Танки-подрывники

15
Танки-подрывники
Германская гусеничная торпеда «Голиаф» Sd.Kfz.303a – вариант машины, оснащённой бензиновым двигателем. Один из наиболее известных образцов дистанционно управляемых сухопутных боевых торпед


«Так видел я в видении коней и на них всадников,
которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные;
головы у коней – как головы у львов,
и изо рта их выходил огонь, дым и сера».

Откровение Иоанна Богослова, 9:17

Наш танковый паноптикум. Недавнее применение Российскими войсками бронированных машин-брандеров в зоне ВО вновь обратило на себя внимание тем, что, во-первых, ничто не ново под Луной, а во-вторых, что цель всегда определяет средства. То есть даже все очень старое вполне можно применять и сейчас, если оно, скажем, эффективно, не слишком трудозатратно и… недорого! И, разумеется, трудно придумать что-то такое столь уж новое, чего не было придумано в веках до того.



Те же суда-брандеры кто только и когда не применял. Голландцы, воюя с испанцами в XVI веке, так и вовсе использовали в качестве брандера баржу, на которой построили нечто вроде сарая из кирпича для пороха, заряд которого должен был подрываться часовым механизмом. Чем не современный взрывающийся катер, разве что только без телеуправления?!

Подкупала идея создания дистанционно управляемых самоходных мин или торпед тем, что они вроде бы требовали мало металла, и они были малозаметны на местности, а их эффективность (в силу ручного управления) предполагалась высокой. На самом деле с ними все оказалось не так уж и просто. Однако такие машины были, воевали, и вот сегодня мы посмотрим на них в очередной раз, посетив наш танковый паноптикум.

О дистанционных подрывных машинах на страницах ВО было опубликовано достаточно много материалов, как в 2016, так и в 2017 гг., но так как времени с того момента утекло порядочно, есть смысл к этой теме вернуться опять, тем более в свете последних событий в зоне СВО.


«Крепость» – боевая машина с элекропитанием Габэ и Обрио. Фото из книги «Рассвет славы»

Начать нужно будет с того, что первые попытки создания дистанционно управляемой подрывной машины были предприняты ещё в 1915 году французскими инженерами Обрио и Габэ. Причем сначала они предложили танк с электродвигателем и питанием по проводам. Но когда военные его забраковали, сняли с него башню, начинили корпус взрывчаткой и… получили наземную торпеду Torpile Terrestre.

«Машинка» несла заряд – 200 кг взрывчатки, который, по идее её авторов, она должна была доставлять к полевым укреплениям противника. Вот только любой обрыв кабеля выводил её из строя, да и проходимость её на колесах по полю, усеянному воронками и забитому кольями с протянутой между ними колючей проволокой, была совершенно неудовлетворительной.


Дистанционно управляемая подрывная машинка Э. И. Уикершема. Особенностью её являлись электромоторы, расположенные в бронированных коробках внутри гусеничных обводов, и размещенный между гусеницами цилиндрический корпус для боезаряда

Зато в конце войны в США появился проект гусеничной подрывной машины, приводимой в движение двумя электромоторами, получившей название Wickersham Land Torpedo.

Проект принадлежал инженеру Э. И. Уикершему и, судя по чертежам из патентной документации, был хорошо проработан и представлял собой оригинальную и интересную конструкцию. Но… тут как раз закончилась война, так что детище Уикершема американским военным не понадобилось.

Но вот в 30-е годы прошлого века интерес к новым видам оружия у военных проявился опять, да и понятно, ведь дело шло к новой мировой войне, и требовалось любое оружие, лишь бы только оно хорошо убивало!

Во Франции инициатором работ над дистанционно управляемыми сухопутными торпедами стал капитан французской армии Жан Поммелле, первым построивший и испытавший такую «машинку». Проект машины, получившей название VP-38 (фр. Vehicule Pomellet, 1938, то есть – «Машина Помелле», 1938 года) был завершен зимой 1938 года. К построенному образцу было немало претензий, однако его все же рекомендовали принять на вооружение и организовать серийный выпуск.

Автором второго предвоенного проекта сухопутной торпеды стал хорошо известный во Франции (и не только там) конструктор Адольф Кегресс, трудившийся на одном из автомобилестроительных заводов. Занимаясь разработками в области автомобильной техники, он предложил несколько интереснейших проектов и среди них проект самоходного подрывного заряда с дистанционным управлением. «Машинка» была построена, получила название Engine K («Мотор Кегресса») и… утоплена в Сене, когда Францию оккупировали германские войска.

Но, видимо, что не только рукописи не горят, но и изобретения такого характера не тонут. Немцы достали со дна «машинку» Кегресса, изучили и решили, что и им не мешало бы обзавестись чем-то подобным. Тем более что о так называемых «радиотанках» в 30-е годы в специальной литературе только речь и шла. Более того, в популярном в те годы справочнике «Хейгль» за 1937 год на странице 93 была помещена фотография японского «малого телетанка» и написано, что он предназначен для расчистки противотанковых минных полей.


Фотография и статья в августовском номере американского журнала Popular science за 1930 год, посвященные дистанционно управляемому танку майора Нагаяма

Вот что там было написано:

«В будущем чудовищными орудиями войны можно будет управлять на расстоянии простым поворотом переключателя радио. Офицер японской армии майор Нагаяма изобрел средство радиоуправления движением танка, способного двигаться со скоростью пять миль в час.

Согласно сообщениям, в Англии уже предпринимались успешные попытки беспроводного управления самолетами. Место пилота заняла главная радиостанция, действующая через крошечные пневматические двигатели, которые приводили в действие органы управления самолетом.

Такая система радиоуправления, как у танка или самолета, не предполагает передачи сколько-нибудь заметного количества энергии по радио. В танке, например, радиоимпульсы служат просто для срабатывания реле, которое приводит в движение обычные механизмы танка, работающие на бензине. Другие реле, настроенные на соответствующую длину волны, управляют рулевым управлением. Количество энергии, необходимое для работы этих реле, так же мало, как и то, что передает голоса… в ваш радиоприемник.

Точно так же, как ваша собственная установка обеспечивает мощность для усиления слабых импульсов, так и реле в танках и самолетах позволяют бензиновым двигателям обеспечивать реальную движущую силу. Передача реального количества энергии без проводов в настоящее время остается мечтой».


Интересно, что танк Нагаяма был создан ещё в 1929 году (вот вам и отсталые японцы!) и на испытаниях очень хорошо себя показал: маневрировал и даже стрелял из пулемета!

Активно велись работы над радиоуправляемыми танками, в качестве которых использовались машины Т-26, в 30-е годы в СССР. Тогда многие военные считали, что применение химического оружия в будущей войне более чем вероятно. Поэтому на базе Т-26 пытались создавать в первую очередь «химические танки», которые могли бы распылять отравляющие вещества. Соответственно, дистанционно управляемые «дымовые танки» предназначались для постановки дымовых завес.

Но вся эта техника на вооружении РККА так и не появилась. Дистанционно управлять огнем из пулемета оказалось невозможно, тем более бессмысленно было стрелять из пушки, а вот использовать Т-26 в качестве носителя химического оружия и взрывчатки тоже оказалось под вопросом из-за малой толщины брони и больших размеров этой машины, которые превращали её в хорошо заметную мишень.


Танки боевой группы «Подрывник»

Интересно, что управляться подрывные машины на базе Т-26 должны были по радио с командирской машины в составе группы «Подрывник» сразу из нескольких подрывных и одной управляющей машины.


Вот он какой, «Голиаф»

Так что германские инженеры были отнюдь не первыми, кто накануне Второй мировой начал разработку дистанционно управляемых боевых машин.

Интересно, однако, что немцы, в отличие от советских конструкторов, которые делали акцент на «химическом» и подрывном характере боевых машин с дистанционным управлением, постарались создать многофункциональные бронетранспортёры, способные не только доставлять взрывчатку к позициям противника, но и вести разведку и разминировать проходы в минных полях.

При высоком уровне технологии германской промышленности техническая реализация много времени не заняла. И уже вскоре германская армия получила наземную торпеду – Sonder Kraftfahrzeug 302 или «Голиаф», созданную компанией «Боргвард».


Коробка с моделью «Голиафа» вместе с расчетом, которая выпускается японской компанией «Тамия» в масштабе 1:35

Образцом для подражания им послужил трофейный Engin K со дна Сены. Появился он в 1942 году и так же, как и Engin K, управлялся по кабелю, что для поля боя было не очень-то и удобно. Грузоподъёмность до 70 килограммов, очень маленький клиренс (всего 16,8 см у самой высокой модели), небольшая скорость до 11,5 километра в час и, конечно, слабое бронирование – все эти недостатки сильно ограничивали применение этой боевой машины.

При движении по неровной местности «сухопутные торпеды» легко сбивались с курса, а то и переворачивались, а проходимость их была совершенно неудовлетворительной. К тому же они были уязвимы не только для противотанкового оружия, но и обычным стрелковым оружием успешно выводились из строя.

За годы Второй мировой войны немцы сумели изготовить 7 564 «Голиафа», потратили на них силы, время, деньги, материалы, но реально в боях было задействовано немногим более тысячи машин. И пришлось им признать её и слишком дорогой, и малоэффективной.


Английские солдаты возле трофейных «Голиафов»

Создавали германские инженеры и машины-торпеды на базе трофейных машин: английского Universal Carrier и бельгийского Utility Tractor. Они имели большие размеры, большую грузоподъемность, но управление осуществлялось как и раньше – по кабелю.

Летом 1942 года около тридцати таких машин были использованы во время третьего штурма Севастополя для подрыва советских дотов. 13 бронетранспортёров были уничтожены огнем, 9 вышли из строя по техническим причинам и только 8 смогли достичь своей цели. Одному из них при помощи 700-килограммового заряда взрывчатки удалось разрушить артиллерийский дот, два дня сдерживавший продвижение немцев.


Sd.Kfz.301 (Borgward B IV)

Также дистанционные подрывные машины применялись на Курской дуге. Но… и там они себя «не показали». Наконец, их использовали в Нормандии, но и там, точно так же, как и на Восточном фронте, противник быстро выявил все слабые стороны этой техники и стал активно её уничтожать без особого вреда для себя.


На марше, танкеткой B-IV (Sd.Kfz.301) мог управлять водитель. Получалась своего рода легкий гусеничный вездеход

К началу весны 1945 года вермахт располагал примерно 2 530 машинами Sd.Kfz.302a (с электромоторами) и 3 800 машинами с бензиновыми двигателями. То есть всего чуть более 1 200. Остальные машины находились на складах.


Захваченная радиоуправляемая танкетка B-IV (контейнер со взрывчаткой установлен на месте)

С 1943 года в армейских танковых подразделениях вермахта появились и машины управляемые по радио В-IV (Sd.Kfz.301). Они управлялись по радио из танков Т-III, T-IV и др. и несли на корпусе сбрасываемый контейнер с зарядом взрывчатки весом в 500 кг.

Машина предназначалась для взрывных работ и разведки. Позднее круг решаемых с её помощью задач был расширен. Она должна была использоваться для дегазации местности (в случае применения противником химического оружия) и для постановки дымовой завесы на поле боя. Для этого на машину устанавливалось соответствующее оборудование.


Sd.Kfz. 304 «Прыгун»

Наиболее совершенный образец машины с радиоуправлением SdKfz 304 «Прыгун» был создан в самом конце войны, но также никакой особой в ней роли не сыграл.

Известно, что в Красной Армии взрывные танкетки с управлением по проводам предложил будущий писатель-фантаст Александр Казанцев. И какое-то их количество было создано, применялось в боях, и с их помощью был нанесен определенный урон гитлеровцам. Но… большой роли на фронте им также не довелось сыграть, уж очень ненадежной и уязвимой была их конструкция.

Ну, а что сейчас? Неужели нельзя создать для аналогичных целей какую-нибудь «специальную машину»?

Наверное, можно. Но вот критерий «стоимость-эффективность» нам подсказывает, что дело это… бесперспективное.

Мы можем вообразить себе, скажем, бронированный дисколет на воздушной подушке, которому будут нипочем ни ямы, ни кочки, не говоря уже о минах, с зарядом в пару-тройку тонн взрывчатки, мощным двигателем и с управлением с помощью видеокамеры, но во сколько такой боевой механизм обойдется нам в пересчете на одну убитую душу – вот в чем вопрос!

Цветные иллюстрации А. Шепса.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    7 июля 2023 05:32
    Всем доброго утра и хорошего дня! smile

    Олегович уехал на отдых, но сердцем он с нами. smile good


    Ну, а что сейчас? Неужели нельзя создать для аналогичных целей какую-нибудь «специальную машину»?


    Так есть уже, насоздавали и продолжают создавать все кому не лень и у кого есть деньги.

    Боевой многофункциональный робототехнический комплекс «Уран-9»


    А это техника наших белорусских друзей


    Можно найти много ругих всяких разных, но это уже тема для отдельной статьи.
    1. +2
      7 июля 2023 09:56
      Олегович уехал на отдых, но сердцем он с нами laughing

      Он улетел, но обещал вернуться (с) smile
      Мое почтение, Константин. Всем доброго дня
  2. +6
    7 июля 2023 05:54
    Жаль, что забывают про наши сухопутные "торпеды" ЭТ-1-627, начального периода войны...

    Телеторпеда ЭТ-1-627. В августе 1941 года по инициативе военинженера 3-го ранга А. П. Казанцева (будущего известного советского писателя-фантаста) была создана телеторпеда ЭТ-1-627. Скорее всего, идея ее создания возникла не на пустом месте – очевидно, использовались довоенные наработки, с которыми Казанцев был хорошо знаком как непосредственный инженер-разработчик теле- и радиоуправляемого оружия. Последнее число в индексе торпеды появилось благодаря московскому заводу № 627 Наркомата электротехнической промышленности, работники которого участвовали в создании первых прототипов торпеды и ее серийном производстве.
    Торпеда собиралась на деревянной раме, имела по четыре небольших опорных катка с каждой стороны (собранных по два в две подрессоренные тележки), гусеницы на резиново-тканевой основе с деревянными траками-пластинами и электродвигатель с приводом на задние ведущие колеса. Управление движением и подрывом танкетки-торпеды производилось по двум проводам, а питание поступало по третьему силовому проводу от генератора, размещенного в танке сопровождения.
    Достоверно известно, что ЭТ-1-627 использовались во время боев на Керченском полуострове, причем за их применением наблюдал и конструктор А. П. Казанцев: «…И тут сухопутная торпеда, похожая на крохотную танкетку, выпрыгнула из капонира и устремилась к первому танку, круто взбираясь на холм. Из танка заметили ее, но, вероятно, не поняли, что это такое. На всякий случай дали по ней очередь из пулемета. Должно быть, пули накоротко замкнули обмотку одного из электромоторов. Другой продолжал работать, и танкетка побежала по дуге, обходя танк. Тогда вылетела вторая торпеда, управляемая Печниковым. Танк был слишком близко от нее, чтобы увернуться. Фонтан огня и дыма с грохотом метнулся как-то вбок. Когда дым рассеялся, мы увидели, что у танка разворочена броня».
    Всего под Керчью этими телеторпедами было уничтожено до девяти танков противника. Использовались они и при обороне Ленинграда для борьбы с немецкими ДзОТами и прочими укреплениями.
    Широкого распространения сухопутная торпеда ЭТ-1-627 не получила, так как выяснилось, что значительно дешевле и эффективнее было использовать собак-подрывников, и если ЭТ-1-627 было выпущено менее 100 штук, то количество собак, подготовленных для подрыва танков, достигало 60 000.
  3. +5
    7 июля 2023 07:47
    Причем сначала они предложили танк с электродвигателем и питанием по проводам. Но когда военные его забраковали, сняли с него башню, начинили корпус взрывчаткой и… получили наземную торпеду Torpile Terrestre.

    Танк Обрио и Габэ был колесным и к Torpille Terrestre не имеет никакого отношения, это самостоятельная разработка.



    Третья гусеница предназначена для облегчения преодоления проволочных заграждений.
    1. +4
      7 июля 2023 09:15
      Танк Обрио и Габэ к Torpille Terrestre не имеет никакого отношения, это самостоятельная разработка.

      Тем более у Torpille Terrestre был свой "родитель" -Шнейдер. Общего у Schneider Torpille Terrestre (Schneider Crocodile и EGTA (electrical ground torpedo) Aubriot-Gabet ,было разве только то - что обе управляемые по проводам конструкции были -"французские.
      1. +7
        7 июля 2023 09:31
        Наземная Торпеда Шнейдера Torpille Terrestre Schneider Crocodile

        ТТХ:
        Крокодил Тип А/Б
        Страна: Франция
        Производитель: Schneider
        Год производства: 1915-1918
        Кол-во выпущенных: 3+20 (200)?
        Боевая масса: 142 кг
        Вооружение: 40 кг взрывчатки
        Размеры: 1660х820х600 мм
        "Наземные торпеды" фирмы Шнайдер, предназначались для подрыва проволочных заграждения, которые считались главный препятствием для "гальского духа" французской пехоты.
        фото. Тorpille Terrestre Schneider Crocodile typ А перед испытаниями.
        фото. Torpille Terrestre Schneider Crocodile пнред заводскими испытаниями 1915г

        Общий облик инженерного боеприпаса был сформирован быстро: минимальные размеры, фугасный заряд достаточной мощности, электрический привод, гусеничный движитель. Для реализации проекта выбрали самый простой вариант - простая трубчатая рама. Корпус и какое-либо закрытие агрегатного отсека для экономии массы и снижения стоимости не планировались. На раме устанавливались аккумуляторы, пара электродвигателей и катушка для управляющего провода. Управление работой двигателей предусматривалась проводное. Все бортовые электрические агрегаты герметизировались, что давало возможность преодолевать и водные препятствия, то есть быть настоящим "Крокодилом". Так как на "торпеде" аккумуляторы визуально не заметны, иногда говорится о том, что ток так же подавался по проводам, тем более кабель был мощным. Но нет никаких подтверждений наличия агрегатов типа генератор за пределами инженерного боеприпаса. Движитель был простейшим - три катка - ведущее и два опорных. Задний опорный каток играл роль направляющего колеса. Все колеса-катки имели одинаковую конструкцию. Основой гусеницы была холщовая лента требуемых размеров. На ней с равными промежутками предлагалось закреплять прямоугольные деревянные бруски, используемые в качестве грунтозацепов. На борту управляемой торпеды Torpille Terrestre должна была располагаться 40 килограммовая боевая часть фугасного типа, которая подрывалась дистанционно электрическим взрывателем. Для подрыва боезаряда предлагалось использовать электрический взрыватель с дистанционным управлением. Сухопутная торпеда Crocodile управлялась оператором через простейший электрический пульт, с которого можно было включить или выключить левый или правый двигатель, а так же подорвать торпеду. Поворот обеспечивался отключением одного из двигателей и подтормаживанием одной из гусениц.
        фото. испытания Torpille Terrestre Schneider Crocodile. 1915г.




        1. +4
          7 июля 2023 09:41
          Боевое применение сухопутной торпеды было очень простым. На позиции расчет разворачивал пульт и катушку с кабелями, подключал к ним "торпеду", активировал взрыватель и направлял машину на цель. Включая и выключая двигатели торпеда доезжала до проволочных заграждений, заезжала под них и подрывалась. Герметизация электрических цепей и хорошая проходимость позволяла выполнять задачу в любых условиях. Доведя торпеду до цели, оператор подавал команду на подрыв БЧ. Взрыв 40 кг проделывал широкий проход в проволочном заграждении и мог даже обеспечить взрывное разминирование, если кроме проволоки были установлены и противопехотные мины.

          15 июля 1915 года за один день были проведены испытания, которые полностью подтвердили ожидания от инженерного боеприпаса. Schneider Crocodile со скоростью в несколько километров в час мог передвигаться на расстояние ограниченное длиной кабеля, успешно маневрировал на поле боя, переезжал небольшие препятствия, в том числе водные. Обучение оператора не представляло сложности. Боевая часть заряда показала высокие храктеристики, пригодные для решения задач. Из минусов конструкции приемная комиссия выявила то , что малые размеры не только затрудняли обнаружение торпеды противником, но при этом мешали и оператору. Если на испытаниях на гусеничную машину можно было поставить что-то типа флажка, то в боевых условиях это было неприемлемо. Для того, что бы управлять оператор должен был выглядывать из окопа подвергая себя опасности. Но это были ожидаемые недостатки. По некоторым данным было выпущено 200 крокодилов, Но нет точных сведений ни о применении самодвижущихся самоходных боеприпасов во французской армии, ни у союзников, куда их могли поставлять. В июне 1916 года компания «Шнайдер» прекратила производство самоходных торпед Crocodile, сосредоточившись на выполнении поступившего большого заказа на танки.
  4. +1
    7 июля 2023 12:12
    Бронированный дисколёт на воздушной подушке не помешал бы сейчас.
  5. +4
    7 июля 2023 13:10
    первые попытки создания дистанционно управляемой подрывной машины были предприняты ещё в 1915 году французскими инженерами Обрио и Габэ. Причем сначала они предложили танк с электродвигателем и питанием по проводам. Но когда военные его забраковали, сняли с него башню, начинили корпус взрывчаткой и… получили наземную торпеду.

    Нет, все не так. Во первых -танк Обрио и Габэ никогда не был дистанционно управляемым - им управлял механник-водитель.
    Во вторых - первый трехколесный электротанк с массивной башней получился у них очень тяжелым и на испытаниях просто не мог двигаться по земле- утопал в грунте. Комиссия его сразу забраковала. Тогда Обрио и Габэ с целью облегчения конструкции удалили башню, сняли броневые листы, а также изменили колеса для улучшения проходимости. И снова представили комиссии.
    фото. Обрио и Габэ около трехколесный электротанка Aubriot-Gabet (2-ой облегченный вариант). 1915 г.

    Но и этот вариант не прошел испытаний - во время движения по грунту он завяз и опрокинулся на бок.
    Обрио и Габэ начинили корпус взрывчаткой и… получили наземную торпеду. «Машинка» несла заряд – 200 кг взрывчатки

    Опять все не так. Никакой наземной торпеды Обрио и Габэ не получали. Они просто предложили это комиссии. Военная приемка, учитывая два ранее неудачных испытания, этот танк забраковала и просто отказала им в финансировании. Тогда чтобы не терять деньги Обрио и Габэ и предложили комиссии начинить корпус взрывчаткой и… получить наземную торпеду. Но видимо сгоряча забыли, что управление их "электротанком" осуществлял механник-водитель, по проводу шло только электропитание мотора. Ответ военных был просто издевательски-ироничен:
    Si les gentlemen ingénieurs jugent cette idée bonne, alors qu'ils remplissent leur unité d'explosifs, qu'ils s'y mettent eux-mêmes et qu'ils la testent à leurs frais, car la France souffre actuellement d'une grande pénurie de mécaniciens - suicidaire.

    Перевод: Если господа инженеры считают эту идею здравой - то пусть сами начиняют свой агрегат взрывчаткой, сами в него садятся, и за свой счет сами испытывают, так как у Франции в данный момент большой дефицит в механиках самоубийцах (с)
    После этого на управляемой изнутри трехколесной электроторпеде был окончательно поставлен большой жирный крест
    1. +1
      8 июля 2023 08:49
      А наши на последнем видео ехали на МТЛБ почти до самых окопах врага, потом выскочили через верх! и убежали. А мотолыга куда-то там сама доехала и взорвалась. У нас, выходит, механики-самоубийцы есть.
  6. +4
    7 июля 2023 14:14
    О дистанционных подрывных машинах на страницах ВО было опубликовано достаточно много материалов, как в 2016, так и в 2017 гг., но так как времени с того момента утекло порядочно, есть смысл к этой теме вернуться опять, тем более в свете последних событий в зоне СВО.

    К сожалению, и в 2016, и в 2017, и в сегодняшней статье история создания и применения того, что сегодня называют "беспилотниками" представлена фрагментарно. Если кто то захочет ознакомиться с вопросом системно, рекомендую эту книгу.

  7. +1
    7 июля 2023 22:05
    Мне отец рассказывал, а он принимал участие во взятии Кенигсберга, что им досталось несколько Голиафов в качестве трофеев и они развлекались покатушками верхом на этих самоходных минах.
  8. 0
    8 июля 2023 08:26
    Машинки весом до 3-х тонн следует делать колёсными. Проходимость будет на уровне МТЗ-82, а конструкция проще и дешевле.
    Впрочем, я это пишу с 2011 года.
    Да, и есть идея, как сделать дистанционно управляемый пулемёт более-менее эффективным. А сегодня , учитывая невозможность для живых пулемётчиков приближаться к врагу на расстояние действенного огня, бесстрашный робот-пулемёт окажется более эффективным.
  9. +1
    9 июля 2023 10:39
    значительно дешевле и эффективнее было использовать собак-подрывников
    Вывод: Даёшь роботособа !

    Лет через ...адцать сгодится !
  10. 0
    19 сентября 2023 22:30
    [quote]К началу весны 1945 года вермахт располагал примерно 2 530 машинами Sd.Kfz.302a (с электромоторами) и 3 800 машинами с бензиновыми двигателями. То есть всего чуть более 1 200./quote]
    Интересная математика: 2350 + 3800 = 1200. И еще складские запасы.