Французский флот: между молотом и наковальней

33
Французский флот: между молотом и наковальней
Тяжелый крейсер «Algerie» в 30-х годах считался одним из лучших тяжелых крейсеров мира и безусловно лучшим в Европе


После того, как Франция выбыла из борьбы, английский флот был в состоянии справиться с объединенными морскими силами Германии и Италии. Но англичане не без оснований опасались, что современные и мощные французские корабли могут попасть в руки противника и будут использованы против них. Ведь, не считая нейтрализованного в Александрии Соединения «X» и разбросанных по миру нескольких крейсеров, эсминцев, авианосца «Беарн» и мелких кораблей, в английских портах нашли прибежище только два совсем старых линкора «Паpиж» и «Куpбе». 2 суперэсминца (лидера), 8 эсминцев, 7 подводных лодок и прочая мелочь - всего не более десятой части французского флота, если судить по водоизмещению, и полное ничтожество, если судить по их реальной силе. Ещё 17 июня главнокомандующий флотом адмирал Дадли Паунд доложил премьер-министру У.Черчиллю, что в Гибралтаре под командованием вице-адмирала Джеймса Сомервилла сосредотачивается Соединение «Н» во главе с линейным крейсером «Худ» и авианосцем «Аpк Ройал», которое должно было следить за перемещениями французского флота.

Когда перемирие стало свершившимся фактом, Сомервилл получил приказ нейтрализовать представлявшие наибольшую потенциальную угрозу французские корабли, находившиеся в портах Северной Африки. Операция получила название «Катапульта».



Поскольку никакими дипломатическими переговорами сделать это не представлялось возможным, англичанам, не привыкшим стесняться в выборе средств, ничего не оставалось, как применить грубую силу. Но французские корабли были довольно мощными, стояли в собственных базах и под защитой береговых батарей. Для такой операция требовалось подавляющее превосходство в силах, чтобы склонить французов на выполнение требований английского правительства или в случае отказа, уничтожить. Соединение Сомервилла выглядело внушительно: линейный крейсер «Худ», линкоры «Резолюшн» и «Вэлиент», авианосец «Аpк Ройал», легкие крейсера «Аретьюза» и «Энтерпрайз», 11 эсминцев. Но и противостояло ему немало - в Мерс-Эль-Кебире, выбранном главным объектом атаки, находились линкоры «Дюнкерк», «Страсбург», «Прованс», «Бретань», лидеры «Вольта», «Могадор», «Тигр», «Линкс», «Керсайнт» и «Террибль», гидроавианосец «Коммандант Тест». Поблизости, в Оране (всего несколько миль к востоку) находилось сборище эсминцев, сторожевиков, тральщиков и переведенных из Тулона недостроенных кораблей, а в Алжире - восемь 7800-тонных крейсеров. Поскольку крупные французские корабли в Мерс-эль-Кебире стояли пришвартованными к пирсу кормой в сторону моря, а носом к берегу, Сомервилл решил использовать и фактор внезапности.

Соединение «Н» подошло к Мерс-эль-Кебиру утром 3 июля 1940 года. Ровно в 7 часов по Гринвичу в гавань вошел одинокий эсминец «Фоксхаунд» с кэптеном Холландом на борту, который информировал французского флагмана на «Дюнкерке», что имеет для него важное донесение. Холланд прежде был военно-морским атташе в Париже, его близко знали многие французские офицеры и в других условиях адмирал Женсуль принял бы его со всей сердечностью. Каково же бы удивление французского адмирала, когда он узнал, что «донесение» является ни чем иным как ультиматумом. А наблюдатели уже сообщили о появлении на горизонте силуэтов английских линейных кораблей, крейсеров и эсминцев. Это был расчетливый ход Сомервилла, подкрепляющий своего парламентёра демонстрацией силы. Надо было сразу показать французам, что с ними не шутят. Иначе они могли подготовиться к бою и тогда ситуация радикально изменилась бы. Зато это позволило Женсулю разыграть оскорбленное достоинство. Он отказался разговаривать с Холландом, отправив на переговоры своего флаг-офицера лейтенанта Бернарда Дюфай. Дюфай был близким другом Холланда и прекрасно говорил по-английски. Благодаря этому переговоры не прервались, не начавшись.

В ультиматуме Соммервила. Написанному по поручению «правительства Его Величества», после напоминаний о совместной боевой службе, коварстве немцев и прежней договоренности от 18 июня между правительствами Британии и Франции о том, что перед капитуляцией на суше французский флот присоединится к британскому или затопится, французскому командующему морскими силами в Мерс-эль-Кебире и Оране предлагалось на выбор четыре варианта действий:

1) выйти в море и присоединиться к британскому флоту для продолжения борьбы до победы над Германией и Италией;

2) выйти в море с уменьшенными экипажами для следования в британские порты, после чего французские моряки будут сразу репатриированы, а корабли будут сохранены для Франции до окончания войны (за потери и повреждения предлагалась полная денежная компенсация);

3) в случае нежелания вообще допустить возможность использования французских кораблей против немцев и итальянцев, чтобы не нарушать перемирия с ними, выйти под английским эскортом с уменьшенными экипажами во французские порты в Вест-Индии (например, в Мартинику) или в порты США, где корабли будут разоружены и сохранены до конца войны, а экипажи репатриированы;

4) в случае отказа от первых трех вариантов - затопить корабли в течение б часов.
Заканчивала ультиматум фраза, которую стоит привести целиком: «В случае Вашего отказа от вышепредложенного, я имею приказ правительства Его Величества использовать все необходимые силы для предотвращения попадания Ваших кораблей в руки немцев или итальянцев». Это, попросту говоря, означало, что бывшие союзники откроют огонь на поражение.

Английские линкоры «Худ» (слева) и «Вэлиэнт» под ответным огнем французского линкора «Дюнкерк» или «Прованс» у Мерс-эль-Кебира. Операция «Катапульта» 3 июля 1940 года, около 17.00


Первые два варианта Женсуль отклонил сразу - они напрямую нарушали условия перемирия с немцами. Третье также почти не рассматривалось, особенно под впечатлением немецкого ультиматума, полученного тем же утром: «Или возврат всех кораблей из Англии или полный пересмотр условий перемирия». В 9 часов Дюфай передал Холланду ответ своего адмирала, в котором тот заявил, что, поскольку сдать свои корабли без приказа французского Адмиралтейства не имеет права, а затопить их по сохранившему силу приказу адмирала Дарлана он может только в случае опасности захвата немцами или итальянцами, остается только сражаться: французы на силу ответят силой. Мобилизационные мероприятия на кораблях были остановлены и началась подготовка к выходу в море. В неё входили и приготовления к бою в случае необходимости.

В 10.50 «Фоксхаунд» поднял сигнал о том, что в случае непринятия условий ультиматума адмирал Сомервилл не даст французским кораблям покинуть гавань. И в подтверждении этого английские гидросамолеты в 12.30 сбросили на главном фарватере несколько магнитных мин. Естественно, это ещё больше затруднило ведение переговоров.

Срок ультиматума истекал в 14 часов. В 13.11 на «Фоксхаунде» подняли новый сигнал: «Если вы принимаете предложения, поднимите на грот-мачте квадратный флаг; иначе открываю огонь в 14.11». Все надежды на мирный исход рухнули. Сложность положения французского командующего заключалась ещё и в том, что в тот день французское Адмиралтейство переезжало из Бордо в Виши и прямая связь с адмиралом Дарланом отсутствовала. Адмирал Женсуль попытался продлить переговоры, подняв в ответ сигнал, что ожидает решения своего правительства, а через четверть часа - новый сигнал, что готов принять представителя Сомервилла для честного разговора. В 15 часов кэптен Холланд поднялся на борт «Дюнкерка» для переговоров с адмиралом Женсулем и его штабом. Максимум на что согласились французы во время напряженной беседы - что сократят экипажи, но выводить корабли из базы отказались. Время шло, беспокойство Сомервилла, что французы подготовятся к бою, возрастало. В 16.15, когда Холланд и Женсуль всё еще пытались сохранить дружеские отношения, пришла депеша от английского командующего, прекратившая все дискуссии: «Если ни одно из предложений не будет принято к 17.30 — я повторяю, к 17.30 — я буду вынужден потопить ваши корабли!» В 16.35 Холланд покинул Дюнкерк. Сцена была готова для первого столкновения между французами и англичанами после 1815 года, когда отгремели пушки при Ватерлоо.

Часы, прошедшие с момента появления английского эсминца в гавани Мерс-эль-Кебира, не прошли для французов даром. Все корабли развели пары, экипажи разошлись по боевым постам. Начавшиеся было разоружаться береговые батареи находились теперь в готовности открыть огонь. На аэродромах стояли, прогревая моторы для старта 42 истребителя. Все корабли в Оране были готовы выйти в море, а 4 подлодки только ждали приказа, чтобы образовать барьер между мысами Ангуиль и Фалкон. Тральщики уже тралили фарватер от английских мин. Всем французским силам на Средиземном море была объявлена тревога, 3-я эскадра и Тулоне из четырёх тяжелых крейсеров и 12 эсминцев и шесть крейсеров и Алжире получили приказ выйти в море готовыми к бою и поспешить на соединение с адмиралом Женсулем, о чем тот должен был предупредить англичан.

Эсминец «Могадор» под огнем английской эскадры, выходя из гавани, получил попадание английского 381-мм снаряда в корму. Это привело к детонации глубинных бомб и корму эсминца оторвало почти по переборку кормового машинного отделения. В дальнейшем «Могадор» смог выброситься на мель и с помощью подошедших из Орана мелких судов стал тушить пожар


А Сомервилл уже лёг на боевой курс. Его эскадра в строю кильватера находилась в 14000 м на норд-норд-вест от Мерс-Эль-Кебира, курс - 70, скорость - 20 узлов. В 16.54 (в 17.54 по британскому времени) раздался первый залп. Пятнадцатидюймовые снаряды с «Резолюшн» упали близким недолётом в мол, за которым стояли французские корабли, засыпав их градом камней и осколков. Спустя полторы минуты первым ответил «Прованс», стреляя 340-мм снарядами прямо между мачтами стоящего справа от него «Дюнкерка» - Адмирал Женсуль вовсе не собирался вести бой на якорях, просто тесная гавань не позволяла всем кораблям одновременно начать движение (на это-то и рассчитывали англичане!). Линкорам было приказано построиться в колонну в таком порядке: «Страсбург», «Дюнкерк», «Прованс», «Бретань». Суперэсминцы должны были выходить в море самостоятельно — по способности. «Страсбург», кормовые швартовы и якорная цепь которого были отданы еще до попадания первого снаряда в мол, начал движение немедленно. И только он покинул стоянку, как в мол попал снаряд, осколки которого перебили на корабле фалы и сигнальный рей и пронзили трубу. В 17.10 (18.10) капитан 1 ранга Луи Коллинс вывел свой линкор на главный фарватер и 15-узловым ходом направился и море. За ним рванулись все 6 эсминцев.

Когда залп 381-мм снарядов поразил мол, на «Дюнкерке» отдавали швартовы и травили кормовую цепь. Буксир, помогавший сняться с якоря, был вынужден обрубить швартовы, когда в мол попал и второй залп. Командир «Дюнкерка» приказал немедленно опорожнить цистерны с авиабензином и в 17.00 отдал приказ открыть огонь главным калибром. Вскоре вступили в дело и 130-мм орудия. Поскольку «Дюнкерк» был ближайшим к англичанам кораблем, на нем и сосредоточил свой огонь «Худ» - бывший партнёр по охоте за немецкими рейдерами. В тот момент, когда французский корабль начал отходить со своего места стоянки, первый снаряд с «Худ» попал ему в корму и. пройдя через ангар и унтер-офицерские каюты, вышел через бортовую обшивку в 2,5 метрах ниже ватерлинии. Этот снаряд не взорвался, поскольку тонких плит, которые он пронзил, было недостаточно для взведения взрывателя. Однако в своём движении через Дюнкерк он перебил часть электропроводки левого борта, вывел из строя моторы крана для подъема гидросамолётов и вызвал затопление топливной цистерны левого борта.

Ответный огонь был быстрым и точным, хотя определение расстояния затруднялось условиями местности и нахождением между «Дюнкерком» и англичанами форта Сантон.
Примерно в то же время попадание получил «Бретань», а в 17.03 381-мм снаряд поразил «Прованс», который ожидал пока «Дюнкерк» выйдет на фарватер, чтобы последовать за ним. В корме «Прованс» начался пожар и открылась большая течь. Пришлось приткнуть корабль к берегу носом на 9-метровой глубине. К 17.07 пожар охватил «Бретань» с носа до кормы, а спустя две минуты старый линкор начал опрокидываться и внезапно взорвался, унося с собой жизни 977 членов экипажа. Остальных начали спасать с гидроавиатранспорта «Коммандант Тест», который чудом избежал попаданий за всё время боя.

Выходящий на фарватер 12-узловым ходом «Дюнкерк» был поражен залпом из трёх 381-мм снарядов. Первый попал в крышу башни ГК №2 над портом правого внешнего орудия, сильно вдавив броню. Большая часть снаряда срикошетировала и упала на землю примерно в 2000 метрах от корабля. Кусок брони или часть снаряда ударил в зарядный лоток внутри правой «полубашни», воспламенив первые две четверти разгружаемых пороховых картузов. Вся прислуга «полубашни» погибла в дыму и пламени, но левая «полубашня» продолжала действовать — броневая перегородка изолировала повреждения. (На линкоре стояли четырехорудийные башни главного калибра, разделенные внутри между собой. Отсюда и термин «полубашня»).

Второй снаряд ударил рядом с 2-орудийной 130-мм башней правого борта, ближе к центру корабля от кромки 225-мм пояса и пробил 115-мм бронепалубу. Снаряд серьёзно повредил перегрузочное отделение башни, блокировав подачу боезапаса. Продолжая своё движение к центру корабля, он пробил две противоосколочные переборки и взорвался в отсеке кондиционеров и вентиляторов. Отсек был полностью уничтожен, весь его персонал убит или тяжело ранен. Тем временем в перегрузочном отделении правого борта загорелось несколько зарядных гильз и взорвалось несколько загружаемых в элеватор 130-мм снарядов. И здесь вся прислуга была убита. Взрыв также произошел у воздуховода в носовое машинное отделение. Горячие газы, пламя и густые клубы желтого дыма через броневую решетку в нижней бронепалубе проникли в отделение, где 20 человек погибло и только десяти удалось спастись, а все механизмы вышли из строя. Это попадание оказалось очень серьёзным, так как привело к нарушению подачи электроэнергии из-за чего вышла из строя система управления огнём. Неповрежденной носовой башне пришлось продолжать стрельбу под локальным управлением.

Третий снаряд упал в воду рядом с правым бортом чуть дальше в корму от второго, поднырнул под 225-мм пояс и пробил все конструкции между обшивкой и ПТП, при ударе о которую и взорвался. Его траектория в корпусе проходила в районе КО №2 и МО №1 (внешние валы). Взрывом уничтожило нижнюю броневую палубу на всём протяжении этих отделений, броневой скос над топливной цистерной. ПТП и туннель правого борта для кабелей и трубопроводов. Осколки снаряда вызвали пожар в правом котле КО №2, повредили несколько клапанов на трубопроводах и перебили главный паропровод между котлом и турбоагрегатом. Вырвавшийся перегретый пар с температурой под 350 градусов нанес смертельные ожоги персоналу КО, который стоял на открытых местах.

На Дюнкерк после этих попаданий продолжали действовать только КО №3 и МО №2, обслуживавшие внутренние валы, что давало скорость не более 20 узлов. Повреждение кабелей правого борта вызвало кратковременный перерыв в подаче электроэнергии в корму, пока не включили есть левого борта. Пришлось перейти на ручное управлением рулем. С выходом из строя одной из главных подстанций были включены носовые аварийные дизель-генераторы. Зажглось аварийное освещение, башня №1 продолжала вести довольно частый огонь по «Худ».

Всего до получения приказа о прекращении огня в 17.10 (18.10) «Дюнкерк» выпустил по английскому флагману 40 330-мм снарядов, залпы которых ложились очень плотно. К этому моменту, после 13 минут расстрела почти неподвижных кораблей в гавани, ситуация перестала выглядеть для англичан безнаказанной. «Дюнкерк» и береговые батареи вели интенсивный огонь, который становился всё точнее, «Страсбург» с эсминцами почти вышел в море. Не хватало только «Мотадора», который при выходе из гавани замедлил ход, чтобы пропустить буксир, и спустя секунду получил в корму 381-мм снаряд. От взрыва сдетонировали 16 глубинных бомб и корму эсминца оторвало почти по переборку кормового МО. Но он смог приткнуться носом к берегу на глубине примерно 6.5 метров и с помощью подошедших из Орана мелких судов стал тушить пожар.

Горящие и затонувшие французские боевые корабли, сфотографированные с самолета британских ВВС на следующий день после затопления своими экипажами у причальных стенок в Тулоне


Англичане, удовлетворившись потоплением одного и повреждением трёх кораблей, отвернули на запад и поставили дымовую завесу. «Страсбург» с пятью эсминцами пошел на прорыв. «Линкс» и «Тигр» атаковали глубинными бомбами подлодку «Протеус», помешав ей выйти в атаку на линкор. Сам «Страсбург» открыл сильный огонь по сторожившему выход из гавани английскому эсминцу «Рестлер», заставив его быстро отойти под прикрытием дымовой завесы. Французские корабли начали развивать полный ход. У мыса Канастель к ним присоединились ещё шесть эсминцев из Орана. К северо-западу в пределах досягаемости стрельбы был виден английский авианосец «Аpк Ройал», практически беззащитный против 330-мм и 130-мм снарядов. Но боя не произошло. Зато поднятые с палубы «Аpк Ройал» шесть «Суордфишей» с 124-кг бомбами в сопровождении двух «Скьюэ» в 17.44 (18.44) атаковали «Страсбург». Но попаданий они не добились, а плотным и точным зенитным огнём один «Скьюэ» был сбит, а два «Суордфиша» получили такие повреждения, что на обратном пути упали в море.

Адмирал Сомервилл решил броситься в погоню на флагманском корабле «Худ» — единственном, кто мог догнать французский корабль. Но к 19 (20) часам дистанция между «Худом» и «Страсбургом» составляла 44 км и не думала сокращаться. В попытке уменьшить скорость французского корабля Соммервил приказал «Аpк Ройал» атаковать уходящего противника торпедоносцами. Спустя 40-50 минут «Суордфиши» с небольшим интервалом провели две атаки, но все торпеды, сброшенные за пределами завесы эсминцев, прошли мимо. Эсминец «Пурсьювант» (из Орана) заблаговременно сообщал на линкор о замеченных торпедах и «Страсбург» каждый раз успевал вовремя переложить руль. Погоню пришлось прекратить. Тем более, что на следующих с «Худом» эсминцах заканчивалось топливо, «Вэлиент» и «Резолюшн» находились в опасном районе без противолодочного эскорта, а отовсюду поступали сообщения, что со стороны Алжира подходят сильные отряды крейсеров и эсминцев. Это означало быть втянутым в ночной бой с превосходящими силами. Соединение «Н» 4 июля вернулось в Гибралтар.

«Страсбург» продолжал уходить 25-узловым ходом до тех пор, пока в одном из котельных отделений не произошла авария. В результате погибло пять человек, а скорость пришлось уменьшить до 20 узлов. Спустя 45 минут повреждение было устранено, и корабль снова довел скорость до 25 узлов. Обогнув южную оконечность Сардинии, чтобы избежать новых столкновений с Соединением «Н», и 20.10 4 июля Страсбург в сопровождении лидеров «Вольта», «Тигр» и «Террибль» пришел в Тулон.

Но вернёмся к «Дюнкерку». В 17.11 (18.11) 3 июля он находился в таком состоянии, что о выходе в море лучше было и не думать. Адмирал Женсуль приказал поврежденному кораблю сойти с фарватера и идти в гавань Сен-Андрэ, где форт Сайтом и местность могли обеспечить некоторую защиту от артиллерийского огня англичан. Спустя 3 минуты «Дюнкерк» выполнил приказ и бросил якорь на глубине 15 метров. Экипаж приступил к осмотру повреждений. Итоги оказались неутешительными.

Башня №3 вышла из строя от пожара в перегрузочном отделении, прислуга которого погибла. Электропроводка правого борта была перебита и аварийные партии пытались восстановить подачу электроэнергии на боевые посты, вводя в действие другие цепи. Носовое МО и его КО вышли из строя, также как и элеватор башни №4 (2-орудинная 130-мм установка левого борта). Управление башней №2 (ГК) может осуществляться вручную, но подача электроэнергии на неё отсутствует. Башня №1 невредима и запитана энергией от 400-кВт дизель-генераторов. Гидравлические механизмы открывания и закрывания броневых дверей выведены из строя из-за повреждения клапанов и накопительной цистерны. Дальномеры 330-мм и 130-мм орудий не действуют из-за отсутствия энергии. Задымление башни №4 вынудило в ходе боя задраить носовые 130-мм погреба. Около 20 часов в элеваторе башни №3 произошли новые взрывы. Что и говорить — невесело. В таком состоянии корабль не мог продолжать бой. А ведь попало, по большому счету, всего три снаряда.

Французский линкор «Бретань» («Bretagne», вступил в строй в 1915 г.) был потоплен в Мерс-Эль-Кебире в ходе осуществления английским флотом операции «Катапульта». Операция «Катапульта» имела своей целью захват и уничтожение французских кораблей в английских и колониальных портах для недопущения попадания кораблей под контроль Германии после капитуляции Франции


К счастью «Дюнкерк» находился в базе. Адмирал Женсуль приказал приткнуть его к мели. Перед касанием грунта снарядная пробоина в районе КО №1, вызвавшая затопление нескольких топливных цистерн и пустых отсеков правого борта, была заделана. Немедленно началась эвакуация ненужного личного состава, для производства ремонтных работ на борту оставили 400 человек. Около 19 часов буксиры «Эстрель» и «Котаитен» вместе с патрульными кораблями «Тер Нёв» и «Сетус» подтянули линкор к берегу, где он сел на мель на глубине 8 метров примерно 30 метрами центральной части корпуса. Для 400 человек, оставшихся на борту, началось трудное время. Началась заводка пластыря в местах пробития обшивки. После полного восстановления подачи электроэнергии приступили к мрачной работе по поиску и опознаванию погибших товарищей.

4 июля адмирал Эстева, командующий военно-морскими силами в Северной Африке, опубликовал коммюнике, в котором говорилось, что «повреждения «Дюнкерка» незначительны и будут быстро исправлены». Это опрометчивое заявление вызвало быстрый ответ со стороны Королевского флота. Вечером 5 июля Соединение «Н» снова вышло в море, оставив в базе тихоходный «Резолюшн». Адмирал Сомервилл решил вместо проведения ещё одного артиллерийского боя поступить вполне современно — использовать для атаки приткнувшегося к берегу Дюнкерк самолёты с авианосца «Аpк Ройал». В 05.20 6 июля, находясь в 90 милях от Орана «Аpк Ройал» поднял в воздух 12 торпедоносцев «Суордфиш» в сопровождении 12 истребителей «Скьюэ». Торпеды были установлены на скорость 27 узлов и глубину хода около 4 метров. ПВО Мерс-эль-Кебира не была готова к отражению атаки на рассвете, и только вторая волна самолётов встретила более интенсивный зенитный огонь. И только потом последовало вмешательство французских истребителей.

К сожалению, командир «Дюнкерка» эвакуировал на берег прислугу зенитных автоматов, оставив на борту только личный состав аварийных партий. Патрульное судно «Тер Нёв» стояло у борта, принимая некоторых членов экипажа и гробы с погибшими 3 июля. Во время этой печальной процедуры в 06.28 начался налёт английских самолётов, вышедших в атаку тремя волнами. Два «Суордфиша» первой волны сбросили торпеды преждевременно и они взорвались при ударе о мол, не причинив никакого вреда. Спустя 9 минут приблизилась вторая волна, но ни одна из трёх сброшенных торпед не попала в «Дюнкерк». Но одна торпеда поразила «Тер Нёв», который как раз спешил отойти от линкора. Взрывом маленький корабль буквально разорвало пополам, а обломки его надстройки осыпали «Дюнкерк». В 06.50 появились еще 6 «Суордфишей» с истребительным прикрытием. Звено, заходившее с правого борта, попало под сильный зенитный огонь и было атаковано истребителями. Сброшенные торпеды снова не достигли цели. Последняя группа из трёх машин атаковала с левого борта, На сей раз две торпеды устремились к «Дюнкерку». Одна попала в буксир «Эстрел», находившийся примерно в 70 метрах от линкора, и буквально сдула его с поверхности воды. Вторая, очевидно с неисправным прибором глубины, прошла под килем «Дюнкерка» и, попав в кормовую часть обломков «Тер Нёв», вызвала детонацию сорока двух 100-килограммовых глубинных бомб, несмотря на отсутствие в них взрывателей. Последствия взрыва были ужасные. В обшивке правого борта образовалась пробоина длиной около 40 метров. Несколько броневых плит пояса были смещены, а вода заполнила систему бортовой защиты. Силой взрыва стальная плита выше броневого пояса была оторвана и заброшена на палубу, похоронив под собой несколько человек. Противоторпедная переборка на протяжении 40 метров оторвалась от крепления, другие водонепроницаемые переборки были разорваны или деформированы. Появился сильный крен на правый борт и корабль осел носом так, что вода поднялась выше броневого пояса. Отсеки за поврежденной переборкой затопило солёной водой и жидким топливом. В результате этой атаки и предыдущего боя на «Дюнкерке» погибло 210 человек. Несомненно, что, находись корабль на глубокой воде, такой взрыв привёл бы к его быстрой гибели.

На пробоину завели временный пластырь и 8 августа Дюнкерк был стащен на свободную воду. Ремонтные работы продвигались очень медленно. Да и куда французам было торопиться? Только 19 февраля 1942 года Дюнкерк в полной тайне ушел в море. Когда утром явились рабочие, они увидели свои аккуратно сложенные на набережной инструменты и … больше ничего. В 23.00 следующих суток корабль достиг Тулона, неся на борту некоторые подмостки из Мерс-Эль-Кебира.

Английские корабли в этой операции повреждений не получили. Но они вряд ли выполнили свою задачу. Все современные французские корабли уцелели и укрылись в своих базах. То есть, та опасность, которая с точки зрения английского Адмиралтейства и правительства существовала со стороны бывшего союзного флота, осталась. Вообще, эти опасения выглядят несколько надуманными. Неужели англичане считали себя глупее немцев? Ведь смогли немцы в 1919 году затопить свой интернированный в британской базе Скапа-Флоу флот. А ведь тогда на их разоруженных кораблях оставались далеко не полные экипажи, уже год как закончилась война в Европе, а британский Королевский флот полностью контролировал ситуацию на морях. Почему же можно было ожидать, что немцы, к тому же не имевшие сильного флота, смогут помешать французам затопить свои корабли в своих же базах? Скорее всего, причина, заставившая англичан так жестоко обойтись с бывшим союзником, заключалась в чем-то ином…

Главным же результатом этой операции можно считать то, что отношение к бывшим союзникам у французских моряков, которые до 3 июля были почти на 100% настроены проанглийски, изменилось и, естественно, не в пользу англичан. И только спустя почти два с половиной года британское руководство убедилось, что его опасения в отношении французского флота оказались напрасными, и что сотни моряков зря погибли по его указанию в Мерс-Эль-Кебире. Верные долгу французские моряки при первой же угрозе захвата их флота немцами затопили свои корабли в Тулоне.

Французский эсминец «Лев» (фр. «Lion») был затоплен 27 ноября 1942 года по приказу Адмиралтейства режима Виши, чтобы избежать захвата нацистской Германией судов, стоявших на рейде военно-морской базы Тулона. В 1943 году был поднят итальянцами, отремонтирован и включен в состав итальянского флота под названием «FR-21». Однако уже 9 сентября 1943 года был снова затоплен итальянцами в порту Ла Специя (La Spezia) после капитуляции Италии


8 ноября 1942 года союзники высадились в Северной Африке и через несколько дней французские гарнизоны прекратили сопротивление. Сдались союзникам и все корабли, которые находились на атлантическом побережье Африки. В отместку Гитлер приказал оккупировать Южную Францию, хотя это и являлось нарушением условий перемирия 1940 года. На рассвете 27 ноября в Тулон вошли немецкие танки.

В этой военно-морской базе Франции в то время находилось около 80 боевых кораблей, причем самых современных и мощных, собранных со всего Средиземноморья — более половины тоннажа флота. Главная ударная сила—Флот Открытого Моря адмирала де Лаборда—состоял из флагманского линкора «Страсбург», тяжелых крейсеров «Алжир», «Дюплэ» и «Кольбер», крейсеров «Марсельеза» и «Жан де Вьен», 10 лидеров и 3 эсминцев. Командующий военно-морским округом Тулона вице-адмирал Маркус имел под своим началом линкор «Прованс», гидроавианосец «Коммандант Тест», два эсминца, 4 миноносца и 10 подлодок. Остальные корабли (поврежденный «Дюнкерк», тяжелый крейсер «Фош», легкий «Ла Галиссоньер», 8 лидеров, 6 эсминцев и 10 подлодок) были разоружены по условиям перемирия и имели на борту только часть экипажа.

Но Тулон был переполнен не только моряками. Огромная волна беженцев, подгоняемая немецкой армией, затопила город, мешая организовать оборону и создавая массу слухов, выбывавших панику. Армейские полки, подошедшие на помощь гарнизону базы, были решительно настроены против немцев, но военно-морское командование больше беспокоила возможность повторения Мерс-эль-Кебира со стороны союзников, которые ввели в Средиземное море мощные эскадры. В общем, решили подготовиться к обороне базы от всех и затопить корабли как при угрозе их захвата немцами, так и союзниками.

Одновременно в Тулон входили две немецкие танковые колонны—одна с запада, другая с востока. Первая имела задачу захватить главные верфи и причалы базы, где стояли самые крупные корабли, другая—командный пост коменданта округа и верфь Муриллон.

Адмирал де Лаборд находился на своем флагмане, когда в 05.20 пришло сообщение, что верфь Муриллон уже захвачена. Спустя пять минут немецкие танки взорвали северные ворота базы. Адмирал де Лаборд сразу же отдал по радио общий приказ по флоту о немедленном затоплении. Радисты повторяли его непрерывно, а сигнальщики подняли на фалах флаги: «Топитесь! Топитесь! Топитесь!».

Было еще темно и немецкие танки заблудились в лабиринтах складов и доков огромной базы. Только около 6 часов один из них появился у пирсов Милход, где были ошвартованы «Страсбург» и три крейсера. Флагман уже отошел от стенки, экипаж готовился оставить корабль. Пытаясь хоть что-нибудь сделать, командир танка приказал выстрелить из пушки по линкору (немцы уверяли, что выстрел произошёл случайно). Снаряд попал в одну из 130-мм башен, убив офицера и ранив нескольких матросов, устанавливавших подрывные заряды у орудий. Тотчас зенитные автоматы открыли ответный огонь, но адмирал приказал его прекратить.

Было ещё темно. Немецкий пехотинец подошел к краю пристани и крикнул на Страсбург: «Адмирал, мой командир говорит, что вы должны сдать ваш корабль неповрежденным».
Де Лаборд крикнул в ответ: «Он уже затоплен».
На берегу последовала дискуссия на немецком языке и снова раздался голос:
«Адмирал! Мой командир передаёт вам своё глубочайшее уважение!».

Тем временем командир корабля, убедившись, что кингстоны в машинных отделениях открыты и в нижних палубах не осталось людей, подал сиреной сигнал к исполнению. Тотчас «Страсбург» опоясали взрывы — одно за другим взрывались орудия. Внутренние взрывы вызвали вспучивание обшивки и образовавшиеся между её листами щели и разрывы ускорили поступление воды в огромный корпус. Вскоре корабль сел на дно гавани на ровном киле, на 2 метра погрузившись в ил. Верхняя палуба оказалась в 4 метрах под водой. Вокруг из разорванных цистерн разлилась нефть.

Взорванный своим экипажем и в дальнейшем частично разобранный французский линкор «Дюнкерк» (Dunkerque)


На тяжелом крейсере «Алжир», флагманском корабле вице-адмирала Лакруа, была взорвана кормовая башня. «Алжир» горел двое суток, а севший рядом на дно с 30-градусным креном крейсер «Марсельеза» горел более недели. Ближайший к «Страсбургу» крейсер «Кольбер» начал взрываться, когда у его борта столкнулись две толпы бежавших с него французов и пытавшихся забраться на борт немцев. Подсвист летящих отовсюду осколков люди заметались в поисках защиты, освещаемые ярким пламенем, подожженного на катапульте самолета.

На борт тяжелого крейсера «Дюплэ», ошвартованного в бассейне Миссиесси, немцы взобраться успели. Но тут же начались взрывы и корабль затонул с большим креном, а затем был совершенно разрушен взрывом погребов в 08.30. Не повезло им и с линкором «Прованс», хотя тот дольше других не приступал к затоплению, поскольку получил с захваченного немцами штаба коменданта базы телефонограмму: «Получен приказ мсье Лаваля (премьер-министр Вишистского правительства), что инцидент исчерпан». Когда поняли, что это провокация, экипаж сделал всё возможное, чтобы корабль не достался врагу. Максимум, что смогли сделать немцы, успевшие подняться на уходящую из под ног накренившуюся палубу, это объявить военнопленными офицеров «Прованс» и чинов штаба во главе с командующим дивизионом контр-адмиралом Марселем Жарри.

Стоявший в доке и почти не имевший экипажа «Дюнкерк» затопить было сложнее. На корабле открыли всё, что только могло впустить в корпус воду, а затем открыли ворота дока. Но док было осушить проще, чем поднять корабль, лежащий на дне. Поэтому на «Дюнкерке» уничтожалось всё, что могло представлять интерес: подрывались орудия, турбины, дальномеры, радиооборудование и оптические приборы, посты управления и целые надстройки. Больше этот корабль никогда не плавал.

18 июня 1940 года в Бордо командующий французским флотом адмирал Дарлан, его помощник адмирал Офан и ряд других высших морских офицеров дали слово представителям британского флота, что никогда не допустят захвата французских кораблей немцами. Они выполнили своё обещание, затопив в Тулоне 77 наиболее современных и мощных кораблей: 3 линкора («Страсбург», «Прованс», «Дюнкерк2), 7 крейсеров, 32 эсминца всех классов, 16 подводных лодок, гидроавиатранспорт «Коммандант Тест», 18 сторожевых и более мелких судов.

Есть пословица, что когда английских джентльменов не устраивают правила игры, они их просто меняют. История хранит множество примеров, когда деяния «английских джентльменов» соответствовали этому принципу. «Правь, Британия, морями!»… Странным было правление бывшей «владычицы морей». Оплаченным кровью французских моряков в Месс-Эль-Кебире, английских, американских и советских в арктических водах (хрен мы вам когда PQ-17 забудем!). Исторически Англия была бы хороша только как враг. Иметь такого союзника – явно себе дороже.

http://ship.bsu.by,
http://wordweb.ru
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    19 декабря 2012 08:46
    История с нападением на французский флот мелкобритами после капитуляции Франции, типичный пример нагло-саксонской подлости и коварства. Собственно говоря нация воров, жуликов, мошенников и дешевых торгашей издревле славится своей подлостью.
    1. +24
      19 декабря 2012 09:46
      Боже сколько пафоса по отношению к "подлым" англичанам и благородным французам....Англичане действовали в рамках военной логики,предложив несколько вариантов для французов (чем было плохо уйти на Мартинику?).И флот бы остался цел. Может кто вспомнит, что французские рабочие,работавшие на ремонте немецких подводных лодок (топивших союзные конвои между прочим!) превзошли по производительности труда немце! (стахановцы мля).А французские добровольцы на Советском фронте?".Кто мог дать гарантии, что французские моряки не будут такими же стахановцами или добровольцами?Охрененно героический поступок,бесславно утопить свои корабли..... Вива ля Франция! am
      1. +9
        19 декабря 2012 12:36
        Что и как делали французы после капитуляции, это вопрос второй. На Германию в той войне вся континентальная гейропа пахала и маршировала кстати тоже за очень редкими исключениями. Тут речь идет о конкретном случае, и он однозначен. Бриты без объявления войны совершили вероломное нападение на французский флот, что абсолютно в их стиле. Нагло-саксы кричат о правилах, морали и прочей ерунде только, когда им яйца дверью прищемляют. Как говориться имея в союзниках нагло-саксов, врагов уже точно не надо, более подлых мерзавцев во всем мире больше нет.
        1. +6
          19 декабря 2012 14:26
          А вы не можете предположить,что англичане (кстати как не крути,но в отличии от французев (единичных случаев "Нормандии-Неман" не считаем) наши союзники),просчитали ситуацию и сыграли на опережение.Заметьте французам было предложено не стыдное предложение уйти в собственную колонию (или в нейтрально-дружественные на тот момент США).Видимо,как вы выражаетесь,наглосаксы знали своих французских партнеров достаточно хорошо,чтобы опасаться оставить такие силы в их руках.Мне вот спокойнее от того что их флот оказался на дне, а не на пути северных конвоев (вы можете гарантировать что этого бы не произошло?)
          1. 0
            19 декабря 2012 15:11
            Цитата: Greyfox
            А вы не можете предположить,что англичане (кстати как не крути,но в отличии от французев (единичных случаев "Нормандии-Неман" не считаем) наши союзники),просчитали ситуацию и сыграли на опережение.Заметьте французам было предложено не стыдное предложение уйти в собственную колонию (или в нейтрально-дружественные на тот момент США).


            Я исхожу из простой логики и фактических событий произошедших с французским флотом. На мой взгляд, как раз действиями в Мерсе, бриты фактически подталкивали Вишистов к вступлению в войну на стороне Германии. Кроме того, сама операция в Мерсе была факту неудачна, "Страсбург" нейтрализован не был, а "Дюнкерк" был выведен из строя не критично, через год своим ход ушел в Марсель, крейсера и современные эсминцы так же практически без потерь ушли в Марсель, два старых корыта "Бретань" и "Прованс" ликвидированных в Мерсе были на тот момент плавучим антиквариатом на подобии наших "Севастополей".
            А теперь подумайте, где французские корабли были более доступны для захвата Германией в Северной Африке или в южной Франции. Так что, не стоит поливать французских моряков грязью, они всеже сдержали свое слово и их флот не воевал под свастикой.
            1. 0
              19 декабря 2012 15:38
              Так что, не стоит поливать французских моряков грязью, они всеже сдержали свое слово и их флот не воевал под свастикой.

              Гитлер тоже обещал не нападать на CCCР. Обещания в крупной политике товар скверный-даются легко,хранятся плохо. sad Можно и не угадать.
              1. 0
                19 декабря 2012 16:54
                Цитата: Greyfox
                Гитлер тоже обещал не нападать на CCCР.


                Это несколько не корректное сравнение. Виши и Гитлер, как говорят в Одессе таки две слишком большие разницы. Франция открыто вступила бы в войну только когда результат был бы виден на 100%.
                Виши не хотел и не мог рисковать колониальной империей.
        2. vyatom
          +1
          20 декабря 2012 10:57
          Цитата: Сахалинец
          Нагло-саксы кричат о правилах, морали и прочей ерунде только, когда им яйца дверью прищемляют. Как говориться имея в союзниках нагло-саксов, врагов уже точно не надо, более подлых мерзавцев во всем мире больше нет.

          Тебе же сказали, сахалинец, что англичане предложили им вариант выхода. Оставить эти корабли немцам - верх глупости. Молодцы англичане.
          Это только мы можем столько людей положить в войне с Финляндией и потом оставить там шикарный плацдарм для нападения. Доброта советских руководителей хуже воровства.
    2. vyatom
      0
      20 декабря 2012 10:52
      Они преследовали свои интересы. Поэтому англичан везде боялись и уважали. Нечего было французам кочевряжится. Отвели бы флот в английские порты и все было бы нормально.
      Однако какой мощный флот был в то время у воюющих держав. Советскому Союзу только мечтать.
  2. 116rus
    -2
    19 декабря 2012 09:12
    Да С..КИ ОНИ, эти англичане
  3. Construktor
    +5
    19 декабря 2012 09:40
    Уничтожение французского линейного флота и было целью войны для англичан. Сговор их с Гитлеров просто очевиден. Содержание колониальной империи без флота невозможно, а потому наглы уж собирались прибрать колонии французов к рукам. Кто ж из них - таких гордых - мог подумать что дяди пожирнее их самих уже поделили.
    Британская колониальная империя пережили французскую всего на 5 лет. Кому операция "Катапульта" а кому Бреттон-Вуд
    1. +2
      16 ноября 2013 23:11
      Цитата: Construktor
      Уничтожение французского линейного флота и было целью войны для англичан. Сговор их с Гитлеров просто очевиден.

      А вы при этом сговоре за столом записи для истории делали fool . Вот уж не знаю, такое говорить - это признак старческого маразма или юношеского максимализма. Простая мысль о том, что англичанам совсен не улыбалось усмление немецкого флота линкорами Франции - второй по морскому могуществу страны Европы? И логика действий (не методы) была вполне адекватна.
      Французы тоже хороши: думали, что их поза обиженной добродетели чего-то стоит в то время или пушки Соммервила будут молчать, пока французские линкоры будут к бою готовиться? Война есть война, и в ней ты должен сам выбирать, кто тебе враг, кто союзник, а кто враг. А выбравши, действовать адекватно.
  4. Чапаев
    +6
    19 декабря 2012 09:47
    Французы сами виноваты. Сами сдали страну немцам. Имея мощную армию и флот так бездарно проиграть войну - что-то невероятное
    1. +3
      19 декабря 2012 10:04
      французы понадеялись на свою "линию Мажино" которую немцы просто обошли с флангов. все дело в отсутствии талантливого стратега... Не будь в Советском Союзе Жукова результат войны мог быть плачевным и для нас... страшно подумать кто в настоящее время сидит в Ген. Штабе ВС РФ
      1. vyatom
        0
        20 декабря 2012 11:02
        Если бы Жуков был на самом деле большим талантом, то он в 41-м будучи начальником ген.штаба не допустил бы немцев до москвы. А так свалил все на всех. Вспомните 33-ю армию и генерала Ефремова.
  5. +3
    19 декабря 2012 10:58
    В принципе, англичане, поступили правильно на тот момент. Очко сыграло бы у любого, когда такой флот достался бы немцам. Просто им показалось мало, слова заверения французов, что они сами затопят флот. И решили им маленечко помочь.
  6. borisst64
    +1
    19 декабря 2012 11:43
    Если они друг в друга стреляли, то в 1945 году спокойно на прицел русского солдата взяли бы. За с с али только такой приказ дать.
    1. 0
      19 декабря 2012 14:08
      тогда появилась бы социалистическая республика Британия и социал-демократическая республика Франция - лучший друг Советского Союза (испанским и итальянским фашистам тоже бы до кучи наковыряли и поставили коммун.правительства), в принципе всё к этому и шло laughing отдыхали бы советские люди на средиземноморском побережье по профсоюзным путёвкам wassat но история не терпит сослагательного наклонения
      1. -3
        19 декабря 2012 22:40
        Цитата: strannik595
        тогда появилась бы социалистическая республика Британия

        А как бы решили вопрос с США?

        Цитата: strannik595
        отдыхали бы советские люди на средиземноморском побережье по профсоюзным путёвкам

        bully
  7. Бек
    +6
    19 декабря 2012 12:00
    Опять, неадекватные песни про сговор Англии и Германии.

    Франция побеждена. Её флот цел. Германия как страна победительница могла направить французский флот куда захочет. Например в Северное море для блокировки союзных конвоев с ленд-линзом для СССР идущих в Архангельск. А здесь ноют "наглосаксы" - гады. Или французские корабли могли окапзаться в Балтике, на рейде Лепнинграда..

    Чтобы этого не молго быть даже в планах английский флот и выставил ультиматум со множественными нейтральными решениямию Они были не приняты. Что делается когда враг не сдается? Его уничтожают. Что и бы ло сделано.

    Что делали советские войска при угрозе, что склады, вооружения могут попасть в руки Вермахта? Правильно. Их уничтожали. Почему же сильный флот должен был попасть в руки Германии. Уничтожение французско флота Совершенно адекватная военная операция.
    1. Construktor
      +2
      19 декабря 2012 14:31
      Если бы англо-британского сговора небыло то не сдали бы ни польшу ни францию. Капстраны, находясь в кризисе (а перед 2Мв было именно так) решают проблемы тольбко путём грабежа. Кого могли хапнуть наглы? Только колонии французов. А чтоб у тех отпала охота требовать "своё" после войны их флот утилизировали.
      И ненадо пугать себя призраками французских линкоров в Советской Арктике. Когда нужно было Черчиль и без этого сдал PQ17 немцам (про "Маркизову лужу" и говорить нечего.
      1. Бек
        0
        19 декабря 2012 14:50
        Цитата: Construktor
        Если бы англо-британского сговора небыл


        Вы наверное имеди в виду англо-немецкого. Если так думать то англичене совсем дуремары, что ли? И как их понимать? Сговариваются с немцами, потом воюют с ними. Зачем то шлют из своих скудных, на первых порах, запасов танки, самолеты, сырьевые добавки для выплавки брони, продовольствие в СССР. Бомбят немецкие заводы и это со страной с которой сплели заговор. Билиберда да и только.
        1. Construktor
          +1
          19 декабря 2012 17:03
          Раскажите ещё сказку про "демократию" и пр. ерунду.
          Поставки в СССР начались когда стало ясно - Гитлер пошёл на Россию как и планировалсь по договорённости. Пусть их - и русских и немцев - больше погибнет. А по поводу бомбардировок союзниками Германии ответте на вопрос - когда они начали сказыватся на фронтах? Производство в Германии росло до весны 1944.
          Никто на Западе вовать с Германией не планировал. Вот Вам и объяснение "головокружительных" успехов немцев в начальный период 2МВ. Лохов (поляков, бельгов и пр. французов) сдали, не велика потеря а только выгода.
          1. +1
            16 ноября 2013 23:33
            Construktor, вы в своих бреднях случайно Англию с США не путаете? И хотя англы пылкой любви к СССР не испытывали, но реалии налетов на свои города и угроза морской блокады заставили их в то время забыть о своих извечных интригах. И правильно сделали, так как поражение СССР означало гарантированную гибель Англии: с такими ресурсами и развязанными руками на Востоке операция "Морской лев" была только вопросом времени. Причем, недолгого.
            А вот Штаты еще некоторе время могли бы себя убаюкивать мыслями о защите океанами от всемирного зла. Потому трумены и иже с ними и высказывались известными фразами.
    2. +1
      19 декабря 2012 16:33
      Цитата: Бек
      Что делали советские войска при угрозе, что склады, вооружения могут попасть в руки Вермахта? Правильно. Их уничтожали.

      Не нужно передёргивать.Советские войска уничтожали военную промышленность Чехии,Польши и Франции под предлогом того ,что она может попастьв руки Вермахта?Не надо демагогии и ля-ля...
      1. Бек
        -1
        19 декабря 2012 23:26
        Ревнагану

        Вы про, что? При чем здесь Польша, Чехия? Я имел в виду склады и вооружения фронтовой полосы. Например при прорыве немецких войск уничтожалось все, что могло попасть в руки врага.
  8. nicht ferstehen
    +3
    19 декабря 2012 12:15
    Забавная история. Не все безоблачно оказывается и в новейшей истории отношений Англии и Франции
  9. AlexMH
    +4
    19 декабря 2012 13:21
    Оставив в стороне политические и моральные аспекты данного события (да, англичане действовали подло, атаковав еще недавно союзный, а теперь нейтральный флот в его гавани но они действовали как всегда в своих интересах, а заверениям французских адмиралов, что флот не будет использован против Англии, можно верить постфактум, но не во время войны), отметим низкую живучесть французских кораблей и недостаточную подготовку экипажей. Если старые линкоры, расстрелянные в гавани, вряд ли могли что-то изменить, то "Дюнкерк" и "Страсбург" с момента выхода в море с формальной точки зрения не уступали английским кораблям, а с учетом большего числа крейсеров и эсминцев и поддержки береговых батарей и авиации их превосходили. В принципе, ничто не мешало им потопить англичан или заставить их отойти с потерями, но фактически они просто бежали, не причинив заметного вреда противнику. Было ли причиной нежелание французов сражаться, нерешительность адмиралов или низкая подготовка экипажей - в статье не указано, но уверен, что наши или германские моряки (вспомните " Варяг" и "Бисмарк") в такой ситуации сражались бы до последнего.
    1. vyatom
      0
      20 декабря 2012 11:37
      На французские корабли посадили бы немецкие экипажи и нам, и англичанам пришлось бы очень туго.
  10. +1
    19 декабря 2012 15:48
    Бриты всегда и везде и всем только гадили!А то что Гейропа тогда прогнулась так это нормаль,на генном уровне у них заложено продажность,кто то их завоевал на того и пашем,перед тем и ляжки врозь!Только русский народ-бунтарь никогда не мог смириться с захватчиком его Родины,так было так и будет!Бритов спасала всегда Английская канава,но и им придёт конец!
  11. -3
    19 декабря 2012 18:19
    Чтож, адмирал Женсуль честно заслужил Железный крест с мечами и дубовыми листьями.
    Было бы неприятно увидеть линкор "Дюнкерк",обстреливающий Ленинград

    Недаром при подписании Пакта о безоговорочной капитуляции Германии начштаба Вермахта Альфред Йодль немало удивился, увидев в зале французскую делегацию: "Как? И эти здесь?"

    Было бы неприятно увидеть французский линкор "Дюнкерк", обстреливающий Ленинград или топящий Арктические конвои (что вполне могло случиться, если бы не вмешались бритты)
    1. GaD
      +1
      19 декабря 2012 20:45
      Не все французские адмиралы были тупы, как Жансуль. Например Годфруа, командующий эскадрой французских крейсеров в Александрии, сумел договориться с англичанами. А потом эта эскадра участвовала и в высадке в Нормандии и в Южной Франции. Так, что надо было только проявить толику здравого смысла. А самозатопление в Тулоне это вообще позорище. У французов было достаточно время для того, чтоб увести боеспособные корабли в Северную Африку, но эти трусы решили затопиться. А приказ морского министра Офана вообще жесть - "сопротивляться возможному вторжению немецких войск в Тулон без пролития крови"!!! Вопросы еще есть у стороников лягушатников!!!
  12. Insurgent 23
    -4
    19 декабря 2012 22:33
    краснопузые нелюди = краснокоричневым,национал социализм и коммунизм - близнецы братья.жаль что красная чума еще не получила свой нюрнберг,но оценку истории уже получила - валяется и смердит на помойке.
    1. майор1976
      +1
      20 декабря 2012 01:07
      Таким не место на уважаемом сайте-хамите парниша
    2. Denzel13
      0
      21 декабря 2012 17:38
      Цитата: Insurgent 23
      краснопузые нелюди


      Фильтруйте выражения. Что отрабатываем на госдеповскую подачку перед новым годом? В Анапе - то не сезон сейчас - работы минимум.
  13. +1
    20 декабря 2012 00:41
    23-й ты сам здесь смердишь,вали к нам Латвию,для тебя уже готово место в нацисткой партии"Visu Latvijai"там таких пустобрёхов пруд пруди!У вепердыш телячий! am
  14. rocketman
    +2
    20 декабря 2012 01:00
    Как бы там ни было - Англия вечный враг России!
    1. vyatom
      +1
      20 декабря 2012 11:37
      И это говорят на Украине!!!!!
  15. rocketman
    +1
    20 декабря 2012 19:38
    Ну и что? Англичане уничтожали российский флот несколько раз - в 1856 году - вКриму, в 1905 году руками Японии, в 1918 году - сами и руками "революционных матросов". Надо ещё разобраться в их роли по развязыванию революций в России и Германии в 1917-1918 годах, второй мировой войны. В драке между Россией и Германией всегда выигрывает Англия (США). Это же очевидно!
  16. +3
    17 ноября 2013 00:38
    Что и говорить, Франция достаточно "достойно" поучаствовала во ВМВ. Это ж до какой степени разложения надо докатиться, что сдать с потрохами всю страну после первых же поражений на фронте?! И даже не пытаться сопротивляться в рядах армии союзников. Да они своему де-Голлю золотые памятники должны ставить в каждом дворе, что у него хватило наглости ввести Францию в число победителей, а то еще бы разбирались с ними, как с чехами и венграми.
  17. 0
    20 октября 2022 14:04
    Статья очень хорошо написана, и я полностью согласен с позицией автора, о бессмысленности операции Катапульта, а если быть точным атака на Мэрс-эль-Кебир и Дакар, и о бессмысленной смерти сотен французских моряков.
    Ситуация конечно не совсем однозначная. Англичане боялись не столько того что французы не успеют затопить свои корабли, сколько того что они проникнуться немецкими идеями и сами отдадут им корабли. Поэтому затеяли сложную игру в которой проиграли, ведь большинство французов возненавидело англичан на ровне с немцами, при том что французские корабли не были уничтожены.
    Французы в свою очередь не согласились на английские ультиматумы не потому что хотелось повыкобениваться, а потому что всем было ясно что немцы действительно имеют планы на французские корабли, и если увезти их куда бы то не было прямо у немцев из под носа, то они могут наплевать на перемирие, условия которого были весьма удачными для Франции в её положении.