16 декабря 1872 года родился русский военачальник, генерал Антон Иванович Деникин

61
16 декабря 1872 года родился  русский военачальник, генерал Антон Иванович Деникин Вся биография Антона Ивановича Деникина – это послужной список мужественного и талантливого командира. Деникин родился 4 (16) декабря 1872 года в селении Шпеталь Дольный, пригороде Влоцлавека, уездного городка Варшавской губернии Российской державы. Его отец - Иван Ефимович Деникин, был крестьянского происхождения, но после 22 лет солдатской службы смог стать офицером и закончил карьеру майором пограничной стражи. Мать - Елизавета Фёдоровна (Францисковна) Вржесинская была из семьи обедневших мелких землевладельцев, по профессии швея, а по национальности полячка.

Семья жила весьма скромно, на пенсию отца. Антон, поступив во Влоцлавское реальное училище, быстро показал хорошие способности и уже во втором классе в возрасте 13 подрабатывал репетиторством. Затем учился в Ловичском реальном училище. Антон с детства мечтал пойти по стопам отца и после окончания училища, в 1890 году поступил вольноопределяющимся в 1-й стрелковый полк. В этом же году он поступил в Киевское пехотное инженерное юнкерское училище. После завершения двухлетнего курса обучения был произведён в подпоручики и назначен во 2-ю полевую артбригаду, дислоцированную в уездном городе Бела Седлецкой губернии. После нескольких лет подготовки, летом 1895 года смог сдать конкурсный экзамен и поступил в Академию Генерального Штаба. В конце первого года учёбы был отчислен из Академии, не сдав экзамен по истории военного искусства, но через три месяца Деникин выдержал экзамен и снова был зачислен на первый курс. Весной 1899 года был произведён в капитаны, но накануне его выпуска новый начальник Академии генерал Николай Сухотин произвольно изменил списки выпускников, которых причислили к Генштабу, в результате чего провинциальный офицер не попал в их число. Деникин, подал на Сухотина жалобу на имя императора. Собранная комиссия признала действия генерала незаконными, но решила не «поднимать пыль». Деникину предложили забрать жалобу, пообещав, зачислить в офицеры Генштаба. Но офицер проявил «характер», отказавшись сделать это. В результате его жалобу отклонили. В эти годы Деникин проявил талант писателя, издавался под псевдонимом Иван Ночин и писал в основном на тему военного быта.

Снова стал служить во 2-й артиллерийской бригаде. В 1902 году Деникин написал письмо венному министру Куропаткину, попросив разобраться в ситуации. Куропаткин во время аудиенции у государя Николая «выразил сожаление, что поступил несправедливо, и испросил повеления» на зачисление Антона Деникина офицером Генштаба, что и произошло летом 1902 года. Он был зачислен в штаб 2-й пехотной дивизии расположенной в Брест-Литовске, где он в течение года командовал ротой 183-го Пултусского полка, стоявшего в Варшаве. В 1903 году был переведён во 2-й кавалерийский корпус, где служил до 1904 года. Ещё задолго до революции Деникин обжёгся на «либерализме» в своей роте. Он не только вывел рукоприкладство, но и отменил дисциплинарные взыскания, рассчитывая на «сознательность» солдат. Внушал подчиненным, что они должны сами следить за собой. Результат был печальным. Рота разболталась, дисциплина упала.

Когда началась русско-японская война, добился личного разрешения быть откомандированным в действующую армию, т. к. его часть не была отправлена на фронт. Служил начальником штаба 3-й бригады Заамурского округа отдельного корпуса пограничной стражи, которая боролась с бандитскими отрядами. Отличился как начальник штаба Забайкальской казачьей дивизии генерала Ренненкампфа и знаменитой Урало-Забайкальской дивизии генерала Мищенко, которая совершала глубокие рейды в тыл противника. Был отмечен чином полковника и орденами Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантами и Святой Анны 2-й степени с мечами. В 1905 году приобрёл первый опыт борьбы с революционным хаосом – дорогу из Манчжурии в Европейскую часть России перекрыли несколько анархических «республик». Деникин с группой офицеров собрали отряд из надёжных бойцов и в эшелоне пробились через бунтующую Сибирь.

Вернулся на службу во 2-й кавалерийский корпус, затем получил под начало батальон 228-го пехотного резервного Хвалынского полка. В 1906 году в качестве туриста посетил ряд стран Европы. В начале 1907 года вступил в должность начштаба 57-й пехотной резервной бригады, которая располагалась в Саратове, где служил до января 1910 года. Деникин продолжал писать, критикуя командира своей бригады и начальника Казанского военного округа генерала Александра Сандецкого. В целом полковник подвергал критике бюрократизм, подавление самостоятельности офицеров, грубое отношение к низшим чинам. Выступал за улучшение подготовки командного состава, писал о необходимости быстрого развития автотранспорта, военной авиации. Обратил внимание на рост германской и австрийской угрозы, необходимость скорейшего проведения военной реформы. В 1910 году предложил созвать съезд офицеров Генштаба для обсуждения проблем армии и выработки путей их решения. Ни к каким политическим партиям Деникин не принадлежал, но по взглядам относил себя к либералам. Он считал, что в России необходимо установить конституционную монархию, провести радикальные реформы, мирным путём модернизировав страну.

Летом 1910 года принял командование 17-м пехотным Архангелогородским полком, который базировался в Житомире. В нём Деникин учредил музей истории полка, который стал одним из первых музеев воинских частей в Русской Императорской армии. Весной 1914 года ему поручили исполнять обязанности генерала для поручений при Командующем войсками Киевского военного округа. Деникин переехал в Киев. Накануне Первой мировой войны, был произведён в чин генерал-майора и получил должность генерал-квартирмейстера 8-й армии, которой командовал генерал Алексей Брусилов.

Когда началась война, попросился в командиры строевой части. Брусилов назначил его командиром 4-й стрелковой бригады. Намного позднее, Брусилов писал, что Деникин «на строевом поприще выказал отличные дарования боевого генерала». Бригада, впоследствии развёрнутая в дивизию, по праву получила почётное название – «Железная». Слава этого соединения гремела по всей империи, а её командир за военное мастерство и личное мужество был дважды награждён Георгиевским оружием, орденами Св. Георгия 4-й и 3-й степени. Осенью 1915 года получил чин генерал-лейтенанта. 27 августа (9 сентября) 1916 года был назначен командиром 8-го корпуса и вместе с ним направлен на Румынский фронт, где он фактически возглавил и румынские войска. Был отмечен высшей румынской наградой — орденом Михая Храброго 3-й степени.

После Февральской революции, был назначен начальником штаба при Верховном Главнокомандующем генерале Михаиле Алексееве. Вместе с Алексеевым он ушёл из Ставки, после того как Керенский подписал «Декларацию прав солдата». Командовал Западным, а затем Юго-Западным фронтами. Подвергал резкой критике действия Временного правительства по «демократизации» армии. За то, что выразил моральную поддержку генералу Корнилову, был заключён в тюрьму Бердичева. Этот период был очень опасен, т. к. в любой день его могли растерзать «революционные» солдаты. Осенью 1917 года был переведён в Быхов, где содержалась «группа Корнилова». Во время транспортировки он с другими офицерами едва не стал жертвой самосуда солдатской толпы. Их спас Виктор Бетлинг, который служил под началом Деникина. Позднее, уже во время Гражданской войны, он стал командиром Особой офицерской роты при Ставке Главнокомандующего Вооруженными Силами Юга России.

Вскоре после падения Временного правительства, Верховный Главнокомандующий Николай Духонин освободил генералов из тюрьмы Быхова. Деникин прибыл на Дон, где принял участие в создание Добровольческой армии под началом Алексеева и Корнилова. Фактически Деникин как один из главных и наиболее энергичных организаторов добровольческих частей часто воспринимался на этом этапе как командующий белой армией. Кроме того, он выполнял задачи командующего в периоды отсутствия Корнилова. Официально первоначально он был командиром 1-й стрелковой дивизии, а армию возглавил, после смерти Корнилова.

Во время Первого Кубанского похода (или Ледяного похода), который длился 80 дней (из них 44 с боями) и белые прошли 1100 км, Добровольческая армия под началом Деникина оторвалась от противника и вышла к границам Дона и Ставрополья. Ледяной поход стал своего рода крещением Белой армии, её легендой. В нём родились белые герои и белые традиции.

Летом 1918 года Добровольческая армия совершит Второй Кубанский поход, который завершится разгромом кубанской группировки красных войск и захватом столицы кубанского казачества, Екатеринодара. После смерти генерала Алексеева 25 сентября (8 октября) 1918 года Деникин примет пост Главнокомандующего Добровольческой армией. На протяжении второй половины 1918 года белые войска под его началом разобьют силы Северокавказской советской республики и займут всю западную часть Северного Кавказа.

В начале 1919 года Деникин возглавит Вооружённые силы Юга России (ВСЮР), подчинив себе Донскую армию и отстранив от власти атамана Краснова. Во ВСЮР также войдут Кавказская (Кубанская) армия и белый Черноморский флот. Генерал проявит в это время свои лучшие военно-организаторские качества, большое стратегическое и оперативно-тактическое мышление. Белые войска в кампании поздней весны и начала лета 1919 года овладеют Каменноугольным районом — топливно-металлургической базой Южной России, войдут на территорию Украины, а также займут обширные районы Северного Кавказа. В летней кампании 1919 года ВСЮР достигнет максимальных успехов, взяв Харьков, Екатеринослав, Царицын. 3 (16) июля 1919 года белым войскам была поставлена задача взять Москву. Одновременно белые достигли больших успехов на Украине: заняты города Полтава, Николаев, Херсон, Одесса и Киев. Были разгромлены петлюровские и галицийские войска (Деникин не признавал независимости Украины). С галичанами был подписан мир и военный союз, Галицкая армия перешла вошла в состав ВСЮР. 30 сентября (13 октября) 1919 года деникинцы взяли Орёл и планировали занять Тулу. Однако это был пик побед ВСЮР, в силу ряда причин поход на Москву провалился и белые откатились на юг.

К началу 1920 года остатки Белой армии отступили в пределы казачьих областей, где Деникин, уже обладая полученным от адмирала Колчака титулом Верховного Правителя России, попытался сформировать южнорусскую модель государственности, которая была основана на объединении государственных начал добровольческих, донских и кубанских властей. Было учреждено Южнорусское правительство. Однако попытка контрнаступления, предпринятая зимой – весной 1920 года провалилась. Остатки войск были эвакуированы из Новороссийска в Крым (т. н. Новороссийская катастрофа). Под давлением недовольных генералов, Деникин 4 (17) апреля 1920 года назначил главнокомандующим ВСЮР генерал-лейтенанта Петра Врангеля, а сам вместе с бывшим начальником штаба и ближайшим сподвижником Романовским на британском корабле выехал в Константинополь, а затем в Англию, навсегда покинув пределы России.

В Англии Деникина приняли хорошо, он начал заниматься литературной деятельностью. Однако в знак протеста против желания Лондона заключить мир с Советской Россией, генерал в августе 1920 года переехал в Бельгию, где поселился с семьёй в Брюсселе и приступил к работе над основательным документальным исследованием о Гражданской войне — «Очерков русской смуты». Деникин почти целиком отошёл от политики, посвятив себя литературе и научно-исследовательской работе. В 1922 году он переехал в Венгрию, в 1925 вернулся в Бельгию, а в 1926 году переселился во Францию.

С приходом к власти в Германии национал-социалистов Деникин выступил с осуждением политики Адольфа Гитлера. В отличие от ряда белых деятелей, которые планировали участвовать в боевых действиях против Советского Союза на стороне Германии и её союзников, Деникин выступал за необходимость поддержки СССР и Красной Армии в борьбе против любого внешнего агрессора. Он считал, что такая война может привести к пробуждению русского духа в рядах Красной Армии и перерождению СССР.

После вторжения немецких войск во Францию, пытался выехать в Испанию, но был арестован. Немцы предложили Деникину сотрудничество и содействие в литературной деятельности, но он отказался. Был отпущен и поселился под контролем немецкой комендатуры и гестапо в окрестностях Бордо. В 1942 году немецкие власти предложили Деникину переехать в Берлин и возглавить антибольшевистские силы из числа русских эмигрантов, но он отказался. В ходе Второй мировой войны Деникин призывал русских эмигрантов не поддерживать Рейх, называя всех сотрудничающих с немцами представителей белой эмиграции «мракобесами» и «пораженцами».

В 1945 году Деникин переехал в США, продолжая заниматься литературной деятельностью. 7 августа 1947 года Деникин скончался от сердечного приступа в больнице Мичиганского университета в Энн-Арборе и был захоронен на кладбище в Детройте. Американцы похоронили его как главнокомандующего союзной армией с полагающимися ему воинскими почестями. 3 октября 2005 года прах генерала Антона Деникина был перевезён в Москву для захоронения в Свято-Донском монастыре.
Она и ее Деникин (Россия, ст. "Сов. секретно") 2012 год

Это история о великом русском генерале Антоне Ивановиче Деникине. История, которую рассказала его дочь, известная французская журналистка Марина Грей. Неизвестные факты из биографии Деникина.

Как складывалась судьба генерала и его семьи в Европе, какими были отношения отца и дочери, а также, почему Деникин не соглашался сотрудничать с европейскими политиками и боролся с большевиками за границей?

Деникин подвергался критике в среде части белой эмиграции и последующих волн русской эмиграции. Наиболее плотно и системно Деникина критиковал его преемник на посту руководителя силами Белого движения на Юге России, генерал-лейтенант Пётр Врангель.

Во время Второй мировой войны Деникин поддерживал Красную армию, а на предложение немцев переехать в Берлин и продолжить агитационную деятельность на стороне русских коллаборационистов, ответил решительным отказом.

61 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Леха е-мое
    +20
    15 декабря 2012 11:25
    Не смотря на свое неприятие к большевизму этот человек не скатился к ненависти к РОССИИ.
    В Тяжелый момент для нашей страны он поддержал ее .
    За это он достоин уважения и памяти от своих сограждан РОССИИ.
    1. +1
      15 декабря 2012 18:23
      Цитата: Леха е-мое
      В Тяжелый момент для нашей страны он поддержал ее

      Может,поняв, что натворил в 1917 с остальными генералами под дудку нагличан, перед смертью грехи замаливал?
      "«Связь Думы с офицерством, — пишет генерал Деникин, — существовала давно. Работа комиссии государственной обороны в период воссоздания флота и реорганизации армии после японской войны протекала при деятельном негласном участии офицерской молодежи. А.И. Гучков образовал кружок, в состав которого вошли Савич, Крупенский, граф Бобринский и представители офицерства, во главе с генералом Гурко. По-видимому, к кружку примыкал и генерал Поливанов, сыгравший впоследствии такую крупную роль в развале армии». Генерал Алексеев и ряд генералов Ставки были активно вовлечены в политические интриги в начале 1916 года, когда началась их обработка со стороны либерально-общественных кругов. Одной из главных причин, по которой генералы так легко оказались на стороне заговорщиков, были их общие масонские связи. Н.Н. Берберова в своей книге «Люди и ложи» говорит о масонских корнях Алексеева и части генералитета, как об одной из причин их участия в львовско-гучковском заговоре: «Мы знаем теперь, — пишет она, — что генералы Алексеев, Рузский, Крымов, Теплов и, может быть, другие были с помощью Гучкова посвящены в масоны. Они немедленно включились в его «заговорщицкие планы». Поражает та детальная осведомленность о заговоре, которую проявлял сам генерал Деникин: «В состав образовавшихся кружков входили некоторые члены правых и либеральных кругов Государственной Думы, прогрессивного блока, члены Императорской фамилии и офицерство. Активным действиям должно было предшествовать последнее обращение к Государю одного из великих князей... В случае неуспеха, в первой половине марта предполагалось вооруженной силой остановить Императорский поезд во время следования его из Ставки в Петроград. Далее должно было последовать предложение Государю отречься от престола, а в случае несогласия, физическое его устранение. Наследником предполагался законный правопреемник Алексей и регентом Михаил Александрович»{446}. Обратим внимание, с какой поразительной осведомленностью Деникин описывает готовящийся государственный переворот и с какой легкостью говорит об убийстве своего Царя, которому он приносил присягу на Евангелии! Генералу Крымову отводилась в этом заговоре решающая роль, он был намечен в генералгубернаторы Петрограда, чтобы решительно подавить сопротивление со стороны верноподданных Царя. «Где тряпка? Где сосулька? Где слабовольное ничтожество? В перепуганной толпе защитников трона мы видим только одного верного себе человека — самого Николая. Нет сомнения, единственным человеком, пытавшимся упорствовать в сохранении монархического режима, был сам монарх. Спасал, отстаивал царя один Царь. Не он погубил, его погубили»}.
      Лишь после того, как великий князь Николай Николаевич и все командующие фронтами: генералы Алексеев, Брусилов, Эверт, Сахаров, Рузский, адмирал Колчак прислали ему телеграммы или передали их устно «со слезными» просьбами отречься, он понял: все — круг замкнулся. http://militera.lib.ru/
      1. +6
        15 декабря 2012 19:34
        Такой царь случился в Российской иперии которому
        Цитата: Каа
        великий князь Николай Николаевич и все командующие фронтами: генералы Алексеев, Брусилов, Эверт, Сахаров, Рузский, адмирал Колчак прислали ему телеграммы или передали их устно «со слезными» просьбами отречься

        Конечно, "вешать всех собак, на Николая II не верно. Не только он виновен в трагедии России, но что есть, то есть.
        А ген.Деникин истинно русский патриот и офицер сделал все что мог, но не судьба. Русский народ в массе сделал свой трагический выбор, обрек сам себя на многие миллионы жертв.
        1. 0
          15 декабря 2012 21:25
          А что сделал "истинно русский патриот деникин, кроме того что порол вешал и расстреливал пленных и местное население"?
          Можете перечислить?
          А кстати, может и "программку" Деникина огласите, что он хотел принести народу на своих штыках.
          1. +2
            15 декабря 2012 22:03
            Цитата: поляр
            может и "программку" Деникина огласите

            " Положения, выносимые на защиту.
            1. Внешняя функция армии во все времена представлена Деникиным одинаково – армия выступает в качестве основного защитника страны и народа от внешней угрозы. Что касается внутренней функции, то здесь прослеживается эволюция. Вначале армия воспринимается им в качестве опоры государственного монархического устройства, а после 1917 года - «проводника» власти к народу. В период Гражданской войны и эмиграции армия для Деникина – это уже инструмент ликвидации советского режима.
            2. Внешнеполитическая позиция Деникина включает следующие аспекты: во все времена, по мнению Деникина, основными противниками России выступают Германия и Япония, которые угрожают целостности ее территорий. Отношение к европейским странам трансформируется: от нейтрального отношения к дружественным союзным обязательствам в период 1918-1920 гг. и неприятия любых связей в период эмиграции. На эволюцию взглядов оказывает влияние собственный опыт и международная обстановка.
            3. Одной из парадигм во взглядах генерала является идея патриотизма. До 1918 года патриотизм для Деникина означает хранить верность государю и своей родине. В период Гражданской войны – это борьба с большевиками, освобождение от «внутреннего врага» России, и установление порядка в государстве. В эмиграции – сохранение и защита Национальной России от «внешнего врага» - Германии.
            4. До Гражданской войны методы преобразования государственного устройства должны были быть, по мнению Деникина, исключительно мирные, он поддерживает эволюционный путь реформирования России. В 1918-1920 гг. А.И. Деникин вступил на путь радикальных методов - вооруженной борьбы с советской властью. В эмиграции, методами государственного переустройства генерал, по-прежнему, признает вооруженную борьбу, но теперь в ней должны были участвовать вместе с остатками белой армии, Вооруженные силы советского государства - Красная армия и вооруженный русский народ. Мировая война рассматривается им как возможность вооружиться русскому народу и свергнуть Советскую власть.
            5. Политические воззрения А.И. Деникина до осени 1917 года можно охарактеризовать как умеренно - консервативные с либеральным оттенком, в период Гражданской войны его воззрения представляют сочетание либеральных представлений и национал-патриотических идей. В эмиграции Деникин выступает противником реставрации старого устройства, он не приемлет идеологию национал-социализма и большевизма, не верит в эволюцию советского режима. Эволюция политических взглядов А.И. Деникина представляется в диссертации как имеющая явно выраженный либеральный вектор.
            6. Основу политических взглядов Деникина на всех этапах составляют идеи сохранения и укрепления государства. Генерал Деникин выступает, как государственник, заявляя, что частные, личные интересы должны быть подчинены интересам государства, и что он сражался не за определенный политический режим, а за свою страну и народ. То есть форма государственного устройства для Деникина не главное, либерально-демократические принципы для него являлись способом, средством осуществления цели – реализации идеи построения национального государства, зародившейся во взглядах А.И. Деникина в период белого движения в России и являющейся основой его воззрений в эмиграции.
            ." .АНТОНОВА Людмила Анатольевна
            Политические воззрения А.И. Деникина в России и эмиграции: формирование и эволюция. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Ростов-на-Дону 2011
          2. yurasumy
            +1
            20 декабря 2012 15:20
            Цитата: поляр
            А что сделал "истинно русский патриот деникин, кроме того что порол вешал и расстреливал пленных и местное население"?
            Можете перечислить?

            Отвечаю. Просто любил Родину как мог. А насчет расстрелов и висельников во время гражданской войны, так это признак плохого тона вешать все преступления подчиненных на начальника. Приказов о расстрелах "мирного населения" за подписью Деникина я не припомню. Если у Вас есть информация поделитесь (ответ, что это все знают меня не устроит). Буду очень признателен. А Вам еще отвечу, что Деникина прославила не Гражданская война, а ПМВ. В Русской армии он считался САМЫМ ЛУЧШИМ ПОЛЕВЫМ КОМАНДИРОМ. Сам генерал Брусилов (который, как Вы понимаете, что-то смыслил в военном деле) считал именно так. И как ремарка упущенная автором статьи показателен тот факт, что генерал Деникин за Гражданскую войну орденов и знаков отличий своим подчиненным не выдавал (в отличии от большевиков), потому как не считал подвигом воевать против РУССКИХ. Боль по России была его главной болью всю оставшуюся жизнь. Прежде, чем просто ляпать языком прочтите хотя бы страниц 100 из его "Очерков Русской смуты". Если Вы увидите хоть одно слово ненависти к противникам бросьте в меня камень. Вся его книга- это печаль (реквием) по ушедшей навсегда стране. Ему было искренне жаль и страну и народ. И Вы можете сколько угодно утверждать, что он был "палачом и убийцей", но фактов не найдете и не приведёте.
            П.С. Удачи Вам не желаю, потому как в неё не верю.
          3. 0
            23 декабря 2012 09:44
            Цитата: поляр
            А что сделал "истинно русский патриот деникин, кроме того что порол вешал и расстреливал пленных и местное население"?

            Не думаю, чтобы белые "вешали и расстреливали" больше красных. Белые сражались за страну, красные за идею.
            Ничего, что идея так и осталась идеалом, но под неё несколько миллионов (или десятки миллионов, кто как считает) сгубили русских душ. Просто так.
            Победили бы белые - в историю вошли бы красные как звери, убивающие всех и вся почём зря.
    2. 0
      15 декабря 2012 21:58
      Леха е-мое,
      В дополнение к вышесказанному, хочу обратить внимание на то, что Антон Иванович Деникин - выдающийся русский полководец.
    3. Lacoste
      +2
      16 декабря 2012 08:05
      Теперь у нас Деникин герой и уважения достоин... Ни для кого не секрет, что народ в основной своей массе поддержал большевиков (правильно или нет в данном случае не важно). А Деникин воевал против народа. Разве можно говорить, что в гражданскую кто то воевал за родину? Там война шла за свои интересы, за такую Россию, которая была выгодна именно ему.
  2. nnnnnn
    -17
    15 декабря 2012 11:56
    контра недобитая
    1. +8
      15 декабря 2012 11:57
      Цитата: nnnnnn

      контра недобитая

      К зеркалу уважаемый,к зеркалу hi
    2. Леха е-мое
      +10
      15 декабря 2012 15:15
      ВОТ КОГО ВОВРЕМЯ НЕ ДОБИЛИ-ГЕНЕРАЛ ШКУРО на службе ВЕЛИКОЙ ГЕРМАНИИ.
      1. +1
        15 декабря 2012 21:29
        Да эта "шкура", точно лет двадцать лишних прожила
  3. +1
    15 декабря 2012 12:32
    Всегда вызывает недоумение когда лидеров белого движения называют длистательными генералами или военноначальниками, проиграть практически все сражения с красной армией, которой командывали в основном прапорщикии и унтера? Да и бросить армию , хотя и якобы под нажимом каких то генералов, позор. Не справился иди командуй ротой, батальоном,полком, конечно за границей спокойней.
    1. +4
      15 декабря 2012 17:08
      уважаемый, для того чтобы о чём-то судить, заведите привычку, сначала по сторонним источникам выяснить что и как было?...попутно, много для себя узнаете, а это нелишне) про первую мировую и участие в ней частей и соединений под командованием А.И.Деникина ничего говорить не буду, читайте сами, может уважения к Родине прибавится...теперь, что касается Гражданской войны: Добровольческая армия и её командиры,пардоньте, полтора года РККА побеждали,заметьте, мизерными по сравнению с Красной Армией силами и ресурсами
      1. Mikado
        0
        15 декабря 2012 18:28
        Да-да, только вот РККА была в огненном кольце фронтов, воевала на севере, юге, западе, востоке, подавляла восстания внутри. Да в такой ситуации ещё и при полной поддержке Антанты и обезьяна побеждать будет.
      2. +1
        15 декабря 2012 22:00
        max73,
        Мизерными ресурсами и зачастую с жутким дефицитом боеприпасов. Плюс!
    2. Mikado
      +6
      15 декабря 2012 18:23
      Откуда такая информация, что Красной Армией командовали в основном прапорщики и унтера? Ну, может, в низшем звене командования они и присутствовали, что и не противоречит их званию, но высший командный состав Ред Арми в массе своей (до 80 процентов) занимали бывшие царские офицеры и отнюдь не прапорщики с унтерами. Вообще на сторону большевиков перешло 164 царских генерала.
      1. 0
        15 декабря 2012 23:25
        К тому же до 1919 г. в Красной армии очень слаба была дисциплина, а командиров, начиная с отделения и заканчивая полком, вообще выбирали на собраниях солдат, а это ни к чему хорошему не приводило. И когда большевики это поняли укрепив дисциплину через создание в армии единоначалия, то тогда и начали громить белогвардейские армии, да к тому же имея в армии столько военнспецов с царской армии, которых в конце концов затем практически всех уничтожили.
        1. -1
          16 декабря 2012 22:14
          берсерк1967,
          "Героическую" оборону Царицина держали 40000 бойцов Красной армии, бронепоезда, многочисленная артилерия. Штурмовали же Царицын 6000 казачий корпус белых и одна батарея.
          1. 0
            17 декабря 2012 19:26
            а вы про которую оборону говорите? первую или вторую? и,опять же,подкрепите личное мнение чем-нибудь ещё..
            1. 0
              17 декабря 2012 23:26
              max73,
              Прочтите книгу полковника Шамбарова о Гражданской войне, там все в деталях и с подробностями.
    3. +6
      15 декабря 2012 20:04
      Далеко не все царские офицеры и генералы выбрали путь ген. Деникина
      ".Из 20 лиц, занимавших в ходе ГВ должности командующих фронтами, 17 человек, или 85%, были кадровыми офицерами старой армии.

      Должности начальников штабов фронтов занимали 25 человека - все бывшие кадровые офицеры, 22 генштабиста и 3 полковника старой армии.

      Из 100 командующих армиями военными специалистами были 82 человека, из них кадровых - 62. Изменили советской власти 5 человек, из них три бывших кадровых офицера-генштабиста (Б.П. Богословский, Н.Д. Всеволодов, Ф.Е. Махин) и два офицера военного времени (И.Л. Сорокин. А.И. Харченко)

      Начальников штабов армий было 93, из них бывших кадровых офицеров 77 (83%), в том числе 49 генштабистов. Изменили советской власти 5 бывших офицеров Генштаба (В.А. Желтышев, В.Я. Люденквист, В.Е. Медиокритский, А.С. Нечволодов, А.Л. Симонов) и два просто кадровых офицера (В.В. Вдовьев-Кабардинцев и Д.А. Северин).

      На должности начальников 142 стрелковых и 33 кавалерийских дивизий в 1918-1920 гг. состояло 485 человек, из них у 118 службу до октября 1917 года установить не удалось. Из остальных 367 человек военных специалистов было 327 человек (почти 90%), в том числе 209 кадровых офицеров (свыше 55%), из них 35 бывших офицеров Генерального штаба. Не военных специалистов (бывших унтер-офицеров, солдат, матросов и не служивших) было 40 человек (около 10%).

      На должности начальника штаба дивизии состояло 524 человека, в том числе 78 человек, которые замещали также должности начдивов и уже учтены выше. Из оставшихся у 140 человек службу до октября установить не удалось, 133 человек, занимавших должность наштадива менее одного месяца, также не учтены автором. Оставшиеся 173 человека все были военными специалистами, из них 87 человек - кадровыми офицерами, в том числе 5 генералов, 45 штаб- и 37 обер-офицеров.

      …Военные специалисты преобладали и на должностях среднего и старшего командного состава в звене командир полка - командир батальона, особенно на должностях командиров полков (правда тут доля именно кадровых офицеров уже была заметно ниже). Так, в 3-й армии Восточного фронта в конце 1918 года из 61 лица командного состава, начиная от командира дивизии до командиров батальонов включительно, 47 человек (до 80%) были военными специалистами.

      …Бывшие генералы и офицеры занимали должности военных руководителей, а также подавляющее большинство других старших должностей и в местных органах военного управления (в семи окружных, 39 губернских, 395 уездных и 569 волостных комиссариатах по военным делам), свыше 90% преподавательского и строевого состава военных академий, высших школ, ускоренных и краткосрочных командных курсов.

      А.Г. Кавторадзе. Военные специалисты на службе Республики советов
  4. +8
    15 декабря 2012 12:36
    Смутное время было , гражданская война , очень трудно судить кто был всем сердцем за Россию , а кто действовал ради личной , корыстной выгоды. Брат против брата , сын против отца воевали. Не нам судить , нас там не было. А хорошие и плохие были и у Красных и у Белых.
    1. vovan1949
      +4
      15 декабря 2012 20:07
      Согласен, Wokl71. Но есть небольшое уточнение: Деникинцы воевали за власть международного капитала, за буржуазию (те же самые нынешние демократы). Те генералы, или по крайней мере значительная их часть приверженных царю перешли на сторону красных. Практически 100% командования Балтийского флота состояло из адмиралов и контрадмиралов Императорской армии.
      Я приветствую поведение Деникина в годы ВМВ, его отказ сотрудничать с фашистами. Но в годы гражданской войны - я за красных.
  5. chaban13
    +2
    15 декабря 2012 13:16
    считал, что такая война может привести к пробуждению русского духа в рядах Красной Армии и перерождению СССР.

    Как в воду глядел Генерал
  6. +7
    15 декабря 2012 13:37
    Гражданская война всегда плохо.Что с той,что с другой стороны вера в то,что именно ты прав,что твоя идеология истинна.Победили Красные,образовался СССР.Значит для того времени идея Белого движения оказалась более слабой.То что после распада СССР появляется множество публикаций и фильмов о гражданской войне,в которых происходит героизация представителей Белого движения,мне понятно почему.Смена политической системы.Из прежних героев делают врагов и наоборот.Нет объективности.Опять попытки переписать историю.Политический заказ данного смутного времени?Наверное,да.Весь мир боится одного:поворота России к социалистической модели экономики.Если таковое произойдёт,вся мировая экономическая пирамида рухнет,ибо будет вытащен тот самый краеугольный камень.Извиняюсь за отступление от темы.
    1. +3
      15 декабря 2012 17:15
      Действительно в последнее время власть героизирует лидеров Белого Движения, потому-что они продолжатели дела белых.
      Нынешние "демократы" делают все, ради чего воевали белые генерапы.
      Власть вновь вернули богатым, фабрики и заводы капиталистам, земля помещикам и частным землевладельцам, народ снова в кабале.
      Взамен, как и обещали белые загранице, Россия=СССР разделена на полтора десятка полувассальных государств, сырьевых придатков Запада и США.
      Так, что все логично и закономерно.
      1. 0
        17 декабря 2012 10:46
        Здрасьте, а разве не Ленин обещал независимость Финляндии и Польше, взамен на помощь большевикам?
        В какой кабале? Когда у рабочих были заводы в собственности, земля у крестьян, а власть у Советов?
        Пообещали одно, а сделали по-другому.
    2. +2
      15 декабря 2012 21:29
      Все верно говорите
    3. +1
      15 декабря 2012 23:30
      Вы не совсем правы, на ТВ все также продолжают показывать фильмы советского периода про Гражданскую войну, "Неуловимые мстители" наверное только ленивый телеканал не показывал.
  7. +4
    15 декабря 2012 14:14
    Это был ПАТРИОТ,который понял тщетность борьбы с народом,увидел истинное лицо АНТАНТЫ.
    1. DmitriRazumov
      +1
      15 декабря 2012 17:18
      Известно, что все руководители белого движения активно использовали помощь, военную, политическую и экономическую, предоставляемую иностранными гос-вами (Англия, Франция по югу России ). Большевики не имели такой возможности, но активно вели политработу с местным населением. Поэтому красные выглядели как борцы за единое отечество, а белые, как продающие это отечество иностранцам. Скорее всего эти факторы оказали решающее воздействие на поражение белого движения и победу бывших унтеров и прапорщиков над генералами, хотя в рядах Красной Армии тоже было не мало офицеров Генерального штаба.
      1. +3
        15 декабря 2012 19:43
        Интересно, а красные не использовали в гражданской войне колоссальные запасы военного имущества поставленные союзниками в Россию для ведения боевых действий с Германией?
        Унтера, прапорщики... Пропаганды политпросвета подначитались? Сейчас есть доступ к серьезным историческим трудам, советую поинтересоваться на досуге.
        1. DmitriRazumov
          +5
          15 декабря 2012 20:54
          Непременно воспользуюсь Вашим советом г. алексеев (1). К сожалению, в последнее время модно симпатизировать белому движению и очернять красных. По мнению большинства серьёзных историков это неправильно. И с той и с другой стороны в вооружённой борьбе участвовали как достойные люди, так и откровенные негодяи. Кто был более прав или неправ в той ситуации однозначно совершенно невозможно определить. Революция 17-го года и последовавшая гражданская война была страшной трагедией для государства. Не думаю, что вы считаете, что наши "заграничные друзья" оказывали "помощь" России, а точнее конкретным командующим вооружёнными формированиями на безвоздмездной основе. Кроме того армии Англии, Франции и др. активно участвовали непосредственно в боевых действиях, а точнее в интервенции на территории нашей Родины. Тем не менее, красные одержали победу. Оценить поражение белых и победу красных по единой шкале также совершенно невозможно. Естественно, что белые армии в военном отношении часто превосходили формирования противника. Однако, слабым местом генералов была недооценка политической работы, поэтому победа красных в немалой степени связана с достаточно правильной постановкой лозунгов и целей вооружённой борьбы. Они были просты и понятны большинству населения. Хотя отдельный вопрос о степени реализации этих целей в последующие годы. Белое движение, несмотря на наличие квалифицированных военных кадров было более раздроблено и каждая из его частей была ориентирована на конкретное спонсорство конкретной державы. На эту тему имеется достаточно много информации от достойных авторов. Также советую ознакомится.
          1. +1
            15 декабря 2012 21:32
            Толковый комментарий. Прямо в унисон с фамилией. Плюс
          2. Mikado
            +2
            16 декабря 2012 09:53
            Да вот только войну одними лозунгами не выиграешь, тем более если противник тебя превосходит. Народ то у нас, не такой уж и тупой был, чтобы пустым словам верить. Значит было что-то ещё, кроме пустых лозунгов, почему народ пошёл за советами, возможно, не пустые слова.
        2. vovan1949
          +1
          16 декабря 2012 08:15
          Тут две большие разницы, как говорят евреи. Одно дело использовать "колоссальные" запасы военного имущества завезенное для борьбы с Германией. Этим имуществом пользовались как красные, так и белые.
          Совсем другое дело помощь конкретно одной стороне для борьбы с другой.
  8. +3
    15 декабря 2012 15:32
    Цитата: baltika-18
    вся мировая экономическая пирамида рухнет

    Можно подумать, что сейчас вся эта пресловутая пирамида держится на нашей хрен-знает какой системе...
    По теме... Антон Иванович- пример человека чести и достоинства, не изменившему ни вере, ни царю, ни Отечеству, даже в суровые годы эмиграции. В его "очерках.." многое открывается по-другому, рад тому , что в современных учебниках истории стали отсылать к трудам генерала.
    1. vovan1949
      0
      15 декабря 2012 20:11
      Ну царю - то он не очень верен был.
  9. 0
    15 декабря 2012 15:43
    Русский бунт,как и русская смута это всегда страшно,и разобраться с наскока ой как трудно!Все права и одновременно виноват и кто-поди разберись,великие умы и те долго метались из одной крайности в другую.А гражданской войне не может быть победителей,так называемая победа это мина с замедленным действием stop
  10. -9
    15 декабря 2012 15:47
    Хотелось бы сказать и по поводу судьбы Андрея Григорьевича Шкуро.
    У него клеймо- предателя...но идут годы и может быть пора и по-другому смотреть на судьбы таких как он.
    Его судьба- это даже не отголосок, а просто продолжение Гражданской.
    1. +1
      16 декабря 2012 12:05
      Цитата: Чёный
      Хотелось бы сказать и по поводу судьбы Андрея Григорьевича Шкуро.
      У него клеймо- предателя...но идут годы и может быть пора и по-другому смотреть на судьбы таких как он.

      А как вы предлагаете посмотреть на судьбу предателя.Сделать из него героя?Минусы ставлю редко,но вам поставил.
  11. 0
    15 декабря 2012 16:57
    Трудно судить о такой личности как генерал Антон Иванович Деникин,потому как любая власть старается принизить дела своих предшественников и поднять на недосягаемый уровень свои маленькие победы.Думаю серьезной информации для анализа не найти.Все отрывки так или иначе подвергались цензуре ,не красной ,так белой!
  12. merkel1961
    +1
    15 декабря 2012 17:33
    Можно было бы и раскрыть автору этот "ряд причин" неудавшегося похода на Москву.Читал я одноименную книгу Антона Ивановича пару десятков лет назад,и если не ошибаюсь,этими причинами являлись расхождения Деникина и долбанных "союзничков" по судьбе освобождённой от большевиков России:интервенты с мародёрами-расчленить и растащить,как обычно,патриоты же из "беляков"-против дальнейшей войны за чужие интересы.
  13. Mikado
    +2
    15 декабря 2012 18:13
    Интересно автор пишит, мол когда белые наступали, это всё благодаря организаторским и военным способностям генерала Деникина, а когда побежали обратно, то это уже "в силу ряда причин" )))
  14. +2
    15 декабря 2012 19:28
    Белая **ГВАРДИЯ ** и Красная **АРМИЯ** Между прочим Сталин в 1943 году начал широко практиковать присвоение званий ГВАРДЕЙСКИЕ особо отличившимся частям и соединениям АРМИИ Звание ГВАРДИЯ о многом говорит Многие по кинофильмам про события 1917-1923 года помнят **психические атаки белогвардейцев в составе офицерских рот.А суть была простая-отсутствие у белогвардейцев всего военного имущества патронов в том числе( чего в достатке было у красных после тн *национализации* заводов в центральной части России по производству оружия и боеприпасов А почему именно офицерские роты шли в психические атаки-понятно наверное Нелишне вспомнить у кого в начале боевых действий находился золотой запас империи.И сколько офицеров погибло в гражданскую сколько эмигрировало скольких расстреляли потом при всех чистках ,а ведь в большинстве своём они были образованнейшими людьми в тч **ЧЕСТЬ ИМЕЮ**как Деникин А это генофонд нации между прочим наряду с зажиточным крестьянином и квалифицированным рабочим( кстати про рабочих-в корпусе Каппеля воевала дивизия уральских рабочих и личным распоряжением Колчака им было разрешено иметь дивизионное знамя красного цвета и гимн марсельезу )
    1. +1
      16 декабря 2012 15:47
      Кстати, мысль о том, чтобы ввести погоны, на манер царской армии, и гвардейские знаки отличия, появилась ещё осенью 1941 года, когда "реабилитированы" были Суворов, Кутузов, Александр Невский, Нахимов, Ушаков и т.д. Но тогда однозначной положительной реакции со стороны военных не было именно из-за ассоциаций с белогвардейцами. К 1943 году созрели.
      Чему лично я очень рад.
  15. +2
    15 декабря 2012 19:39
    Черный извените, плюсанул вас по ошибке. Шкуро даже по меркам гражданской войны личность одиозная. Чего стоит его обращение к казакам после одного удачного похода. Среди боевых трофеев перечислил и церковные облачения... !!! Кстати, одна из причин выдачи англичанами казаков Шкуро советам, были не только политические соглашения но и их "отличия" в борьбе с югославскими патизанами и местным населением.
  16. +2
    15 декабря 2012 20:19
    Здравствуйте уважаемые! Деникин конечно на старости лет "одумался" и не стал сотрудничать с нацистами (по крайней мере открыто их не поддержал), но идеализировать его всёже не стоит. А вот про настоящих НАРОДНЫХ героях гражданской - например Борисе Макеевиче Думенко думаю многим было бы интересно и главное полезно узнать по больше
  17. +1
    15 декабря 2012 21:36
    За "Очерки..."" ему конечно, огромное спасибо. Даже при их субъективизме, впечатления и размышления очевидца и участника тех непростых лет значат очень много
  18. SpartakV
    0
    15 декабря 2012 22:31
    В гражданских войнах хотя есть победители и побежденные, но не бывает ни правых, ни виноватых. История, как говорят, не имеет сослагательных наклонений, поэтому не известно куда бы привела Россию победа "белых"? А рассуждать спустя почти столетие, кто прав, а кто виноват право дело не благодарное, да и не достойное.
    1. 0
      16 декабря 2012 15:38
      Да, гражданская война - это трагедия, величайшая трагедия нашего народа.
      Пострадали от неё все, не выиграл никто.
  19. AK-47
    +1
    15 декабря 2012 22:33
    ...поступил в Киевское пехотное инженерное юнкерское училище. После завершения двухлетнего курса обучения был произведён в подпоручики...
  20. +3
    16 декабря 2012 07:58
    А по-моему как раз имеются неправые, из-за действий которых заваривается кровавая каша. И если бы "победили" неправые война бы не закончилась, а она с победой красных прекратилась. Вчера запомнил слова Гюго "В этом Мире нет ничего сильнее, чем идея, время которой пришло". Я не говорю что красные поголовно были белыми пушистыми, но народ то принял ИХ идею, а не белое движение.
    1. +1
      16 декабря 2012 15:36
      Да бросьте, Вы! Поверил, землю - крестьянам, фабрики - рабочим, власть - советам.
      Ни фига ни тем, ни другим не досталось.
      За что боролись, на то и напоролись.
  21. cgk
    cgk
    -2
    16 декабря 2012 11:41
    ха,а заметь то какой народ принял? НИЩиЕ И НЕУДАЧНИКИ в основной массе, их просто всегда больше. так что нефиг говорить, что народ принял красных.
    1. ОнИмИм
      +1
      16 декабря 2012 15:17
      Неудачники , потому что родились в бедных семьях?
  22. +2
    16 декабря 2012 15:33
    Русский генерал, человек Чести и Достоинства.
    Такие люди достойны только уважения.
    Но есть ещё один момент, по которому можно судить за что воевал Деникин в гражданскую. Белое движение опиралось на казачество, как известно, терские казаки не были исключением, а большевики сделали ставку на чеченцев, объявив их, и не только их, угнетённой нации (хотя, позже, они не раз жалели об этом аспекте ленинской национальной политики) и, в итоге, как мы знаем большевики выдавили белых, а станицы терских казаков отдали на растерзание горцам. То, что там творилось - нет нужды рассказывать, гирлянды из кишок и насаженные неродившиеся младенцы на изгородь, лишь малая толика "деяний" союзников большевизма.
  23. +2
    16 декабря 2012 18:57
    Muggins"роиграл гражданскую войну, когда иван убивал такого же ивана - это герой?А то,что до этого в двух войнах с внешними врагами участвовал- это как? Не герой?
  24. +1
    16 декабря 2012 21:07
    Ну что же делать, действительно сейчас у нас своеобразное время, во главе страны чекист, по его словам из рабочих Путин, сын бывшего секретаря райкома Медведев, в ближайшем окружении боярин Нарышкин и граф Шереметьев.
    При этом страна фактически является сырьевой колоние Запада хотя и пытается вырваться из этого состояния...
  25. +2
    16 декабря 2012 21:18
    Трагическая судьба незаурядного, в общем-то, человека. Судить его не нам, все его поступки необходимо рассматривать через призму взглядов людей, живших в то время. С моей точки зрения, уважения заслуживает, хотя бы, отказ сотрудничать с фашистами. Это говорит о нём, как о человеке с твердыми убеждениями, правильными или неправильными, это уже дело второе.
  26. +1
    17 декабря 2012 05:02
    Цитата: Lacoste
    Теперь у нас Деникин герой и уважения достоин... Ни для кого не секрет, что народ в основной своей массе поддержал большевиков (правильно или нет в данном случае не важно).

    В основной своей массе народ никого не подделжал, а смотрел кто кого завалит. И завали белых только благодаря Англии. В самые критичные для красных моменты, Англия поставляла белым пушки без затворов и снаряды без взрывателей. По крайней мере так было у Юденича (читайте Куприна "Купола Исакиевског Собора"), так было у Колчака. НАверняка у Деникина не получилось вязть Москву лишь по это причине.
  27. Бубон
    +1
    17 декабря 2012 06:25
    Хороший вояка.
    Война страшная вещь, но есть вещица и похожу - это гражданская война.
    Не приведи Господи нам оказаться в подобном положение.
    Даже после смерти никто не сможет сказать кем Вы были "героем или негодяем".