Pulsar Fusion и Princeton Satellite Systems разработают термоядерный ракетный двигатель

47
Pulsar Fusion и Princeton Satellite Systems разработают термоядерный ракетный двигатель
Проектный облик космического корабля от Pulsar Fusion. Двигательная установка показана в разрезе


Для дальнейшего развития ракетно-космической техники и выхода за пределы земной орбиты требуются новые технологии, в первую очередь, принципиально новые двигательные установки. Сейчас в нескольких странах прорабатывается целый ряд проектов такого рода, основанных на самых смелых идеях. Так, британская компания Pulsar Fusion в сотрудничестве с американской Princeton Satellite Systems начала работу над термоядерным двигателем типа Direct Fusion Drive. Ожидается, что такое изделие покажет уникальные технические и экономические характеристики.



Перспективное направление


Британская компания Pulsar Fusion была основана в 2011 г. группой молодых специалистов. Своей целью она называет разработку новых двигательных установок для ракетно-космической техники, которые помогут совершить следующий прорыв в этой области. В идеале, новые наработки и двигательные установки должны будут обеспечить выход за пределы земной орбиты и полноценную деятельность у удаленных небесных тел.

Компания прорабатывает разные варианты двигателей и горючего для них. Так, в ноябре 2021 г. состоялись первые огневые испытания твердого топлива, изготовленного с использованием переработанного полиэтилена. Специфический заряд топлива показал требуемый уровень характеристик, а также подтвердил возможность использования вторсырья в ракетной технике.


Термоядерный реактор двигателя

На протяжении нескольких последних лет «Пульсар Фьюжн» говорит о намерении разработать и построить термоядерный ракетный двигатель. При решении всех ставящихся конструкторских задач, такая установка будет показывать уникальные характеристики тяги и экономичности. Ожидается, что с помощью термоядерного двигателя космические аппараты смогут покрывать большие расстояния в минимальное время.

До недавнего времени компания занималась только теоретической проработкой перспективного проекта. Теперь работы переходят на новую стадию. В середине июня Pulsar Fusion подписала соглашение с американской компанией Princeton Satellite Systems. Вместе они собираются провести необходимые исследования и сформировать оптимальный облик двигателя для дальнейшей разработки проектной документации.

Любопытно, что в компании уже примерно представляют, каким будет перспективный двигатель. Она уже демонстрирует компьютерные модели самой установки и космического корабля с нею. Показанное изделие имеет все необходимые компоненты, соответствующие концепции проекта. Однако в дальнейшем, по мере развития проекта, облик установки может измениться.

Научная стадия


Согласно недавно подписанному соглашению, Pulsar Fusion и Princeton Satellite Systems в ближайшее время будут совместно заниматься необходимыми исследованиями. Техническую базу для этих работ предоставит американская сторона. Основная часть работ пройдет на исследовательской установке Princeton Field-Reversed Configuration 2 (PFRC-2), которая уже использовалась в разных исследовательских программах, американских и зарубежных.


Принципиальная схема двигателя DFD

Идея термоядерной установки с обращенной магнитной конфигурацией (Field-Reversed Configuration) была предложена в начале двухтысячных годов. Вскоре после этого Принстонская лаборатория физики плазмы построила и испытала опытную установку такого рода. Подтвердив работоспособность концепции, она продолжила исследования. Работы ведутся по заказу министерства энергетики США и агентства NASA.

В дальнейшем к исследованиям по термоядерному двигателю присоединилась компания Princeton Satellite Systems. Она создала собственную научно-исследовательскую базу и построила установку PFRC-2. В будущем, по мере реализации новых этапов исследований, планируется создать еще два опытных комплекса.

По всей видимости, Pulsar Fusion и Princeton Satellite Systems разделят обязанности. Американская сторона может взять на себя ведущую роль в исследованиях, а британские специалисты займутся непосредственной разработкой двигателя на новых технологиях. Так, они уже занимаются сборкой некоторых агрегатов, вероятно, для проведения части испытаний.

Не позднее 2027 г. планируется построить и испытать полноценный двигатель-демонстратор технологии. Он должен будет существенно отличаться от лабораторной установки и допускать монтаж на гипотетические космические корабли.


В процессе сборки элементов опытного DFD

Тяга от синтеза


В основе проекта Pulsar Fusion и Princeton Sattelite Systems лежит концепция Direct Fusion Drive (DFD). Она предусматривает получение тяги непосредственно от термоядерного синтеза, без промежуточных этапов выработки электроэнергии и т.д. Для реализации такой концепции требуется двигатель специфической конструкции, имеющий некоторые черты и элементы термоядерного реактора.

Исследовательская установка PFRC-2 может считаться своего рода опытным образцом двигателя DFD. Она имеет соответствующую конструкцию и все необходимые устройства. При этом лабораторный комплекс имеет ограниченные размеры и нуждается в массе сопутствующей аппаратуры. Кроме того, он не показывает желаемый уровень характеристик. Все это позволяет проводить опыты, но исключает полноценное внедрение в практике.

Основным элементом двигателя DFD является термоядерный реактор в виде цилиндрической камеры, на которую снаружи надеты электромагнитные катушки. В камеру подается газ, используемый при термоядерном синтезе, например смесь дейтерия и гелия-3. Затем запускается реакция и в центре камеры создается сгусток плазмы эллиптической или веретенообразной формы. Предусматривается постоянная подача нового топлива для поддержания реакции в течение необходимого времени.

Через один из торцов в камеру подается рабочее тело двигателя – то или иное вещество в газообразном виде. В ходе исследований предстоит определить оптимальный состав такого «топлива». Проходя через камеру, рабочее тело должно получать энергию, разогреваться, не доходя до состояния плазмы, и направляться к соплу на другом торце камеры. Выходя через сопло, газ будет создавать необходимую тягу.


Термоядерная реакция позволяет создавать в камере-реакторе температуру в несколько миллионов градусов и передавать рабочему телу соответствующие высочайшие энергии. Соответственно, появляется возможность резко улучшить энергетические параметры двигателя – его тяга вырастет при сохранении приемлемого расхода рабочего тела. При этом отсутствуют потери на промежуточные преобразования энергии.

Перспективы технологии


Компания «Пульсар Фьюжн» раскрывает желаемые характеристики своего двигателя DFD. Так, в опубликованных материалах фигурирует гипотетический ракетоподобный космический корабль массой 10 т. Он оснащен термоядерным реактором длиной в несколько метров, при помощи которого сможет развивать скорость более 220 км/с.

С такой скоростью минимальное расстояние от Земли до Марса преодолевается за двое суток. Полет к Титану, на орбиту Сатурна, по оптимальной траектории займет два месяца. Такие расчеты не учитывают необходимость разгона и торможения и другие аспекты космического полета. Однако и в таком случае проект DFD выглядит гораздо интереснее современных «химических» двигателей.

Указывают и на другие преимущества установки DFD. Так, термоядерный реактор можно использовать для выработки электроэнергии, причем в непривычно больших для космической техники объемах. Топливо для реактора не требует много места, а рабочее тело предлагают собирать прямо в космическом пространстве. При всем этом, радиационная опасность установки и ее выхлопа минимальна, и в этом отношении DFD превосходит прочие варианты ядерных двигателей для космоса.


Впрочем, концепция DFD имеет ряд недостатков, в т.ч. критических. В первую очередь проблемой является незрелость технологии термоядерного синтеза. Несмотря на все усилия, пока не удалось создать реактор, который будет вырабатывать больше энергии, чем требуется для работы с плазмой. При этом для двигателя DFD нужен большой выход энергии – от него зависят параметры рабочего тела и летные характеристики.

Кроме того, британским и американским специалистам предстоит решить проблему габаритов и массы. Двигательная установка должна соответствовать параметрам космического аппарата и ограничениям средства вывода на орбиту. Опытные комплексы, занимающие крупные помещения и требующие дополнительной инфраструктуры, не имеют практических перспектив.

С прицелом на будущее


В целом концепция термоядерного ракетного двигателя DFD и проект от Pulsar Fusion представляет большой интерес. Предлагается новая конструкция двигателя для ракетно-космической техники, которая сможет обеспечить значительный прирост характеристик. При этом установка нового типа сможет обойти существующие образцы по ключевым параметрам даже при ограниченном успехе – настолько крупный задел имеет новая концепция.

Однако разработка двигателя DFD сталкивается с рядом серьезных ограничений и проблем, причем на всех уровнях. Не готов даже центральный агрегат двигателя, без которого вся система не сможет работать и показывать желаемые характеристики. Компаниям-участникам нового проекта предстоит решить целый ряд сложных проблем. Если они справятся с поставленными задачами, космонавтика получит новые возможности. В противном случае история ракетной техники пополнится еще одним интересным, но бесполезным прожектом.
47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -5
    14 июля 2023 05:11
    Ничего путного из этого не получится.
    Идеи неоколониализма в космосе могут не понравиться тем, кому был дан разум для созидания.
    Помните фильм «Джон Картер»? Всегда найдётся «кто-то», кто подвернёт винтик в другую сторону и скроет от любопытных тайну «девятого луча»...
    1. -1
      14 июля 2023 06:01
      У нас вроде, тоже, что-то ядерное для космоса разрабатывается-"ядерный буксир "Наклон"", не? Интересно, в какой стадии этот проект?
      1. +1
        14 июля 2023 07:20
        Цитата: Monster_Fat
        У нас вроде, тоже, что-то ядерное для космоса разрабатывается-"ядерный буксир "Наклон"", не? Интересно, в какой стадии этот проект?

        Всё ещё в стадии аванпроекта. Ну и характеристики его такие, что на полноценную разработку правительство денег не даёт, а учитывая отвлечение всех ресурсов на СВО то и не даст в ближайшее время
        1. 0
          14 июля 2023 16:19
          Уже нет
          тестируются, в новостях есть, с уже созданными физ. материалами
        2. 0
          14 июля 2023 21:55
          незнаю точно, возможно вы и правы, но вот, что нашел..
          Патент Российской Федерации № RU2522971 от 20.07.2014 «Ядерная энергодвигательная установка» (ЯЭДУ)"
      2. +1
        14 июля 2023 09:20
        Нуклон же!
        Пока проект, судя по тех. решениям - проект надолго, даже если денег много дадут и не распилят.
        1. +3
          14 июля 2023 09:28
          Нуклон же!

          Т9 же!
          Самая вредная гадость в смартфоне... request
          1. +2
            14 июля 2023 10:14
            Россия лидирует среди других стран в разработке ядерных космических двигателей, заявил глава государственной корпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин.

      3. +1
        14 июля 2023 11:15
        Ядерный буксир – это разработка пилорамы космического масштаба, у которой основное преимущество – долгий срок до сдачи проекта, показа работающего "железа". Взят прототип ишака падишаха и доработан с учетом реалий XXI века.
      4. +5
        14 июля 2023 16:26
        Цитата: Monster_Fat
        "ядерный буксир "Наклон""

        НУКЛОН это совсем другое! Ядерный это не термоядерный.)))
        Это ещё Мясищев прорабатывал ЯДЕРНУЮ прямоточку для самолёта "судного дня".
        Я тоже малость поучаствовал в разработке ионно-плазменного двигателя . Для космоса вполне реально. Огромная экономия рабочего тела. Схема буксира гениальная. Решает проблему биологической защиты экипажа. Длина троса может быть хоть пара километров.
        ТЕРМОЯДЕРНЫЙ же - это грандиозный отмыв.
        Когда ТОКАМАК заработает ещё неизвестно. Я о нём с детства читаю.)))
  2. +5
    14 июля 2023 05:41
    термоядерная установка на корабле массой 10 тн... -ню-ню...
  3. +5
    14 июля 2023 06:09
    Да вы хотя бы обычный-то термоядерный реактор постройте - а уж потом на космос замахивайтесь. Вообще - обычно человечество работоспособные идеи воплощает в металл в течение максимум пары десятилетий. И если несмотря на колоссальные вложения и усилия такой реактор не могут создать вот уже 70 лет - значит, либо сама теория не верна, либо имеется ещё какой-то немаловажный фактор..
    1. +3
      14 июля 2023 16:31
      Цитата: paul3390
      либо сама теория не верна, либо имеется ещё какой-то немаловажный фактор..

      Теория верна. Звёзды ведь светят. Немаловажный фактор, скорее всего масштабы токамака. Цивилизация ещё не настолько развита и денег не хватает, чтобы построить его огромных размеров.
  4. +2
    14 июля 2023 06:21
    Интересно посмотреть на тех товарищей, которые под эту идею выделяют деньжата. Надо быть не просто оптимистом, а сказочно-больным. Или кто-то умеет хорошо охмурять денежные мешки. Пусть удача будет на их стороне...!!
    1. +8
      14 июля 2023 07:17
      Мне интересно: это разработчики такие дикие, или же Рябков Кирилл решил поиздеваться над читателями? Всю статью можно уместить в два предложения: разрабатывается ракетный двигатель с прямым нагревом рабочего тела близ активной зоны термоядерного реактора. Ожидаемая масса корабля 10 тонн, скорость до 220 км/с, срок готовности демонстратора технологии - 2027 год. Всё!
      А что пишет автор?
      Цитата: novoku
      Проходя через камеру, рабочее тело должно получать энергию, разогреваться, не доходя до состояния плазмы, и направляться к соплу на другом торце камеры. Выходя через сопло, газ будет создавать необходимую тягу.
      Это означает, что температура рабочего тела не превосходит единиц тысяч градусов. Оно и понятно, в ином случае плазма сожрет любое сопло в считанные минуты. Напомню, что тяга ракетного двигателя равна произведению секундного расхода рабочего тела на его скорость. Скорость же пропорциональна корню из температуры: хочешь сократить расход топлива в десять раз - будь добр, подними температуру в сто раз. Казалось бы, с этим всё в порядке: термояд - это десятки и сотни миллионов градусов. Но не так все просто: эта дикая температура не имеет отношения к рабочему телу. И сие означает, что расход рабочего тела будет того же порядка, что и на химических движках.
      Напомню: на российском Нуклоне используются ионные двигатели, обеспечивающие скорости истечения в сотни км/с. И мне любопытно: то ли Рябков что-то попутал, то ли переводил "желтуху", то ли упустил что-то важное, или же разработчики откровенно темнят?
      1. -5
        14 июля 2023 07:50
        Цитата: astepanov
        Но не так все просто: эта дикая температура не имеет отношения к рабочему телу.


        Садитесь, 2! А к чему же она имеет отношение, исходя из приведённого выше рисунка ?! ))) Я бы вам посоветовал поучить физику из раздела средней школы, в частности основы термодинамики, прежде чем позориться здесь прилюдно.
        1. +3
          14 июля 2023 09:07
          Цитата: UserGun
          Я бы вам посоветовал поучить физику из раздела средней школы, в частности основы термодинамики, прежде чем позориться здесь прилюдно.

          Нет уж, милейший! В статье четко написано:
          Цитата: UserGun
          рабочее тело должно получать энергию, разогреваться, не доходя до состояния плазмы
          Типичная температура в факеле плазмотрона - 10000 градусов, а это означает, что на выходе из реактора температура рабочего тела заведомо ниже 10000 градусов. Это уже соизмеримо с температурой факела в смеси кислорода с непредельными углеводородами: 3100 градусов. Но даже повышение температуры до 10000 градусов не позволяет увеличить удельный импульс более чем втрое. И насчет термодинамики: это вам ее следует поучить, я ее применяю на практике вот уже почти полста лет, и в отличие от вас знаю, что неважно, что происходит внутри тепловой машины: всё определяется начальным и конечным состоянием, а путь процесса не играет роли.
      2. +3
        14 июля 2023 16:40
        Цитата: astepanov
        Оно и понятно, в ином случае плазма сожрет любое сопло в считанные минуты.

        Чушь.
        1. Плотность плазмы настолько низкая, что даже без охлаждения сопло не плавилось.
        2. Разгон не за счёт температуры, а за счёт электромагнитного поля (рабочее тело - галлий).
        3. Закрыли тему когда боролись за распыление рабочего тела до молекулярного состояния. В струе было слишком много дисперных частиц.
        4. Мотор разрабатывался для поддержания орбиты низкоорбитальных фотошпионов.
        Питание - солнечные батареи.
  5. -3
    14 июля 2023 07:30
    Ну, плазму научились зажигать, проблемы только с ее удержанием. Здесь плазму удерживать значительно проще, чем в классических реакторах где она заперта в ограниченном объёме. Так что идея интересная и скорее всего такой двигатель заработает раньше чем термоядерная электростанция чисто теоретически.
    1. +5
      14 июля 2023 08:24
      Ну, плазму научились зажигать, проблемы только с ее удержанием. Здесь плазму удерживать значительно проще, чем в классических реакторах где она заперта в ограниченном объёме.
      Так ведь и удерживают лишь для создания плотности, необходимой для термоядерной реакции. А то. что написано в заметке - бред и распил средств.
      1. 0
        14 июля 2023 08:52
        Да неужели ? Ну произошла термоядерная реакция и что ?! Обьём то ЗАМКНУТЫЙ! Карл. С этим как раз и бьются в настоящий момент, удерживая плазму, у которой нет выхода. Отсюда и постоянные прогорания стенок и прочая физкультура, с этим связанная. Здесь же всё гораздо проще, исходя из принципа действия. Непонятно только, где брать энергию, чтобы поджечь саму плазму, а там ее надо потратить очень много. Но профит конечно впечатляет...
        1. 0
          16 июля 2023 20:25
          Энергию для прогрева плазмы предполагается брать… из самих же термоядерных реакций, протекающих в этой плазме (в конструкции заложены средства отбора энергии у плазмы и ее преобразования в электрическую). План имени Мюнхгаузена, предполагающего вытянуть себя за волосы из болота собственной же рукой. Поскольку энергетическая отдача термояда на сегодня меньше трат на него, поддерживать плазму горячей в реальном космическом двигателе не получится: вы не сможете отобрать энергию у того, что само производит в несколько раз меньше энергии, чем требует для работы.
          Если какой "профит" и впечатляет, то отрицательное сальдо мозгового вещества у тех, кто подпишется под финансирование этого "проекта".
      2. +5
        14 июля 2023 09:49
        А то, что написано в заметке - бред...

        Ключевая проблема в данном случае. Статьи на сложные научные и технические темы никогда не были сильной стороной этого сайта, а сегодня и подавно, тем более - этого автора, который вообще не понял, о чемписал. Для примера - фрагмент из "повествования":
        В камеру подается газ, используемый при термоядерном синтезе, например смесь дейтерия и гелия-3.

        Никакой смеси в камеру не подается. В Принстонской установке с обращенным полем (PFRC-2) используется или гелий-3, или дейтерий. То есть используется или тройная гелиевая реакция, или дейтерий+дейтерий.
        Остальное словоблудие в статье так же далеко от реальности, как и приведенный пример.
  6. 0
    14 июля 2023 07:38
    Ну предположим, двигатель таки сделают.. но тут тогда сразу обратной задачей задаваться надо - торможением. Мало разогнать до высоких скоростей, нужно еще суметь и замедлить. 2 одинаковых двигателя лепить на один КА с противоположно расположенными соплами?
    1. 0
      14 июля 2023 09:12
      Возможно двигатель будет разворачиваться по отношению к корпусу ракеты.
    2. +2
      14 июля 2023 09:18
      А повернуться соплом вперед это высшая математика? laughing
  7. +3
    14 июля 2023 08:27
    Я всегда полагал, что бредовые идеи от школьников, сбегавших с уроков физики, возможны лишь у нас в стране. Однако данная заметка о безграмотном американском проекте поколебала меня в этом убеждении. Впрочем, если это для распила средств, то всё понятно.
    1. 0
      14 июля 2023 09:15
      Думаю, что идея может оказаться вполне рабочей, а дикой она выглядит в результате корявой компиляции автором статьи
  8. 0
    14 июля 2023 10:43
    Несмотря на все усилия, пока не удалось создать реактор, который будет вырабатывать больше энергии, чем требуется для работы с плазмой.

    Опытный реактор термоядерного синтеза таки построили. Плазму сжать и нагреть до миллионов градусов сложно поэтому принцип взяли у рельсовых пушек, создают сверхмощное поле но на миллисекунды. Магнитное поле создаётся на катушках за счёт разряда суперконденсаторов, 2 сгустка плазмы разгоняют как в рельсовой пушке навстречу друг другу и сталкивают, за счет сложения кинетической энергии и энергии сгустков температура повышается под 10 млн градусов и происходит термоядерная реакция синтеза и вспышка магнитного поля создаёт ЭДС тока на катушках реактора. Электричество вырабатывается непосредственно в реакторе без паровых турбин и котлов. Единственно нужен гелий 3 которого почти нет на Земле но на Луне его много.

    A New Way to Achieve Nuclear Fusion: Helion



    Если в этом реакторе в центральной камере сделать отверстие то можно выпускать термоядерную вспышку как реактивную струю.
  9. +3
    14 июля 2023 10:55
    Сначала сделайте рабочий термояд именно в той конфигурации что вам надо. А уж потом...
    По-моему рекорд у китайцев на токмаке, то есть на "бублике", они 109 секунд реакцию удержали.
    Тот что обещает Роскосмос как то ближе к истине. Ядерные технологии у нас боле менее освоены.
  10. +4
    14 июля 2023 11:21
    Хороший журналист бы удосужился погуглить, а что это за "компании-участники нового проекта", Pulsar Fusion и Princeton Satellite Systems? Сколько в них человек работает, чего добились на сегодняшний день, кроме "...в ноябре 2021 г. состоялись первые огневые испытания твердого топлива, изготовленного с использованием переработанного полиэтилена" – хм, а точно ли термоядерный полиэтилен они использовали?..

    И, наконец, сколько денег на кону такой прорывной технологии? Ничего работающего термоядерного на Земле всё ещё нет, а тут целый космический корабль сразу предполагается сделать!

    В общем, ребята с действительно интересными идеями получили немножко денег на их дальнейшее развитие, до сколько-нибудь серьезного воплощения "в железе" чего-нибудь термоядерного – всё те же 30 лет, что и всегда.
  11. +3
    14 июля 2023 12:51
    Британия - единственная в мире страна, свернувшая свою космическую программу, но известная своими амбициозными проектами. Лет 40 назад был Хотол, лет 15 назад он стал Скайлоном, теперь вот термоядерный движок решили запилить. А у самих на подлодках американские ракеты
  12. -2
    14 июля 2023 12:58
    Самая главная проблемма в космосе как охладить тепловую машину. Так что всё в топку. am
  13. 0
    14 июля 2023 13:41
    Отлично. Старая добрая Англия держит флаг ядерных исследований и разработок. Всяческое уважение. Что там у нас с Нуклоном?
    1. 0
      14 июля 2023 21:53
      Ядерный реактор решили в первую очередь в буревестник и посейдон засунуть, ионные движки давно есть. Нуклону пока нечего возить
  14. +3
    14 июля 2023 14:21
    Спасибо за внимание к этой теме, Автор !

    Что же касается идеи - идея-то хорошая, если не сильно вдумываться то все выглядит перспективно.
    НО.
    Во-первых подобное изделие будет работать с экстремально высокими температурами , и даже если разработчикам удастся создать радиационно и термоустойчивый (для длительной эксплуатации без замены) бланкет , даже если у него будет высокая отражающая способность к ИК-излучению , все равно вопрос прям-таки конского теплоотвода в вакууме от этого двигателя будет стоять,что называется,ребром. То есть к нему понадобятся массивные и масштабные охладители.
    Замечательно думать что все тепло уйдет в рабочее тело,к сожалению даже близко нет ..

    Во-вторых проблема постоянно подачи порций вещества для синтеза - это головная боль любых термоядерных реакторов. Потому что это наличие механической системы в весьма жестких тепловых и радиационных условиях (чтобы полететь на Гелии-3 ,надо его еще добыть. Прочие варианты синтез-смесей куда более грязные или жаркие) является уязвимостью , а для ракетных двигателей с их условиями эксплуатации и габаритами уязвимости непростительны.

    В-третьих вопрос обеспечения энергией сверхпроводящих магнитов для этого изделия , а также устройств разогрева до плазмы. Это довольно энергоемкие игрушки , помимо всего прочего еще и габаритные, с учетом требующихся для их функционирования доп. устройств ,вроде жидкогазовых систем охлаждения сверхпроводящих магнитов. Двигатель в связи с этим ,помимо роста энергетических требований раздобреет в ширь а сплетения этих систем однозначно не сделают его концепт проще или безопаснее ,чем текущие. К слову о обеспечении энергией - чем будут питать ? Я вижу только один вариант - ядерный реактор (от которого также понадобится дикий теплоотвод) , на 2023 год разработки ЯР для косм. аппаратов с турбинным преобразованием энергии (наиболее высокий КПД) в металле не существуют , разнообразные термоэмиссионные ухищрения долговременным или приемлемым с точки зрения КПД установки решением не являются.

    Сомнения что учитывая массу конструкции она сможет взлетать с земли, т.е в самом оптимистичном варианте это будет чисто космический движок. Для которого на данный момент не существует реактора , наиболее оптимальной синтез-пары , однозначно безаварийных и компактных систем продачи вещества в "камеру синтеза" , и вопрос теплоотвода такого кол-ва тепла в пустоте еще только предстоит решить.

    Резюмирую - исследования будут долгие, убыточные и ,вероятнее всего концептуально тупиковыми. В самом лучшем случае попутно откроют какие-то приблуды ,пригодные для других проектов. Сам двигатель на текущем состоянии прогресса -утопия.
    1. 0
      16 июля 2023 20:29
      А вакуум они чем создавать будут? В космическом пространстве абсолютного вакуума не существует.
  15. 0
    14 июля 2023 18:47
    Брехня и "мультики"! fellow
    Пока даже обычного, стационарного термояда нет, и неизвестно когда будет, а это вообще не в этом столетии.Мечтайте дальше! fellow laughing
  16. 0
    14 июля 2023 21:40
    Как понимаю,даже если соберут реактор способный выдержать с десяток кратковременных поджигов,то с энергией для поджига у них проблема.Возможно вброс чтобы за них порешали умные люди,подсказали правильное направление.
    1. +3
      14 июля 2023 22:00
      Там проблема ровно та же, что и в т.н "Термоядерный реактор Lockheed Martin" . Главное громко и смачно заявить о себе и своем проекте, красивенько все состряпать на презентации и "на пальцах" чтобы вот прям слюни текли. Потом ученые получают деньги и начинают их осваивать . Годами. Не обязательно чтобы в конце был какой-то выхлоп , а вот работка есть и можно заниматься "своим" направлением . Разве плохо ? Вотрут группе бюржуев или военных что до профита рукой подать и вперед с песней :-)

      Правильного направления на данном моменте на ниве "малого горячего термояда" и в габаритах меньше чем вдвое , нежели у какого-нибудь ITERa ,судя по всему нет. Потому что либо ненадежно и недолговечно и дорого, либо КПД будет ничтожным, либо вообще не выстрелит концепция ,от слова совсем.

      Температуры абсолютно безумные и нейтронные бомбардировки от большинства смесей также . Гелий-3 это волшебно но он на Луне. Его разработка там и доставка обратно - это крюк длинной в два экватора ,не говоря уже о вопросегаХ ,возникающих по правам каких-либо добытчиков на территории небесных тел. Плюс сам Гелий-3 там по Луне лежит тонким слоем ,условно создать шахту и мутузить его до полусмерти не получится. Может его и вовсе так не так много ,как показывают расчеты.

      Прочие реакции подходят бОльшей частью для монструозных агрегатов размеров с пару заводиков, потому что нужно неимоверное кол-во систем безопасности, сопровождающих производственных процессов , потому что у тепловой машины большее КПД при большем размере и так далее.

      Принципиально - да, принцип любопытный и сам двигатель ВОЗМОЖЕН. Но в размерах и при вводных, до которых как до Китая раком . Нет пока таких жЫрных задач и на такой огромный корабль денег тоже не будет , а он выйдет именно что огромным , побольше чем МКС , со всеми прибамбасами .
  17. 0
    15 июля 2023 00:04
    Не позднее 2027 г. планируется построить и испытать полноценный двигатель-демонстратор технологии.


    Я все внимательно прочитал и так и не понял.
    Какой еще термоядерный реактор к 2027 году?!
    Нет же пока нигде в мире еще никакого работающего термоядерного реактора!
  18. +3
    15 июля 2023 00:08
    Концепция конечно хорошая. Хотя реализация в рабочем прототипе (который будет непосредственно летать в космосе) произойдёт заметно позже чем отечественная система орбитального буксира с ядерной силовой установкой на электрических движителях (Зевс, Нуклон и ТЭМ). Просто потому что концепция нашего буксира, основана на технологиях что уже разработаны и используются. Ядерные реакторы в космосе наши опробовали ещё в 80-е на военных спутниках, а ионные двигатели, в качестве маршевых или как рулевых, активно используют уже много лет заметная часть всех орбитальных и межпланетных спутников. А один из крупнейших производителей этих двигателей - наш ОКБ "Факел".
    А вот концепция Princeton Satellite System (для простоты далее будет PSS) в этом плане не обладает таким заделом. Основа проекта - разогрев рабочего тела до состояния плазмы с последующим удержанием и "направлением" на выход из сопла, уже существует. Создавать плазму и вести её вдоль магнитного поля (что бы она не касалась стенок) мы можем ещё с середины 50-х годов прошлого века на ещё самых первых токамаках!
    "Почему же тогда у нас до сих пор нет работающего термоядерного реактора?" - спросите вы! Реактор является реактором только в том случае, если реакция с энерговыделением идёт и поддерживается долго! Атомные реакторы работают месяцами и годами. Турбины на ГЭС так же работают месяцами. Солнечные патели на СЭС работают неделями и месяцами (пре указанные перерывы вызваны необходимостью периодически проводить тех. обслуживание и тех. осмотр). А вот на самых передовых токамаках - мы максимум пока что поддерживали плазму в районе...... минуты.....рекорд 70 секунд! У нас проблема с тем, что бы научится удерживать долго плазму. А в том что бы создавать её и удерживать магнитным полем - проблем нет с начала 60-х
    Для двигателя PSS как раз нам нужна только генерация плазмы и её направление на "выход" магнитным полем. Долгое удержание плазмы там НЕ нужно.
    Проблема PSS в другом. В отличии от обычных ядерных реакторов и ионных двигателей, генераторы плазмы и генераторы сильных магнитных полей для управления этой самой плазмы - ещё никогда не создавались и не тестировались в космосе! Соответственно перед проектом PSS ещё предстоит долгий путь нахождения подводных камней работы подобной установки ИМЕННО В КОСМОСЕ.
    Следующая проблема такой системы - стартовые энергозатраты. Что бы ЗАПУСТИТЬ такой двигатель, нужно много энергии. Потому что нужно много энергии на разогрев рабочего тела до состояния плазмы и на питание электромагнитов что и будут удерживать и направлять поток плазмы. Это колоссальные энергозатраты. При чём если энергия на разогрев рабочего тела нужна только на старте (а дальше как в обычной печи, подкидываем новые порции рабочего тела что бы поддерживать температуру), то вот питание электромагнитов нужно осуществлять ВСЁ время пока двигатель работает.
    Да! Можно предположить что конструкция двигателя такова, что часть выделяемой тепловой энергии, будет преобразовываться в электрическую что бы поддерживать свою собственную работу после запуска, пока не будет дана команда на выключение! Только это не объясняет - так откуда же брать энергию для стартового запуска.
    Либо придётся брать с собой на борт небольшой ядерный реактор (но это сделает двигатель ещё тяжелее и дороже, а так же потребует габаритную систему охлаждения). Можно снабдить ГИГАНТСКИМ кол-вом аккумуляторов, но тогда это будет съедать кучу полезной нагрузки!

    Из внего вышеописанного может показатся что я против концепции PSS. Но это не так, я лишь оказал существенные недостатки проекта. Но сам проект, всё ещё перспективен и главное - он в отличии от нашего ТЭМ, позволит полноценно ОСВАИВАТЬ солнечную систему. ТЭМ, позволит (в случае успешной реализации) начать промышленно осваивать и подготавливать солнечную систему. Создавать сеть межпланетных спутников связи и навигации, отправлять тяжёлые орбитальные спутники геологоразведки, отправлять тяжёлые автоматические исследовательские аппараты к планетам/астероидам/спутникам/кометам, построить окололунную спутниковую инфраструктуру и снабдить поверхность Луны всем необходимым для создания лунной исследовательской колонии. Но вот PSS уже позволит превратить "изучение и освоение" солнечной систему в полноценное "занимание и эксплуатация". Характеристики двигателя PSS позволят наладить промышленную добычу ресурсов в солнечной системе, транспортировку этих самых ресурсов и так же быстрое перемещение настолько больших и тяжёлых грузов - что появится возможность отправлять по всей солнечной системе людей в промышленных масштабах (например в качестве вахтовых рабочих на предприятия по добычи ресурсов). А это прямой путь колонизации солнечной системы! И так же как это было с новым светом, те кто больше и грамотнее займёт много новых территорий в солнечной системе - те и станут новыми великими державами!
    1. 0
      16 июля 2023 20:32
      Тогда и у барона Мюнхгаюзена "концепция хорошая" была... "я взял себя за волосы и потянууул":).
  19. +1
    15 июля 2023 17:54
    Всё это продолжение одномерного в3аимодействия с окружающей средой. Моё мнение такое - EM Drive это тоже одномерный магнетрон и поэтому он не имеет видимого ре3ультата, но, как плюс - он пока3ывает как можно во3действовать на окружающую среду в 3амкнутом пространстве, но если сделать многомерный магнетрон [ с трёх- и/или более -мерным ] во3действием на окружающую среду, то видимый и регистрируемый приборами ре3ультат вполне может быть и3-3а во3никающего эффекта вынесенной, и3 3амкнутого пространства, точки. Я думаю такой космический двигатель будет более энергоэкономичным и в какой-то точке пространства он перегонит двигатель от Pulsar Fusion по скорости и ещё с помощью многомерного магнетрона можно будет корректировать направление движения космического аппарата простой модуляцией потока электронов в выходных ре3онаторах магнетрона. А для питания энергетической установки космического корабля, я предлагаю исполь3овать следующую генерацию термоядерного реактора типа HB11 Energy. В данное время Генрихом Хорой и его командой 3апатенттован одномерный реактор для получения энергии от синте3а атомов водорода и бора, достаточно аппаратоёмкий - для получения слияния ядер водорода и бора с выделением ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, бе3 тепла и радиации, необходимо исполь3овать очень громо3дские 10-ПеттаВатные в импульсе, ла3еры, которые водятся в Осаке, Япония. Но есть мысли, пока не положенные на бумагу в виде 3аявки на и3обретение, как этот процесс сделать многомерным, менее аппаратоёмким и энерго3атратным при инициали3ации процесса и достаточно малообъёмным, применимым в простых квартирах, электромобилях и прочих электрических средствах передвижения от мотоциклов до океанских лайнеров и самолётов на электротяге. К сожалению мои идеи ни Росатому, ни Роскосмосу не интересны - бюджетик пилится, время идёт, окладики повышаются и плотится 3арплатка...ракетки потихоньку в3летают...
  20. 0
    15 августа 2023 02:50
    Ох ни фига! И не ядерный, а сразу термоядерный! Ну, а чо с полиэтиленом прокатило, с термоядом тоже должно прокатить
  21. 0
    16 сентября 2023 00:56
    Что-то я ржу. А чего только термоядерный? Уж замахнулись бы сразу на гравицапу, один xep, реальных технологий нет и не предвидится в ближайшие лет 50
  22. 0
    1 ноября 2023 01:02
    Теория в голом виде. Ни одного работающего элемента концепции не предвидится в ближайшем будущем. А тем более в компактном виде. Фигня!