Транзитный перекрёсток и персидский ковёр под китайский сервиз

10
Транзитный перекрёсток и персидский ковёр под китайский сервиз


Почему буксует Север и почему – Юг


Заинтересованность Ирана в статусе транзитного перекрестка обусловлена прежде всего его географическим положением. Если китайцам обходить Россию, то уже точно не миновать Иран. Особенно привлекательна его портово-транспортная сеть.



По всем признакам пробуксовки с полноценным освоением коридора «Север – Юг», то есть с участием в нём России и Азербайджана, связаны не в последнюю очередь с тем, что наша страна под санкциями Запада более сильными, чем в отношении Ирана. Под санкциями с весны 2022 года на Западе и российская транспортная сеть для транзита между Азией и Европой.

Поэтому в Иране не слишком уверены в стабильном росте транзитных доходов по данному направлению. И потому в большей мере стремятся осваивать направление «Восток – Запад – Восток», «проистекающее» из известной китайской инициативы «Один пояс – один путь» (см. Проект «Север – Юг» – персидский перекресток, туркменский сектор и индийский берег).

Достаточно напомнить в этой связи, что один из центральных участков коридора «Север – Юг» – Решт (Иран) – порт Астара (Азербайджан), протяженностью всего лишь 160 км, должен был вступить в действие еще в начале 2010-х, по соответствующему соглашению (2005 г.) Ирана, Азербайджана и России.

Однако только в мае 2023 Москва и Тегеран договорились о новой схеме финансирования строительства этого участка. Теперь его ввод в эксплуатацию планируется на 2024 год.

Ветка, нитка или магистраль


В то же самое время евроазиатский железнодорожный коридор «Восток – Запад – Восток» (КНР – Пакистан – Иран – Турция – Балканы) вступил в действие ещё на рубеже 2010–2020-х. Причем в 2022–2023 гг. были созданы его ответвления к южноиракскому портовому региону Басра – Фао – Умм-Каср (из Ирана), Сирию (через Ирак), к коридору подключены Кувейт и иорданский красноморский порт Акаба (через Ирак).

В отличие от бравурных совместных деклараций о взаимовыгодности коридора «Север – Юг», реальную позицию Ирана по упомянутым вопросам ещё в конце апреля 2023 года прояснил Мустафа Акдам, председатель совета директоров иранской транспортно-логистической компании «Бехине Тарабар Ажур»:

«…Бизнес России больше заинтересован в реализации этого проекта, чем бизнес Ирана. Россия очень богатая страна, у российского частного капитала есть для этого проекта средства».

А что же Иран? – «Иран живет под санкциями больше 30 лет. И у нас нет ни технологий, ни средств». Вот как, оказывается. Потому-то «бизнес России должен помочь Ирану: хотя бы пусть здесь построят контейнерные терминалы». Представлены и другие аргументы не в пользу данного коридора:

«Россия не разрешает ввоз грузов на иранских вагонах на территорию СНГ. Нам приходится обновлять парк подвижного состава, минимальная закупочная цена (за один условный закупаемый вагон в СНГ – Прим. авт.) – 65 тыс. долларов. Получить лизинг в России, чтобы работать в РФ, у нас не получается».

Насчёт последнего хочется сказать только – якобы… Кроме того, как отметил наш собеседник, «мы предлагаем очень выгодные тарифы: всю перевозку контейнера в 40 футов (через Иран. – Прим. авт.) предлагаем за 1,3 тыс. долларов, но у РЖД совсем другие расценки».

По данным «Русиранэкспо», российский транзитный тариф за тот же контейнер к маю 2023 года достиг 6 000–6 500 долл. Да и «решения в РЖД принимают не очень быстро», – уточняет г-н Ажур…

Дальше без России?


Обращает на себя внимание и то, что Иран фактически участвует в новом китайском проекте, тоже обходящем Россию. Который также включен в стратегию Пекина «Один пояс – один путь». А именно: в ходе межправительственного форума в середине мая 2023 «Китай – Центральная Азия» в Сиани Китай, Узбекистан и Кыргызстан подписали трехстороннее соглашение об ускорении создания северной линии коридора «Восток – Запад – Восток».


Магистраль длиной примерно в 300 км проходит через Кыргызстан и Узбекистан и около 80 процентов финансирования её осуществляется китайской стороной, общая инвестиционная стоимость строительства – 4,1 млрд долларов в текущих ценах.

По данным китайских, американских и британских источников, этот железнодорожный маршрут из Узбекистана далее проследует – через действующие стальные магистрали Туркменистана, затем Ирана – в Турцию и потом в Европу. То есть – именно в Иране подключится к действующему основному маршруту «Восток – Запад – Восток».


В целом новая линия между Узбекистаном и Кыргызстаном, по тем же данным, сократит путь из Китая в Турцию на 900 км и уменьшит длительность перевозок между ними на 8 суток. Региональные источники сообщают также, что в новой артерии заинтересован и Узбекистан, чтобы нарастить транзитные доходы и не подпадать под вторичные санкции США за транзит через РФ.

В настоящей непростой ситуации КНР прямо и косвенно способствует транзитной ориентации Тегерана отнюдь не на «Север – Юг». Тем более что по ирано-китайским соглашениям 2021 года, из согласованных 400 млрд долларов китайских инвестиций в Иране в течение 25 лет (!) не менее 150 млрд долларов предназначены для развития иранских железнодорожно-портовых связок и повышения мощностей приграничных артерий.

А это – прямые и развитые связи Ирана с Турцией, Пакистаном, Туркменией, Ираком, Кувейтом и Афганистаном. Но не с Россией, Азербайджаном, Арменией…
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    21 июня 2023 06:09
    Куда не посмотри кругом дела у "королевства датского" не очень хороши, результат правления наимудрейшего нипричемука
    1. +1
      21 июня 2023 10:02
      А где на МИД? Какие у него результаты?
    2. +4
      21 июня 2023 12:09
      Цитата: Ryaruav
      Куда не посмотри кругом дела
      делаются...
      А "делаются дела" у больших экономик
      по ирано-китайским соглашениям 2021 года, из согласованных 400 млрд долларов китайских инвестиций в Иране в течение 25 лет (!)
      и программы на десятилетия вперед ориентированы...
  2. 0
    21 июня 2023 09:08
    В то же самое время евроазиатский железнодорожный коридор «Восток – Запад – Восток» (КНР – Пакистан – Иран – Турция – Балканы) вступил в действие ещё на рубеже 2010–2020-х.

    С этого момента можно уже и не читать....
    Такую чушь мне еще не приходилось читать!!!!
    1. 0
      21 июня 2023 14:58
      Цитата: Serg65
      С этого момента можно уже и не читать....
      Такую чушь мне еще не приходилось читать!!!!

      Там дальше ещё круче - нарисованная на карте магистраль идёт через Ферганскую долину. Ту самую, в которой Киргизия и Узбекистан регулярно перекрывают границы и устраивают мини-войны, зачастую с применением бронетехники и артиллерии. Последняя "внутренняя война ОДКБ" была осенью 2022 года.
      1. +4
        22 июня 2023 07:24
        hi Приветствуем дружище!
        Цитата: Alexey RA
        нарисованная на карте магистраль идёт через Ферганскую долину. Ту самую, в которой Киргизия и Узбекистан регулярно перекрывают границы и устраивают мини-войны

        Самое интересное, это то что магистраль действительно пройдет через Ферганскую долину и главная заноза в этом регионе не Узбекистан с Кыргызстаном, а Таджикистан! Рахмон сейчас находится под колпаком у Ричарда Мура через Ага Хана!
        Цитата: Alexey RA
        Последняя "внутренняя война ОДКБ" была осенью 2022 года.

        Это как раз и был заказ британцев таджикам для дестабилизации обстановки! Выпендреж Рахмона в Астане перед Путиным, это отчаянный шаг сохранить свои миллиарды в британских офшорах!

        Serg65 (Сергей)
        4
        20 июня 2023 08:53
        НОВЫЙ

        +1
        Цитата: nikolaevskiy78
        примерно такие мысли на тему этих коридоров

        Лихо вы закрутили сюжет! laughing hi
        А как вам такой вариант?
        Какой покупатель у Китая в приоритете, кроме основного покупателя США? Европа и Африка!
        Что мешает этой торговле? Вы правильно подметили, это логистика! А именно сингапурская пробка в виде Малаккского пролива! Как когда то возвеличие древнего народа Хуну сподвигло громадные политические и экономические изменения на просторах Евразии, так и угроза блокады китайской торговли запустили процессы изменения мирового порядка! В этот круговорот событий попали и центральноазиатские страны! Попробуйте сложить вместе Каракорумское шоссе Китай-Пакистан, строящуюся автомобильную трассу Торугарт-Джалал-Абад (Киргизия), бегство американцев из Афгана, Газопровод Казань-Кушка-Герат-Фазилка, Сианьский саммит и вы увидите, что все эти события крутятся вокруг одной и той же географической точки, а именно пакистанского порта Карачи! Не Амстердам, не Стамбул, а порт открытого Аравийского моря Карачи!!!!
        Организация "Британский проект", господин Мур, Ага хан вместе со своими исмаилитами, истерика российских либералкоммунистических информационных ресурсов-это все отчаянная попытка помешать запущенному процессу!
    2. +1
      23 июня 2023 15:04
      Привет ещё раз. Видишь ли, не понять многим людям глубины написанного. Простим авторам, писавшим статью по глобусу и непроверенным слухам.
      Но чего ради китайцы решили строить тоннель через Ферганский, а не через Алайский хребет, загадка не по мне.
      Слишком сложно, не для средних умов.
  3. -2
    21 июня 2023 09:50
    А это – прямые и развитые связи Ирана с Турцией, Пакистаном, Туркменией, Ираком, Кувейтом и Афганистаном. Но не с Россией, Азербайджаном, Арменией…
    Выходит,не судьба? А что делать?
  4. 0
    22 июня 2023 16:33
    в Сирии уже одни товарищи хотели газопровод проложить.
  5. +1
    23 июня 2023 15:07
    Первая карта к статье тоже впечатлила. Вещь! Такая у нас не растет.