Деревянное Средневековье: эпоха фахверка и сундука

68
Деревянное Средневековье: эпоха фахверка и сундука
Фахверковый дом в Амстердаме. Рис. Класа Янсона Висхера. 1608–1625 гг.


«Я дам дровосекам, твоим слугам,
которые рубят деревья,
двадцать тысяч коров смолотой пшеницы,
двадцать тысяч коров ячменя,
двадцать тысяч батов вина
и двадцать тысяч батов оливкового масла».

Вторая книга Паралипоменон, 2:10



«Плотник, выбрав дерево,
протягивает по нему линию,
остроконечным орудием делает на нем очертание,
потом обделывает его резцом и округляет его».

Книга Исхода, 44:13
[/i]
Профессии Средневековья. Древесина в качестве поделочного материала играла в Средневековье исключительно важную роль. Деревом пахали, деревом сражались, из дерева строили дома и корабли, деревом топили очаги и печи. Поэтому профессии, связанные с обработкой древесины, тогда очень ценились.

Изначально почиталась профессия лесоруба, поскольку именно его топором изводились леса под пашню. Высоко ставилась профессия плотника, строившего дома – ведь плотником был и сам отец Иисуса Христа. Ну а какой же дом мог быть без мебели? И если крестьяне худо-бедно сами мастерили скамьи, лавки и столы, то сделать уже тот же сундук, с плотно прилегающей к нему крышкой, им было уже не по силам и требовалось обращаться к специалисту, то есть столяру.

Здесь следует заметить, что хотя предметом работы и плотника, и столяра является работа с деревом, между ними имеется существенная разница. Плотник занят созданием деревянных конструкций крупного размера (таких как, скажем, дома и корабли) и зачастую он делает все с нуля, используя набор соответствующих плотницких инструментов. А вот у столяра инструменты более деликатного свойства, как и сама его работа, которая заключается в изготовлении предметов быта и мебели из древесины разных пород.


Хайнц Зегер, брат-пильщик. Прежде чем работать с деревом, его следует напилить на брусья и доски. Этим как раз и занят пильщик, который стоит на деревянном брусе, который лежит на двух стойках, и распиливает его пополам продольной рамочной пилой. Под брусом лист бумаги остался белым, изображения на нем нет, что, видимо, предполагает, что там должна была быть нарисована яма. В ней должен был находиться второй пильщик и тянуть пилу вниз. Одному пильщику с распиловкой столь массивного бруса такой тяжелой пилой было бы просто не справиться. 1425 год. Amb. 317.2° Folio 39 recto (Mendel I)


Ханс Стенгер, брат-плотник. Изображен на фоне строящегося фахверкового дома. Он измеряет балку, которая крепится к козлам с помощью двух скоб. На земле лежат различные инструменты: пила, топор, металлические скобы, шнур с катушкой. Иллюстрация 1607 года. Средневековье уже явно закончилось, но все приемы работы ничуть не стали отличаться от тех, что применялись в 1425 году! Amb. 317b.2° Folio 73 recto (Mendel II)

На иллюстрациях из «Книги двенадцати братьев» представлено довольно много плотников за работой, причем многие из них показаны за работой по постройке дома.

Дома, изображенные на этих же иллюстрациях, как правило, принадлежат к фахверковому типу, то есть это дома каркасной конструкции, типичной для крестьянской архитектуры многих стран Центральной и Северной Европы. Причем среди горожан-бюргеров такие дома тоже пользовались большой популярностью. Строились они везде, где росли леса и было достаточно глины, но не хватало строительного камня или же он был слишком уж дорог. Жилые дома такого типа строили в X–XI веках, а к XVI веку мастерство их строителей достигло такого совершенства, что фахверковые дома приобретали прямо-таки изысканный вид: а их строители соревновались между собой в создании самых сложных узоров, образованных их каркасной конструкцией.

Суть конструкции состояла в том, чтобы между четырьмя опорными столбами создать конструкцию из поперечных и продольных балок, а все пространство между ними заполнить кирпичом или даже саманом (смешанной с рубленым камышом или соломой глиной). Это было и экономически выгодно, и в достаточной степени дешево. Чтобы саман держался в стене и не выпадал, под него готовили плетеное основание из тонких веток, которые вставляли в заранее сделанные пазы внутри балок. Глина со временем высыхала, от чего между заполнением и элементами каркаса возникали щели. Но их заделывали шерстью, смешанной с известью. Изнутри саман закрывали деревянными, в том числе и резными, панелями.

Балки для таких домов пилили большими пилами, а то даже и вытесывали просто топорами. С помощью долота в них проделывались пазы для связи, и их прочно скрепляли друг с другом. Кладку белили известью с мелом, а каркас оставляли темным, естественного цвета дерева. Это создавало своеобразный узор: конструкция превращалась в декоративный мотив.

Фасад дома средневековые зодчие строили уступами, то есть вверху он был шире, чем внизу, хотя и не намного. Делалось это для того, чтобы защитить его от губительной влаги. Благодаря таким выступам, дождевая вода, попадая на фасад, стекала не с этажа на этаж и не лилась на фундамент, а попадала на землю перед домом, что было уже не так страшно. Фахверковые дома были очень теплыми, сухими и, как мы сегодня бы их назвали – экологичными, но требовали регулярного ремонта и обновления. Так что тем же плотникам сидеть тогда без работы не приходилось!


Столяр-брат Карл. Карл стоит за рабочим столом и строгает рубанком заготовку, зажатую дюбелями. Стамеска и молоток лежат на столе, а рамочная пила висит на стене. На переднем плане на полу стоит уже готовая мебель, сундук и шкаф. 1425 год. Amb. 317.2° Folio 21 recto (Mendel I)

Но вот дом построен и… Какая же в нем в Средние века стояла мебель?

Понятно, что мебель знати и горожан сильно отличалась от крестьянской. Поэтому мы начнем с тех, на кого в то время все так или иначе равнялись – с владетельных сеньоров.

В раннем Средневековье, когда знатным господам часто приходилось переезжать из замка в замок, мебель была в основном… переносной и состояла из складных стульев, табуретов, сундуков-кроватей, кроватей из точеных стоек и стержней, обеденных столов на козлах, легко разбиравшихся на части.


Средневековый трехногий табурет. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Но особое значение в ту пору, да и впоследствии тоже, имели сундуки, в которых хранилась одежда, деньги и все прочие ценности. В Северной Европе мебель делали из сосны, а на юге – из дуба, причем инструментов было немного: топор, пила и, возможно, какой-то рубанок.

Сундук и в замке, и в убогой крестьянской лачуге был самым почетным предметом. И продолжалось такое отношение к сундуку не годы – столетия. Так что Средневековье вполне можно было бы назвать «эпохой сундука».


Свадебный сундук кассоне XIV в. Задняя стенка. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


Крышка этого сундука

Но, несмотря на то, что мебели было мало, и конструкция её была проста, декор мебели был очень богат. Ее покрывала искусная резьба из плетеных узоров и резные фигурки людей и животных.

Работу столяра существенно облегчила изобретенная в начала XIV века в Аугсбурге лесопильная мельница с водяным приводом больших рамочных пил. Затем уже в начале XVI века в Регенсбурге научились нарезать из дерева тонкую фанеру, что позволило украшать мебель не только резьбой, но и интарсией из разноцветного дерева.

Во второй половине XV века прямоугольная форма сундука приобретает новое звучание. Его поверхности заполняются растительным и фигурным декором, подножие оказывается сильно профилированным, углы тоже начинают украшать. Сундук становится настоящим произведением искусства. В период его расцвета (1470–1510) украшением сундуков заняты Ботичелли, Филиппино Липпи, Поллайоло и Пьетро ди Козимо.


Кассоне из Италии, Флоренции или Лукки, 1485–1495 гг. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

В Венеции роскошные сундуки делали вплоть до XVI века, ставили их на львиные лапы, украшали масками, гербами, путти (маленькими фигурками человечков).

Родственной сундуку была «касса-панка», то есть скамья-сундук с высокой задней стенкой и такой же высоты боковыми стенками. Особенной пышностью отличались свадебные сундуки кассоне для хранения приданого невесты. Сундуки были разными в разных местностях. Сундуки были люнебургские (самые консервативные по своему виду), южнонемецкие и итальянские и тирольские. Но во всех случаях отмечается их «парадность».


Столяр-брат Питер. На иллюстрации он стоит перед почти законченной работой – большим шкафом, и прилаживает к нему полку. Деревянные молотки и стамески лежат позади него на верстаке, на котором лежит доска, а на стене на заднем плане висит рамочная пила. Перед верстаком стоит небольшой сундучок без крышки, над которым тоже, видимо, идет работа. Карниз шкафа украшен богатой резьбой. 1444 год. Amb. 317.2° Folio 66 verso (Mende II)

В то же время в убранстве жилого помещения в XV веке все большее значение приобретал привычный всем нам сегодня шкаф, представлявший собой тогда по сути два сундука, поставленных один на другой. Теперь он появляется не только в сакристиях* и ратушах, но и – в новой функции – в обычных домах.

Для хранения посуды и столовых приборов начали изготовлять «креденца» – больших или меньших размеров шкафы с двумя дверками и с выдвижными ящиками под откидной доской. Украшались такие шкафы очень богато: пластическими розетками, филенчатыми обрамлениями и пилястрами, колоннами и гермами**. Шкаф, как и сундук, стал поистине монументальным сооружением, весь облик которого говорил о богатстве и возможностях его владельца.

Совсем особое назначение исполняла и такая новинка, как шкаф-кабинет – с откидной или выдвижной деревянной панелью для письма и с различными выдвижными ящиками для хранения письменных принадлежностей. Такие шкафы заказывали себе банкиры и купцы, они проводили за ними немало времени.

Появился еще и шкаф с выдвижными ящиками – двумя наверху и тремя внизу, а также книжный шкаф, поскольку книги теперь стали печатать, и их стало значительно больше – с решетчатой филенкой или в виде простого книжного стеллажа.


Шкаф креденца. Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева. Фото автора

Отражением стремления состоятельных граждан к роскошному образу жизни теперь еще стала и кровать, превратившаяся в часть архитектуры стены. Она снабжалась повышенным изголовьем и стояла на сундукообразном постаменте на приступках. Около 1500 года на постамент ее ставить перестали, а затем в период Высокого Ренессанса она превратилась в поистине великолепное произведение искусства с каннелированными (то есть прорезанными вертикальными канавками) и профилированными колоннами, на которых покоился балдахин из брусьев.


Резьба по дереву была очень популярна в Европе и все Средневековье, и в Новое время… Резной алтарь 1636 года с местом для распятия. Италия. Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева. Фото автора

Столы перестали делать разборными, и они также становятся произведениями искусства. Их делают опирающимися на две-три опоры, украшенные фигурами грифонов и кариатид. Популярными становятся низкие столики на точеных ножках. Все это потребовало совершенствования технологии обработки дерева и, в частности, применения токарного станка.


Токарь по дереву, брат Линхард Дрекслер. Иллюстрация из «Книги двенадцати братьев» показывает нам его за работой на токарном станке с ножным приводом. В руке у него резец, которым он обрабатывает зажатую в станке заготовку – что-то напоминающую деревянную трубу – возможно, это будет деревянная пивная кружка. Токарный станок приводится в движение кожаным ремнем, который прикреплен к педали и соединен с рычагом, выполняющим функцию пружины. Работать на таком станке было, несомненно, тяжело, так как приходилось одновременно действовать и руками и ногой. 1425 год. Amb. 317.2° Folio 18 verso (Mendel I)

Работать приходилось на таком станке вдвоем: один двигал луком, другой обрабатывал деталь. В принципе, если станок был мал, да и сами обрабатываемые детали невелики по размерам, то можно было на таком станке работать и одному человеку: одной рукой приводить деталь во вращение, а другой держать резец.

Только вот такая конструкция имеет целый ряд недостатков.

Первый – наличие холостого хода. То есть заготовка на таком станке крутилась то в одну сторону, то в другую, тогда как обтачивать ее можно было лишь при вращении ее в одну сторону. В противном случае на древесине получались задиры (а только с древесиной на таком станке и можно было работать!) и неровности.

Второй проблемой была слишком малая скорость вращения детали.

Наконец третья проблема заключалась в том, что точно обрабатывать дерево было невозможно. Ведь мастеру приходилось держать резец в руках. А рука могла дрогнуть, нога – качнуться не с той силой...

Так что, если те же самые точеные балясинки для мебели на этом станке и можно было точить, то уже какие-то сложные детали с высокой точностью изготовить на нем было практически невозможно. Но вот для деталей мебели такой станок годился вполне.


Токарный станок. Иллюстрация из книги «Венера и Марс. Средневековая домашняя книга из собрания принцев Вальдбургских Вольфегг». Мюнхен 1997 г.

Точили на подобных станках деревянные тарелки, блюда, пивные кружки, деревянные подсвечники и точеные ножки и стойки для кроватей, полок и кресел. Одним словом, для мастеров, работавших с деревом в начале XV века, это было вполне подходящее, а главное – вполне доступное приспособление, позволяющее изготавливать более или менее одинаковые детали цилиндрической формы.


Свадебный сундук. Италия, XVI в. Ореховое дерево. Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева. Фото автора

А около 1600 года с помощью такого же старого станка начали вытачивать и ножки для нового типа кресла – голландского, представлявшие профилированные балясины. На такие же точеные ножки начали ставить и табуреты, и круглые столы всего на одной опоре. Кровати в XVI веке также получили точно такие же точеные опоры для балдахина.


Шкаф-бюро, Голландия, XVII в. Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева. Фото автора

*В католических храмах ризница называется сакристия. Она представляет собой помещение, которое располагается сбоку или впереди алтаря, в котором хранятся принадлежности культа (священные сосуды и богослужебные облачения священнослужителей, богослужебные книги и т. д.), а также совершается облачение священнослужителей и некоторые другие обряды.

**Герма – колонна в виде человеческой фигуры.


P. S.


А вот это обложка авторской книги «Блестящее Средневековье: рыцари и замки». Книга вот-вот поступит в печать и, скорее всего, выйдет уже к новому учебному году.

По сути в ней все то же самое, о чем на ВО рассказывалось в течение многих лет в самых разных статьях, но только все это собрано воедино, дано в соответствующей литературной обработке и снабжено прекрасным оформлением в виде миниатюр из старинных манускриптов и личных фотографий автора.

Выпускает эту книгу издательство «АСТ-Эксмо».
68 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +20
    2 июля 2023 04:55
    Фахверковые дома строили там, где было мало лесов. И набивали пустоты чем попало, даже фекалиями. Лично мне дизайн фахверковых домов нравятся, но в Центральной России и Сибири такие дома попросту не годятся. На Руси и в Скандинавии, где традиционно много леса, всегда стоили деревянные дома - они теплые и быстровозводимые. Но мне известна одна фахверковая архитектура и в нашей стране - здание механотерапии в Ессентуках...

    Здание построено архитектором Зилинским в 1902 году...
    1. +11
      2 июля 2023 05:08
      Доброе утро, Николай! Привет с малой Родины!
      Так Цандеровский институт выглядел в 1902 году. Построен всего за четыре месяца!

      Главной его достопримечательностью все же является не сама уникальная архитектура, а легендарная культовая скамейка , ставшая местом паломничества. Можно верить, можно не верить в ее КПД. но люди к ней едут со всех краев
      фото. Скамья Примирения
      1. +7
        2 июля 2023 05:34
        Ай, да Ричард!Такое раскопал!!! Никогда про этот дом не слышал и про скамейку... Может быть потому, что примиряться мне было не нужно ни с кем?
      2. +8
        2 июля 2023 05:41
        Мое почтение, Калибр! Истины ради "раскопал" не я, а Luminman - он здесь родился и провел детство. Кстати, старинным уникальным цандеровским тренажерам уже столько лет, а они до сих пор в отличном состоянии и настолько хороши, что надо брать пример и делать подобные для спортзалов по всей России. Позаниматься на них в Институте механотерапии тпрошлым летом стоило всего 260 рублей.
        Всем доброго дня!
        1. +11
          2 июля 2023 06:07
          Цитата: Ричард
          Кстати, старинным уникальным цандеровским тренажерам уже столько лет, а они до сих пор в отличном состоянии и настолько хороши, что надо брать пример и делать подобные для спортзалов по всей России. Позаниматься на них в Институте механотерапии тпрошлым летом стоило всего 260 рублей.
          Всем доброго дня!

          И Вам доброго дня! Вся страна знает эти тренажеры. wink


          А хороший бревенчатый дом мало поставить (сруб установить, крышу вывести), ему выстоятся надо, усадку дать.
          1. +8
            2 июля 2023 06:24
            Все имеет значение: начиная от подбора древесины, сезона рубки и т. д.
      3. +6
        2 июля 2023 05:56
        Цитата: Ричард
        легендарная культовая скамейка

        Признаться, никогда о такой не слышал, хотя бывал там не один раз. Доброе утро...
        1. +8
          2 июля 2023 06:09
          Скамейка была спроектирована Цандером так, чтобы усидеть на ее краях было не возможно, сидевшие в итоге прижимаются друг к другу.
          Признаться, никогда о такой не слышал

          А зачем нам в детстве была нужна такая скамейка? Мы тогда и без нее прекрасно обходились - утром в кровь раздерешься, а к вечеру уже помиришься smile Если не ошибаюсь, былую славу этой скамейке возвратил фильм "Любовь и голуби"
      4. +12
        2 июля 2023 06:47
        Так Цандеровский институт выглядел в 1902 году.

        Доброе утро всем.
        Добавлю, здание в Ессентуках в стиле фахверка – это дань моде – Ар Нуво или на нашей почве Русский модерн.
        Их было не так много, но в рамках Ар Нуво они строились в России.
        Это сараи в усадьбе Поленова:

        Эклектичный дом в усадьбе Морозовых:

        Но самое большое количество, это Пушкин, С-Петербург, где стоят ряд коттеджей в стиле Русский модерн, с использованием декоративного фахверка. Примером для них послужили английские коттеджи времен Тюдоров. Это дача Великого князя Бориса Владимировича, архитекторы Шернборн и Скотт:



        Дача графа Гудковича построена в этом же стиле. Этот тюдоровский стиль в архитектуре Пушкина не случаен – он олицетворял династические связи императорской семьи, строительство велось при контроле Александры Федоровны.
        Дача архитектора Шмидта в Павловске: и элементы фахверка в Русском модерне:
        1. +7
          2 июля 2023 06:56
          Цитата: Эдуард Ващенко
          Ар Нуво или на нашей почве Русский модерн

          Фахверк - инженерное сооружение, состоящее из несущих балок и разнообразной внутренней набивки. Приведенные вами примеры - всего лишь элементы дизайна и обыкновенная лепнина, никакого отношения к фахверку не имеющая. Что-то вроде Здания Британского парламента, выполненного в стиле готики, но готикой ни в коем случае не являющаяся...
          1. +3
            2 июля 2023 07:39
            Фахверк - инженерное сооружение, состоящее из несущих балок и разнообразной внутренней набивки.

            Конечно это так, как и Цандеровский институт - это стилизация, а не классический фахверк.
            1. +6
              2 июля 2023 08:18
              Цитата: Эдуард Ващенко
              это стилизация, а не классический фахверк

              Самый настоящий фахверк - деревянный каркас, заполненный кирпичем...
    2. +6
      2 июля 2023 05:53
      Верно.
      Поэтому классические книги по лесоводству нередко начинаются так: «Лесоводство - дитя нужды» (с).
      1. +8
        2 июля 2023 08:45
        И мне разрешите присоединиться с пожеланием здоровья всем присутствующим! wink )))
        Про Цандеровский институт знала всегда, ибо увлекалась когда-то космонавтикой, книги были дома, фотография института --знакома, спасибо за щемящее душу напоминание!
        А благодаря статье (вы будете смеяться) наконец поняла различие между плотником и столяром. Вопрос периодически возникал (кого пригласить, чтоб поправить осевшую комнатную дверь), да и затухал как-то...
        А теперь знаю, что мою дивную длинную шкатулку, инкрустированную перламутром, изготовил... краснодеревщик! wassat )))
        1. +4
          2 июля 2023 08:55
          Цитата: депрессант
          дивную длинную шкатулку, инкрустированную перламутром,

          А фото посмотреть? Вы сюда свою, а я свою - обменяется?
          1. +4
            2 июля 2023 09:15
            Вячеслав Олегович!
            Я всё никак не могу вспомогнуться на обучение процессу размещения фотографий в постах. Антон однажды опубликовал алгоритм действия, и я тот алгоритм прилежно в тетрадку выписала. Попыталась использовать, но споткнулась на одном из последних пунктов, что-то вроде "а теперь перенесите фотографию к себе". Куда - к себе? В фотогалерею? А как оттуда в комментарий? В общем, помучалась да и плюнула на это дело crying (((
            1. +3
              2 июля 2023 09:32
              Антон однажды опубликовал алгоритм действия, и я тот алгоритм прилежно в тетрадку выписала. Попыталась использовать, но споткнулась на одном из последних пунктов,
              Вероятно, имело смысл переспросить.
              Здравствуйте, Людмила Яковлевна!
              1. +2
                2 июля 2023 10:42
                Доброе утро, Антон!
                Не повезло. Напечатала ответ, да по известным обстоятельствам не на ту кнопку нажала, стёрся. Я́ Вам попозже в личку отправлю ваш алгоритм и сформирую вопросы. Буду рассчитывать на вашу любезность.
                1. +3
                  2 июля 2023 11:01
                  Буду рассчитывать на вашу любезность.
                  Хорошо.
                2. +7
                  2 июля 2023 11:20
                  Цитата: депрессант
                  любезность

                  Вот Вам для поднятия настроения - от меня!
        2. +3
          2 июля 2023 16:17
          А благодаря статье (вы будете смеяться) наконец поняла различие между плотником и столяром.
          Людмила Яковлевна, ну неужели не помните рассказ Чехова "Каштанка". Там столяр Лука Александрыч говорил Каштанке: "Ты, Каштанка, супротив человека как плотник супротив столяра!"
    3. +4
      2 июля 2023 18:49
      Цитата: Luminman
      И набивали пустоты чем попало, даже фекалиями.


      Это работа для брата-конопатчика.
  2. +7
    2 июля 2023 05:51
    Спасибо, Вячеслав Олегович!

    — Ты, Каштанка, насекомое существо и больше ничего. Супротив человека ты всё равно, что плотник супротив столяра...
    1. +6
      2 июля 2023 06:58
      Цитата: Korsar4
      Супротив человека ты всё равно, что плотник супротив столяра...

      Хотел использовать эти слова в качестве эпиграфа, но потом подумал, что несерьезно будет... Залез в Библию...
      1. +6
        2 июля 2023 07:01
        Одна из любимых фраз моего близкого товарища.

        А серьезным быть не обязательно. Есть хороший пример - Незнайка.
  3. +7
    2 июля 2023 06:21

    В Америке фахверковый стиль называется Тюдор (Tudor). Стоимость при прочих равных выше чем каркасных строений обшитых досками или более современными материалами, типа виниловый сайдинг. Но есть и немало имитаций, т.е. каркасное строение, а снаружи имитация из штукатурки и плоских досок вместо брусьев. И доски еще темнят чем-то типа морилки, чтоб создать впечатление потемневшего от времени дерева.
    1. +6
      2 июля 2023 07:04
      Цитата: Наган
      В Америке фахверковый стиль называется Тюдор

      Его завезли туда эмигранты из Германии, коих среди белого населения насчитывается примерно половина. Штаты Висконсин, обе Дакоты, Миннесота - почти полностью фахверковые, за исключением крупных городов...
  4. +9
    2 июля 2023 06:22
    Термин "фахверк" и сегодня широко используется. Несущие конструкции фасадов современных зданий которые крепятся к основному несущему каркасу и на которые навешиваются панели или стекло так и называются фахверк.
    1. +5
      2 июля 2023 07:12
      Цитата: Konnick
      Термин "фахверк" и сегодня широко используется

      Fach - это коробка или ящик. В широком смысле под это определение может подойти любое строение. Однако, в понимании узком - несущие деревянные балки, набитые всем, что только строителю попадется под руку...
  5. +5
    2 июля 2023 06:36
    Под Кобленцем есть деревушка Монреаль, так вот там до сих пор заселены дома построенные в 12 веке.
    1. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
    3. +7
      2 июля 2023 10:17
      Дома в Монреале восстановленные, но это не отменяет колоритности и атмосферности местечка




  6. Комментарий был удален.
  7. Комментарий был удален.
  8. +8
    2 июля 2023 08:38
    В Средневековье, когда людям часто приходилось переезжать, мебель была в основном… переносной и складной
    фото. Модная табуретка из дома Петрарки в Падуе, Италия.1301-1400 гг.


    1. +6
      2 июля 2023 08:49
      Складная мебель XIV века на миниатюрах

      и в музеях






    2. +5
      2 июля 2023 09:28
      Один из ключевых моментов уклада - «охота к перемене мест». И мебель этому укладу соответствует.
  9. +9
    2 июля 2023 09:18
    Но чаще всего в средневековье к столярам обращались не за мебелью, не за бытовыми изделиями, не за посудой, дверми и рамами, а за ... обувью! И это были не сабо - а паттены, башмаки на деревянной подошве с железным ободом, надевавшиеся поверх обычной обуви для ходьбы по грязи и защиты подошвы обуви от каменной мостовой
    фото. паттены XIII - XVI вв. Городской музей истории Парижа (фр. Hôtel de Carnavalet)





    Их носили все слои населения без исключения - и знать и простолюдины, носили долго, не одно столетие - до тех пор пока их окончательно не вытеснили калоши
    1. +8
      2 июля 2023 09:42
      Сундук и в замке, и в убогой крестьянской лачуге был самым почетным предметом. И продолжалось такое отношение к сундуку не годы – столетия. Так что Средневековье вполне можно было бы назвать «эпохой сундука».

      Сундуки в ту эпоху встречались повсеместно. В музее истории Парижа (Hôtel de Carnavalet) можно увидеть разнообразные сундуки XIV вв.
      и крестьянские

      и королевские


      1. +4
        2 июля 2023 20:42
        Уважение к сундукам. Глаз притягивают.
        Как и шкатулки - сундук в миниатюре.
  10. +8
    2 июля 2023 09:24
    плотником был и сам отец Иисуса Христа.
    Плотником вроде был сам Иисус,а отец у него-из топ-менеджеров fellow .
    1. +4
      2 июля 2023 10:01
      плотником был и сам отец Иисуса Христа.

      Ай да Вячеслав Олегович! Ничего не боится. На саму Святую Троицу покусился! belay
      Автору сильно повезло, что он живет в XXIв., а не в XIIIв. - в то время за подобную фразу, боюсь, его парижские инквизиторы даже бы до костра на набережной Ювелиров, где сжигали еретиков не довели - толпа бы по дороге растерзала laughing
      Добрый день, Алекс hi
      1. +6
        2 июля 2023 10:46
        Роль инквизиции в повседневной жизни Высокого Средневековья чрезвычайно демонизирована в последующие эпохи.
        Мое почтение, Дмитрий!
      2. +3
        2 июля 2023 10:52
        Доброе утро! Вспомнилось,что в Англии фахверковые дома часто строили из дерева с разобранных кораблей Royal Navy. И грозный корабль обретал вторую жизнь как тихий паб или лавка мясника yes .
    2. +6
      2 июля 2023 11:05
      Цитата: Болторез
      Плотником вроде был сам Иисус,а отец у него-из топ-менеджеров

      Вы плохо в школе изучали Закон Божий. Иосиф, его отец, был плотником, но отцом биологическим был тот, кого вы называете топ-менеджером... wink
  11. +8
    2 июля 2023 09:32
    Родственной сундуку была «касса-панка», то есть скамья-сундук с высокой задней стенкой и такой же высоты боковыми стенками.

  12. +5
    2 июля 2023 09:39
    Шалом, православные!
    Возник вопрос не по теме. У меня одного последние сутки проблема с размещением комментариев через мобильную версию?
    1. +3
      2 июля 2023 09:44
      И не только через мобильную. Через не мобильную тоже.
      1. +3
        2 июля 2023 09:56
        Судя по дублю Вашего комментария, понял, что мой случай не экзотичен. Про полноформатную версию не знал.
        1. +4
          2 июля 2023 10:13
          Мое почтение, Антон! сайт "бунтует" уже второй день - периодически "тугодумит", то появляется, то исчезает колокольчик ответов на комментарии. Постоянно приходится перезагружаться, чтобы вставить коммент. Думаю, в понедельник наладят.
          1. +4
            2 июля 2023 17:33
            Аналогично. Достало уже. А колокольчик у меня пропал уже очень давно. drinks
    2. +3
      2 июля 2023 21:46
      Сегодня размещаются, при этом зависая. Но размещаются. Не самая критическая проблема.
  13. Комментарий был удален.
  14. +3
    2 июля 2023 09:50
    Наконец третья проблема заключалась в том, что точно обрабатывать дерево было невозможно. Ведь мастеру приходилось держать резец в руках. А рука могла дрогнуть

    Это не проблема. Вы не поверите, но и в XXI веке мастер при работе на токарном станке по дереву держит резец в руках.
    1. +2
      2 июля 2023 09:54
      Да, и наш мастер по прозвищу Обрубок, вовсе в нас молотками швырял...
    2. +5
      2 июля 2023 10:18
      Цитата: Frettaskyrandi
      держит резец в руках

      Но ногой при этом не дергает, что придает рукам устойчивость.
      1. +2
        2 июля 2023 10:26
        Но ногой при этом не дергает

        При навыке работы это не мешает. Станки с ножным приводом встречаются до сих пор.
      2. +4
        2 июля 2023 10:29
        Но ногой при этом не дергает, что придает рукам устойчивость.
        Вячеслав Олегович, дерганье ногами никак не влияет на устойчивость рук. Это Вам любой водитель скажет.
        Спасибо за статью!
  15. +6
    2 июля 2023 10:27
    Затем уже в начале XVI века в Регенсбурге научились нарезать из дерева тонкую фанеру, что позволило украшать мебель не только резьбой, но и интарсией из разноцветного дерева.

    Странная фраза. Из дерева нарезают или лущат шпон. Фанера - это клееные слои шпона.
    И то и другое было известно еще во времена древнего Рима, где из клееного шпона делались щиты для воинов.
    1. +8
      2 июля 2023 11:25
      Цитата: ИванИванычИванов
      тонкую фанеру,

      Это Вы хорошо заметили. Конечно, следовало написать шпон. Ошибка, явно.
  16. +5
    2 июля 2023 10:42
    "Пилорама"-это ,конечно, хорошо ! Но топор-это наше все! Выражение "топорная работа" до сих пор не исчезло из нашего языка !Из бревна(ствола дерева) "вырубали" топором не только брус, но и доски ! Потому и назывались тогда "пиломатериалы " ТЁСОМ ! Так что брёвна не только пилили ,но и обтёсывали ! "Вытёсывать" из бревна ,,аккуратные,, доски -дело не простое и не лёгкое ! Потому -то и крыли крышу тёсом зажиточные собственники жилья ;т.к. тёс стоил дорого...
    P.S. За статью большое спасибо Вячеславу Олеговичу ! Получил от чтения немалое удовольствие ! В юные годы очень увлекался историей;причём особое место занимала история быта "былых времён" ! В мои годы доступ к информации был затруднён... немного удавалось узнать ! А потом ,со временем, многое и забылось ! С удовольствием восполняю "пробелы" ,читая статьи Шпаковского !
    1. +9
      2 июля 2023 12:54
      Цитата: Nikolaevich I
      "Пилорама"-это ,конечно, хорошо ! Но топор-это наше все! Выражение "топорная работа" до сих пор не исчезло из нашего языка !Из бревна(ствола дерева) "вырубали" топором не только брус, но и доски ! Потому и назывались тогда "пиломатериалы " ТЁСОМ ! Так что брёвна не только пилили ,но и обтёсывали ! "Вытёсывать" из бревна ,,аккуратные,, доски -дело не простое и не лёгкое ! Потому -то и крыли крышу тёсом зажиточные собственники жилья ;т.к. тёс стоил дорого...

      Немного уточню, для роспуска бревна на плаху или тес, осматривали расположение древесных волокон, прямослойная текстура хорошо раскалывалась из срубленного зимой дерева на морозе.
      В настоящее время еще есть мастера, которые изготавливают охотничьи лыж из таких тесин, или деревянные нарты, даже сани/кошевки, из самостоятельно выбранного дерева, срубленного, расклиненного на плахи (из нее еще бруски получатся) и тесины.
      Способы разметки под роспуск клиньями:

      Практика, пока еще не экспериментальная археология:
  17. +2
    2 июля 2023 12:20
    Кассоне из Италии

    Ну ему прямо место в усыпальнице)))
    ПиСи: недочет небольшой, пила ниже - не рамочная, а лучковая, она так называлась не потому, что рамка в виде лука - такие пилы начали делать сравнительно недавно, из металла, а потому что полотно натягивалось жгутом, как лук. Вверху вон - закрутка видна хорошо. Рамочная пила - в жестком каркасе закреплена, применялась для распилки бревен например на доски, вот где брат-пильщик - там рамочная. А у столяра - лучковая wink Кстати, такие пилы и в позднем СССР прекрасно помню - удобная вещь)
  18. +3
    2 июля 2023 12:33
    Вячеславу Олегович спасибо за статью, коллегам доброго дня! hi
  19. +5
    2 июля 2023 13:15
    Для хранения посуды и столовых приборов начали изготовлять «креденца» – больших или меньших размеров шкафы с двумя дверками и с выдвижными ящиками под откидной доской.

    Первоначально credenza - это церковная мебель, стол, располагавшийся возле алтаря, на котором хранились принадлежности для мессы.



    В дальнейшем - стол для credenza - дегустации еды на предмет ядов перед подачей на стол владетельных особ. А уже в XIV веке креденца приобрел форму шкафа с украшениями в виде резьбы.

  20. +5
    2 июля 2023 13:28
    Кстати, автор упустил еще одну существенную вещь из мебели средневековья - шкаф для хранения оружия - армуар, предшественник нынешнего оружейного сейфа.

    Бургундский армуар XVI века. Позже армуары стали использовать для хранения одежды и даже книг.
  21. +3
    2 июля 2023 19:00
    Балки для таких домов пилили большими пилами, а то даже и вытесывали просто топорами.


    Насколько помню до эпохи механических двигателей предпочтительно делали доски и балки раскалывая и расщепляя стволы.
    Ну и одна из важнейших профессий не упомянута - бондарь. В те времена деревянная тара была очень разнообразной и гораздо более важной практически, чем сейчас.
    1. +2
      2 июля 2023 19:07
      Цитата: ycuce234-san
      Ну и одна из важнейших профессий не упомянута - бондарь.

      Нельзя впрягать в одну повозку коня и трепетную лань. Всему свое время.
  22. +1
    2 июля 2023 21:48
    Поздравляем с изданием Атласа, думаю успех будет, не проходная книжица.
    Что до мебели, деревяннвя мебель такого уровня и сейчас, при других инструментах вельма недешевый товар, с душой, кто понимает.
    Я на индийской выставке купил себе тумбочку с резьбой под кофемашину у меня встала, и табуретку-слона в прихожую: заходишь - слон встречает ("Здравствуй, слоник!"), можно на него поствить сумку, или присесть снимая обувь.
  23. 0
    3 июля 2023 07:55
    У моей прабабушки, да и в других домах деревни, были сундуки, усиленные "фахверком" wink , а изнутри дополнительно "укреплены" наклеиванием керенками...красиво

    Обычный русский сундук, типовой проект laughing
    1. 0
      3 июля 2023 15:32
      Окрашенный сундук скорее всего не старше начала 20 века - тогда появились массовые синтетические краски. До того не красили а использовали олифу.
  24. 0
    3 июля 2023 09:43
    Достаточно много фахверковых конструкций можно увидеть в Калининграде и области...
    Как правило, это здания более старой постройки, часто на кирпичном первом этаже - второй этаж на каркасе.... И еще разнообразные хозпостройки - конюшни, или цеха...