойти от Порт-Артура до Владивостока и вернуться обратно.

Все три крейсера предназначались для Тихого океана, где назревал военный конфликт с Японией, и первые два из них уже находились на Дальнем Востоке к моменту вступления «Авроры» в строй действующих кораблей. Третья сестра тоже спешила к родственницам, и 25 сентября 1903 года (всего через неделю после укомплектования, закончившегося 18 сентября) «Аврора» с экипажем в 559 человек под командованием капитана 1-го ранга И. В. Сухотина покинула Кронштадт.

В Средиземном море «Аврора» присоединилась к отряду контр-адмирала А. А. Вирениуса, состоявшего из эскадренного броненосца «Ослябя», крейсера «Дмитрий Донской» и нескольких миноносцев и вспомогательных судов. Однако на Дальний Восток отряд опоздал - в африканском порту Джибути на русских кораблях узнали о ночном нападении японцев на порт-артурскую эскадру и о начале войны. Следовать дальше было признано слишком рискованным, поскольку японский флот блокировал Порт-Артур, и существовала высокая вероятность встречи с превосходящими силами противника ещё на подходе к нему. Высказывалось предложение выслать навстречу Вирениусу отряд владивостокских крейсеров в район Сингапура и идти вместе с ними во Владивосток, а не в Порт-Артур, но это вполне разумное предложение принято не было.

5 апреля 1904 года «Аврора» вернулась в Кронштадт, где её включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала Рожественского, готовившейся к походу на Дальневосточный театр боевых действий. Здесь на ней шесть из восьми орудий главного калибра прикрыли броневыми щитами - опыт боев артурской эскадры показал, что осколки фугасных японских снарядов буквально косят незащищённый личный состав. Кроме того, на крейсере сменился командир - им стал капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев. 2 октября 1904 года в составе эскадры «Аврора» вторично отправилась в путь - к Цусиме.

Крейсер "Аврора": пример памяти?


«Аврора» состояла в отряде крейсеров контр-адмирала Энквиста и в ходе Цусимского боя добросовестно выполняла приказ Рожественского - прикрывала транспорты. Задача эта была явно не по плечу четырём русским крейсерам, против которых действовали сначала восемь, а потом шестнадцать японских. От геройской гибели их спасло только то, что к ним случайно подошла колонна русских броненосцев, отогнавших наседавшего неприятеля.

Чем-то особенным крейсер в бою не отличился - автором приписываемых «Авроре» советскими источниками повреждений, которые получил японский крейсер «Идзуми», на самом деле был крейсер «Владимир Мономах». Сама же «Аврора» получила около десятка попаданий, имела ряд повреждений и серьёзные потери в людях - до ста человек убитыми и ранеными. Погиб командир - его фотография экспонируется ныне в музее крейсера в обрамлении пробитого осколком японским снарядом стального листа обшивки и обгорелых досок настила палубы.

Ночью же, вместо того, чтобы прикрыть израненные русские корабли от бешеных минных атак японцев, крейсера «Олег», «Аврора» и «Жемчуг» оторвались от своих главных сил и направились на Филиппины, где и были интернированы в Маниле. Впрочем, обвинять команду крейсера в трусости нет никаких оснований - ответственность за бегство с поля боя лежала на растерявшемся адмирале Энквисте. Два из этих трёх кораблей впоследствии погибли: «Жемчуг» был потоплен в 1914 году германским корсаром «Эмден» в Пенанге, а «Олега» в 1919 году потопили английские торпедные катера в Финском заливе.

На Балтику «Аврора» вернулась в начале 1906 года вместе с несколькими другими кораблями, уцелевшими от японского разгрома. В 1909-1910 годах «Аврора» вместе с «Дианой» и «Богатырём» входила в состав отряда заграничного плавания, специально предназначенного для прохождения практики гардемаринами Морского корпуса и Морского Инженерного училища, а также учениками Учебной команды строевых унтер-офицеров.

