РЭБ, который против нас. «Потроха» F-22 и F-35

55
РЭБ, который против нас. «Потроха» F-22 и F-35

Говоря о том, что может в самое ближайшее время работать против нас, естественно, в первую очередь стоит сказать об американской авиации, ибо она есть камень краеугольный что нападения, что защиты. И тут ничего не поделать, так у них заведено аж с сороковых годов прошлого века, когда американские генералы и адмиралы словили дзен плавучего аэродрома, выдвинутого навстречу противнику.

И самыми интересными самолетами ВВС США однозначно являются «Раптор» и «Лайтнинг». В основном из-за относительной новизны, потому что с начинкой тех же В-1, В-2 и В-52 мы тоже разберемся, но в свою очередь. А специализированные самолеты РЭБ и РЭР ВВС и ВМФ США это вообще отдельная песня, и там интересного еще больше. Так что пойдем по порядку.



Итак, F-22 и F-35. Новый и новейший истребители-бомбардировщики ВВС США, которые, согласно всем канонам, просто обязаны были быть оснащены по последнему слову техники.

Представляю: система INEWS, которая предназначена для обеспечения индивидуальной защиты самолета F-22 «Раптор».


INEWS должна защитить самолет от зенитных ракетных и ракетно-артиллерийских комплексов ПВО, управляемых ракет «воздух-воздух» путем постановки активных и пассивных помех радиолокационным и оптоэлектронным средствам противника. Перед этим, естественно, обнаружив и распознав эти средства.

В состав системы INEWS входят следующие компоненты:

− аппаратура обработки и анализа сигналов;
− управляющий процессор;
− приемник диапазона частот 2–40 ГГц;
− доплеровская РЛС обнаружения и предупреждения о пуске управляемых ракет;
− приемники предупреждения о пусках ракет с многоспектральными чувствительными элементами диапазона 2–5 мкм и 6–20 мкм;
− передатчики помех в диапазонах 2–18 ГГц и 20–40 ГГц;
− устройства выброса противорадиолокационных отражателей;
− ИК-ловушки и ПОИ.

Кроме этого, в состав INEWS возможно также включение приемника УФ-диапазона.

INEWS интегрирована в единый комплекс бортового РЭО, поэтому через мультиплексную шину ею управляет экспертно-аналитическая система самолета, соответственно, INEWS может работать в полностью автоматическом режиме, не отвлекая пилота.

Особенностью INEWS является то, что она создана для самолета, использующего технологию малозаметности («Стелс») и обладающего уменьшенными сигнатурами в радиочастотном и ИК-диапазонах длин волн. В конструкции самолета были применены широкодиапазонные фазированные антенные решетки, что позволило значительно уменьшить эффективную поверхность рассеяния (ЭПР). Комбинированные решетки были применены и для допплеровского радара обнаружения, и для ИК-датчиков.

Все приемопередающие модули на борту самолета выполнены по технологии МИС СВЧ (микроволновые интегральные схемы, предназначенные для работы на сверхвысоких частотах от 300 МГЦ до 300 ГГц)), которая позволила создать малогабаритные комбинированные ФАР, обеспечивающие перехват сигналов РЭС противника в широком диапазоне частот, с одновременным снижением заметности в радиодиапазоне.

Микроволновая монолитная интегральная схема (МИС) — интегральная схема, изготовленная по твердотельной технологии и предназначенная для работы на сверхвысоких частотах (300 МГц — 300 ГГц). МИС СВЧ, благодаря своим малым размерам, успешно используются от сотовых телефонов до РЛС на основе АФАР.

Про элементную базу говорить не будем, пока есть Кремниевая долина, у США с микросхемами будет порядок.

В состав INEWS применено устройство запоминания радиочастот DRFM, которое может обрабатывать полученные сигналы как на несущей, так и на промежуточных частотах, анализировать их спектральные характеристики и с высокой точностью вырабатывать помеху и применять ее по обнаруженному радиолокационному средству. Всем этим управляет весьма высокопроизводительный процессор, обрабатывая поступающую на него информацию и выдавая готовые решения в систему.

Главным образом DRFM полезно при использовании расходуемых средств противодействия типа дипольных отражателей и ИК-ловушек. Каждый раз, когда датчики системы говорят об облучении самолета определенным типом радара, именно экспертно-аналитическая система самолета совместно с устройствами оповещения о пусках ракет (в том числе и пассивными) просчитывает и определяет степень опасности и вырабатывает решение о применении средств противодействия.

В качестве примера можно привести такой момент: ОЭП (оптоэлектронные приемники) обнаруживают пуск ракеты «воздух-воздух» по тепловому излучению ракетного двигателя в ИК-диапазоне, система определяет вектор движения ракеты, отслеживает полет и в необходимый момент автоматически отстреливает ИК-ловушки.


Вообще роль ОЭП в современных системах безопасности самолетов весьма велика, так что за ними еще довольно длинный путь развития, о чем свидетельствуют многочисленные многоспектральные (так называемые «мозаичные») ИК и УФ-пеленгаторы, которые ценны в первую очередь очень низкой вероятностью ложной тревоги, высокой разрешающей способностью и широкими углами обзора.

Несколько слов о процессоре, который управляет всем. Это разработка весьма известной фирмы «Хьюз» на базе стандартных модулей SEM–E. Если не вдаваться в сложные понятия типа «параллельной распределенной архитектуры», то, по сути, это подсистема, которая объединяет функции обработки и анализа сигналов от всех подсистем самолета с дальнейшей выдачей оптимального сценария противодействия угрозам.

Испытания INEWS были закончены в 2000 году и систему запустили в производство. До 2014 года ею планировалось оснастить все самолеты F-22, как уже выпущенные, так и те, которые находились на стадии сборки. Так как на создание INEWS было потрачено около 1 миллиарда долларов США, а стоимость серийного комплекта составила около 6 миллионов долларов, естественно, что только большая серия производства могла «отбить» НИОКРы.

Однако, стоимость F-22 в целом превысила все разумные границы, что в условиях финансового кризиса привело к значительному сокращению всей программы выпуска «Раптора». В результате комплект РЭБ F-22 выглядел так:
− станция предупреждения об облучении AN/ALR–94, которая в автоматическом режиме обнаруживала, идентифицировала и определяла координаты РЛС, работающей по самолету;
− систему предупреждения о ракетной атаке AN/AAR–56, которая позволяет обнаруживать пуски ракет по самолету. 6 датчиков, разнесенных по бортам самолета с углом обзора в 60 градусов, дают сектор в 360 градусов, обеспечивая полное видение зоны возможных пусков ракет;
− автоматы выброса расходуемых средств противодействия AN/ALE–52. Автоматические устройства, которые получив сигнал от процессора управления системы INEWS, отрабатывают выброс ловушек или дипольных отражателей, не задействуя пилота.

В целом, результаты испытаний, учений и относительно боевого применения в Сирии и Афганистане (где у противника просто не было более-менее приличной ПВО) показали, что INEWS может гарантировать определенную безопасность самолету и имеет потенциал для дальнейшего развития.

Так как программа по производству F-22 была в итоге свернута, предполагалось, что сама INEWS и наработки в рамках НИОКР будут задействованы в дальнейшем для создания новых систем защиты самолетов.

Комплекс AN/ASQ–239 «Barracuda» для самолета F–35 «Lightning II»


Да, это и есть следующий и весьма интересный шаг в истории американских средств РЭБ. Это действительно дальнейшее развитие и модернизация системы INEWS, которая стояла на F-22А.

«Барракуда» от прародителя отличалась более высокой степенью интеграции с БРЭО самолета и его вычислительным комплексом во-первых, и стоимостью аж в четыре раза ниже, чем INEWS, во-вторых.

На деле значительно увеличилась детализация и фильтрование данных, которые бортовая система выдает летчику, а также более эффективно ставить помехи по частоте и по угловым координатам.

Станция предупреждения об облучении для самолета F-35 практически полностью копирует аналогичный комплекс AN/ALR-94 от F-22А. Если посмотреть беспристрастно, то действительно, нет никакого смысла менять то, что работает более чем уверенно. Однако, для комплекса F-35 фирма-разработчик «BAE Systems» добавило систему AN/AAQ–37, которая при помощи шести ИК-датчиков, распределенных по фюзеляжу, будет выдавать информацию о пусках ракет в сторону самолета.

Далее у нас БРЛС. Звучит странно, потому что где средства радиоэлектронного подавления (РЭП) и где РЛС? Вроде бы по разные стороны баррикады, но… «BAE Systems» озвучивает, что для БРЛС самолета F-35 AN/APG-81 вполне возможна работы в качестве станции РЭБ.

Справедливости ради отметим, что подобное использование бортовой РЛС также возможно для БРЛС AN/APG-79 устанавливаемой на самолётах F/A-18E/F Block 2 и EA-18G и у БРЛС AN/APG-77(V) истребителя F-22A. То есть, не такое уж и новшество.

Такая постановка помех через антенны БРЛС ограничивается Х-диапазоном, но в американском военном ведомстве пошли на этот шаг вполне осознанно, ибо дешевле.

Как это работает на примере F/A-18E/F оснащенного системой РЭП ALQ-214 от все той же «BAE Systems».


Система работает таким образом, что формируемый помеховый сигнал подается на АФАР БРЛС самолета и таким образом получается обеспечить весьма высокую подачу энергии подавления на цель-источник.

Да, сектор применения помехи ограничен углами работы АФАР, но тем не менее, F/A-18E/F Block 2 стал первым самолетом, который был способен использовать свою РЛС с АФАР для постановки помех противнику.

Дальше в дело включилась фирма «Northrop Grumman», которая также занимается производством различных РЛС для самолетов. В своих релизах фирма заявляет, что ее РЛС с АФАР APG-77(V)1 и APG-81, которые используются соответственно в самолетах F-22 и F-35, также будут обладать подобной возможностью. Единственное, что мешает осуществить это сегодня – отсутствие сегодня надлежащего финансирования.

Делаем вывод: комплекс РЭБ истребителя F-35 способен ставить помехи в Х-диапазоне (8-12 ГГц) в носовом секторе работы БРЛС самолета, потому что именно БРЛС выступает главным бортовым средством постановки помех на этом истребителе.

Главным, но не единственным. В составе комплекса AN/ASQ-239 Barracuda имеются еще две излучающие антенны. Ряд экспертов полагают, что это антенны S-диапазона, 2-4 ГГц, размещенные в носке крыла, также предназначены для постановки помех, но не в носовом секторе, а по бокам, дополняя работу системы РЭП с АФАР.

Остальные восемь антенн комплекса AN/ASQ-239 работают исключительно на прием.


В общем, «похоже, но не совсем». Более того, разработанный на основе AN/ALR-94 комплекс AN/ASQ-239 Barracuda в свою очередь был использован для доработки AN/ALR-94 в модификациях.

Единственное, что не получилось модернизировать, работая с AN/ASQ-239 – это стоимость AN/ALR-94. Но возможно, даже это оправданно, потому что AN/ALR-94 все-таки весьма продвинутая система, хоть и по утверждению некоторых западных специалистов, установлена не в полном объеме, с несколько усеченными возможностями. Но «Барракуду» еще более «обезжирили», что у многих вызывает вопросы и определенные сомнения, особенно если самолету придется работать против страны, обладающей приличным противовоздушным вооружением.

Но чтобы все это оценить, необходимо просто разложить на столе сам принцип работы что AN/ALR-94, что AN/ASQ-239, причем, пока оставим в покое возможность постановки активных помех при помощи антенной решетки APG-77.

Если так, что AN/ALR-94 – полностью пассивная система, но весьма сложная и эффективная. Она работает через большое (более трех десятков) небольших антенн, разбросанных по всему корпусу и позволяющих обеспечить перекрытие по всем 360 градусам.

Система способна обнаруживать, сопровождать и опознавать цель задолго до того, как ее обнаружит РЛС, на расстоянии более 400 км. Насколько это вообще соответствует действительности, сказать сложно, но именно такие данные (и даже больше) заявляют производители аппаратуры.

Антенны принимают все сигналы, идущие в сторону самолета от любых источников, бортовой комплекс анализирует сигналы, распознает, расставляет приоритеты и присваивает важность целям. РЛС при этом выдает данные о скорости и расстоянии до цели. В случае, если цель начинает активно «прощупывать» своей РЛС самолет, то AN/ALR-94 обеспечивает выдачу координат и прочих параметров полета для пуска ракеты AIM-120 и ее наведения до момента попадания в цель.

Большие расстояния, на которых эффективно работают датчики системы обнаружения могут позволить пилотам американских истребителей увидеть цель до того момента, как РЛС вражеского самолета захватит американский самолет. Это важный момент, поскольку он дает выигрыш во времени, в котором AN/ALR-94 может рассчитать направление, тип угрозы и расстояние до нее. Плюсом идет весьма важный момент определения расстояния, на котором противник увидит F-22A. То есть, расстояние/время невидимости.

У летчика F-22А будет больше времени на расчет маневров как для ухода от возможной атаки противника, так и по проведению своих атакующих действий.


AN/ALR-94 через дисплеи в кабине выдает летчику всю информацию о существующих угрозах, показывает РЛС ЗРК и РЛС дальнего обнаружения, причем, проводя окружности, которые показывают их расчетную эффективную дальность ведения огня.

Огромным минусом оснащения F-22А нужно считать отсутствие электронно-оптической системы для опознавания цели, поскольку считается, что у летчика достаточно средств для распознавания любой цели, даже за пределами видимости. Это оправдано с точки зрения финансов, но совершенно не оправдано с точки зрения увеличения нагрузки на летчика в боевой ситуации.

Теперь что касается постановки активных помех при помощи APG-77. Технически все очень просто. AN/ALR-94 (естественно, и AN/ASQ-239 это умеет) с приличного расстояния (180 км) обнаруживает источник излучения, обрабатывает параметры сигнала, генерирует помеху, и используя часть ячеек АФАР, формирует очень узкий луч (до 2 градусов), которым точечно ставит помеху источнику излучения. РЛС в этот момент продолжает сопровождать цель.

Кто лучше, F-22 или F-35?


Фактически, в ранге вывода. При этом стоит так же отметить, что антенная система AN/ALR-94 значительно сложнее антенной системы AN/ASQ-239 - более тридцати антенн (в том числе VHF, UHF и L-диапазонов), а не десять антенн.

F-35 может ставить помехи противнику, используя бортовой комплекс обороны и возможности антенного устройства APG-77, но делать это возможно исключительно в переднем секторе работы РЛС и в Х-диапазоне частот.

Многие зарубежные специалисты считают, что в этом плане F-35 уступает даже F/A-18E/F IDECM Block 3, бортовой комплекс обороны которого обеспечивает круговую защиту при помощи станции постановки помех AN/ALQ-214(V)3 и буксируемых с помощью волоконно-оптического кабеля ложных целей AN/ALE-55.

Однако, очередная модификация F-35 сделает этот самолет более защищенным. Компания Northrop Grumman усиленно работает над системой защиты, известной как Threat Nullification Defensive Resource (ThNDR).


Это СОЭП, станция оптико-электронных помех, которая использует инфракрасные лазеры для постановки помех ракетам различных классов в оптическом и инфракрасном диапазонах.

Кроме того, сегодня ведутся активные работы по интеграции в БКО F-35 буксируемой ложной цели AN/ALE-70 FTOD, которая обеспечит прикрытие истребителя помехами со стороны задней полусферы. Это планируется закончить в рамках программы модернизации истребителя Block 3.

Далее у нас перспективная программа разработки системы радиоэлектронного подавления NGJ для F-35В.


NGJ (Next Generation Jammer), система следующего поколения, первоначально предназначавшаяся для замены системы РЭП AN/ALQ–99 ICAP III на самолетах ЕА–18G.


То есть, это система разрабатывается по заданию ВМС США для своих самолетов палубного базирования, однако, в случае успеха, ее могут взять на вооружение и сухопутные силы, никто им этого не запретит.

Система NGJ представляет собой последние разработки по противодействию угрозам в радиодиапазоне.

Наиболее важным и перспективным для РЭБ считается диапазон 2–18 ГГц, НИОКР по которому проводятся в рамках первого этапа программы. В данном диапазоне работает большинство известных РЛС обнаружения, наведения, целеуказания и управления оружием систем ПВО различных стран мира. В том числе и наши, естественно.

Второй этап разработки посвящен диапазону более низких частот, 0,2-2 ГГц. Здесь тоже работают некоторые РЛС обнаружения и комплексы связи.

Третий, и последний этап – работы в диапазоне 18-40 ГГЦ, этот диапазон сегодня считается весьма перспективным и именно на него смотрят разработчики новейших ЗРК. Кроме того, именно в этом диапазоне работают радиолокационные ГСН и дистанционные радиовзрыватели ракет.

На систему NGJ возлагаются большие надежды, поскольку в случае успешных работ по созданию ее, получится реальная система нового поколения, способная на многое:

1. Высокий энергетический потенциал, примерно в 10 раз превышающий показатель системы AN/ALQ–99.
2. Возможность работы одновременно по нескольким радиоэлектронным средствам, находящимся на расстоянии друг от друга.
3. Возможность адаптивного радиоэлектронного подавления.
4. Открытая архитектура системы и модульность.

Понятно, что одновременное подавление нескольких РЭС на различных позициях обеспечивают широкополосные антенны с фазированными решетками. Именно с их помощью можно будет формировать несколько лучей диаграммы направленности различных по частоте, структуре и поляризации сигналов. Количество одновременно подавляемых РЭС будет зависеть от типов радиоэлектронных средств, режимов работы, положений относительно самолета с средством радиоэлектронного подавления. Но технически ничего невозможного, главное здесь – создание такой АФАР, которая будет максимально соответствовать заданным условиям.

Здесь, правда, кроется еще один нюанс, о котором пока в американских источниках молчат. Это аппаратная база.

Вообще систему NGJ планируют сделать с такой высокой отдачей мощности за счет твердотельных усилителей на основе нитрида галлия GaN в составе монолитных интегральных схем. В настоящее время в АФАР используют усилители сигнала на основе арсенида галлия GaAs, которые значительно уступают в плане мощности усилителям на основе нитрида галлия.

Однако здесь кроется дьявол: усилители на нитриде галлия требуют более мощных источников энергии. 27 кВт, вырабатываемых турбинами F-35 однозначно недостаточно для обеспечения должного количества энергии, необходимого для нормального функционирования системы РЭП NGJ. Даже стандартная на сегодняшний день система AN/ALQ-99 в своем усеченном виде работает на пределе возможностей энергосистемы самолета.

Да, «Нортроп-Грумман» работает на новым поколением турбин набегающего потока, называемых HIRAT (High–power Ram Air Turbine), которые смогут обеспечить недостающие киловатты мощности, но это тоже новая разработка со всеми вытекающими последствиями.

Но тем не менее, со временем все проблемы могут быть решены. И тогда появление системы NGJ для начала на самолетах позволит США осуществить значительный технологический прорыв в области создания средств РЭБ. И, естественно, в случае успеха, система NGJ может стать базовой основой для разработки других средств РЭБ различного назначения и базирования.

Говоря о F-35, как о базовом самолете ВВС США (да и ВМС тоже), можно спрогнозировать, что решение проблемы энергоснабжения и появление на вооружении системы NGJ сделает F-35 весьма прорывным самолетом с большой дальнейшей перспективой, не в последнюю очередь именно из-за комплекса РЭБ, способного решать многие задачи.

И здесь вполне нормально рисуется появление замены «Гроулеру»: самолет РЭБ на базе F-35В с системой NGJ и возможностью размещения компонентов системы, которые сегодня находятся в разработке, на подвеске в отдельных модульных контейнерах.

То есть, самолет РЭБ на основе F-35В сможет нести на подвеске контейнеры с аппаратурой передатчиков/модулей постановки помех низкого (0,2-2 ГГц), среднего (2-18 ГГц) и высокого (18-40 ГГц) диапазонов.

Вообще есть определенные сомнения в том, что даже новейшее поколение турбин HIRAT сможет обеспечить энергией нормальную работу бортовой системы РЭБ и трех контейнеров на подвеске, но даже 1-2 контейнера, либо 4 контейнера на паре самолетов, интегрированных в современную эшелонированную систему боя, позволят решать многие задачи по обеспечению успешной поддержки действия как авиации, так и наземных частей.

Естественно, имеется в виду, в плане радиоэлектронной борьбы.


Вот в таком плане самолет F-35 (не важно, с какой буквой) представляет собой довольно интересную платформу как для боевого использования, так и для дальнейшего развития в модернизационном плане.

В настоящее же время, с усеченным комплексом РЭБ, «Лайтнинг» вряд ли можно считать настолько перспективным истребителем, насколько это можно представить. Однако при выполнении всех работ по модернизации и модификации самолета именно в плане радиоэлектронной оснастки, это будет очень опасная и перспективная машина. Даже без эффекта «стелс».

Источники:
Р.Л. Михайлов «Радиоэлектронная борьба в Вооруженных силах США»
А. И. Куприянов, Л. Н. Шустов «Радиоэлектронная борьба. Основы теории».
55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -18
    28 июня 2023 04:04
    Сколько вкусняшек. Золотая Сивка-Бурка. Никто не будет ЭТО использовать на передовой. Слишком дорого и опасно. Пару тестовых заходов - бравурные отчеты - и го бабло пилить.
    1. +18
      28 июня 2023 06:28
      Очень познавательно спасибо. На ВО такие статьи сейчас редкость.
    2. -5
      28 июня 2023 07:56
      Фигня в том, что нести эти вкусняшки F-35 может только на внешней подвеске. При этом малозаметность сливается в канализацию, а без малозаметности это не слишком хорошо летающий (аэродинамика принесена в жертву той самой малозаметности) легкий бомбер, способный, коли совсем уж припрет, кое-как попытаться изобразить из себя истребитель. На мой непрофессиональный взгляд, правильнее было бы цеплять подобные контейнеры к F-16 или F-18, а F-35 приберечь для тех операций, где малозаметность будет главным козырем.
      1. +2
        28 июня 2023 15:42
        Цитата: Наган
        Фигня в том, что нести эти вкусняшки F-35 может только на внешней подвеске. При этом малозаметность сливается в канализацию

        О какой малозаметности можно вообще говорить при работающей станции РЭБ? Это даже не крадущийся в ночи ниндзя, подсвечивающий себе фонариком - это ниндзя, который запускает фейерверки. laughing
        Цитата: Наган
        а без малозаметности это не слишком хорошо летающий (аэродинамика принесена в жертву той самой малозаметности) легкий бомбер, способный, коли совсем уж припрет, кое-как попытаться изобразить из себя истребитель.

        "Ближний воздушный бой умер, всё будут решать ракеты на средних и дальних дистанциях".
        Старый пилот "Фантома": "Шо, опять!?" laughing
        1. 0
          28 июня 2023 19:29
          Меня всегда умиляла эта детская наивность - "самолет невидимка" - это ого - го - го))) а когда начинаешь людям объяснять, что у этих чудо - аэропланов (потому, что стоимость чудовищная) снижена РЛ - заметность, только во фронтальной проекции, а во всех остальных он отлично виден. И кто сказал, что у противника только одна РЛС? Дети обижаются - вы ничего не понимаете, вы фссёё врете)))
          1. +1
            28 июня 2023 20:50
            Цитата: ТермиНахТер
            И кто сказал, что у противника только одна РЛС?

            А кто эту одну РЛС прошляпил?
            1. +4
              28 июня 2023 22:35
              Ф-35 и Ф-22 самолеты очень продвинутые и для нас опасные, особенно в текущем состоянии наших ВВС-ВКС. Отрицать эти очевидные вещи глупость граничащая с предательством
              Наших Су-57 в ближайшие несколько лет в ВВС будет максимум 10 и на фоне восьми сотен Ф-35 и двух сотен Ф-22 это ничто, тем более что Су-57 гораздо больше недоведен до ума чем Ф-35
        2. +2
          28 июня 2023 20:49
          Цитата: Alexey RA
          "Ближний воздушный бой умер, всё будут решать ракеты на средних и дальних дистанциях".
          Старый пилот "Фантома": "Шо, опять!?"

          Не волнуйтесь. Сейчас люди как раз работают, чтобы прояснить вопрос по воздушному бою в современных условиях. Пингвинов пока не видно, но для начала разговора и соколы сойдут.
  2. +7
    28 июня 2023 04:08
    Добрую половину не понял wassat но очень интересно )))
    Статья - good
    1. +7
      28 июня 2023 04:29
      Цитата: tTшка
      Добрую половину не понял wassat но очень интересно )))

      Очень жаль что нет статей Даманцева. Там половина непонятного превратилась бы в две трети, а "очень интересно" стало бы ещё и "очень тревожным!")))
      П.С. Мне его статьи были интересны.
      1. +5
        28 июня 2023 04:46
        Даманцева ищите на сайте https://eadaily.com/ru/, там он имеет авторскую колонку.
      2. +4
        28 июня 2023 08:48
        Очень жаль что нет статей Даманцева. Там половина непонятного превратилась бы в две трети, а "очень интересно" стало бы ещё и "очень тревожным!")))
        Очевидно устал Даманцев от постоянной критики в свой адрес особенно за перенасыщение текста иностранными аббревиатурами, обиделся и ушел. Будем надеяться, что "он улетел, но обещал вернуться".
  3. +3
    28 июня 2023 04:54
    Можно написать три тома всяких разъяснений по поводу и без с употреблением разных научных терминов и проверить это всё в первой бою - противостоянии тех же F-22 и F-35 с той же С-400...
    И мы увидим сразу, кто здесь пианист, а кто вышел дунуть в саксофон...
    1. +2
      28 июня 2023 07:27
      Ударная техника становится "умнее", опаснее и очень дороже.
      Соответственно техника, ей противостоящаая развивается таким же темпами, бысттрее/медленнее, не суть... чисто техническое отставание/доминирование долго не длится, а дальше все зависит от разных объективных факторов...
      Короче, часто, дело было не в бабине, а в.... в общем понятно.
    2. +3
      28 июня 2023 11:29
      и проверить это всё в первой бою - противостоянии тех же F-22 и F-35 с той же С-400

      Хм, а чем в Сирии занимаются? Обпроверялись уже, результат - один Ф16, правда, сильно модернизированный.
      Казалось бы, уже в Сирии в 80-х годах 20 века напроверялись так, что больше уже не должно хотеться, да и папа Асада нехорошо поступил, но..
      1. +4
        28 июня 2023 20:44
        Цитата: Wildcat
        Обпроверялись уже, результат - один Ф16,

        Там С-200 был.
        Цитата: Wildcat
        правда, сильно модернизированный.

        Там вопрос к пилоту. В ВВС Израиля тоже есть раздолбаи, к сожалению.
      2. 0
        29 июня 2023 23:40
        Цитата: Wildcat
        и проверить это всё в первой бою - противостоянии тех же F-22 и F-35 с той же С-400

        ...
        Казалось бы, уже в Сирии в 80-х годах 20 века напроверялись так, что больше уже не должно хотеться,...

        В 80-х годах 20 века в Сирии ничего не "напроверялось", ничего не проверяли.
  4. -8
    28 июня 2023 05:41
    Это конечно интерсная тема, только все это мячты мячты..
    В текущей экономичской ситуации, США бы не развалиться бы до 2040, и остаться хотя бы страной 2го мира.. И это будет успехом.
    А не новейшие радары и системы РЭБ.
    Все это крайне дорого, и для войны с сопоставимым по уровню врагом таковых на планете ровно 2 РФ и Китай. Не с РФ не с Китаем штаты воевать не будут. Значит и такое оружеи им не нужно, тем более массово. Значит это так помечать.
    1. +7
      28 июня 2023 06:54
      Все это крайне дорого, и для войны с сопоставимым по уровню врагом таковых на планете ровно 2 РФ и Китай. Не с РФ не с Китаем штаты воевать не будут. Значит и такое оружеи им не нужно, тем более массово. Значит это так помечать.

      В общем-то согласен, но есть и НО...
      Для развития технологий - надо что-то делать. Прыжки не работают. Нарабатывается серьезная исследовательская и технологическая база. А технологии имеют тенденцию дешеветь...
      То, что раньше сотовая трубка была с кирпич, стоимостью как по весу золота, и без возможностей смартфона - говорит только о том, что чтобы появились доступные смартфоны - надо было потренироваться на кирпичах...
    2. +4
      28 июня 2023 11:30
      Цитата: EXPrompt
      В текущей экономичской ситуации, США бы не развалиться бы

      Компании ВПК в США - частные, и вполне способны сами финансировать разработки, если есть потенциальный покупатель.
      1. +1
        28 июня 2023 19:32
        Вот только не надо тиражировать старую матрасную сказочку, про эффективных частных собственников))) они так же сидят на Госзаказе, как и везде, только аппетиты у них "пошире", потому что бюджет огромный.
        1. -2
          28 июня 2023 22:30
          Цитата: ТермиНахТер
          Вот только не надо тиражировать старую матрасную сказочку, про эффективных частных собственников)))

          У Вас есть примеры более эффективных государственных контор, чем частных? Чиновники никогда не обращались эффективнее с финансами, чем частная, которая не государственные, а свои деньги считает. А то что концерны ВПК висят на госзаказах, это как бы логично, так как армия государственная и ей нужны вооружения.
          1. 0
            29 июня 2023 23:55
            Цитата: karabas-barabas
            Цитата: ТермиНахТер
            Вот только не надо тиражировать старую матрасную сказочку, про эффективных частных собственников)))

            У Вас есть примеры более эффективных государственных контор, чем частных?

            "Иди сюда, подписывай!"

            Цитата: karabas-barabas
            Чиновники никогда не обращались эффективнее с финансами, чем частная, которая не государственные, а свои деньги считает.

            Вся система финансовых показателей направлена в пользу частника. Если некоторая частная контора получает субсидии (в любой форме) от государства, то эта контора будет эффективной частной конторой. Субсидии для частной конторы - доход. А если аналогичная государственная контора получает субсидии от государства, то эта контора будет неэффективной государственной конторой. Субсидии для государства - расход.
          2. 0
            2 декабря 2023 17:12
            Воруют все и частники не меньше госконтор, все зависит от контролирующих органов. Единственное преимущество госсектора, что они не могут обанкротится - теоретически
        2. 0
          1 июля 2023 11:21
          Потому что там зарплаты не 40 тыс руб
      2. 0
        29 июня 2023 15:50
        да конечно, а потом правители сшни увеличивают госдолг сшни
  5. -4
    28 июня 2023 07:01
    автор, в своём духе, провёл рекламу американских пепелацев (наверное, перевёл их рекламные проспекты). И пообещал "потом разобраться с В-52". А что, с ними во Вьетнаме разве ещё не разобрались?
  6. +3
    28 июня 2023 07:37
    Да уж, молодцы, по сути развивают и отрабатывают технологии связи и ИИ, потом все это пойдет в разные проекты и принесёт громадные прибыли. На военных все отрабатывают, у них и база и финансирование, а дальше применяй везде. Нам надо стремиться к этому, мозги то есть.
  7. +1
    28 июня 2023 08:57
    Цитата: EXPrompt
    В текущей экономичской ситуации, США бы не развалиться бы до 2040, и остаться хотя бы страной 2го мира.. И это будет успехом.

    Виноват за оффтоп, но...
    В ветке про Ф-16 одни чревовещают про сроки окончания на Украине, в этой ветке Вы лопочите про сроки развалов в штатах.
    А вот вооруженный мятеж в собственной стране ведущей тяжелейшую борьбу за свое будущее (определение Главнокомандующего) оказался вдруг полной неожиданностью.
    Вывод.
    Мы мало что понимаем о собственной стране, чего же тогда стоят все эти блеяния о других?
    Ничего.
    Со всем уважением, камрад, но патриотизм это любовь к Родине, но никоим образом не лицензия на глупость.
    И без Вас есть кому её плодить.
  8. +2
    28 июня 2023 09:22
    В конструкции самолета были применены широкодиапазонные фазированные антенные решетки, что позволило значительно уменьшить эффективную поверхность рассеяния (ЭПР).

    За что пришлось расплачиваться очень низким КПД АФАР и ПФАР, что привело к недостатку даже 27 кВт бортовой генерации. Да и уменьшение ЭПР здесь притянуто за уши - кто проверит? А вот заявка на способность пассивного обнаружения целей на дальности до 400 км - это серьёзно. Эта способность может нейтрализовать преимущество наличия ОЛС на Су-57.
    Автору спасибо, жду продолжения.
    1. +1
      28 июня 2023 12:05
      А вот заявка на способность пассивного обнаружения целей на дальности до 400 км - это серьёзно.
      Только осталось понять, а по какому "фактору"??? Излучение систем связи, это одно, излучение РЛС это другое... "Многомегаватный" простой импульс наземной РЛС или сложный широкополосный сигнал малой мощности ... а без этого, подобные цифры это ни о чем!
  9. +5
    28 июня 2023 09:34
    Пришло чуть больше 10 лет от начала эксплуатации пингвина, как у публики начала проскальзывать мысль, что это не ухудшенный Ф-16, а вооруженный гроулер.

    Продолжаем наблюдение.
    1. +3
      28 июня 2023 15:47
      Цитата: Негритенок
      Пришло чуть больше 10 лет от начала эксплуатации пингвина, как у публики начала проскальзывать мысль, что это не ухудшенный Ф-16, а вооруженный гроулер.

      Не просто вооруженный гроулер, а малозаметный вооружённый гроулер.
      Примерно как малозаметный маяк. wink
      1. +1
        28 июня 2023 19:31
        Цитата: Alexey RA
        Примерно как малозаметный маяк.

        good
        Кстати, всегда сказать забывают, что малозаметен этот "нео-гроулер" только с носа, а вот сбоку он мало того что заметный - так еще и слепой - радары бокового обзора есть У НАШИХ истребителей последних. А матрасы - и заметный, и слепые сбоку и с хвоста
      2. 0
        28 июня 2023 20:41
        Цитата: Alexey RA
        малозаметный вооружённый гроулер.

        Да, передаче цели от ЗРК или истребителя на ГСН ракеты мешает и то, и другое. Чем слабее основной сигнал, тем надёжнее его перекрывают помехи

        А вот аналогия с маяком, разумеется, ложна. Начиная с того факта, что маяк обычно один, а самолётов - много.
  10. 0
    28 июня 2023 09:58
    Вроде в модификации F-35 block 4 будет доработанная станция РЭБ.
  11. -1
    28 июня 2023 11:46
    Интересно, а наши специалисты сильно отстали в этой сфере? Да и вообще глянуть бы как работают американские системы в настоящих боях с равным противником
  12. -7
    28 июня 2023 12:02
    пусть матрасня сначала это чучело летать научат, а то туда же - РЭБ!
    а то некоторые слюной брызжут от восторга от этой кочерги
  13. -1
    28 июня 2023 12:21
    Сильно сомневаюсь, что система соответствует рекламным характеристикам, в реале как обычно - огромное количество нюансов + разработчики ПО не понимают физических принципов того, под что пишут код и в итоге выпускается 1001я прошивка, которая исправляет косяки 1000й версии и так до бесконечности, вплоть до полной неработоспособности.
    Вспоминается достоверно описаный случай, когда пилоты американского бомбера В-1В, осматривая наш Ту-160 и конкретно систему РЭБ спрашивали - неужели у вас это работает?? При этом выяснилось, что у них на бомберах эта система практически всегда неисправна и вообще вызывает кучу нареканий в ремонте.
    Я не сомневаюсь в способности американцев создавать отличную технику, но надо проявлять разумный скепсис. Мы тоже щи не лаптем хлебаем, а ложкой и университеты заканчивали
  14. -2
    28 июня 2023 13:34
    Цитата: futurohunter
    автор, в своём духе, провёл рекламу американских пепелацев (наверное, перевёл их рекламные проспекты). И пообещал "потом разобраться с В-52". А что, с ними во Вьетнаме разве ещё не разобрались?

    С ними уже разобрались наши С75, когда после сбития американцев нашими ракетами, вьетнамцы предложили просто 6 бочек с порохом расставлять по кругу на очищенной поляне в джунглях, чтобы ракеты на амеров не тратить, что заставляло летчиков Б-52 при виде взрыва бочек, принимать это за старт ракет и катапультироваться
  15. +5
    28 июня 2023 14:32
    И раньше было понятно а эта статья только еще раз объясняет почему мы уже больше 20 лет мусолим свой истребитель СУ-57 и до сих пор не довели его до ума. Это отсутствие своей электронной базы и современных технологий по ее созданию. Американцам проще. У них все это есть. И их инженерам и конструкторам, программистам легче работать и создавать ультраначинку их самолетов, БПЛА, ракет и другого высокоточного оружия. Им есть из чего все это делать. У наших же специалистов выбор очень скудный. Поэтому у США и АФАР РЛС, РЭБ, РЭР на самолетах и БПЛА более продвинутые чем у нас. Их авиатехника защищена лучше и следовательно более эффективна. Чтобы изменить ситуацию нам надо поднимать и развивать свою электронную промышленность, материаловедение, науку. Это должно быть приоритетным и первоочередным делом нашего правительства и страны. Без этого мы ничего путного не сможем сделать и создать. Будем всегда прозябать и быть третьесортной страной пока нас не сожрут наши партнеры и так называемые друзья.
  16. -3
    28 июня 2023 14:57
    Большие расстояния, на которых эффективно работают датчики системы обнаружения могут позволить пилотам американских истребителей увидеть цель до того момента, как РЛС вражеского самолета захватит американский самолет.

    Что за чушь... Система пассивная, включается "после пуска в сторону самолета"(с) - несколько разз выше автор повторил! - то есть уже захватили и сопровождают.
    Ну просто абзац!
  17. +3
    28 июня 2023 15:09
    Мда печальная картина складывается... У них цель защитить каждый борт своим КБО, что в итоге привет к мощной системе групповой обороны, когда наиболее опасные цели могут в автоматическом режиме давиться несколькими станциями, либо цели будут распределяться. И это не считая специализированных самолетов. У России же в основном самолеты не имеют никакой защиты, не говоря уже про использование бортовой РЭБ в качестве пассивного средства обнаружения и целеуказания. Да и кроме Су-35 и Су-30 все остальное летающее .
  18. 0
    28 июня 2023 19:10
    Хорошо бы, чтобы кто-то из тех специалистов, которые проектируют (разрабатывают) наши самолеты прокомментировали эту статью. Поэтому я обращаюсь в редакцию "Военного обозрения" с просьбой направить данную статью в КБ Сухого с просьбой ее прокомментировать на предмет актуальности в отношении наших самолетов и средств борьбы с ними. Скажите им наконец, что читатели вашего издания хотят понимать не только, что делает враг, но и видеть, что наши инженеры тоже адекватно реагируют на возникающие опасности.
    1. -2
      28 июня 2023 22:36
      Цитата: usm5
      с просьбой направить данную статью в КБ Сухого с просьбой ее прокомментировать на предмет актуальности в отношении наших самолетов и средств борьбы с ними

      Так Ваше пожелание исполнят, на ТВ Звизда, но боюсь Вам вряд ли это что-то даст для понимания ситуации.
      1. 0
        29 июня 2023 08:35
        Вам вряд ли это что-то даст для понимания ситуации.
        Можно подумать, что эта статья что-то дает! smile Все красивые слова про систему РЭБ через антенну РЛС со всеми ее возможностями, почему-то можно найти на "википЭдии" в разделе "Сорбция", а это первая половина 80-х годов прошлого века:
        Станция предназначена для создания активных помех в передней и задней полусферах самолёта по дальности, скорости и наведению РЛС противника. Станция сканирует частотный диапазон, выявляет источники сигналов, их направленность и из всех источников определяет наиболее опасный. Излучает следующие виды помех: прицельная по частоте сканирования, высокочастотный шум, ретранслированный сигнал с добавлением допплеровского шума, ложные цели по боковым лепесткам. Станция работает против 2-х импульсных или квазинепрерывных РЭС, и 10 непрерывных РЭС.
        Станция работает в диапазоне длин волн 3 см. В этом диапазоне (8-12 ГГц) работают многие бортовые авиационные РЛС сопровождения и подсветки цели, а также некоторые наземные РЭС аналогичного назначения. Энергетический потенциал станции 1 кВт. Антенны излучают в переднюю и заднюю полусферы самолета.
        Станция на Су-27 размещается в двух съёмных подвесных контейнерах на законцовках крыла, на ПУ № 7 и № 8. Вес контейнера 200 кг, длина 4.2 м, диаметр 0.3 м. Потребляемая мощность 4.2 кВт.
        1. -2
          29 июня 2023 21:26
          Цитата: Hexenmeister
          это первая половина 80-х годов прошлого века:

          Это Ф-22 и тем более Ф-35 первая половина 80х прошлого века? Тогда что Вы скажете по Су-35, который на вооружении? Статья о боевых возможностях Ф-35 и его АФАРа, не больше не меньше. По моему именно таким статьям место на этом сайте, а не всяким глупостям от дилетантов, любящих о "проблемах и распилах" ВМС и ВВС США статьи строчить
          1. 0
            30 июня 2023 09:16
            Это Ф-22 и тем более Ф-35 первая половина 80х прошлого века?
            Читайте внимательно, в начале 80-х уже в железе существовала система, основные возможности которой, американцы повторили на своих F-хх !!!
            Тогда что Вы скажете по Су-35, который на вооружении?
            Могу только дать данные из открытых источников wink
            Статья о боевых возможностях Ф-35 и его АФАРа, не больше не меньше.
            А мое мнение, эта статья является повторением рекламных лозунгов, хотя и из них можно "вытянуть" что-то полезное, но только один раз и не всем.
  19. -2
    28 июня 2023 19:52
    приемник диапазона частот 2–40 ГГц;
    передатчики помех в диапазонах 2–18 ГГц и 20–40 ГГц;
    Что творится с мозгами пилота при одновременной работе всей системы РЭБ в целом остаётся только гадать. Онкология всего лишь одно из последствий не говоря о психике живого существаwassat
  20. +1
    28 июня 2023 20:20
    Ну удельная энергоемкость была сама бы по себе революцией для многих девайсов, для тех же беспилотных воздушных и морских систем, не только для самолетов.
    Но пока нету, но... Работают, ищут.
    И нитрид галлия на усилителях тоже вещь продвинутая - 21-й век таки.
    Но вкладывать все в эти качества для основного боевого самолета: невидимость, раннее обнаружение и подавление - опрометчиво, как правило эти "козыри" через некоторое время биты, а вот планер г... и модернизировать его, начиняя чем-то другим смысла будет мало.
  21. -1
    29 июня 2023 12:46
    Цитата: Арон Заави
    Очень познавательно спасибо. На ВО такие статьи сейчас редкость.

    Поддерживаю.
    Хорошая статья, с интересными техническими подробностями.
  22. +2
    29 июня 2023 23:33
    В состав INEWS применено устройство запоминания радиочастот DRFM, которое может обрабатывать полученные сигналы как на несущей, так и на промежуточных частотах, анализировать их спектральные характеристики и с высокой точностью вырабатывать помеху

    DRFM только запоминает сигналы, обрабатывать и анализировать их спектральные характеристики и вырабатывать помеху DRFM не может.

    Главным образом DRFM полезно при использовании расходуемых средств противодействия типа дипольных отражателей и ИК-ловушек.

    DRFM при использовании расходуемых средств противодействия не нужно.

    Так как на создание INEWS было потрачено около 1 миллиарда долларов США, а стоимость серийного комплекта составила около 6 миллионов долларов, естественно, что только большая серия производства могла «отбить» НИОКРы.

    Однако, стоимость F-22 в целом превысила все разумные границы, что в условиях финансового кризиса привело к значительному сокращению всей программы выпуска «Раптора».

    Нет. Когда создавался F-22 РЭБ для такого самолета вообще не существовало, и на F-22 не предусматривался РЭБ. INEWS (РФ аналог - "Гималаи") требует применения в планере концепции "умная обшивка", что требует существенной переделки планера F-22. На переделку планера уже никто не решился.

    Система работает таким образом, что формируемый помеховый сигнал подается на АФАР БРЛС самолета и таким образом получается обеспечить весьма высокую подачу энергии подавления на цель-источник.

    Только приходится выбирать - либо работать как РЛС, либо работать как РЭБ.

    Теперь что касается постановки активных помех при помощи APG-77... Технически все очень просто. AN/ALR-94 (естественно, и AN/ASQ-239 это умеет) ..., генерирует помеху, и используя часть ячеек АФАР, формирует очень узкий луч (до 2 градусов),

    Нет, так не получится. Очень узкий луч 2 градуса можно получить только при исползовании всех ППМ ФАР с равномерным амплитудно-фазовым распределением. Любое отличие от этого приведет к увеличению угла.

    Наиболее важным и перспективным для РЭБ считается диапазон 2–18 ГГц, НИОКР по которому проводятся в рамках первого этапа программы. В данном диапазоне работает большинство известных РЛС обнаружения, наведения, целеуказания и управления оружием систем ПВО различных стран мира. В том числе и наши, естественно.

    Второй этап разработки посвящен диапазону более низких частот, 0,2-2 ГГц. Здесь тоже работают некоторые РЛС обнаружения и комплексы связи.

    Третий, и последний этап – работы в диапазоне 18-40 ГГЦ, этот диапазон сегодня считается весьма перспективным

    Разделение по элементной базе. Для 2–18 ГГц все просто - GaAs или GaN, для 0,2-2 ГГц это уже не лучшие варианты, а для 18-40 ГГЦ вообще непросто. ЕМНИП, 2–18 ГГц перекрыли двумя антенными решетками.

    27 кВт, вырабатываемых турбинами F-35 однозначно

    У F-35 нет турбин для выработки электроэнергии.

    Даже стандартная на сегодняшний день система AN/ALQ-99 в своем усеченном виде работает на пределе возможностей энергосистемы самолета.

    У AN/ALQ-99 и у NGJ собственные, независимые от самолетных системы энергопитания.

    В составе комплекса AN/ASQ-239 Barracuda имеются еще две излучающие антенны. Ряд экспертов полагают, что это антенны S-диапазона, 2-4 ГГц, размещенные в носке крыла, также предназначены для постановки помех,

    Нет в носке крыла никаких "еще двух излучающих антенн". Ряд экспертов проинтерпретировали "Emitter Locating" как "Emitter Location"
  23. 0
    1 июля 2023 11:31
    Ето один самолёт а если взять систему то ето беспилотники прикрытия и разведки типа Кратос, авакс, спутники и т.д. тогда ето серьёзная сила и недооценивать и закидывать шапками ето предательство!
  24. -1
    3 августа 2023 21:24
    Только бой - критерий истинности написанного в статье... А всё остальное - "от лукавого" или от рекламодателя... Относительно бортовых авиационных средств РЭБ (святая- святых) любых летательных боевых аппаратов: много дыма - тумана для введения противника в заблуждение... Помните все "печатные "ужасы" про рейгоновские средства космической войны с Россией? Так вот, 98% этих "ужасов" были банальные "фейки", для дезориентации ВПК СССР, не более того и втягивания её (СССР) в очередную гонку вооружения... Ест надежда, что СВР и Главное управление Ген. Штаба ВС РФ расставили, уже, все точки над "i" в данном вопросе в закрытых докладах.....
  25. 0
    1 сентября 2023 16:37
    Цитата: Арон Заави
    Очень познавательно спасибо. На ВО такие статьи сейчас редкость

    Поддерживаю!
    Интересная статья, много полезной информации, хорошая форма подачи.
    Жаль, что такие тексты почти не публикуют на других ресурсах.