Morko-Morane. История лучшего финского истребителя

58
Morko-Morane. История лучшего финского истребителя
Morko-Morane


Вступление


Зимняя война – история, которую стоит помнить и анализировать, но которую нельзя оценивать эмоционально. Тем не менее о ней уже сформировалось какое-то общепринятое мнение, которому стараются соответствовать различные популяризаторы истории в Интернете. И хоть в ней есть свои подводные камни, которые нужно просто озвучивать, если материал претендует хотя бы на видимость честности и непредвзятости, то уж о том, какой спрос с крупных исторических каналов и их авторов, я вообще молчу.



Но для меня, как фаната авиации в любой ипостаси и в любой стране, Зимняя война достаточно интересна. Не только из-за обилия воздушных боев, не только из-за того, что эта война стала испытательным полигоном перед будущей Второй мировой войной, и, если обобщать, не только из-за участия новой авиации СССР в этой войне.

Финляндия, несмотря на статус неавиационной державы, обладала асами и авиаконструкторами мирового уровня. Их судьбы интересны и овеяны ореолом незнания, ведь даже об одном из самых известных финских инженеров в области авиации Аарне Лакомаа известно пусть и достаточно для небольшой заметки, но он всё равно остался без фотографии в «Википедии» и где бы то ни было ещё. Или же вспомним другого авиаконструктора, создавшего свои проекты аккурат рядом с Зимней войной – Тойво Каарио, который считается чуть ли не автором экранопланов.

Ну что же, в этом есть здравое зерно, если не забывать о теоретизировании советских и немецких учёных. Но говорить мы будем не об авиаконструкторах, а о самолётах Зимней войны. Конкретно о самом лучшем самолёте в истории Финляндии.

Итак, сегодня речь пойдёт о финском истребителе, созданным на базе французской машины – Morko-Morane.

И прежде, чем мы перейдём непосредственно к нашей сегодняшней истории, важно отметить одну существенную деталь. Пока я писал эту короткую вообще-то статью, я пришёл к выводу, что 29 с хвостиком страниц не совсем тот объём, на который я рассчитывал. Вследствие этого я оставляю эту основную часть без 10-страничной предыстории возникновения финских ВВС и 4-страничной биографии одного из создателей Morko-Morane. Эти, как я их стал называть за время статьи, «аппендиксы» появятся в виде отдельных статей, ну а пока переходим к истории нашего сегодняшнего героя.


Fokker D. XXI в ливреях финских ВВС и с лыжными шасси

Начать всё равно стоит с пары слов о составе ВВС Финляндии на момент Зимней войны, а уже о том, почему он был именно таким – в отдельной статье. К лету 1941 года финские ВВС представляли собой чудовищный разнобой типов самолетов. В этой истории нас будет волновать истребительная авиация.

Помимо наиболее многочисленного типа Fokker D.XXI, производившегося в Финляндии по лицензии (всего их было 97), финны использовали Fiat G.50, Brewster 239, Hawk 75 (полученные от немцев французские и норвежские машины), Hurricane и даже трофейные И-153. И подобные ВВС требовали унификации, какого-то небольшого количества разноплановых истребителей, создававших нужный для Финляндии симбиоз, и без лишних трат на самолёты схожих ролей, и от разных стран.


Morane-Saulnier MS406

Французские истребители


Незадолго до конца Зимней войны Финляндия получает истребители, которые должны были решить проблему с их ВВС. В этой роли были выбраны истребители, которые уже эксплуатировались во многих странах мира, в том числе и в стране, создавшей их. И в течение февраля 1940 года Финляндия получает в состав своих ВВС 30 новых французских истребителей, которые получили название Morane-Saulnier MS406.

Изначально было заказано 50 машин, но так как к тому моменту Франция уже вела полноценную войну с нацистской Германией, заказ для союзного Германии государства пришлось скорректировать. Впоследствии для Финляндии справедливость восстановится.

Истребители доставлялись в небольшой город Мальмё, что находится в Швеции, которая экспортировала в Германию железную руду и помогала с переброской войск, а после Второй мировой войны приютила многих талантливых немецких авиаконструкторов. И именно в этой стране за несколько недель были собраны и испытаны истребители Morane-Saulnier MS406, а после доставлены в Финляндию в период с 4 по 29 февраля.

И начинаем сразу же с истории, от которой у меня глаза на лоб лезут. Признаюсь честно, я не знаю, кто в ответе за настолько странное решение, которое отдаёт саботажем против Франции: как передать истребители союзнику страны, против которой вы ведете войну. Вариантов много, режим Виши, возглавляемый Филиппом Петеном и Пьером Лавалём, явно существовал не просто так, и не допустить того, что кто-то из французской элиты решил продать истребители противнику (хотя где-то встречается информации и о подарке французских истребителей в состав ВВС Финляндии, что выглядит не иначе как шутка), вместо того чтобы их сжечь или попытаться передать Британии, как минимум странно.

В стране уже тогда были панические настроения, связанные с победами Германии в Австрии, Чехословакии (в первых двух без боя), Польше, Дании и Норвегии, помноженные на реальный Мюнхенский сговор, в ходе которого обсуждалось мирное урегулирование Второй мировой войны, который скорее пошёл бы на руку Германии, чем Британии и Франции (это ясно понимали, например, в СССР, пытаясь до этого создать оборонительный альянс против Муссолини и Гитлера), так что такой саботаж мне кажется возможным.

Во всяком случае я не нахожу никакого объяснения тому, что целый государственный аппарат, планируя сделку на 50 технологичных истребителей, не сумел заметить такой детали, что продают свои самолеты они стране, которая сотрудничает с Германией и ведёт войну с СССР, который в свою очередь пытался создать альянс против Германии, куда он зовёт Францию и Великобританию, давая собирать их на стапелях там, где ведётся активная торговля с Германией, против которой воюет Франция.


Morane-Saulnier MS406 во французских ливреях

Об успехах Morane-Saulnier MS406 существует два мнения.

Первые говорят о том, что доставленные истребители не могли, да и не смогли широко проявить себя в Зимней войне, так как спустя месяц после того, как их доставили, был подписан Московский мир, ознаменованный началом так называемого временного мира, во время которого подозрительность среди финских политиков достигла какого-то небывалого масштаба, а значит и времени на то, чтобы обучить финских лётчиков, было крайне мало.

Тем не менее в Сети встречается и альтернативная информация о том, что из 30 доставленных самолётов успели сформировать эскадрилью номер 14 и 28 (для нас важнее история второй эскадрильи), что было в действительности. Последняя была сформирована в составе второго авиационного полка и была взята под командование неким майором Ниило Джусу (или же Юсу). Признаюсь честно, не ведаю, о ком упоминается в статьях на эту тему, но, ссылаясь на него, используют информацию из книги, которая является платной, так что оставим данным факт на откуп обнародовавшим его.

После того, как самолёты прибыли в феврале 1940 года, базой эскадрильи, состоящей из трех звеньев, стал аэропорт Сакюля. Позже небольшие лётные секции, выделенные из эскадрильи, переместились на военные базы Турку, Утти и Пюхяниеми Холлолы.

Но главное – это то, что за не столь долгий срок эскадрилья номер 28 всё-таки приняла участие в воздушных боях Зимней войны, и совсем не единоразово, а совершив 288 самолето-вылетов, из них на перехват бомбардировщиков – 260, на разведку – 8, а на наземные боевые вылеты – 20. Истребители участвовали в воздушных боях 28 раз за 22 дня, одержав 14 воздушных побед и потеряв один самолет, сбитый зенитным огнем.

Последние бои Зимней войны за эскадрилью провел отряд «Сирена», созданный Свен-Эриком Сиреном 11 марта 1940 года над городом Ловиссой.

Отмечу, что в данном вопросе я выступаю ретранслятором обеих точек зрения, тогда как моё скромное мнение всё-таки сводится к тому, что новые истребители ВВС Финляндии не были сверхмощными аппаратами, способным сбивать машины противника пачками, а финские пилоты были недостаточно обучены, чтобы в истории их участия Morane-Saulnier MS406 в Зимней войне могла быть такая статистика.

В конце статьи, кстати, вернемся к интересным подробностям эксплуатации и французского, и финского истребителя. Так или иначе, на момент Второй мировой войны (а Зимняя война хронологически является её частью) Morane-Saulnier MS406 был морально устаревшим. В основном всё упиралось в слабую силовую установку и слабое вооружение, но об этом позже.


Эрик фон Розен

Свастика


Отвлечемся на одну деталь – свастику как опознавательный знак ВВС Финляндии. И история возникновения у этого явления довольно забавная. Когда только ВВС Финляндии обрастали самолётами, а данный период выпал на гражданскую войну в этой стране, один сочувствующий шведский меценат – Эрик фон Розен, передал истребитель, получивший название F.1, в пользование ВВС Финляндии.

Интересно то, что тот сам Эрик фон Розен был хорошим другом Германа Геринга, ведущей фигурой национал-социалистического движения в Швеции, встречался с Адольфом Гитлером, а на самолётах, переданных им в пользу Финляндии, располагалась та самая свастика в белом круге, которая, как заявляется, была просто личным знаком владельца.

В действительности, она и вправду отличается от привычной немецкой свастики. При этом она сохранялась в период с 1918 по 1945 год, являясь главным и единственным опознавательным знаком финских ВВС и появляясь на медалях солдат Финляндии. В 1945 году хакаристи, а именно так называют личный знак Эрика фон Розена, была отменена из-за чрезвычайно близкого сходства с нацистским символом, однако на эмблемах подразделений свастика использовалась вплоть до 2020 года, когда её начали заменять на символ с орлом. По состоянию на 2022 год на знамени ВВС Финляндии свастика, или же хакаристи, до сих пор присутствует.


Так или иначе в период временного мира для ВВС были доставлены дополнительные истребители французского производства, но уже через Германию. Идея была проста: у Финляндия остается потребность в истребителях Morane-Saulnier MS406, которые после капитуляции Франции можно получить через союзную Германию. Суммарно за период между временным миром и войной-продолжением Финляндия получила дополнительные 57 машин, причём разных моделей. Из партии, что пришла со складов Германии, было 46 истребителей Morane-Saulnier MS406 и 11 Morane-Saulnier MS410, и, соответственно, когда все машины оказались в распоряжении ВВС финнов, там было 76 истребителей Morane-Saulnier MS406 и ещё 11 истребителей Morane-Saulnier MS410.

О последнем подробнее.


Morane-Saulnier MS410


Когда MS406 поступил на вооружение ВВС Франции, была начата программа модернизации с целью улучшения конструкции. Результатом стал MS410, который включал в себя более прочное крыло, более простой фиксированный радиатор вместо более ранней убирающейся конструкции, четыре пушки MAC с ленточным питанием вместо прежней пары орудий с барабанным механизмом, а также установку выхлопных эжекторов для дополнительной тяги. Оная повысила максимальную скорость до 509 км/ч на высоте 4 000 метров, в результате чего скорость увеличилась примерно на 40 км/ч в сравнении с MS406 на той же высоте.

Производство MS410 началось только в мае 1940 года, когда нападение Германии привело к остановке программы переоборудования, и к этому моменту было завершено только пять экземпляров этого типа. Производство было разрешено продолжить под наблюдением Германии, преобразовывая более ранние 406-е в стандарт 410, но многие из этих самолетов получили только новые крылья.

В итоге небольшое количество модернизированных истребителей попали на склады в Германии, а уже после их купила Финляндия.

Morane-Saulnier MS406 был хорошим истребителем, но проблем он вызывал предостаточно. Начинается всё ещё с того, что на базе данного истребителя не было создано учебно-тренировочных версий, с помощью которых лётчики из других стран могли приспособиться к новой для себя машине. Дополните данную информацию тем, что по слухам первые финские Morane-Saulnier MS406 не были локализованы, и приборная панель была написана на французском. Звучит странно на самом деле, ведь в 1940 году в Швеции государственным языком не был введён французский, а собирать и испытывать самолеты с приборной панелью на неродном языке не очень продуктивное занятие.

Соотношение устойчивости и маневренности было хорошим с точки зрения простого полета, но при стрельбе самолет был слишком неустойчив, так как короткий фюзеляж беспокойно двигался при прицеливании. Маневренность самолета была хорошей, благодаря чему многие финские летчики спасли жизнь в трудных ситуациях.

Основным оружием Morane-Saulnier 406 была 20-мм пушка Hispano-Suiza HS 404, стреляющая через втулку винта, плюс два пулемета MAC калибра 7,5. И как раз основное орудие было ненадежным и часто останавливалось уже после пары выстрелов.

Проблему малой огневой мощи, на которую часто жаловались финские лётчики, как вы помните, решили на Morane-Saulnier MS410, на котором было четыре 7,5-мм крыльевых пулемета с новой системой ленточной подачи патронов. В свою очередь Morane-Saulnier MS410 отличался плохой бронепробиваемостью. Вооружение попробовали изменить в Финляндии, заменив пушку на 12,7-мм. С чем было связано разительное уменьшение калибра, мне не известно. Для этой роли были выбраны советские пулеметы Березина или же просто УБ, британские Кольт-Браунинг М1895 и немецкий MG-151.

Подтверждения информации о последнем, к слову, я так и не нашёл, тем более что для финских Morane-Saulnier MS406 нужен был пулемёт калибра 12,7 мм, а не 15 мм. Меж тем авиационный пулемёт Березина по странному стечению обстоятельств оказался ненадежен. Странно это потому, что УБ в разных модификациях стоял на многих общепризнанных советских самолётах, в том числе и «орудиях победы»: Як-3, Як-7, Як-9, Пе-2, Ту-2 и на настоящей легенде – Ил-2.

В общем, странная история.

Тем более что другой пулемёт от Morane-Saulnier MS406, а именно Кольт-Браунинг М1895, устанавливался на другой финский истребитель – VL Humu, выходит, есть не иллюзорная вероятность того, что желание создать унификацию в своих ВВС пытаются оправдать слухами о якобы ненадежности советских пулемётов. Так или иначе, могли просто не разобраться, да и УБ не был панацеей, чтобы ставить его на любую военную машину, и в конце концов, было бы странно, если бы Финляндия эксплуатировала пулеметы той страны, против которой она ведет горячую войну.

А вот использовать военную технику американского или французского производства, против которых финны вели только холодную войну, им было, как уже показала история, не зазорно. Да и как-то получать наше вооружение и вооружение союзников они научились. Вопрос об использовании немецких пулемётов был также закрыт: их вооружение могло не подойти, да и впадать в зависимость от нацистской Германии Маннергейм не хотел, стараясь искать обходные манёвры то тут, то там, пытаясь создавать самобытные независимые ВВС. Получалось, конечно, с переменным успехом, но идея неплохая.


И-153 ведёт бой с финским Brewster F2A Buffalo

Меж тем очевидное наступление грандиозной и чудовищной войны Третьего рейха и СССР подсказывало Финляндии две вещи: первое – второму раунду с Советским Союзом быть, и в нём финны будут на стороне Германии; второе – и это логически выходит из первого, для войны-продолжения нужно обновление армии. Авиация в данном вопросе была авангардом, а один из главных истребителей в ВВС Финляндии – Morane-Saulnier MS406, требовал модернизации, причём глобальной.

Вооружение уже было модернизировано, да и было целых 11 истребителей, которые прошли процесс обновлений ещё на французских стапелях, и то не полностью, но нужно было обновление авионики, крыльев, двигателей и так далее, причём обширное. Да и внесенные изменения в вооружении не были удовлетворительными, Morane-Saulnier MS406 славился скоростью, но чтобы противостоять советским истребителям нужно было сильное вооружение.

И это не говоря о том, что основной и самый массовый финский истребитель, Fokker D.XXI также нуждался в дополнениях, чтобы быть успешным не только в противостояниях с И-15, И-16 и И-153, но и с новыми советскими машинами, такими как как Як-3, ЛаГГ-3, их более совершенными модификациями и многими другими советскими самолётами.

Арне Лакомаа


И тут на сцену выходит шведский авиаконструктор Арне Лакомаа, озвучивший витающую в воздухе повестку, с предложением по её решению – установить на Morane-Saulnier MS406 советский двигатель Климов М-105.

Так началась история Morko-Morane.


Мартти Калима у своего Morane-Saulnier MS406

И здесь я всё-таки позволю себе вклиниться с небольшой частью биографии Аарне Лакомаа, без которой, как по мне, история не получится полной.

Так уж получилось, что в истории этого авиаконструктора есть одна интересная деталь – медаль Тулина. Хронологически история ещё не дошла до данного момента, но в другом моменте это будет не так актуально. Когда он был ею награждён, уже неизвестно, да и о самой такой награде информации крайне мало. Хотя, казалось бы, аналог отечественной медали Заслуженный конструктор Российской Федерации, а информации никакой.

Вероятно, дело связано с тем, что вручает её частная Лётная школа имени Тулина, а не король Швеции. К слову, что вообще за Тулин?! А это был один из авторов шведского авиастроения и промышленный лидер этого государства.


Енох Леопард Тулин родился 15 сентября 1881 года в приходе Симрис, графство Кристианстада (умер 14 мая 1919 года, Ландскрона), для нашей истории важен не как философ, аэродинамик и воздухоплаватель, а как промышленный магнат. Но и не отметить, что его научная работа «О сопротивлении воздуха относительно плоских поверхностей» оказала большое влияние на развитие и понимание законов управления небесным телом, и его самолёты Nordstiernan, Thulin Type A и Thulin Type E, последние даже стояли на вооружении молодых ВВС Финляндии, оказали большое влияние на развитие авиации Швеции, было бы странно.

О нём до сих пор хорошо отзываются ещё и за то, что Еноху Тулину при поддержке Густава Далена, Класа Фореуса, Ларса Магнуса Эрикссона и Ивара Мальмера удалось создать промышленную компанию AB Thulin Aeroplanfabrik, основанную в 1912 году, в которой было около 1 000 сотрудников и три больших пятиэтажных комплекса из стали и бетона с мастерскими, лабораторией для испытаний материалов, обширным отделом двигателей, собственной аэродинамической лабораторией и лицензионным производством своей продукции в Дании.

Только представьте, какое это развитие для страны, в которой проживало немногим большим 5,6 миллиона человек. И авиастроение, и производство двигателей были успешными, и продукция продавалась не только внутри Швеции, но также в союзных Нидерландах и Дании. И одним из главных проектов этой компании стало производство одного французского истребителя – Morane-Saulnier MS406. Они строились лицензионно и, раз на производстве были соответствующие возможности, можно было устанавливать и шведские двигатели с вооружением.

Конечно, на вооружении ВВС Швеции так и не появились французские истребители лицензионного производства, компания, судя по всему, занималась производством для экспорта, в том числе и в Финляндию, но речь здесь в самой идее: улучшить Morane-Saulnier MS406 за счёт новых двигателей и вооружения, что можно назвать малоизвестной предысторией лучшего истребителя в истории Финляндии.

И так мы можем прийти к выводу, что принципы комплектования ВВС были подсмотрены Аарне Лакомаа у Еноха Тулина в Швеции, дополнены логичной идеей разнообразить военно-воздушные силы специфическими машинами, легкими в производстве, следуя конспектам Хорватии и многих других стран (об этом как-нибудь в другой раз), используя в модернизации новые двигатели и вооружение, которые будут получаться окольными путями у противников Финляндии: США и/или СССР.


Интересно, что впервые о переоснащение имеющихся Morane-Saulnier MS406 новыми двигателями, причём советскими, заговорили даже раньше – в 1940 году. В тот год их даже испытали на практике. Истребитель, оснащенный трофейным двигателем Климов М-103, впервые взлетел в августе 1940 года. Причиной было отсутствие оригинальных запасных двигателей и запчастей Hispano-Suiza, а также сходство Климова М-103 с родной для Morane-Saulnier MS406 силовой установкой.

Заказ был отменен всего через месяц, когда стало ясно, что Финляндии разрешено покупать истребители Morane-Saulnier MS406 и MS410 со склада немецких военных трофеев. Да и будем честны, составить полноценные ВВС, используя трофейные двигатели противника, идея спорная и требующая дополнительного анализа, а может быть, и экстремальной ситуации.


Как только началась война-продолжение, а началась она с операции «Полярфукс», проблемы с французскими истребителям стали ощущаться намного сильнее. Даже несмотря на то, что Morane-Saulnier MS406 пришлось воевать в основном с И-16. Он оказался настолько неадекватным по характеристикам и вооружению, что его собственные потери в воздушных боях стали увеличиваться. Всего за Великую Отечественную войну Финляндия потеряет 15 самолётов Morane-Saulnier MS406, и есть мнение, что большая часть пришлась именно на первые дни войны-продолжения.

Впрочем, имеет смысл выделить и другой период – 1942 год.

Mörkö-Morane


А тогда на фронтах появилось два очень опасных для Morane-Saulnier MS406 противника: Ла-5 и P-39. Противостоять этой новой технике финны уже не могли. Несмотря на поставки Bf 109G-2 (а позже и G-6), каждый истребитель был на вес золота, а значит – уже было просто необходимо предпринимать попытки значительно улучшить боевые характеристики Morane-Saulnier MS 406/410.

В сентябре 1942 года полковник Ричард Лоренц представил альтернативу: оснастить его двигателем М-105 или М-103. По сути, продолжение ранее заявленной идеи (однажды в устной форме Арне Лакомаа и до этого в металле в 1940 году), но теперь вопрос стал обсуждаться с позиции «когда начинать». Так как ответ на этот вопрос было слово «вчера», планирование установки началось немедленно.


Двигатель М-105ПФ

Двигатель представлял собой климовский М-105П мощностью 1 100 лошадиных сил (820 кВт), а основным вооружением была 20-мм пушка, и именно на этот раз в качестве вооружения была выбрана немецкая 20-мм пушка Mauser MG-151/20, в дополнение к которой в крыльях были оставлены два 7,5-мм пулемета, в качестве которых устанавливались Chatellerault MAC 1934.

То есть по количеству вооружения это был откат к Morane-Saulnier MS406, а с точки зрения качества вооружения и двигателя – шаг вперёд. Для сравнения: у ранее устанавливавшегося Hispano-Suiza 12Y-31 мощность была только 860 лошадиных сил. Изменения также должны были быть внесены в систему выхлопных труб, нагнетателя, бака охлаждающей жидкости и масляного радиатора.

Работы по доработке, как заявляется, велись без чертежей (звучит на самом деле как шутка), и первая модернизированная машина, получившая название МС-631, была готова к испытаниям в январе 1943 года, а первый полет состоялся в феврале 1943 года. Однако у машины появились проблемы с охлаждением, поэтому появилась потребность в совершенно новом жидкостном кулере, который бы смог решить возникшую проблему. Масляный радиатор также пришлось заменить на охладитель от компании Messerschmitt AG.

В ходе испытательных полетов летом и осенью 1943 года Mörkö-Morane показал себя явно лучше французского оригинала. Максимальная скорость составляла 523 км/ч – на 40 км/ч больше, чем у оригинального Morane-Saulnier MS406, практический потолок до 12 000 метров, а скорость набора высоты – до 25 м/с. К последней информации рекомендую относиться не иначе как к шутке из финских фантазий. Для сравнения: скороподъемность первого реактивного боевого самолёта Messerschmitt Me 262 20 м/с, а здесь старый истребитель с новым двигателем, и сразу же полетел быстрее всех.

Если сравнивать двигатели, стоявшие на обеих машинах, то можно вспомнить единственный показатель, который не требует дополнительных переводов: обороты в минуту, у М-105 – это 2 700, а у Junkers Jumo 004 – это 8 700 в базовой модели. У первого максимальная мощность 1 100 л. с. (820 кВт) на высоте 2 000 м при ранее заявленных оборотах. Для немецкого реактивного двигателя это ограничивается неполной информацией о 8,83 кН при ранее заявленных оборотах в минуту.

Конечно, можно сказать, что Morko-Morane мог лететь быстрее, нежели немецкий реактивный истребитель, благодаря нормальной взлётной массе 2 210 кг и соответственно 6 400 кг у того самого немецкого истребителя. Но не забудем и о том, что на Messerschmitt Me 262 было два двигателя. В таком случае куда как реалистичнее смотрится скороподъемность Morko-Morane в 17–18 м/с.

Результаты первых полётов полностью оправдали надежды конструкторов и Аарне Лакомаа в частности. Истребитель получил новое обозначение MM.406, производное от Morko-Morane, и полуофициальное имя, которое вынесено в название этой статьи («morko» можно перевести с финского как «призрак», «оборотень» или «гоблин», в зависимости от контекста). То есть в названии истребителя Morko-Morane первая часть обозначает имя собственное, которое ему присвоили военные, а вторая указывает на принадлежность к серии машин, созданных французской компанией Morane-Saulnier.

Получив столь обнадеживающие ТТХ, финское командование ВВС распорядилось начать модернизацию всех имеющихся истребителей по образцу MS-631, намереваясь через год завершить этот процесс. Стоит ли говорить, что этот план самую малость не удался?..


Только в декабре 1943 года началась подготовка для массовых изменений в конструкцию.

В феврале 1944 года в Германии было закуплено 85 двигателей М-105, которых, благодаря масштабам Великой Отечественной войны, у Германии было достаточно. Кроме них, использовались собственные трофеи боевых машин, но не в столь большом количестве. Всё же масштабы боевых действий на финском и немецком ТВД сравнивать очень странно.

Производство серийных частей началось в апреле 1944 года, плюс минус за полгода до мирного урегулирования войны-продолжения. Первые модифицированные самолеты были переданы эскадрильям в июле 1944 года, а последние были завершены в марте 1945 года, когда 41 исправный истребитель Morane-Saulnier MS406 был переоборудован в Morko-Morane.

В итоге истребитель, который создавался в первую очередь для того, чтобы составить убойную конкуренцию с советскими самолётами и дать неплохое подспорье для выполнения армией Финляндии поставленных перед войной с СССР задач (контроль над Карелией и границами, потерянными после Зимней войны), стал поступать в войска за два полных месяца перед подписанием перемирия в Москве.

А до этого, с 4 по 5 сентября, в связи с успешным советским наступлением в Карелии финские политики запросили приостановку огня. Меж тем в ходе Зимней войны пришедшие в состав ВВС Morane-Saulnier MS406 очень быстро приступили к боевым вылетам, в сумме проведя много времени в небе и противодействуя советской авиации, и это за недолгое отведенное французским истребителям время.

Но на этом боевая история лучшего финского самолёта не могла закончиться.

Остаётся немало и недосказанного, а давать такие регалии самолёту за интересную концепцию и выдающиеся ЛТХ, даже делая поправку на то, что Финляндия не авиационная страна, неадекватно. Нет, первые Morko-Morane были применены по назначению, и с их помощью удалось сбить 3 советских самолета, когда их пилотировал Ларс Хаттинен, но история Morko-Morane на этом кратком факте не закончилась, ведь уже 15 сентября началась Лапландская война, когда в военных действиях на радость СССР столкнулась Германия и Финляндия, бывшие союзники.

Но об этом мы поговорим в отдельной заметке, скорее всего. Сейчас же выделим простую мысль, что, благодаря хорошей и своевременной подготовке немецких войск, будущая Лапландская война стала бы настоящим экзаменом для того, чтобы выяснить, ошибся в итоге Аарне Лакомаа, когда агитировал за проект Morko-Morane, или нет.


Но так что же было с Morko-Morane во время Лапландской войны? Как же они там отличились?

На деле вообще никак. То есть они могли и, более того, должны были участвовать в войне, но информации об этом в Интернете не найти. Люди ломают голову об этом, в том числе и на финских форумах, но, даже имея на руках оригинальные дневники причастных к этому людей, они не могут прийти к ответу.

Отчасти это связано с тем, что человек, написавший этот дневник, который может стать одной из главных улик в распутывании этого нелёгкого дела, обладает худшим из возможных почерков, чуть ли не как у врача. Плюс к тому: я не знаю финского, и для меня расшифровывать, без сомнения, интересный документ не представляется возможным.

Важным дополнением станет то, что среди наиболее известных финских асов никто не добился ни одной победы на Morko-Morane. Пилоты же, которые заработали себе славу на Morane-Saulnier MS406, не стали пересаживаться на превосходящую его во всём финскую модификацию. И это любопытная закономерность, ведь я ожидал рассмотреть историю Morko-Morane также и через истории асов, которые на них летали, но с удивлением для себя осознал, что, например, Урхо Лехтоваара, заработавший 44,5 победы, 15 из которых на Morane-Saulnier MS406, после принятия на вооружение новой машины не пересел на неё.

С чем это связано, я не знаю, но пока что можно сказать о том, что именно Ларс Хатиннен является лучшим пилотом-истребителем в истории Morko-Morane, и всего на этом истребителе было сбито 3 самолёта. Вероятно, что впоследствии вскроются новые факты, либо они уже общеизвестны, а я их просто не заметил, но пока что статистика лучшего финского самолета неутешительная.

Morko-Morane продолжил оставаться на вооружении Финляндии и после войны, но уже не был главной военной силой финских ВВС.

В итоге их перевели во вторую линию и окончательно списали в период с 11 по 15 сентября 1948 года. И хоть боевой опыт этого истребителя не был богат на события, есть мнение, подтвержденное фрагментом из книги Ари Раунио 1993 года, которую я в Сети найти не смог, что Mörkö-Morane показал себя более совершенным истребителем по сравнению со своим прототипом – второй по полезности тип истребителя войны-продолжения, уступив лишь Messershmitt Bf 109, что является довольно спорным заявлением.

Проблемы с радиатором, которые больше всего мешали конверсионным работам, удалось решить только весной 1944 года. Изменение было продиктовано необходимостью, но оказались экономически оправданным. И это как раз альтернативное мнение на эффективность на успехов Morko-Morane в войне, о котором я упоминал. И так как я не могу проверить слова Раунио, я добавил каждую точку зрения, хотя, как мне кажется, правда где-то посередине.

Переходим к конструкции.


Конструкция


Итак, Morko-Morane – это одноместный однодвигательный поршневой моноплан с низкорасположенным крылом, однокилевым вертикальным оперением и деревянным горизонтальным оперением, обтянутым тканью, с отдельными рулями высоты и из клееного металлодеревянного материала, так называемого плимакса (Plymax), обшивкой, закрепленной на дюралюминиевых трубах.

Плимакс – композит, основывающийся на дереве и металле, состоящий из тонкого листа дюралюминия, склеенного с более толстым листом фанеры. Кабина пилота обычная, с достаточно большим переплётом, для доступа к месту пилота фонарь отодвигается назад.

В качестве системы управления Morane-Saulnier MS406 использовалась гидравлика и пневматика. Эта система управления была частично заменена, частично продублирована электрическим или механическим приводом. У кресла пилота появилась бронеспинка. Телескопический прицел уступил место немецкому рефлекторному Revi, из Германии же получили и новое радиооборудование.

Другие улучшения планера включают более аэродинамичный капот двигателя (носовая часть закруглена, а не квадратная, как у многих французских самолетов), масляный радиатор в стиле Bf 109, более тонкая носовая часть, новая основная опора шасси, новый гликолевый радиатор и некоторые, как их почему-то называют в Финляндии, шахтерские изменения. Также есть информации об улучшениях авионики на Morko-Morane, но привести примеры я не могу.


ТТХ и ЛТХ истребителя – нечто, как мы с вами убедились, очень спорное, но зачастую его трактуют следующим образом:

Экипаж: 1 человек (спарок не было совсем)
Длина: 8,17 м
Размах крыла: 10,62 м
Площадь крыла: 16,00 м²
Нормальный взлетный вес: 2 210 кг
Максимальный взлетный вес: 2 787 кг
Силовая установка: рядный двигатель Климов М-105П, 12 цилиндров, пиковая мощность 820 кВт (1 100 л. с.) на высоте 2 000 м, винт В-61П
Максимальная скорость:
около 440 км/ч (на уровне моря),
около 523 км/ч (на высоте 4 000 метров)
Скороподъемность: около 17–18 м/с (на высоте 0–3 000 метров)
Практический потолок: до 12 000 метров
Вооружение:
2 x 7,5-мм пушка Chatellerault MAC 1934 и 20-мм пушка Mauser MG-151/20, стреляющая через втулку винта боезапасом 150 снарядов.



Говоря о шасси Morko-Morane, нетрудно заметить, что они были совершенно обычными и нисколько не выразительными. Для периода расцвета поршневых моторов и соответствующих им аэродинамических конструкций вопрос о конфигурации шасси не стоял никогда.

Так или иначе, в большинстве своём на истребителях была применена трехопорная схема с основными опорами, вынесенными вперёд, и поворотной задней. В этом плане Morko-Morane звёзд с неба не хватал, но его важным достоинством стали убираемые в полёте основные опоры шасси, что значительно влияло на скорость машины за счёт лучшей аэродинамики. Механизм уборки обычный, шасси просто уходят в специальные пазы под кабиной пилота.

Механизация крыла также обыкновенная. Кроме киля с рулём направления и стабилизаторами с отдельными рулями высоты, на крыльях самолёта есть по одному элерону с каждой стороны крыла. Предкрылков и закрылок нет, что, по-видимому, не было проблемой вначале для французских, а потом для финских авиаконструкторов.

И на этом, пожалуй, я заканчиваю свой обзор конструкции Morko-Morane. Ведь в действительности этот истребитель оказывается каким-то «самолётом Шрёдингера» для анализа.

С одной стороны, его конструкция крайне обычная и заезженная, так что в теории его можно разобрать чуть ли не до винтиков.

А с другой – самолёт машина сложная и заслуживает подробного анализа, вне зависимости от визуальной оценки, поэтому лить воду, выдавая анализ одного истребителя за другой, невозможно. А в нашем случае подробных аналитических статей, посвященных финскому истребителю, существует очень и очень мало.

Как итог мы получаем парадоксальную ситуацию, где одновременно существует Morko-Morane, о котором очень легко рассказать, и Morko-Morane, о котором рассказать практически нечего. Впрочем, оставим шутки в сторону, переходим к выводу.


Вывод


История Morko-Morane и всё то, что на неё повлияло, является очень интересным прецедентом из мира авиации. Это не настолько растиражированное событие, но оно оказалось настолько странным, захватывающим и иногда попросту необъяснимым, что для меня она станет одной из любимейших за время моего интереса к авиации.

И да, перед началом этого долгого и, как по мне, небезынтересно рассказа, я успел сказать, что не хочу делать эту работу ужасно огромной и длинной, ввиду чего истории финских ВВС уделено не так много времени.

Что я могу сказать в конце: у меня не получилось. Да, изначально я начинал писать эту статью одновременно с другой моей работой об экранолёте ЭКИП, и мне действительно казалось, что в истории Morko-Morane не будет ничего такого, что это придется описывать на протяжении полутора десятков страниц.

Как итог – я ошибся, но некоторых моменты из истории ВВС Финляндии меня так поразили, что мне до сих пор непонятно, как так получилось, что об этом знает не так много людей. И своими статьями я пытаюсь рассказывать, попутно привязываясь к истории, о таком малоизвестном, но интересном, по моему мнению, самолёта. В данном случае выбор пал на Morko-Morane – финский истребитель, который не смог отличиться огромной серией или частыми победами на фронте.

Это был обычный самолёт, нужный в определенный момент времени, но который немного опоздал. По сути, я могу сделать лейтмотивом своих статей фразеологизм «не в то время, не в том месте», ведь именно эта проблематика, как по мне, является краеугольной причиной провала многих грандиозных проектов.

Но изучение каждого из них должно быть отдельно, ведь проблемой ЭКИП стало не только появление его в момент перестройки, но и трагическая нелепая смерть Щукина, его сложный характер в общении с людьми, личностные качества конструктора Ермишина и многие другие «человеческие» факторы, тогда как в истории Morko-Morane я также могу выделить проблему того, что изначальный французский истребитель Morane-Saulnier MS406 на момент Второй мировой войны был устаревшим, и его модернизация была слишком кратковременным решением, а также то, что испытания обновленной версии начались не в 1940 году, а в 1943, когда создать большую партию против новых истребителей СССР было практически невозможно.

История – сложная наука, даже если кажется иначе. Она не циклична, хотя когда-то я думал по-другому, и каждый конкретный эпизод должен изучаться отдельно, в общем историческом контексте, который на него влиял. И Morko-Morane мог стать великим истребителем, машиной на все времена, но было слишком много составляющих, из-за которых он остался лишь лучшим истребителем в истории Финляндии. А может быть, я просто драматизирую.
58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    12 июля 2023 05:54
    "..четыре пушки MAC с ленточным питанием вместо прежней пары орудий с барабанным механизмом..."
    Уважаемый Автор надеюсь, что Вы знаете отличия между авиационным пулемётом и пушкой.
    МАС 1934 это пулемёт с барабанным питанием и калибром 7,5мм.
    Орудие у MS406 было HS404 калибром 20мм.
    На MS410 установили модернизированные пулемёты МАС1934 М39 переделанные с барабанного на ленточное боепитание.
    Это пулемёты, но никак не ПУШКИ!
    1. +4
      12 июля 2023 13:03
      Цитата: hohol95
      Уважаемый Автор надеюсь, что Вы знаете отличия между авиационным пулемётом и пушкой.

      Конечно не знает. Данный автор по многим вопросам просто удивляет своей некомпетентностью. Ради прикола, всё-таки прочту ещё пару абзацев.
      1. -2
        12 июля 2023 15:45
        Конечно не знает. Данный автор по многим вопросам просто удивляет своей некомпетентностью. Ради прикола, всё-таки прочту ещё пару абзацев.

        а ты шаришь)
        1. 0
          13 июля 2023 12:09
          Цитата: Артём Матвеев
          а ты шаришь)

          Не ты, а вы, это во первых. И в отличии от вас разбираюсь, а не шарю-это во вторых.
        2. 0
          13 июля 2023 15:38
          "Шарить" можно по карманам!
          Или "в теме"!
          Но лично вы, Автор, "Не Шарите в Теме"!
          Если допускаете подобные ошиПки!
    2. +2
      12 июля 2023 15:47
      Орудие у MS406 было HS404 калибром 20мм.
      На MS410 установили модернизированные пулемёты МАС1934 М39 переделанные с барабанного на ленточное боепитание.
      Это пулемёты, но никак не ПУШКИ!

      да, прошу прощения за эту ошибку, в данном вопросе я был абсолютно не прав, как и во многих других в этом материале.
      1. 0
        13 июля 2023 15:41
        "Ваши приветы, Как в морге Кастоньеты"...
        Ежели пишете про авиацию то старайтесь быть более внимательным!
        Книги и стать есть.
      2. +1
        13 июля 2023 15:51
        Самое ПЕРВОЙ УПОМИНАНИЕ о "Моране - Призраке" это -
        Моделист-Конструктор. Сергей Цветков. Второе рождение "Морана"
        Андрей Крумкач. Фронтовой истребитель MM.406 "Morko-Morane"!
        ОБЫДНО, что Вы не читали эту статью...
  2. +4
    12 июля 2023 06:06
    Отвлечемся на одну деталь – свастику как опознавательный знак ВВС Финляндии.
    Ну в те времена "свастика" не была под запретом и была довольно популярна. Кроме финнов и немцев, её так же использовали в своих ВВС Латвийская республика



    1. -1
      12 июля 2023 20:01
      Все три государства были фашистскими.
      А история появления свастики у финнов, и вовсе связана как раз с нацизмом.
      Цитата: svp67
      Ну в те времена "свастика" не была под запретом и была довольно популярна.
  3. +6
    12 июля 2023 06:18
    И начинаем сразу же с истории, от которой у меня глаза на лоб лезут. Признаюсь честно, я не знаю, кто в ответе за настолько странное решение, которое отдаёт саботажем против Франции:
    А глаза не полезут от такого,что во время Зимней войны, при штабе Маннергейма работала французская военная миссия?
    1. +1
      12 июля 2023 14:15
      интересно, я об этом не знал, спасибо
  4. +1
    12 июля 2023 07:33
    17-18 м/с это высокий показатель для тех лет, осетра надо резать еще на 3-4 м/с и будет прилично для Морана (он скороподъемностью ни когда не блистал)
  5. +4
    12 июля 2023 07:54
    сходство Климова М-103 с родной для Morane-Saulnier MS406 силовой установкой

    Действительно сходство поразительное - особенно если учесть что М-100, родоначальник серии, это и есть лицензионная копия родного для MS406 французского движка Испано-Сюиза 12Ybrs...
  6. +7
    12 июля 2023 07:58
    По заголовку не понял, почему текст во "мнениях".

    Но когда начал читать, понял быстро. Это позор какой-то.
    1. 0
      12 июля 2023 09:35
      А мне понравилось, живенько написано, интересного много
      1. +6
        12 июля 2023 09:42
        Техническая часть написана скомкано и безграмотно. Соображения автора о международном положении занимают 3/4 текста и являются халтурой даже по меркам лекции для колхозников. У Самсонова хотя бы есть так сказать авторский стиль.
        1. Комментарий был удален.
        2. +3
          12 июля 2023 14:59
          Цитата: Негритенок
          Техническая часть написана скомкано и безграмотно.
          Одно радует что он не вывалил на нас телегу своего безграмотного бреда сразу.
          Пока я писал эту короткую вообще-то статью, я пришёл к выводу, что 29 с хвостиком страниц не совсем тот объём, на который я рассчитывал. Вследствие этого я оставляю эту основную часть без 10-страничной предыстории возникновения финских ВВС и 4-страничной биографии одного из создателей Morko-Morane.
          Я просто догадываюсь, какую "ценность" всё это представляет, судя по предыдущим статьям очередное - пиво/мёд/навоз\ и пчёлы..
    2. +2
      12 июля 2023 14:18
      да, вы правы, эта статья плохо написана по исторической части, надеюсь в будущем подобных ошибок не будет. всем, кто комментировал, спасибо за внимательность.
      1. +2
        12 июля 2023 15:05
        Цитата: Артём Матвеев
        да, вы правы, эта статья плохо написана по исторической части..

        Предыдущие по техническим, эта по историческим.
        Цитата: Артём Матвеев
        надеюсь в будущем подобных ошибок не будет

        Сильно сомневаюсь!!!!! Особенно учитывая тот объём прочитанного мной текста в ваших статьях, с тем количеством "косяков"- слово ошибок клавиатура отказывается писать, даже ОЧЕНЬ СИЛЬНО СОМНЕВАЮСЬ!!! Честно говоря я не одну вашу статью так до середины и не дочитал.
        1. +2
          12 июля 2023 15:50
          Честно говоря я не одну вашу статью так до середины и не дочитал.

          бывает, но я всё равно сделаю всё от себя зависящее, чтобы мои статьи оказались лучше в будущем. ещё раз спасибо, что критикуете меня по фактологической и технической части)
          Предыдущие по техническим, эта по историческим.

          позвольте, в самой первой статье, которую вы критиковали меньше всего, вообще технической части не было))
          1. +1
            12 июля 2023 16:34
            Цитата: Артём Матвеев
            позвольте, в самой первой статье, которую вы критиковали меньше всего, вообще технической части не было))

            Так я там и прочитал меньше всего, мне хватило "передней хорды крыла"....
            1. +1
              12 июля 2023 21:45
              ну в моей первой статье в принципе не было технической части, чтобы там появились такие ошибки. говоря конкретно об этой ошибке, то я рад, что она так запала вам в душу, а я в статьях, написанных после второй части про Saab 32, не допускал ничего подобного в технической части)
              Хотя, я не уверен, быть может вы найдёте другие досадные опечатки и ошибки, но уже в будущих мои работах, за что я вам вновь скажу спасибо, ибо признавать свои ошибки не зазорно)
              1. -1
                13 июля 2023 12:12
                Цитата: Артём Матвеев
                я в статьях, написанных после второй части про Saab 32, не допускал ничего подобного в технической части)

                Да я так много вашей писанины и не читал.
  7. +3
    12 июля 2023 09:09
    но так как к тому моменту Франция уже вела полноценную войну с нацистской Германией
    Полноценная война,началась в мае 1940 года, а во время советско-финской войны,европейские страны,Великобритания,Германия,Франция,Швеция,Италия,добросовестно снабжали Финляндию оружием разных типов.
    1. Комментарий был удален.
    2. +2
      12 июля 2023 09:39
      Германия как раз не особо добросовестно. Мало того, поставки из Италии немцы тоже притормозили. По одному там протоколу к одному там акту Финляндия признавалась советской зоной.
      Позиция Германии поменялась несколько позже.
      1. +1
        12 июля 2023 11:47
        Германия как раз не особо добросовестно.
        Однако,поставки были,были, а как там добросовестно или не добросовестно,это уже другой вопрос.
  8. 0
    12 июля 2023 10:07
    Картинки, не фото, побед финнов над советскими самолётами это не факты, а материалы пропаганды.
    Размещение оных здесь вполне достаточно для того, чтобы обвинять сайт в пропаганде нацизма.
    1. -3
      12 июля 2023 14:21
      к сожалению, я не видел ни фото, ни рисунков, где советские самолёты сбивают финские
      p.s. буду честен, я не особо такое и искал, ибо к теме материала это не относиться, тогда как один арт с самолётом, предшествовавшим Morko-Morane, где последний сбивает советский истребитель (вроде бы это Ла-5, но судить не берусь), не плохо подходил по теме. Скриншот из War Thunder, где Morko-Morane сбивает самолёт противника, взят просто потому, что он показался мне красивым и не плохо подходил по теме, учитывая недостаток презентабельных фотографий Morko-Morane.
      1. -1
        12 июля 2023 18:17
        War Thunder, где Morko-Morane сбивает самолёт противника, взят просто потому, что он показался мне красивым и не плохо подходил по теме, учитывая недостаток презентабельных фотографий Morko-Morane.


        То есть, ваши симпатии на стороне нацистов?
        1. +1
          12 июля 2023 18:25
          нет, мне показалось, что картинка где финский самолёт сбивает самолёт противника выглядит красиво. не надо додумывать то, чего не было написано, пожалуйста
          1. -1
            12 июля 2023 19:09
            нет, мне показалось, что картинка где финский самолёт сбивает самолёт противника выглядит красиво. не надо додумывать то, чего не было написано, пожалуйста


            А вы не юлите, на обеих картинках на самолётах которые вы называете противником, красные звёзды.
            Говорите прямо, для вас красивые картинке где нарисовано как финские самолёты, сбивают советские самолёты.
            1. 0
              12 июля 2023 19:18
              А вы не юлите, на обеих картинках на самолётах которые вы называете противником, красные звёзды.

              в работе одна такая картинка, но не мне осуждать за ошибки, да и суть сказанного от этого не меняется.
              Говорите прямо, для вас красивые картинке где нарисовано как финские самолёты, сбивают советские самолёты

              ошибаетесь, для меня красивый картина с самолётам та, где красиво нарисованы самолёты, окружение и/или воздушный бой.
              1. -1
                12 июля 2023 20:55
                в работе одна такая картинка, но не мне осуждать за ошибки, да и суть сказанного от этого не меняется.


                ошибаетесь, для меня красивый картина с самолётам та, где красиво нарисованы самолёты, окружение и/или воздушный бой.


                Объясняю ещё раз. Допустимо размещение фото, ибо это всё же до некоторой меры факт.
                Что касается "красивый картина", то это в первую очередь вымысел художника и не просто так, а с целью пропаганды превосходства финской, то есть нацистской, авиации над советской.
                И разместив подобные "красивые картинки" в своём опусе, вы занимаетесь пропагандой нацизма.
                1. 0
                  12 июля 2023 21:37
                  как думаете, а что пропагандирует моя автарка, на которой изображён российский Су-30СМ из Ace Combat 7?
                  1. 0
                    13 июля 2023 09:42
                    как думаете, а что пропагандирует моя автарка, на которой изображён российский Су-30СМ из Ace Combat 7?


                    Не переводите стрелки.
  9. +6
    12 июля 2023 11:04
    И начинаем сразу же с истории, от которой у меня глаза на лоб лезут. [i][/i]

    Чтобы глаза на лоб не лезли, надо учить матчасть. В Зимней войне вся Европа была на стороне Финляндии, ровно также как сейчас на стороне бывшей УССР. Помогали финнам все, забыв мелкие европейские дрязги, так как финны воевали с извечным врагом объединенной европы, т.е. с русскими. Британцы спланировали и едва не реализовали планы по разрушению бакинских и грозненских нефрепромыслов бомбардировочной авиацией. И реализовали бы, но возникла возможность натравить на русских не финнов, а немцев. И опять таки - ровно как и сейчас.
    Если бы наши учили историю - планировали бы СВО лучше.
  10. +2
    12 июля 2023 13:31
    Когда только ВВС Финляндии обрастали самолётами, а данный период выпал на гражданскую войну в этой стране, один сочувствующий шведский меценат – Эрик фон Розен, передал истребитель, получивший название F.1, в пользование ВВС Финляндии.
    Типа Finssкiy 1? Или fighter №1? Насколько помню -
    В марте 1918 года шведский граф Крейви фон Розен перегнал в Финляндию Morane-Saulnier Type D, который стал первым самолетом новых ВВС.
    значит всё же Finlands- перший!!! laughing
    Интересно то, что тот сам Эрик фон Розен был хорошим другом Германа Геринга, ведущей фигурой национал-социалистического движения в Швеции,
    А другие источники дают другую информацию-
    Граф фон Розен состоял в родстве с Германом Герингом (приходился ему шурином), а в 1930-х годах стал одной из ведущих фигур в движении шведских национал-социалистов
    То есть друг и родственник это не много чуть разные вещи...
    а на самолётах, переданных им в пользу Финляндии, располагалась та самая свастика в белом круге, которая, как заявляется, была просто личным знаком владельца.
    А сколько он самолётов передал? есть упоминание только об одном, окончательная организация ВВС произошла только в 1919 году с помощью Франции и Великобритании. А
    Свастика, нанесенная на самолет, была личным знаком фон Розена, который он использовал как символ удачи. Синяя свастика на белом фоне с самолета фон Розена перекочевала на все самолеты ВВС Финляндии.
    Видимо автор, он типа художник, и меняет смысл исходного материала так как хочет. Передняя хорда крыла одним словом.
  11. +2
    12 июля 2023 13:56
    Часть вторая, моего комментария которая должна о идеи быть первой. laughing
    в течение февраля 1940 года Финляндия получает в состав своих ВВС 30 новых французских истребителей,
    Вроде как начало хорошее
    .так как к тому моменту Франция уже вела полноценную войну с нацистской Германией, заказ для союзного Германии государства пришлось скорректировать
    В феврале 1940 Финляндия союзник гитлеровской Германии?!!! Мой комментарий из предыдущей статьи был всё же верен
    Цитата: Fitter65
    Ещё раз уточню, у вас не только с аэродинамикой 0,
    Первое упоминание о заключении какого-то договора с нацистской Германией
    После разгрома англо-французских войск в районе Дюнкерка и капитуляции Франции руководство Финляндии взяло ориентацию на сотрудничество с Третьим рейхом. В ходе немецко-финских переговоров было достигнуто соглашение о сотрудничестве и военной взаимопомощи.
    29 июня 1940 было подписано немецко-финское торговое соглашение, в соответствии с которым Германия принимала на себя обязательства закупать продукцию деревообрабатывающей промышленности Финляндии, а Финляндия снимала все ограничения на ввоз немецких товаров в Финляндию
    А до этого -
    После начала советско-финской войны Финляндия начала получать военную помощь со стороны иностранных государств... Великобритания поставила в Финляндию 75 самолётов (24 бомбардировщика «бленхейм»,30 истребителей «гладиатор»; 11 истребителей «харрикейн» и 11 разведчиков «лисандер»), Франция приняла решение поставить Финляндии 179 самолётов (безвозмездно передать 49 истребителей и продать ещё 130 самолётов различных типов), однако фактически в период войны были безвозмездно переданы 30 истребителей «M.S.406C1» и ещё шесть Caudron C.714 прибыли уже после окончания боевых действий.Италия направила в Финляндию 35 истребителей Fiat G.50. США продали Финляндии 44 истребителя Brewster F2A Buffalo, но они прибыли слишком поздно и не успели принять участие в боевых действиях
    Вроде как писатель пишет
    История – сложная наука, даже если кажется иначе...и каждый конкретный эпизод должен изучаться отдельно
    Но почему гражданин автор вы истории не изучаете, а пишите реальную ахинею?!! Как и это утверждение
    И Morko-Morane мог стать великим истребителем, машиной на все времена
    Реальный бред.
    1. 0
      12 июля 2023 14:07
      со многими, моментами согласен, действительно много где наговорил ереси. говорить какие-либо оправдания мне не хочется - это правда плохая работа, в которой я допустил много ошибок. внимательным читателям спасибо за внимательность.
      меж тем, переведу эту ситуацию в шутку, хочу отметить, что в этот раз у вас не возникло вопросов к технической части)
      надеюсь в будущих материалах я не допущу ошибок ни в части истории, ни в технической части.
      Ещё раз спасибо
      1. +1
        12 июля 2023 15:11
        Цитата: Артём Матвеев
        со многими, моментами согласен, действительно много где наговорил ереси. говорить какие-либо оправдания мне не хочется - это правда плохая работа, в которой я допустил много ошибок. внимательным читателям спасибо за внимательность.

        Сказать плохая- это вас просто похвалить.
        Цитата: Артём Матвеев
        что в этот раз у вас не возникло вопросов к технической части

        Так я много вашей ахинеи не читал. Мне хватило того что в августе 1940. на МS-406 финны установили М-103. Кстати вы так и не ответили- где они взяли этот мотор? Могу подсказать вариант, но это из параллельной истории.
  12. BAI
    +2
    12 июля 2023 14:01
    1. Откуда рисунки? Везде горящие советские самолеты.
    2. Откуда у финов двигатель Климова?
  13. +3
    12 июля 2023 14:48
    Интересно, что впервые о переоснащение имеющихся Morane-Saulnier MS406 новыми двигателями, причём советскими, заговорили даже раньше – в 1940 году. В тот год их даже испытали на практике. Истребитель, оснащенный трофейным двигателем Климов М-103, впервые взлетел в августе 1940 года.
    Гражданин писатель а ссылочку можно, где и когда финны приобрели данный двигатель, и на каком они самолёте его испытали? Сняли со сбитого СБ ? Откуда у финнов в 1940 году появился работоспособный М-103? Берём нормальные источники и читаем.
    Работы по модернизации проводились с августа 1942 г. Для доработок выделили истребитель с тактическим MS-631, предъявив его на испытания 25 января 1943 г.
    Немного забежал вперёд, лично для "вам" чтобы смогли прочитать дату начала модернизации и номер первого "ремоторизированного" MS406. Так у автора:
    А тогда на фронтах появилось два очень опасных для Morane-Saulnier MS406 противника: Ла-5 и P-39. Противостоять этой новой технике финны уже не могли. Несмотря на поставки Bf 109G-2 (а позже и G-6), каждый истребитель был на вес золота, а значит – уже было просто необходимо предпринимать попытки значительно улучшить боевые характеристики Morane-Saulnier MS 406/410.

    Так в оригинале:
    появление на советской стороне новых типов самолетов (Ла-5, “Эйркобра”) нарушило баланс сия. Противостоять этой новой технике финны уже не могли. Несмотря на поставки Bf 109G-2 (а позже и G-6), каждый истребитель был на вес золота; в отношении MS.406/410 предприняли попытку значительно улучшить их боевые характеристики.
    . Ну и само собой далее читаем что пишут специалисты
    Очевидной необходимостью являлась замена двигателя на более мощный. Тогда приняли решение оборудовать в опытном порядке один из "моранов" новым двигателем. Сначала финны попробовали приобрести в Германии двигатели Daimler-Benz, но получили очередной отказ. Тогда выбор был сделан в пользу трофейных М-105П. Хотя этот тип силовой установки имел меньшую мощность, советский мотор был развитием М-100, являвшимся копией французского Hispano-Suiza 12Y (который использовался на MS. 406), что значительно упрощало его установку на истребитель. Тем не менее, в конструкцию "морана" пришлось внести несколько значительных изменений. Из-за большей мощности М-105П финские инженеры разработали абсолютно новый мотокапот и воздухозабоники масло- и водорадиаторов, которые теперь имели только фиксированное положение. Французский винт Ratier заменили на советский ВИШ-61П. Вооружение тоже значительно отличалось по составу. Вместо 20-мм мотор-пушки HS 404 хотели установить немецкую MG 151\20, с успехом применявшуюся на истребителях Bf.109 и FW.190, но немцы и в этот раз подвели своего союзника. В качестве разумной замены использовали советские крупнокалиберные пулеметы БК, закупку которых произвели у немцев (и тем же способом, что и моторы).
    Рекомендую почитать для общего развития Андрей Крумкач. Фронтовой истребитель MM.406 "Morko-Morane" И ещё раз прошу, гражданин писатель, если можно, подскажите где говорится про установку М-103 на самолёт MS.406 в 1940 году. У Крумкача этого момента почему-то я не нашёл.
    1. 0
      12 июля 2023 15:38
      И ещё раз прошу, гражданин писатель, если можно, подскажите где говорится про установку М-103 на самолёт MS.406 в 1940 году.

      да, это большая ошибка с моей стороны: я не правильно понял материал финской Википедии, неправильно его изложил и мог кого-то ввести в дезинформацию. я ошибся сам и мог заставить ошибиться другого. вам спасибо за внимательность и желание развенчивать мои досадные ошибки этой, плохой статьи.
      Так я много вашей ахинеи не читал. Мне хватило того что в августе 1940. на МS-406 финны установили М-103. Кстати вы так и не ответили- где они взяли этот мотор? Могу подсказать вариант, но это из параллельной истории.

      кроме того, что это действительно большая ошибка данного материала, я хотел бы вновь всё свести в шутку. У вас таки пока ещё не возникло вопросов к технической части, ибо она писалась с большой оглядкой на ваши комментарии к прошлой статье. Вероятно, из-за этого получилось не много лучше, но мой материал из-за этого всё равно плохой. Опять же, надеюсь в будущей статье о МК-1, при написании которой я старался опираться на специальную литературу, хотя я всё равно наверняка допустил много ошибок, у меня получится изложить материал лучше и без подобной дезинформации.
      Короче говоря, вам спасибо за усердие, от себя хочу заверить, что я сделаю всё возможное, чтобы более в моих статья не было подобной ереси
      1. 0
        12 июля 2023 16:45
        Цитата: Артём Матвеев
        я хотел бы вновь всё свести в шутку. У вас таки пока ещё не возникло вопросов к технической части,

        Так я вам ещё раз поясняю, далеко в ваш опус не полез. Мне хватило тех трёх косяков которые я прочёл "во первых строках вашего письма"... Я просто промолчал про заглавие вашей статьи
        Morko-Morane. История лучшего финского истребителя
        Сразу вопрос, а что в нём "финского"? И чем он лучше "финских" BF-109G? Которые превосходили Моран с советским двигателем по всем статьям...
        1. -1
          12 июля 2023 18:33
          финский, по моему скромному мнению, он потому что создавался главным авиаконструктором Аарне Лакомаа - швед, который всю Вторую Мировую работал в Финляндии да и образование он получил в в Хельсинкском технологическом университете (также есть вариант перевода Хельсинский технический университет). Как то так, хотя в данном вопросе вы можете со мной не согласиться
          1. +1
            13 июля 2023 12:41
            Цитата: Артём Матвеев
            финский, по моему скромному мнению, он потому что создавался главным авиаконструктором Аарне Лакомаа - швед,

            laughing laughing laughing Аарне Лакомаа прославился тем, что установил трофейные советские двигатели на устаревший французский истребитель Morane-Saulnier MS406...Это шедеврально!
            Когда утверждают что
            Р-1 «разведчик первый» — первый советский массовый самолёт конструкции Н. Н. Поликарпова, созданный на основе британского лёгкого бомбардировщика и разведчика de Havilland D.H.9A образца 1916 года.
            Я соглашусь. Так как конструкция самолёта была переработана,
            ... конструкцию Р-1 пересчитали под сибирскую сосну. Этот процесс, изменение чертежей и технологии продолжались в течение нескольких лет....Технология производства была изменена под возможности ГАЗ № 1. В целом новый самолёт, сохраняя общие очертания DH-9A, имел на 30 % меньше деталей, на 30-35 % меньшую трудоемкость изготовления..
            Произведено было Р-1 по одним данным 2457, по другим данным 2656. И взять первоклассный истребитель Mörkö-Morane, самолёт не строится на собственных авиазаводах, воткнуть в него другой двигатель , не изготавливаемый в своей стране вместе с такими мелочами как маслорадиатор и ВИШ, и эту гаражную сборку из различных деталей, взятых с миру по нитке, - называют лучший финский истребитель? Самолёт который изготовили в количестве 10 штук ????!!!! Я с вас удивляюсь...
            1. 0
              14 июля 2023 02:14
              Аарне Лакомаа прославился тем, что установил трофейные советские двигатели на устаревший французский истребитель Morane-Saulnier MS406...Это шедеврально!

              здесь вы лжёте, я не утверждал того, что Аарне Лакомаа стал известным благодаря этому. для большинства, сужу по себе, ибо о нём я узнал именно так, он известен как авиаконструктор из SAAB AB, один из инженеров, участвовавших при проектировании SAAB 107.
              Самолёт который изготовили в количестве 10 штук ????!!!! Я с вас удивляюсь...

              41 всё таки
              И взять первоклассный истребитель Mörkö-Morane, самолёт не строится на собственных авиазаводах, воткнуть в него другой двигатель , не изготавливаемый в своей стране вместе с такими мелочами как маслорадиатор и ВИШ, и эту гаражную сборку из различных деталей, взятых с миру по нитке, - называют лучший финский истребитель?

              боюсь вы решительно сократили степень улучшений в конструкцию Morko-Morane, что довольно несправедливо.
              И да
              эту гаражную сборку из различных деталей, взятых с миру по нитке, - называют лучший финский истребитель?
              скиньте пожалуйста ссылку, где декларируется, что сборка происходила в гараже. я пропустил это из памяти, а такие утверждения довольно серьёзны и мне было бы интересно действительно ознакомиться с источниками
              1. -1
                14 июля 2023 14:32
                Цитата: Артём Матвеев
                здесь вы лжёте, я не утверждал того, что Аарне Лакомаа стал известным благодаря этому.

                В смысле я лгу? Я просто выразил своими словами, то что вы сказали своими. Вот оригинал
                Аарне Лакомаа(1914–2001) был финским авиаконструктором. Лакомаа родился в Финляндии и окончил Helsinki Polytechnics. Он воевал лейтенантом армии в Зимней войне (1939–40) и в войне-продолжении (1941–44) против Советского Союза. Там он прославился тем, что установил трофейные российские двигатели на устаревший французский истребитель Morane-Saulnier MS406,
                взято здесь https://ru.wikibrief.org/wiki/Aarne_Lakomaa
                Цитата: Артём Матвеев
                ..боюсь вы решительно сократили степень улучшений в конструкцию Morko-Morane, что довольно несправедливо.
                Это реально также было серьёзно как ЛаГГ-3 в Ла-5, или как Kawasaki Ki-61 Hien в Kawasaki Ki-100? Читаем у тех кто разбирается в аэродинамике и знает как надо измерять стреловидность крыла.
                ...Сначала финны попробовали приобрести в Германии двигатели Daimler-Benz, но получили очередной отказ. Тогда выбор был сделан в пользу трофейных М-105П. Хотя этот тип силовой установки имел меньшую мощность, советский мотор был развитием М-100, являвшимся копией французского Hispano-Suiza 12Y (который использовался на MS. 406), что значительно упрощало его установку на истребитель. Тем не менее, в конструкцию "морана" пришлось внести несколько значительных изменений. Из-за большей мощности М-105П финские инженеры разработали абсолютно новый мотокапот и воздухозабоники масло- и водорадиаторов, которые теперь имели только фиксированное положение. Французский винт Ratier заменили на советский ВИШ-61П. Вооружение тоже значительно отличалось по составу. Вместо 20-мм мотор-пушки HS 404 хотели установить немецкую MG 151\20, с успехом применявшуюся на истребителях Bf.109 и FW.190, но немцы и в этот раз подвели своего "союзника". В качестве разумной замены использовали советские крупнокалиберные пулеметы БК, закупку которых произвели у немцев (и тем же способом, что и моторы).
                Хорош "союзник" у финнов- запчасти честно говоря из "утиля", хотели выкинуть, а тут раз и ПРОДАЛИ "союзнику". Ну и конечно "впечатляет уровень переработок". Кстати по поводу Ki-61 Hien .
                По требованию КБ Аити атташат ВМС закупил лицензию на производство карбюраторного DB 600. Позже было принято решение о закупке двух одновременных лицензий на впрысковый DB 601, поскольку Даймлер-Бенц без разрешения концерна Бош предоставил японской стороне документацию системы электронного впрыска.
                Цитата: Артём Матвеев
                скиньте пожалуйста ссылку, где декларируется, что сборка происходила в гараже. я пропустил это из памяти,
                А где они "это" делали? Одно могу сказать - судя по скорости переделок , этот процесс проходил точно не у нас в гаражах, где "конструкторы" из Японии до 2 штук в месяц собирали,...
                Переделка MS.406 проходила слишком медленными темпами, так что к началу советского наступления, проведенного в июле 1944 г., удалось ввести в строй не более десяти самолётов...
                То есть до конца войны "передовая финская авиапромышленность" изготовила всё -таки 10 самолётов, а не 41, это иначе как "гаражной сборкой" и не назовёшь. Для сравнения
                Вытащив из под обломков завода уцелевшее оборудование, японцы разместили его в подземном убежище в километре от развалин сборочных цехов, а также на небольшом предприятии фирмы Kawasaki в г. Цуики, ранее бывшей мукомольной фабрике. Оба эти импровизированных производства выпустили в июле-августе 1945 года 40 истребителей Ki-100. Всего, включая прототипы, было изготовлено 389 Ki-100 из них 271 самолет был переделан из Ki-61. Все самолеты прямо с производства направлялись в боевые части
                271 самолёт смогли переделать под бомбёжками, и десяток собранных финнами, которых так не кошмарили.
                К апрелю 1945 г., когда война на финской территории была закончена, переоснащение "моранов" советскими двигателями и вооружением всё ещё продолжалось. Окончательно процесс модернизации завершился уже после войны,
                Учите матчасть.
                И что ещё хочу сказать, Любая передовая техника в руках дикаря- кусок железа. Как пример: Василий Фёдорович Голубев - советский лётчик-ас истребительной авиации ВВС ВМФ. Герой Советского Союза .12 марта 1942 в одиночку на самолёте И-16 провёл бой против пары немецких истребителей Messerschmitt Bf.109, в коротком бою оба немца были сбиты. Мессершмитты были 100% из металла в отличии от фанерно-перкалиевого И-16 laughing
  14. +3
    12 июля 2023 18:27
    Читать трудно, как через джунгли пробиваешься. К вышевысказанным замечаниям добавлю еще одно-какого черта эта, скажем так, "техническая" статья, делает в подфоруме Мнения ?
    И еще. С чего это автор взял, что на ММ финики поставили М-103 ? Может, все-таки М-105П ? Или для автора сие некритично ?
    Меж тем авиационный пулемёт Березина по странному стечению обстоятельств оказался ненадежен. Странно это потому, что УБ в разных модификациях стоял на многих общепризнанных советских самолётах, в том числе и «орудиях победы»: Як-3, Як-7, Як-9, Пе-2, Ту-2 и на настоящей легенде – Ил-2.

    Ничего странного в этом нет. Дело в том, что первые серии пулеметов Березина действительно отличались невысокой надежностью, пилоты из них стреляли "с замиранием сердца", но потом проблему устранили.
    и в конце концов, было бы странно, если бы Финляндия эксплуатировала пулеметы той страны, против которой она ведет горячую войну.

    Ничего странного и в этом нет. Если своего нет, приходится брать то, что можно получить. Так, например, танковые войска Страны Тысячи Озер на 100% состояли из иностранной техники и на 85% из трофейной советской.
    1. +1
      12 июля 2023 18:36
      почему эта статья находится в мнениях я не знаю, а в остальном спасибо. Про М-103 я допустил довольно грубую ошибку, сославшись на финскую Википедию и не правильно истолковав слова оттуда. Так что да, это моя большая ошибка и глупость
      1. +2
        12 июля 2023 18:38
        Цитата: Артём Матвеев
        почему эта статья находится в мнениях я не знаю, а в остальном спасибо. Про М-103 я допустил довольно грубую ошибку, сославшись на финскую Википедию и не правильно истолковав слова оттуда. Так что да, это моя большая ошибка и глупость

        Приемлемо, первый блин всегда комом.
        1. 0
          12 июля 2023 20:57
          Приемлемо, первый блин всегда комом.


          А вас не смущают иллюстрации в которых автор выражает свои симпатии нацистам?
          1. +1
            12 июля 2023 21:00
            Цитата: vovochkarzhevsky
            Приемлемо, первый блин всегда комом.


            А вас не смущают иллюстрации в которых автор выражает свои симпатии нацистам?

            Встречное предложение-предоставьте картинки с ММ нейтральные. Кстати, коробки моделей с немецкими танками-самолетами Вас не шокируют ?
            1. 0
              13 июля 2023 09:44
              Встречное предложение-предоставьте картинки с ММ нейтральные. Кстати, коробки моделей с немецкими танками-самолетами Вас не шокируют ?


              Рисунки сбитых финнами советских самолётов вы считаете нейтральными?
              1. 0
                13 июля 2023 17:53
                Цитата: vovochkarzhevsky
                Встречное предложение-предоставьте картинки с ММ нейтральные. Кстати, коробки моделей с немецкими танками-самолетами Вас не шокируют ?


                Рисунки сбитых финнами советских самолётов вы считаете нейтральными?

                Статья должна быть без картинок ?
                Повторяю еще раз-дайте картинки с ММ без советских самолетов.
                1. 0
                  14 июля 2023 09:10
                  Статья должна быть без картинок ?
                  Повторяю еще раз-дайте картинки с ММ без советских самолетов.


                  То есть, вы одобряете пропаганду нацизма. Понятно.
                  1. Комментарий был удален.
                  2. +1
                    14 июля 2023 20:09
                    Цитата: vovochkarzhevsky
                    Статья должна быть без картинок ?
                    Повторяю еще раз-дайте картинки с ММ без советских самолетов.


                    То есть, вы одобряете пропаганду нацизма. Понятно.

                    Поскольку Вы моих аргументов предпочитаете не видеть в упор, можете продолжить дискутировать. Но уже сами с собой.