Развитие отечественных БПЛА на фоне Спецоперации

16
Развитие отечественных БПЛА на фоне Спецоперации
"Орлан-10" - один из основных БПЛА российской армии. Фото Минобороны РФ


Специальная военная операция в полной мере продемонстрировала потенциал и ценность беспилотных летательных аппаратов разных классов. На вооружении российской армии состоят разнообразные системы такого рода, при помощи которых она решает широкий круг задач. При этом обеспечивается не только успешное ведение боевых действий, но и накапливается ценный опыт. Кроме того, создаются основы для дальнейшего развития сферы БПЛА.



Проверенная техника


Современные отечественные БПЛА впервые начали массово применяться в условиях реальной военной операции в 2015 г., в Сирии. Тогда для наблюдения, разведки, целеуказания и корректировки огня использовались аппараты «Орлан», «Элерон», «Форпост» и т.д. Кроме того, в рамках сирийской операции проводились войсковые испытания целого ряда совершенно новых образцов, таких как барражирующий боеприпас «Ланцет» или тяжелый разведывательно-ударный «Иноходец».

В ходе сирийской операции наша армия накопила большой опыт эксплуатации беспилотных комплексов. Кроме того, отработали вопросы взаимодействия БПЛА с другими силами и средствами войск при решении ряда основных задач. К началу Спецоперации по защите Донбасса «Орланы» и другая техника получила широкое распространение в соответствии с действующими нормативами.


Операторы "Орланов" за работой. Фото Минобороны РФ

Начиная с 24 февраля, российские БПЛА имевшихся типов практически постоянно дежурят в воздушном пространстве над зоной боевых действий и решают все предполагаемые задачи. В первую очередь, «Орланы» и т.п. используются в качестве средства разведки и корректировки огня. Они работают в интересах ракетных войск и артиллерии, обслуживают стрелковые подразделения и т.д. Результаты применения таких средств разведки и их пользу при достижении общих целей переоценить трудно.

Начиная с прошлой весны, в Спецоперации участвуют разведывательно-ударные «Иноходцы». Несколько раз сообщалось, что такая техника осуществляет поиск и поражение различных наземных объектов противника. При этом использовались новые средства поражения, в т.ч. те, о которых не сообщалось ранее. По разным данным, такие БПЛА до сих пор работают в зоне боевых действий и вносят свой вклад в общее дело демилитаризации противника.

Широко применяются барражирующие боеприпасы основных типов и модификаций, такие как «Ланцеты». При этом рост темпов производства позволяет увеличить интенсивность их применения. Фото и видео из зоны боевых действий, поступившие в последние месяцы, позволяют считать беспилотники-камикадзе одним из основных средств для поражения техники и иных объектов противника.


Тяжелый "Иноходец" с ракетным вооружением. Фото Минобороны РФ

В легком классе


Уже в ходе Спецоперации российская армия и другие формирования, позже влившиеся в ее состав, получили широкий круг новых БПЛА разных классов. Часть такой техники дополнила имеющийся беспилотный парк, а другие образцы создали новые ниши и заняли их. В результате возможности нашей армии по разведке и нанесению ударов заметно выросли.

В первую очередь, обратили на себя внимание легкие коммерческие БПЛА, попавшие в армию и другие формирования благодаря энтузиастам и активистам. Несмотря на ограниченные характеристики и определенную сложность эксплуатации во фронтовых условиях, такие беспилотники зарекомендовали себя в качестве удобного и эффективного средства воздушной разведки в тактическом звене. Помощь тыла и граждан, а также меры со стороны Минобороны, позволили достаточно быстро нарастить насыщенность войск подобной техникой.

Изначально малые БПЛА использовались только как носители оптики. Однако уже в первые месяцы Спецоперации их «научили» нести и применять легкие средства поражения – разнообразные гранаты, мины и т.д. С ними использовались системы подвески кустарной сборки, а затем дошло и до промышленного производства.


Поражение наземной цели "Иноходцем". Фото Минобороны РФ

Ниша легких БПЛА сначала заполнялась за счет закупок доступных на рынке образцов иностранного производства. К настоящему времени в этом классе появились и отечественные разработки. Регулярно сообщается о передаче такой техники в войска, как для испытаний, так и по результатам серийного производства. Кроме того, постоянно появляются новые образцы такого класса.

Своего рода ответвлением от класса малых БПЛА являются т.н. FPV-беспилотники – аппараты, несущие камеру с видом от первого лица и определенную полезную нагрузку. В основном их используют как легкие и маневренные барражирующие боеприпасы для поражения разных целей, в т.ч. скрытых. Как и в случае с другими классами, такую технику собирают с нуля или переделывают из доступных образцов. На фронте уже присутствует несколько моделей FPV-аппаратов, включая новые образцы отечественной разработки.

На большой дальности


Пожалуй, главной новинкой прошлого года стали ударные БПЛА большой дальности «Герань-2». О существовании этой техники стало известно только после первых эпизодов ее боевого применения по украинским объектам. Насколько известно, российская промышленность наладила массовое производство таких беспилотников, и они регулярно применяются для поражения назначенных целей.


Известный эпизод поражения танка Leopard 2 барражирующим боеприпасом "Ланцет". Вид с камеры беспилотника. Фото Telegram / "Архангел спецназа"

«Герань-2» относится к классу тяжелых БПЛА, пока не получившему особого распространения в нашей армии. Это аппарат массой в несколько сотен килограммов с размахом крыла в метры. Со скоростью не более 200-250 км/ч он способен пролететь до 1-2 тыс. км и поразить точечную цель.

С точки зрения функций, «Герань-2» является своеобразным аналогом крылатых ракет. При этом использование технологий и компонентов из сферы БПЛА позволило резко упростить конструкцию и уменьшить ее стоимость без серьезных ограничений и потерь в характеристиках. Кроме того, на практике выяснилось, что аппарат такого рода является достаточно сложной целью для ПВО противника.

Беспилотное будущее


БПЛА разных классов и типов давно и прочно заняли свое место в российской армии и регулярно показывают свои возможности. Необходимость такой техники уже не вызывает сомнений. В то же время, темой для споров пока могут быть пути дальнейшего развития беспилотных авиационных комплексов. Но в текущих процессах разного рода можно найти намеки на события будущего.


Полет к цели, вид с борта FPV-беспилотника. Фото Telegram / "БОБР"

В первую очередь, следует ожидать, что российская промышленность продолжит выпуск актуальных моделей БПЛА, а также будет разрабатывать новые образцы. Основную работу в этих направлениях сделают крупные и известные производители, но на сцену выйдут и малые предприятия. Уже сейчас они пытаются покрыть часть потребностей армии и показывают неплохие для своего масштаба результаты. Вероятно, мелкие компании-разработчики наиболее удачных конструкций в будущем смогут стать крупнее и нарастить производство.

К настоящему времени отечественная промышленность предложила проекты БПЛА всех основных классов и категорий. Тем не менее, не во всех нишах пока присутствует массовый выпуск техники. К примеру, немногочисленными остаются тяжелые беспилотники, а выпуск FPV-аппаратов только набирает необходимые темпы. Следует ожидать, что во все новых и важных категориях удастся выйти на требуемый уровень производства.

Параллельно предприятия будут продолжать разработку перспективных образцов, как уже известных, так и совершенно новых. До серии доведут «Орион», «Охотник» и другие изделия, пока засекреченные. Вероятно, эти процессы не станут скрывать, и промышленность будет регулярно сообщать о своих успехах.


"Герань-2" летит к своей цели. Фото AFP

Необходимо отметить, что перспективы беспилотной техники в нашей армии зависят не только от разработки и выпуска конкретных образцов. Большое значение имеет накопление, систематизация и изучение опыта применения БПЛА в условиях реального конфликта. Беспилотникам и их операторам приходится работать в сложных условиях с активным противодействием со стороны противника, имеющего различные иностранные средства.

Подобный опыт будет полезен как при организации эксплуатации и применении беспилотных комплексов, так и при создании новых проектов. Разработчики и операторы теперь знают, какими возможностями обладает противник и как может мешать их работе. Кроме того, появляется возможность спрогнозировать дальнейшее развитие его систем и средств.

Результаты и перспективы


Очевидно, что текущая Спецоперация имеет большое значение не только для национальной безопасности, но и для развития вооруженных сил, в т.ч. направления беспилотных авиационных комплексов. С ее помощью проходят проверку все существующие и новые образцы БПЛА, способные решать разные задачи. При этом подобные испытания идут в условиях реального конфликта, что способствует выявлению сильных и слабых сторон.

На ранних стадиях операции российская армия использовала практически все типы имеющихся БПЛА для решения широкого круга задач. В дальнейшем парк беспилотных комплексов начал расти, как в количественном, так и в качественном отношении. Более того, появилась и поступила в эксплуатацию техника новых классов. Есть все основания полагать, что на этом развитие беспилотников наших вооруженных сил не остановится. Следующие нововведения можно ожидать в самое ближайшее время – и их появление точно не обрадует противника.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    21 июня 2023 04:32
    В статье одна вода и масло-маслянное, а также полное отсутствие полезной информации. Откровенно жаль потраченного времени.
    Давно пора автора указывать в начале публикации.
    1. 0
      15 сентября 2023 08:51
      Согласен, у этого автора большинство статей такие же пустые.
  2. +6
    21 июня 2023 05:27
    К началу Спецоперации по защите Донбасса «Орланы» и другая техника получила широкое распространение в соответствии с действующими нормативами.

    Вот только не надо врать...
    видел я это распространение когда наши колонны техники подвергались ударам ВСУ со всех сторон и пехота разбегалась во все стороны спасаясь от обстрелов из засад.
    Сейчас Слава Богу положение с этим изменилось в лучшую сторону... а год назад на ВО вовсю трубили о плачевном положении с разведовательно-ударными БПЛА.
    Пока гром не грянет МО не перекрестится.
    1. +4
      21 июня 2023 07:53
      Цитата: Леха с Андроида.
      Пока гром не грянет МО не перекрестится.

      Да, даже если и грянет, все равно креститься оне не будут. Это только в окопах атеистов нет, как говорится. А в МО походу поголовно. На недельку бы верхушку "приобщить к вере" на передке, глядишь, что-то бы зашевелилось.
      А, вообще, я не пойму, как можно было при планировании СВО проигнорировать такой успешный вид вооружения, как разведывательные и ударные БПЛА, имея при этом огромное количество информации о их применении в армяно-азербайджанском конфликте, не говоря уже про Сирию?
      1. +5
        21 июня 2023 10:30
        Цитата: Вежливый Лось
        не пойму, как можно было при планировании СВО проигнорировать такой успешный вид вооружения, как разведывательные и ударные БПЛА
        Насколько я понял "при планировании СВО" предполагалось использовать секретное оружие "Медведчук" и отбиваться от цветов которые должны были кидать на броню танков благодарные украинцы резиновыми дубинками - "демократизаторами", но что-то пошло не так...
        1. +5
          21 июня 2023 13:15
          Цитата: ВПК-65
          Насколько я понял "при планировании СВО" предполагалось использовать секретное оружие "Медведчук" и отбиваться от цветов которые должны были кидать на броню танков благодарные украинцы резиновыми дубинками - "демократизаторами", но что-то пошло не так...

          Т - Традиция.
          Ну как не вспомнить выступление Льва Захаровича по итогам предыдущей СВО.
          Глубоко вкоренился вредный предрассудок, что якобы население стран, вступающих в войну с СССР, неизбежно, и чуть ли не поголовно, восстанет и будет переходить на сторону Красной Армии, что рабочие и крестьяне будут нас встречать с цветами. Это ложное убеждение вырастает из незнания действительной обстановки в сопредельных странах. Война в Финляндии показала, что мы не вели политической разведки в северных районах и поэтому не знали, с какими лозунгами идти к этому населению и как вести работу среди него. Мы часто обходились с крестьянами как с рабочим классом, а оказывается, что этот крестьянин - крупный кулак, шюцкоровец, и он реагирует по-своему. Столкновение с действительностью размагничивает нашего бойца и командира, привыкшего рассматривать население зарубежных стран с общей - поверхностной точки зрения. Нам нужно знать, чем живет и интересуется население той или иной страны.
          © начальник Главного политуправления Красной армии Л.З.Мехлис
    2. +2
      21 июня 2023 13:07
      Цитата: Леха с Андроида.
      Вот только не надо врать...

      Так всё правильно написано - в соответствии с действующими нормативами.
      Помните 90-ю тд?
      Они в 2016-2017-м году формировали 90-ю танковую дивизию.
      Без достаточного количества пехоты? ХА! Берите выше!
      БЕЗ СЛУЖБЫ БПЛА.
      Танковую дивизию. Без штатных армейских беспилотников.
      Я не знаю, почему у меня не вытекли глаза, когда я это прочитал, но это так.
      Это как родить на свет путём длительной селекции свирепую беспощадную акулу с огромными челюстями, но родить её слепой и с вечным насморком.
      И ОНИ СДЕЛАЛИ ЭТО!
      © клеветник и очернитель Мурз
  3. -1
    21 июня 2023 07:30
    Много отличных разработок, но наша бюрократия, монополия крупных компаний и бесконечные сертификации не дают пробиться ничему! Совсковая система тормозит развитие вообще промышленности, а уж в области бпла все меняется очень быстро, пока весь цикл принятия пройдет, аппарат устаревает. Поэтому у нас воюет 5-7 образцов. Орлан-10 уже вообще не актуален, его глушат мгновенно, коды давно расколоты, только почему то стараются об этом не писать. А новые мозги для него есть, но должен пройти длиннющий цикл сертификаций и согласований. К тому времени и это устареет.
    1. 0
      21 июня 2023 09:50
      Не нужно кивать на совковую систему. Эта система в Союзе имела массу недостатков, но в чем в чем, а сфере ВПК работала как часы. И новые системы запускались в производство в рекордные сроки, и постоянная модернизация шла, и разработки, которыми мы до сих пор кормимся. Генералы мирного времени в любой армии очень костные люди. В большинстве своем. Примеров тому в истории масса. Достаточно вспомнить про историю внедрения автоматического стрелкового оружия в армиях мира. Реальность жизни такова, что только война является стимулом внедрения нового. Массовое внедрение беспилотников неизбежно ведет за собой коренную ломку устоявшихся традиций. Это ведь в первую очередь разведка в реальном времени. А это предполагает мгновенное реагирование на полученные данные. Но это же рушит все устои субординации. Как такое может быть, что какой то сержант из расчета БПЛА, будет давать команду батарее САУ на открытие огня и целеуказание. А зачем тогда вышестоящее командование?
      1. +1
        21 июня 2023 13:31
        Цитата: Yakut
        Эта система в Союзе имела массу недостатков, но в чем в чем, а сфере ВПК работала как часы. И новые системы запускались в производство в рекордные сроки

        * флотские саркастически ухмыляются, вспоминая историю пр. 1155 и пр. 956.
        Цитата: Yakut
        и постоянная модернизация шла

        ... которая в большинстве случаев сводилась к доведению продавленных промами до принятия на вооружение изделий до первоначальных ТТТ. Классический случай - Р-39, которая только к версии УТТХ достигла требуемых изначально характеристик. Ах да - не достигла, ведь "Барк" не взлетел.
        Цитата: Yakut
        Как такое может быть, что какой то сержант из расчета БПЛА, будет давать команду батарее САУ на открытие огня и целеуказание. А зачем тогда вышестоящее командование?

        Так такого нигде и нет.
        Задача сержанта - найти цель и выдать её координаты / привязку к местности. А дальше информация идёт наверх, где штаб выдаёт целеуказание подходящей батарее, а соответствующая структура готовит данные для стрельбы. Сержант в этой схеме либо корректирует огонь по обнаруженной им цели, либо ищет новые. По нормам Холодной войны, для открытия огня по засечённой цели в такой схеме требовалось от 5 до 10 минут.
        Проблема в том, что эта система может нормально работать только при условии наличия современного оборудования разведки целей, оперативной выдачи данных для стрельбы, закрытой надёжной связи и грамотных кадров, умеющих всем этим пользоваться.
  4. 0
    27 июля 2023 20:14
    То, что видно в интернете, развитием назвать сложно. Здесь скорее рост в численности и разнообразии. Надеюсь, есть и то, что уже абсолютно ясно, но в инете его пока не показывают.
  5. 0
    2 августа 2023 18:57
    "Говорил я бабке не (cenzored) как радио"(с)очевидное, а не только вероятное
  6. +1
    6 августа 2023 22:18
    Развитие военной мысли и техники идут в разных странах с разной скорость. В одни - быстрее. В других - медленнее. В нашей - медленнее. Т. е отставание есть и оно НЕ УМЕНЬШАЕТСЯ. Кто виноват и что с ним (с ними) делать - отдельная тема. Но факты таковы.
    Нам много и интересно свистят, какие ужасные дефолты надвигаются на доллар. А по факту дешевеет не доллар, а рубль. Я уже спокойно отношусь к этой брехне. Но вижу, что в массе народ верит. А значит - что? Правильно. Перемен не будет.
  7. 0
    11 августа 2023 19:38
    "Изначально малые БПЛА использовались только как носители оптики. Однако уже в первые месяцы Спецоперации их «научили» нести и применять легкие средства поражения – разнообразные гранаты, мины и т.д. С ними использовались системы подвески кустарной сборки, а затем дошло и до промышленного производства."

    Т.е., при планировании СВО руководством МинОбороны напрочь игнорировался реальный опыт боевых действий у нас, на Донбассе, начиная с того же 2015 года, когда регулярно обнародовались факты сброса с БПЛА всяческих боеприпасов.
  8. 0
    23 сентября 2023 10:23
    Сколько много слов в статье ни о чем !
    ...............
  9. 0
    6 ноября 2023 14:48
    Все что мы видим в соц сетях, на выставках .... это все устаревший подход к созданию БПЛА.
    Я не касаюсь разработки и производства тяжёлых конструкций, их сложность и дороговизна, подписывает им приговор.
    Я говорю о лёгких фронтовых аппаратах, которые должны быть в каждой роте как расходный материал, как патроны к калашу.
    Что мы видим на практике: малые БПЛА создаются кустарно и промышленностью по модельной или авиационной технологии. А это медленно и дорого.
    Не секрет, что самой, слабой. повреждаемой составляющей БПЛА является планер. На практике авиомодельного спорта аппаратура, моторы, и другая начинка авиомодели служат годами, а вот планер до первой же аварии.
    Пока промышленность спешно осваивает производство электроники для безпилотников, пока обучается достаточное количество операторов, мы должны освоить мою технологию производства планеров БПЛА самолетного типа.
    Производство будет базироваться на обычном промышленном оборудовании, производительность которых позволит выпускать по 1000 планеров в сутки за одну смену, по цене чуть дороже рулона туалетной бумаги.
    Только при промышленном подходе к производству, можно серьёзно говорить о насыщении войск средствами безпилотного наблюдения и нанесения поражения противнику.
    Я не могу здесь рассказывать о сути технологии. Но все очень просто. Я не могу приобрести оборудование, создать производство, и продемонстрировать технологию в действии. Я живу в Калининграде, окружённый НАТОвцами, и такое производство здесь осуществлять нельзя. Даже демонстрационное.
    Нельзя что бы технология попала во вражеские руки.
    Однако безидейные, тупые чинуши, продолжают двигать производство БПЛА по устаревшим, технологиям, тратят огромные деньги России на строительство дорогущих заводов...... Я молчу о том, что расходится по чиновничьим карманам в процессе этого дорогущего строительства.
    Ну а я пока не тороплюсь. Я пока жду. Я уверен что наступит время когда мы завалим фронт достаточным количеством малых БПЛА, когда для солдата, запустить безпилотник будет так же обыденно, как сходить в туалет. Я так же уверен, что выпуская по 1000 планеров, с единицы оборудования за одну рабочую смену, при условии такой же интенсивности выпуска электроники, можно будет говорить о роях БПЛА, когда те же ударные вертолёты будут идти в окружении тысячи безпилотников, которые полностью обнулят ПВО противника....
    Как бы так.