Military Review

The inexhaustible potential of AL-31F

11
Perpetuum mobile of the Russian military aviation industry

Created over forty years ago for the fourth-generation fighter, the AL-31F engine still complies with the technical parameters of the best models in its class. Technological reserve, incorporated in this aircraft engine, allows for its constant modernization. The AL-31F family has become a symbol of the stability of the domestic engine building industry. The developments accumulated during the creation of this model range are used to develop a fundamentally new fifth-generation fighter engine, which will have even higher traction and lower specific gravity.

General of the Army Sergei Shoigu made his first foreign visit as Defense Minister to the People's Republic of China. Military-technical cooperation (MTC) between Russia and China, extremely active at the end of the XNUMXth century and seriously stagnating at the beginning of the XNUMXst century, has regained its second wind in the last two years. The new phase of the Russian-Chinese military-technical cooperation is based on deliveries aviation engines primarily of the AL-31F family. In the devastating 90s for the entire Russian defense-industrial complex (MIC), it was they who largely ensured the commercial success abroad of the multifunctional fighters of the Su-27 / Su-30 line and thus saved not only the domestic military aviation industry, but also the engine-building industry in the whole. Today, the AL-31F developers are using all the accumulated experience and developments to create a fundamentally new engine for the fifth generation T-50 fighter (PAK FA is a promising aviation complex of frontline aviation).

For superiority over F-15

The AL-31F engine developed by the Saturn Moscow Machine-Building Plant (now A. Lyulka-Saturn, has been a part of OAO NPO Saturn since 2001) as the main engine for the future fourth-generation fighter Su-27, the main whose task was to achieve superiority over its American counterpart - F-15. The decision to create it was made in 1971 year. The corresponding conclusion of the Central Institute of Aviation Motors (CIAM) was made based on the results of the analysis of the operation of three engines - AL-31F, D-30F-9 and P-59F-300.


A prototype project aircraft called the T-10-1 was tested from 20 May 1977. Before 1982, for this, nine such machines were built with the engines of the previous generation - AL-21F-3.

Development of a promising aircraft engine was carried out with the 1974 year. But the characteristics of the initial version of the AL-31F (with two-stage high and low pressure turbines and low-loaded compressors) did not meet the tactical and technical requirements. The new turbojet bypass engine was created with an afterburner at the same time as the aircraft was completely redesigned. In fact, the T-10С fighter aircraft, which was newly developed by the Moscow Machine-Building Plant named after P. O. Sukhoi, had, among other things, significantly improved aerodynamic qualities and another layout of the aircraft engine (gearbox and all units in the upper part). 6 August 1985 was signed the act of acceptance of state tests AL-31F. The new engine 12,5 tons of tons had single-stage high and low pressure turbines and highly loaded compressors. One of the key points was the creation and implementation of JSC A. Cradle-Saturn ”turbine blades of a cyclone-vortex system, which made the motor resource, before that it could be operated no more than 70 hours. Work on the extension of the resource has become one of the main directions. Then the requirements of the Soviet Air Force were limited to 300 hours. Currently, this engine rate has reached thousands of hours.

The main manufacturer of AL-31F was determined by Ufa Motor-Building Production Association (UMPO). Then the Moscow machine-building production enterprise Salyut was involved in the program (now FSUE Salyut Gas Turbine Engineering), which was initially engaged in the manufacture of individual engine elements. Over time, there was a kind of division of labor, according to which UMPO (leading by topic) specialized in the production of elements of the cold part of the motor, and Salyut - hot. In this case, the assembly was carried out at both enterprises.

Controlled vector

The AL-31FP engine with a swiveling nozzle was first tested in the 1989 year. In April, the 1996 th experimental model of the Su-35 fighter rose into the air with a prototype of this engine with thrust vector control (UHT). During the work on this unit, special attention was paid to the effective control of the nozzle, the difficult task was solved when creating a reliable compacted joint of its movable and fixed parts. The resulting engine provided the world-famous maneuverability and reliability in the management of Sukhoi heavy fighters. Serial AL-31FP installed on the Su-30. The first foreign contract for airplanes with these engines was fulfilled by Ufimians, ensuring the delivery of X-NUMX Su-40MKI (30 engines) to India under the agreement 80 of the year.

During the 90-s, the manufacturers of the AL-31F divided markets through informal arrangements: the engines for Indian aircraft manufactured the UMPO, and Salyut for export to China. As for other foreign customers, Algeria and Malaysia received Su-30 fighters with Ufa engines, Vietnam and Indonesia with Moscow ones. The Venezuelan contract for 24 Su-30MKV2 plants were divided exactly in half.

Chinese contract

The events on Tiananmen Square in June 1989 of the year “put a cross” on the supply of Western weapons and military equipment to China. Because of the embargo, the Chinese program to create the national light single-engine aircraft J-10 was in jeopardy. The machine was created on the basis of the tactical fighter Lavi Israeli company Israel Aerospace Industries. The project was closed under US pressure in 1986 in favor of F-16, but it was used by Israelis in joint foreign programs.

Chinese J-10s were to be equipped with a specially developed PW-1120 engine from the American company Pratt & Whitney. But after the embargo was imposed, this could be forgotten. As an alternative option, the high command of the People's Liberation Army of China chose a modification of the Russian AL-31F with a lower arrangement of units - AL-31FN.

The development of the first 14 engines for the Chinese project was performed by OAO A. Cradle-Saturn "in 1992 – 1994 for the customer’s money - the first precedent in stories Post-Soviet defense industry of Russia. The Russian Aviation and Space Agency has chosen the Salut plant in Moscow as a serial manufacturer of the AL-31FN.

The dispute around royalties

Saturn has entered into licensing agreements on monetary compensation (royalties) with him as a developer with UMPO and Salyut, according to which it receives eight percent of the cost of each engine sold - about 250 – 300 thousand dollars. Its price increased over time from 2,5 to 3,5 million dollars. In the case of the AL-31FN, the management of Salyut, having received by agreement incomplete technical documentation for the engine, decided to modify it to the level of mass production. Moreover, Yury Yeliseyev, the company's general director, signed a license agreement with the Federal Agency for the legal protection of military, special and dual-use intellectual activity in 1999, rewriting the actual right to manufacture the engine to Salyut, and thus leveling the agreement with Saturn, which receives royalties only from UMPO.

Key element

The export dynamics of the AL-31F family has long become independent (from the supply of combat aircraft). This is especially noticeable in the context of the Russian-Chinese MTC. AL-31FN has become a kind of litmus test for the assessment of the state of the engine-building of the Middle Kingdom. If in most areas the Chinese defense industry is constantly demonstrating serious success, then on the engine front, the Chinese are not yet able to start mass production of a reliable engine for a combat aircraft.

That is why the People's Republic of China continues to continue to purchase engines of the AL-31F series for light J-10, as well as for heavy J-11B / BS (a copy of the Russian Su-27 fighter). In 1996, China acquired a license for the production of X-NUMX Su-200SK planes without the right to re-export to third countries. By the end of 27, 2007 of them were compiled. Then Beijing refused to further implement this licensed program, creating its clone - J-105.

Russian engines are purchased by the People's Republic of China with the formal presence of the widely publicized domestic turbojet WS-10A Taihang bypass, designed specifically for J-10 and J-11. But this motor is characterized by a low resource and a large number of structural and technological flaws that have not yet been resolved. According to official data, Taihang serial production should be deployed before the end of 2015, but these dates seem to be overly optimistic.

China’s attempts to overcome its “motor dependence” on Russia have so far failed. In 2009, the PRC resumed purchases of AL-31F / FN motors. Moreover, the growth of Chinese orders is so high that FSUE Salyut Gas Turbine Engineering Center barely have enough production capacity - almost 2009 units were contracted in 2011 – 400 (the entire volume of orders and supplies is approaching a thousand). Another 140 AL-31FN must supply the UMPO under the 2011 contract to replace the J-11 multi-role fighter jets (Su-27 / Su-30MKK / MK2) that have developed a service life.

Strength characteristics are improving

According to Vladislav Masalov, Director General of the FSUE Salyut Gas Turbine Engineering Center, the power characteristics of the AL-31F do not quite satisfy the specifications of technical specifications for the Su-family aircraft, which should come into service with the Russian Air Force. It is primarily about the new serial Su-34 front-line bombers and the deeply modernized Su-27CM multi-purpose fighters. The more powerful version of the AL-31F-М1 engine (42-series) created by Salut has been increased to 13,5 tons without changing the overall dimensions. This motor is already supplied serially for the Su-27CM. In addition, it will be used to remotorize the Su-27, Su-30, as well as, possibly, for the 19 remaining in the ranks of the Su-33 ship-borne air group of the heavy aircraft-carrying cruiser Admiral Kuznetsov.

