Трудолюбивое Средневековье. Портные и сапожники

Одежда дам и кавалеров в эпоху противостояния Франции и Бургундии отличалась красотой и порядочной вычурностью, из-за чего и получила название «эпохи бургундских мод». Портным, да и сапожникам, выполняя заказы знати, нужно было изрядно потрудиться! Кадр из кинофильма «Тайны Бургундского двора»
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 39:32
Документы истории. Сегодня наш рассказ о «трудолюбивом Средневековье» будет посвящён профессиям портного и сапожника, ведь одежда в Средневековье имела важное значение ещё и потому, что подчёркивала социальный статус того, кто был в неё одет. Понятно, что моды романского времени сильно отличались от мод готической эпохи. Но нас в данном случае будут интересовать лишь иллюстрации «Книги двенадцати братьев», которые рассказывают нам о профессиях портных и сапожников начиная с 1425 года и заканчивая концом XVI века. Вот с ними-то мы и познакомимся.

Портной брат Лоренц. Изображён сидящим на табурете за пошивом лежащего у него на коленях синего одеяния. Инструменты портного лежат перед ним на столе, а два готовых предмета одежды – красный упелянд с меховой подкладкой и отороченный мехом пурпуэн – висят на вешалках на стене. 1425 год. (Amb. 317.2° Folio 18 recto (Mendel I))
К этому времени произошло слияние в одежде византийского и восточного стилей, дополненного влиянием бургундской моды. Причём византийские трапециевидные силуэты и широкая горизонтальная кайма стала достоянием одежд знати и пожилых людей. А вот одеждой молодых стала короткая приталенная одежда с тонкой талией и подбитыми ватой грудью и плечами. Возникла и мода на восточный стиль головных уборов.
На приведённой здесь иллюстрации из «Книги двенадцати братьев» мы видим висящий на стене готовый упелянд – верхнюю одежду длиной до колен или даже до пола, которую надевали через голову. Особенностью упелянда являлся его крой в стиле «солнце», дававший множество складок на груди, спине и подоле. Рукава формировались из двух кусков ткани, которые пришивались к боковым разрезам на плечах. При этом своей формой они напоминали колокол. Только в своей нижней части упелянд требовал семи метров ткани, а ширина рукава у запястья могла достигать и трёх метров! Кстати, предназначен он явно для состоятельного человека, поскольку сшит из дорогого сукна, окрашенного в красный цвет.
Рукава соседнего жакета в виде пышного буфа сужались к запястью, свободно свисали вдоль тела и имели прорези для рук. Такие рукава имели чисто декоративную функцию и назывались жиго. Так же как и одеяние, над которым работает портной, его сукно окрашено, скорее всего, вайдой.

Портной брат Генрих Гёссвейн. Портной сидит на табурете и шьёт иголкой некое красное одеяние, лежащее у него на коленях. На столе перед ним лежат мерки, ножницы и вырезанная ткань для пары шоссов. Готовая одежда, в том числе зелёный дублет и шоссы с клапаном, висят на перекладине стены. 1489 год. (Amb. 317.2° Folio 107 recto (Mendel I))
Уже к середине XV века в моду вошли такие элементы женской одежды, как чепец крузелер из тонкого белого полотна, окутывающего голову и образующего многочисленные складки. Чепец-эенин (или генин – встречается и такое его название), высотой иной раз до метра, также продолжал оставаться в моде. Треугольный вырез декольте закрывался вставкой из ткани. Талия была завышена. Юбка также должна была ниспадать мягкими складками и иметь длинный шлейф. Молодой мужчина чаще всего был одет в короткий пурпуэн с отрезной баской, узкими рукавами и наплечными валиками. Ноги обтягивали чулки-шоссы, на голове был мягкий головной убор вроде берета. Обувью являлись остроносые мягкие башмаки-пулены из кожи.
Шоссы, изначально представлявшие собой отдельные штанины из эластичного сукна, плотно облегавшие ногу и не сшитые между собой (их крепили к поясу нижнего белья брэ на завязках или шнурках), в это время наконец-то начинают сшивать в одно целое, и они трансформируются в штаны. Но передняя их часть остаётся открытой. Спереди к ней – и это хорошо видно на приведённой здесь иллюстрации из «Книги двенадцати братьев» – прикреплялся кусок ткани, который мог откидываться, а закреплялся на месте в положенном положении с помощью шнуровки. Эта деталь получила название гульфик или по-французски браггет. В XV веке она стала весьма значимой частью мужского костюма, а нередко и самым главным его украшением! По-прежнему в моде одежда мипарти, то есть состоящая из двух цветов – одна штанина одного цвета, другая – другого, причём браггет в этом случае также шили из ткани двух цветов, располагавшихся по отношению к штанинам в шахматном порядке!
Впрочем, нюрнбергским портным, шившим на бюргеров, приходилось ориентироваться не столько на их пожелания, сколько на установленные в городе законы о роскоши, которые запрещали чрезмерную роскошь в одежде у мужчин и женщин.

Портной брат Венцель. На этой иллюстрации он шьёт жёлтое одеяние вполне современного вида, лежащее у него на коленях. На столе рядом с ним лежат ножницы, шило и нитки. Меховая шуба с воротником и оторочкой по подолу и рукавам висит на вешалке на стене. Там же находится и ещё что-то очень похожее на современное пальто. Шоссы с клапаном висят между ними. 1514 год. (Amb. 317.2° Folio 130 recto (Mendel I))
Понятно, что запреты в одежде носили подчёркнуто классовый характер. Разбогатевшие бюргеры не должны были выглядеть богаче представителей знати, а уж женщины и подавно! Отсюда и все эти запреты на дорогие и яркие ткани и дорогой мех, а также украшения из драгоценных камней, золота и серебра.
Так что, скорее всего, портным, изображённым на иллюстрациях «Книги двенадцати братьев», как раз и приходилось работать в условиях всех вот этих запретов и особенно-то не роскошествовать. Да, одежда должна была быть практичной, прочной, удобной, соответствовать моде, но при этом… «сугубо бюргерской», в рамках строгих запретов, установленных городским магистратом!

Шляпник Ульрих Готтзейгерт. Изображён стоящим перед высокой настенной стойкой с «мохнатыми» (фетровыми) шляпами. Зелёную шляпу он достал с помощью длинной палки. 1454 год. (Amb. 317.2° Folio 75 verso (Mendel I))
Фетровое полотно, окрашенное в самые разные цвета, в начале XV века совершенно вытеснило из употребления популярный прежде бобровый мех, из которого шили в первую очередь зимние шапки. Оказалось, что полотно из фетра легко режется, а если подержать его над горячим паром, можно легко формовать из него изделия желательной формы. Большое значение имело и то, что материал этот был очень тёплым и обладал водоотталкивающими свойствами.
Причём особую популярность фетровые головные уборы приобрели в бюргерской среде, хотя их не чуралась и знать. Тот же король Людовик XI, как известно, носил шляпу с полями, изготовленную именно из фетра. Так что совсем не удивительно, что на иллюстрации 1454 года из «Книги двенадцати братьев» мы видим мастера-шляпника перед стойкой со множеством шляп, сделанных из фетра, окрашенного в различные цвета.
Кстати, фетр – это не что иное, как сорт плотного, тонкого войлока высокого качества, который получали валянием пуха, получаемого от зайцев, кроликов и коз, а также тонкой и полугрубой шерсти. Для головных уборов использовались три вида фетра: фетр из меха бобра, кролика или норки (самый дорогой фетр), из смеси бобрового меха с какой-нибудь другой шерстью и чисто шерстяной, самый дешёвый. Кстати, известно, что производство фетровых шляп из меха бобра датируется по крайней мере XIV веком, а было начато в Голландии и Испании.
На иллюстрации мы видим, что все шляпы у мастера сделаны на один манер и различаются только цветом. Шляпы такого типа назывались калотта и были особенно популярны в 1410-1471 годах. Сначала её тулья походила на шар с полями, скрученными в валик. Затем около 1450 года калотту шаровидной формы стала понемногу вытеснять «калотта с подвёрнутыми полями». Такая шляпа уже не походила на шар. Она плотно сидела на голове и была не слишком высокой, и больше всего походила на котелок. При этом её поля обязательно представляли собой плотно скрученный вокруг тульи валик. Такие головные уборы зачастую обтягивали тканью или мехом, или, наоборот, мех в них становился подкладкой под фетровое полотно. Шапки и шляпы украшались вышивкой, бахромой, золотыми или серебряными полосками, располагавшимися как на тулье, так и на полях, где закреплялись небольшими гвоздиками из того же металла.

Сапожник-брат Тумхерр. Изображён в тот момент, когда он берётся рукой за пару готовых длинных кожаных шоссов. Рядом с ними висит пара мягких туфель с пряжками. Ещё одна пара башмаков лежит на столе, а у сапожника через руку перекинута половинка от шоссов. Единственная подошва лежит на полу. 1425 год. (Amb. 317.2° Folio 23 recto (Mendel I))
В Средние века женская обувь обычно повторяла мужскую, но длинные носы женских туфель были всё же короче мужских и ограничивались шириной юбки. А вот у модников мужчин длина носков их пуленов вполне могла достигать в длину 70 см, так что их приходилось подвязывать к рукавам. Впрочем, узкие и длинные носы гражданской обуви у знати легко объяснимы. Ведь точно такие же носки были и на рыцарских башмаках сабатонах. Но там они играли функциональную роль – не позволяли всаднику в бою и на турнире потерять стремя. Так что длинные носы у обуви представляли собой совершенно явный намёк, говоривший всякому – «перед тобой рыцарь»!
Хотя тот же Джованни Боккаччо называл остроносую обувь «дьявольскими когтями для ловли запретных наслаждений». Но мода есть мода, и едва только носки рыцарских сабатонов на рубеже XV-XVI вв. стали напоминать «медвежью лапу», как точно такую же форму приобрела и гражданская обувь. Отсюда, кстати, и пошло выражение «жить на широкую ногу», связанное с чрезмерными масштабами широконосой обуви у знатных сеньоров.
Интересно, что сапожники, как это явствует из данной иллюстрации из «Книги двенадцати братьев», шили не только обувь, но и длинные, до бедра, шоссы из кожи, крепившиеся к поясу на шнурках, для чего у них по краю пробивались отверстия. Такие шоссы обычно надевали под кольчужные чулки, чтобы они не натирали ногу. Когда последние вышли из употребления, рыцари продолжали их носить уже с латными доспехами всё с той же целью.
Так что на приведённой здесь иллюстрации явно изображён сапожник, выполняющий весьма ответственные заказы и умеющий настолько хорошо скроить и сшить кожаные шоссы, что они нигде не натирали кожу ног и облегали их «как перчатка». Именно такие вот шоссы впоследствии превратились в мягкие кожаные сапоги, иногда натягивавшиеся выше колена и предназначавшиеся в среде знати для верховой езды.
В то же время он явно не чурался и других заказов и шил модную обувь как для мужчин, так, скорее всего, и для женщин.
Интересно, что даже знатные люди, выходя на улицу, для облегчения ходьбы и защиты дорогих пуленов очень часто надевали деревянные башмаки сабо с низкими каблуками, крепившиеся к ноге при помощи ремешков с пряжками.

Сапожник-брат Себальд Рапольд. На иллюстрации из «Книги двенадцати братьев» он изображён пришивающим подошву к ботинку, который он привязал к правому бедру ремешком – в перспективе не совсем удачно. Металлической иглы не видно, так что он, вероятно, шьёт свиной щетиной в левой руке, продёргивая нить через уже сделанные отверстия. На заднем столе лежат сапожные инструменты: два кривых ножа, шило и обрезки кожи, на переднем столе три пары готовых ботинок. Деревянные колодки ожидают своего часа на настенной полке. 1595 год. (Amb. 279.2° Folio 64 verso (Landauer I))
Прошло 170 лет и в целом, судя по иллюстрациям из «Книги двенадцати братьев», сапожное дело изменилось не слишком уж сильно, хотя в том же XVI веке обувь в целом стала намного практичнее, чем она была раньше. Широко была распространена обувь под названием «медвежья лапа», или как её еще называли – «коровья морда», представлявшая собой плоские башмаки с коротким широким носом и разрезом со шнуровкой. В середине столетия обувь принимает форму, более соответствующую строению ноги, но отделка разрезами по-прежнему сохраняется. Туфли теперь всё больше украшаются бархатом или шёлком и дополнительными украшениями из серебра. Как это бывает очень часто, новомодная обувь тотчас подвергается резкому осуждению:

По сравнению с предыдущей иллюстрацией мало что изменилось: брат Эндрю Рейнхарт так же, как и раньше, сидит и шьёт обувь, привязав её на бедро. На столе разложены сапожные инструменты: сапожный нож, шило, кривой нож, свиная щетина и кожаные подошвы. На шесте в оконном проёме висят три пары обуви. 1633 год. (Amb. 317b.2° Folio 113 recto (Mendel II))
Появляется обувь на высокой деревянной подошве без пятки, которую носят поверх башмаков с целью предохранить их от грязи. Но на булыжных мостовых, а многие улицы в это время наконец-то получают каменное покрытие, немилосердно стучат, что порождает частые жалобы на стук, производимый этими туфлями:
В женской обуви обязательны закрытые ступни, и считается, что неприлично выставлять их напоказ.
Европейская обувь с квадратными носами в начале столетия в Испании распространена не слишком широко. В моде 30-х годов XVI века всё так же остроносые туфли без каблуков с разрезами, демонстрирующими подкладку. Верх обуви дворян шьют из сукна, бархата и шёлка, а вот кожаная обувь теперь встречается всё реже и реже, опять-таки из-за демонстрации своей сословной исключительности. Исключение составляют сапоги, поскольку они являются обязательной частью военного костюма всадника. Кавалерия новой эпохи, вооружённая огнестрельным оружием, как и в прежние времена, комплектуется в основном из аристократов, так что сапоги теперь также становятся статусной обувью, хотя они и более практичны, чем прежние пулены и сабатоны.
Информация