Из истории собственных наименовании воздушных судов России, 1918 - конец 1920 гг

Политический кризис в стране и последовавшая за ним длительная братоубийственная Гражданская война наложили свой отпечаток на художественное оформление боевых машин авиационных отрядов противоборствующих сторон. Несмотря на определенную аполитичность красных авиаторов (в этот период на самолетах больше превалировала различного рода эмблематика), отдельные аппараты порой превращались в настоящие летающие агитационные плакаты. В Красной армии можно было встретить самолеты, украшенными надписями, например, «Красные орлы всех стран СЛЕТАЙТЕСЬ» или«Первомайский труд». В то же время в белой авиации такими художествами практически не пользовались. Были лишь единичные случаи, когда авиаторы помещали на фюзеляжах своих самолетов женские имена. Так, на Северном фронте морской летчик лейтенант Яковицкий летал с надписью «Nellj».Позднее этот самолет стал трофеем красных частей.

С окончанием Гражданской войны агитационная направленность в ВВС РРКА не потеряла своей актуальности, а лишь видоизменилась и стала отражать насущные проблемы текущего дня. Для пропаганды физической культуры в стране, например, на одном из самолетов типа «У-1» был помещен большой плакат с воззванием: «Физическая культура пролетариата — средство оздоровления и воспитания бойцов за интересы своего ...» [на представленной фотографии самолета окончание текста отсутствует]. Как видно, руководство Военно-воздушных сил уделяло большое внимание вопросам физической подготовки советских летчиков, прибегая порой к такой необычной агитации.

Из истории собственных наименовании воздушных судов России, 1918 - конец 1920 гг
Самолет-плакат «Красный победитель»



Из истории собственных наименовании воздушных судов России, 1918 - конец 1920 гг
Самолет «Бристоль Ф.2В» с мертвой головой И. У. Павлова. 1918 г


Из истории собственных наименовании воздушных судов России, 1918 - конец 1920 гг
Самолет И.У. Павлова «Фоккер Д.ХIII» с надписью «За В.К.П.(б)»


Как и в годы Первой мировой войны отдельные красные летчики размещали на фюзеляжах боевых машинах индивидуальные лозунги. На этом фоне особо выделялся известный авиатор И.У. Павлов1, удостоенный за годы Гражданской войны трех орденов Красного Знамени. Выражая свою преданность партии большевиков, он поместил на своем самолете надпись: «За В.К.П.(б)». Ранее борт его машины украшал эмблема иной направленности, представленная в виде мертвой головы с лезвием кинжала в зубах, изображение которой дополняли грозные слова: «Гибель побежденным».

В годы войны И.У. Павлову пришлось летать также на самолете, прежний хозяин которого назвал его «Vieux ami» (фр. яз., «Старый друг»). Именно эта надпись спасла красному летчику жизнь, когда он оказался в стане противника.

При неудачном обстреле бронепоезда белых самолет И.У. Павлова был подбит. При посадке возле железнодорожной линии его обнаружил белоказачий разъезд. Выдав себя за белого летчика, совершавшего полет на трофейном красном самолете, он сумел убедить казаков в достоверности своих слов. Доверчивые казаки помогли И.У. Павлову завести мотор. Когда самолет взлетел, красный летчик обстрелял своих спасителей из пулемета...2

В 1 920-е гг. началось бурное развитие советского авиастроения. Стали появляться летательные аппараты с различными экзотическими названиями типа: «Конек-Горбунок» (конструкции Василия Хиони, 1923 г.), «Буревестник» С-4 (конструкции Вячеслава Невдачина, 1927 г.), «Три друга» (конструкции С.Н. Горелова, А.А. Семенова и Л.И. Сутугина, 1926 г.) и др.

Так, самолет «Конек-Горбунок» являясь представителем легких бипланов, развивал в полете скорость до 120 км/час и достигал высоты 3200 м. Хорошая устойчивость в воздухе и маневренные характеристики дали возможность использовать его в народном хозяйстве. Всего было построено 30 аппаратов такого типа, которые открыли в СССР эру сельскохозяйственной авиации.

Из истории собственных наименовании воздушных судов России, 1918 - конец 1920 гг
Самолет-плакат У-1


Параллельно с авиацией шло активное развитие советского планеризма. Большую помощь любителям планерного спорта оказывало руководство Главоздухофлота, принявшее решение в ноябре 1921 г. создать при научной редакции журнала «Вестник Воздушного Флота» специальный кружок планеристов, получивший название «Парящий полет». Благодаря огромному интересу к этому виду спорта в ближайшие годы в стране появились безмоторные летательные аппараты с разнообразными названиями и оригинальными конструкциями.

В 1923 г. в стенах завода «Авиаработник» воздухоплаватель Н.Д. Анощенко сконструировал свой балансирный планер «Макака». В его постройке принял участие 17-летний А. Яковлев3, в будущем выдающийся советский авиаконструктор. Двумя года позднее слушатели Академии Воздушного флота B.C. Вахмистров и М.К. Тихонравов создают одноместный рекордный планер со звучным названием «Змей Горыныч». К сожалению, его первый же полет закончился катастрофой. Пилотирующий планер летчик А.А. Жабров получил тяжелую травму позвоночника.

Нашла свое развитие и тенденция увековечения имен известных в стране людей на фюзеляжах воздушных судов. Среди первых в советское время такой чести удостоился пионер отечественной авиации и планеризма Б.И. Российский4. Так, уже в 1921 г. на крыльях самолета типа «Моран G» появилась надпись: «Дедушка Российский». Это название («дедушка»5), по словам самого авиатора, он получил лично от самого В.И. Ленина, присутствовавшего 1 мая 1918 г. на первом в Советской России воздушном празднике, проходившем на Ходынке. Завороженный полетами Б. Российского, председатель Совета Народных Комиссаров по достоинству оценил высокое пилотажное мастерство летчика и наделил последнего «почетным титулом». Позднее с аналогичной надписью в конце 1920-х гг. летал самолет типа «АНТ-3». Таким образом, Б. Российский оказался одним из первых в отечественной практике летчиком, удостоившийся права еще при жизни такой высокой чести. Но в начале 1920-х гг. это было исключением из правил. В целом руководство ВВС РККА стремилось придерживаться принципа - посвящать названия самолетов уже ушедшим из жизни авиаторам или представителям других родов войск. Так, в составе военной авиации появился именной самолет-разведчик типа «Р-1» «Красногвардеец Иван Дубовой», а ряд планеров были названы в честь своих конструкторов: «Морлет Клементьев» (АВФ-11), «Красвоенлет Денисов» (АВФ-9), трагически погибших в авиационных катастрофах.

Из истории собственных наименовании воздушных судов России, 1918 - конец 1920 гг
Самолет «Конек-Горбунок». 1923 г


Из истории собственных наименовании воздушных судов России, 1918 - конец 1920 гг
Планер «Макака», конструкции Н.Д. Анощенко. 1923 г


Из истории собственных наименовании воздушных судов России, 1918 - конец 1920 гг
Самолет Р-1 «Красногвардеец Иван Дубовой». 1926 г


Из истории собственных наименовании воздушных судов России, 1918 - конец 1920 гг
«Дедушка Российский». «Моран G». 1921 г


В октябре 1927 г. начальник ВВС Московского военного округа И.У. Павлов обратился с ходатайством перед руководством ВВС РККА о присвоении двум самолетам 8-й разведывательной авиаэскадрильи «Красная Москва» имен авиаторов 1-й советской истребительной авиагруппы (А.И. Ефимова6 и Г.С. Сапожникова7), погибших в годы Гражданской войны. Начальник ВВС РККА П.И. Баранов8 поддержал эту инициативу и в свою очередь рапортом доложил по существу вопроса заместителю председателя Реввоенсовета СССР И.С. Уншлихту9.

РАПОРТ

заместителю председателя РВС СССР от 7.12.1927 г. «О присвоении двум самолетам частей ВВС Московского военного округа наименований:

«имени военлета Ефимова и имени военлета Сапожникова»10

1-я Советская Истребительная Группа т. Павлова в течение самых тяжелых боевых дней 8-й и 13-й Армий в 1919-1920 гг. потеряла двух своих лучших летчиков тт. Ефимова и Сапожникова, которые своей беззаветной храбростью и преданностью делу Рабоче-Крестьянского Государства вписали лучшие страницы в историю Советской Авиации.

За дело рабочих и крестьян тт. Ефимов и Сапожников в тяжелые дни отдали все, вплоть до собственной жизни.

Желая сохранить память об этих бойцах дней Гражданской войны в сердцах теперешнего состава ВВС РККА, ходатайствую о разрешении именовать два самолета 8-й разведывательной Авиа-эскадрильи «Красная Москва» именами доблестно погибших товарищей.

Начальник ВВС РККА /Баранов/


Из истории собственных наименовании воздушных судов России, 1918 - конец 1920 гг
Планер «Змей Горыныч» в полете. 1925 г


Согласившись с доводами руководства ВВС, И.С. Уншлихт отдал соответствующее распоряжение начальнику управления устройства и службы войск Главного управления РККА об оформлении порядка присвоения имен геройски погибших летчиков конкретным самолетам разведывательной авиации в специальном приказании РВС СССР11. Позднее именные самолеты были включены в состав авиационной эскадрильи «Красная Москва».

Тем временем в ВВС установилась практика с присвоением почетного наименования авиационному подразделению помещать его на борту самолетов, входивших в состав указанного авиаформирования. Например, так поступили летчики отдельного авиационного отряда по испытанию морских самолетов НИИ ВВС РККА, разместив на своих машинах имя погибшего товарища М.А. Коровкина.

ПРИКАЗ

РЕВОЛЮЦИОННОГО ВОЕННОГО СОВЕТА СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

№119

25 июля 1931 г. г. Москва

О присвоении отдельному авиационному отряду по испытанию морских самолетов Научно-испытательного института ВВС РККА наименования: «Отдельный авиационный отряд по испытанию морских самолетов инженер-летчика Коровкина»

Для увековечения памяти военного инженера-механика воздушного флота военно-морского летчика Коровкина Митрофана Андреевича, погибшего при выполнении специального служебного задания, присвоить отдельному авиационному отряду по испытанию морских самолетов Научно-испытательного института ВВС РККА наименование:

«Отдельный авиационный отряд по испытанию морских самолетов имени инженера-летчика Коровкина».

Заместитель Народного Комиссара по Военным и Морским Делам Председателя РВС СССР

Тухачевский13


С окончанием Гражданской войны в СССР особое внимание было обращено строительству Воздушного Флота, который, по мнению военно-политического руководства страны, играл важную роль в деле укрепления обороноспособности Советского государства. Для привлечения внимания советских людей, особенно молодежи, к проблемам развития авиации в марте" 1923 г. были учреждены Общество друзей Воздушного Флота (ОДВФ) и Российское общество добровольного Воздушного Флота (Добролет). С их участием широко проводились различные агитационные мероприятия, включая Недели Воздушного Флота. Так, по призыву ОДВФ и Добролета только за десять месяцев 1923 г. было собрано 3 млн. рублей золотом для строительства самолетов, аэродромов, авиационных заводов. Свой посильный вклад внесла и семья Ульяновых. Только на строительство самолета «Правда» В. И. Ленин и Н.К. Крупская лично внесли 60 золотых рублей.

Не отставали от общественных организаций воинские части и учебные заведения Красной армии. Так, силами курсантов и преподавателей Серпуховской школы воздушной стрельбы и бомбометания была развернута широкая агитационная работа на предприятиях города в поддержку усиления Воздушного Флота. Это позволило за короткий срок собрать средства на постройку самолета «Серпуховской рабочий», позднее поступившего на вооружение ВВС РККА.

Зимой 1924 г. было завершено формирование отдельного разведывательного отряда «Ультиматум» (командир - B.C. Рутковский14). Учитывая просьбу трудящихся, внесших деньги на строительство девяти самолетов, на каждой боевой машине был изображен своеобразный опознавательный знак в виде мощной рабочей руки, сжатой в кулак. Отряд вошел в состав ВВС Московского военного округа.

После кончины первого руководителя Советского государства Реввоенсовет СССР издал специальный приказ (№367 от 9 марта 1924 г.), в котором для увековечения памяти В.И. Ленина одному из лучших подразделений ВВС присваивалось его имя.

ПРИКАЗ

РЕВОЛЮЦИОННОЮ ВОЕННОГО СОВЕТА СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК15

№367

9 марта 1924 г. г. Москва

О присвоении 1 разведывательной авиационной эскадрилье имени Владимира Ильича Ленина

Первой разведывательной авиационной эскадрилье присвоить наименование «имени Владимира Ильича Ленина», почему эту эскадрилью впредь именовать:

«Первой разведывательной авиационной эскадрильей имени Владимира Ильича Ленина».

Заместитель Председателя Революционного Военного Совета

Э. Склянский16


С целью перевооружения эскадрильи на новую авиационную технику по всей стране начался сбор денег на ее строительство. В сжатые сроки были построены первые 19 самолетов, которые уже 1 июня 1924 г. делегаты XIII съезда партии вручали летчикам эскадрильи на Центральном аэродроме (Ходынка, г. Москва). Каждый аппарат имел свое название, по которым можно было сделать вывод, что обеспечение авиационной техникой эскадрильи имени В.И. Ленина являлось общенародной заботой.

Наименования самолетов, поступивших на вооружение 1-й разведывательной авиационной эскадрильи: «Земляк Ильича», «Самарец — Ильичу», «Комсомолец Сибири», «Нижегородский рабочий», «Московский коммунальник», «Дзержинский», «Грозный», «Красный северокавказец», «Каратерин», «Имени тов. Семашко» [от Наркомздрава], «Красный Воронеж — Ильичу», «Сибирский рабочий», «Красная сибирячка», «Красный сормович», «Продработник», «Красное Черноморье», «Донской рабочий», «Красный владимировец», «Кизлы Бухара».

По этому поводу в те дни газета «Правда» писала: «Отныне в составе Воздушного Флота имеется авиационный памятник великому вождю и учителю рабочих и крестьян в их борьбе с помещиками и капиталистами - Владимиру Ильичу Ленину».

В связи с тем, что в ходе проведенного сбора средств на самолеты для 1-й эскадрильи боевых машин было построено больше, чем предусмотрено ее штатом, принимается решение по созданию второй ленинской эскадрильи. Такой чести удостоилась 1-я Советская истребительная эскадрилья (г. Ленинград), на вооружение которой поступило 18 новых самолетов. Одновременно еще 6 самолетов, построенные на народные деньги, были включены в состав авиационного отряда «Ильич» (г. Харьков).

В марте 1925 г. 6-й отдельный разведывательный авиаотряд переименовывается в авиационный отряд «Красная Москва».

ПРИКАЗ

РЕВОЛЮЦИОННОГО ВОЕННОГО СОВЕТА СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК17 №288

14 марта 1925 г. г. Москва

О присвоении 6 отд. разведывательному авиаотряду наименования:

6-й отд. разведывательный авиаотряд «Красная Москва»

6 отдельному разведывательному авиаотряду присвоить наименование «Красная Москва» и впредь этот авиаотряд именовать:

«6 отдельный разведывательный авиаотряд Красная Москва»

Заместитель Председателя РВС

Уншлихт


На вооружение отдельного авиаотряда поступили именные самолеты: «Красные Сокольники», «Л. Б. Красин», «Наркомвоенмор» (в память о М.В. Фрунзе18), «Товарищ Нетте», позднее - «Георгий Сапожников» и «Александр Ефимов».

ПРИКАЗ

РЕВОЛЮЦИОННОГО ВОЕННОГО СОВЕТА СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК19

№698

26 июня 1925 г. г. Москва

О присвоении 3 отдельной разведывательной авиационной эскадрилье наименования: «3 отдельная разведывательная имени т. Фрунзе авиационная эскадрилья»

3 отдельной разведывательной авиационной эскадрилье присваивается наименование «имени т. Фрунзе» и впредь эту эскадрилью именовать:

«3 отдельная разведывательная имени т. Фрунзе авиационная эскадрилья».

Врид заместителя Председателя Реввоенсовета СССР

А. Бубнов20


Часть экипажей эскадрильи «Красная Москва» в том же году приняли участие в боевых действиях в Туркестане.

В 1920 гг. получила свое развитие шефская работа, которая не обошла стороной и Военно-воздушные силы. Многие трудовые коллективы взяли шефство над авиационными частями, оказывая им всемерную поддержку, в том числе и поставкой новой военной техники. Так, представители железнодорожного и водного транспорта Московского узла к началу работы Ill-го съезда Советов СССР (17 мая 1925 г.) подарили своей подшефной 2-й истребительной эскадрильи 11 самолетов, построенных на собранные ими средства. Вскоре приказом Реввоенсовета СССР № 719 от 3 июля 1925 г. эскадрилье было присвоено имя Ф.Э. Дзержинского21, являвшегося в то время народным комиссаром путей сообщения.

Из истории собственных наименовании воздушных судов России, 1918 - конец 1920 гг
Именной самолет Юнкерс Ju-21


Из истории собственных наименовании воздушных судов России, 1918 - конец 1920 гг
Р-1 эскадрильи "Наш ответ Чемберлену". 1927 г


Из истории собственных наименовании воздушных судов России, 1918 - конец 1920 гг
Планер "Морлет Клементьев"


Из истории собственных наименовании воздушных судов России, 1918 - конец 1920 гг
Самолет Р-1 «Красный Воронеж — Ильичу». 1924 г


Из истории собственных наименовании воздушных судов России, 1918 - конец 1920 гг
Самолет-разведчик Р-3 (АНТ-3) «Пролетарий». 1925 г


ПРИКАЗ

РЕВОЛЮЦИОННОГО ВОЕННОГО СОВЕТА СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК22 №719

3 июля 1925 г. г. Москва

О присвоении 2 отдельной истребительной авиационной эскадрилье наименования: «2 отдельная истребительная имени т. Дзержинского авиационная эскадрилья»

2 отдельной истребительной авиационной эскадрилье присвоить наименование «имени т. Дзержинского» и впредь эту эскадрилью именовать:

«2 отдельная истребительная имени т. Дзержинского авиационная эскадрилья».

За Председателя Реввоенсовета СССР А. Бубнов


9 июля 1929 г. Реввоенсовет СССР своим приказом №179 официально закрепил за 18-м авиационным отрядом ВВС РККА почетное наименование: «18 авиаотряд Коммунальный работник». Такого чести авиаотряд был удостоен благодаря шефству над ним со стороны ЦК Союза работников коммунального хозяйства, построивший и передавший в состав оного отряда именной самолет «Коммунальный работник»23.

Подписание между СССР и Германией Рапалльского договора создало правовую основу для экономического сотрудничества, в том числе и в области авиационной промышленности. Немецкая сторона предложила выделить значительные средства на развитие самолетостроения (включая и моторостроение) в Советском Союзе с условием временного использования ряда советских авиазаводов в интересах Рейхсвера. Несмотря на то, что это предложение практически нарушало запрет Версальского пакта (1919 г.), ограничившего деятельность военно-промышленного комплекса Германии, руководство СССР с ним согласилось. В соответствии с подписанным 26 ноября 1922 г. между немецкой фирмой «Юнкерс» и советским правительством договора №1, «Юнкерсу» предоставлялось право на производство в СССР самолетов и моторов, в т.ч. и для частей Красной армии24.

Из истории собственных наименовании воздушных судов России, 1918 - конец 1920 гг
Именной самолет Ю-13 «Сибревком»


В середине 1920-х гг. на вооружение советских авиачастей стали поступать немецкие самолеты типа «Юнкере» различной модификации: «Ju 20» (разведчики), «Ju 21», «Ju 21с» (истребители), «Юг-1» (бомбардировщики) и т.д. По установившейся в то время традиции многие из них вскоре стали именными. Некоторые «юнкерсы» приняли участие в организованных по инициативе специально созданной Комиссии по большим советским перелетам во главе с начальником штаба РККА С.С. Каменевым25 сверхдальних перелетах на Дальний Восток. Идея такого евроазиатского «воздушного моста» возникла еще накануне Первой мировой войной с целью сблизить Европу и Азию по средствам воздушных сообщений. Предусматривалось осуществить перелет из г. Пекина в г. Париж по маршруту: Пекин -Урга - Иркутск - Омск - Казань - Москва - Варшава -Вена - Триест - Генуя - Авиньон - Дижон - Париж, с остановками в указанных городах. Старт планировался на 1 сентября 1912 г. с пекинского аэродрома и завершиться 1 ноября того же года в столице Франции. За это время участники перелета должны были преодолеть расстояние в 13 тыс. км26.

Первый перелет на Дальний Восток состоялся 10 июня 1 925 г., в котором приняла участие группа самолетов разнотипных конструкций: «Р-1» (летчик М.М. Громов, Е.В. Родзевич), «Р-1» (летчик М.А. Волковойнов, бортмеханик В.П. Кузнецов), «Р-2» (летчик А.Н. Екатов, бортмеханик Ф.П. Маликов), «Ю-13»«Правда» (летчик И.К. Поляков, бортмеханик В.В. Осипов), «АК-1» «Латышский стрелок» (летчик А.И. Томашевский, бортмеханик В.П. Камышев). За 52 летных часа был пройден маршрут длиной в 6476 км Москва - Пекин. Позднее два экипажа «Р-1» из г. Пекина взяли курс на г. Токио и 2 сентября 1925 г. успешно совершили посадку в столице Японии. Таким образом, впервые в истории мировой авиации Японское море было преодолено сухопутными типами самолетами. За этот подвиг все летчики и механики, участники перелета, были награждены орденами Красного Знамени, а пилоты также удостоились почетного звания «Заслуженный летчик»27.

Из истории собственных наименовании воздушных судов России, 1918 - конец 1920 гг
Самолет Р-1 «Безбожник»


Из истории собственных наименовании воздушных судов России, 1918 - конец 1920 гг
Именной самолет общества ДОБРОЛЕТ «Ц.О. ВКП(б) «Правда». 1923 г


Из истории собственных наименовании воздушных судов России, 1918 - конец 1920 гг
Самолет германского производства «Фоккер» F.lll RR1 "Латышский стрелок", участвовавший в перелете по маршруту Москва — Пекин. / 99.5 г


Тем не менее, среди советских летчиков немецкие машины не пользовались особой популярностью. В определенной степени это соответствовало намерениям советского руководства ускорить переход на производство отечественной авиационной техники. В стране была развернута широкая агитация - оснащать ВВС РККА только советским вооружением. Для этой цели была привлечена широкая общественность с ее коммунистическим задором.

Так, вокруг сформированного в конце мая 1925 г. 3-й корпусного авиаотряда (г. Иваново-Вознесенск), самолетный парк которого состоял исключительно из немецких машин «Ju 21», уже в следующем году развернулось движение о полном перевооружении его советскими самолетами.

Ивановская областная газета «Рабочий край» в те дни писала: «Члены Союза работников просвещения, объединенные Мышкинским сельским комитетом №1, отдают на постройку самолетов свой однодневный заработок из февральской зарплаты». Этот почин поддержали многие предприятия и учреждения области, а также другие города страны, вносившие свой посильный вклад в строительство самолетов.

Через год в авиаотряд стала поступать новые боевые машины, построенные на народные средства. При этом наименования на бортах самолетов говорили сами за себя: «Ивановский медработник», «Громобой», «Арсений», «Химик» (последние три самолета типа «Р-1» носили названия в память ивановских большевиков-подпольщиков), «За ленинизм!», «Дзержинец», «Ивановская ткачиха», «Ивановский текстильщик» и др.

Спустя некоторое время на стоянках отряда появились машины, на бортах которых было выведено: «Реввоенсовет СССР присвоил 3-му отдельному авиаотряду наименование «Имени Иваново-Вознесенских рабочих».

Похожая тенденция происходила и г. Москве, где 20-му авиационному отряду летом 1 927 г. состоялась торжественная передача самолетов «Московский строитель» и «Московский металлист», построенных на собранные средства трудящихся столицы.

В дни празднования 10-й годовщины Октябрьской революции представители Осоавиахима и ВЦСПС преподнесли ВВС РККА хороший подарок - самолеты, построенные на средства фонда по-

требительских коопераций под девизом «Наш ответ Чемберлену». Выбранный девиз явился отражением политической обстановки, сложившейся в связи с разрывом по инициативе министра иностранных дел Великобритании О. Чемберлена дипломатических отношений с Советским Союзом. Среди первых такое название получил самолет АНТ-3, выполнявший перелет по маршруту Москва - Токио.

Позднее специальным приказом Реввоенсовета СССР именные самолеты были сосредоточены в 11-й авиационной бригаде.

ПРИКАЗ

РЕВОЛЮЦИОННОГО ВОЕННОГО СОВЕТА СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК28 №144

7 июня 1929 г. г. Москва

0 присвоении 11 авиационной бригаде наименования: «11 авиабригада Потребкооперация».

В связи с сосредоточением в 11 авиационной бригаде всех военных самолетов, построенных на средства фонда потребительских коопераций «Наш ответ Чемберлену», присвоить означенной бригаде наименование:

«11 авиабригада Потребкооперация».

Народный Комиссар по Военным и Морским Делам и Председатель РВС СССР Ворошилов


Не оставались в стороне и различные общественные организации. Так, в июне 1929 г. на аэродроме имени М.В. Фрунзе в торжественной обстановке представителям Военно-воздушных сил были вручены два самолета: «Безбожник» (Р-1) и «Кооперированный кустарь» от Союза обществ безбожников (атеистов) и от ячейки Осоавиахима Всекопромсоюза.

В то же время советские планеристы продолжали удивлять и поражать своими новыми разработками. В 1928 г. на суд многочисленным любителям безмоторной авиации были представлены одноместный планер рекордного типа «Буян» (конструкции А.Н. Шарапова и В.Н. Верзилова) и двухместный тренировочный планер «Кудеяр» (конструкции А.Н. Шарапова), построенные в г. Симферополе.

Следующее десятилетие стало по истине временем активного развития советской авиации и новых мировых рекордов в освоении воздушного пространства, выведя СССР в разряд мировых авиационных держав.

Из истории собственных наименовании воздушных судов России, 1918 - конец 1920 гг
Планеры «Буян» и «Кудеяр». 1928 г


Из истории собственных наименовании воздушных судов России, 1918 - конец 1920 гг
Из истории собственных наименовании воздушных судов России, 1918 - конец 1920 гг
Именные самолеты Гражданской войны


ССЫЛКИ И СНОСКИ:

1   Павлов Иван Ульянович [26.11.1891 (по другим данным - 1893) - 11.4.1936] — советский военачальник. Окончил Высшие академические курсы. На военной службе с 1914 г. Проходил службу в составе 1-й боевой авиационной группы (1917). В 1918 г. создал 1-ю советскую боевую авиационную группу. После войны заместитель инспектора, главный инспектор ВВС РККА. В 1924-1930 гг. начальник ВВС МВО.

2 Д.В. Митюрин. Красный «Авиадарм»./ Мир Авионики, 2003. №2. - С.65.

3   Яковлев Александр Сергеевич [19.3(1.4).1906 - 1989] - советский авиаконструктор, дважды Герой Социалистического труда (1940, 1957), генерал-полковник-инженер (1946), академик Академии наук СССР (1976). В Красной армии с 1924 года. С 1 927 г. слушатель Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского. В 1931 г. инженер на авиационном заводе, где сформировал КБ легкой авиации. С 1935 г. главный, а в 1956-1984 гг. - генеральный конструктор. В 1940-1946 гг. одновременно заместитель наркома авиационной промышленности. Под его руководством созданы более 100 типов серийных самолетов и их модификаций.

4 Российский Борис Илиодорович [1884-1977] — первый московский авиатор и один из первых российских авиапланеристов.

5  В этот период Б.И. Российскому было всего 34 года.

6   Ефимов Александр Иванович [? - 28.06.1919] - красный военный летчик. В годы Гражданской войны воевал в составе 1-й советской истребительной авиагруппы. Потерпел аварию при посадке в темное время суток (1919).

7  Сапожников Георгий Степанович [?-6.09.1920] - красный военный летчик-ас. Окончил Самарское реальное училище, Севастопольскую школу летчиков (1915). В Военном Воздушном Флоте с 1914 г. В годы 1-й мировой войны участвовал в 37 воздушных боях, сбил 2 самолета противника. Проходил службу в составе 1 6-го корпусного авиаотряда (1915-1916), затем - 9-го авиаотряда (1916-1918). В годы Гражданской войны воевал в составе 1-й советской истребительной авиагруппы. Один из самых результативных военных летчиков Красного Воздушного Флота. Трагически погиб при взлете самолета с аэродрома (1920).

8 Баранов Петр Ионович [10(22).09.1892 - 5.9.1933] - советский военачальник. На военной службе с 1915 г. Окончил Черняевские общеобразовательные курсы в Петербурге. За антиправительственную агитацию среди солдат осужден в 1916 г. военно-полевым судом на 8 лет каторги. Освобожден в ходе Февральской революции (1917). В декабре 1917 г. становится председателем революционного комитета Румынского фронта. В апреле 1918 г. командующий Донецкой армией. В период 1919 - 1920 гг. проходил службу в должностях: члена РВС 8-й армии, Южной группы армий Восточного фронта, Туркестанского фронта, 1-й и 14-й армий. Принимал непосредственное участие в подавлении Кронштадтского восстания (1921). В 1921 - 1922 гг. -член РВС Туркестанского фронта и исполняющий обязанности командующего войсками Ферганской области, в 1923 г. начальник и комиссар броневых сил РККА. С августа 1923 г. помощник начальника Главного управления Воздушного Флота по политчасти, с октября 1924  г. заместитель начальника, а с марта 1925  г. начальник ВВС РККА. При его активном участии осуществлялась перестройка ВВС в соответствии с военной реформой 1924-1925 гг., реализованы решения о  мобилизации в ВВС командных кадров из других видов войск. В январе 1932 г. заместитель наркома тяжелой промышленности и начальник Главного управления авиационной промышленности. Погиб в авиационной катастрофе (1933).

9   Уншлихт Иосиф Станиславович [19(31).12.1879 - 29.07.1937] - советский государственный, партийный и военный деятель. С 1900 г. начал революционную деятельность. В Октябрьские дни 1917 г. член Петроградского ВРК. После Октябрьской революции член коллегии НКВД. В 1919 г. нарком по военным делам Литовско-Белорусской ССР. В апреле - декабре 1919 г. член Военного совета 16-й армии (до 9.6.1919 г. - Белорусско-Литовская армия), с декабря 1919 по апрель 1921 г. - Западного фронта. В 1921 - 1923 гг. заместитель председателя ВЧК (ГПУ). В 1923 - 1925 гг. член РВС СССР и начальник снабжения РККА. В 1925 - 1930 гг. - заместитель председателя РВС СССР и зам. наркомвоенмора, одновременно с 1927 г. зам. председателя Осоавиахима СССР. В 1930 -  1933 гг. зам. председателя ВСНХ, в 1933 -  1935 гг. начальник Главного управления Гражданского воздушного флота. Репрессирован в 1937 г.

10  РГВА. Ф.29, оп.7, д.277, л.З.

11 Там же. Л.4.

12  Сборник приказов РВСР, РВС СССР и НКО о присвоении наименований частям, соединениям и учреждениям Вооруженных Сил СССР. 4.1. 1918 - 1937 гг. - М., 1967. - С.296.

13  Тухачевский Михаил Николаевич [4(16).2.1893 - 1 1.6.1937] - советский военачальник, Маршал Советского Союза (1935). Окончил Александровское военное училище (1914), принимал активное участие в 1-й мировой войне. В период 1915 -1917 гг. находился в плену. В годы Гражданской войны: представитель Военного отдела ВЦИК, комиссар обороны Московского района, командующий 1-й армией Восточного фронта, помощник командующего Южным фронтом, командующий армией Южного фронта, командующий Кавказским, затем Западным фронтами. Руководил операцией по подавлению Кронштадтского и Тамбовского восстаний в 1921 г. С 1921 г. возглавлял Военную академию РККА, с июля 1924 г. - заместитель начальника Штаба РККА, ноября 1925 г. по май 1928 г. - начальник Штаба РККА, принимал активное участие в проведении военной реформы 1924 - 1925 гг. С мая 1928 г. командовал войсками Ленинградского военного округа. С 1931 г. заместитель наркомвоенмора и председателя Реввоенсовета СССР, начальник вооружений РККА, с 1934 г. - заместитель наркома обороны, с 1936 г. заместитель наркома обороны и начальник управления боевой подготовки. В 1937 г. командующий войсками Приволжского военного округа. В этом же году по ложному обвинению был незаконно репрессирован. Реабилитирован (посмертно) в 1956 г.

14  Рутковский В. С. [?-?] - российский и советский военачальник. В годы 1-й мировой войны в составе ВВФ действующей армии, подполковник (1917). Последовательно занимал должности: летчика 8-го корпусного авиаотряда, командира 18-го авиационного отряда, командира 10-го авиадивизиона. Начальник ВВС Московского военного округа (1918 - 1919). В 1924 г. командир отдельного разведывательного отряда «Ультиматум».

15  Сборник приказов РВСР, РВС СССР и НКО о присвоении наименований частям, соединениям и учреждениям Вооруженных Сил СССР. 4.1. 1918 - 1937 гг. - М„ 1967. - С. 172.

16  Склянский Ефраим Маркович [1892 -1925] — советский государственный и военный деятель. Участник 1-й мировой войны. В Красной армии с 1918 г. Член Петроградского РВК, комиссар Главного штаба и Ставки ВГ. Член коллегии и заместитель наркомвоенмора, член Высшего военного совета. Заместитель Председателя РВС Республики (1918 - 1924), член Совета Труда и Обороны (1920 - 1921). С 1924 г. работал в ВСНХ. Погиб в заграничной служебной командировке (1925).

Позднее преобразован в авиаэскадрилью с одноименным названием.

17  Сборник приказов РВСР, РВС СССР и НКО о присвоении наименований частям, соединениям и учреждениям Вооруженных Сил СССР. 4.1. 1918 - 1937 гг. - М., 1967. - С.212.

18    Фрунзе Михаил Васильевич [21.1(2.2). 1885 - 31.10.1925] - советский государственный и военный деятель, военный теоретик. На военной службе с 1916 г. С 1904 г. учился в Петербургском политехническом университете, отчислен за революционную деятельность. С 1905 по 1917 гг. профессиональный революционер, неоднократно подвергался арестам и ссылкам. В 1917 г. начальник народной милиции Минска, член комитета Западного фронта, член" исполкома Минского Совета. Во время Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде председатель ВРК г. Шуи. Весной-летом 1918 г. одновременно начальник комиссариата Иваново-Вознесенской губернии, затем военком Ярославского военного округа. С января 1919 г. командующий 4-й армией, в мае - июне — Туркестанской армией, с июля — войсками Восточного, а с августа - Туркестанского фронтов. В сентябре 1920 г. командующий войсками Южного фронта. В 1922 - 1924 гг. уполномоченный РВС Республики на Украине, командующий ВС Украины и Крыма (1920 — 1922), одновременно в ноябре 1921 г. — январе 1922 г. возглавлял украинскую дипломатическую делегацию в Турцию при заключении договора о дружбе между ними. С февраля 1922 г. заместитель председателя СНК и заместитель председателя экономического совета Украины. С марта 1 924 г. заместитель председателя РВС СССР и наркома по военным и морским делам, с апреля одновременно начальник Штаба РККА и начальник Военной академии РККА. С января 1925 г. председатель РВС СССР и нарком по военным и морским делам, с февраля также член Совета Труда и Обороны СССР.

19  Сборник приказов РВСР, РВС СССР и НКО о присвоении наименований частям, соединениям и учреждениям Вооруженных Сил СССР. 4.1. 1918 - 1937 гг. - М., 1967. - С.226.

20      Бубнов Андрей Сергеевич [22.3(3.4). 1884 - 1.8.1938] - советский государственный и военный деятель, армейский комиссар 1-го ранга (1924). На военной службе в 1918 - 1929 гг. Учился в Московском сельскохозяйственном институте, исключен за революционную деятельность. В 1907 - 1917 гг. на профессиональной революционной работе. В октябре 1917 г. член Политбюро РСДРП(б) и Военно-революционного партийного центра по руководству вооруженным восстанием в Петрограде. С декабря 1917 г. член коллегии Наркомпути, комиссар железной дороги Республики на Юге. В марте - апреле 1918 г. народный секретарь (нарком) хозяйственных дел УССР, в апреле-июле член Бюро по руководству повстанческой борьбой в тылу врага, в июле - сентябре председатель Всеукраинского центра РВК. В марте - апреле 1919 г. председатель Киевского губисполкома. Член РВС Украинского фронта (апрель — июнь 1919), 14-й армии (июнь - октябрь), Козловской ударной группы (октябрь — ноябрь), начальник политотдела Левобережной группы войск (ноябрь — декабрь). В августе 1919 г. -сентябре 1920 г. член Совета обороны УССР. Принимал активное участие в руководстве войсками на фронтах Гражданской войны в России (1917-1922). С 1921 г. член Юго-Восточного бюро ЦК РКП(б), в 1921 - 1 922 гг. член РВС СКВО и 1 -й Конной армии. В 1922 - 1923 гг. заведующий Агитпромом ЦК РКП(б). С января 1924 г. по сентябрь 1929 г. начальник Политуправления РККА, член РВС СССР, председатель комиссии по введению единоначалия в РККА и ВМФ. В 1929 - 1937 гг. нарком просвещения РСФСР. Необоснованно репрессирован (1938). Реабилитирован (посмертно) в 1956 г.

21   Дзержинский Феликс Эдмундович [30.8(1 1.9). 1877 - 20.7.1926] - советский государственный и военный деятель. Профессиональный революционер. В октябре 1917 г. член Военно-революционного партийного центра по руководству вооруженным восстанием в Петрограде и Петроградского ВРК. С декабря 1917 г. председатель ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. С августа 1918 г. председатель Особого отдела ВЧК, призванного пресекать подрывную деятельность в Красной армии. Руководя ВЧК, а с 1919 г. Наркоматом внутренних дел, одновременно выполнял ответственные задачи на фронтах. С сентября 1919 г. в составе комитета обороны Москвы, с мая по сентябрь 1920 г. начальник тыла Юго-Западного, затем член РВС Западного фронта. В 1920 - 1921 гг. возглавлял различные государственные комиссии. С апреля 1921 г. нарком путей сообщения, одновременно председатель ВЧК и нарком внутренних дел. С июля 1923 г. член Совета Труда и Обороны СССР. С сентября 1923 г. председатель коллегии Объединенного государственного политического управления при СНК СССР (ОГПУ), а с февраля 1924 г. — и председатель Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ).

22  Сборник приказов РВСР, РВС СССР и НКО о присвоении наименований частям, соединениям и учреждениям Вооруженных Сил СССР. 4.1. 1918 - 1937 гг. - М„ 1967. - С.227.

23  Там же. С.276.

24  Д.А. Соболев. Д.Б. Хазанов. Немецкий след в отечественной авиации. - М.: РУСАВИА, 2000. - С.56.

25     Каменев Сергей Сергеевич [4(16).4.1881 - 25.8.1936] - советский военачальник, командарм 1-го ранга (1935). Окончил Александровское военное училище (1900) и Академию Генерального штаба (1907). Участник 1-й мировой войны: старший адъютант оперативного отдела 1-й армии, командир пехотного полка, начальник штаба стрелкового корпуса, полковник. В годы Гражданской войны: начальник штаба 15-го стрелкового корпуса, затем — 3-й А, военный руководитель Невельского района Западного участка завесы (1918), командующий войсками Восточного фронта (1918 - 1919, с перерывом в мае 1919). Главнокомандующий Вооруженными Силами Республики и член РВСР (1919 - 1924). С марта 1925 г. начальник Штаба РККА, с ноября - главный инспектор, затем начальник Главного управления РККА. С мая 1927 г. заместитель наркома по военным и морским делам и заместитель председателя РВС СССР. С июня 1934 г. начальник Управления ПВО РККА. Скончался в 1936 г.

26 Русский инвалид, 19 мая (1 июня) 1912. №108. - С.З.

27  В.К. Муравьев. Испытатели ВВС. М.: Воениздат, 1990. - С.73.

28  Сборник приказов РВСР, РВС СССР и НКО о присвоении наименований частям, соединениям и учреждениям Вооруженных Сил СССР. 4.1. 1918 - 1937 гг. - М„ 1967. - С.275.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. InkGrey 17 декабря 2012 10:44
    Спасибо за статью, интересно было почитать об интересном времени.
    InkGrey
  2. biglow 17 декабря 2012 16:34
    у меня прадед на таких штуках летел ,к современным самолетам боялся подходить
    biglow
  3. Marek Rozny 19 декабря 2012 21:06
    Статья очень интересная!
    Кстати, заметил, что один из самолетов тут именован "Кизлы Бухара". Посмотрел в гугле, в других источниках так же написано. Вероятно кто-то где-то ошибся и правильное написание должно быть по-узбекски "Кизыл Бухара" или "Кызыл Бухара" ("Красная Бухара" по-русски).
    Ну, и почти в тему, в Казахстане пару месяцев назад национальный авиаперевозчик "Эйр Астана" объявила, что один из новеньких эйрбасов будет именным в честь первой казахской военной летчицы Хиуаз Доспановой, которая воевала в знаменитом полку "ночных ведьм" во время ВОВ.

    А еще я собираю информацию о развитии авиации в Казахстане, она как раз началась с того, что после гражданской войны часть упомянутых в статье самолетов отправили в Центральную Азию для борьбы с басмачами. Если вдруг у кого есть какая информация (даже пол-строчки), был бы благодарен.
    Marek Rozny

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня