Красный барон

В августе 1939 года в СССР был установлен мировой рекорд, узнав о котором, было поражено все международное авиационное сообщество: пассажирский самолет беспосадочно пролетел 5000 километров со средней скоростью 405 километров в час. Так быстро тогда не летали даже истребители!
По случаю нового достижения социалистической науки и техники в Кремле был устроен торжественный прием для экипажа и конструкторов машины-рекордсмена. Подойдя к создателям чудо-самолета, Сталин поинтересовался, кто среди них главный. Возникла неловкая пауза.

— Он арестован, — выдавил один из инженеров.
Вождь обернулся к стоящему за спиной наркому внутренних дел
— У тебя?

— Да.
— Жив?
— Не знаю.
— Найди. Пусть работает.

Человек, о котором шла речь, в тот вечер корчился в луже крови на полу в кабинете следователя…

Красный барон


Начало лабиринта

В 1900 ГОДУ донна Паола, жена барона Людовико Ороса ди Бартини, вице-губернатора провинции Фиуме и одного из видных вельмож Австро-Венгерской империи, решила взять на воспитание трехлетнего Роберто, приемного сына садовника, темной ночью подброшенного в садовую беседку. Желая хоть что-то узнать о происхождении своего будущего воспитанника, баронесса наняла детектива. Тот честно отработал выплаченный гонорар, но на доклад о результатах расследования прибыл явно смущенным: выяснилось, что отцом мальчика является… сам барон Людовико! Так мальчик обрел настоящего отца и искренне полюбившую его приемную мать.

К услугам юного Роберто с ранних лет были прекрасная библиотека, фехтовальный зал, двухмачтовая яхта, домашняя обсерватория с выписанным из Германии цейсовским телескопом. В 1912 году он впервые поднялся в воздух — в кабине самолета русского пилота Харитона Славороссова, выступавшего в Южной Европе с показательными полетами. А в следующем, на шестнадцатилетие, отец подарил юноше собственный аэроплан и нанял инструктора, обучившего молодого барона азам летного мастерства.

Вообще Роберто был необычайно одарен: отлично рисовал, причем как правой, так и левой рукой, с легкостью освоил пять европейских языков, недурно музицировал на фортепиано, успешно выступал на соревнованиях по плаванию. И неизвестно, кем бы он стал, не начнись Первая мировая война.

После окончания в 1916 году офицерской школы барон ди Бартини оказался на Восточном фронте, в Буковине, где и произошла история, изменившая всю его дальнейшую жизнь. Один из сослуживцев Роберто ударил солдата за то, что тот недостаточно лихо приветствовал его. Рядовой не сдержался и ответил. В тот же день он был повешен. После этого между бароном и офицером, по чьей вине был казнен человек, произошла весьма эмоциональная словесная перепалка. Оба аристократа выхватили револьверы. Бартини успел выстрелить первым…

Из тюрьмы, где он ожидал приговора военно-полевого суда, Роберто спасли русские. Начался знаменитый Брусиловский прорыв, и лейтенант австро-венгерской армии вместе с 417 тысячами своих соплеменников оказался в плену. Потом была бесконечная дорога на восток и лагерь под Хабаровском, где Бартини провел долгих четыре года.

Очевидно, там он и заразился большевистскими идеями. Поскольку, вернувшись на родину в 1920-м, полностью отказался от покровительства отца, а после его смерти — от баснословного наследства в 10 миллионов долларов. Осев в Милане, пошел работать на завод «Изотта-Фраскини», где трудился разнорабочим, разметчиком, шофером. Одновременно экстерном закончил авиационное отделение Миланского политехнического института. В начале 1922 года барон получил диплом авиационного инженера, а чуть ранее — членский билет Итальянской коммунистической партии, которой и передал отцовские миллионы.
По решению ЦК ИКП юношу включили в состав боевой группы, которая должна была сорвать покушение на лидеров советской делегации, прибывающих на международную Генуэзскую конференцию. Теракт готовили боевики Бориса Савинкова и князя Феликса Юсупова. С последним барон Роберто ди Бартини познакомился, используя свой аристократический титул и связи в итальянском высшем свете. И вскоре мастерская по производству взрывчатки, замаскированная под парфюмерный магазин, при загадочных обстоятельствах взлетела на воздух. А подробная информация о планах белоэмигрантов появилась в нескольких итальянских газетах. 15 человек, в том числе и Савинков, были арестованы полицией.

После прихода Муссолини к власти в Италии Бартини, как один из самых активных членов боевой организации ИКП, был заочно приговорен фашистами к двадцати годам тюрьмы. Потому летом 1923-го в Коминтерне приняли решение тайно переправить его в Советский Союз.
Предполагалось, что на некоторое время. Оказалось — на всю оставшуюся жизнь…

«Эх, хорошо в стране советской жить…»

В МОСКВЕ Роберта Людвиговича (так его стали называть) встречали член исполкома Коминтерна Антонио Грамши и один из руководителей советской военной разведки Ян Берзин. И тому, и другому нужны были свежие сведения о белоэмигрантских ячейках в странах Европы, где побывал итальянец. Но советским разведчиком барон не стал. Судьба уготовила ему другой путь.

В сентябре 1923 года Бартини, как дипломированного авиаинженера, зачислили лаборантом в штат Научно-опытного аэродрома на Ходынке. Потом повысили до эксперта технического бюро. Оценив уровень подготовки иностранного специалиста, его перевели в Управление ВВС Черноморского флота.

Здесь, в Севастополе, начав инженером-механиком авиаминоносной эскадры, он быстро дослужился до старшего инспектора по эксплуатации материальной части, то есть всех боевых самолетов авиации Черноморского флота. И в 1927-м — в тридцать один год! — на петлицах итальянца появились ромбы комбрига РККА (по-современному — генерал-майора).

Красный барон

Самолет «Страна Советов» и его экипаж


Через год Бартини привлекают к подготовке трансконтинентального перелета. Экипажу самолета АНТ-4 «Страна Советов» в составе пилотов С. А. Шестакова и Ф. Е. Болотова, штурмана Б. В. Стерлигова и бортмеханика Д. В. Фуфаева предстояло преодолеть 21242 километра (из них 7950 над водой) по маршруту Москва–Омск–Хабаровск–Петропавловск-Камчатский–остров Атту–Сиэтл–Сан-Франциско–Нью-Йорк. Общее техническое руководство перелетом было возложено на В. М. Туполева, морской частью руководил Бартини.

Красный барон

Встреча экипажа «Страны Советов» в Сиэтле


Полет завершился триумфально, и Роберт Людвигович получил свои первые советские награды: легковой автомобиль М-1 и грамоту ВЦИК. Вскоре после этого комбрига перевели в Москву и назначили членом Научно-технического комитета ВВС РККА.

Работая здесь, Бартини подготовил свои первые проекты гидросамолетов, в частности, 40-тонного МТБ-2 (морского тяжелого бомбардировщика), установившего впоследствии шесть мировых рекордов по дальности полета над морем и грузоподъемности. После этого итальянец оказался в Опытно-производственном отделе (ОПО), занимавшемся морским самолетостроением, который возглавлял выдающийся авиаконструктор Д. П. Григорович. Коллегами Роберта Людвиговича оказались молодые и тогда еще мало кому известные инженеры С. П. Королев, С. А. Лавочкин, И. П. Остославский, И. А. Берлин, И. В. Четвериков.

Через какое-то время Бартини стало тесно в пределах одной лишь «морской» тематики, и он переключился на разработку экспериментального истребителя. Но тут ему неожиданно пришлось совмещать конструкторскую работу с административной деятельностью. В 1928 году Д. П. Григорович был арестован по пресловутому «делу Промпартии», и во главе ОПО поставили «красного барона». Под его руководством за два года было разработано несколько удачных проектов, которые впоследствии были использованы при создании гидросамолетов МБР-2 (морской ближний разведчик), МДР-3 (морской дальний разведчик) и МК-1 (морской крейсер), более известный как АНТ-22.

Красный барон

Гидросамолет МК-1


В марте 1930 года конструкторскую группу Бартини влили в состав ЦКБ-39, что было принято итальянцем в штыки. Он еще не до конца понял особенности жизни и творчества в СССР, поэтому смело отправил докладную записку в ЦК ВКП (б). В ней он попытался объяснить людям, облеченным властью, но далеким от самолетостроения, всю бессмысленность «коллективизации» в конструировании крылатых машин. Итог был закономерен: группу Бартини распустили, а самого «шибко умного» барона уволили.

Впрочем, безработным он был недолго. Уже через месяц один из руководителей Гражданского воздушного флота А.3.Гольцман по рекомендации замнаркома обороны М. Н. Тухачевского и начальника ВВС РККА Я. Алксниса поставил Роберта Людвиговича во главе конструкторского отдела НИИ ГВФ. Позднее Бартини стал главным конструктором небольшого КБ, образованного на заводе опытных конструкций ГВФ, и одновременно начальником научно-опытного аэродрома.

Красный барон

Истребитель «Сталь-6»


Хотя боевые машины не входили в компетенцию гражданского института, итальянцу разрешили закончить разработку и построить опытный образец экспериментального истребителя. Машина появилась на свет под названием «Сталь-6». И в 1933 году, когда лучшие модели истребителей летали со скоростью 300–320 км/ч, преодолела порог в 420 км/ч. Окрыленный, Бартини начал на базе рекордной машины проектировать истребитель «Сталь-8», способный, по расчетам конструктора, развить скорость в 630 км/ч. И это в середине 30-х годов ХХ века. Но в конце 1934-го проект закрыли как… не соответствующий тематике гражданского НИИ.

Удрученный итальянец между делом разработал уникальный по тем временам самолет ДАР — дальний арктический разведчик, способный садиться на лед, снег, воду и грунтовые аэродромы. В конце 1935 года машина была готова пойти в серию. Но, несмотря на заказ полярной авиации, ее производство не было начато, главным образом, из-за отсутствия у промышленности нужного оборудования.

Красный барон

Самолет ДАР – дальний арктический разведчик


Вконец расстроенный, Бартини переключился на проектирование гражданских самолетов. И создал 12-местный пассажирский самолет «Сталь-7» с крылом «обратная чайка». В 1936 году эта машина экспонировалась на Международной выставке в Париже, но почему-то не привлекла внимание специалистов.

А в августе 1939-го именно она прошла расстояние в 5000 километров с рекордной средней скоростью в 405 км/ч, оставив бы за хвостом любой из истребителей того времени, окажись он рядом.

О том, что его детище стало мировой сенсацией, узнал спустя какое-то время и Бартини. Его перестали избивать на допросах, перевели в тюремный лазарет, стали лучше кормить…

«Муссолини дал мне 20 лет, Сталин — только 10…»

«КРАСНЫЙ БАРОН» был арестован 14 февраля 1938 года. Обвинения против него выдвинули по тем временам стандартные и одновременно чудовищные в своей нелепости — знакомство с врагом народа бывшим маршалом Тухачевским, шпионаж в пользу фашистской Италии и подготовка диверсий на авиазаводе, где Роберт Людвигович был главным конструктором.

Решением «особой тройки» Бартини был приговорен к 10 годам лишения свободы с последующим пятилетним ограничением в правах. В системе НКВД к этому времени уже существовали «закрытые КБ» — особые тюрьмы, в которых арестованные конструкторы продолжали творить уникальную авиационную и другую технику. Итальянец оказался в одной из таких «шарашек», ЦКБ-29. И тут судьба опять сыграла с ним злую шутку: Поначалу Бартини трудился в группе А. Н. Туполева и принимал участие в проектировании бомбардировщика Ту-2. Но потом, по своей же просьбе, был переведен в «бюро 101», где создавался перспективный реактивный истребитель. «Двойка» Туполева поднялась в воздух в начале 1941-го, «вывезя» на свободу всех своих создателей. Бартини же, как и остальных сотрудников «сто первого», выпустили лишь в 1947 году…

Но это будет много позже. Пока же водворенный за колючую проволоку комбриг принял деятельное участие в переделке своей пассажирской рекордсменки «Сталь-7» в дальний бомбардировщик, получивший в проекте обозначение ДБ-240. Прямо из тюремной камеры он консультировал остававшихся на свободе коллег. Когда же присутствие Роберта Людвиговича требовалось непосредственно за чертежной доской, его по ночам в закрытой машине доставляли в КБ и с рассветом отвозили обратно в «шарагу».

Красный барон

Истребитель «Сталь-7»


После нескольких месяцев такой работы советские ВВС получили уникальный по своим боевым возможностям скоростной дальний бомбардировщик, который стал называться… Ер-2. Случай курьезный в истории самолетостроения: машине дали имя не ее создателя, а одного из инженеров и парторга конструкторского бюро генерала В. Г. Ермолаева, номинально возглавившего коллектив после ареста Бартини.

Остается добавить, что всего было построено около 400 бомбардировщиков Ер-2. В августе-сентябре 1941 года именно они вместе с ильюшинскими ДБ-3 Ф (Ил-4) бомбили Берлин с балтийского острова Эзель (Саарема). А потом летали самостоятельно по более протяженному маршруту — с подмосковных аэродромов без промежуточных посадок и дозаправок…

Красный барон

Скоростной дальний бомбардировщик Ер-2


С приближением немецких войск к Москве ЦКБ-29 вместе со всеми трудившимися в нем заключенными эвакуировали в Омск. Вскоре там же было создано самостоятельное Опытное конструкторское бюро, которое возглавил Бартини. Главной темой его работ стали сверхзвуковые истребители. До 1943 года в ОКБ были разработаны две машины: «Р» — сверхзвуковой одноместный истребитель типа «летающее крыло» с двухкилевым вертикальным оперением, и «Р-114» — истребитель-перехватчик со стреловидным крылом и четырьмя жидкостно-реактивными двигателями, который должен был развивать невиданную для 40-х годов скорость в 2 М (двукратно превосходящую скорость звука). По одному описанию этих самолетов видно, насколько мысль Бартини опережала время!

Осенью 1943-го Роберт Людвигович получил приказ переключиться на проектирование пассажирских и транспортных машин. Он и тут шел далеко впереди остальных: к середине 1945 года подготовил проекты и рабочие чертежи самолетов Т-107 и Т-108. Первый представлял пассажирский лайнер с двухэтажным герметичным фюзеляжем и трехкилевым оперением, второй — легкий транспортник, так необходимый послевоенному народному хозяйству. Ни та ни другая модель до заводов не дошли.

Следующим детищем Бартини стал магистральный транспортный самолет Т-117, спроектированный по схеме высокоплана с широким фюзеляжем. Он мог быть первым советским транспортником, способным перевозить грузовики и даже танки. В июле 1946 года была начата постройка гиганта на авиазаводе в Таганроге. Однако через два года сборку готовой на 80% машины прекратили, поскольку Сталин посчитал, что стране более потребны способные нести атомные бомбы стратегические бомбардировщики Ту-4, на оснащение которых и пошли все имевшиеся авиадвигатели с нужными параметрами.

Роберт Людвигович, как это уже бывало не раз, вместо того чтобы впасть в уныние, засел за новый проект, в короткое время сотворив в чертежах супергигант Т-200 — специальный тяжелый военно-транспортный и десантный самолет, высокоплан с фюзеляжем большой емкости.

Проект был утвержден, машину рекомендовали к постройке. Однако и ей не суждено было подняться в небо по совсем уже нелепому стечению обстоятельств. В 1947 году заключенный Бартини и все его «подельники» были выпущены на свободу, в связи с чем ОКБ распустили, а ведущиеся в нем исследовательские темы и конструкторские разработки прекратили финансировать и закрыли.

Все озарения Бартини и его инженерные находки при работе над тяжелыми транспортными самолетами, проверенные четкими математическими формулами, впоследствии были использованы в КБ О. К. Антонова. Именно благодаря им на свет появились такие красавцы, как Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия».

Тогда же, в конце 40-х, Роберт Людвигович со словами: «Что ж, фашист Муссолини в свое время дал мне двадцать лет. А коммунист Сталин — только десять. Так что еще поработаем», — покинул стены «шараги». И поскольку он был ограничен в правах, а следовательно, не мог жить в столице и большинстве городов европейской части страны, отправился в Новосибирск.
Полностью его реабилитировали лишь в 1956 году…

Мысль, опережающая время

В Новосибирске, где в НИИ им. С. А. Чаплыгина он стал главным инженером группы перспективных схем летательных аппаратов, Бартини за год разработал проект межконтинентального бомбардировщика-амфибии А-55, боевого экраноплана-авианосца А-57 и создаваемого на его основе пассажирского самолета с расчетной скоростью 2200–2500 км/час.

Красный барон

Проект экраноплана-авианосца А-57


Первоначально все эти проекты были отклонены, так как заявленные характеристики государственная приемная комиссия посчитала нереальными. Бартини обратился к С. П. Королеву с просьбой об экспериментальной проверке своих «фантазий». Королев, в то время трудившийся над ракетной техникой и потому располагавший практически неограниченными возможностями, пошел навстречу итальянцу, которого почитал за смелость конструкторской мысли еще с конца 1920-х годов.

Инженеры Сергея Павловича создали и «продули» в аэродинамических трубах несколько моделей, выполненных по предложенным Бартини чертежам, составили свыше 40 томов отчетной документации. Вывод восхищенных ракетостроителей был однозначным: самолет способен достичь заявленной скорости. Другое дело, что для его постройки не хватит ни уровня оснащенности, ни мощностей советской промышленности.

Лишь через десять лет аэродинамические расчеты итальянца, чертежи и профили вычисленного им крыла для сверхзвукового полета были использованы при постройке знаменитого Ту-144…

В апреле 1956 года Роберт Людвигович вернулся в Москву. И, получив назначение в ОКБС Министерства авиационной промышленности, расположенное в Люберцах, сразу включился в работу над совершенствованием А-57, замыслив оснастить свой еще не воплощенный в металле самолет… ядерной силовой установкой.

Одновременно, проведя исследовательские работы по использованию экранного эффекта для улучшения взлетно-посадочных характеристик летательных аппаратов, Бартини разработал проект крупного самолета-амфибии вертикального взлета и посадки, который позволил бы охватить транспортными операциями большую часть планеты, включая вечные льды и пустыни, самые удаленные уголки мирового океана.

Первым шагом для воплощения в жизнь этой смелой мечты стал небольшой Бе-1, прошедший летные испытания в 1961–1963 годах. Вторым — уникальный во всех отношениях самолет ВВА-14 (вертикально взлетающая амфибия), разработка которого началась в ноябре 1965-го на Ухтомском вертолетном заводе, а затем была продолжена в ОКБ Г. М. Бериева в Таганроге, куда Роберт Людвигович был переведен из Подмосковья в 1968 году.

Красный барон

ВВА-14, вид сверху


Через четыре года первая из двух построенных амфибий поднялась в воздух. Говорят, что, увидав ее в небе, Бартини не смог сдержать слез: последний раз он видел летящим спроектированный им самолет тридцать шесть лет назад!
Жить ему оставалось менее двух лет…

Гений предвидения

Этот удивительный человек ушел из жизни в ночь с 4 на 5 декабря 1974 года. Когда два дня спустя его нашли на полу ванной, из крана хлестала вода, на кухне горел газ.

По заключению судебно-медицинской экспертизы, ночью Бартини почувствовал себя плохо, встал из-за стола, опрокинув стул, и прошел на кухню. Зажег газ, стал набирать воду в ванну. Потом, внезапно потеряв сознание, упал навзничь, ударившись головой об косяк. Но из-за чего ему стало плохо? Этот вопрос так и остался без ответа.

Очевидно, он предчувствовал свою смерть: именно в ту ночь барон написал завещание, приложил к нему объемный тщательно заклеенный пакет, который просил запаять в металлический ящик и не вскрывать до 2197 года. Что в нем? Узнать об этом еще не пришло время…

Красный барон

ВВА-14 в полете


Второй том уфологической «Энциклопедии непознанного» называет этого человека пришельцем, контролирующим на определенном этапе эволюции техническое развитие нашей цивилизации. Что ж, Роберто Орос ди Бартини дал немало поводов думать о нем именно так.

Те, кто знал его при жизни, отмечают странную способность барона отвечать на вопрос раньше, чем собеседник успевал его задать. По воспоминаниям коллег, Бартини был абсолютно равнодушен к еде. Однажды он упал в обморок прямо в кабинете. Вызванный врач констатировал крайнюю степень истощения организма: работая над очередным проектом, Роберт Людвигович не ел и не пил более двух недель!

Трудился он тоже не как обычный конструктор. Бартини никогда не вычерчивал свои самолеты, он их… видел! Просидев в странном оцепенении несколько часов кряду, он хватал лист бумаги и начинал рисовать часть конструкции или отдельные узлы, записывая в углу конечные технические параметры. Лишь после этого чертежники его КБ брались за карандаши, инженеры — за расчеты. И конечный результат неизменно совпадал с тем, который предсказывал гений.

Красный барон

Останки ВВА-14


Помимо самолетостроения Бартини занимался космогонией, философией, теоретической физикой и разработкой теории технологий, оставив в каждой из этих областей науки заметный след. Показательна одна из прогностических разработок итальянца, сделанная им еще в середине 30-х годов ХХ века. В ней он свел все сколько-нибудь значимые характеристики всех видов транспорта в три обобщенных показателя, выстроив на их основе трехмерный «морфологический ящик», где все ныне известные средства перемещения заняли ничтожную часть объема. Далее «красный барон» вывел предельную степень совершенства (идеальности) транспорта. Оказалось, что наилучшим соотношением всех характеристик обладают экранолеты с вертикальным взлетом и посадкой. Так был получен ничуть не утративший и поныне своей актуальности прогноз развития транспортных средств. По мнению американцев, именно благодаря ему СССР на 15–20 лет ушел вперед по части строительства экранопланов, добившись их немыслимой грузоподъемности.

Есть у Бартини труды и по теоретической физике. В частности, им была создана имеющая достаточное количество сторонников уникальная теория шестимерного мира, в котором время, как и пространство, имеет три измерения. Но и это еще не все. Так же, как Дмитрий Иванович Менделеев открыл периодическую таблицу элементов в химии, Роберто Орос ди Бартини открыл периодическую таблицу (матрицу) законов в физике, предсказав и затем выведя на ее основе новый закон сохранения — закон сохранения мобильности. Более того, на основе матрицы Бартини в 2005 году группа исследователей открыла новые законы сохранения материи.

Красный барон

Могила Р.Л. Бартини


Так кем же он был на самом деле – младенец, подброшенный темной ночью в садовую беседку усадьбы итальянского аристократа, проживший удивительную во всех отношениях жизнь и упокоившийся на Введенском кладбище российской столицы?

Очевидно, полная разгадка этой уникальной личности все еще находится за пределами нашего понимания…
Автор: Игорь Софронов
Первоисточник: http://www.bratishka.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 23
  1. Фкенщь13 27 декабря 2012 10:41
    Что бы не делали итальянцы у всегда получается "Феррари" yes
    1. Zynaps 28 декабря 2012 03:31
      кстати, эта фраза как раз очень хорошо объясняет, почему из всех самолётов Бартини в серию пошёл только один. именно что строил "феррари" от авиации. дорого и сложно для бедной страны, которой нужны были "рабочие лошадки", типа Ли-2 - простые и недорогие в строительстве и эксплуатации самолёты.

      от многих занятых в авиации товарищей слышал, что Бартини надо было родиться даже не в XXI веке, а при коммунизме. или при каком-нибудь очень богатом диктаторе с массой ресурсов, передовой промышленностью и помешанном на авиации. там бы он развернулся.
      Zynaps
      1. Денис 28 декабря 2012 05:25
        Цитата: Zynaps
        при каком-нибудь очень богатом диктаторе с массой ресурсов

        может тогда из-за войны?
        чего-чего,а возможностей у Иосифа Висарионыча хватало и демократией он не баловался
        1. Zynaps 28 декабря 2012 20:28
          у Иосифа Виссарионыча до 1941г. была всё ещё бедная страна, только-только сумевшая себя накормить, обучить массу народа хотя бы до уровня 3 - 7 класса и построившая в основном тяжёлую промышленность. с таким заделом рано было заниматься прожектёрством.

          после 1945 г. у Иосифа Виссарионыча оказалась разрушенная страна с большой нехваткой мужских рук, которую снова начал преследовать голод. да ещё срочно потребовалось строить ракетно-ядерный щит страны, который экономически обошёлся в ещё одну Великую Отечественную по затратам. уровень квалификации кадров и технологии в течение войны выросли невероятно, но лишних кадров и ресурсов для постройки "феррари" всё равно не было. и даже в начале 60-х было не до жиру. как вспоминал мой отец (отслуживший в Советской Армии 8 лет рядовым солдатом с 1945 по 1953 г.г.), ставший к началу 60-х дипломником горного института, люди ходили в залатанных брюках, а у них на всю комнату было одно пальто - бегать к девчатам на свиданки по очереди в холодное время.
          Zynaps
  2. Денис 27 декабря 2012 11:19
    что же ему так не везло,было столько отличных и революционных конструкций,но в серию не запускались?
    и это ведь не только ему не везло-всей нашей авиации не везло раз такую технику не получала
    1. vladimirZ 27 декабря 2012 17:21
      Вот потому и не пускали в серию, что конструктор Роберт Людвигович Бартини шел впереди авиационной научной мысли, разрабатывал "революционные конструкции", которые опережали время, был "гением предвидения".
    2. Zynaps 28 декабря 2012 03:39
      да всё очень просто. человек умел и любил конструировать "феррари", когда стране по сумме финансов, технологий и подготовке кадров, требовались "эмки" и "уазы". это беда не только Бартини. в США и в других странах, особенно в послевоенное время, наплодили ну столько всякого интересного летающего, что диву даёшься. там и конвертопланы, и винтокрылы, и "Летающий Атар" с турболётом. но что из них дошло до нашего времени? почти ничего. потому что сложны, капризны, дороги в производстве и тыры, и пыры...
      Zynaps
  3. Ведмедь 27 декабря 2012 11:57
    Интереснейший человек....
    Ведмедь
  4. borisst64 27 декабря 2012 13:16
    Статья интересная, несколько гротескная. Особенно понравился пассаж про "Роберт Людвигович не ел и не пил более двух недель!" Много талантливых изобретателей, а конструкторов мало. Нужно привязывать к имеющимся технологиям и возможностям.
    borisst64
  5. Sheva777 27 декабря 2012 13:33
    Почитать, что в том завещании, там наверное много интересного)
    1. haron 27 декабря 2012 15:19
      Цитата: Sheva777
      Почитать, что в том завещании

      Уверен, что уже прочитали и наверно сразу. Мягко говоря не логично идеи такого человека откладывать в долгий ящик.
  6. ikrut 27 декабря 2012 13:55
    Бартини - легендарная личность. Статья - тоже, во многом, построена на легендах. До сих пор неизвестно его происхождение. Сказка о "приемном сыне" - придумана. Никогда Бартини не "корчился на полу в луже крови". Ну как же было не отдать дань тем же сказкам о кровожадном Сталине? Бартини просто перевели работать в "шарашку", поскольку тогда это были наиболее эффективная организации для "мозгового штурма".
    Секреты его удивительного таланта и разносторонности настолько же удивительны и не понятны, как и его биография. Авиастроение было просто его увлечением. Многие его идеи нашли воплощение в жизнь уже после его смерти, а многие до сих пор не пОняты или ждут своего часа. И не только в авиации.
    1. Num Lock UA 27 декабря 2012 16:46
      народ любит сказки легенды, вот и обрастают неизвестные стороны жизни разными домыслами bully
      Num Lock UA
  7. stolbovsn 27 декабря 2012 14:24
    Потрясающий человек. Его авиационные работы и работы по систематизации размерности пространства и процессов в физическом мире просто великолепны.
  8. AlexMH 27 декабря 2012 23:16
    Очень интересный и талантливый человек, не хотевший мириться с миром, в котором он жил. И дело не "кровавых сталинских застенках", большую часть жизни Бартини творил на свободе, да и "шарашки" - отнюдь не Воркута...Просто он всегда хотел быть впереди, хотел, как он говорил, "чтобы красные самолеты летали быстрее черных", как говорил сам Бартини, если не врет книга, которую я читал про него лет 15 назад. Но опережать свое время опасно, человек оказывается как бы в безвоздушном пространстве, когда никто не понимает, чего он хочет. В стране не хватало ВСЕГО, а Бартини строил прекрасные самолеты из дефицитнейшей легированной стали, потому что они же получались лучше...И в серию шли деревянные машины других конструкторов, которые страна могла производить. Нужны были истребители и штурмовики - Бартини разрабатывал прекрасные бомбардировщики, опередившие свое время. В стране и летать-то было особо некому - а он чертил огромные пассажирские самолеты прекрасных и ни на что непохожих форм...Амфибии с вертикальным взлетом, экранопланы, а еще раньше - рекордные самолеты, которыми летчик управлял, глядя в перископ, потому что кабина увеличивала аэродинамическое сопротивление...Действительно, похож чем-то на пришельца из другого мира. Даже роман какой-то фантастический по мотивам его жизни написали - читал еще в советское время.
    AlexMH
  9. вакса 28 декабря 2012 01:06
    Редкая одаренность, Прометей.
  10. dima_talib 28 декабря 2012 06:20
    В статье,совсем не освещено , о том,что он стал первым (в Советском Союзе,по меньшей мере) ставить на свои самолёты - дизельные моторы !!!
    Первый раз прочитал о Бартини, где то в конце 70-х в журнале "Наука и Жизнь"
    Действительно, выдающийся Человек - Великой Эпохи!
    Настоящий КОММУНИСТ и ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТ!
    dima_talib
    1. Денис 29 декабря 2012 05:41
      Цитата: dima_talib
      Настоящий КОММУНИСТ и ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТ!

      Понятно,что Вы не хотели оскорбить такого человёка,но теперь эти слова звучат как ругательство.Про коммунистов,нормальных,не кабинетно-карьерных,слова плохого нет.Они признавали лишь одну льготу-первым подняться в атаку.Но,увы,сейчас ... Хоть и их программа отрицает частную собственность,но кто им поверит? Нет,сами они как бы бедны как церковные крысы,только самый наивный не поверит,что имущество не записано на многих родственников
      А уж интернационалисты сродни толерастам.Под этим лозунгом как была поднята средняя азия и кавказ,а что там теперь?

      А человек он великий,истинная злита страны
      не наворовашаяся гопота а истинная элита
  11. Ols76 28 декабря 2012 07:27
    Интереснейший человек!
  12. Alex 28 декабря 2012 21:37
    Бартини гений, несомненно. Жаль, что было построено всего-то 4 машины.
    Но вот статья не ахти. Ну какая наградная "эмка" в 1928 году (ГАЗ М-1 выпускалась с 1936 г)?
    ЦКБ-39, если неизменяет память, было организовано ОГПУ и в нём работали осуждённые в 28-29 гг авиаконструкторы, в том числе Поликарпов и Григорович.
    Ер-2 летали на Берлин, но не с о.Эзель, а с подмосковных аэродромов (на Эзеле были самолёты ДБ-3ф Балтийского флота). А по поводу имени самолёта, так сам Бартини очень уважительно отзывался о Ермолаеве и считал вполне заслуженным, что бомбардировщик получил имя Ер-2. От исходной Сталь-7 остались только схема да конструкция центроплана. Всё остальное спроектировали заново. К сожалению для него не было достаточно мощных серийных двигателей, но это общая проблема советской авиации того периода.
    1. Денис 29 декабря 2012 09:22
      Цитата: Alex
      с подмосковных аэродромов

      Малость подкорректирую.Первый полёт ДБ-3Ф с о.Эзель,а следующий:"Следующий полёт был запланирован на 10 августа. Было принято решение привлечь к участию в вылетах ВВС РККА под командованием Жигарева П. Ф.. Полёт планировалось осуществить силами 81-ой бомбардировочной авиадивизии с аэродрома города Пушкина на более современных самолётах ТБ-7 (412 полк, переименованный в 432 ТБАП) и Ер-2 (420 полк, переименованный в 433 ТБАП).
      8 августа командир авиадивизии Герой Советского Союза комбриг Водопьянов М. В. получил приказ лично от Сталина:
      «Т-щу Водопьянову
      Обязать 81-ю авиадивизию во главе с командиром дивизии т. Водопьяновым с 9.08 на 10.08 или в один из следующих дней, в зависимости от условий погоды, произвести налёт на Берлин. При налёте кроме фугасных бомб обязательно сбросить на Берлин также зажигательные бомбы малого и большого калибра. В случае если моторы начнут сдавать по пути на Берлин, иметь в качестве запасной цели для бомбёжки г. Кёнигсберг.
      И. Сталин
      8.08.41»
      Проведенные расчёты показали что ТБ-7 с дизелями М-40Ф с бомбовой нагрузкой 4000 кг (из них 2000 кг на внешней подвеске) могли совершить полёт до Берлина и вернуться обратно. Для выполнения полётов были отобраны 12 ТБ-7 и 28 Ер-2, которые 10 августа перелетели на аэродром. Здесь, после более тщательного отбора оставили 10 ТБ-7 и 16 Ер-2. Вечером того же дня самолёты поднялись в воздух с курсом на Берлин."
      Про аэродромы подмосковья найти ничего не удалось
  13. knn54 29 декабря 2012 12:42
    Это не талант -это гений.В 20-е годы он создал бомбардировщик,превосходящий по скорости некоторые истребители.После войны был создан прекрасный транспортник,но двигатели нужнее были для бомбардировщиков дальней авиации.Бартини не повезло и с покровителями:маршал Тухачевский был расстрелян, а министр обороны Жуков снят со своей должности.Плюс зависть некоторых авиаконструкторов к талантливому иностранцу.Все это не могло не отразиться на его жизнедеятельности.
  14. buk-m1 11 апреля 2013 11:36
    Гениальный "человек"
    buk-m1

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня