Military Review

Another "unknown" war

0
Another "unknown" war
Ninety-two years ago, on November 11, 1918, at five o'clock in the morning local time, an armistice was concluded between the countries of the Entente and Germany at Compiegne Forest. The allies of Germany - Bulgaria, the Ottoman Empire and Austria-Hungary - capitulated even earlier. World War I ended.

A Russian tourist who first came to France, Britain, Italy, Belgium or Holland is surprised by the abundance of monuments to the events and heroes of that war. Avenue Foch in Paris, Rue de l'Armistice (Avenue of the Armistice) in Brussels, the tomb of the Unknown Soldier - under the Arc de Triomphe in Paris and on Whitehall Street in London. State holidays - Armistice Day in France and Belgium, Memorial Day in the UK, Veterans Day (initially - Armistice Day too) in the United States. And hundreds of monuments on the battlefield, as well as in cities and villages, usually with lists of the fallen, who had gone from here to the front.

For us, this is a wonder. Under the Soviet power in the territory of our country, as far as the author is aware, not a single monument appeared to those who died in that war (and the ones that had been erected earlier were destroyed in 1920-s). Recently, something has changed: now there are Brusilov streets in Moscow and Voronezh, a memorial stele in the territory of the Bratsk cemetery in the city of Pushkin, memorial signs in Moscow in the Sokol district on the site of the formerly urban Bratsk cemetery. But still there is not a single museum of that war (there are separate expositions in military museums), in school textbooks - a paragraph, by force. In short, almost oblivion, another “unknown” war ...

But the fighting losses of the Russian Empire amounted to 2,25 million soldiers and officers - 40% losses of the Entente and almost a quarter of all military losses of that war. And most importantly - this war has changed the course of our stories to a much greater extent than the incomparably more memorable World War II.

1913 was a prosperous year for the Russian Empire. In the country, industrial growth started in 1908 continued, economic growth rates were among the highest in the world. Agrarian reforms were carried out, slowly but surely increasing the number of independent well-to-do peasants (again, it was lucky: a few fruitful years in a row, a very favorable conjuncture of world grain prices). Gradually, the wages of workers grew, working legislation improved. The number of literates grew rapidly. After the 1905 revolution, the situation with civil liberties improved markedly. The revolutionary parties experienced an organizational and in many respects ideological crisis and did not have a significant impact on the situation in the country. On the third attempt, the State Duma - not yet a full-fledged parliament, but already its obvious harbinger - was able to establish some sort of dialogue with the authorities.

Of course, there is no need to idealize pre-war Russia, there were a lot of problems, both social, political and economic. But in general, the situation was far from critical.

The war began in an atmosphere of unprecedented patriotic recovery. The liberal opposition fully took up the defensive position, deciding to postpone the attacks on the government "after the war." Quite organized, without serious disruptions, mobilization took place, a large number of volunteers rushed to the front. Despite the failures against the Germans in the territory of East Prussia and Poland, the general course of action on the Eastern Front, given the great success against the Austrians in Galicia, could be considered quite satisfactory. It seems that everything went smoothly and, it seemed, did not foretell a catastrophe in less than three years.

What happened?

Firstly, the patriotic upsurge was rather quickly replaced by a growing disappointment in the ability of the authorities to effectively lead the country in the conditions of a protracted war. The famous “ministerial leapfrog”, when the 4 chairman of the Council of Ministers, the 6 interior ministers and the 3 military ministers replaced 1915 during two and a half years of the war, was an excellent illustration of this incapacity. The emperor’s categorical unwillingness to form a “government of national trust” rather quickly nullified the emerging union between the executive power and the State Duma, and now not only the Cadets but also moderate nationalists were in opposition. An extremely unsuccessful personnel reshuffle, which had far-reaching consequences, was the decision of Nicholas II to replace the Commander-in-Chief of Grand Duke Nikolai Nikolaevich (competent and experienced military man, popular in the army) after the failures of XNUMX on himself. As a result, order and managerial efficiency did not increase either in Petersburg, from where the emperor departed, or in the headquarters in Mogilev, where he arrived. Another evidence of the incompetence of the upper ranks was in the eyes of society the figure of Rasputin and the influence he gained at court; and in the Duma, and among the people openly talked about treason.

Secondly, already in 1915, significant economic difficulties appeared. Caused by the growth of military traffic, the crisis of railway communications led to difficulties in the food supply of cities, expressed in the introduction of cards for some essential goods. The mobilization of several million able-bodied men and hundreds of thousands of horses has undermined the precarious pre-war well-being in agriculture; The situation was not much better in the industry, where enterprises not connected with military orders were forced to shut down or cut production. The supply of the front was also carried out with great difficulty.

Thirdly, the war led to the marginalization of a significant part of society. This includes refugees from the western regions of the empire, lost during the retreat of the spring-summer of 1915 (this unsuccessful campaign cost Russia 1,5% of its territory, 10% of railway tracks, 30% of its industry; the number of refugees reached ten million). It is also peasants who have fled to the cities to replace the workers who have gone to the front. These are university graduates who have become wartime officers to compensate for the enormous losses of personnel officers. All this will lead to significant shifts in the minds of these people who find themselves in completely unusual circumstances, resulting in ideological and moral disorientation. Peasants and workers dressed in soldiers' overcoats, the farther away, the less they sought to get to the front (it is no coincidence that soldiers of spare and training parts who categorically disagree to go into the trenches) would be one of the main driving forces of the October 1917 events.

As a result of these and other processes, which the format of the article does not allow to mention, in February the 1917-th three-hundred-year-old dynasty left the historical arena, and few in Russia worried about this. However, she did it too late, and the democratic Provisional Government, which inherited all the problems of both previous years and previous decades, could not keep the situation under control.

Why was all this? What sacrificed millions of lives, stability and progressive development of society? For control of the Black Sea straits? For the chimera of "Slavic unity"? For the very “little victorious war” that strengthens the mystical connection between the monarch and his subjects?

The monarchy did not draw lessons from the very recent Far Eastern catastrophe. For which he paid. And God would be with her, but we, too, today, continue to pay for her confident nearness, for her direct product was the October 1917 of the year.

What are the monuments here ...
Author:
Originator:
http://www.ej.ru"rel =" nofollow ">http://www.ej.ru
Add a comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.

Еще одна «незнаменитая» война

Еще одна «незнаменитая» война
Девяносто два года назад, 11 ноября 1918 года в пять часов утра по местному времени в Компьенском лесу было заключено перемирие между странами Антанты и Германией. Союзники Германии – Болгария, Османская империя и Австро-Венгрия – капитулировали еще раньше. Первая мировая война закончилась.

Российского туриста, впервые попавшего во Францию, Великобританию, Италию, Бельгию или Голландию, удивляет обилие памятников событиям и героям той войны. Авеню Фош в Париже, Rue de l’Armistice (улица Перемирия) в Брюсселе, могилы Неизвестного солдата – под Триумфальной аркой в Париже и на улице Уайтхолл в Лондоне. Государственные праздники – День Перемирия во Франции и Бельгии, День поминовения в Великобритании, День Ветеранов (изначально – тоже День перемирия) в США. И сотни памятников на местах сражений, а также в городах и деревнях, обычно со списками павших, ушедших отсюда на фронт.

Для нас это в диковинку. При Советской власти на территории нашей страны, насколько известно автору, не появилось ни одного памятника погибшим в той войне (а поставленные ранее были уничтожены в 1920-е годы). За последнее время кое-что изменилось: теперь есть улицы Брусилова в Москве и Воронеже, памятная стела на территории Братского кладбища в городе Пушкин, памятные знаки в Москве в районе Сокол на месте бывшего там когда-то городского Братского кладбища. Но по-прежнему нет ни одного музея той войны (отдельные экспозиции в военных музеях, правда, имеются), в школьных учебниках – параграф, от силы. Одним словом, почти забвение, еще одна «незнаменитая» война…


А ведь боевые потери Российской империи составили 2,25 миллиона солдат и офицеров – 40% потерь Антанты и почти четверть всех боевых потерь той войны. И самое главное – эта война изменила ход нашей истории в гораздо большей степени, чем несравненно более памятная Вторая мировая.

1913 год был для Российской империи во всех отношениях благополучным. В стране продолжался начавшийся в 1908-м промышленный подъем, темпы экономического роста были одними из самых высоких в мире. Осуществлялись аграрные реформы, медленно, но верно увеличивавшие число самостоятельных зажиточных крестьян (опять же, везло: несколько урожайных лет подряд, очень выгодная конъюнктура мировых цен на зерно). Постепенно росла заработная плата рабочих, совершенствовалось рабочее законодательство. Быстро росло число грамотных. После революции 1905 года заметно улучшилась ситуация с гражданскими свободами. Революционные партии переживали организационный и во многом идейный кризис и существенного влияния на ситуацию в стране не оказывали. С третьей попытки Государственная Дума – еще не полноценный парламент, но уже его очевидный предвестник – смогла наладить некое подобие диалога с властью.

Конечно, идеализировать предвоенную Россию не стоит, проблем – и социальных, и политических, и экономических – было немало. Но в целом ситуация была далека от критической.

Война началась в обстановке небывалого патриотического подъема. Либеральная оппозиция целиком встала на позиции оборончества, постановив отложить нападки на власть «на после войны». Достаточно организованно, без серьезных срывов прошла мобилизация, на фронт рвалось большое число добровольцев. Несмотря на неудачи против немцев на территории Восточной Пруссии и Польши, общий ход действий на Восточном фронте с учетом большого успеха против австрийцев в Галиции можно было считать вполне удовлетворительным. Вроде бы, всё шло благополучно и, казалось, совершенно не предвещало катастрофы менее чем через три года.

Что же произошло?

Во-первых, патриотический подъем довольно быстро сменился нарастающим разочарованием в способности власти эффективно руководить страной в условиях затягивающейся войны. Знаменитая «министерская чехарда», когда за два с половиной года войны сменилось 4 председателя Совета министров, 6 министров внутренних дел и 3 военных министра, была прекрасной иллюстрацией этой неспособности. Категорическое нежелание императора пойти на формирование «правительства народного доверия» довольно быстро свело на нет наметившийся было союз между исполнительной властью и Государственной думой, причем теперь в оппозиции оказались не только кадеты, но и умеренные националисты. Крайне неудачной кадровой перестановкой, имевшей далеко идущие последствия, было решение Николая II о замене Главнокомандующего великого князя Николая Николаевича (грамотного и опытного военного, популярного в армии) после неудач 1915-го года на самого себя. В результате порядка и управленческой эффективности не прибавилось ни в Петербурге, откуда император убыл, ни в ставке в Могилеве, куда он прибыл. Еще одним свидетельством некомпетентности верхов явилась в глазах общества фигура Распутина и то влияние, которое он приобрел при дворе; и в Думе, и в народе открыто заговорили об измене.

Во-вторых, уже в 1915 году проявились значительные экономические трудности. Вызванный ростом военных перевозок кризис железнодорожных сообщений привел к сложностям в продовольственном снабжении городов, выразившемся во введении карточек на некоторые товары первой необходимости. Мобилизация нескольких миллионов трудоспособных мужчин и сотен тысяч лошадей подорвала шаткое довоенное благополучие в сельском хозяйстве; ненамного лучше обстояли дела в промышленности, где предприятия, не связанные с военными заказами, вынуждены были закрываться либо сокращать производство. Снабжение фронта также осуществлялось с большими затруднениями.

В-третьих, война привела к маргинализации значительной части общества. Это и беженцы из западных районов империи, утраченных в ходе отступления весны-лета 1915-го (эта неудачная кампания стоила России 1,5% ее территории, 10% железнодорожных путей, 30% ее промышленности; число беженцев достигло десяти миллионов). Это и крестьяне, подавшиеся в города, чтобы заменить ушедших на фронт рабочих. Это и выпускники университетов, ставшие офицерами военного времени, чтобы компенсировать колоссальные потери кадрового командного состава. Все это приведет к значительным сдвигам в сознании этих оказавшихся в совершенно непривычных для них обстоятельствах людей, следствием чего зачастую будет идеологическая и нравственная дезориентация. Крестьяне и рабочие, одетые в солдатские шинели, чем дальше, тем меньше стремились попасть на фронт (неслучайно одной из главных движущих сил октябрьских событий 1917-го станут солдаты запасных и учебных частей, категорически не согласные отправляться в окопы).

В результате этих и иных процессов, упомянуть о которых не позволяет формат статьи, в феврале 1917-го трехсотлетняя династия сошла с исторической арены, и мало кто в России переживал по этому поводу. Однако она сделала это слишком поздно, и демократическое Временное правительство, которому достались в наследство все проблемы как предыдущих лет, так и предшествующих десятилетий, удержать ситуацию под контролем не смогло.

Зачем всё это было? Чему в жертву были принесены миллионы жизней, стабильность и поступательное развитие общества? Ради контроля над Черноморскими проливами? Ради химеры «славянского единства»? Ради той самой «маленькой победоносной войны», укрепляющей мистическую связь между монархом и подданными?

Монархия не извлекла уроков из совсем недавней дальневосточной катастрофы. За что и поплатилась. И Бог бы с ней, но и мы, сегодняшние, продолжаем оплачивать ее самоуверенную недалекость, ибо ее прямым порождением был октябрь 1917 года.

Какие уж тут памятники…
Автор: Алексей Кузнецов
Первоисточник: http://www.ej.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://www.ej.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня