Секрет китайских успехов

14
Последние месяцы оказались богатыми на новости о китайской авиационной промышленности. С разницей в буквально несколько дней был продемонстрирован новый ударный вертолет CAIC WZ-10, истребитель Shenyang J-15 впервые сел на палубу авианосца «Ляонин», а также состоялся первый полет перспективного истребителя Shenyang J-31. Наибольшее внимание привлек к себе последний. Дело в том, что по китайской классификации самолет J-31 относится к четвертому поколению. Список признаков «китайского» четвертого поколения аналогичен критериям истребителя пятого поколения, применяемым в других странах. Таким образом, Китай стал второй страной в мире, которая обзавелась сразу двумя собственными проектами истребителей пятого поколения. Само собой, этот факт стал предметом серьезных споров на разные темы. По поводу J-31 высказывались самые разные мнения и в конце ноября решили взять слово сами китайцы. В последние дни осени газета «Чжунго гунъе бао» опубликовала статью, довольно подробно освящающую китайскую версию предпосылок к нынешним успехам авиастроения.

Секрет китайских успехов


Материал начинается с общих слов о первой демонстрации самолета и дате его первого полета. Кроме того, авторы остановились на описании общих моментов конструкции нового J-31. Двухдвигательный одноместный самолет, получивший имя «Гуин» («Сокол»), имеет наклонные кили в хвостовой части, однако не оснащен передним горизонтальным оперением, которое имел его предшественник J-20. Примечательно, что характерные обводы воздухозаборников истребителя получили довольно оригинальное название: «форма раковин моллюска». Рассматривая внешний облик машины, китайские авторы приводят слова неких неназванных зарубежных экспертов, согласно которым есть все основания считать, что J-31 имеет лучшие летные данные, чем американский истребитель Lockheed Martin F-35 Lightning II. В пользу этого утверждения приводится довод в виде более тонких форм самолета и большего размаха крыла. К сожалению, китайские авторы не потрудились указать в своей работе какие-либо подробные характеристики нового самолета.

Отсутствие конкретных цифр было вызвано тем фактом, что главной целью статьи был рассказ не о самом самолете, но о его разработке. Прежде всего отмечается, что главные успехи конструирования новой техники связаны с новыми технологиями, примененными в проектных работах. Несколько лет назад все подобные работы проводились «в формате 2D»: на бумаге. Из-за этого подготовка чертежной документации отнимала немало времени. Кроме того, при таком подходе к исследовательским и конструкторским работам приходилось тратить время на согласование разных частей проекта, за которые отвечали разные группы сотрудников предприятия. Далее был осуществлен переход на новую форму проектирования, объединяющую в себе старые и новые методики. В этот «переходный период» конструкторы Шэньянской авиастроительной корпорации готовили чертежи в двухмерном формате с применением компьютерных систем проектирования. Третьим этапом изменения технологий проектирования стал полный переход на компьютерные трехмерные средства. Все это позволило значительно упростить документооборот, используя только электронные чертежи и документы.

Конечно, переход на полностью компьютерное проектирование дался нелегко. Все эти процессы потребовали переучивания персонала и значительных изменений всей системы разработки новой техники. Тем не менее, такие затраты с лихвой окупились, позволив сэкономить массу времени на различных характерных особенностях «бумажного» проектирования. Одновременно с экономией времени появилась необходимость освоения новых систем координации работ. Интегрированные системы разработки, в которых несколько конструкторов имеют возможность одновременной работы над одной деталью, а большие группы инженеров точно так же могут взаимодействовать при работах больших масштабах, несмотря на кажущееся упрощение проектирования, в некоторых случаях даже усложнили работу. Вопрос оптимизации взаимодействия заставил начать изыскания по теме решения подобных проблем. Однако в первое время главным конструкторам проекта и их помощникам приходилось самостоятельно заниматься определением имеющихся проблем интеграции различных агрегатов.

В ходе работ по переводу Шэньянской авиастроительной корпорации на новый принцип проектирования была создана новая программная платформа с условным обозначением Lean R&D, предназначенная для совместных конструкторских работ и более удобной интеграции отделов конструкторского бюро. Кроме того, в эту специально разработанную систему включены возможности проверки и контроля за качеством работ. Примером результатов перехода на новые методы конструирования авиационной техники китайские журналисты считают сроки, необходимые на разработку новых самолетов. Так, в начале двухтысячных на разработку, испытания и начало серийного производства нового самолета требовалось около 10-15 лет. В случае с новым истребителем J-31 срок от начала разработки до первого полета составил всего 19 месяцев. Примерно столько же времени планируется затратить на испытания и развертывание серийного производства. Таким образом, весь цикл создания «Сокола» не превысит трех-пяти лет. Налицо выгода от перехода на новые системы.

Особый интерес представляет еще один факт, приведенный в статье газеты «Чжунго гунъе бао». Ее авторы утверждают, что создание интегрированной системы проектирования Lean R&D, а также начало испытаний истребителя J-31 с последовавшей за ним разгрузкой персонала конструкторского бюро Шэньянской авиастроительной корпорации позволили начать проработку вопросов, связанных с истребителями пятого поколения. В данном контексте снова применяется китайская классификация, так что новый самолет будет соответствовать общепринятому шестому поколению. Вполне понятно, что никаких подробностей облика нового самолета не было приведено. Очевидно, китайские инженеры и сами пока не имеют представления о них. Тем не менее, начало работ в направлении пятого/шестого поколения в очередной раз демонстрирует китайское рвение в отношении развития своей авиационной промышленности.

Беглый просмотр китайского материала о новых технологиях программирования вызывает стойкие ассоциации. Возникает впечатление, что китайский истребитель J-31 похож на американский F-35 не только внешне, но и «происхождением», а именно технологиями проектирования. При создании F-35 и предыдущего F-22 все организации, занятые в проектах, использовали единое программное обеспечение. Благодаря применению системы CATIA, несколько десятков самостоятельных фирм и организаций могли синхронизировать свои действия. Вполне возможно, что китайская система Lean R&D повторяет архитектуру американского программного комплекса CATIA. Таким образом, китайским инженерам удалось освоить передовые технологии проектирования. Пока рано говорить, какие именно последствия будет иметь введение новых программных средств, но уже сейчас понятно, что китайское авиастроение имеет все шансы ускорить создание новой техники и догнать мировых лидеров отрасли.


По материалам сайтов:
http://periscope2.ru/
http://sac.com.cn/
http://vpk.name/
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Konsmo
    +1
    14 декабря 2012 09:56
    Все это интересно. Но для того что бы нарисовать (перед тем) нужно придумать.
    Судя по статье Китайцы чертить умеют и на бумаге и на компе.
    А мозги то есть? Да и продуть самолетики надо и материалы современные создать.
    А называть поколения 4 -5 или 76 ума много не надо за это не шибко спрашивают.
    Кретерии то где?
    Вон амеры создали 5 вундер вафлю.
    А потом оказалось, на сверх звуке стрелять ракетами не могет.
    Самоуничтожается однако. -_-
    1. AK-47
      +1
      14 декабря 2012 12:29
      Цитата: Konsmo
      Судя по статье Китайцы чертить умеют и на бумаге и на компе.А мозги то есть?

      Можно не сомневаться, есть.
      За всю обозримую историю они напридумывали столько, сколько ни снилось ни одному другому народу. Мозгам надо создать условия и они начнут работать, что в Китае сейчас и делается, способность изобретать у них заложена в генах.
      Сегодняшняя китайская техника может еще и не догоняет, но это временно.
      Не стоит иронизировать, надо делать выводы, против кого они так активно вооружаются.
      1. BruderV
        +6
        14 декабря 2012 13:27
        За всю исторю китайцы так и не совершили ни одного великого географичского открытия, хотя могли, не завоевали всю азию, за них это сделали монголы, придумали порох, но использовали его в основном в феерверках, а приплывшие позже европейцы, нашедшие ему достойное военное применение, отняли у Китая независимость. Сейчас КПК сама вырыла могилу своему народу политикой одна семья-один ребенок. Уже лет через 20 у них пенсионеров станет больше чем работающих и это при отсутсвии вообще каких-либо пенсий в стране потом пойдет спад населения и коллапс экономики. Один ребенок в семье должен будет кормить двух своих родителей-пенсионеров без пенсии да еще и тянуть семью с женой и детьми. Правительство вынуждено будет поднимать уровень заработка, производство в Китае станет невыгодным, западные корпорации потянутся в Индию и другие азиатские страны, а китайская экономика так и останется на уровне развивающейся, потому что притока зарубежных технологий уже не будет, а на свои денег не будет хватать. Если они введут хотя бы минимальную социалку, вся страна уже сегодня утонет в долгах. Бюджетные дыры ужу сейчас имеются. Может конечно будет помягче, но я описал оптимистичный для нас вариант.
        1. AK-47
          0
          14 декабря 2012 16:38
          Цитата: BruderV
          За всю исторю китайцы так и не совершили ни одного великого географичского открытия, хотя могли

          Им это не было нужно, дай бог освоить свою огромную территорию, кроме того у них были другие проблемы, не даром они построили великую китайскую стену.

          Цитата: BruderV
          Сейчас КПК сама вырыла могилу своему народу политикой одна семья-один ребенок.

          Это легко исправить, установить - одна семья-(два-три) ребенка.

          Цитата: BruderV
          Если они введут хотя бы минимальную социалку

          Они уже приняли решение увеличить социалку, уверен, что это к упадку не приведет.

          Приветствую оптимизм. fellow
          1. BruderV
            0
            14 декабря 2012 18:17
            Свою территорию они еще тысячи 2 лет назад освоили неплохо, отгородились от мира великой стеной и на этом усокоились, предвкушая тысячелетия безмятежного благоденствия. Что значит установить 2-3 ребенка? Китайцы не роботы, которых надо программировать сколько иметь детей. Тот кто родился в семье с одним ребенком не захочет иметь больше чем одного своих, ухудшая и свой и их уровень жизни. Пример Японии налицо, сейчас там одна из самых низких рождаемостей. Кроме дешевой рабочей силы и мягкого налогового режима у Китая вообще нет никаких конкурентных преимуществ в производстве. Если они его потеряют, то и экономика загнется. А с учетом того что бедность возвращается в европу это более чем вероятно. За доступ к дешевым ресурсам им придется воевать, но им этого никто не даст сделать.
      2. vaf
        vaf
        +3
        14 декабря 2012 14:53
        Цитата: AK-47
        Сегодняшняя китайская техника может еще и не догоняет, но это временно.
        Не стоит иронизировать, надо делать выводы, против кого они так активно вооружаются


        Абсолютно с Вами согласен,+! Какими "способами" они,китайцы. это делают..это другой вопрос, но то, что это уже не "тупое" клонирование. а уже "попытки" создания собственных разработок и технологий...это факт!
        ну а какими темпами это всё происходит.......здесь без слов! recourse

        вот уже ожидаем новый транспортный самолёт!



        Разрабатываемый китайцами тяжелый военно-транспортный самолет Y-20. , вот здесь очень наглядно видно,что этот самолет по конструктивной схеме одновременно похож на российский Ил-76, европейский А400М и американский С-17.
        Но первые партии Y-20 будут оснащаться ТРДД Д-30КП российского производства. wassat



        1. +1
          14 декабря 2012 18:06
          Ну что могу сказать... Молодцы.
  2. 0
    14 декабря 2012 10:15
    Может это и есть хакрнутый ф35, только двухдигательный вариант (они даже наши движетели не могут скопировать, а тут такой технологичный...)
  3. BruderV
    +2
    14 декабря 2012 11:38
    Весьма сомнительно все это. Не показуха ли? Это как кроссовок abibas вроде выглядит по-хоже, те же три полоски сбоку, а начнешь носить так все ноги мокрые и в мозолях. Так и тут свиду ф-35, а что там внутри у него никому неизвестно. Технологии производства айфонов и сложной военной электроники все же различаются, а превосходство ф-35 в авионике запросто может свести на нет все китайские потуги что-то слепить. Насколько реально у них развито направление радиопоглащающих материалов? Не смоется ли радиозащитное покрытие от первого дождя, как это часто случалось у американцев? Что с тепловой заметностью? Может на радаре он и будет малозаметен, но при этом его примитивным Стингером или стрелой можно будет снести. Судя по обычным круглым соплам все на уровне 4-го поколения. Что со средствами РЭБ и помехозащищенностью бортовых систем? Ответов на это нет и видимо не будет, да и вообще когда Китай в последний раз участвовал в крупной войне, на основании какого опыта они создают самолеты, а фотографии можно до бесконечности рассматривать. В авиации мелочей не бывает, ценность боевой единицы рассматривается по все совокупности параметров его систем. Если самолет именуется 5-м поколениям, то должен соответствовать ему по всем параметрам, а пока видно только то что они умеют копипастить форму планера и работать с 3D проектированием и ничего более. С таким же успехом можно убрать вооружение на Су-35 во внутренние отсеки, снизив ЭПР, покрасить в черный цвет и назвать это 5-м поколением. Иранцы тоже во всю трубят, что копируют американские беспилотники, но с их элементной базой уровня 70-х годов это смешно.
    1. +6
      14 декабря 2012 12:11
      Цитата: BruderV
      С таким же успехом можно убрать вооружение на Су-35 во внутренние отсеки, снизив ЭПР

      У самолетов семейства Су-27 больше всего светит компрессор. Поэтому если снять вооружение ничего координальным образом не улучшится. Как была ЭПР около 22 квадратных метров при виде спереди.

      Малозаметность(и не только в РЛ диапазоне) - оно конечно хорошо, но надо рассматривать все характеристики в комплексе... Сама по себе малозаметность ничего еще не значит.
  4. +3
    14 декабря 2012 12:05
    "J-31 имеет лучшие летные данные, чем американский истребитель Lockheed Martin F-35 Lightning II. В пользу этого утверждения приводится довод в виде более тонких форм самолета и большего размаха крыла."
    Так вот оказывается от чего зависят "лётные данные". winked
    Теперь нашим конструкторам осталось сделать тонкий и широкий самолет и все, мы мы непобедимы.
    1. rolik
      +1
      14 декабря 2012 14:31
      Цитата: Фкенщь13
      Теперь нашим конструкторам осталось сделать тонкий и широкий самолет и все, мы мы непобедимы.

      Это типа фанеры??? Чтобы над Парижем пролетать??? laughing drinks
      А если серьезно, копировать внешний вид это одно. А использовать самые последние технологии в материалах и производстве , это уже совсем другое дело. Самых последних ( да и не очень последних) технологий, я повторяюсь, у китайцев нет. И не думаю, чтобы им их продали или отдали. Поэтому скопированный ими Ф 35. будет светить не меньше чем обычный самолет. Разве только внешний вид будет современный, пусть радуются внешнему виду своих "соколов", с обводами "раковин моллюска", а наши зенитчики будут за ними пристально следить на экранах своих РЛСок.
  5. Никор
    +2
    14 декабря 2012 15:51
    закупаем АЙпадл прикручиваем моторчик с пропеллером вот вам и беспилотник. Плоский, широкий размах, камера высокого разрешения, сенсорный дисплей высокого разрешения))))) laughing
  6. +2
    14 декабря 2012 19:09
    Наша фирма проектирует в 3-D лет пять. При этом догнать западников шансов у нас как у черепахи зайца.
    Надо понимать, что любое проектирование идет под конкретную технологию изготовления, и если это технологии нет - ты хоть в 8D проектируй - результат 0. Не думаю, что у китая есть технологии штатов.
    1. BruderV
      0
      14 декабря 2012 23:39
      Цитата: homosum20
      Не думаю, что у китая есть технологии штатов

      Если бы они у Китая были, то самих Штатов в их сегодняшнем виде точно бы не было, они бы не выдержали конкурентной борьбы и юань был бы мировой валютой, а не доллар. США как видно вообще не очень беспокоит этот китайский хай-тек, по крайней мере в барабан никто не стучит и новую холодную войну не раздувает. Да и у нас никто не трубит, что надо срочно вооружаться. Значит причины наверное все же нет говорить о китайском прорыве в оборонке. Мне вообще кажется, что партнерство по разработке ПАКФА мы разделили с Индией (видимо все уже наелись китайских нелецинзионных копий) и поэтому Китай от безысходности пытается всеми силами хоть что-то похожее на 5-е поколение изобразить. Главное чтоб самим не стало страшно от характеристик своих поделок-подделок
  7. bart74
    0
    15 декабря 2012 01:17
    Думаю, что основная цель китайцев сделать не столько хорошо, сколько много и так сойдёт. Прочитал тут на Регнуме, что китайцы на сегодня в месяц стали льют больше, чем амерсы за год. Не всё же идёт на консервные банки. Да и ещё. Всё таки раскладки будущей войны амерсов с китаем более реальны, чем китайцев против нас. Россия при всей её нефтедобычи качает нефти в пять раз меньше, чем китай потребляет. Да и почему-то никто не кричит, что 2-я территория в мире (КАНАДА) при населении в 34млн, без ЯО ждёт чей-то интервенции.
    Думаю истерию по поводу китайской угрозы не стоит раздувать. Да, иметь в виду, но не более того.
    У амерсов один подход, стравить-ослабить, разделить и властвовать.
  8. arthur_hammer
    0
    15 декабря 2012 14:37
    согласен качество китайской продукции оставляет желать лучшего)))
  9. ёршик
    0
    16 декабря 2012 18:26
    Качество китайской продукции зависит от кармана покупателя. Тут поют, что у китаев никаких технологий нету. Не знаю, не знаю. То с какой скоростью они осваивают новые технологии просто поражает. Покажи китайцу какую либо вещь он тебе её сварганит за день.
    И ещё по ходу спросит какую сделать. Оригинал или чуть дешевле копию. Вот увидите, через 2-3 года они запустят в малую серию эти самолеты.
  10. 0
    21 декабря 2012 19:42
    Продал китаец душу дьяволу,через два жня душа сломалась,,,,