The next stage is the AL-31F-M2, which is scheduled to start mass production next year. According to the results of tests at CIAM, the possibility of increasing the maximum thrust to 14,5 tonnes was confirmed while reducing specific fuel consumption, including in besforshennyh modes. The assigned resource is three thousand hours. Its installation will not require any modifications in the design of the airframe or engine nacelle Su-27CM or Su-34 and can be carried out directly in the army.

Engine for PAK FA

After long discussions and struggles for the right to be the leading developer of the engine for the PAK FA, by the decision of the country's leadership, this engine is created within the United Engine Building Corporation (UEC) with the distribution of areas of responsibility. Salut, which is not part of the corporation, is a co-executor of the UEC.

The two main competitors developed their parallel engine prototypes for the fifth-generation fighter - the Yeniseisk-A; the Saturn, the Yeniseisk-B — the Salyut. The final winner was not officially announced.

In the meantime, prototypes of the T-50 are being tested at the AL-41F1 - the “117 product”, jointly developed by NPO Saturn, UMPO and Sukhoi Design Bureau. It is based on the same AL-31F. Some elements are borrowed from the developments on the creation of the “product 117С” (AL-41Ф1С) for the fighter of the generation “4 ++” Su-35. The first stage of the 117 motor for the PAK FA achieves 15 tons, it has a larger diameter turbine, all-view thrust vector control, digital automatic control system. A full fifth generation engine will have a higher thrust and a lower specific weight. The exact parameters, as well as the development process itself, are kept secret. In any case, according to official statements, Salyut and Saturn are working on the project in close contact.
Author:
11 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Tan4ik
    Tan4ik 13 December 2012 09: 46
    +3
    I am glad that this is what we did. For the potential of the engine of this, in my opinion, is not revealed to the end.
    1. Civil
      Civil 13 December 2012 11: 41
      +1
      The military-technical cooperation (MTC) of Russia and China, which was extremely active at the end of the XX century and seriously stagnating at the beginning of the XXI century, has regained its second wind in the last two years. At the heart of the new phase of the Russian-Chinese military-technical cooperation is the supply of aircraft engines primarily of the AL-31F family.


      I am plagued by vague doubts (c) of the need for such "cooperation", while the Beijing Military District and the Shenyang Military District are the most numerous and well-rearmed!
  2. snek
    snek 13 December 2012 10: 14
    +1
    The engine is really good, but there is nothing "inexhaustible".
  3. Mikhado
    Mikhado 13 December 2012 12: 40
    +1
    There is an opinion of experts that progress in engines has stuck to a certain level, above which there are absolutely wild prices, simply an order of magnitude higher than the current ones. Even for UWB it will be overwhelming. So they "lick" reliable, proven constructions, choose reserves. And what else is needed - and supersonic afterburner, and UHT, and reduced fuel consumption - everything is already there.
    Then, probably, Jerkers will develop on other physical principles.
    1. Johnagle
      Johnagle 13 December 2012 20: 31
      0
      Quote: Mikhado
      Yes, and what else is necessary - and supersonic afterburner, and UVT, and reducing fuel consumption - everything is already there.

      here I’ll correct a typo - supersound at the afterburner mode ...
      here is a rather old video about an alternative propulsion and even a small sample of 10t thrust is shown, which with a snap weighs about 125kg - fantastic right:

      read that a similar theme is being conducted on Saturn ...
    2. Johnagle
      Johnagle 13 December 2012 20: 39
      0
      Quote: Mikhado
      and supersonic afterburner, and UVT, and reducing fuel consumption - everything is already there

      I’ll correct a typo: supersound at the afterburner mode ...
      here is no longer a new video about alternative propulsion ... a sample weighing 125 kg in a snap is demonstrated and a deadlift of 10 tons is declared - fantastic right ...

      read on Saturn a similar topic on resonant propulsion is also underway
    3. Johnagle
      Johnagle 13 December 2012 20: 42
      0
      Quote: Mikhado
      and supersonic afterburner, and UVT, and reducing fuel consumption - everything is already there

      I’ll correct a typo: supersound at the afterburner mode ...
      here is no longer a new video about alternative propulsion ... a sample of 125 kg in rigging is demonstrated and a deadlift of 10 tons is claimed - fantastic straight ... http://rutube.ru/video/3ee67e5db879a843da2f7e305655adbe/#.UMoRUOS6dkk

      read on Saturn a similar topic on resonant propulsion is also underway
    4. Johnagle
      Johnagle 13 December 2012 20: 47
      0
      Quote: Mikhado
      and supersonic afterburner, and UVT, and reducing fuel consumption - everything is already there

      I’ll correct a typo: supersound at the afterburner mode ...
      there is a video on the network about alternative movers (Pushkin) ... a sample weighing 125 kg with a snap and a deadlift of 10 tons is claimed - fantastic right ... for some reason, the video could not be stuck here ... but you can find ...

      read on Saturn a similar topic on resonant propulsion is also underway
  4. duchy
    duchy 13 December 2012 17: 02
    0
    The further development of engines to a very large extent depends on the fuel used and, we will say, its availability and manufacturability.
    The production technology of individual components, parts, even now is a complex and painstaking process. Not every state is able to do this. I hope that our designers and the engine industry will find new materials and technologies.
    1. CAPILATUS
      CAPILATUS 13 December 2012 23: 55
      -1
      The processes occurring in a turbine of two circuits have long been studied. Now everything rests on the use of materials for turbine blades, capable of maintaining heat-resistant properties for a long time. The blades for advanced engines are not currently made on machines, they are grown in the form of a single crystal with a single direction of the molecules, and during the growth of the blades special cavities are formed for cooling. This is what the Chinese have not yet learned to do and what only recently have learned in Russia. So far, the French, Americans and now Russians can do it. The Chinese - Khan will learn the Russian aviation industry, as well as others too.
  5. sashka
    sashka 13 December 2012 18: 32
    0
    What is WONDERFUL .. The question is what’s next ?? Actually, they sold it to the Chinese. Together with the planes, now we need to ask them .. Now we will do nanomotors. Put it in your pocket and fly .. What nonsense ..
  6. black_eagle
    black_eagle 13 December 2012 19: 42
    -1
    AL engines have always been the best and technologically unsurpassed in the world, starting with the Su-7B and ending with the production Su-35S, though if there is such a struggle around the world to create a fifth-generation engine, why is Motor Sich silent? I won’t believe that there would be no developments
  7. KRAT
    KRAT 14 December 2012 01: 12
    0
    Since the Chinese are buying these engines in such batches, it means that they will not be able to make such an engine for a long time, I think so. In the meantime, we need to use the situation and earn money, they will have enough of these engines for a long time.
  8. Alver
    Alver 17 December 2012 23: 55
    0
    honor and respect for the creators of the engine and sympathy for those who "modernize" it - one for not being able to come up with a new one. they do not give it to others - because they simply cannot (that the mentally retarded, even among the Indians, is not customary to offend)

    could not resist (sorry) -also-inexhaustible reserve near heating pipelines near water pipelines in cities near canvases of roads and bridges at the foundations of Khrushchev and so on and so forth
  9. Marek Rozny
    Marek Rozny 19 December 2012 21: 26
    +1
    Representatives of the Kazakhstani military-industrial complex (Uralsk, the ZKMK plant (West Kazakhstan Machine-Building Company) suggested the Russians to create a repair base for AL-31F engines based on their plant. Nazarbayev also supported, the answer is for the Russian side.
    Moreover, the Russians themselves admit that they lack their own capacities.
    It would be good if, nevertheless, they created a joint project in this area, the Russians would be able to make more profit by giving repairs to the Urals, and their own free capacities and hands would be taken up by an increase in production, as well as further scientific work.
  10. i.xxx-1971
    i.xxx-1971 15 January 2013 13: 11
    0
    And what is the resource of the best western engines?

Неиссякаемый потенциал АЛ-31Ф

Вечный двигатель российского военного авиапрома

Созданный более сорока лет назад для истребителя четвертого поколения двигатель АЛ-31Ф до сих пор соответствует по техническим параметрам лучшим образцам в своем классе. Технологический резерв, заложенный в этот авиамотор, позволяет проводить постоянную его модернизацию. Семейство АЛ-31Ф стало символом стабильности отечественного моторостроения. Наработки, накопленные при создании этого модельного ряда, используются для разработки принципиально нового двигателя истребителя пятого поколения, который будет иметь еще более высокую тягу и меньший удельный вес.

Свой первый зарубежный визит на посту министра обороны генерал армии Сергей Шойгу совершенно закономерно совершил в Китайскую Народную Республику. Военно-техническое сотрудничество (ВТС) России и Китая, чрезвычайно активное в конце ХХ и серьезно стагнировавшее в начале ХХI века, вновь обрело второе дыхание в последние два года. В основе новой фазы российско-китайского ВТС – поставки авиационных двигателей прежде всего семейства АЛ-31Ф. В разрушительные для всего российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК) 90-е годы именно они во многом обеспечили коммерческий успех за рубежом многофункциональных истребителей линейки Су-27/Су-30 и таким образом спасли не только отечественный военный авиапром, но и моторостроительную отрасль в целом. Сегодня разработчики АЛ-31Ф используют весь накопленный опыт и наработки для создания принципиально нового двигателя истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА – перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации).


Для превосходства над F-15

Двигатель АЛ-31Ф разработки московского машиностроительного завода «Сатурн» (ныне ОАО «А. Люлька-Сатурн», с 2001 года входит в состав ОАО «НПО «Сатурн») был выбран в качестве основного для будущего истребителя четвертого поколения Су-27, главной задачей которого было добиться превосходства над своим американским аналогом – F-15. Решение о его создании принято в 1971 году. Соответствующее заключение Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) было сделано по результатам анализа работы трех двигателей – АЛ-31Ф, Д-30Ф-9 и Р-59Ф-300.

Неиссякаемый потенциал АЛ-31Ф

Опытный самолет проекта под названием Т-10-1 проходил испытания с 20 мая 1977 года. До 1982-го для этого было построено девять таких машин с двигателями предыдущего поколения – АЛ-21Ф-3.

Разработка перспективного авиамотора велась с 1974 года. Но характеристики первоначального варианта АЛ-31Ф (с двухступенчатыми турбинами высокого и низкого давления и низконагруженными компрессорами) не отвечали тактико-техническому заданию. Новый турбореактивный двухконтурный двигатель создавался с форсажной камерой одновременно вместе с полным перепроектированием конструкции самолета. Фактически заново разработанный Московским машиностроительным заводом имени П. О. Сухого истребитель Т-10С имел, помимо всего прочего, значительно улучшенные аэродинамические качества и другую компоновку авиамотора (коробка приводов и все агрегаты в верхней части). 6 августа 1985 года был подписан акт о приемке государственных испытаний АЛ-31Ф. Новый двигатель тягой 12,5 тонны имел одноступенчатые турбины высокого и низкого давления и высоконагруженные компрессоры. Одним из ключевых моментов стало создание и внедрение ОАО «А. Люлька-Сатурн» лопатки турбины циклонно-вихревой системы, что сделало мотор ресурсным, до этого он мог эксплуатироваться не более 70 часов. Работа над продлением ресурса стала одним из главных направлений. Тогда требования советских ВВС ограничивались 300 часами. В настоящее время этот показатель двигателя достиг тысячи часов.

Основным производителем АЛ-31Ф было определено ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (УМПО). Затем к программе было привлечено московское машиностроительное производственное предприятие «Салют» (сейчас ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют»), которое сначала занималось изготовлением отдельных элементов двигателя. Со временем сложилось своеобразное разделение труда, согласно которому УМПО (ведущее по тематике) специализировалось на производстве элементов холодной части мотора, а «Салют» – горячей. При этом сборка велась на обоих предприятиях.

Управляемый вектор

Двигатель АЛ-31ФП с поворотным соплом впервые был испытан в 1989 году. В апреле 1996-го экспериментальный образец истребителя Су-35 поднялся в воздух с прототипом этого мотора с управляемым вектором тяги (УВТ). В ходе работы над этим агрегатом особое внимание уделялось эффективному управлению соплом, сложная задача была решена при создании надежного уплотненного сочленения его подвижной и неподвижной частей. Представленный в итоге двигатель обеспечил всемирно известную маневренность и надежность в управлении тяжелых истребителей «Сухого». Серийный АЛ-31ФП установлен на Су-30. Первый зарубежный контракт на самолеты с этими моторами выполнили уфимцы, обеспечив поставку в Индию 40 Су-30МКИ (80 двигателей) по соглашению 1996 года.

В течение 90-х годов производители АЛ-31Ф с помощью неформальных договоренностей поделили рынки: моторы для индийских самолетов изготавливало УМПО, для экспорта в Китай – «Салют». Что касается других зарубежных заказчиков, то Алжир и Малайзия получили истребители Су-30 с уфимскими моторами, Вьетнам и Индонезия – с московскими. Венесуэльский же контракт на 24 Су-30MKV2 заводы поделили ровно пополам.