Первую модернизацию крейсер прошёл после русско-японской войны, вторую, после которой принял сохранённый ныне внешний облик, - в 1915 году. Усилили артиллерийское вооружение корабля - число 152-мм орудий главного калибра сначала было доведено до десяти, а затем и до четырнадцати. Многочисленную 75-мм артиллерию демонтировали - размеры и живучесть эсминцев возросли, и трёхдюймовые снаряды уже не представляли для них серьёзной опасности.

Крейсер получил возможность принимать на борт до 150 мин - минное оружие широко применялось на Балтике и доказало свою эффективность. А зимой 1915-1916 на «Авроре» установили новинку - зенитные пушки. Но до второй модернизации славный крейсер мог и не дожить...

Первую Мировую войну «Аврора» встретила в составе второй бригады крейсеров Балтийского флота (вместе с «Олегом», «Богатырём» и «Дианой»). Русское командование ожидало прорыва мощного германского Флота Открытого моря в Финский залив и удара по Кронштадту и даже по Санкт-Петербургу. Для парирования этой угрозы спешно ставились мины, и оборудовалась Центральная минно-артиллерийская позиция. На крейсера же возлагалась задача несения дозорной службы в устье Финского залива с тем, чтобы своевременно известить о появлении германских дредноутов.

Крейсера выходили в дозор парами, и по истечении срока патрулирования одна пара сменяла другую. Первого успеха русские корабли добились уже 26 августа, когда у острова Оденсхольм сел на камни германский лёгкий крейсер «Магдебург». Подоспевшие крейсера «Паллада» (старшая сестра «Авроры» погибла в Порт-Артуре, и эта новая «Паллада» была построена после русско-японской войны) и «Богатырь» попытались захватить беспомощный корабль противника. Хотя немцы и сумели взорвать свой крейсер, на месте аварии русские водолазы нашли секретные германские шифры, которые в ходе войны сослужили добрую службу и русским, и англичанам.

Но русские корабли ждала новая опасность - с октября на Балтийском море начали действовать германские подводные лодки. Противолодочная оборона на флотах всего мира находилась тогда в зачаточном состоянии - никто не знал, как и чем можно поразить скрывающегося под водой невидимого врага, и как избежать его внезапных атак. Ни ныряющих снарядов, ни, тем более, глубинных бомб и гидролокаторов ещё и в помине не было. Надводные корабли могли рассчитывать только на старый добрый таран - ведь не принимать же всерьёз разработанную анекдотическую инструкцию, в коей предписывалось накрывать замеченные перископы мешками и сворачивать их кувалдами.

11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка «U-26» под командованием капитан-лейтенанта фон Беркхейма обнаружила два русских крейсера: заканчивающую дозорную службу «Палладу» и подошедшую ей на смену «Аврору». Командир германской субмарины с немецкой педантичностью и скрупулёзностью оценил и классифицировал цели - по всем статьям новый броненосный крейсер представлял собой куда более заманчивую добычу, нежели ветеран русско-японской войны.

Крейсер "Аврора": пример памяти?
Флаг крейсера I ранга «Аврора» после Цусимского сражения (из собрания Н.Н.Афонина)


Попадание торпеды вызвало на «Палладе» детонацию погребов боезапаса, и крейсер затонул вместе со всем экипажем - на волнах осталось только несколько матросских бескозырок...

«Аврора» развернулась и укрылась в шхерах. И снова не стоит обвинять русских моряков в трусости - как уже говорилось, бороться с подводными лодками ещё не умели, а русское командование уже знало о случившейся десятью днями раньше трагедии в Северном море, где немецкая лодка потопила сразу три английских броненосных крейсера. «Аврора» вторично избежала гибели - судьба явно хранила крейсер.

Крейсер "Аврора": пример памяти?
Капитан 1 ранга Е.Г.Егорьев — командир «Авроры», погибший в Цусимском сражении (из собрания Н.Н.Афонина)


На роли «Авроры» в событиях октября 1917 года в Петрограде особо задерживаться не стоит - об этом сказано более чем достаточно. Заметим только, что угроза расстрелять Зимний дворец из орудий крейсера была чистой воды блефом. Крейсер стоял в ремонте, и потому весь боезапас с него выгрузили в полном соответствии с действовавшими инструкциями. А штамп «залп "Авроры» неверен чисто грамматически, поскольку «залп» - это одновременно произведённые выстрелы из как минимум двух стволов.

