Трудолюбивое Средневековье. Портные и сапожники

98
Трудолюбивое Средневековье. Портные и сапожники
Одежда дам и кавалеров в эпоху противостояния Франции и Бургундии отличалась красотой и порядочной вычурностью, из-за чего и получила название «эпохи бургундских мод». Портным, да и сапожникам, выполняя заказы знати, нужно было изрядно потрудиться! Кадр из кинофильма «Тайны Бургундского двора»


«Главное из всех потребностей для жизни человека — вода, огонь, железо, соль, пшеничная мука, мед, молоко, виноградный сок, масло и одежда…»
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 39:32

Документы истории. Сегодня наш рассказ о «трудолюбивом Средневековье» будет посвящён профессиям портного и сапожника, ведь одежда в Средневековье имела важное значение ещё и потому, что подчёркивала социальный статус того, кто был в неё одет. Понятно, что моды романского времени сильно отличались от мод готической эпохи. Но нас в данном случае будут интересовать лишь иллюстрации «Книги двенадцати братьев», которые рассказывают нам о профессиях портных и сапожников начиная с 1425 года и заканчивая концом XVI века. Вот с ними-то мы и познакомимся.




Портной брат Лоренц. Изображён сидящим на табурете за пошивом лежащего у него на коленях синего одеяния. Инструменты портного лежат перед ним на столе, а два готовых предмета одежды – красный упелянд с меховой подкладкой и отороченный мехом пурпуэн – висят на вешалках на стене. 1425 год. (Amb. 317.2° Folio 18 recto (Mendel I))

К этому времени произошло слияние в одежде византийского и восточного стилей, дополненного влиянием бургундской моды. Причём византийские трапециевидные силуэты и широкая горизонтальная кайма стала достоянием одежд знати и пожилых людей. А вот одеждой молодых стала короткая приталенная одежда с тонкой талией и подбитыми ватой грудью и плечами. Возникла и мода на восточный стиль головных уборов.

На приведённой здесь иллюстрации из «Книги двенадцати братьев» мы видим висящий на стене готовый упелянд – верхнюю одежду длиной до колен или даже до пола, которую надевали через голову. Особенностью упелянда являлся его крой в стиле «солнце», дававший множество складок на груди, спине и подоле. Рукава формировались из двух кусков ткани, которые пришивались к боковым разрезам на плечах. При этом своей формой они напоминали колокол. Только в своей нижней части упелянд требовал семи метров ткани, а ширина рукава у запястья могла достигать и трёх метров! Кстати, предназначен он явно для состоятельного человека, поскольку сшит из дорогого сукна, окрашенного в красный цвет.

Рукава соседнего жакета в виде пышного буфа сужались к запястью, свободно свисали вдоль тела и имели прорези для рук. Такие рукава имели чисто декоративную функцию и назывались жиго. Так же как и одеяние, над которым работает портной, его сукно окрашено, скорее всего, вайдой.


Портной брат Генрих Гёссвейн. Портной сидит на табурете и шьёт иголкой некое красное одеяние, лежащее у него на коленях. На столе перед ним лежат мерки, ножницы и вырезанная ткань для пары шоссов. Готовая одежда, в том числе зелёный дублет и шоссы с клапаном, висят на перекладине стены. 1489 год. (Amb. 317.2° Folio 107 recto (Mendel I))

Уже к середине XV века в моду вошли такие элементы женской одежды, как чепец крузелер из тонкого белого полотна, окутывающего голову и образующего многочисленные складки. Чепец-эенин (или генин – встречается и такое его название), высотой иной раз до метра, также продолжал оставаться в моде. Треугольный вырез декольте закрывался вставкой из ткани. Талия была завышена. Юбка также должна была ниспадать мягкими складками и иметь длинный шлейф. Молодой мужчина чаще всего был одет в короткий пурпуэн с отрезной баской, узкими рукавами и наплечными валиками. Ноги обтягивали чулки-шоссы, на голове был мягкий головной убор вроде берета. Обувью являлись остроносые мягкие башмаки-пулены из кожи.

Шоссы, изначально представлявшие собой отдельные штанины из эластичного сукна, плотно облегавшие ногу и не сшитые между собой (их крепили к поясу нижнего белья брэ на завязках или шнурках), в это время наконец-то начинают сшивать в одно целое, и они трансформируются в штаны. Но передняя их часть остаётся открытой. Спереди к ней – и это хорошо видно на приведённой здесь иллюстрации из «Книги двенадцати братьев» – прикреплялся кусок ткани, который мог откидываться, а закреплялся на месте в положенном положении с помощью шнуровки. Эта деталь получила название гульфик или по-французски браггет. В XV веке она стала весьма значимой частью мужского костюма, а нередко и самым главным его украшением! По-прежнему в моде одежда мипарти, то есть состоящая из двух цветов – одна штанина одного цвета, другая – другого, причём браггет в этом случае также шили из ткани двух цветов, располагавшихся по отношению к штанинам в шахматном порядке!

Впрочем, нюрнбергским портным, шившим на бюргеров, приходилось ориентироваться не столько на их пожелания, сколько на установленные в городе законы о роскоши, которые запрещали чрезмерную роскошь в одежде у мужчин и женщин.

«Наши бюргеры, члены совета, постановили, что запрещается бюргерам, молодым и старым, носить серебряные пояса стоимостью больше чем в полмарки серебром. Запрещается им носить серебряные карманы, серебряные итальянские ножи, обувь с разрезом, сюртуки с разрезом внизу или у рукавов, чётки стоимостью больше чем в 12 геллеров. Чётки разрешается носить лишь спереди у боков, как это принято было в старину. Запрещается также мужчинам и женщинам носить застёжки, пряжки, кольца и мутовки у рукавов выше локтя. Кто в будущем нарушит это правило, платит I фунт геллеров штрафа.»


Портной брат Венцель. На этой иллюстрации он шьёт жёлтое одеяние вполне современного вида, лежащее у него на коленях. На столе рядом с ним лежат ножницы, шило и нитки. Меховая шуба с воротником и оторочкой по подолу и рукавам висит на вешалке на стене. Там же находится и ещё что-то очень похожее на современное пальто. Шоссы с клапаном висят между ними. 1514 год. (Amb. 317.2° Folio 130 recto (Mendel I))

Понятно, что запреты в одежде носили подчёркнуто классовый характер. Разбогатевшие бюргеры не должны были выглядеть богаче представителей знати, а уж женщины и подавно! Отсюда и все эти запреты на дорогие и яркие ткани и дорогой мех, а также украшения из драгоценных камней, золота и серебра.

«Если эта женщина или девушка захочет носить большее покрывало или большую косынку из-за мороза или по болезни, то ей разрешается положить наискось одно покрывало на другое, но не более двух. Запрещается также жёнам и вдовам бюргеров носить ткань, именуемую «райцен», иного цвета, чем белый и красный, как это принято было в старину. Если какая-либо женщина это нарушает и она или её хозяин не смогут обосновать этого нарушения, то с хозяина её взыскивается в пользу города штраф в 5 геллеров. Если же указанное правило нарушит вдова, то этот штраф уплачивается либо ею самой, либо тем лицом, у которого она состоит на иждивении. Запрещается также бюргершам, жёнам, вдовам или молодым девушкам носить платье из цинделя или шёлковое платье, или платье с серебряной или золотой оторочкой. Запрещается также бюргершам иметь больше двух цельных меховых одежд. Запрещается также жёнам и вдовам бюргеров и молодым девушкам носить горностаевые шубы под одеждой или в другом виде. Хозяин женщины, нарушившей это правило, уплачивает в пользу города штраф в 10 фунтов геллеров. Запрещается также жёнам, вдовам или дочерям бюргеров переплетать волосы золотом, серебром, жемчугом или драгоценными камнями. За нарушение этого они платят указанный выше штраф. Запрещается также бюргерам носить жёсткое или блестящее полотно красного цвета, именуемое «шетер». Исключения представляют лишь лица, достигшие пятидесятилетнего возраста. Нарушивший это правило платит в казну города 5 фунтов геллеров штрафа. Запрещается также молодым и старым носить пробор на голове. Следует носить вихры, как это принято было в старину. Кто нарушит это правило, платит 5 фунтов геллеров штрафа. Запрещается также бюргерам под угрозой уплаты указанного штрафа носить венецианское сукно.»

Так что, скорее всего, портным, изображённым на иллюстрациях «Книги двенадцати братьев», как раз и приходилось работать в условиях всех вот этих запретов и особенно-то не роскошествовать. Да, одежда должна была быть практичной, прочной, удобной, соответствовать моде, но при этом… «сугубо бюргерской», в рамках строгих запретов, установленных городским магистратом!


Шляпник Ульрих Готтзейгерт. Изображён стоящим перед высокой настенной стойкой с «мохнатыми» (фетровыми) шляпами. Зелёную шляпу он достал с помощью длинной палки. 1454 год. (Amb. 317.2° Folio 75 verso (Mendel I))

Фетровое полотно, окрашенное в самые разные цвета, в начале XV века совершенно вытеснило из употребления популярный прежде бобровый мех, из которого шили в первую очередь зимние шапки. Оказалось, что полотно из фетра легко режется, а если подержать его над горячим паром, можно легко формовать из него изделия желательной формы. Большое значение имело и то, что материал этот был очень тёплым и обладал водоотталкивающими свойствами.

Причём особую популярность фетровые головные уборы приобрели в бюргерской среде, хотя их не чуралась и знать. Тот же король Людовик XI, как известно, носил шляпу с полями, изготовленную именно из фетра. Так что совсем не удивительно, что на иллюстрации 1454 года из «Книги двенадцати братьев» мы видим мастера-шляпника перед стойкой со множеством шляп, сделанных из фетра, окрашенного в различные цвета.

Кстати, фетр – это не что иное, как сорт плотного, тонкого войлока высокого качества, который получали валянием пуха, получаемого от зайцев, кроликов и коз, а также тонкой и полугрубой шерсти. Для головных уборов использовались три вида фетра: фетр из меха бобра, кролика или норки (самый дорогой фетр), из смеси бобрового меха с какой-нибудь другой шерстью и чисто шерстяной, самый дешёвый. Кстати, известно, что производство фетровых шляп из меха бобра датируется по крайней мере XIV веком, а было начато в Голландии и Испании.

На иллюстрации мы видим, что все шляпы у мастера сделаны на один манер и различаются только цветом. Шляпы такого типа назывались калотта и были особенно популярны в 1410-1471 годах. Сначала её тулья походила на шар с полями, скрученными в валик. Затем около 1450 года калотту шаровидной формы стала понемногу вытеснять «калотта с подвёрнутыми полями». Такая шляпа уже не походила на шар. Она плотно сидела на голове и была не слишком высокой, и больше всего походила на котелок. При этом её поля обязательно представляли собой плотно скрученный вокруг тульи валик. Такие головные уборы зачастую обтягивали тканью или мехом, или, наоборот, мех в них становился подкладкой под фетровое полотно. Шапки и шляпы украшались вышивкой, бахромой, золотыми или серебряными полосками, располагавшимися как на тулье, так и на полях, где закреплялись небольшими гвоздиками из того же металла.


Сапожник-брат Тумхерр. Изображён в тот момент, когда он берётся рукой за пару готовых длинных кожаных шоссов. Рядом с ними висит пара мягких туфель с пряжками. Ещё одна пара башмаков лежит на столе, а у сапожника через руку перекинута половинка от шоссов. Единственная подошва лежит на полу. 1425 год. (Amb. 317.2° Folio 23 recto (Mendel I))

В Средние века женская обувь обычно повторяла мужскую, но длинные носы женских туфель были всё же короче мужских и ограничивались шириной юбки. А вот у модников мужчин длина носков их пуленов вполне могла достигать в длину 70 см, так что их приходилось подвязывать к рукавам. Впрочем, узкие и длинные носы гражданской обуви у знати легко объяснимы. Ведь точно такие же носки были и на рыцарских башмаках сабатонах. Но там они играли функциональную роль – не позволяли всаднику в бою и на турнире потерять стремя. Так что длинные носы у обуви представляли собой совершенно явный намёк, говоривший всякому – «перед тобой рыцарь»!

Хотя тот же Джованни Боккаччо называл остроносую обувь «дьявольскими когтями для ловли запретных наслаждений». Но мода есть мода, и едва только носки рыцарских сабатонов на рубеже XV-XVI вв. стали напоминать «медвежью лапу», как точно такую же форму приобрела и гражданская обувь. Отсюда, кстати, и пошло выражение «жить на широкую ногу», связанное с чрезмерными масштабами широконосой обуви у знатных сеньоров.

Интересно, что сапожники, как это явствует из данной иллюстрации из «Книги двенадцати братьев», шили не только обувь, но и длинные, до бедра, шоссы из кожи, крепившиеся к поясу на шнурках, для чего у них по краю пробивались отверстия. Такие шоссы обычно надевали под кольчужные чулки, чтобы они не натирали ногу. Когда последние вышли из употребления, рыцари продолжали их носить уже с латными доспехами всё с той же целью.

Так что на приведённой здесь иллюстрации явно изображён сапожник, выполняющий весьма ответственные заказы и умеющий настолько хорошо скроить и сшить кожаные шоссы, что они нигде не натирали кожу ног и облегали их «как перчатка». Именно такие вот шоссы впоследствии превратились в мягкие кожаные сапоги, иногда натягивавшиеся выше колена и предназначавшиеся в среде знати для верховой езды.

В то же время он явно не чурался и других заказов и шил модную обувь как для мужчин, так, скорее всего, и для женщин.

Интересно, что даже знатные люди, выходя на улицу, для облегчения ходьбы и защиты дорогих пуленов очень часто надевали деревянные башмаки сабо с низкими каблуками, крепившиеся к ноге при помощи ремешков с пряжками.


Сапожник-брат Себальд Рапольд. На иллюстрации из «Книги двенадцати братьев» он изображён пришивающим подошву к ботинку, который он привязал к правому бедру ремешком – в перспективе не совсем удачно. Металлической иглы не видно, так что он, вероятно, шьёт свиной щетиной в левой руке, продёргивая нить через уже сделанные отверстия. На заднем столе лежат сапожные инструменты: два кривых ножа, шило и обрезки кожи, на переднем столе три пары готовых ботинок. Деревянные колодки ожидают своего часа на настенной полке. 1595 год. (Amb. 279.2° Folio 64 verso (Landauer I))

Прошло 170 лет и в целом, судя по иллюстрациям из «Книги двенадцати братьев», сапожное дело изменилось не слишком уж сильно, хотя в том же XVI веке обувь в целом стала намного практичнее, чем она была раньше. Широко была распространена обувь под названием «медвежья лапа», или как её еще называли – «коровья морда», представлявшая собой плоские башмаки с коротким широким носом и разрезом со шнуровкой. В середине столетия обувь принимает форму, более соответствующую строению ноги, но отделка разрезами по-прежнему сохраняется. Туфли теперь всё больше украшаются бархатом или шёлком и дополнительными украшениями из серебра. Как это бывает очень часто, новомодная обувь тотчас подвергается резкому осуждению:

«Башмаки носят не прежнего фасона, а испанского, лакейского, с разрезами, чтобы из них быстрее вытекала вода. Хотя летом такие башмаки очень удобны, но каблуки их ни к чему не пригодны, разве что для щегольства.»


По сравнению с предыдущей иллюстрацией мало что изменилось: брат Эндрю Рейнхарт так же, как и раньше, сидит и шьёт обувь, привязав её на бедро. На столе разложены сапожные инструменты: сапожный нож, шило, кривой нож, свиная щетина и кожаные подошвы. На шесте в оконном проёме висят три пары обуви. 1633 год. (Amb. 317b.2° Folio 113 recto (Mendel II))

Появляется обувь на высокой деревянной подошве без пятки, которую носят поверх башмаков с целью предохранить их от грязи. Но на булыжных мостовых, а многие улицы в это время наконец-то получают каменное покрытие, немилосердно стучат, что порождает частые жалобы на стук, производимый этими туфлями:

«Молодые люди стучат ими, как шестидесятилетние старухи.»

В женской обуви обязательны закрытые ступни, и считается, что неприлично выставлять их напоказ.

Европейская обувь с квадратными носами в начале столетия в Испании распространена не слишком широко. В моде 30-х годов XVI века всё так же остроносые туфли без каблуков с разрезами, демонстрирующими подкладку. Верх обуви дворян шьют из сукна, бархата и шёлка, а вот кожаная обувь теперь встречается всё реже и реже, опять-таки из-за демонстрации своей сословной исключительности. Исключение составляют сапоги, поскольку они являются обязательной частью военного костюма всадника. Кавалерия новой эпохи, вооружённая огнестрельным оружием, как и в прежние времена, комплектуется в основном из аристократов, так что сапоги теперь также становятся статусной обувью, хотя они и более практичны, чем прежние пулены и сабатоны.
98 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    29 июня 2023 05:03
    Спасибо, Вячеслав Олегович!

    Производство фетровых шляп заинтересовало. Раньше об этом совсем не задумывался.

    А вот на фабрику по выпуску валенок заходил.
    1. +9
      29 июня 2023 07:09

      Интересно ознакомимся со статутом LXXXIV "О сапожниках (cordouaniers)" из "Книги ремесел города Парижа" за XIII век :
      "Каждому, кто хочет быть в Париже сапожником, полагается купить ремесло у короля; а продают от имени короля камергер монсеньор Пьер и граф д’Э (d’Eu), которым король дал это ремесло, на сколько ему будет угодно; а именно, с каждого человека, который хочет купить ремесло, взымается 32 су, из каковых в казну за цеховой патент-16 су, мессиру камергеру Пьеру -10 су, а 6 су - графу д’Э. Как только сапожник купил ремесло и заплатил 16 су в казну, следует, чтобы он поклялся на святых перед монсеньором Пьером или перед его помощником в присутствии прюдомов (вероятно - мастеров) ремесла, что упомянутое ремесло будет выполнять хорошо и честно по кутюмам и обычаям цеха, которые таковы:
      *Никто из парижских сапожников не может работать в субботу, когда прозвонит последний колокол к обедне в приходе, где он живет;
      *Никто не может и не должен делать в Парижском округе башмаки из бараньего сафьяна (bazane) больше одной четверти фута (un espan de pie) в длину и не больше одной четверти в высоту;
      *Никто не может и не должен употреблять бараний сафьян с козьим ни в каких изделиях, которые он делает, если только это не поднаряд (contrefort), и если кто сделает иначе, изделие должно быть уничтожено;
      *Никто не может работать из выдубленного козьего сафьяна, так как это изделие поддельное и должно быть уничтожено;
      *Никто не должен работать после того, как зажигают свечи, если эта работа не для короля, королевы или для их людей, или для самих {сапожников] или для их родственников.
      *Каждый парижский сапожник может иметь столько подмастерьев и учеников, сколько хочет, и на такое время и за такую сумму денег, как может.
      *Парижский сапожник не может и не должен изготовлять старые вещи с новой подкладкой. Парижский сапожник, мастер, подмастерье, или ученик не может и не должен продавать старые изделия вместе с новыми.
      *Никто из парижских сапожников не может работать в этом цехе мастером до тех пор, пока его не примут и не обсудят старшины, охраняющие цех именем короля. или продавать изготовленные в их цехе изделия, кроме как в их мастерских, или на парижском мосту накануне пасхи и троицы, или - только в субботу - на их прилавках на королевском рынке.
      *Каждый, кто нарушит какую-нибудь из указанных статей, заплатит королю 5 су штрафа всякий раз, как будет уличен; из этих 5 су штрафа прюдомы, охраняющие цех от имени короля, имеют 2 су для помощи бедным их цеха.
      *Все парижские сапожники должны королю ежегодно 32 парижских су за одну пару сапог (hueses), каковые 32 су должны заплатить королю или его помощникам ежегодно на страстной неделе. Каждый, делающий в цехе сапожников башмаки и сапоги (hueses), должен ежегодно уплатить королю еще 12 денье на выше упомянутой неделе.
      А еще они должны ежегодно 3 денье на сапоги королю, как только они купили ремесло. Эти 3 денье старшины, охраняющие ремесло сапожников, должны иметь и получать ежегодно на страстной неделе на покрытие вышеуказанных 32 су, которые они должны ежегодно королю за его сапоги.
      *Сапожники цеха, когда их вызывали [на караул] и они не приходили, уплачивают королю штраф в 12 денье за отсутствие. А если они имели подмастерья, который мог нести караул, то они посылают его за себя... (с).

      Оттуда еще много чего интересного можно было выложить, но правила сайта этого не допускают.
      фото. продукция парижских сапожников XIII в. Городской музей истории Парижа (фр. Hôtel de Carnavalet)

      Всем доброго дня.
      1. +7
        29 июня 2023 07:23
        Спасибо, Ричард! Очень хорошее дополнение!
        1. +3
          29 июня 2023 08:44
          Вячеслав Олегович , спасибо за работу , интересно .
          Но хотел бы немного дополнить .
          Наверное та обувь , что описана , предназначалась для людей не бедных . И еще в разных странах и регионах , в зависимости от погодных условий , была естественно разная обувь .
          А вот небогатые люди (Голландия) , носили деревянную обувь . Изготавливалась она из тополя , дерева мягкого и лёгкого .
          Holzclogs или Klompen , так их называли и называют .
          И .... носят их и сейчас . Естественно не каждый день . И они разукрашены резьбой и краской .
          И почему нет упоминания о мастерах из России ? Или "лапотная" Россия проспала средние века ?
          1. +3
            29 июня 2023 11:12
            Цитата: Кузнец 55
            И почему нет упоминания о мастерах из России ? Или "лапотная" Россия проспала средние века ?

            Вы разве не заметили, что вся информация идет на основе иллюстраций из "Книги двенадцати братьев", причем иллюстрации даются за разные годы и последовательно. Покажите мне источник таких же иллюстраций по ремеслам Руси и я завтра же начну новый цикл. Просто же писать текст без иллюстраций мне неинтересно (читателям тоже!) и невыгодно.
      2. +6
        29 июня 2023 07:32
        взымается 32 су,
        Нехилый такой вступительный взнос, больше полутора ливров. Причем, как видно далее по тексту статута, ливров парижских. Если же пересчитать в турские получается уже два.
        Доброе утро, Дмитрий!
        1. +6
          29 июня 2023 08:05
          Хорошего дня, Антон!
          Несмотря на нехилый вступительный взнос видать не все цеховые сапожники " особо жировали". Судя по строчке из статута:
          ...из этих 5 су штрафа прюдомы, охраняющие цех от имени короля, имеют 2 су для помощи бедным их цеха..
          1. +6
            29 июня 2023 08:22
            Профсоюзный взнос. "Все украдено" за долго до рождения теоретиков пролетарского движения.
      3. +5
        29 июня 2023 08:02
        "Ричард" Дмитрий, утро доброе. Козий или баранний сафьян, вероятно, для синьеров?
        1. +5
          29 июня 2023 08:38
          Доброе утро, Святослав!
          Не знаю таких тонкостей. Тут вопрос не ко мне, а скорее к Антону. Он у нас признанный специалист по средневековью.
          1. +5
            29 июня 2023 09:03
            Куда мне, с тремя классами ЦПШ? "На историка учиться нужно!"(с), а я так, на огонек заглянул.
            1. +7
              29 июня 2023 09:33
              "На историка учиться нужно!"(с),

              Ехидна вы, Антон, и злопамятный wink
              Эдуард сейчас наверное утренним кофе поперхнулся laughing
              1. +4
                29 июня 2023 09:38
                Ехидна вы, Антон, и злопамятный
                Злопамятная ехидна - новое слово в зоологии!)))
                1. +6
                  29 июня 2023 10:31
                  Трудолюбивое Средневековье. Портные и сапожники

                  Автору на заметку. (он пишет книгу) Много средневековых миниатюр с различными профессиями можно найти и в знаменитой "Шахматной книге" Кунрата фон Амменхаузена
                  там и сапожники (по теме статьи)

                  и портняжки (по теме статьи)

                  врачи. аптекари, продавцы. плотники, кузнецы, ткачи, рыцари, мытари, трактирщики, и много кого еще.
                  1. +5
                    29 июня 2023 11:15
                    Цитата: Ричард
                    и портняжки (по теме статьи)

                    Спасибо!
                2. +4
                  29 июня 2023 14:48
                  Злопамятная ехидна - новое слово в зоологии!)))


                  Как сказать... Имеется даже конкретное изображение. laughing

            2. +4
              29 июня 2023 11:14
              Цитата: 3x3zsave
              а я так, на огонек заглянул.

              Не прибедняйтесь!
            3. +5
              29 июня 2023 13:08
              Коридоры, нередко, важнее классов. Всегда любил переменки.
            4. 0
              29 июня 2023 21:21
              Доброго здоровья.
              Почаще "заглядывай" у тебя хорошо получается
          2. +1
            29 июня 2023 21:17
            Согласен. Антон, и поэт и собашник большой любитель средневековья
      4. +8
        29 июня 2023 10:08
        Цитата: Ричард
        продукция парижских сапожников XIII в. Городской музей истории Парижа (фр. Hôtel de Carnavalet)

        Добрый день,
        а вот продукция старорусских сапожников примерно этого же периода:


        А вот эти поршни указаны уже сер. XX века:

        Музей Старой Руссы.
      5. +6
        29 июня 2023 10:31
        Цитата: Ричард
        Все парижские сапожники должны королю ежегодно 32 парижских су за одну пару сапог (hueses), каковые 32 су должны заплатить королю или его помощникам ежегодно на страстной неделе. Каждый, делающий в цехе сапожников башмаки и сапоги (hueses), должен ежегодно уплатить королю еще 12 денье на выше упомянутой неделе.

        Пять раз перечитал, специально полазал, посмотрел контекст - всё равно ни черта не понял.
        Вступительный взнос - 32 су, это понятно, а потом ежегодный взнос 32 су за каждую пару сапог? Это не слишком до фига? И плюс еще 12 денье с каждого подмастерья ежегодно.
        Но дальше ещё интереснее:
        Сапожники Парижа не должны ничего за вещи, относящиеся к их ремеслу, которые они продают или покупают в городе Париже, ибо сапоги королю и 12 денье освобождают их от всех кутюм, кроме как на ярмарках Сен-Ладр, Сен-Жермен-де-Пре, когда каждый платит только два денье с каждых 12 кож, которые продает и покупает.

        Я так и не понял - кто кому и сколько в итоге должен? smile
        1. +5
          29 июня 2023 10:48
          Цитата: Хозяин Трилобита
          Я так и не понял - кто кому и сколько в итоге должен?

          Простите, кто на ком стоял? wassat
          А почему бараний сафьян ни в коем случае нельзя употреблять с козьим? hi
          1. +4
            29 июня 2023 11:10
            По средневековым Гостам не положено stop yes
        2. +5
          29 июня 2023 11:06
          Приветствую, Михаил! Вы правы в оригинальном контексте так. Сам тоже в полной непонятке. А если допустить, что строчку
          *Все парижские сапожники должны королю ежегодно 32 парижских су за одну пару обуви (hueses)

          правильней понимать как
          *Все парижские сапожники должны королю ежегодно 32 парижских су и одну пару обуви (hueses)?

          Так вроде логичней. Хотя как говориться из песни слов не выкинешь (с).
          1. +3
            29 июня 2023 11:18
            Цитата: Ричард
            за одну пару обуви

            Понимать надо так: за одну пару обуви ДЛЯ КОРОЛЯ. То есть неважно, сколько король носит обуви и сколько она стоит. Но вот считается, что нужно за ОДНУ ПАРУ с каждого заплатить столько. А сколько на ОДНУ ПАРУ в итоге наберется - неважно!
          2. +4
            29 июня 2023 11:34
            Кстати в косвенное подтверждение моего предположения про сапоги королю приведу еще один пункт из статута LXXXIV "О сапожниках (cordouaniers)" из "Книги ремесел города Парижа" за XIII век:
            Сапожники Парижа не должны ничего за вещи, относящиеся к их ремеслу, которые они продают или покупают в городе Париже, ибо сапоги королю и 12 денье освобождают их от всех кутюм, кроме как на ярмарках Сен-Ладр, Сен-Жермен-де-Пре, когда каждый платит только два денье с каждых 12 кож, которые продает и покупает (с)
          3. +5
            29 июня 2023 16:42
            Моё почтение, Дмитрий. hi
            Думаю, здесь мы опять имеем "трудности перевода".
            Но что именно имел в виду сам автор текста в XIII в. мне таки непонятно.
            Сначала 32 су мастер должен был уплатить за "лицензию" при вступлении в цех. Это понятно и логично. Далее загадки.
            Предлагаю такую реконструкцию смысла текста. smile
            Мастер каждый год должен был платить за продление этой лицензии такую же сумму без учета оборота. Это нормально, поскольку цеховая организация не предполагала конкуренции или стахановского труда. Мастеру определялась квота сколько сапог он должен сделать и по какой цене продавать, то есть, его доход был известен и предопределен. Плюс к этому ещё одну пару обуви в пользу короля? Тоже логично. Королю, а точнее, его многочисленному двору, тоже обувь нужна. Если всё так, то читать действительно следует
            должны королю ежегодно 32 парижских су и одну пару сапог

            12 денье с каждого подмастерья тоже понятно, дополнительных пояснений не требуется.
            Дальше ещё одна непонятка. От чего освобождают 12 денье и сапоги королю? От неких кутюмов. Что есть кутюмы? По сути - обычаи, в узком смысле - прецеденты. Если мы предположим, что эти самые кутюмы в то время предполагали ещё какие-то отчисления в чью-то пользу, то и эта фраза становится логичной, в стиле "заплатил королю - никому не должен". smile
            Короче, как-то так.
            Сейчас придет кто-то грамотный и не оставит от моей конструкции камня на камне. smile
            Будем ждать. smile
            1. +3
              29 июня 2023 17:09
              Сейчас придет кто-то грамотный и не оставит от моей конструкции камня на камне.
              Уже пришел. Добрый вечер, Михаил!
              Ничего не имею сказать против Вашей конструкции, мне она нравится. Можно, конечно, поковыряться в "Книге ремесел", поискав аналогии, более удачно переведенные, но мне лень. Есть еще сводная таблица налогообложения парижан, проживавших на одной улице, но она относится к концу XIV и применять ее не совсем корректно.
              1. +2
                29 июня 2023 19:28
                Приветствую, Антон.
                Я сам не очень люблю кода современные исследователи "исправляют" исторические источники. Типа "здесь переписчик ошибся", "здесь летописец исказил" или "эту фразу следует понимать как..." и т.п.
                Но в данном случае фразу, как она написана, понять иначе, как 32 денье - пошлина на каждую пару обуви (сколько тогда стоит такая пара, если пошлина такая!), не получается. 32 денье - это больше полэкю, больше двух грамм золота... Такого просто не могло быть.
                1. +1
                  29 июня 2023 20:02
                  Так, Михаил, выдохнули, успокоились и можем поговорить о средневековом французском бабле.
                  Прежде всего, сейчас Вы упомянули "денье", это в 12 раз меньше "су".
                  Второе, что по Вашему "экю"?
                  1. +2
                    29 июня 2023 22:19
                    Денье - ошибка. Имел в виду, конечно, су.
                    Экю - золотая монета в 4 грамма. Если мне не изменяет память, в рассматриваемое время эквивалентна десяти парижским ливрам.
    2. +5
      29 июня 2023 07:17
      Доброе утро, Сергей! smile

      Присоединяюсь к благодарности Вячеславу, очень интересная и красивая серия статей. good
      Надеюсь на продолжение.

      Парочка кадров из фильма на ту же тему.

      1. +6
        29 июня 2023 07:24
        Привет, Константин!

        Посмотрел 10 минут этого фильма. На костюмы не поскупились.
        1. +1
          29 июня 2023 19:56
          Сергей, Корсар, этот фильм надо весь смотреть!
          Мы с Верой, обожаем этот фильм
          Муж прохладно относится. Он больше ценит:"Капитан"
          1. +2
            29 июня 2023 20:16
            Он больше ценит:"Капитан"
            Привет Виталию: "Это испанская пехота!" (С)
          2. +2
            29 июня 2023 20:59
            Есть еще шанс. Может прямо сейчас посмотрю еще 10 минут.
            1. +2
              29 июня 2023 21:11
              Это надо смотреть целиком, иначе фраза про испанскую пехоту не зайдет.
        2. +2
          29 июня 2023 22:13
          На костюмы не поскупились.

          Не берусь судить насчет покроя костюмов, но с цветами у создателей и консультантов фильма вышла полная промашка

          Разве у актера это орден золотого руна? Первое - вместо статутного католического синего бургундского "карбункула Гедеона" непонятно зачем они воткнули красную бижутерию. Исключением, и то столетия позднее были ордена, вручаемые не католикам, например российским императорам
          фото Орден Золотого руна (с топазами), принадлежал императору Александру I Благословенному. Государственный Алмазный фонд

          Похоже именно его "грамотные консультанты фильма" и попытались скопировать.
          Самое главное - и вообще это уже современный вид ордена ( с 18 века), а в 15 веке - в те времена, о которых рассказывает фильм орден имел совсем другой вид
          фото. вид ордена Золотого Руна XV века
      2. +3
        29 июня 2023 07:25
        Цитата: Морской Кот
        Надеюсь

        Доброе утро, уважаемый Константин! Тема безусловно будет продолжена.
        1. 0
          29 июня 2023 20:04
          Вячеслав Олегович, очень хорошо .
          Тут есть любопытные моменты
    3. +8
      29 июня 2023 09:56
      Цитата: Korsar4
      Спасибо, Вячеслав Олегович!

      Производство фетровых шляп заинтересовало. Раньше об этом совсем не задумывался.

      А вот на фабрику по выпуску валенок заходил.

      Привет честной компании, принципиально «несогласен» с Сергеем в работе Вячеслава нераскрыта тема производства «семейных трусов» laughing

      Блин, залез в интернет с целью поерничать, а оказывается история девайса и не такая похабная. Причем даже спортивным оттенком…
      1. +4
        29 июня 2023 11:20
        Цитата: Коте пане Коханка
        нераскрыта тема производства «семейных трусов»

        Писал я про средневековые моды и даже давал фото брэ!
      2. +7
        29 июня 2023 11:51
        цитата Korsar4 (Сергей):Спасибо, Вячеслав Олегович!
        Производство фетровых шляп заинтересовало. Раньше об этом совсем не задумывался. На фабрику по выпуску валенок заходил.

        цитата Коте пане Коханка (Владислав): принципиально «несогласен» с Сергеем


        Почему не согласен? По моему Сергей (Korsar) поступает очень логично. Ведь каждый уважающий себя корсар обязан иметь трикорн (фетровую шляпу - треуголку). yes

        А на фабрику по выпуску валенок он заходил на разведку - приглядеться где они фетр и войлок прячут yes
        1. +6
          29 июня 2023 13:13
          По дороге. Вышний Волочек. Рекомендую.
        2. +5
          29 июня 2023 15:49
          Как говорил небезызвестный герой мультфильма:

          Клянусь моей треуголкой!
      3. +6
        29 июня 2023 12:40

        Судя по расцветке - в этих средневековых брэ щеголяли представители клана МакГордонов laughing
        1. +5
          29 июня 2023 13:28
          . Судя по расцветке - в этих средневековых брэ щеголяли представители клана МакГордонов laughing

          Верно Дима подметил! Теплых туалетов еще не придумали, шерстяные чулки и ночные вазы - удел англов и лягушатников. Суровые шотландские мужики должны узнавать своих в любой ситуации даже пикантной! laughing
      4. +6
        29 июня 2023 13:12
        Главное найти точку отсчета.

        В подростковом возрасте любимая одежда была телогрейка.
  2. +4
    29 июня 2023 06:39
    Очень интересно. Спасибо. Бюргерский стиль очень давнее понятие.
  3. +4
    29 июня 2023 07:37
    Шалом, православные!
    Расстроил факт отсутствия ссылок на документы, цитаты из которых приведены в статье.
    Историки что-то скрывают!)))
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +5
      29 июня 2023 07:49
      Историки что-то скрывают!)))


      Что делать, работа у них такая. wink



      С добрым утром, Племянник! yes
      1. +3
        29 июня 2023 17:24
        "Когда на сердце рана,
        И холодно в груди,
        К подвалам Ватикана,
        Ты заполночь прийди,
        Там без еды и пива,
        Зашхерившись в ночах,
        Монахи "клеют" Клио,
        При восковых свечах"
        Привет, дядюшка!
        1. +3
          29 июня 2023 18:12
          Монахи "клеют" Клио,
          При восковых свечах"

          А тут, скорее, их нынешний последователь. laughing
    2. +4
      29 июня 2023 08:13
      "историки, что скрывают". Антон, приветствую. Могет, ссылок нет, потому как документов нет?
      Могет, они придумщики?Щютка.
      1. +4
        29 июня 2023 11:22
        Цитата: vladcub
        ссылок нет

        Святослав! Ссылки часто вторичные. Искать первичные долго, нудно, и лень. Поскольку научно-популярный характер изложения не требует ссылок ни первичных, ни вторичных, то... лучше их вообще не давать.
  4. +4
    29 июня 2023 08:07
    "с серебряной оторочкой" вот откуда цветовая индефикация штанов, из"Кинзаза"?
  5. +8
    29 июня 2023 08:08
    упелянд – верхнюю одежду длиной до колен или даже до пола

  6. +8
    29 июня 2023 09:59
    Дартаньян, помнится, приехал в Париж в гасконском берете, но быстренько поменял его на фетровую шляпу. Правда, судя по книге, это было гораздо позже, да и шляпы другие были smile
    1. +6
      29 июня 2023 12:20
      Из школьных сочинений: laughing
      Дартаньян, приехал в Париж всего в одном берете, но после дуэли с мушкетерами приобрел себе костюм в котором уже мог появляться в приличном обществе (с)
      1. +4
        29 июня 2023 14:18
        Из тех же источников:
        "Анна Каренина ездила в карете с поднятым задом."(с) bully

        Дима, привет! smile
        1. 0
          29 июня 2023 22:30
          "Анна Каренина ездила в карете с поднятым задом."(с)

          Теплое ласковое солнышко нежно обогревало своими лучами а встречный ветерок приятно холодил лицо и развевал волосы. Это было блаженство и хотелось всем сделать что-нибудь доброе и очень хорошее... (с) smile
          Мое почтение, Константин!
  7. +5
    29 июня 2023 12:26
    Спасибо, Вячеслав Олегович! hi
    Очень интересный цикл про Средневековье! good
    Жду продолжения!
  8. +5
    29 июня 2023 17:17
    Удручающее впечатление производят фотографии средневековой обуви. Как можно было ходить в этом... затрудняюсь в определении... в общем, в таких ботинках?
    Плоская подошва...
    Дело не в манерной постановке ног как следствии, что наблюдаем почти во всех миниатюрах. Дело в каждом камешке, выбоине и неровности под ногой. Из всех моих кроссовок предпочитаю осенние. Не зимние они, не коробят встречных своим видом, зато не идешь -- летишь! Будто по облаку.
    Чувствую, разучилась говорить.
    Доброго вечера всем, Вячеславу Олеговичу -- спасибо за очередную дивную статью!
    Дождь у меня. Даже гроза.
    1. +5
      29 июня 2023 17:41
      Удручающее впечатление производят фотографии средневековой обуви. Как можно было ходить в этом... затрудняюсь в определении... в общем, в таких ботинках?
      Плоская подошва...

      Нормальная обувь! И сейчас люди ходят в такой и не парятся.

      Единственный анахронизм, сделан резиновый накат на подошву.
      Здравствуйте, Людмила Яковлевна!
      1. +5
        29 июня 2023 18:06
        Здравствуйте, Антон! )))
        Застежки -- деревянные, обхват замша, остальное кожа, крутой покрой -- так?
        И всё же настаиваю на своём. Дворяне ходили по гладкому двору, покоям, карета, лошадь, крестьяне пахали и сеяли. Опять же, корчевали. Не уверена, что было комфортно ногам, обутым в ботинки с тонкими подошвами. Идти вслед за лошадью. Или копать...
        Вы копали? Я когда-то копала огород. Однажды. Сделала пару грядок. Ноге -- больно.
        Интересно, что сейчас у нас надевают на ноги, чтобы вскопать участок? Уверена, не кроссовки. Их жалко.
        1. +7
          29 июня 2023 18:13
          Людмила Яковлевна, я Вас сильно удивлю, если скажу, что у большинства населения Средневековья детство было босоногим, в том числе и у большинства дворян?
          1. +4
            29 июня 2023 20:13
            Цитата: 3x3zsave
            что у большинства населения Средневековья детство было босоногим, в том числе и у большинства дворян?

            Папа Эмиля из Леннеберги всегда ходил по дому босиком из экономии, ибо, как он говорил, если постоянно одевать обувь, то придется каждые десять лет ботинки покупать. hi
            1. +4
              29 июня 2023 20:31
              Блин, вот это память! Всегда, в связи с обувным вопросом держу в голове отца Эмиля, но не помню, в связи с чем... Браво, Сергей!
        2. +4
          29 июня 2023 18:15
          Или копать...
          Вы копали?

          Я копал, в количестве...
        3. +4
          29 июня 2023 18:58
          Интересно, что сейчас у нас надевают на ноги, чтобы вскопать участок? Уверена, не кроссовки. Их жалко.

          Кто - что и одевает. Я, например, всегда копал в кроссовках, ноге удобно и не устаёт, универсальная обувь. Это наши ребята ещё в Афгане вычислили.

          1. +3
            29 июня 2023 19:40
            Кто - что и одевает.

            Кстати, рисунок замечателен тем, что лопата не в ту сторону повёрнута )))
            Ох, и насмотрелась я роликов на ю-тьюбе про китайских крестьян. Там такие приспособления они изобретают! Как-нибудь расскажу. А сейчас уже подустала говорить. Я же как амеба. Ложноножки пора втягивать.
            1. +4
              29 июня 2023 20:34
              Кстати, рисунок замечателен тем, что лопата не в ту сторону повёрнута
              Не смешно, так порой картошку копали когда деревянной лопаты не было.
        4. +3
          29 июня 2023 19:34
          "Сделала пару грядок" Людмила Яковлевна, давно Вас не видела .
          Я, почти, каждый год копаю. Помогаю': маме и отчиму. Осенью буду у себя, др этого года жили в семиэтажке. А , теперь, коттедж и 3,5 сотки земли
          Огород сажать?! Спасибочки.
          Цветы
        5. +2
          29 июня 2023 19:45
          " не кроссовки я весной, надеваю галоши,а летом, когда траву полоть или собрать огурцы
        6. +3
          29 июня 2023 23:04
          Добрый вечер, Людмила Яковлевна hi
          Интересно, что сейчас у нас надевают на ноги, чтобы вскопать участок? Уверена, что не кроссовки.

          А что? Мы по станице в кирзачах уже дано не ходим, чтобы там в интернетах про нас не писали. yes А на участке ковыряемся исключительно в старых кроссовках. Удобно. Ноге легко. Да и дефицита в этом добре сегодня ни у кого нет. Супруге свое кроссовочное старье для огорода подгоняет дочь - у них одна нога. А мне сын. Конечно в магаз в огородных кросовках не пойдешь, а для участка и выгула пса - лучше не придумаешь. Кстати он у нас единственный в семье, кто принципиально отказался от кроссовок. А вот кепку-селянку уважает - под местного аборигена косит laughing
    2. +6
      29 июня 2023 18:17
      Как можно было ходить в этом...

      Ну, индейцы в них не только ходили, а бегали и воевали. И не жаловались. wink
      1. +4
        29 июня 2023 19:29
        бегали и воевали. И не жаловались.

        А кому они должны были жаловаться? И на кого? На торговца, который не завез им партию кроссовок? wassat )))
        Всё хорошее познаётся в сравнении. Уверяю Вас, современные индейцы, даже в резервациях, ходят и бегают в современной обуви. Это лишь французы маются экологическим воспитанием подрастающего поколения.
        1. +5
          29 июня 2023 19:34
          У меня сложилось впечатление, что французы сейчас маются воспитанием моногендерного поколения.
          1. +4
            29 июня 2023 20:30
            французы сейчас маются воспитанием моногендерного поколения.


            Оговорки по Фрейду - это случайные обмолвки, раскрывающие внутренний мир человека, говорящие нам о его психологических, сексуальных и прочих особенностях. Такие бессознательные словесные саморазоблачения, а также различные описки, машинальные действия и т. п.


            1. +4
              29 июня 2023 20:48
              "Приятного аппетита всем, кто любит клубнику со льдом" (С)
              1. +3
                29 июня 2023 21:09
                Со льдом не не приходилось, а вот первый помидор из нашей теплицы сегодня спробовал. good
    3. +5
      29 июня 2023 18:27
      Дождь у меня. Даже гроза.[/quote]
      А у меня солнышко. И пчелы кружат над цветами!
      1. +3
        29 июня 2023 19:30
        Вячеслав Олегович, помилуйте!
        В 18: 27 пчелки уже спят!)))
    4. +6
      29 июня 2023 20:18
      А летом можно ходить в осенних кроссовках? Никогда не делил их по сезонам. Просто люблю такую обувь.
      1. +5
        29 июня 2023 22:03
        Цитата: Korsar4
        А летом можно ходить в осенних кроссовках? Никогда не делил их по сезонам. Просто люблю такую обувь.

        Все зависит от почвы. Например, у моей мамы в огороде в кроссовках не покопаешь - сыро. Так что галоши, а лучше всего кирзовые сапоги. Если пахать то берцы. В галошах нога тонет, в сапоги накидывает комья земли. У себя на участке я могу и в тапочках копать. Впрочем чем я и занимался после обеда.
        1. +3
          29 июня 2023 23:02
          Вообще, сапоги уважаю. И кирзовые, и резиновые.

          Сколько славной обуви для дорог изобретено.
  9. +6
    29 июня 2023 17:51
    Спасибо за ваш Труд , Вячеслав ! Всегда читать очень увлекательно ! hi
  10. +3
    29 июня 2023 19:06
    Цитата: 3x3zsave
    Людмила Яковлевна, я Вас сильно удивлю, если скажу, что у большинства населения Средневековья детство было босоногим, в том числе и у большинства дворян?

    Нет, не удивите.
    Впервые я удивилась босоногому детству, не так давно осмотрев ролик, в котором потомственные французские дворянки-подростки бегали по двору семейного замка босиком, нечесанные и в простецких платьях. Сказали бы, что это дети какого-нибудь фермера, и я бы поверила. Но нет, современные девчонки-аристократки. Видать, у французов до сих пор неудобная обувь wassat )))
    1. +3
      29 июня 2023 19:44
      потомственные французские дворянки-подростки бегали по двору семейного замка босиком,
      А культовые черножопые рэперы даже спать ложаться в "конверсах". Теперь прикиньте у кого степень выживаемости выше?
  11. +3
    29 июня 2023 19:11
    Всем , доброго вечера. В субботу, мы малость, обтрухали. Боялись погромов . Напротив, поликлиники, магазин:*24 часа" и там стала собираться подозрительная толпа. Кто-то сказал, что руководство бежало, полиции нет. Они и собирались .
    В понедельник, нам дали отгулы 3 дня и забыла про сайт.
    А теперь вспомнила.
    "Возвращение блудной дочери"
  12. +3
    29 июня 2023 20:48
    С интересом разглядывал в Оружейной палате ботфорты, сшитые Петром I лично. Левый-правый не отличались, но вот что заметно - сделаны добротно, Мастером, а не любителем-кустарем.
    Кстати, штаны целиком были ещк у галлов и древних германцев, почему в средние века у бюргеров они превратились в отдельные штанины? Ведь на Востоке и на Руси штаны также были целиком одним изделием.
    1. +3
      29 июня 2023 21:05
      Средневековые понты и не более. Гражданские шоссы копировали кольчужные. В быту носили обыкновенные холщевые портки. К слову, Мариньи в этом же и повесили, в холщевых штанах и такой же рубахе
      1. +3
        29 июня 2023 21:14
        Вот и мне кажется, что это не мейнстрим, а отдельный бзик западноевропеской моды в отдельный исторический отрезок. Несущий что-то симолическое из когда-то практического, как нынешние погон и аксельбант.
        1. +3
          29 июня 2023 21:40
          Нынешние погоны и аксельбанты тоже из той эпохи.
          1. +4
            29 июня 2023 22:32
            И так же как и тогда ума не прибавляют. request

            1. +4
              29 июня 2023 23:04
              Да что ума прибавляет? Разве, что грабли.
  13. 0
    19 декабря 2023 02:21
    Ай да Шпаковский!Ай да сукин сын!Пока ни под кого не прогибается-золотой чел.Вот про статусную обувь-если можно подробней