Китайский контракт

События на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 года «поставили крест» на поставках западных вооружений и военной техники в Китай. Из-за эмбарго под угрозой срыва оказалась китайская программа по созданию национального легкого однодвигательного самолета J-10. Машина создавалась на основе тактического истребителя Lavi израильской компании Israel Aerospace Industries. Проект был закрыт под давлением США в 1986 году в пользу F-16, но его наработки использовались израильтянами в совместных зарубежных программах.

Китайские J-10 должны были оснащаться специально разрабатывавшимся для них двигателем PW-1120 американской компании Pratt&Whitney. Но после введения эмбарго об этом можно было забыть. В качестве альтернативного варианта верховное командование Народно-освободительной армии Китая выбрало модификацию российского АЛ-31Ф с нижним расположением агрегатов – АЛ-31ФН.

Разработку первых 14 двигателей для китайского проекта выполнило ОАО «А. Люлька-Сатурн» в 1992–1994 годах на деньги заказчика – первый прецедент в истории постсоветского ОПК России. Серийным изготовителем АЛ-31ФН Российское авиационно-космическое агентство выбрало московский завод «Салют».

Спор вокруг роялти

«Сатурн» заключил с УМПО и «Салютом» лицензионные соглашения о денежной компенсации (роялти) ему как разработчику, согласно которому он получает восемь процентов от стоимости каждого проданного двигателя – около 250–300 тысяч долларов. Его цена со временем выросла с 2,5 до 3,5 миллиона долларов. В случае с АЛ-31ФН руководство «Салюта», получив по соглашению неполную техническую документацию на двигатель, решило доработать ее до уровня серийного производства. Более того, генеральный директор предприятия Юрий Елисеев заключил в 1999 году лицензионный договор с Федеральным агентством по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, переписав фактически права на изготовление двигателя на «Салют» и нивелировав таким образом соглашение с «Сатурном», который получает роялти только от УМПО.

Ключевой элемент

Экспортная динамика семейства АЛ-31Ф давно приобрела самостоятельный (от поставок боевых самолетов) характер. Особенно это заметно в контексте российско-китайского ВТС. АЛ-31ФН стал своеобразной лакмусовой бумажкой оценки состояния двигателестроения Поднебесной. Если по большинству направлений китайский ОПК постоянно демонстрирует серьезные успехи, то на двигателестроительном фронте китайцы пока не в состоянии наладить серийное производство надежного мотора для боевого самолета.

Именно поэтому КНР продолжает до сих пор закупки двигателей серии АЛ-31Ф для легких J-10, а также для тяжелого J-11B/BS (копия российского истребителя Су-27). В 1996 году Китай приобрел лицензию на производство 200 самолетов Су-27СК без права реэкспорта в третьи страны. К концу 2007-го было собрано 105 из них. Затем Пекин отказался от дальнейшей реализации этой лицензионной программы, создав свой клон – J-11.

Российские двигатели закупаются КНР при формальном наличии широко разрекламированного отечественного турбореактивного двухконтурного WS-10A Taihang, разработанного специально для J-10 и J-11. Но этот мотор характеризуется невысоким ресурсом и большим количеством конструктивных и технологических недостатков, которые до сих пор не удалось устранить. По официальным данным, серийное производство Taihang должно быть развернуто до конца 2015 года, однако эти сроки представляются излишне оптимистичными.

Попытки Китая преодолеть «двигательную зависимость» от России пока провалились. В 2009 году КНР возобновила закупки моторов АЛ-31Ф/ФН. Причем рост китайских заказов настолько высокий, что ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» едва хватает производственных мощностей – в 2009–2011 годах законтрактовано почти 400 единиц (весь объем заказов и поставок приближается к тысяче). Еще 140 АЛ-31ФН должно поставить УМПО по контракту 2011-го для замены выработавших ресурс двигателей многофункциональных истребителей J-11 (Су-27/Су-30MKK/MK2).

Силовые характеристики улучшаются

По словам генерального директора ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» Владислава Масалова, силовые характеристики АЛ-31Ф уже не вполне удовлетворяют параметрам техзаданий для самолетов семейства Су, которые должны поступать на вооружение Военно-воздушных сил России. Речь идет прежде всего о новых серийных фронтовых бомбардировщиках Су-34 и глубоко модернизированных многофункциональных истребителях Су-27СМ. Тяга созданной «Салютом» более мощной версии двигателя АЛ-31Ф-М1 (42-я серия) увеличена до 13,5 тонны без изменения габаритных размеров. Этот мотор уже поставляется серийно для Су-27СМ. Кроме того, он будет использован для ремоторизации Су-27, Су-30, а также, возможно, для 19 остающихся в строю корабельных истребителей Су-33 авиагруппировки тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».

Следующий этап – АЛ-31Ф-М2, который планируется запустить в серийное производство в следующем году. По результатам испытаний в ЦИАМ подтверждена возможность увеличения максимальной тяги до 14,5 тонны при снижении удельных расходов топлива, в том числе на бесфорсажных режимах. Назначенный ресурс – три тысячи часов. Его установка не потребует никаких доработок в конструкции планера или мотогондолы двигателя Су-27СМ или Су-34 и может быть проведена непосредственно в войсках.

Двигатель для ПАК ФА

После долгих дискуссий и борьбы за право быть головным разработчиком двигателя для ПАК ФА решением руководства страны этот мотор создается в рамках Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) с распределением зон ответственности. «Салют», не входящий в корпорацию, является соисполнителем ОДК.

Два главных конкурента разрабатывали свои параллельные прототипы двигателя для истребителя пятого поколения – «Енисейск-А» вел «Сатурн», «Енисейск-Б» – «Салют». Окончательный победитель официально объявлен не был.

Пока же опытные образцы Т-50 проходят испытания на АЛ-41Ф1 – «изделии 117» совместной разработки ОАО «НПО «Сатурн», ОАО «УМПО» и ОАО «ОКБ Сухого». В его основе все тот же АЛ-31Ф. Некоторые элементы заимствованы из наработок по созданию «изделия 117С» (АЛ-41Ф1С) для истребителя поколения «4++» Су-35. Тяга мотора «117» первого этапа для ПАК ФА достигает 15 тонн, у него турбина с увеличенным диаметром, всеракурсное управление вектором тяги, цифровая система автоматического управления. Полноценный двигатель пятого поколения будет иметь более высокую тягу и меньший удельный вес. Точные параметры, как и собственно сам процесс разработки, держатся в секрете. Во всяком случае, по официальным заявлениям, «Салют» и «Сатурн» работают над проектом в тесном контакте.
Автор: Иван Коновалов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 11
  1. Tan4ik 13 декабря 2012 09:46
    Рад ,что такое сделали именно у нас. Ибо потенциал движка этого на мой взгляд не раскрыт до конца.
    1. Гражданский 13 декабря 2012 11:41
      Военно-техническое сотрудничество (ВТС) России и Китая, чрезвычайно активное в конце ХХ и серьезно стагнировавшее в начале ХХI века, вновь обрело второе дыхание в последние два года. В основе новой фазы российско-китайского ВТС – поставки авиационных двигателей прежде всего семейства АЛ-31Ф.


      меня терзают смутные сомнения (с) в необходимости подобного "сотрудничества", пока Пекинский военный округ и Шэньянский военный округ являются наиболее многочисленными и хорошо перевооружаемыми!
  2. snek 13 декабря 2012 10:14
    Движок и в правду хорош, но только нет ничего "неиссякаемого".
    snek
  3. Mikhado 13 декабря 2012 12:40
    Есть мнение специалистов, что прогресс в движках упёрся в определенную планку, выше которой - совершенно дикие стоимости, просто на порядок превосходящие нынешние. Это даже для СШП будет непосильно. Так что "вылизывают" надежные, проверенные конструкции, выбирают резервы. Да и чего еще надо- и сверхзвук на форсаже, и УВТ, и уменьшение расхода топлива - все уже есть.
    Дальше, наверное, будут развивать дрыгатели на других физических принципах.
    1. JohnEagle 13 декабря 2012 20:31
      Цитата: Mikhado
      Да и чего еще надо- и сверхзвук на форсаже, и УВТ, и уменьшение расхода топлива - все уже есть.

      здесь поправлю опечатку - сверхзвук на бесфорсажном режиме...
      вот здесь довольно старое видео про альтернативный движитель и даже демонстрируется небольшой образец тягой 10т, который с оснасткой весит около 125кг - фантастика прям:

      читал, что и на Сатурне ведется подобная тематика...
    2. JohnEagle 13 декабря 2012 20:39
      Цитата: Mikhado
      и сверхзвук на форсаже, и УВТ, и уменьшение расхода топлива - все уже есть

      поправлю опечатку: сверхзвук на бесфорсажном режиме...
      вот здесь уже не новое видео про альтернативные движители... демонстрируется образец весом 125кг в оснасткой и заявляется тяга 10т - фантастика прям...

      читал на Сатурне подобная тематика по резонансным движителям тоже ведется
    3. JohnEagle 13 декабря 2012 20:42
      Цитата: Mikhado
      и сверхзвук на форсаже, и УВТ, и уменьшение расхода топлива - все уже есть

      поправлю опечатку: сверхзвук на бесфорсажном режиме...
      вот здесь уже не новое видео про альтернативные движители... демонстрируется образец весом 125кг в оснасткой и заявляется тяга 10т - фантастика прям... http://rutube.ru/video/3ee67e5db879a843da2f7e305655adbe/#.UMoRUOS6dkk

      читал на Сатурне подобная тематика по резонансным движителям тоже ведется
    4. JohnEagle 13 декабря 2012 20:47
      Цитата: Mikhado
      и сверхзвук на форсаже, и УВТ, и уменьшение расхода топлива - все уже есть

      поправлю опечатку: сверхзвук на бесфорсажном режиме...
      в сети есть видео про альтернативные движители (Пушкина)... демонстрируется образец весом 125кг с оснасткой и заявляется тяга 10т - фантастика прям... видео почему-то сюда не удалось прилепить... но найти можно...

      читал на Сатурне подобная тематика по резонансным движителям тоже ведется
  4. duche 13 декабря 2012 17:02
    Дальнейшее развитие двигателей в очень большой степени зависит от применяемого топлива и его , будем говорить, доступности и технологичности.
    Технология производства отдельных узлов, деталей даже сейчас сложный и кропотливый процесс. Не каждое государство в состоянии это сделать. Надеюсь,что наши конструкторы и отрасль двигателестроения, найдут новые материалы и технологии.
    1. CAPILATUS 13 декабря 2012 23:55
      процессы, происходящие в турбине двух контуров, давно уже изучены. Сейчас все упирается в использование материалов для лопаток турбин, способных длительное время сохранять жаропрочные свойства. Лопатки для передовых двигателей сейчас не делаются на станках, они выращиваются в виде единого кристалла с единым направлением молекул и в процессе роста лопатки формируются специальные полости для охлаждения. Это вот то, что китайцы еще делать не научились и чему только недавно научились в России. Это пока могут делать французы, американцы и сейчас уже русские. Научатся китайцы - хана российскому авиапрому, как и другим тоже.
  5. сашка 13 декабря 2012 18:32
    То что есть ЗАМЕЧАТЕЛЬНО..Вопрос в том что дальше ??Собственно раз китайцам продали .Вместе с самолётами , то теперь у них надо спрашивать..Теперь будем делать нанодвигатели.Положил в карман и лети..Какая Чушь..
    сашка
  6. black_eagle 13 декабря 2012 19:42
    Двигатели марки АЛ всегда были лучшими и технологически непревзойденными в мире, начиная с Су-7Б и заканчивая серийными Су-35С, правда если во всем мире идет такая борьба по созданию двигателя 5-го поколения почему молчит Мотор-Сич? не поверю что б наработок не было
    black_eagle
  7. КРАТ 14 декабря 2012 01:12
    Раз китайцы такими партиями закупают эти моторы, значит они ещё долго не смогут сделать подобный двигатель,я так думаю.А пока надо пользоваться ситуацией и зарабатывать,им этих двигателей надолго хватит.
  8. alver 17 декабря 2012 23:55
    почет и уважение создателям движка и сочуствие тем кто его "модернизирует"-одним за то что не могут придумать новое т.к. не дают а другим - за то что просто не могут(что умственно отсталых даже у индейцев не принято обижать)

    не смог удержаться ( извините)-также -неиссякаемый резерв у теплотрасс у водопроводов в городах у полотен жел дорог и мостов у фундаментов хрущевок и тд и тп
    alver
  9. Marek Rozny 19 декабря 2012 21:26
    Представители казахстанского ВПК (г.Уральск, завод "ЗКМК" (Западно-Казахстанская машиностроительная компания) предложили россиянам заняться созданием ремонтной базы по двигателям АЛ-31Ф на основе своего завода. Назарбаев также поддержал, ответ - за российской стороной.
    Тем более, что россияне сами признают, что им не хватает собственных мощностей.
    Было бы хорошо, если бы все-таки создали совместный проект в этой сфере, россияне смогли бы больше получать прибыли, отдав ремонт уральцам, а освобожденные собственные мощности и руки заняли бы увеличением производства, а также дальнейшей научной работой.
    Marek Rozny
  10. i.xxx-1971 15 января 2013 13:11
    А какой ресурс у лучших западных двигателей?
    i.xxx-1971

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня