Вооружение из-под пера. Сухопутные и морские
Иллюстрация к рассказу Герберта Уэллса «Сухопутные броненосцы», на которой показаны огромные бронированные сухопутные суда, оснащенные рельсовыми (? – Прим. авт.) колесами, 1904 г.
наземных крейсера, тринадцать из них –
настоящие тяжелые машины,
остальные либо устаревшие, либо легковооруженные.
Это все, что оставалось от бывших бронечастей Пророка.
Роберт Ханлайн «Если это будет продолжаться» (1940)
Рассказы об оружии. Впервые с придуманным оружием, творением некоего досужего журналиста, я познакомился ещё в раннем детстве, когда в своем старом деревянном доме постройки 1882 года наткнулся на несколько томов подшивок журнала «Нива». Там были тома за 1898 и 1900 год, за 1905, 1907, 1915 и 1917. Рассматривать их было ну очень интересно, пусть даже сначала я и не мог прочитать, что там написано.
Ну а уже со второго класса я начал знакомиться с их содержанием регулярно, хотя это было сопряжено с большими трудностями. Ведь тексты-то в них были написаны в дореволюционном правописании, с буквами ять и фита, с твердым знаком на концах слов. Одним словом, читать их была ещё та работа. Но было очень интересно. Целый исчезнувший мир, чего уж там.
И в одном из последних номеров мне попалась статья о боевых машинах грядущего с очень интересной картинкой под названием «Кошмар военной техники». В публикации шла речь о том, что в будущих войнах небо заполонят боевые аэропланы, а вот на суше станут сражаться огромные боевые машины.
Вот она эта иллюстрация. И можно себе представить, насколько сильно она должна была подействовать на воображение людей того времени, в большинстве своем свято веривших печатному слову крестьян, да и рабочих тоже… Хотя с точки зрения здравого смысла ни одна из нарисованных здесь машин не имеет ни малейшего шанса быть построенной!
Помню, что я уже тогда знал, как должны выглядеть «настоящие» танки, и презрительно усмехнулся, глядя на эту «отсталость». Ну что возьмешь с людей, которые и танка-то настоящего никогда не видели?!
И, кстати, это действительно так и было. На первой фотографии в журнале «Нива» с подписью «Английский тэнк» был изображен совсем не танк, а паровой трактор Холта!
Модель броненосца Уэллса, сделанная из бумаги Ренди Стидом
Однако из-под пера журналистов и писателей в то время выходили не только совершенно фантастические страшилки. В 1903 году в декабрьском номере английского журнала Strand Magazine появился рассказ Герберта Уэллса «Сухопутные броненосцы». В нем он описал грядущую войну как столкновение двух армий, одна из которых вооружена традиционным оружием, а вот другая использует бронированные машины длиной в 24–30 метров, которые перевозят стрелков, вооруженных скорострельными винтовками.
Уже позднее, в 1916 году, когда первые английские танки пошли в бой, многие журналисты начали писать о провидческом даре Уэллса, о том, что он «пророк будущего», что это он предсказал появление танков, и все такое подобное. Однако это не совсем так.
Во-первых, «танк» Уэллса не был гусеничным. Это была колесная машина. То есть – бронеавтомобиль.
А во-вторых, о боевых бронированных машинах писал ещё француз Альбер Робида (1848–1926) в своей книге «Война в двадцатом веке» (1887). В ней много всевозможных предсказаний, так что его недаром часто называют «отцом стимпанка» и «Жюлем Верном в иллюстрациях».
Боевая машина Альбера Робида 1887 г.
Естественно, что когда на поле боя оказались настоящие танки, сразу же появились люди, пытавшиеся предсказать их дальнейшую судьбу. «Провидцы» извели, наверное, целые цистерны чернил и многие километры печатной ленты для ундервундов, предлагая самые невероятные проекты боевых машин, о которых, кстати, здесь на ВО мы уже писали.
Но, понятно, что самые впечатляющие проекты принадлежали все-таки не журналистам и не инженерам, и не военным, а писателям-фантастам.
Так, в 1940 году «отец американской научной фантастики» Роберт Ханлайн опубликовал в журнале Astounding Science Fiction НФ-повесть «Если это будет продолжаться», а в 1953 году в сборнике «Революция в 2100 году» издал её расширенную версию, куда добавил упоминание об атомном оружии.
Так вот, в этом произведении у него действуют впечатляющих размеров сухопутные крейсера, размеры которых столь велики, что по их боевой рубке можно расхаживать, как по рубке боевого корабля.
– Р. Ханлайн «Если это будет продолжаться».
«Сухопутный крейсер» – иллюстрация из романа А. Казанцева «Пылающий остров»
И надо сказать, что идея такой машины в то время витала в головах многих авторов научно-фантастических произведений, причем не только в США. Так, в 1941 году первый вариант своего романа «Пылающий остров» написал один из патриархов советской фантастики Александр Казанцев. И там тоже действует сухопутный крейсер совершенно невероятных размеров. И вот как он его описал:
– Александр Казанцев «Пылающий остров».
Ещё одна иллюстрация из этого же романа с изображением «сухопутного корабля» да еще и с портретом главного негодяя – оружейного магната Вельта!
Всем было понятно, что данная машина – «фантастика чистой воды»! Что никогда она построена не будет, и даже думать об этом не станет никто, но… Воображение человека так уж устроено, что даже заведомо неосуществимый проект заставляет его напрячь свои извилины и подумать: а что, а как, а почему. Хотя бывает и так, что он просто обращается к сюжету, воспринимая описанное как некий антураж.
Мы уже не раз писали о проектах боевой техники, которые на своих страницах помещали такие американские журналы, как «Популярная механика», «Популярная наука» и им подобные. И вот в одном из них как раз накануне Второй мировой войны появился проект новой брони.
«Рифленая броня» – иллюстрация из предвоенного американского журнала
Самое интересное, что эта броня была опробована на практике, вот только не в самих США, а в Новой Зеландии, где подобными рифлеными листами попытались забронировать танк-трактор «Боб Сэмпл». Однако оказалась, что она ничем не лучше обычной брони, установленной с некоторым наклоном!
А вот проект линейного корабля будущего, появившийся, опять-таки, в 1940 году в журнале «Популярная механика»!
Давайте-ка посчитаем, сколько на нем орудий главного калибра?
Ни много ни мало как 18! Калибр предполагался 356 мм, который был довольно широко распространен именно в американском флоте. Вспомогательная артиллерия должна была состоять из 24 133-мм орудий 16 75-мм зениток. «Пом-помов» должно быть всего 7, что явно говорит не в пользу автора-провидца.
Заметим, что уже в годы Первой мировой войны среди линкоров воюющих стран были корабли, вооруженные 8, 10, 12 и даже 14 (британский линкор «Эджинкорт») орудиями. В 30-е годы появились линкоры с 9 орудиями в трех башнях и 8 в двух. То есть тот, кто предлагал этот корабль всего лишь «поиграл в кубики». Взял две башни с 8 пушками, две с 3 и две с 2 пушками, расположенными линейно-возвышенно.
Конечно, такой корабль мог буквально засыпать противника своими снарядами, но вот цена его и размеры были бы весьма и весьма велики.
Вместо дымовых труб, дым из которых часто окутывал боевые и дальномерные посты, предложены две «трубы» на уровне ватерлинии, отводящие дымовые газы в корму. Наклонная бронировка борта должна была защищать его от поражения снарядами, падающими под углом. Соответственно «труба», по идее автора, должна была отклонять попадающие в борт торпеды таким образом, что они наносили судну минимальные повреждения. Водоизмещение корабля предполагалось на уровне 70 тысяч тонн при мощности четырех турбин в 252 000 л. с.
«Ямато» на ходу, октябрь 1941 года
Интересно, что по водоизмещению этот футуристический линкор не превзошел японский «Ямато» (введен в строй в 1941 году!), имевший стандартное водоизмещение 63 200 тонн и полное 72 808 тонн. А заложенный в США в 1941 году линкор «Миссури» имел водоизмещение 57 000 тонн и 9 406-мм орудий главного калибра.
Так что, вооружение из-под пера подчас не превосходит, или лишь частично превосходит, то, что создавалось и создается в реальности, но очень часто остается в мире фантазий!
Информация