«Несостоявшийся Бонапарт» Лавр Корнилов

89
«Несостоявшийся Бонапарт» Лавр Корнилов
Л. Г. Корнилов в 1912 году на рисунке неизвестного автора


Каждый человек, вероятно, слышал афоризм Гегеля:

«История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса.»

И совсем недавно мы все воочию наблюдали одну из ярких иллюстраций этого тезиса. Неведомо откуда вынырнувший странный человек по имени Евгений Пригожин в июне 2023 года вдруг двинул на столицу огромного государства подчинённые ему войска. Очень многим эти события явственно напомнили знаменитый поход на Петроград войск генерала Корнилова в августе 1917 года. Совпадений оказалось просто неприлично много, и это весьма настораживает – ведь все мы помним, что случилось тогда уже через два месяца, в конце октября (начале ноября по новому стилю) 1917 года.




Лавр Корнилов и Евгений Пригожин – «близнецы-братья»? Или антиподы?

Совпадения просматриваются даже и в символике. Вот, например, нагрудный знак одного из полков Корниловской ударной дивизии, созданной по приказу Врангеля уже после смерти героя статьи – зимой 1918 г.:


Любопытно, что в его гимне были такие слова:

Мы былого не жалеем,
Царь не кумир

А вот так совсем недавно выглядел шеврон ЧВК «Вагнер»:


Правда, сейчас «логотип» этой, разросшейся до настоящей армии частной компании изменился:


Нет, Лавр Георгиевич Корнилов, конечно, не сидел в тюрьме по статье 146 ч. 2 п. п. «а», «б» УК РСФСР (нападение с целью хищения имущества, соединённое с насилием). И каторжников в свою «Стальную дивизию» он не вербовал – как-то без них обходился. Ресторатором тоже не был и бизнесом (наивный человек!) не занимался. Не создал компанию, зарабатывающую на поставках продовольствия в армию. И миллиарды наличных рублей в принадлежащих ему повозках так никто и не нашёл. Репутация у Корнилова была не просто безупречная, но самая блестящая – бывшему уголовнику Пригожину он, вероятно, и руки бы не подал. Но вот в походах Корнилова и Пригожина на столицы просматриваются самые прямые и недвусмысленные аналогии.

О Евгении Пригожине, видимо, говорить рано: слишком много тумана и слишком много загадок. Когда-нибудь мы, конечно, узнаем, как этот бывший уголовник стал хозяином огромной армии. Почему эта армия, являясь на бумаге частной, финансировалась из государственного бюджета, но государству при этом не подчинялась. И какие суммы из получаемых средств оказались на личных счетах Пригожина и его ближайшего окружения. Пока же давайте поговорим о несостоявшемся «российском Бонапарте» – Лавре Корнилове, который «хотел как лучше», но получилось у него «как всегда».

Происхождение Лавра Корнилова


Герой сегодняшней статьи родился 18 августа 1870 года в городе Усть-Каменогорске, который находится на территории современного Казахстана. Марина Цветаева писала о нём:

Сын казака, казак…
Так начиналась – речь.
– Родина. – Враг. – Мрак.
Всем головами лечь.

Однако отец Лавра Корнилова хоть и был когда-то казаком с Горькой линии (степные поселения Сибирского казачьего войска, построенные при Петре I по течению реки Иртыш), из казачьего сословия вышел и служил письмоводителем в полиции Усть-Каменогорска. А вот происхождение матери Лавра Корнилова, от которой ему достались ярко выраженные монголоидные черты, окутано тайной. По одной из версий, она была калмычкой либо внучкой ссыльного поляка и алтайской калмычки. В знаменитом романе «Хождение по мукам» А. Н. Толстой называет Корнилова «маленьким с калмыцким лицом, сердитым генералом», а его лицо – «коричневым калмыцким... с чёрными как у жаворонка глазами».


А вот как описывает Корнилова в романе «Тихий Дон» М. Шолохов:

«Стройный, подтянутый, маленький, с лицом монгола, генерал.»

Сторонники другой версии утверждают, что Корнилов и вовсе родился в семье калмыка и русской казачки (произошло это якобы в донской станице Семикаракорская), и настоящее его имя – Лавга Гильджирович Дельдинов. И только позже он был усыновлён своим дядей – Георгием Корниловым, и получил имя Лавр.

По третьей версии, мать Корнилова была казашкой из рода аргын.

Сразу скажем, что монголоидный облик карьере Корнилова нисколько не мешал, и уже в 41 год он стал генералом.

Лавр был четвёртым ребёнком в семье (у него было 4 брата и 2 сестры) и «родился в сорочке», что всегда считалось знаком «избранности». И потому родители выделяли будущего генерала среди прочих детей.

Учёба в Омске и Петербурге


Первая попытка 13-летнего Лавра Корнилова поступить в Омский Сибирский кадетский корпус оказалась неудачной: он не смог сдать экзамен по французскому языку и был принят «приходящим слушателем». За год подросток сумел выучить французский, сдал экзамен и был зачислен в корпус.


Юный Л. Корнилов

Оказалось, что у юноши вообще большие способности к изучению иностранных языков. Известно, что в дальнейшем он выучил также английский, немецкий, персидский, татарский, туркменский и киргизский языки.

Учился юный Корнилов старательно и хорошо. Характеристика, подписанная директором корпуса, гласит:

«Развит, способности хорошие, в классе внимателен и заботлив, очень прилежен... Скромен, правдив, послушен, очень бережлив, в манерах угловат. К старшим почтителен, товарищами очень любим.»

В 1889 году Лавр Корнилов поступил уже в Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге. Здесь он характеризовался следующим образом:

«Будучи очень самолюбивым, любознательным, серьёзно относится к наукам и военному делу, он обещает быть хорошим офицером. Дисциплинарных взысканий не имел.»

Это учебное заведение Корнилов закончил в 1892 году.

«Через тернии к звёздам»


В звании подпоручика Л. Корнилов был отправлен в Туркестанскую артиллерийскую бригаду, где дослужился до следующего чина. В 1895 году он вернулся в Петербург для учёбы в Академии Генерального Штаба (на экзаменах набрал 10,93 баллов из 12 возможных). Это учебное заведение Корнилов закончил в 1898 году с малой серебряной медалью, досрочно ему было присуждено звание капитана.


Капитан генерального штаба Л. Корнилов

За время учёбы он успел жениться на Таисии Владимировне Марковиной – в 1896 г. В этом браке родились две дочери и сын.


Л. Корнилов с женой и сыном

К удивлению многих, для дальнейшей службы Лавр Корнилов снова выбрал Туркестан. Генерал Е. Н. Мартынов, который позже служил с Корниловым в Маньчжурии, утверждал, будто тот говорил ему, что не любит Европу и «лучше всего чувствует себя с азиатами».

В сентябре 1901 года Корнилов стал военным разведчиком – штаб-офицером специальных поручений. Но первые разведывательные миссии (в рамках «Большой игры» Российской и Британской империй) ему поручались уже в 1899 г. Причём за самовольную рекогносцировку британской крепости Дейдади, которую он провёл, переодевшись туркменом, получил выговор. Но, по утверждению генерала И. Романовского:

«Разведка крепости Дейдади разбиралась в войсках как пример тщательно спланированной операции, и прибывших на службу в Туркестан офицеров специально знакомили с этой чрезвычайно опасной экспедицией.»

Корнилов так сообщал генералу Белявскому о результатах той дерзкой вылазки:

«Осмотрено укрепление, выстроенное против Чушка-Гузара и набросан его план. Сняты глазомерно в масштабе 6 вёрст в дюйме Шор-Тепе – Балх – Дейдади и Дейдади – Тахтапуль – Сиягырт до начала песков. В песках мы заблудились. Набросан план Дейдади и сделаны с неё фотографические снимки, из которых один представляю при сем Вашему превосходительству. Осмотрена крепость Тахтапуль.»

Кстати, считается, что именно Корнилов первым провёл тайные фотосъёмки на территории Туркестана.

До марта 1904 г. он побывал в Персии, Афганистане, Индии и Китае. Во время семимесячной экспедиции в Персию первым из европейцев пересёк с юга на север пустыню Дашти-Наумед («Степь отчаяния») – на картах в то время в этом месте было то самое пресловутое белое пятно с надписью «неисследованные земли». После удачной миссии в Восточный Китай был награждён орденом Святого Станислава III степени. Одним из результатов его экспедиций стала книга «Кашгария, или Восточный Туркестан», которая получила высокие оценки у специалистов – Корнилов стал членом Географического общества.


Помимо этого труда, Корниловым были написаны работы «Историческая справка по вопросу о границах Хоросана с владениями России и Афганистана» и «Нушки-Сеистанская дорога». Кроме того, в 1905 г. Генеральным штабом был опубликован его «Отчет о поездке в Индию».

Участие в Русско-японской войне


В июне 1904 г. Корнилов уже в звании подполковника получил назначение на должность столоначальника Главного штаба в Петербурге. Но в сентябре того же года он был переведён в действующую армию, где дослужился до начальника штаба Первой стрелковой бригады. Сражался Лавр Корнилов хорошо. Так, в феврале 1905 года его бригада, прикрывавшая отступление Русской армии от Мукдена, попала в окружение, но под руководством Корнилова пошла в штыковую атаку и прорвалась к своим частям.


Окружённые русские солдаты под Мукденом, журнальная иллюстрация тех лет

За время этой войны Корнилов получил звание полковника, орден Святого Георгия 4-й степени (который «по блату» не давали – только за реальные боевые заслуги) и именное оружие.


Полковник Л. Корнилов, 1905 г.

Работа в генеральном штабе


В начале января 1906 года Л. Корнилов вернулся на службу в Генштаб, занимался вопросами военного планирования и разведки в Азии, летом 1906 года посетил Ташкент и Тифлис, а в 1907 г. был отправлен в Китай, где познакомился с будущим главой партии Гоминьдан и генералиссимусом Чан Кайши. Эта командировка закончилась лишь в 1911 г. В декабре того года 41-летний Лавр Корнилов получил звание генерал-майора.

Л. Корнилов на Юго-Западном фронте Первой мировой войны


19 августа 1914 года Корнилов получил под командование 48-ю пехотную дивизию, позже названную «Стальной». Под командованием А. Брусилова воевал против австро-венгерской армии в Галиции и в Карпатских горах. Брусилов писал о нём:

«Странное дело, генерал Корнилов свою дивизию никогда не жалел: во всех боях, в которых она участвовала под его начальством, она несла ужасающие потери, а между тем офицеры и солдаты его любили и ему верили. Правда, он и себя не жалел, лично был храбр и лез вперёд очертя голову.»

А. Деникин, вспоминая о Корнилове, отмечал его

«большое умение воспитывать войска: из второсортной части Казанского округа он в несколько недель сделал отличнейшую боевую дивизию; решимость и крайнее упорство в ведении самой тяжёлой, казалось, обречённой операции; необычайная личная храбрость, которая страшно импонировала войскам и создавала ему среди них большую популярность.»

Уже в ноябре 1914 г. при Тактошанах группа добровольцев, которую возглавил сам Корнилов, ночью атаковала австрийские позиции неприятеля, захватив в плен 1200 солдат и офицеров, а также генерала Рафта. Но затем Корнилов самовольно увёл свою дивизию на Венгерскую равнину, где она попала в окружение и к своим частям прорвалась с большими потерями, оставив неприятелю обоз и батарею горных орудий с зарядными ящиками. Брусилов едва не отдал Корнилова под суд, но ограничился выговором в приказе по армии. Тем не менее, к 1915 г. Л. Корнилов дослужился до звания генерал-лейтенанта. Затем его дивизия отличилась при взятии Зборо («высота 650»). За боевые заслуги в 1914-1915 гг. получил три ордена – Святой Анны l-й степени, Святого Станислава l-й степени и Святого Владимира 3-й степени. Но уже в апреле 1915 года при отступлении Корнилов, который возглавил один из батальонов, что остался без командира, оказался в окружении, был ранен в руку и ногу и попал в плен.


Л. Корнилов в плену

Корнилов в плену и странный побег генерала


Жаловаться на плохое отношение со стороны австрийцев Корнилову не приходилось. Его хорошо лечили, а затем даже разрешили взять денщика. Встретиться и дружески пообщаться с пленным генералом пожелал даже австрийский эрцгерцог Иосиф Габсбург, который тогда находился на посту главнокомандующего венгерской армией. В России о находившемся в плену Корнилове тоже не забыли: за действия при отступлении он был награждён орденом Святого Георгия 3-й степени.

Лавр Корнилов дважды пытался бежать, третья попытка стала удачной. По официальной версии, 29 июля (11 августа) 1916 г. бежать ему помог симпатизировавший России чех Франтишек Мрняк – помощник аптекаря в Кёсегском лагере для высших офицеров. На поезде они добрались до Бухареста, оттуда пешком дошли до границы. Здесь Мрняк был арестован, однако Корнилову удалось перейти границу в месте, указанном ему местным пастухом. По пути в Петербург он посетил ставку Верховного командования в Могилёве, где был тепло принят императором Николаем II.

В плену у немцев и австрийцев находились тогда 62 русских генерала. Корнилов стал единственным из них, кому удалось вернуться на родину. Неудивительно, что его встретили как героя и он стал невероятно популярен и в армии, и в обществе. Портреты Корнилова появились во всех русских журналах, а также в журналах союзных стран.

Однако генерал-майор М. А. Васильев, который в 1918 году оказался в том же австрийском лагере, где ранее содержался Корнилов, даёт совсем другую версию побега героя нашей статьи. Австрийцы и немцы тогда формировали для гетмана Скоропадского «серожупанную дивизию», служить в которой должны были русские военнопленные. Перед отправкой этого соединения в Киев, австрийцы устроили для высших офицеров прощальный обед, на котором комендант поднял тост за мужество бывших врагов. Васильев выступил с ответной речью, в которой упомянул о геройском побеге из плена генерала Корнилова. По его словам, комендант саркастически улыбнулся, а потом сообщил, что Корнилова в лагере неоднократно посещали генералы из Берлина и Вены, которые, в конце концов, уговорили его «работать на революцию». После этого комендант получил приказ переправить Корнилова в Россию. Австрийский собеседник Васильева утверждал, что два подчинённых ему офицера лично довезли Корнилова на автомобиле до передовой линии и организовали переход на русскую сторону. Эта версия, разумеется, не может быть признана бесспорной, но, по мнению ряда историков, она многое объясняет в дальнейшем поведении Корнилова.

В следующей статье – «Революционный генерал Лавр Корнилов», мы продолжим рассказ об этом человеке, поговорим о его деятельности в начальный период Февральской революции, а также о неудачном Июньском наступлении российской армии и его последствиях.
89 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    3 июля 2023 04:53
    Не был ли " Корниловский мятеж" частью " заговора генералов " с целью ликвидации двоевластия ? "Октябрьское вооруженное восстание" проходило так же с участием команды Лейб-Гвардии Егерского полка, прибывшей с Северного фронта, и так же могло быть частью "заговора генералов".
    1. +5
      3 июля 2023 10:43
      Цитата: pavel.tipingmail.com
      Не был ли " Корниловский мятеж" частью " заговора генералов " с целью ликвидации двоевластия ?

      Он был попыткой Керенского это самое двоевластие ликвидировать. И вообще ввести в Республике диктатуру-дуумвират.
      Но Александр Фёдорович в последний момент сдал назад, испугавшись, что Корнилов к полумерам не привык © - и решит стать единоличным диктатором, не деля власть с Керенским.
      1. +2
        3 июля 2023 19:41
        То что мама у него была казашка из Старшего жуза- это 200%.Причем достаточно красивой по их стандартам - высокие скулы и одновременно впалые щеки, а также крупные глаза( что видно на юношеском фото Корнилова).Просто материнские гены перебили отцовские.
    2. +1
      3 июля 2023 16:39
      "частью заговора генералов" камрады, возможно, кто-то помнит: пару лет назад, тут была публикация "октябрскую революцию сделали царские генералы"? Кажется, кто-то из Самсоновых или Харлужный.
      Когда, прочитал, я обалдел : такой дикий бред.
    3. 0
      6 августа 2023 18:48
      Статье плюс.Впервые слышу версию побега Корнилова. И поэтому (опережая события) убеждаюсь,что к гибели генерала ( ну уж очень точное попадание одиночного снаряда) были причастны "свои" (англофилы),а не красные.
  2. +6
    3 июля 2023 05:10
    Просто интересно!
    Вот так и начинаешь задумываться о том, что в РИ были и свои гении, и герои, свергнутые с постамента и ставшие предателями ( источниками смуты).
    Подобные главы нужно вписывать в учебники истории Государства Российского, а не разводить демагогию о европейских династиях, имевших какое-то значение для РИ.
    Дурили нашего брата ради своей корысти.
  3. +7
    3 июля 2023 05:39
    в конце концов, уговорили его «работать на революцию».
    Т.е. убийство Распутина,Февральская революция 1917 г. готовились в германском и австрийском Генеральных штабах.?Корнилов бежал из плена в августе 1916,задолго до того как.
    1. +6
      3 июля 2023 05:53
      Нет, Февральскся революция
      в России - заслуга англичан. И это не конспирология. Того же Распутина добил выведенный из себя "непрофессионализмом" великосветских киллеров курировавший их офицер британской разведки Освальд Рейснер, это доказанный факт. А по поводу Февральских событий представитель разведки генштаба Франции капитан де Малейси выступил потом с заявлением:
      «Февральская революция произошла благодаря заговору англичан и либеральной буржуазии России. Вдохновителем был посол Бьюкенен, техническим исполнителем – Гучков».
      Опровержений этого заявления не последовало – ни сразу, ни позже.
      Мы об этом ещё совсем немного, вскользь, но поговорим.
      Заместитель Керенского на посту военного министра - знаменитый террорист эсер Борис Савинков, тоже работал на англичан. А сам Керенский курировался американцами, которые потом и помогли ему бежать из Петрограда.
      1. +2
        3 июля 2023 06:11
        А как же тот инженер, фамилию забыл, без которого ни какой революции бы не вышло?
        И во вообще документы есть, о том кто на кого работал или так я художник, я так вижу.
        1. +5
          3 июля 2023 06:26
          Неужели Вы сомневаетесь, что тот же Савинков работал на английскую разведку? Там многие пытались "ловить рыбку в мутной воде". Троцкий, например, приехал с карманами полными долларов из США и американский паспорт, как утверждают, ему выдали по личному приказу Вудро Вильсона. Это не значит, что он работал на США, но американцы сочли, что его присутствие в России будет полезным. Как сочли выгодным для себя присутствие в России в то время Ленина и его соратников немцы. Но они его, опять же, не вербовали.
          Документы, на которых основывались обвинения большевиков в работе на Германский генштаб, фальшивка. Знаменитый британский разведчик Брюс Локкарт, организовавший "заговор послов" против советской власти, утверждает:
          "Это были якобы подлинные, а на самом деле поддельные документы, которые я уже видел раньше. Они были напечатаны на бумаге со штампом германского генерального штаба и были подписаны различными немецкими штабными офицерами... Часть из них была адресована Троцкому и содержала различные инструкции, которые он должен был выполнить в качестве германского агента. Через некоторое время выяснилось, что эти письма, якобы отправленные из различных мест, таких как Спа, Берлин и Стокгольм, были отпечатаны на одной и той же машинке".

          2 апреля 1919 г. газета "Дойче альгемайне цайтунг" опубликовала совместное заявление генштаба, осведомительного отдела МИД (дипломатической разведки) и госбанка Германии о том, что всплывшие в США документы являются
          "не чем иным, как сколь недобросовестным, столь и нелепым подлогом".
          Министр иностранных дел Германии Ф.Шейдеман, подпись которого якобы стояла под одной из фальшивок, пришёл в ярость:
          "Я заявляю, что это письмо сфальсифицировано от начала до конца, что все события, с которыми оно связывает моё имя, мне абсолютно неизвестны"
          (в той же газете).
          1. +1
            3 июля 2023 07:33
            Кто утверждает, что паспорт Троцкому выдал Вильсон, Троцкий, Вильсон, полковник Хейс?
            У нас английской разведке уж такие достижения приписывают, а когда она была создана, кто её руководил, какой был штат и бюджет, какие реальные достижения?
            1. +2
              3 июля 2023 10:08
              когда она была создана
              Директорат военной разведки-в1873году. Он развивался,увеличивался,переименовывался и когда получил название"бюро секретных служб, было организовано(в 1909 году) иностранное отделение, впоследствии ставшее МИ-6. Сведений о бюджете в открытых источниках, понятное дело,нет. Как-то так.
          2. -3
            3 июля 2023 10:52
            "Это были якобы подлинные, а на самом деле поддельные документы, которые я уже видел раньше. Они были напечатаны на бумаге со штампом германского генерального штаба и были подписаны различными немецкими штабными офицерами... Часть из них была адресована Троцкому и содержала различные инструкции, которые он должен был выполнить в качестве германского агента. Через некоторое время выяснилось, что эти письма, якобы отправленные из различных мест, таких как Спа, Берлин и Стокгольм, были отпечатаны на одной и той же машинке".

            2 апреля 1919 г. газета "Дойче альгемайне цайтунг" опубликовала совместное заявление генштаба, осведомительного отдела МИД (дипломатической разведки) и госбанка Германии о том, что всплывшие в США документы являются
            "не чем иным, как сколь недобросовестным, столь и нелепым подлогом".
            Министр иностранных дел Германии Ф.Шейдеман, подпись которого якобы стояла под одной из фальшивок, пришёл в ярость:
            "Я заявляю, что это письмо сфальсифицировано от начала до конца, что все события, с которыми оно связывает моё имя, мне абсолютно неизвестны"
            (в той же газете).

            Ну да, конечно, немцам можно верить, мы знаем. laughing

            Само-собой официальные дипломаты пошли в отказ, так всегда делается, когда разведка прокалывается. И кстати, то что письма напечатаны на одной машинке это подтверждает, эта машинка стояла в разведуправлении германского ГШ.

            Даже если не были завербованы, были агентами влияния. Что в лоб, что по лбу.
            Ищи, кому выгодно. bully
            1. +3
              3 июля 2023 10:55
              Локарт, свидетельство которого - первое, был британцем,
              1. +5
                3 июля 2023 11:13
                По поводу агентов влияния: разумеется, немцы рассчитывали, что большевики будут работать в их интересах. И крупно ошиблись. Вначале большевики обманули их с Брестским миром - наобещали золотых гор, но дать почти ничего дать не успели - аннулировали договор сразу после капитуляции Германии (на это и рассчитывали). А потом под видом немецкого военнопленного в Германию отправился Карл Радек, который там раздраженно сказал:
                «Революции в Германии не будет, потому что перед тем, как брать вокзалы, восставшие сначала пойдут покупать перронные билеты».

                И начал действовать. Люди с «пионерским детством», вероятно помнят песню:
                «Мы шли под грохот канонады,
                Мы смерти смотрели в лицо,
                Вперёд продвигались отряды,
                Спартаковцев смелых бойцов».

                Это - про немецкую революцию и «Январское восстание спартакистов».
      2. +3
        3 июля 2023 06:40
        Валерий, Вы мне про англичан не рассказывайте,скажите какое отношение имеют Германия и Австро-Венгрия, к этим событиям?
        в конце концов, уговорили его «работать на революцию».
        Каким образом в 1916,германцы,уговорили Корнилова,работать на революцию в 1916 году?Они уже тогда всё знали? И заранее дали указание Корнилову,что бы он приказал Скоропадскому формировать национальные части? laughing
        1. +1
          3 июля 2023 06:52
          Это одна из версий, основанная на воспоминаниях генерала Васильева, я четко указываю, что она не бесспорная. Германия и Австрия, конечно, были заинтересованы в том, чтобы в России началась какая-то внутренняя заваруха, так что работа тамошних разведчиков с Корниловым вполне возможна, причём в этом случае они его не подкупали, а, скорее всего, давили на патриотические чувства - мол, смотри, в какой ситуации оказалась твоя страна по вине Николая 2 и его бездарных министров. Без Николая, который никак не хочет заключать сепаратный мир, России будет гораздо лучше. А связь Корнилова и Скоропадского - этого я не понял: причем здесь это? Это уже позже австрийцы и немцы решили поддержать свою марионетку, создав для него серожупанную дивизию. Васильев в лагере, где содержался Корнилов оказался случайно, и случайно спровоцировал коменданта на рассказ о Корнилове.
          1. 0
            3 июля 2023 16:17
            Это одна из версий, основанная на воспоминаниях генерала Васильева
            Это тот самый генерал,уже гетманской Украины,который по недоразумению находился в плену у австрияков?[b
            ]А связь Корнилова и Скоропадского - этого я не понял: причем здесь это?
            [/b]Повторяться не буду уже подробный комментарий написан на эту тему.Жаль,что этого Вы и не знали.Не стоит публиковать данные которые не проверены,особенно мемуары,которые являются чисто субъективным мнением.Кто-то еще по мимо Васильева говорит об этом?От части основой гетманской армии и послужили вот эти самые национальные части.Почитайте,субъективные воспоминания Скоропадского. smile
          2. +3
            3 июля 2023 16:35
            А еще "вполне возможно" что Емельян Пугачев был агентом британии, Степан Разин агентом Франции, Болотников мадьяр, декабристы действовали по велению америки, петрашевцы ваще алжирские шпиёны, народовольцев финансировал Тартарен из Тараскона)))
            1. +1
              3 июля 2023 19:26
              А еще "вполне возможно"
              Восстание в Астрахани и восстание Кондратия Булавина(петровское время) инсценированы шведскими спецслужбами.Тип,первые "цветные" революции. laughing
      3. +3
        3 июля 2023 07:29
        Керенского всю жизнь печалил "миф о его переодевании при бегстве из Зимнего Дворца"!
        Он всем иностранным дурналистам доказывал, что этого небыло и советских школьников учат неправильной ИСТОРИИ!
        1. +4
          3 июля 2023 08:34
          А где здесь написано про платье? Керенский был вывезен из Петрограда на автомобиле посольства США - под флагом США.
          1. +3
            3 июля 2023 08:37
            А где здесь написано про платье? Керенский был вывезен из Петрограда на автомобиле посольства США - под флагом США.

            Потом его эвакуацию из России осуществил Сидней Рейли, уроженец Одессы, ставший впоследствии целью операции "Трест" и прототипом Джеймса Бонда.
      4. 0
        3 июля 2023 07:40
        Цитата: ВлР
        Февральскся революция
        в России - заслуга англичан

        Зачем англичанам во время войны ослаблять своего союзника? Любая революция - это удар под дых...
        1. +3
          3 июля 2023 13:04
          Цитата: Luminman
          Зачем англичанам во время войны ослаблять своего союзника?

          Хороший вопрос!
          1. 0
            3 июля 2023 15:10

            Хороший вопрос!

            И ответ на него давно дали сами англичане. request
            1. 0
              8 июля 2023 09:23
              В тот момент, интересы ВБ состояли втом, чтобы русские отвлекали на себе от 30 до 40% сил Центральных держав. Смута этому никак не способствовала.
        2. +1
          3 июля 2023 22:28
          Цитата: Luminman
          Цитата: ВлР
          Февральскся революция
          в России - заслуга англичан

          Зачем англичанам во время войны ослаблять своего союзника? Любая революция - это удар под дых...

          Кажется Черчилль сказал, после отречения царя- одна из целей этой войны достигнута.
          Англичане не сомневались, что заставят думцев плясать под свою дудку.
          Кроме того обещания которые они давали лично царю.
          Черчилль же- нельзя допустить чтобы Россия уселась на проливы своим чугунным задом.
      5. +1
        3 июля 2023 07:43
        Интересно, зачем англичанам нужна была революция в России. Им нужно было только одно- чтобы РИ воевала. Разве непонятно, что любая смута была большой угрозой для устойчивости союзника, который находился далеко не в блестящем положении.
        1. 0
          3 июля 2023 07:56
          Цитата: Любитель_чтения
          Интересно, зачем англичанам нужна была революция в России. Им нужно было только одно- чтобы РИ воевала. Разве непонятно, что любая смута была большой угрозой для устойчивости союзника, который находился далеко не в блестящем положении.

          Да, но Вы забыли одну вещь, а именно:

          " У нас нет вечных союзников и у нас нет постоянных врагов ;вечны и постоянны наши интересы. Наш долг - защищать эти интересы."

          Премьер-министр Великобритании Генри Палмерстон, 1 марта 1858 года.


          А их (британцев) интересы состоят в том, чтобы извлекать выгоду из всех возможных ситуаций; прирастать территориями и их защищать; держать свой народ в страхе и угнетать чужой.
          1. +3
            3 июля 2023 08:22
            Какая выгода Британии от революции в России когда немцы топят по 800тыс тонн тонажа в месяц?
            1. +1
              3 июля 2023 11:39
              Цитата: Cartalon
              Какая выгода Британии от революции в России когда немцы топят по 800тыс тонн тонажа в месяц?

              Они надеялись, что новое правительство, которое придёт к власти, будет более послушным англичанам. Что оно откажется от Босфора и Дарданелл, от части Закавказья и т.п. То, что я написал наверху, это кредо британской политики (в частности, внешней).
          2. +1
            3 июля 2023 17:27
            Цитата: Kojote21
            А их (британцев) интересы состоят в том, чтобы извлекать выгоду из всех возможных ситуаций

            Напомните, какую выгоду могли получить британцы, сами чуть не надорвавшиеся от этой войны, от революции в союзной России?
            1. 0
              3 июля 2023 22:06
              Цитата: Luminman
              Цитата: Kojote21
              А их (британцев) интересы состоят в том, чтобы извлекать выгоду из всех возможных ситуаций

              Напомните, какую выгоду могли получить британцы, сами чуть не надорвавшиеся от этой войны, от революции в союзной России?

              Ещё раз! У британцев нет постоянных союзников -- в какой-то момент друг становится врагом и наоборот. Им не была нужна Россия, у которой Босфор и Дарданеллы, так как это делало Россию сильнее, а в случае, если вдруг Россия и Великобритания поссорятся и объявят друг другу войну, то у России будет преимущество в виде проливов, имеющих к тому же стратегическое значение.

              Если Вы интересовались про выгоду, то она состояла в том, чтобы и немцев порвать, и нам не дать усилиться. И англичане думали, что новое правительство пойдёт у них на поводу и не будет просить проливы и другие территории Османской империи. В этом-то и была выгода англичан. Другое дело, что расчёт оказался неточным, и к власти пришли люди, которые на поводу у англичан не пошли...

              Однако немцев всё-таки добили, и России не дали получить проливы с Закавказьем и другими территориями. В этом-то и состоял успех Великобритании.
        2. +4
          3 июля 2023 08:30
          Англичане всерьёз опасались, что Николай II заключит сепаратный мир, к чему его подталкивал тот же Распутин. Британцы полагали, что Николай отречется а пользу несовершеннолетнего Алексея, регентом будет его дядя Михаил - слабохарактерный "зиц-председатель", которого будут контролировать их агенты влияния. Но Николай подставил их, когда отрёкся и за сына: дело в том, что Алексей сам не мог отречься до совершеннолетия, и монархия стояла бы незыблемо. А Михаил тупо струсил и не стал принимать корону. И к власти пришли безответственные болтуны Госдумы.
          1. -2
            3 июля 2023 15:10
            А можно привести ссылки на эти опасения? Вы полагаете, пребывая в своей извечной парадигме "англичанка гадит", они не понимали чем может обернуться отречение царя? Пример революции 1905-1907 года стоял перед глазами. В любом случае это дезорганизация центральной власти, которая в условиях войны приведёт к краху фронта. Что в итоге и произошло.
            1. +3
              3 июля 2023 16:05
              Вы, не поверите, но английские и французские представители в Петрограде в первые дни Февральской революции пребывали а эйфории: потому что "революционные армии лучше сражаются" - так и говорили, поднимая на разных приемах тосты "новые революционные войска и новые победы"
          2. 0
            3 июля 2023 17:32
            Цитата: ВлР
            Англичане всерьёз опасались, что Николай II заключит сепаратный мир

            С какого бадуна Николай II будет заключать мир с Германией, если в 1916 году кайзер обратился к Антанте с призывом остановить войну? В Германии начался голод, все мужское население было в окопах, призывать было уже не кого. Заключать сепаратный мир с умирающей Германией?
            1. +3
              3 июля 2023 18:07
              А в России, которая рухнула ещё раньше, все было хорошо? Николай II до последнего дня пребывал в блаженном неведении и не понимал, что его империя уже в 1915 году начала катиться в пропасть - с ускорением. Англичане, в отличие от Николая, правильно представляли обстановку в России, и понимали, что единственный шанс России - немедленный выход из войны. И, что Николай страшно непопулярен в стране. И потому они решили осуществить цивилизованный переход власти в рамках одной династии - от "кровавого Николашки" к невинному ребёнку, которым будет управлять агенты их влияния. Но Николай совершил глупость и нарушил закон РИ - отрёкся и за Алексея, хотя не имел права этого делать
      6. +1
        3 июля 2023 08:16
        Интересно, зачем англичанам нужна была революция? Чтобы окончательно добить союзника, который и так на ладан дышал?
        1. +6
          3 июля 2023 08:34
          Окончательно "добивать" британы не хотели.
          Они хотели, что "пациент был скорее жив чем МЁРТВ"!
          Русские солдаты должны были продолжать умирать за АНТАНТУ, но новые власти России должны были ЗАБЫТЬ ПРО АНГЛО-ФРАНКО-РУССКОЕ СОГЛАШЕЕНИЕ 1915!
        2. +2
          3 июля 2023 16:53
          "на ладан дышал" по моему несколько спорно.
          На сайте, были публикации Олейнев, где он, с документами в руках, доказал, что:"пациент скорее жив"
          1. +1
            3 июля 2023 22:34
            Цитата: vladcub
            "на ладан дышал" по моему несколько спорно.
            На сайте, были публикации Олейнев, где он, с документами в руках, доказал, что:"пациент скорее жив"

            Ни одна нога вражеского солдата не ступила на территорию этого "умирающего".
      7. 0
        3 июля 2023 10:21
        Нет, Февральскся революция
        в России - заслуга англичан. И это не конспирология. Того же Распутина добил выведенный из себя "непрофессионализмом" великосветских киллеров курировавший их офицер британской разведки Освальд Рейснер, это доказанный факт. А по поводу Февральских событий представитель разведки генштаба Франции капитан де Малейси выступил потом с заявлением:
        «Февральская революция произошла благодаря заговору англичан и либеральной буржуазии России. Вдохновителем был посол Бьюкенен, техническим исполнителем – Гучков».
        Опровержений этого заявления не последовало – ни сразу, ни позже.
        Мы об этом ещё совсем немного, вскользь, но поговорим.
        Заместитель Керенского на посту военного министра - знаменитый террорист эсер Борис Савинков, тоже работал на англичан. А сам Керенский курировался американцами, которые потом и помогли ему бежать из Петрограда.

        Англичане что, совсем свихнулись, устраивать революцию в стране-союзнице в войне?
        Им эта революция была нужна, как нам бы сейчас революция в Китае. Хоть он и не наш союзник.

        Понятно, сейчас тренд - англосаксы гадкие. Но не надо доводить до абсурда.
        1. +3
          3 июля 2023 10:24
          Я уже ответил на этот вопрос - на 2 сообщения выше, посмотрите.
          1. 0
            3 июля 2023 11:06
            Я уже ответил на этот вопрос - на 2 сообщения выше, посмотрите.

            Бьюкенен оставил подробные мемуары с логичным разбором своих действий. А логика Великобритании простая - война до победного конца. Для победы им была нужна Россия в качестве адекватного союзника и они последовательно поддерживали любую власть, которая эту адекватность обеспечивала.
            И Николая II в том числе. Это слова Бьюкенена 12 января 1917 года:

            «Ваше величество! Позвольте мне сказать, что перед вами открыт только один верный путь, это — уничтожить стену, отделяющую вас от вашего народа, и снова приобрести его доверие».
            Император выпрямился во весь рост и, жестко глядя на меня, спросил: «Так вы думаете, что я должен приобрести доверие своего народа, или что он должен приобрести мое доверие?»
            «И то, и другое, государь, — ответил я, — ибо без такого обоюдного доверия Россия никогда не выиграет этой войны. Ваше величество действовали под влиянием удивительного вдохновения, когда посетили Думу в феврале прошлого года. Не пожелаете ли вы явиться туда снова? Не пожелаете ли вы говорить со своим народом? Не скажете ли вы ему, что ваше величество, будучи отцом своему народу, желаете работать вместе с ним, чтобы выиграть войну? Вам стоит, государь, только поднять свой палец, и они снова падут на колени у ваших ног, как это я уже видел в начале войны в Москве».
            1. +4
              3 июля 2023 13:55
              Бьюкенен так пёкся о России...
              Так пёкся, что "спеклась" Российская Амперия!!!
              1. +4
                3 июля 2023 21:21
                Бьюкенен так пёкся о России...
                Так пёкся, что "спеклась" Российская Амперия!!!

                Да с ним понятно, он об Англии пёкся. Но Николашу он отрекаться не заставлял. Так же, как и Тэчэр Горбача перестройку делать.

                Чем больше живу, тем больше понимаю - нам враги не нужны, мы сами себя сожрем. yes
      8. +1
        3 июля 2023 16:46
        "Распутина добил" Валерий, вообще-то, Распутин перестал дышать, уже подводой. В таком случае Рейснер, тоже не профессионал?
  4. +2
    3 июля 2023 06:14
    По всей видимости Корнилов превысил уровень свой компетенции, может по командуй он дивизий в мирное время и нормально было бы.
    1. +5
      3 июля 2023 07:35
      Цитата: Cartalon
      По всей видимости Корнилов превысил уровень свой компетенции

      Да,по всей видимости так,известна характеристика Корнилова,которую он получил от одного генерала-сослуживца,а именно- сердце льва и голова барана.
      Автор обратил внимание на некоторые любопытные совпадениями между двумя мятежами,что вызывает интерес.
      На мой взгляд,основное сходство между ними (мятежами) - и,Корнилов,и Пригожин были своего рода зиц-председателями,их обоих использовали в своих целях совсем другие люди.
      Корниловский мятеж сдулся,когда не получил поддержки в Петрограде (Крымов застрелился),гарнизон не поддержал,армия тоже не поддержала,народу было наплевать,грубо говоря,на все воззвания Корнилова.
      Тот мятеж,которому мы были свидетелями,сорвался по тем же причинам,на мой взгляд конечно,повторять не буду - никакой поддержки в Москве мятежники не получили.
      1. +5
        3 июля 2023 07:54
        Будь у него голова барана, он бы в пустые сгинул, в порядке у него была голова, но не Бонапарт, а политики увидели в нём Бонапарта и кинули его.
        1. +3
          3 июля 2023 08:05
          Цитата: Cartalon
          в порядке у него была голова

          Вряд ли,хотя утверждать конечно не могу.
          Пресловутого Кирпичникова наградил георгиевским крестом,хотя носил тот недолго,генерал Дутов расстрелял.
          Один из организаторов гражданской бойни,а ведь генерал Келлер предупреждал,чтобы не ввязывался.
          Страдал манией величия,тем самым бонапартизмом.
          В дни февральской смуты бегал по мятежному Петрограду с красным бантом.
          И,многое другое.
          1. 0
            4 июля 2023 20:05
            Очень неоднозначная фигура. НЯП, арест царской семьи - его руками проводился. С его властью в то время - вероятно мог отпустить Николашку в условный Копенгаген.
  5. +3
    3 июля 2023 07:34
    Как вообще все эти патриоты запросто могли в 1918 "уйти на Дон" и создавать там армии, если с марта 1918 немцы оккупировали и Украину и Придонье?

    Не.... а... Правильно говорил академик И Павлов, что у нас люди живут символами и лозунгами.....

    То, понимаешь, сто лет уверены, что разрешённое властями путешествие эмигрантов в поезде из Швейцарии в Питер--признак гос- шпионажа "от пломбы"....
    .
    То наоборот--оказывается, что военный поход Корнилова на Питер или Пригожина на Москву--признак сильного патриотизма...

    То вообще на оккупированных территориях создают армии и "спасают Россию".... А ещё где так бывает? Кроме Камбоджи - не припомню...

    Наверное поэтому в США, Англии, Франции или в Китае--революции это свое--родное... А у нас это все "делают евреи и англичане"...
    1. +3
      3 июля 2023 07:44
      Цитата: иван2022
      Наверное поэтому в США, Англии, Франции или в Китае--революции это свое--родное... А у нас это все "делают евреи и англичане"...

      Не было еще в мире ни одной революции, к которой бы не приложили руку иностранцы...
      1. 0
        3 июля 2023 20:17
        Цитата: Luminman
        Цитата: иван2022
        Наверное поэтому в США, Англии, Франции или в Китае--революции это свое--родное... А у нас это все "делают евреи и англичане"...

        Не было еще в мире ни одной революции, к которой бы не приложили руку иностранцы...

        Куба?
        США признали первыми и заведомо не поддерживали,потом Канада и еще кучка капстран и только потом СССР признал через 3 дня( и тоже не поддерживал до революции)...
    2. 0
      3 июля 2023 22:38
      Цитата: иван2022
      Как вообще все эти патриоты запросто могли в 1918 "уйти на Дон" и создавать там армии, если с марта 1918 немцы оккупировали и Украину и Придонье?

      Не.... а... Правильно говорил академик И Павлов, что у нас люди живут символами и лозунгами.....

      То, понимаешь, сто лет уверены, что разрешённое властями путешествие эмигрантов в поезде из Швейцарии в Питер--признак гос- шпионажа "от пломбы"....
      .
      То наоборот--оказывается, что военный поход Корнилова на Питер или Пригожина на Москву--признак сильного патриотизма...

      То вообще на оккупированных территориях создают армии и "спасают Россию".... А ещё где так бывает? Кроме Камбоджи - не припомню...

      Наверное поэтому в США, Англии, Франции или в Китае--революции это свое--родное... А у нас это все "делают евреи и англичане"...

      Алексеев, Деникин Корнилов, начали создавать Добровольческую армию на Дону уже в декабре 17-го.
  6. +3
    3 июля 2023 08:02
    Австрийцы и немцы тогда формировали для гетмана Скоропадского «серожупанную дивизию»
    В каком году в 1916 или 1917?Лавр Георгиевич Корнилов, будучи главковерхом при Керенском,выступил с инициативой перед правительством о формировании национальных частей,одной из первых национальных частей, стал 41 -й корпус генерала Скоропадского будущего гетмана,данный корпус стал формироваться из украинцев.Точнее,в него стали добирать украинцев,а россиян переводить в другие подразделения.Это еще до мятежа Корнилова,происходило,какие немцы?Какой Скоропадский,Скоропадский еще верой и правдой служит Временному правительству.Да и кст,сам Скоропадский,был против формирования частей по национальному признаку.
  7. +5
    3 июля 2023 08:37
    в феврале 1905 года его бригада, прикрывавшая отступление Русской армии от Мукдена, попала в окружение, но под руководством Корнилова пошла в штыковую атаку и прорвалась к своим частям.

    гордиев узел доблести русской (с) - полковой девиз Первой стрелковой «Мукденской» пехотной бригады,

    Девизом Мукденской бригады стала строчка из стихотворения девятилетней питерской гимназистки Софьи, дочери генерала барона Н. А. де Боде

    Она в 1905г., пораженная газетными сообщениями о подвиге этой бригады, написала пророческие стихи про завязанный гордиевым узлом русский ящик Пандоры. И что надо сделать все возможное, чтобы никому не дать разрубить этот узел, выпустив на Россию страшные беды. Это стихотворение моментально стало популярным и высочайшим указом от 27.10.1905г бригаде был присвоен этот девиз.
    1. +3
      3 июля 2023 08:41
      Интересно сложилась судьба и самой юной поэтессы - Софья будет похоронена вместе со своим кумиром Корниловым
      В ПМВ она добровольцем сбежит на фронт, дослужится до Георгия и чина прапорщика.

      В числе первых офицеров примкнет к корниловскому движению. Первопоходник - участница Первого Кубанского (Ледяного) похода Добровольческой армии зимой-весной 1918 года. Не имея высоких чинов она тем не менее вскоре станет одним из лидеров добровольцев. Корниловцы будут назвать ее "Белой Валькирией"

      13 апреля 1918 от случайного снаряда погибает Корнилов. На следующий день в кавалерийской атаке генерала Эрдели при штурме Екатеринодара, в предместье Сады погибнет и сама Де Боде. По воспоминаниям добровольцев, в конной атаке под ней была убита лошадь, она смогла встать, и в этот момент была сражена пулей.
      А. Р. Трушнович в своей книге «Воспоминания корниловца» писал:
      Софья Николаевна была для всех нас не только беззаветно храбрым офицером, на которую мы все равнялись, но и своеобразным живым талисманом - нашей Жанной д’Арк, в божественное предназначение и удачу которой мы искренне верили. Непостижимо, почти в один день мы потеряли и Лавра Георгиевича и Де Боде. Эти мистические смерти вынудили Добровольческую армию прекратить штурм и отступить обратно на Дон. Во время отступления в ночь на 15 апреля тела Л.Г. Корнилова и С.Н. Де Боде были тайно захоронены адъютантами генерала Хаджиевым и Долинским где-то в немецкой колонии Гначбау. На наспех собранных скудных поминках, кто-то из присутствующих прочел свои стихи. Они меня поразили, и я занес их в свой блокнот:
      Еще пять минут - и окончится пьеса,
      И в небе высоком погаснет звезда...
      Не слишком ли быстрый аллюр, баронесса?
      Уйти в мир иной мы успеем всегда.
      В атаке ваш голос, насмешливо резкий,
      Звенит, не стыдясь крепких слов в языке.
      Блестят газыри на прожжённой черкеске,
      И лёгкая шашка зажата в руке.
      Когда нашу Русь оккупируют бесы,
      Когда повсеместно бесчинствует зло –
      Безропотно бальный наряд баронессы
      Меняется на сапоги и седло.
      Отбросив условностей тяжкие гири,
      Летят наши кони в прогорклом дыму.
      И танец неистовых Белых Валькирий
      Пощады не будет сулить никому.
      Мы, Богом забытые, степью унылой
      Без хлеба и крова идем «на ура».
      Вчера нас навеки покинул Корнилов.
      А нынче и нам собираться пора. (с)
      1. +1
        3 июля 2023 20:22
        Если на общем фото действительно она - то она была выше среднего женского роста того времени.
        Это довольно редко тогда встречалось
      2. +1
        4 июля 2023 07:12
        Прекрасная история, но трагическая.
  8. +3
    3 июля 2023 08:40
    В следующей статье – «Революционный генерал Лавр Корнилов», мы продолжим рассказ об этом человеке, поговорим о его деятельности в начальный период Февральской революции, а также о неудачном Июньском наступлении российской армии и его последствиях.

    Надеюсь автор найдет место в статье о его конвое, текинцах(туркменов) не говорящих по русски и беззаветно преданных своему хозяину.
    1. +2
      3 июля 2023 10:17
      Об этом в третьей (заключительной) статье немного.
    2. +5
      3 июля 2023 12:59
      Добрый день, Николай! в вике много неточностей. У Корнилова никогда не было никакого конвоя, тем более из туркменов, не говорящих по русски и беззаветно преданных своему хозяину. В ПМВ в составе РИА был 600-от сабельный текинский казачий полк Закаспийской казачьей бригады, но они все сносно и говорили, и писали по русски. Дело в том, что это было весьма специфичное воинское формирование. В полку служили не все текинцы подряд и отнюдь не пастухи в рванье – а только племенная элита - представители мервской родовой знати. Полк содержался не на государственный счет, а на средства мервских родов, которые ежегодно перечисляли полку 60(!) тысяч рублей. Это позволяло снабдить его всем необходимым и лучшими местными конями. Это было не просто дорого, а баснословно дорого. Представьте, что современного солдата-срочника в РФ призвали служить со своим личным танком или БТР. Поэтому данный полк и был определен в казачьи. Первым полковым командиром полка был полковник Семен Дроздовский, впоследствии в гражданскую войну, ставший одним из лидеров белого движения.
      фото Текинский казачий полк в ПМВ. В белой папахе полковник С.И.Дроздовский

      После разгрома корниловского выступления текинцам была поручена охрана Л. Г. Корнилова в Быховской тюрьме от расправы со стороны революционизированных солдат. Отсюда и пошли интернетовские байки о конвое Корнилова. После Октябрьской революции 1917 г. туркмены вместе с Корниловым отправились на Дон - выбора у них не было. Полк – все до единого представители степной аристократии, к тому же из главного рода. Если порядок вещей сохранится «как при Царе» – они на белом ахалтекинском коне, если нет – против них встанут разом все туркменские роды и задавят их числом. Во время ледяного похода полк потерял больше половины состава и был реорганизован в эскадрон, переданный в конницу Эрдели. Командиром этого эскадрона стал бывший адъютант Корнилова корнет князь Хан Хаджиев.
      фото. Корнилов в центре, адъютант Хан Хаджиев с винтовкой справа на жд платформе

      фото. Текинцы, участники ледового похода

      После окончания гражданской войны из этого полка на родину удалось вернуться лишь единицам. Вот как то так. Кстати несколько лет назад на ВО о текинцах была неплохая статья, автора к сожалению уже не помню. но можно найти по названию в поиске.
      С уважением
      1. +3
        3 июля 2023 15:15
        Дима, привет! smile
        Давным-давно, в конце прошлого века, делал рисунки для статьи своего друга (передирал у Евгения Молло), в тираж не пошло, а рисунки остались.

        Корниловца не нашел, а вот Дроздовец попался. smile
        1. +1
          3 июля 2023 20:50
          У корниловцев фуражка верх красный, околыш чёрный. Погон двухцветный, половина красный, половина чёрный. И буква К на погоне.
          Униформа могла быть разной и чёрная с белыми выпушками и защитного цвета.
        2. +3
          3 июля 2023 21:51
          Привет, Костя.
          Корниловца не нашел, а вот Дроздовец попался

          Все у тебя верно - все они корниловцы. Прости за иронию - но твой комент звучит примерно так собаку не нашел, а вот овчарка попалась.
          "Чистого корниловца" ты просто физически не мог найти потому что участники ледяного похода своей особой формы просто не имели. Каждый был одет в то ,в чем явился к Корнилову.
          Позднее после ледяного похода корниловские первопоходцы были реорганизованы в следующие подразделения, получившие из-за своей формы широко распространённое неофициальное, укрепившееся впоследствии название цветных именных полков, бригад и дивизий 1-го Армейского корниловского корпуса Добровольческой армии периода Гражданской войны в России :
          *Корниловская ударная дивизия":
          1-й Корниловский ударный полк
          2-й Корниловский ударный полк
          3-й Корниловский ударный полк
          Корниловская артиллерийская бригада
          Дроздовская ударная дивизия:
          3-й пехотная (Дроздовская) дивизия
          2-й Офицерский генерала Дроздовского полк
          Дроздовская артиллерийская бригада
          Марковская ударная дивизия:
          1-я пехотная дивизия
          1-й Офицерский генерала Маркова полк
          2-й Марковский пехотный полк
          3-й Марковский пехотный полк
          Марковская артиллерийская бригада
          Алексеевская ударная дивизия:
          Алексеевская (партизанская) бригада
          Алексеевский партизанский полк
          2-й Алексеевский полк
          3-й Алексеевский полк
          Алексеевский конно-партизанский полк
          Алексеевская артиллерийская бригада
          Самурская ударная дивизия
          Самурский партизанский полк
          2-й Самурский полк
          Самурский конно-партизанский полк
          Самурская конно-артиллерийская батарея
          Офицеры именных полков Добровольческой армии не носили галунных золотых или серебряных офицерских погон Русской Императорской армии, вместо них использовались матерчатые погоны с тем же количеством звездочек и просветов, соответствовавших чину. Цветные погоны имели право носить лишь испытанные добровольцы, участвовавшие в Кубанских походах. Остальные офицеры, переходившие из Красной армии или присоединявшиеся к армии во вновь освобожденных местностях, первоначально носили обыкновенные защитные погоны и лишь спустя длительное время удостаивались чести надеть цветные погоны
          Для удобства тебе - Сводная таблица с расцветкой "цветных" частей 1-го корниловского Армейского корпуса добр.армии
          Таблица Таблица с расцветкой
          1. +1
            3 июля 2023 22:36
            В инете полно картинок с "цветными" корниловскими частями, но там такая путаница - кто во что горазд, что ногу сломишь. Такое впечатление, что авторы этих рисунков не знакомы ни с работами И.В. Разгуляева, ни с Бабановым, я уж даже не говорю о Гуле и Трушновиче.
            Вот нашел пару более - менее верных





            и пару эмигрантских открыток


  9. +1
    3 июля 2023 08:46
    Ну автор и прохиндей! Так ненавязчиво проводить параллели между Корниловы и Пригожиным. Ну тогда надо быть последовательным до конца. Почему бы не проделать то же самое между царизмом и нынешней властью. Между временным правительством и правительством Мишустина. Между Путиным и Сталиным (как государственными лидерами) В конце то концов проделать элементарное, разобраться с причинно-следственными связями. Но у него задача другая - под видом псевдоисторической статейки заболтать суть происходящего сегодня и сейчас. Так себе решение но действует на неокрепшие умы.
    1. +7
      3 июля 2023 10:46
      Цитата: oleg Pesotsky
      Ну тогда надо быть последовательным до конца. Почему бы не проделать то же самое между царизмом и нынешней властью.

      А при чём тут царизм? Выступление Корнилова было уже при Временщиках. wink
      1. -1
        4 июля 2023 18:52
        Согласен. Но вот проводить аналогии между Корниловым и Пригожиным это как натягивать сову на глобус.
  10. vet
    +5
    3 июля 2023 08:54
    О Евгении Пригожине, видимо, говорить рано: слишком много тумана и слишком много загадок. Когда-нибудь мы, конечно, узнаем, как этот бывший уголовник стал хозяином огромной армии. Почему эта армия, являясь на бумаге частной, финансировалась из государственного бюджета, но государству при этом не подчинялась. И какие суммы из получаемых средств оказались на личных счетах Пригожина и его ближайшего окружения.

    Я бы задал еще один вопрос: где находится и что делает таинственный г-н Уткин - истинный основатель ЧВК "Вагнер"?
  11. BAI
    0
    3 июля 2023 09:44
    Ресторатором тоже не был и бизнесом (наивный человек!) не занимался. Не создал компанию, зарабатывающую на поставках продовольствия в армию.


    Раз уж зашла речь о Вагнере - Вагнер контролирует золотодобычу в ЦАР и ряде других африканских государств. Десятки миллиардов долларов. И подачки в виде десятков миллиардов рублей ему не нужны. Он государству больше платит. Хотя и такие деньги на дороге не валяются.
    Совершенно очевидно: Вагнер - ширма, за которой стоит государство. А Пригожин - просто директор компании по найму. Как президент США: мордой лица отсвечивает президент, а руководят другие. И если президент взбрыкнет- пойдет по стопам Кенеди и Трампа
    1. +3
      3 июля 2023 09:48
      Тут уже озвучиваются очень серьезные суммы:
      ЧВК "Вагнер" получила контракты на общую сумму 858 млрд рублей, в то время как холдинг "Конкорд", принадлежащий Евгению Пригожину, оказал услуги на общую стоимость 845 млрд рублей.

      Если это верно - то далеко не мелочь и не подачки. И в этом случае весьма логичной кажется версия о том, что причиной пригожинского похода на Москву стал разрыв этих контрактов.
      1. BAI
        -1
        3 июля 2023 09:57
        Конкорд на питание - 84 миллиарда. Ошибочка в 10 раз
        1. +2
          3 июля 2023 13:01
          80 млрд - это, судя по всему, за год:
          Ранее президент России сообщил, что Евгений Пригожин как собственник компании "Конкорд", поставляя продукты питания и оказывая услуги по питанию в армии, только за год через военторг заработал от государства 80 миллиардов рублей.

          А 845 млрд - получается, всего - общая сумма.
          1. -2
            3 июля 2023 20:38
            Цитата: ВлР
            80 млрд - это, судя по всему, за год:
            Ранее президент России сообщил, что Евгений Пригожин как собственник компании "Конкорд", поставляя продукты питания и оказывая услуги по питанию в армии, только за год через военторг заработал от государства 80 миллиардов рублей.

            А 845 млрд - получается, всего - общая сумма.

            И что? Хотите сказать что Пригожин незаконно продукты в армию поставлял? А может всё таки по контракту? И кто-то с другой стороны это контракт подписывал и никаких претензий у заказчика не было.
            Может хватит?
      2. -2
        3 июля 2023 20:44
        Цитата: ВлР
        Тут уже озвучиваются очень серьезные суммы:
        ЧВК "Вагнер" получила контракты на общую сумму 858 млрд рублей, в то время как холдинг "Конкорд", принадлежащий Евгению Пригожину, оказал услуги на общую стоимость 845 млрд рублей.

        Если это верно - то далеко не мелочь и не подачки. И в этом случае весьма логичной кажется версия о том, что причиной пригожинского похода на Москву стал разрыв этих контрактов.

        Да неужели? Вот так взяли и разорвали?
        Т. е. если проще-кинули. Вы когда-либо имели дело с заключением контрактов?
        Там вообще-то прописываются санкции за односторонний разрыв контракта.
        Пригожину неустойку выплатили? Получается у Пригожина просто отжали бизнес.
        Не удивлюсь, если новый контракт на поставку продукции, получит фирма созданная кем-то из лампасников или их жён.
    2. +2
      4 июля 2023 01:38
      Вагнер платит государству ? Не смешите.
  12. +1
    3 июля 2023 15:03
    Цитата: Luminman
    Цитата: иван2022
    Наверное поэтому в США, Англии, Франции или в Китае--революции это свое--родное... А у нас это все "делают евреи и англичане"...

    Не было еще в мире ни одной революции, к которой бы не приложили руку иностранцы...

    А к английской или к французской революции кто приложил и чего?

    И что выиграли бы эти нации, если бы остались при своих до революционных порядках...?

    Сами-то они своими революциями гордятся. И американцы гордятся борьбой за свободу в Гражданской войне..... Может вы им объясните, в чем заблуждается? Получите их уму - - разуму а то они глупые не понимают ?

    С Россией--то все понятно..... .. Мы бы при немцах Гольштейн-Готторпах ух как вперёд шагнули бы......!!! А вот что англичане, немцы, французы от своих революций потеряли?
    1. +1
      3 июля 2023 17:22
      Цитата: иван2022
      А к английской или к французской революции кто приложил и чего?

      Революции во Франции и Англии меня никогда не интересовали, боюсь, что сказать ничего не могу, но уверен, что внешние выгодополучатели от внутренних беспорядков в стране были. Как вариант, могу только предположить, что голландские реформаторы-евангелисты были заинтересованы в полной победе евангелистов-пуритан...

      Цитата: иван2022
      И американцы гордятся борьбой за свободу в Гражданской войне

      Особенно в Алабаме гордятся. Или в Джорджии... wink
  13. +1
    3 июля 2023 16:41
    ждем октябрь или ноябрь, вспоминаем Блока и Маяковского
  14. 0
    3 июля 2023 16:46
    татарский, туркменский и киргизский языки.
    Это очень близкие языки. А узбекский почему не написали? С таким же успехом можно заявить - знает русский, украинский и белорусский языки.
    1. +2
      3 июля 2023 18:16
      А Вы очень хорошо понимаете украинский язык? И на слух, и в письменном виде? Я вот не могу этим похвастаться.
  15. -3
    3 июля 2023 20:34
    А где можно статье минус поставить? Автор что называется, сравнил солёное с квадратным.
    Начать с того что мятеж Корнилова это в рамках революции февраля 17-го.
    Никакой революционной ситуации в России сегодня нет и Пригожин в отличие от Корнилова не собирался свергать Путина и занять его кресло.
    Ну и далее по списку.
    1. +2
      4 июля 2023 01:45
      Ну да, шел поговорить с Герасимовым ...
  16. 0
    16 августа 2023 12:38
    Феномен Наполеона в том, что он мог не только в войну, но и в политику и в управление государством и тд. А у Корнилова фича одна - личная храбрость и умение вести людей за собой (зачастую не туда)