В гражданской войне и в боях с английским флотом «Аврора» участия не принимала. Острая нехватка топлива и прочих видов снабжения привела к тому, что Балтийский флот сократился до размеров ДОТа, - «действующего отряда» - состоявшего всего из нескольких боевых единиц. «Аврору» вывели в резерв, а осенью 1918 года часть орудий с крейсера сняли для установки на самодельных канонерских лодках речных и озёрных флотилий.

В конце 1922 года «Аврору» - единственный, кстати, корабль старого императорского российского флота, сохранивший своё данное ему при рождении имя, - решено было восстановить в качестве учебного корабля. Крейсер отремонтировали, установили на нём десять 130-мм орудий вместо прежних 152-мм, две зенитки и четыре пулемёта, и 18 июля 1923 года корабль вышел на ходовые испытания.

Затем в течение десяти лет - с 1923 по 1933 год - крейсер занимался уже знакомым ему делом: на его борту проходили практику курсанты военно-морских училищ. Корабль совершил несколько заграничных плаваний, участвовал в маневрах вновь возрождавшегося Балтийского флота. Но годы брали своё, и из-за плохого состояния котлов и механизмов «Аврора» после очередного ремонта в 1933-1935 годах стала несамоходной учебной базой. В зимнее время её использовали как плавбазу подводных лодок.

Во время Великой Отечественной войны старый крейсер стоял в гавани Ораниенбаума.

Орудия с корабля в очередной раз сняли, и девять его установленных на береговой батарее «стотридцаток» обороняли подступы к городу. Немцы не обращали особого внимания на дряхлого ветерана, стремясь прежде вывести из строя лучшие советские корабли (такие, как крейсер «Киров» и линкоры), однако свою порцию вражеских снарядов корабль всё-таки получил. 30 сентября 1941 года повреждённый в результате артиллерийского обстрела полузатонувший крейсер сел на грунт.

Но корабль снова - уже в третий раз за свою более чем сорокалетнюю историю - выжил. После снятия блокады Ленинграда в июле 1944 года крейсер вывели из состояния клинической смерти - подняли с грунта и (в который уже раз!) поставили в ремонт. С «Авроры» сняли котлы и бортовые машины, гребные винты, кронштейны бортовых валов и сами валы, а также часть вспомогательных механизмов. Установили вооружение, стоявшее на корабле в 1915 году, - четырнадцать 152-мм орудий Канэ и четыре 45-мм салютные пушки.

Теперь крейсеру предстояло стать кораблём-памятником и одновременно учебной базой Нахимовского училища. В 1948 году ремонт был закончен, и восстановленная «Аврора» встала туда, где она стоит и по сей день - к Петроградской набережной напротив здания училища нахимовцев. А в 1956 году на борту «Авроры» открыли Корабельный музей, как филиал Центрального военно-морского музея.

Учебным кораблем для воспитанников Ленинградского Нахимовского училища «Аврора» перестала быть в 1961 году, однако статус корабля-музея сохранялся. Дальние плавания и морские сражения остались в прошлом - пришла пора заслуженной и почётной пенсии. Кораблю редко выпадает такая судьба - ведь корабли обычно или гибнут в море, или заканчивают свой путь у стенки завода, где их режут на металлолом...

В советские годы, естественно, основное (да, пожалуй, и единственное) внимание уделялось революционному прошлому крейсера. Изображения «Авроры» присутствовали везде, где только можно, и силуэт трёхтрубного корабля сделался таким же символом города на Неве, как Петропавловская крепость или Медный всадник. Всячески превозносилась роль крейсера в Октябрьской революции, и существовала даже шутка-анекдот: «Какой корабль в истории имел самое мощное вооружение?» - «Крейсер «Аврора»! Один выстрел - и целая держава рухнула!».

В 1967 году в Советском Союзе широко праздновалось 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции. В Ленинграде у Смольного горели костры, возле которых, опершись на винтовки, стояли люди в солдатских шинелях и в бушлатах революционных матросов семнадцатого года с непременным атрибутом - с перекрещенными на груди и на спине пулемётными лентами.

Понятно, что заслуженный корабль просто не могли обойти вниманием. К юбилею был сделан фильм «Залп "Авроры», где крейсер играл главную роль - самого себя. Для вящей достоверности изображаемых событий все съёмки производились на натуре. «Аврору» отбуксировали на историческое место к Николаевскому мосту, где снимался эпизод захвата авроровцами вышеупомянутого моста. Зрелище было впечатляющее, и тысячи ленинградцев и гостей города следили за тем, как серая трёхтрубная красавица медленно и величественно плывёт по Неве.

Впрочем, самой «Авроре» не впервой было выступать в роли кинозвезды. Ещё в 1946 году, в ходе ремонта, «Аврора» сыграла роль крейсера «Варяг» в одноимённом кинофильме. Тогда «Авроре», как истинной актрисе, пришлось даже загримироваться под свой персонаж - с орудий сняли щиты (на «Варяге» их не было), и установили четвёртую фальшивую трубу для правдивости образа самого геройского крейсера русско-японской войны.

Последний ремонт «Аврора» прошла в середине 80-х годов прошлого века, и с этим связаны слухи о «ненастоящей «Авроре». Дело в том, что у крейсера полностью заменили днище, а старое отволокли в Финский залив и там бросили. Вот эти ампутированные останки и породили слухи.
2004-05-26
В 2004 г. крейсер «Аврора» вошел в состав Ассоциации исторических морских кораблей, в которую входят 90 кораблей-музеев из девяти стран мира. Россия впервые вступила в эту необычную организацию: одновременно с крейсером «Аврора» во флотилию Ассоциации был принят ледокол «Красин».

Сегодня основное занятие крейсера «Аврора», возраст которого уже перевалил за сто лет, - это служить музеем. И музей этот очень посещаемый - на борту корабля бывает до полумиллиона гостей в год. И честное слово, музей этот стоит посетить - и не только тем, кто ностальгирует по безвозвратно ушедшим временам.

1 декабря 2010 года крейсер «Аврора» приказом министра обороны России (угадайте, кого!) был выведен из боевого состава ВМФ и передан на баланс Военно-морского музея. Воинское подразделение, нёсшее службу на корабле, распустили. Экипаж крейсера «Аврора» переформировали на штат численностью трое военнослужащих и 28 человек гражданского персонала; статус корабля остался прежним.

27 июня 2012 года депутаты Санкт-Петербургского Законодательного Собрания приняли обращение к Главнокомандующему ВС РФ с просьбой вернуть крейсеру статус корабля № 1 в составе ВМФ РФ с сохранением на корабле военного экипажа.

Настораживает «увод в тень». Выводим из списков флота, убираем военный экипаж, оставляем штат уборщиц, экскурсоводов и билетеров? Что дальше? Ресторан в кают-компании? Уже было (Кудрин, кажется, после саммита отметился). Гостиничный комплекс в каютах экипажа? Судя по всему, возможно. А потом тихая прихватизация…знакомый сюжет. Не хотелось бы.

Меня удивляет само отношение к памяти. Удивляемся отсутствию должного патриотизма, нежеланию служить в армии или во флоте. А простите, чем его подкреплять? С 1957 по 2010 год в стране было открыто 20 музеев-кораблей.
Крейсер – 2 («Аврора» и «Адмирал Нахимов»)
Атомный ледокол – 1 («Ленин»)
Сторожевой корабль – 1
Речной пароход – 1
Дизельная ПЛ – 9
Шхуна – 1
Ледокол – 2
Исследовательское судно – 2
Траулер – 1

Много? Мало? В США 8 линкоров и 4 авианосца служат в качестве музеев… Причем «Айова» и «Висконсин» ОБЯЗАНЫ содержаться в исправном состоянии, пригодным к боевому применению. Про эсминцы и подводные лодки молчу.

Может показаться, что начато за здравие, а закончено за упокой. Немного не так. Пренебрежение к символам не может не сказаться на многих аспектах мышления.
И дело даже не в октябрьской пальбе холостыми. Это не главное в судьбе корабля. Намного важнее тысячи курсантов, которые прошли обучение на борту крейсера и тысячи снарядов его орудий, которые были выпущены по врагу, пусть даже и на суше. Важен символ корабля, прошедшего три войны. И важно, что таких символов должно быть намного больше. И представлять их надо несколько по-другому.

Вот взять США. Нет у них проблем с патриотизмом. Возможно, кстати, из-за того, что у них нет проблем с доступом к таким вот символам. Я привел ниже сайтик, там даже карта есть, где эти символы расположены. И ведь можно не только посмотреть, а подняться на борт, облазить весь линкор или авианосец, поиграться на тренажерах, посидеть в кабине самолета. А рядом еще обычно эсминец тусит и подводная лодка. На, молодой гражданин, приобщайся… А мы удивляемся, что нет у нас должного уважения к вооруженным силам.

А откуда ему взяться, если даже поразбирать в школе раздрызганый АК-47 после отмены НВП нереально? А сколько возможностей у человека до 18 лет оказаться в кабине самолета или вертолета? Или в танке? Криво как-то у нас с этим. Зато есть интернет, круглосуточно вещающий о кошмарах армейских. Есть всякие дискаверя, вещающие о героических победах армии США. Горы фильмов голливудских на эти темы (я когда «К-19» посмотрел, был бы допуск до заветной кнопки – хрен нашли бы потом Америку). Есть куча компьютерных игрушек, сбацанных там же, за океанами. И вот нате итог… Куда «Авроре» и «Нахимову» против такого патрио-флота, в 8 линкоров и 4 авианосца?

Грустно все это. Сохранили мизер, да и то, что сохранили, не ценим. Ну черт с ним, с бабахом тем… Но ведь кроме него есть что показать на примере той же «Авроры». Я, собственно, для этого весь путь корабля и привел. Показать главным не тот выстрел, а путь корабля, три войны служившим своей стране.

Почему так? Почему мы хотим видеть нашу страну сильной, армию и флот могучими, но не делаем для этого почти ничего? Я понимаю, что не от нас зависит. Тогда чего мы требуем от тех, кто должен прийти нам на смену, но не хочет этого? Мы так легко плюем в свое прошлое, что от этого становится страшно. И не ценим того, что осталось.

Написать все это меня побудил услышанный в автобусе диалог двух молодых людей. Они обсуждали самолеты второй мировой войны. И один привел другому следующий довод: «А где все эти наши чудо-самолеты? На полях войны остались. Вон в штатах «Мустанги» десятками летают, и «мессеры», и «Спитфайры» в Англии. А ты наш хоть один видел? Макеты на памятниках не в счет!» И второй не нашел что ответить. И я вспомнил парад Победы в Самаре. Когда летел единственный в стране Ил-2. Последний из 33 000. И мне тоже нечего было возразить, хотя очень хотелось. Парень был по-своему прав: ему просто не дали возможности прикоснуться к истории.

Долго перед глазами стояла эта картина: громады линкоров и авианосцев, готовых продемонстрировать каждому свою мощь, и маленький крейсер под хмурым балтийским небом…

Владимир Контровский «Судьба крейсера»
http://es3n.livejournal.com/52412.html
http://www.aurora.org.ru/
Автор: Скоморохов Роман (Banshee)


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 34
  1. mar.tira 12 декабря 2012 08:23
    И сказать то нечего!! Грустно автор!В угоду политическим течениям разрушения продолжаются........?!и маленький крейсер под хмурым балтийским небом…
    mar.tira
  2. лис 12 декабря 2012 09:15
    автор молодец,хорошая тема.у нас в Тольятти есть "технический музей",где собраны сотни единиц военной и гражданской техники,авиация,ракеты,подводная лодка...стоит это рублей 100...познавательно и интересно.http://www.city-on-volga.ru/ru/dobro-pozhalovat-v-toljatti/to
    urism
  3. shurup 12 декабря 2012 09:23
    За "Аврору" , дожившего до наших дней, особая благодарность семье Поленовых.
    Насчет "Нахимова" не в курсах. Разве он не в статусе действующего, а не музея?
    1. Banshee 12 декабря 2012 10:33
      Я дико извиняюсь насчет "Нахимова", виноват.
      Конечно, не "Нахимов". Тупо ошибся под конец, так как с книгой работал.
      "Михаил Кутузов", который в Новороссийске стоит.
      1. Самовар 12 декабря 2012 11:09
        Цитата: Banshee
        "Михаил Кутузов", который в Новороссийске стоит.

        Я в прошлом году ездил в Новороссийск и был на "Кутузове", впечатления самые лучшие. Теперь вот думаю как нибудь и на "Авроре" побывать.
        Статье плюс! Тема как никогда актуальная. good
        Самовар
        1. Самовар 12 декабря 2012 11:13
          Красавец правда?
          Самовар
          1. СеняЯ 12 декабря 2012 21:30
            Тоже был на кутузове))Корабль то красивый только совсем бесполезный для своего времени ОЧЕНЬ УСТАРЕВШИЙ! ХОдишь пониму и понимаешь куда СССР бездарно вливал бабло граждан))) особенно порадовали зенитные пушки мелкокалиберные времен первой мировой войны! С такой ПВО только по черному морю и шнырять в зоне достигаемости самолетов противника)
            СеняЯ
        2. Рович 12 декабря 2012 12:47
          а мне не везет, sad был в Питере на "Аврору" хотел попасть, трижды приходили с женой, не попали, в позапрошлом году были в Новороссийске и та же история с "Кутузовым" походили с наружи посмотрели..... а так хотелось полазить
  4. predator.3 12 декабря 2012 09:52
    Ещё в 1946 году, в ходе ремонта, «Аврора» сыграла роль крейсера «Варяг» в одноимённом кинофильме. Тогда «Авроре», как истинной актрисе, пришлось даже загримироваться под свой персонаж - с орудий сняли щиты (на «Варяге» их не было), и установили четвёртую фальшивую трубу для правдивости образа самого геройского крейсера русско-японской войны.

    Статье + ! Недавно как-то посмотрел фильм "Варяг", помню мысль в голове ,как воссоздали "Варяг" ?а ведь выглядел очень правдоподобно, тем более ,что компьютерной графики в те времена и в помине не было.
    predator.3
    1. Alpha-Omega 12 декабря 2012 10:23
      К вопросу о старом кино.

      PS: а крейсер обязательно нужно сохранить, не так уж много у нас таких экспонатов что бы ими зря разбрасываться.
      Alpha-Omega
  5. Сахалинец 12 декабря 2012 10:03
    Статье "+". Крейсер естейственно нужно сохранять. Это уникальный исторический экспонат с интересной историей.
  6. Братец Сарыч 12 декабря 2012 10:08
    Да, приходится согласиться с автором...
    Кстати, Ил-2 вроде после того полета отправился в более гостеприимные края, а в России действующие музеи курочат так, что готов на стенку лезть от ярости...
    Братец Сарыч
  7. Авенич 12 декабря 2012 10:22
    Аналогично и несколькими И-16, что летают у финов.
    А Аврора символ, не символ, у нас как известно всю символику Советского государства стараются забыть, а сохранить надо, как исторический экспонат, хотя бы.
  8. bunta 12 декабря 2012 10:31
    Он же потрясающе красив, этот крейсер! Статье сто плюсов. А на его палубе, политой кровью русских моряков тянули шпагат балерины на каком то Прохоровском корпоративе.
  9. AK-47 12 декабря 2012 11:46
    ..после отмены НВП нереально? А сколько возможностей у человека до 18 лет оказаться в кабине..

    Вот главное, почему надо сохранять память о героическом прошлом.
    Отмена НВП огромная ошибка, особенно сейчас, когда срок службы сокращен до абсурда.
    В свое время призывник после НВП мог бы обойтись без курса молодого бойца.
    НВП помимо прочего, давала хорошее патриотическое воспитание, призывник шел в армию не отбывать повинность, а выполнять почетный долг и это без всякого пафоса.
    AK-47
  10. Bosk 12 декабря 2012 12:29
    Жалко что несохранили ни один тяжёлый корабль,Рюрик мне очень нравится и красивый корабль,да и как переходная модель с броненосный на линейные крейсера.....,в каждой ВМБ должен стоять корабль,как память...
  11. valokordin 12 декабря 2012 13:08
    Ну что, автору не нравиться бабах, его интересует история корабля, он удивляется непатриотичности , но плюя смачно в тот самый бабах, он плюёт и в патриотичность и в светлый образ предков боровшихся за справедливость, равенств и братство, за тех кто с именем этим победил во всех войнах.
    1. Banshee 12 декабря 2012 17:59
      О да, исторически мне бабах не нравится, что уж тут поделать.
      А в патриотичность я не плюю, вы бы не через абзац читали.
      И в войнах побеждали далеко не те, кто этот бабах планировали.

      Валедольчик употребляйте, говорят, помогает.
  12. Бубон 12 декабря 2012 13:11
    Отдать честь господа...
    Бубон
  13. Kars 12 декабря 2012 13:41
    Примерный ровесник и участник Цусимской битвы .
    БР Микаса Япония(из англия)
    1. Братец Сарыч 12 декабря 2012 18:04
      А них там часом никто не пытался мальчишник на борту устроить? Не приходила идея ликвидации музея как нерентабельного?
      И с чего бы столь нерациональное использование?
      Братец Сарыч
      1. Kars 12 декабря 2012 18:14
        А вот как японцы музей устроили потопленному кораблю который не потопил даже эсминца противника.
        http://topwar.ru/11732-yamato-muzey-v-kuresamaya-bolshaya-model-korablya-v-mire.
        html
    2. GaD 12 декабря 2012 21:26
      В отличие от "Авроры" у "Микасы" мало, что осталось от реального корабля - макеты вместо орудийных башен, и вмурован по ватерлинию в бетон. А нашим корабелам большое СПАСИБО, что перед развалом СССР спасли "Аврору" от смерти. Если бы не тот ремонт то порезали бы ее в 90-е на металлолом, так как деньги тогда только разворовывались. Прошедший Цусиму крейсер достоин быть памятником-музеем, хотя сам проект был неудачным. Малая скорость, плохая мореходность, малая дальность плавания, да и вооружение на момент ввода в строй было очень слабым. Нынешний вид "Авроры" после перевооружения, когда поснимали многочисленные 75-мм орудия и заменили 152-мм.
      GaD
  14. bandabas 12 декабря 2012 18:36
    Кстати, ежели суворовцы вновь будут проходить на Красной площади, не, пора ли вернуть АВРОРЕ прошлый статус? Вопросик ко всем- а, только Сердюков виноват?....
  15. KIBL 12 декабря 2012 19:30
    бывал на авроре дважды,ещё в советские времена,впечатлило до глубины души!вот бы сердюкова как то крейсерское днище завезти на серёдку финского залива и оставить...... lol
  16. Чёный 12 декабря 2012 20:23
    А у меня, знаете, воспоминания потешные. В детстве по турпоездке были всем 5-м классом в Ленинграде. Экскурсия на Аврору....волнение....трепет...и вдруг видим в иллюминаторе( на самой палубе) молодые ребятки в форме, скорее всего нахимовцы режутся в карты на щелбаны, да смачно все так!!!
    В общем снаружи- история, а внутри жизнь! smile
  17. olegyurjewitch 12 декабря 2012 21:56
    Потеряем историю, потеряем страну!
    Автору плюсище. Только вот мне помнится что "Жемчуг" выбросился на камни, или я что то путаю?
    1. Andy 12 декабря 2012 22:25
      ввыскочил на камни "Изумруд"- однотипный "Жемчугу".
  18. Andy 12 декабря 2012 22:19
    был этим летом в Питере,на "Аврору" не пустили-досадно конечно.но взбесило то,что посмотреть на крейсер и нормально сфографировать его с набережной нельзя!!! вдоль ограждения набережной НА ВСЮ ДЛИНУ корабля- торговые палатки,одна к другой... и скажите теперь что это все случайно... урроды
  19. arthur_hammer 12 декабря 2012 23:06
    Владивосток, еще есть "революционный" Красный вымпел", че то фото не влезло...))))
    arthur_hammer
    1. erix-06 13 декабря 2012 08:04
      На фото подводная лодка С-56.
  20. Альф 12 декабря 2012 23:23
    "Задача эта была явно не по плечу четырём русским крейсерам, против которых действовали сначала восемь, а потом шестнадцать японских."
    А можно узнать, какие это 16 японских крейсеров, которые сражались с Авророй ?
    "11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка «U-26» под командованием капитан-лейтенанта фон Беркхейма обнаружила два русских крейсера: заканчивающую дозорную службу «Палладу» и подошедшую ей на смену «Аврору». Командир германской субмарины с немецкой педантичностью и скрупулёзностью оценил и классифицировал цели - по всем статьям новый броненосный крейсер представлял собой куда более заманчивую добычу, нежели ветеран русско-японской войны."
    А, виноват, о каком новом броненосном крейсере идет речь ? О "Палладе"?
    Так чуть выше сам же автор написал, что она одноклассник и одновременник "Авроры"?
    1. Andy 13 декабря 2012 00:59
      гугль вам в помощь. броненосный "Паллада"построена после русско-японской в которой погибла "паллада" бронепалубная. насчет 16 японских крейсеров- все их легкие и старье типа мацусим...
    2. Алекс 28 ноября 2013 14:38
      Альф, внимательно читайте текст:
      Подоспевшие крейсера «Паллада» (старшая сестра «Авроры» погибла в Порт-Артуре, и эта новая «Паллада» была построена после русско-японской войны) и «Богатырь»
  21. Кэптен45 13 декабря 2012 02:16
    У М.Веллера есть интересная повесть,не знаю как назвать-феерия,фантастика об "Авроре", кажется "Кавалерийский марш",как в 90-х надоело смотреть морякам на бардак в стране и они по-тихому восстановили машины на "Авроре",выменяли у береговых артиллеристов боезапас и пошли походом по Волго_Балту на Москву, всталм на Москве-реке и стали обстреливать Кремль,в результате сменился Президент и вместо Бени стал Путин, причём, что интересно,Путин был парторгом крейсера и его загнали с частью команды на уборку картошки, а когда командиру крейсера после обстрела предложили стать Президентом,он отказался и предложил кандидатуру парторга,который к тому времени вернулся с уборки картошки.Короче так и стал ВВП Президентом.В общем почитать прикольно.А по существу такие корабли как "Аврора" надо беречь и не только и не столько за октябрьский бабах, сколько потому,что это история нашей страны,нашего флота.
  22. Ариец 13 декабря 2012 02:18
    мумия Авроры vs мумии Ленина
    кого первого нормально похоронят?
    "делайте ставки, господа..."
  23. xoma58 13 декабря 2012 08:32
    Чем быстрее все забудут что на этой территории когда то проживали Русские тем лучше евгеям торгашам которые правят нашей страной.
  24. knn54 13 декабря 2012 15:49
    В 1917г. Троцкий приказал стрелять по Зимнему боевыми снарядами. Экипаж стрелял по "воронам" т.к во дворце (на нижнем этаже) находился госпиталь для раненых НИЖНИХ ЧИНОВ.Статья отличная и актуальная,что вообще характерно для авторов"Военного обозрения"!
  25. valiant 13 декабря 2012 21:11
    Аврора на реконструкции в Ленинграде
    valiant

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня