Military Review

Yorsh submarine mine loaders

2
Mine installations carried out by the Black Sea submarine "Crab" in the campaigns of 1915-1916, proved the success of solving the problem of hidden minefields. World War I showed the high efficiency of mines that were delivered from mine loaders. In this regard, the Russian MGSH (Marine General Staff) and the scuba diving department of the GUK (General Directorate of Shipbuilding) paid special attention to the development of those. missions for underwater mine loaders. New ships of this class could enter service only after two to three years. Given the desire of Baltic submarine officers fleet to receive at least one underwater mine layer as soon as possible; in August 1916, the State Municipal Administration invited the Baltic Shipyard to develop a project for the conversion of the under construction submarine "Trout" into a mine layer.

According to the technical task of the Department of scuba diving HUK, the “mines throwing device” should have been as close as possible to the mine director of the minelayer Crab. The device should have been provided with the automatic setting of mines with an interval of 30,5 meters at an underwater speed from four knots to the maximum speed of the submarine. The entire mine device was designed to use an existing sample of “PL” mines with zero buoyancy. These mines were armed with an underwater minelayer "Crab".



Above the project of re-equipment of the submarine "Trout" worked: marine engineer lieutenant KI Ruberovsky, head of those. Bureau of the Scuba Diving Department of the Baltic Shipyard; ship engineer lieutenant Tokmakov EM; Vasilyev VI, the designer. During the works, the design drawings of the submarine "Crab" and the working drawings of the vessel, which were available in the submarine brigade of the Black Sea Fleet and in the ONZiV plant (the Society of Nikolaev Plants and Shipyards), were used. In October 1916 of the year - at the final stage - Ruberovsky KI and his colleagues were studying the submarine "Crab" in Sevastopol, and for consultations a mine conductor of the underwater minelayer Tantsura Semen arrived in Petrograd with drawings. The project took into account the opinion of the commander of the submarine "Crab" of senior lieutenant Parutsky MV

The initial design of the Trout submarine redevelopment at the end of October 1916 was approved by MGSH and the diving department of the State Management Company. At the same time, "to preserve stability and better anti-grid protection," they decided to abandon the Dzhevetsky lattice mine apparatus, having placed two Whitehead spare mines in their noses and mounted an 57 caliber gun before cutting. The General Directorate of Shipbuilding 26 in October 1916 of the year issued an order for the Baltic Plant to re-equip the Trout submarine into a minelayer. 1 May 1917, the year was set to be ready.
By this time, in addition to the Baltic plant, the development of similar projects was also carried out by the ONZiV and the Nobelner Revel plant. The attraction of the Noblessner plant can be explained by the petition of the Vice Admiral Commander of the Baltic Fleet, A. Nepenin. about the completion of the "Tur" submarine, built at this plant, mine layer. The “Tour” re-equipment project at the Noblessner plant was performed in September-October on 1916 of the year under the supervision and, probably, under the overall supervision of the staff captain of the naval engineer Yurkevich V.I. (hereinafter - the chief designer of the French liner "Normandy"). But the Noblessner plant 5 of November 1916 of the year refused to fulfill the order, since it could not guarantee its fulfillment by the spring of 1917 of the year.

Captain of the first rank Bykov BA, the head of the diving department, did not approve the project of the Noblessner plant, since it proposed a completely new mine device designed for execution. Rightly believing impossible to use it without comprehensive testing (as it was done on the submarine "Crab"), Bykov BA pointed out the advantages of the option proposed by the Baltic plant.
The opinion of the diving department was decisive when ordering the second mine layer for the Baltic Fleet, which Vice-Admiral A. Nepenin insisted on.

The Baltic plant 11.11.1916 was given an outfit for re-equipment in accordance with the approved project of the submarine "Trout" of another submarine - "Ruff" - with the same period of readiness. The project of the minelayer, drawn up in October-December 1916 of the ONViZ year, was not implemented due to the refusal of the Black Sea submariners to re-equip Bars (Swan) submarines already under construction into minelayers. The commander of the submarine brigade, Captain of the first rank, V. Klochkovsky at the same time, he explained that the Black Sea Fleet did not have enough conventional submarines, and one Krab submarine was enough for laying mines. In the fall of 1915, the submarines "Yorsh" and "Trout", originally built by the Noblessner plant, were transferred to the Baltic Shipyard. The body of the “Yorsh” submarine by this time was collected by about 60 percent, and the berthing works on the submarine “Trout” were not carried out “because of the remoteness of the deadlines”. During the transfer of the order to Petrograd from the Noblessner plant, 80 tons of processed steel were delivered by rail for the Ruff submarine and 94,5 tons for the Trout submarine. At the Baltic Shipyard, the shipbuilding engineer Pavel Yankov was appointed submarine builder. By 01.01.1916, he managed to bring the general readiness of the Trout submarine to 14,36 percent (the beginning of the construction of 09.11.1915), and the Ruff submarine (the beginning of the construction of 11.10.1915) to 20,4 percent of full readiness.

The hulls of both submarines were completed in October 1916 of the year, so the placement of the “mine-setting apparatus” required serious alterations in the rear part. This circumstance and technical difficulties in the execution of the mine device, as well as the low discipline of deliveries by counterparties, made inevitable a breakdown of the established readiness dates.

The strikes at the start of 1917 delayed construction by about a month. It was not possible to compensate for this lag "due to the temporary cancellation of overshearse work, the 8-hour working day, and the loss of administration and craftsmen." As a result, the submarine "Yorsh", launched in the summer, only in the fall was able to present in Revel for tests.

The submarine “Trout”, which had lagged behind it, from which, during construction, temporarily removed parts for the repair of the submarine “Cheetah”, was lowered into water in November and remained in winter at the plant wall. In November-December, 1917 was tested by an underwater mine layer “Ersh” by a commission chaired by P. P. Levitsky. by abbreviated program. The headquarters of the submarine division, on the basis of the results of the tests, petitioned the Military Department of Tsetrobalt to enroll the Erash submarine on the fleet list with 28.12.1917.

The fundamental differences between the underwater mine layer Ersh and the prototype Bars submarine were in the type of main diesel engines and the composition of the mine armament. In the stern of the lightweight superstructure (140-218 frames), 42 "PL" mines were staggered in two rows. Mines "PL" moved along the rails using a worm shaft, which was rotated by an electric motor, the rotational speed of which varied in the range from 600 to 1000 revolutions per minute depending on the speed of the submarine. Thus, mines were set up at intervals of 30,5 meters in the submarine speed range from 4 to 12 nodes. To move and fix the mines on the tracks, the leading rollers of the anchors and guides of the vehicle served. The total weight of the “mine thrower” (without the mass of the rails and the superstructure) was 2,5 tons.



The initial project, which was approved for the submarine "Trout", provided for the installation of a pair of stern and a pair of nasal tubular torpedo tubes for Whitehead mines of 457 mm caliber with two spare torpedoes located in the bow. Mines "PL" were taken into overload, and therefore with the "overhang of the stern" in the surface position, the submarine had a trim about 40 " Whitehead’s spare torpedoes were also abandoned. The surface displacement of the “Ersh” submarine actually amounted to 655 tons, and the submerged displacement - 750 tons. Artillery weapons also changed: one 57-millimeter cannon was replaced 75 mm caliber (fire rate - 10 shots per minute, 20 elevation angle degrees), installed a 37 mm anti-aircraft gun and antiaircraft guns. Screws and rudders were streamlined, and the body without protruding parts, smooth.

An important improvement of the “Yorsh” submarine compared with the “Leopard” was the installation of a lower manhole hatch, which excludes the possibility of the submarine's death during the flooding of the cabin, and also the transfer of control to the central post. The control of periscopes, vertical rudder, blowing and ventilation of deck and middle tanks was transferred to the central post. In order to increase the volume of the central post, the height of the leveling tank was reduced. The main 420-strong diesels of the American form "New London" were installed on the submarine mine layers "Yorsh" and "Trout". On the tests, the speed of the submarine "Ruff" in the surface position was 10,75 nodes. The fuel supply component of the 32 ton provided the cruising range of the 1000 miles at full speed, and the 1400 miles at economic speed. Submarine "Ersh" did not participate in hostilities. She in February 1918 of the year together with other submarines of the division made the transition to Helsingfors from Revel, and in April 1918 of the year took part in the ice campaign of the ships of the Baltic Fleet. In the autumn of 1918, the sub-ship "Ruff" was delivered to the port for long-term storage.

The submarine "Trout" and could not be put into operation. At the beginning of 1918, its completion was suspended at 90 percent availability. By this time, only the battery, galley and electric motors for the steering actuators were installed on the submarine. The estimate of the Marine Department, which allocated 425 thousand rubles for the completion of the submarine "Yaz" and "Trout" in July-December 1918, remained on paper.

Based on the operational situation in the Baltic on the summer of 1919, Altfater V.M., Commander of the Republic Naval Forces, ordered in December 1918 to issue an urgent repair order for the repair of the Yorsh submarine and the completion of the Trout submarine. In Kronstadt port there were 80 mines "PL" (of which 38 were delivered with the second submarine), 56 anchors and 237 bodies of such mines that were delivered earlier from G.A.Lessner. The mine drills conducted in 1918 by the crew of the “Ersh” submarine showed an unreliable separation from the mine anchors. They hoped to eliminate the drawback in the spring of the following year, but the state of the industry did not allow to fulfill the plans. In 1919, the current Baltic Sea detachment was left without submarine minelayers.

The sub-ship "Yorsh" in October 1919 was transferred to Lake Ladoga, and from there it returned to the Baltic only in July 1921, joining the Second Division of the Brigade of submarines of the Naval Forces of the Baltic Sea. The unfinished submarine "Trout" in the fall of the same year examined specials. Commission chaired by ship engineer Shershov AP It was decided to finish building a fence at the Baltic Shipyard to navigate 1922 of the year. To preserve the hull of a submarine for the winter, 1921-1922 was recommended to inspect and clean the bottom of rust and dirt, paint and coat it with oil. In order to avoid rupture of the pipelines, the commission recommended that “fill up the underwater holes with manure, heat up with stones”.

Due to the absence of some mechanisms, the Trout submarine until 1925 remained in the list of "ships destined for completion". During the preparation of the new shipbuilding program (in 1926), the obsolete submarine was finally abandoned; from 1929, its hull was used as a tool for training lifts by the rescue ship Kommuna, later it was dismantled for metal.



The sub-ship "Ersh" underwent a major overhaul in 1922-1924. 31 December 1922, the minelayer was given the new name “Worker” (tail number 9), was in the submarine brigade of the Naval Forces of the Baltic Sea. Submarines "No. 9" and "No. 4" ("Leopard", hereinafter "Red Army") 21 of May 1931, under the general command of the submarine "Worker" Tsarevsky N.A. (he is the battalion commander) went to the western part of the Gulf of Finland on a training trip to work out joint surface navigation. In the vicinity of the Ehrensgrund lighthouse at night 22 in May, the submarine "No. 4" in stormy weather during the turn on the course of 200 degrees violated the rules of maneuvering by striking the stern of the submarine "No. 9". "9 No." with a big trim went under water for 3-5 minutes.

Perhaps, after the collision, the submarine commander Tsarevsky N.A. hoped to keep the ship afloat by pumping out the incoming water. The entire top watch went down, closing the manhole hatch, but it did not work out a hole - the commander and all 45 submariners died.

The commission recognized as the culprits of the catastrophe Timanova I.V., watch supervisor of the submarine "No. 4" (he was appointed to the submarine three days before the release), commander of the submarine Atavin AD. (appointed 17.02.1931), military commissar Tolkachev V.N. All three were arrested and convicted. Narkomvoenmor Voroshilov K.E. arrived in Kronstadt scolded submariners for low discipline. The fever caused by the accident caused the next reshuffle and the passage of combat training of crews "from scratch", without departing from the pier. At the same time, the Revolutionary Military Council noted: "The response of personnel to the death of the submarine number 9 ... healthy", which was expressed in the growth of party ranks, enthusiasm and the collection of money for the construction of a new submarine.

According to Admiral Platonov V.N., who at that time served in the submarine brigade, the main causes of the accident were the "obsolete" level of the minelayer, the decay of the hull and equipment, the absence of transverse bulkheads, and the low level of training of submariners. Immediately after the catastrophe, the search began for the dead, but it was located at depths up to 80 meters, which did not allow us to immediately achieve results.

EPRON 21 July 1933 of the year with the help of the rescue ship "Commune" (formerly "Volkhov") raised a sunken underwater mine layer; then it was scrapped.
2 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. AK-47
    AK-47 14 December 2012 11: 28
    0
    In order to avoid rupture of pipelines, the commission recommended to "fill up the underwater holes with manure, heat them up with fires"

    What is it like?
    But in spite of everything they swam, built, studied.
    Photo of a 30s seaman submarine.
  2. evgenm55
    evgenm55 14 December 2012 14: 25
    0
    I wonder why minzags still did not receive their further development? In my opinion, laying mines under the nose of an adversary is effective.

Подводные минные заградители типа "Ёрш"

Минные постановки, осуществленные черноморской подводной лодкой "Краб" в кампаниях 1915-1916 годов, доказали успешность решения проблемы скрытой постановки минных заграждений. Первая мировая показала высокую эффективность мин, которые были поставлены с минных заградителей. В связи с этим российский МГШ (Морской генштаб) и отдел подводного плавания ГУК (Главное управление кораблестроения) уделили особое внимание разработке тех. заданий для подводных минных заградителей. Вступить в строй новые суда данного класса могли лишь через два – три года. Учитывая желание офицеров-подводников Балтийского флота в кратчайшие сроки получить хотя бы один подводный минный заградитель, ГУК в августе 1916 года предложил Балтийскому заводу разработать проект переоборудования строящейся подводной лодки "Форель" в заградитель.

Согласно техзаданию отдела подводного плавания ГУК, "аппарат для выбрасывания мин" должен был быть максимально приближенным к минному постановщику заградителя "Краб". Аппаратом должна была обеспечиваться автоматическая постановка мин с интервалом 30,5 метров при подводной скорости от четырех узлов до максимальной скорости подлодки. Все минное устройство проектировали для использования существующего образца мин "ПЛ", имеющих нулевую плавучесть. Данными минами был вооружен подводный минный заградитель "Краб".

Подводные минные заградители типа "Ёрш"



Над проектом переоборудования подводной лодки "Форель" работали: морской инженер поручик Руберовский К.И., заведующий тех. бюро Отдела подводного плавания Балтийского завода; корабельный инженер поручик Токмаков Е.М.; Васильев В.И., конструктор. Во время работ использовали проектные чертежи подводной лодки "Краб" и рабочие чертежи данного судна, имевшиеся в подводной бригаде Черноморского флота и на заводе ОНЗиВ (Общество Николаевских заводов и верфей). В октябре 1916 года – на заключительном этапе – Руберовский К.И. и его коллеги занимались изучением подводной лодки "Краб" в Севастополе, а для консультаций в Петроград с чертежами прибыл минный кондуктор подводного заградителя Танцура Семен. В проекте было учтено мнение командира подлодки "Краб" старшего лейтенанта Паруцкого М.В., который рекомендовал добавить указатель открытия крышек, увеличить толщину нижних направляющих погонов минного аппарата, а также повысить надежность спецприспособлений на минах типа "ПЛ".

Первоначальный проект переоборудования подводной лодки "Форель" в конце октября 1916 года одобрили МГШ и отдел подводного плавания ГУК. При этом "для сохранения остойчивости и лучшей противосетевой защиты" решили отказаться от решетчатых минных аппаратов Джевецкого, разместив в носу два запасные мины Уайтхеда, и смонтировав перед рубкой орудие калибра 57 мм. Главное управление кораблестроения 26 октября 1916 года выдало Балтийскому заводу наряд на переоборудование подводной лодки "Форель" в заградитель. 1 мая 1917 года было установлено сроком готовности.
К этому времени кроме балтийского завода разработкой аналогичных проектов также занимались ОНЗиВ и ревельский завод "Ноблесснер". Привлечение завода "Ноблесснер" можно объяснить ходатайством вице-адмирала, командующего Балтийским флотом, Непенина А.И. о достройке подлодки "Тур", строившейся на данном заводе, минным заградителем. Проект переоборудования "Тур" на заводе "Ноблесснер" исполнили в сентябре-октябре 1916 года под наблюдением, и вероятно, под общим руководством штабс-капитана корабельного инженера Юркевича В.И. (в дальнейшем – главный конструктор французского лайнера "Норманди"). Но завод "Ноблесснер" 5 ноября 1916 года от выполнения заказа отказался, поскольку не мог гарантировать его выполнения к весне 1917 года.

Капитан первого ранга Быков Б.А., начальник отдела подводного плавания, проект завода "Ноблесснер" не одобрил, поскольку в нем предлагалось совершенно новое по исполнению устройство постановщика мин. Справедливо полагая невозможным его использование без всесторонних испытаний (как на это было сделано на подлодке "Краб"), Быков Б.А. указывал на преимущества варианта предложенного Балтийским заводом.
Мнение отдела подводного плавания стало решающим при заказе второго минного заградителя для Балтийского флота, на котором настаивал вице-адмирал Непенин А.И.

Балтийскому заводу 11.11.1916 был выдан наряд на переоборудование согласно одобренного проекта подводной лодки "Форель" еще одной подлодки – "Ёрш" – с тем же сроком готовности. Проект заградителя, составленный в октябре-декабре 1916 года ОНВиЗ, реализован не был в связи с отказом черноморских подводников от переоборудования уже строящихся подлодок типа "Барс" ("Лебедь") в минные заградители. Командир бригады подводных лодок капитан первого ранга Клочковский В.Е. при этом пояснил, что на Черноморском флоте не хватает подлодок обычного типа, а для постановки мин достаточно одной подводной лодки "Краб". Осенью 1915 года подлодки "Ёрш" и "Форель", первоначально строившиеся заводом "Ноблесснер", передали Балтийскому заводу. Корпус подводной лодки "Ёрш" к этому времени собрали приблизительно на 60 процентов, а стапельные работы на подводной лодке "Форель" не проводились "из-за отдаленности сроков сдачи". Во время передачи заказа в Петроград с завода "Ноблесснер" по железной дороге было доставлено 80 тонн обработанной стали для подлодки "Ёрш" и 94,5 тонны – для подлодки "Форель". На балтийском заводе строителем подводных лодок назначили корабельного инженера Янькова П.А. К 01.01.1916 ему удалось довести общую готовность подлодки "Форель" до 14,36 процентов (начало постройки 09.11.1915), а подлодки "Ёрш" (начало постройки 11.10.1915) - до 20,4 процентов от полной готовности.

Корпуса обеих подводных лодок были окончены в октябре 1916 года, поэтому размещение "аппарата для постановки мин" потребовало серьезных переделок в кормовой части. Данное обстоятельство и технические трудности исполнения минного устройства, а также низкая дисциплина поставок контрагентами сделали неизбежным срыв установленных сроков готовности.

Забастовки в начале 1917 года задержали постройку приблизительно на месяц. Компенсировать данное отставание возможным не представлялось "вследствие временной отмены сверхшабашных работ, 8-часового рабочего дня, убыли администрации и мастеров". В результате подводную лодку "Ёрш", спущенную на воду летом, только осенью удалось предъявить в Ревеле к испытаниям.

Отставшая от нее подводная лодка "Форель", с которой во время постройки временно снимали детали для ремонта подлодки "Гепард", на воду была спущена в ноябре и зимой оставалась у стенки завода. В ноябре-декабре 1917 года проводились испытания подводного минного заградителя "Ёрш" комиссией под председательством Левицкого П.П. по сокращенной программе. Штаб дивизии подводных лодок на основании результатов испытаний ходатайствовал перед Военным отделом Цетробалта о зачислении подводной лодки "Ёрш" в список флота с 28.12.1917.

Принципиальные отличия подводного минного заградителя "Ёрш" от прототипа – подводной лодки "Барс" – заключались в типе главных дизелей и составе минного вооружения. В кормовой части легкой надстройки (шпангоуты 140-218) в шахматном порядке в два ряда размещались 42 мины "ПЛ". Мины "ПЛ" передвигались по рельсам при помощи червячного вала, который вращался электромотором, частота вращения которого изменялась в диапазоне от 600 до 1000 оборотов в минуту в зависимости от скорости подводной лодки. Таким образом, обеспечивалась постановка мин с интервалом 30,5 метров в диапазоне скоростей подводной лодки от 4 до 12 узлов. Для перемещения и фиксации мин на путях служили ведущие ролики якорей и направляющие аппарата. Общий вес "аппарата для выбрасывания мин" (без массы рельсов и надстройки) составляла 2,5 тонны.

Подводные минные заградители типа "Ёрш"


Первоначальный проект, который был утвержден еще для подводной лодки "Форель", предусматривал установку пары кормовых и пары носовых трубчатых торпедных аппаратов для мин Уайтхеда калибра 457 мм с двумя запасными торпедами, размещенными в носу. Мины "ПЛ" принимались в перегрузку, в связи с чем при "перевесе кормы" в надводном положении подводная лодка имела дифферент около 40". Угроза потери продольной остойчивости во время погружения послужила причиной отказа от кормовых торпедных аппаратов, а также изменению объема цистерн главного балласта. Также отказались от запасных торпед Уайтхеда. Надводное водоизмещение подводной лодки "Ёрш" в действительности составило 655 тонн, подводное – 750 тонн. Артиллерийское вооружение также изменилось: одно 57-миллиметровое орудие заменили орудием калибра 75 мм (скорострельность - 10 выстр. в мин., угол возвышения 20 град.), установили пулемет и зенитное орудие калибра 37 мм. Для улучшения "противосетевой защиты" ограждения винтов и рулей делались обтекаемыми, а корпус – без выступающих частей, гладким.

Важным усовершенствованием подводной лодки "Ёрш" по сравнению с "Барсом" было устройство нижнего рубочного люка, исключающего возможность гибели подлодки при затоплении рубки, а также перевод управления в центральный пост. В центральный пост были перенесены управление перископами, вертикальным рулем, продуванием и вентиляцией палубных и средней цистерн. Для того чтобы увеличить объем центрального поста была уменьшена высота уравнительной цистерны. На подводных минных заградителях "Ёрш" и "Форель" установили главные 420-сильные дизели американской формы "Нью Лондон". На испытаниях скорость подлодки "Ёрш" в надводном положении составила 10,75 узлов. Запас топлива составляющий 32 тонны обеспечивал дальность плавания 1000 миль полным ходом, и 1400 миль экономическим ходом. Подлодка "Ёрш" не участвовала в боевых действиях. Она в феврале 1918 года вместе с другими подлодками дивизиона совершила переход в Гельсингфорс из Ревеля, а в апреле 1918 года принимала участие в ледовом походе кораблей Балтийского флота. Осенью 1918 года подлодку "Ёрш" на долговременное хранение поставили в порт.

Подлодку "Форель" так и не удалось ввести в строй. В начале 1918 года ее достройку приостановили при 90 процентах готовности. На подлодке к этому времени удалось установить лишь аккумуляторную батарею, камбуз и электромоторы рулевых приводов. Проект сметы Морского ведомства, который выделял 425 тысяч рублей на достройку подлодок "Язь" и "Форель" в июле-декабре 1918 года остался на бумаге.

Исходя из ожидаемой к лету 1919 года оперативной обстановки на Балтике, Альтфатер В.М., командующий Морскими Силами Республики, распорядился в декабре 1918 года выдать срочный наряд на ремонт подлодки "Ёрш" и достройку подлодки "Форель". В Кронштадтском порту находилось 80 мин "ПЛ" (из которых 38 - сданы со второй подлодкой), 56 якорей и 237 корпусов таких мин, которые были доставлены ранее с "Г.А.Лесснера". Проведенные в 1918 году командой подлодки "Ёрш" учебные постановки мин показали ненадежное отделение от якорей мин. Недостаток надеялись устранить весной следующего года, однако состояние промышленности выполнить намеченное не позволило. В 1919 году действующий отряд Балтийского моря остался без подводных минных заградителей.

Подлодку "Ёрш" в октябре 1919 года перевели на Ладожское озеро, а оттуда она вернулась на Балтику лишь в июле 1921 года, войдя в состав Второго дивизиона бригады подводных лодок Морских Сил балтийского моря. Недостроенную подлодку "Форель" осенью того же года обследовала спец. комиссия под председательством корабельного инженера Шершова А.П. Было принято решение достроить заградитель на балтийском заводе к навигации 1922 года. Для сохранения корпуса подлодки на зиму 1921-1922 годов рекомендовалось осмотреть и зачистить днище от ржавчины и грязи, окрасить и покрыть его нефтью. Во избежание разрыва трубопроводов комиссией рекомендовалось "завалить подводные отверстия навозом, подогревать камельками".

В связи с отсутствием некоторых механизмов подлодка "Форель" до 1925 года оставалась в списке "кораблей, предназначавшихся к достройке". Во время подготовки новой кораблестроительной программы (в 1926 году) от устаревшей подлодки отказались окончательно, с 1929 года ее корпус использовали в качестве пособия для учебных подъемов спасательным судном "Коммуна", впоследствии она была разобрана на металл.

Подводные минные заградители типа "Ёрш"


Подлодка "Ёрш" в 1922-1924 годах прошла капремонт. 31 декабря 1922 года заградителю дали новое название "Рабочий" (бортовой номер 9), состоял в бригаде подводных лодок Морских Сил балтийского моря. Подлодки "№ 9" и "№ 4" ("Леопард", в дальнейшем "Красноармеец") 21 мая 1931 года под общим командованием командира подводной лодки "Рабочий" Царевского Н.А. (он же - командир дивизиона) вышли в западную часть Финского залива в учебный поход для отработки совместного надводного плавания. В районе маяка Эренсгрунд ночью 22 мая подводная лодка "№ 4" в штормовую погоду во время поворота на курс 200 градусов нарушила правила маневрирования, ударив форштевнем в корму подлодки "№ 9". "№ 9" с большим дифферентом ушла за 3-5 минут под воду.

Возможно, после столкновения командир подводной лодки Царевский Н.А. рассчитывал сохранить судно на плаву за счет откачки поступавшей воды. Вся верхняя вахта спустилась вниз, закрыв рубочный люк, однако справиться с пробоиной не получилось – командир и все 45 подводников погибли.

Комиссия признала виновниками катастрофы Тиманова И.В., вахтенный начальник подлодки "№ 4" (был назначен на подлодку за три дня до выхода), командира подлодки Атавина А.Д. (назначен 17.02.1931), военкома Толкачева В.Н. Всех троих арестовали и осудили. Наркомвоенмор Ворошилов К.Е. прибывший в Кронштадт ругал подводников за низкую дисциплину. Лихорадка, вызванная аварией, послужила причиной очередной кадровой перетасовки и прохождения боевой подготовки экипажей "с азов", не сходя с причала. При этом Реввоенсовет отмечал: "реагирование личного состава на гибель подводной лодки № 9 …здоровое", что выражалось в росте партийных рядов, энтузиазме и сборе денег на постройку новой подлодки.

По мнению адмирала Платонова В.Н., который в то время служил в бригаде подлодок, главными причинами аварии были "устарелость" заградителя, ветхость корпуса и оборудования, отсутствие поперечных переборок, а также низкий уровень подготовки подводников. Сразу после катастрофы начались поиски погибших, однако та находилась на глубинах до 80 метров, что не позволило сразу добиться результатов.

ЭПРОН 21 июля 1933 года при помощи спасательного судна "Коммуна" (ранее "Волхов") подняли затонувший подводный минный заградитель; затем он был сдан на слом.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 2
  1. AK-47 14 декабря 2012 11:28
    Во избежание разрыва трубопроводов комиссией рекомендовалось "завалить подводные отверстия навозом, подогревать камельками"

    Это, как?
    Но несмотря ни на что плавали, строили, учились.
    Фото моряка подводника 30-х годов.
    AK-47
  2. evgenm55 14 декабря 2012 14:25
    Интересно,почему минзаги всё-таки не получили своего дальнейшего развития?По моему ,постановка мин под носом у противника эффективна.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня