Лайнер «Вильгельм Густлофф»: о нелёгкой судьбе «гордости» Третьего рейха

13
Лайнер «Вильгельм Густлофф»: о нелёгкой судьбе «гордости» Третьего рейха

Гигантское десятипалубное пассажирское судно «Вильгельм Густлофф» было спущено на воду в мае 1937 года. Уже в марте 1938-го круизный лайнер, рассчитанный на 1463 пассажира, был введен в эксплуатацию и до начала Второй Мировой войны успел выполнить 44 коммерческих рейса.

Что характерно, гигантский корабль водоизмещением 25,5 тысячи тонн и длиной 208,5 метра должен был стать символом и гордостью Третьего рейха. К слову, именно по этой причине его изначально собирались назвать «Адольф Гитлер».



Однако, хоть и тщеславный, но «предусмотрительный», фюрер решил отказаться от подобной «чести», так как опасался, что пароход может наткнуться на риф или же стать жертвой иной аварии. Не мог же «Адольф Гитлер» пойти ко дну.

Именно поэтому рейхсканцлер решил назвать лайнер в честь нацистского идеолога и пропагандиста Вильгельма Густлоффа, убитого в Давосе (Швейцария) в феврале 1936 года еврейским студентом Давидом Франкфуртером.

Изначально круизный лайнер позиционировался, как непотопляемый корабль.

Третьему рейху «Титаники» не нужны!

- заявил Гитлер на торжественной церемонии ввода корабля в эксплуатацию.

Но, судьба распорядилась иначе и он повторил судьбу своего «однофамильца».

В конце августа 1939 году «Вильгельм Густлофф», как и другие немецкие гражданские суда, был передан военным. Корабль перекрасили в белый цвет и первое время использовали в качестве плавучего госпиталя.

В то же время уже летом 1940 года его подготовили для вторжения в Великобританию. Однако последнее не состоялось, а лайнер был переведен в Готенхафен, поставлен на якорь и использовался в качестве плавучей казармы.

Простояв более четырех лет у причала, «гордость» Третьего рейха отправился в свое последнее плавание. 22 января 1945 года лайнер участвовал в эвакуации немецких военных и их семей из Восточной Пруссии и Курляндии.

Уже через восемь дней, 30 января, «Вильгельм Густлофф» пошел ко дну, после атаки советской подводной лодки С-13 под командованием капитана 3-го ранга Александра Маринеско.

Стоит отметить, что на борту лайнера по разным данным находились от 6 до 8 тысяч человек. Данная катастрофа по сей день считается самой крупной на море.

Между тем, несмотря уверенность многих историков в том, что на борту лайнера находились беженцы, в большинстве своем мирные, есть и иные сведения.

По некоторым данным, «Вильгельм Густлофф» мог перевозить порядка 5 тысяч военнослужащих вермахта, 1300 из которых – подводники. Эта версия подтверждается несколькими источниками.

13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    19 июня 2023 19:08
    Туда им и дорога, как и нынешним их последователям.
  2. +6
    19 июня 2023 19:16
    О Маринеско хорошо бы написать отдельную статью, очень непростая жизнь у человека была. soldier
    1. +3
      19 июня 2023 21:01
      Цитата: Морской Кот
      О Маринеско хорошо бы написать отдельную статью, очень непростая жизнь у человека была.

      Добрый вечер Константин, есть хорошая книга, человека который его хорошо знал. Александр Крон "Капитан дальнего плавания". Много хороших слов слышал от его сослуживцев.

      Памятник ПЛ С-13 и Маринеско
  3. +3
    19 июня 2023 19:23
    «Вильгельм Густлофф» пошел ко дну, после атаки советской подводной лодки С-13

    Злая ирония судьбы - подводные лодки типа С были разработаны для СССР самими немцами, фирмой NV Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw - подставной конторой Рейхсмарине, созданной в Гааге для обхода ограничений Версальского договора.
  4. +3
    19 июня 2023 19:36
    Судьба мстит и порой жестоко, той же монетой!

    7 мая 1915 года британский суперлайнер "Лузитания" был торпедирован немецкой подводной лодкой U-20 в 20 километрах от побережья Ирландии. Погибло 1193 пассажира --- исключительно гражданских лиц, в отличии от военных на Густлове. Командовал U-20 тридцатилетний капитан-лейтенант Вальтер Швигер, амбициозный подводник, не гнушавшийся при случае пускать на дно даже прогулочный яхты! По сути -- пират...
    В отличии от него, А.И. Маринеско атаковал законную цель -- вооруженное судно, везущее военных, следовавшее в охранении боевых кораблей через район ведения боевых действий, под флагом Рейхсмарине.
    Гражданских жалко, но такова судьба, которую на хромой кобыле не объедешь (с)
    1. +2
      19 июня 2023 19:53
      Цитата: Удав КАА
      7 мая 1915 года британский суперлайнер "Лузитания" был торпедирован немецкой подводной лодкой U-20 в 20 километрах от побережья Ирландии. Погибло 1193 пассажира --- исключительно гражданских лиц,

      Вечер добрый!
      По поводу гибели *Лузитании* сломано немало копий,но?Есть весьма неплохая книга-исследование Эрика Ларсона *Последний вояж*,если Вам интересна эта тема-рекомендую к прочтению.Вкратце можно сказать,что в гибели корабля немалую роль сыграло адмиралтейство Великобритании.
    2. 0
      16 августа 2023 01:39
      Достойная месть немцам за потопление теплохода "Армения" в 1941г. на Черном море. Тогда погибли порядка пяти тысяч советских граждан...
      А то что капитан "Густлава.." несколько пренебрёг соблюдением безопасности, так это было, в том числе, связано с низкой активностью на Балтике советских подлодок и авиации. До самого конца войны у баптийскго флота и авиаци не было ни сил, ни способностей полностью пресечь транспортное движение немецкого флота между заблокированной Курляндской группировкой и германской метрополией...
  5. 0
    20 июня 2023 08:09
    Стоит отметить, что на борту лайнера по разным данным находились от 6 до 8 тысяч человек. Данная катастрофа по сей день считается самой крупной на море.


    Данные не завышены? Это же Балтика, не Черное море, зима, а не лето. Вряд ли было возможно перевозить пассажиров прямо на палубе (аналогия с нашей "Арменией").
    Вероятно, все же было народа поменьше.
  6. -4
    20 июня 2023 13:08
    Чем гордиться? Гражданское судно, с 8т гражданских на борту...
    1. 0
      20 июня 2023 18:20
      Цитата: ivan_zaitcew
      Гражданское судно, с 8т гражданских на борту...

      На момент гибели-военный транспорт.Законная добыча.Это отнюдь не *Британик*...на время своей гибели. hiОн как известно подорвался на мине,а вот если бы был торпедирован,вот это вызвало бы международный скандал ибо госпитальные суда находятся под защитой Женевской конвенции.Даже та же *Лузитания* являлась законной добычей Швигера.Вина за гибель лайнера,повторюсь,лежит на английском адмиралтействе.
  7. 0
    21 июня 2023 00:18
    Что-то я не понял! Читаем:
    В конце августа 1939 году «Вильгельм Густлофф», как и другие немецкие гражданские суда, был передан военным. Корабль перекрасили в белый цвет и первое время использовали в качестве плавучего госпиталя.
    Вообще-то, с момента спуска на воду в мае 1937-го года он в белом цвете и пребывал! Т.е. его КАРДИНАЛЬНО перекрасили из белого, в белый!!! laughing laughing laughing
    Спуск на воду круизного судна "Вильгельм Густлофф" 5 мая 1937 года....
  8. +2
    21 июня 2023 17:26
    . По некоторым данным, «Вильгельм Густлофф» мог перевозить порядка 5 тысяч военнослужащих вермахта, 1300 из которых – подводники.

    С детства знаю, что потопив Вильгельма Гуслоффа, Александр Маринеско вместе с командой лодки С-13, лишила Германию, сразу 80 подготовленных экипажей подводных лодок. Не зря, после этого Гитлер объявил Маринеско, личным врагом. Если бы это были гражданские, вряд ли он так бы "сходил с ума".
  9. 0
    26 июня 2023 22:41
    Исследователь катастрофы Гейнц Шён заключает, что лайнер представлял собой военную цель и его потопление не являлось военным преступлением, так как суда, предназначенные для перевозки беженцев, госпитальные суда должны были быть обозначены соответствующими знаками — красным крестом, не могли носить камуфляжную окраску, не могли идти в одном конвое вместе с военными судами. Также на их борту не могли находиться какие-либо военные грузы, стационарные и временно размещённые орудия ПВО, артиллерийские орудия или иные аналогичные средства am .

    «Вильгельм Густлофф» был военным кораблём, на который позволили подняться шести тысячам беженцев. Вся ответственность за их жизнь с того момента, как они поднялись на боевой корабль, лежала на соответствующих должностных лицах немецкого военного флота. Таким образом, можно считать, что «Вильгельм Густлофф» являлся законной военной целью советских подводников ввиду следующих фактов: