Споры, опыт и польза: легкие БПЛА серии «Добрыня»

21
Споры, опыт и польза: легкие БПЛА серии «Добрыня»
Общий вид "Добрыни" первой версии


Стремясь удовлетворить потребности вооруженных сил, российская оборонная промышленность в прошлом году начала активнее развивать направление беспилотных авиационных комплексов. К работам в этом направлении присоединяются новые участники, предлагающие те или иные образцы. Так, Концерн ВКО «Алмаз-Антей» в прошлом году показал свой собственный БПЛА «Добрыня». Этот проект закономерно привлек внимание, но не все отзывы и оценки были положительными.



Еще один коптер


Летом прошлого года стало известно, что предприятия из состава Концерна ВКО «Алмаз-Антей» занимаются разработкой перспективных беспилотников. Как выяснилось позже, создается сразу несколько таких образцов разного назначения и с отличающимися характеристиками.

Первый результат таких работ показали в ноябре. «Обуховский завод» (г. Санкт-Петербург) из состава «Алмаз-Антей» впервые представил новый малый БПЛА под названием «Добрыня». Это был квадрокоптер традиционной схемы с электрической двигательной установкой и видеокамерой, обеспечивающей вид от первого лица.

Сообщалось, что в существующем виде «Добрыня» обладает достаточно высокими летными характеристиками и предназначается для ведения наблюдения с воздуха. В военной сфере он может решать задачи разведки и корректировки огня. Также возможно гражданское применение – как для решения серьезных задач мониторинга или поиска, так и в соревнованиях БПЛА. В перспективе беспилотник должен был получить новые возможности, в т.ч. устройства для несения и сброса боевой нагрузки.

На момент первой демонстрации изделие «Добрыня» уже находилось в серийном производстве. «Обуховский завод» освоил выпуск ряда новых деталей, а прочие компоненты получал от смежников, в т.ч. отечественных. На площадке завода осуществлялась сборка БПЛА и комплекта в целом. До конца 2022 г. собирались собрать около тысячи изделий.


Громкая реакция


Появление первого БПЛА от концерна «Алмаз-Антей» не осталось незамеченным, однако он получил не только положительные оценки. Так, ряд отечественных блогеров, связанных с вопросами беспилотной авиации, раскритиковал проект и обвинил его разработчиков в махинациях, направленных на извлечение выгоды.

Утверждалось, что «Добрыня» подозрительно похож на один из серийных коммерческих БПЛА китайского производства. Кроме того, писали, что все основные компоненты аппарата – двигатели, аккумулятор, контроллер, радиосистемы и т.д. – тоже имеют иностранное происхождение. Из этого следовал вывод, что проект является российским лишь номинально. При этом складывали стоимость перечисленных компонентов, и на основании этого утверждали о завышенной стоимости «Добрыни».

Впрочем, в блогах приводилось и иное мнение, а затем ситуацию прокомментировало руководство завода-разработчика. Главный конструктор проекта Егор Щербаков в интервью для РИА Новости рассказал, что «Добрыня» является полностью собственной разработкой «Обуховского завода». Его создавали на основе популярной и удачной концепции легкого FPV-беспилотника, но конкретные модели за образец не брались. Ввиду отсутствия собственного опыта, разработчики использовали чужие идеи.

Специально для «Добрыни» были разработаны рама, корпус-кожух, кейс и т.д. Также отечественными являются полетный контроллер и программное обеспечение к нему. В ходе отработки проекта использовались двигатели и аккумуляторы отечественных и иностранных производителей. Камеру, радиосистемы, контроллер двигателей и некоторые другие элементы пришлось заказать за рубежом. Степень локализации, рассчитанная по методикам Концерна, достигает 70%. В дальнейшем ее могут дополнительно увеличить.

Таким образом, первоначальные оценки БПЛА «Добрыня» от блогеров основывались на неполной информации и предположениях, далеких от действительности. Официальный комментарий от компании-разработчика ответил на все основные вопросы и прояснил ситуацию.

Дальнейшее развитие


Первый вариант «Добрыни» прошел испытания, по результатам которых проект был доработан. Весной 2023 г. представили обновленный беспилотник «Добрыня-2». Он сохраняет основные особенности предшественника, но избавлен от «детских болезней» и отличается улучшенными характеристиками. Также появились новые режимы работы и т.д.


За счет совершенствования аппаратной и программной части комплекса улучшили летные характеристики. Максимальная скорость полета выросла до 120 км/ч. Возможен автоматический полет по более сложному маршруту с увеличенным количеством контрольных точек. При этом полет может осуществляться и при отсутствии сигналов навигационных спутников.

«Добрыня-2» получил новую камеру с улучшенными характеристиками, позволяющую вести полноценную разведку. Также внедрили собственный пульт управления с экраном для вывода видеосигнала. БПЛА предыдущей модели комплектовался готовым пультом и планшетным компьютером. Радиоканалы передачи видеосигнала, телеметрии и команд защищены от помех и зашифрованы.

В рамках проекта «Добрыня-2» продолжился процесс локализации производства. Появились новые отечественные детали, причем некоторые из них делает сам завод-изготовитель. В частности, используются двигатели собственного производства, более тихие при необходимой мощности. Также самостоятельно развивают программное обеспечение и создают для него новые модули.

24 июня агентство ТАСС со ссылкой на специалистов проекта «Ворон» рассказало о новых задачах и успехах «Добрыни». Так, «Обуховский завод» выполнил на базе этого БПЛА универсальную платформу для обучения операторов. Такие учебные комплексы уже поступили в войска и используются по назначению. С их помощью готовят пилотов для FPV-беспилотников разных моделей. Обучение занимает семь дней и охватывает три направления: воздушную разведку, сброс средств поражения и атаку прямым попаданием.

В ходе последней модернизации БПЛА стал боевым. Была разработана система для подвески и сброса нагрузки в виде легких средств поражения. За счет этих устройств «Добрыня-2» может работать как бомбардировщик или решать задачи барражирующего боеприпаса.

Особенности комплекса


БПЛА «Добрыня» всех версий представляет собой малый квадрокоптер традиционной компоновки. На общей крестообразной раме смонтированы винтомоторные группы и центральный фюзеляж с аппаратурой. Взлетная масса аппарата без батареи – ок. 500 г. При изготовлении аппарата широко используется трехмерная печать.


Кейс с беспилотником

Комплект поставляется в ударопрочном кейсе или в картонной коробке с ложементом. В зависимости от исполнения, он включает собственно БПЛА, пульт управления с экраном или с дополнительным планшетом, батареи с зарядным устройством и т.д. Извлечение беспилотника из кейса и подготовка к полету занимают несколько минут. После вылета можно поменять аккумулятор и/или подготовить новый.

Аппарат оснащается четырьмя электромоторами, тип которых зависит от модификации и исполнения. Во всех вариантах используются трехлопастные воздушные винты. Питание осуществляется от съемного литий-полимерного аккумулятора емкостью до 2600 мАч. БПЛА с двигательной установкой поздних версий способен развивать скорость до 120 км/ч и оставаться в воздухе не менее 15-17 мин. Дальность полета по запрограммированному маршруту, без участия оператора, достигает 20 км.

В носовой части фюзеляжа жестко установлена видеокамера разрешением не хуже 720 пикс. с углом обзора 120° и, в поздних версиях, с зумом. Она обеспечивает как общее наблюдение, так и пилотирование в FPV-режиме. Видеосигнал передается на пульт. При этом дальность связи при прямом управлении оператором ограничена 1500 м.

В ходе последней модернизации «Добрыня» получил устройство для подвеса и сброса мелких боеприпасов. Его конструкция и параметры пока открыто не демонстрировались и не уточнялись. Тем не менее, ясно, что БПЛА такого класса вполне способен быть носителем подобной нагрузки.

Опыт и польза


В целом проект «Добрыня», перерастающий в полноценное семейство беспилотников, представляет определенный интерес. В первую очередь, он показывает, что российская промышленность способна разрабатывать и собирать серийно легкие БПЛА, похожие на ведущие образцы этого класса. При этом речь идет не просто о сборке из доступных комплектующих, но о постепенном сокращении доли импортных деталей за счет собственных разработок.


Пульт управления, зарядное устройство и другие компоненты

Процесс создания новых агрегатов и ПО связан с известными трудностями. Их преодолевают за счет использования собственных идей и анализа иностранного опыта. Кроме того, приходится налаживать свое производство отсутствовавших ранее деталей и узлов, вплоть до наиболее сложных – двигателей и контроллеров.

Разработка оригинальных контроллеров и ПО имеет особое значение. С их помощью можно застраховать проект от негативного влияния извне. Третьим странам не удастся помешать производству таких изделий, а кроме того, они не смогут сделать в программной и аппаратной части комплекса «закладки». Кроме того, отказ от типовых иностранных решений может повысить устойчивость к основным видам подавления или борьбы.

Следует напомнить, что разработкой новых легких БПЛА с разными возможностями занимается не только Концерн ВКО «Алмаз-Антей». В связи с повышенным интересом, в этом направлении работает целый ряд организаций, и предлагается множество новых разработок. Как следствие, «Добрыне» всех версий придется столкнуться с конкуренцией, причем «противниками» будут не только отечественные аналоги, но и иностранные образцы. Обойти по характеристикам и возможностям импортные изделия будет, как минимум, непросто.

Тем не менее, работы продолжаются, и все основные задачи успешно решаются. Кроме того, «Добрыня» избавляется от черт и особенностей, ранее вызвавших критику. По мере дальнейшего совершенства, доля иностранных компонентов упадет до минимума, а массовое производство по освоенным технологиям позволит снизить стоимость готового изделия. При этом «Обуховский завод» получит необходимый опыт в проектировании и производстве, который смогут использовать в следующих проектах.
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    7 июля 2023 05:58
    Уважаемые операторы , если запускаете с рук, что крайне не рекомендуется, или принимаете на руки дроны, что ещё хуже, то хотя бы пользуйтесь защитными перчатками!
    1. -1
      7 июля 2023 07:23
      https://topwar.ru/206387-dobrynja-ubijca-rossijskoj-bespilotnoj-aviacii.html

      Вот тут полгода назад полностью разобрали Добрыню. Но от этого ничего не меняется. Он нам нужен.
      1. 0
        7 июля 2023 10:43
        Цитата: Гражданский
        полностью разобрали Добрыню

        Эту статью написал какой-то не очень компетентный товарищ.
        На двигателя идут провода МГТФ, его изготавливает завод Чувашкабель.
        Китайцы такие провода не используют от слова совсем.
        Если была бы в сети фото электронной печатной платы, то знающие люди могли-бы определить производителя. Если это Резонит то 100% плата разрабатывалась и печаталась в РФ, но понятное дело SMD компоненты там будут импорт с этим в мире монополия у одного производителя.
      2. 0
        7 июля 2023 10:58
        Цитата: Гражданский
        Вот тут полгода назад полностью разобрали Добрыню.

        Причём, традиционно, самый полный разбор был не в статье, а в комментах. smile

        А, вообще, с производством "Добрыни" схема стандартная - берётся готовое импортное изделие и методом последовательных приближений локализуется, с постепенным уменьшением количества иностранных компонентов. Если что-то нужно получить вотпрямщаз - то это единственная подходящая схема.
    2. +2
      7 июля 2023 21:32
      Чем обосновываете сию глупость? Я постоянно принимаю дрон в руки и ни каких проблем не было. Вы точно в этом разбираетесь?
      1. 0
        8 июля 2023 15:39
        Цитата: Дост
        Чем обосновываете сию глупость? Я постоянно принимаю дрон в руки и ни каких проблем не было.

        Есть три варианта обоснования
        1) Моя глупость
        2) Ваше везение
        3) Хиленький дрон

        Цитата: Дост
        Вы точно в этом разбираетесь?
        Слегка, но производители дронов Мавик-Про наверное разбираются получше.
        https://www.manualspdf.ru/dji/mavic-3/%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F?p=24
        1. +1
          11 июля 2023 19:52
          По 1 пункту согласен с Вами полностью. По 2, если каждый раз при приёме квадрика мне везёт, то это уже не относится к случаям везения. По 3 пункту, что в вашем понятии хиленький дрон и чем он может быть хуже Мавика -мини? И по поводу инструкций- в некоторых такую хрень пишут( для особо одарённых), что читать смешно.
  2. +2
    7 июля 2023 07:44
    Коптеры России нужны , надо меньше говорить а больше делать .
  3. +1
    7 июля 2023 07:50
    Ну с чего то надо начинать! Пусть это будет наша подделка китайского оригинала, ничего не поделать, теперь мы догоняем Китай, такова жизнь, но они нам очень нужны, вся война идёт на таких разведчиках!
    1. 0
      7 июля 2023 14:26
      ВК-1 тоже как копия ролс ройса рождался
      1. 0
        7 июля 2023 18:26
        Цитата: voffka
        ВК-1 тоже как копия ролс ройса рождался

        Верно, ВК-1 скопировали полностью, но вот момент-когда ВК-1 встал на конвейер, в нем не было ни одной иностранной детали, а по постепенную локализацию двигателя даже речи не шло.
    2. 0
      7 июля 2023 23:16
      никто же не против копирования. Но зачем так в разы задирать цены на копию?
  4. +1
    7 июля 2023 15:53
    Цитата: Сергей G
    Коптеры России нужны , надо меньше говорить а больше делать .


    да но бюджет сам себя не распилит
    поэтому обязательно будут говорить,
    потом искать правильных производителей и т.д
  5. -1
    7 июля 2023 16:01
    Цитата: Вадим С
    Ну с чего то надо начинать! Пусть это будет наша подделка китайского оригинала, ничего не поделать, теперь мы догоняем Китай, такова жизнь, но они нам очень нужны, вся война идёт на таких разведчиках!



    всё это топтание на месте с небольшими шажочками вперёд
    все эти банальные вещи бпла, хаймерсы, высокоточка, связь
    должны были быть в армии еще лет 10 назад

    там даже думать не надо, просто повторять за амерами
    тогда мы будем иметь статус кво с небольшим лагом
    но у нас система исторически в мирное время озадачена парадами, биатлонами, внешним лоском и бравурными отчетами

    а расплачиваются всегда солдаты и гражданские.
    если кто-то думает, что нехай, всё равно - не победим

    не вытащили крымскую, обосрались в русско-японскую
    потеряли империю в 17 как итог
  6. 0
    7 июля 2023 22:22
    "Radiomaster" нашел нишу для сбыта...
    1. +1
      7 июля 2023 23:39
      проблема не в радиомастере, а в полном несоответствии промышленности этому вызову. этого рынка не было и не может быть по мнению контролирующих организаций. но даже эти организации на порядок ниже тех слоев мышлителей, которые закрывают глаза на состояние исследований и разработок гражданки двойного назначения. грубо говоря: отношение к самим себе как к третьему эшелону лидирующего Запада было принято искрене и чистосердечно, с заглатыванием невставая с паркета, прямо в лампасах.
  7. +1
    7 июля 2023 23:51
    Смотрю и не сразу понял почему такие маленькие пропы на такой раме. А потом вижу - импортозамещенные провода, да и моторы говорят импортозамещенные. А что там под очевидно лишним кофром - регуляторы на лампах?..
    после ознакомления со статьей о средствах связи не могу верить в разумность решений, которые уже на первый взгляд бросаются. Это как позывной "Космос" косплэящий лысого Директора.
  8. +2
    8 июля 2023 08:40
    Один Бобрыня по цене будет как 10-15 аналогичных китайский БПЛА. Причем по комплектующим оба будут из деталей одной фирмы. Яркий пример коррупции. Но всем пофиг. Воровать бюджет не западло. Если не пилишь бюджет, значит ты лох и ненужный человек. Вот вся суть системы управления у нас
  9. Мда, я один сомневаюсь в этом дроне? Просто зная нашу отечественную промышленность и импортозамещение, особенно в отрасли дроностроения, наши конструктора были неоднократно пойманы "за руку, как дешёвки" в просто перепродаже по завышенной цене китайских дронов с Алиэкспресса, на которые наклеили наклейки "Сделано в России", надели новый корпус и придумали какое-то пафосное имя. Кстати не отходя от темы, мне этот дрон ОЧЕНЬ СИЛЬНО напоминает китайский дрон iFlight Nazgul5 Evoque F5 F5X, на который одели другой корпус, изменили окончание антенны, заменили стандартную батарею на батарею с большей ёмкостью и заменили пропеллеры на синие вместо зелёных?


  10. 0
    9 июля 2023 18:36
    Обсуждение какое то совершенно неадекватное сегодняшними реалиям. Давайте ка я напомню высказывание уже покойного Владлена Татарского - " Не морочьте голову вопросами какой БПЛА нам нужен, дайте нам Мавик-3 и неважно как он будет называться".

    Совершенно согласен с этой фразой. Вся это возня насчет локализации завязана на сугубо бюрократические параграфы оценки степени локализации то или иной конструкции. Нет сомнений что в случае с БПЛА наши бюрократы попросту не понимают о чем идет речь и пытаются использовать оценки разработанные для легковых автомобилей к примеру. Кстати тоже себя не оправдавшие. Т.е по факту смотрят на третьестепенные параметры не играющие реальной роли.

    Главное для БПЛА это софт и контроллер. Неважно китайские ли на нем стоят движки ( а что есть в природе другие?) Главное суметь перепрограммировать управление, исключить все простые ловушки и запреты установленные для цивильного коптера.

    В общем хорош дурить про недостаточно локализованный Мавик. Давайте Мавик но с перешитым контроллером и защищенной связью. А китайские моторчики мы уж как нибудь переживем.
  11. 0
    17 июля 2023 05:25
    В этой статье пишут одно, в другой статье пишут другое.