Наследник Су-27: Air Forces Monthly о Т-50

52

Несмотря на огромное количество домыслов, которые окружают истребитель «Сухого» Т-50, кое-о-чем можно говорить с определенностью. Этот самолет гарантированно будет стоить больше, появится в войсках с опозданием и изначально будет обладать более скоромными возможностями по сравнению с изначально запланированными. Это характерно для всех проектов истребителей четвертого и пятого поколений, полагает Air Forces Monthly.

По словам бывшего главкома ВВС А. Зелина (в настоящее время советник министра обороны), еще 11 предсерийных самолетов должны присоединиться к испытаниям в период до 2015 г. Четвертый прототип должен быть завершен к концу 2012 г. (взлетел на днях — прим. П.2), а к государственным испытаниям планируется приступить в 2013 г. Восемь из 14 самолетов будут уже предсерийными вариантами, а не прототипами.

Хотя расчетной датой поступление на вооружения являются 2016—2017 гг., этот срок скорее всего «уйдет вправо», если принять во внимание недавний российский опыт в разработке боевых самолетов. Остается неизвестным, в какой степени ВВС России планируют использовать Су-35С в качестве реакции на задержку программы разработки Т-50, но почти 90 Су-35С должны быть закуплены в 2012-2020 гг. Хотя этот самолет изначально предназначался исключительно на экспорт, решение ВВС по закупке этого самолета даст им возможность получить остро необходимый многофункциональный истребитель — при условии, что в этой программе больше не будет задержек. То есть непонятно, сколько еще ВВС будут сохранять на вооружении «классический» истребитель Су-27. Логично предположить, что в среднесрочной перспективе планы ВВС в области истребительной авиации будут включать в себя истребители Т-50 (Су-ХХ), Су-35С, Су-27СМ, Су-30СМ, МиГ-29СМТ и МиГ-31БМ, при этом темпы списания ранних модификаций МиГ-29 и Су-27 ускорятся.

Аналогично своим американским коллегам, хотя и в более жестких условиях, планы российских ВВС по сути советского образца по переходу к авиации пятого поколения оказались нереализуемыми с экономической точки зрения. Даже несмотря на то, что ВВС США изначально планировали закупить 750 экземпляров перспективного тактического истребителя (Advanced Tactical Fighter, F-22), а затем это количество было сокращено до 195 единиц, этот самолет все же пошел в серию и поступил на вооружение строевых частей.

История технического задания

Попытки КБ Сухого сделать ПАК ФА в соответствии с требованиями ВВС часто отметаются сторонниками теории «копирования» — термин российского экспертного сообщества в отношении схожести с F-22 Raptor. Когда общая схема самолета была рассекречена, ПАК ФА в определенных кругах стал называться «рэпторский», но «тихий Су-27» звучало бы лучше. Т-50 является второй, если не третьей, попыткой российских ВВС решить проблему создания истребителя пятого поколения. Если условиями ТЗ F-22 обозначен в качестве главного вероятного противника, он все же не одинок, а это в свою очередь не означает, что ставилась задача воспроизвести Raptor. F-35, как и китайский J-20, также учитывались в российском плане, наряду с европейскими истребителями четвертого поколения.

Проект F-22 старше Т-50 на десять лет. Техническое задание ВВС США, в котором формулировались требования к замене истребителя F-15, появилось в конце 1981 г. YF-22A был впервые представлен в 1990 г. Россия, судя по всему, стремится учесть различные требования к повышению живучести, но с меньшим упором на снижение показателей ЭПР.

Первый ответ Москвы на ТЗ Вашингтона к преемнику F-15 в части завоевания господства в воздухе можно сейчас наблюдать на территории ЛИИ им. Громова. Разработка КБ Микояна «изделие 1.44» стоит у ангара КБ, а прототип всего дважды поднимался в воздух. Первый полет был совершен в феврале 2000 г. — почти на десять лет позже изначально запланированных сроков. Разработанный в начале 1980-х гг. в соответствии с требованиями к МФИ (многофункциональному истребителю), этот проект был заморожен в связи с падением Берлинской стены (так в тексте — прим. П.2). Хотя КБ Микояна продолжало бороться за проект в течение 1990-х гг., для завершения первого этапа разработки на уровне демонстратора не было необходимого финансирования, не говоря уже о создании самолета в серийном «лице».

Современные российские ВВС возникли в 1992 г. на обломках советской авиации. В значительной степени они унаследовали проблемы своего предшественника, и все 1990-е гг. им выделялось недостаточно средств для кардинального решения тех вопросов, которые подтачивали их боевые возможности. Российская авиация, как военная, так и гражданская, все 1990-е гг. находилась при смерти. Генерал-полковник Абрек Аюпов, который в то время занимал должность заместителя главкома ВВС по вооружению, а в настоящее время является советником в компании «Сухой», считает, что это был «период стагнации». Грубые цифры только лишь маскируют реальное положение дел в ВВС в первое постсоветское десятилетие. Когда общее число самолетов стало падать, а первые модификации истребителей МиГ-29 и Су-27 стали устаревать, в природе не существовало ничего, что хотя бы отдаленно напоминало бы приемлемую и стройную программу по практической закупке новых или модернизированных типов самолетов.

На протяжении 1990-х гг. можно насчитать много точек наибольшего падения российских ВВС, но 1998 год, стал, пожалуй, годом когда было достигнуто дно — тогда ВВС не получили ни одного самолета. В 1980-е гг. поставки новой техники исчислялись сотнями самолетов. И хотя на протяжении 1990-х гг. остатки амбиций по закупке истребителя пятого поколения сохранялись, и даже велись кое-какие работы, но для этого выделялось недостаточное финансирование.

В 2002 г. проект КБ Сухого Т-50 победил предложения КБ Микояна и Яковлева в конкурсе российских ВВС на многоцелевой истребитель, призванный сменить Су-27. Считается, что Государственная программа вооружения на период до 2020 г. предусматривает закупку 60 истребителей. Демонстратор технологий от КБ Сухого с крылом обратной стреловидности, который известен как С.37 и Су-47 «Беркут», скорее всего начинался как исследовательский проект ЦАГИ, который в 1980-х гг. был известен под наименованием С.32. В некоторых ключевых областях, таких как увеличенная доля использования композитных материалов и внутренняя подвеска вооружения (уступка ради снижения ЭПР), демонстратор принес значительную пользу, хотя вряд ли он мог претендовать на роль замены для Су-27. Концептуальные работы по проекту истребителя следующего поколения также велись в различных лабораториях ВВС, включая 2-й ЦНИИ МО и ГосНИИАС. 2-й ЦНИИ МО является одним из ведущих центров компетенций в области вопросов оценки ЭПР и ее снижения. В 2000-е гг. он занимался исследованиями пассивных и активных подходов к технологии малозаметности, применимых к боевому самолету.

Снижение заметности

Проект КБ Сухого отличается попыткой существенно снизить заметность самолета в радиолокационном диапазоне, которая характеризуется различными характеристиками, относящимися уже ко второму поколению технологий малозаметности. В какой степени самолет будет оснащен пассивными и активными системами снижения заметности, покажет время. Однако в России на протяжении уже долго времени наблюдается интерес к исследованиям в области облака плазмы, которая поглощает радиосигналы. Проект под названием «Марабу» связывают с закрытой программой по созданию крылатой ракеты 3М-25/Х-80 «Метеорит». В рамках этого проекта предполагалось использовать плазму для сокрытия подфюзеляжного воздухозаборника, который является крупным отражателем радиолокационного излучения. Фронтальный и носовой сектор планера Т-50 явно спроектированы с целью значительного снижения ЭПР. Однако того же нельзя сказать о задней части прототипа истребителя. Проект задней части фюзеляжа и гондол двигателей, кажется, отличается меньшим вниманием проектировщиков к снижению заметности в РЛ-диапазоне. Однако следует иметь в виду, что Т-50 является прототипом, и в прошлом КБ Сухого в случае необходимости не останавливалось перед значительными переделками проекта. Наиболее ярким примером является почти полностью перепроектированный истребитель Т-10 (Су-27), когда в ходе начального этапа летных испытаний были обнаружены серьезные (а фактически — фатальные) недостатки. В результате перепроектирования управляемость и летные характеристики значительно улучшились и привели к первому серийному истребителю, а в конечном счете и к Су-35С. Хотя сложно предположить, что в случае с Т-50 будет иметь место подобная радикальная переработка проекта, нельзя исключать отдельных улучшений проекта.

Третий прототип Т-50-3 уже отличается отдельными усовершенствованиями планера, хотя основные элементы БРЭО еще предстоит установить. Четвертый прототип должен присоединиться к испытаниям в конце 2012 г. Идут разговоры, что самолет будет отличаться серьезными изменениями в планере с целью исправления недостатков, обнаруженных на первом прототипе Т-50-1. Первый прототип не наблюдался с момента летных испытаний в августе 2011 г.

Хотя российские военные и разработчик самолета хранят молчание даже в отношении базовых характеристик Т-50, проект явно относится к тому же классу, что и Су-27. Интересно, что изначально программа разработки наследника МФИ от КБ Микояна в конце 1990-х гг. некоторыми авторитетными экспертами ассоциировалась с ТТЗ к Легкому фронтовому истребителю (ЛФИ). Среди российского экспертного сообщества разразились жаркие дебаты относительно того, в какую категорию отнести новый самолет, и те, кто являлся сторонником тяжелого истребителя, вышли победителями. Но оба ведущих разработчика истребителей вероятнее всего продолжают рассматривать возможность проекта истребителя промежуточного класса между легким и средним. Представители российской промышленности в последнее время допускали, что это направление представляет интерес, хотя объем средств и производственные возможности оставили это в области благих намерений.

Третий прототип Т-50-3 стал первым, на котором стало отрабатываться бортовое оборудование. Он оснащен РЛС с АФАР разработки ОАО «НИИ Приборостроения», а остальные РЛС имеют различную апертуру. Кроме основной РЛС Н-036 Х-диапазона, на самолете планируется установить две дополнительные РЛС Х-диапазона (передняя и две боковые РЛС, то есть схема, изначально разработанная для МФИ (и F-22)). МФИ также должен был быть оснащен менее крупной РЛС заднего обзора, хотя в настоящее время непохоже, что на ПАК ФА будет использована подобная схема. РЛС L-диапазона также вероятно устанавливаются в предкрылке.

В дополнение к РЛС самолет будет оснащен оптико-локационной системой. На Т-50-2 на традиционном месте была смонтирована инфракрасная оптико-локационная система, а то, что некоторыми экспертами было обозначено как система противодействия и постановки направленных инфракрасных помех, находится позади кабины пилота. Дополнительные электронно-оптические приборы, включая как минимум два ультрафиолетовых «окна», рассматриваются как оснащение серийного самолета. Полноценный оптико-электронный комплекс может быть испытан на Т-50-3.

Наряду с получением опыта по использованию композитных материалов в планере, С.32/С.37 «Беркут» дал КБ Сухого первый опыт проектирования внутренних отсеков вооружения. Хотя внутренняя подвеска вооружения дает очевидные преимущества с точки зрения снижения ЭПР, она также создает множество проблем. Среди них взаимодействия с окружающей средой и температурный режим, установка и съем вооружения, а также вопросы очистки этих объемов. Вероятнее всего КБ Сухого и исследовательские организации ВВС исследовали вопросы внутренней подвески вооружения и его применение используя С.37.

Применяемое вооружение

Схема Т-50 включает два отсека вооружения тандемной компоновки в пространстве, образованном двигателями, а также отсеки для одного вида оружия, которые находятся за внутренней кромкой переднего горизонтального оперения. Фотографии отсеков вооружения Т-50 могут быть сделаны в ходе испытаний, но маловероятно, что они появятся на Западе.

Для вооружения самолета в настоящее время разрабатывается широкая гамма модернизированных и новых ракет класса «воздух-воздух», а в ряде случаев работы были вновь инициированы. В советские времена разработка нового самолета часто сопровождалась одновременной работой по новым ракетам «воздух-воздух». Многие из систем, которые потенциально могут применяться с Т-50, начали разрабатываться для МФИ.

Являясь отражением проблем, с которыми столкнулись проектировщики самолетов, разработка новых авиационных средств поражения в 1990-е гг. практически прекратилась – работы по комплексу вооружения для МФИ были положены на полку, а программы по модернизации существующих систем — ракеты с активной ГСН Р-77, с ИК-ГСН Р-73, а также модернизация ракеты дальнего радиуса действия Р-33 (Р-37), были практически приостановлены. В середине 2000-х гг. стал наблюдаться рост активности. Имеющая давнюю историю программа по модернизации ракеты Р-77 («изделие 170-1») наконец получила одобрение правительства, или даже была заново инициирована в 2003 г.

Было выпущено как минимум десять опытных образцов модернизированного варианта Р-77, а к практическим испытаниям приступили с опозданием в несколько лет – как считается, из-за отсутствия нужной платформы. Изделие 170-1 в настоящее время находится в производстве по заказу российских ВВС и является аналогом экспортного варианта РВВ-СД. Но в своем нынешнем виде 170-1 на сегодняшний день не планируется для вооружения ПАК ФА.

Лучшим инсайдом в отношении вооружения, планируемого для ПАК ФА, является статья Геннадия Соколовского, бывшего генерального директора КБ «Вымпел» и одного из ведущих разработчиков российского авиационного вооружения на протяжении целого поколения, опубликованная в 2006 г. В ней упоминается ряд программ, включая ракеты ближнего, среднего, дальнего и сверхдальнего радиуса действия, которые планируется принять на вооружение российских ВВС.

Дальнейшая модернизация семейства ракет Р-77 может предназначаться для ПАК ФА: изделия 180/К-77М и 180ПД. Официальные представители «Вымпела» подтверждают наличие разработок по дальнейшей модернизации ракеты не считая изделия 170-1, но неохотно говорят о деталях. Оба этих варианта ракеты Р-77 предположительно будут оснащены решетчатыми рулями вместо привычных крестообразных вертикальных укороченных рулей.

В общих словах в статье Соколовского говорится о новой ракете средней дальности, и она может иметь отношение к индексу «изделие 270». Это обозначение фигурирует в документе, относящемся к системе катапультируемого кресла для Т-50. В документе также упоминается «изделие 810», ракета повышенной дальности для ПАК ФА.

Во времена СССР задача по сверхдальнему перехвату была возложена на истребитель МиГ-31, вооруженный ракетами Р-33, а затем на разрабатываемые Су-27М/МФИ. Эти самолеты также обладали возможностью применять сверхдальние ракеты класса «воздух-воздух», и ПАК ФА следует этой тенденции. Представляется вероятным, что до «изделия 810» самолет оснащался «изделием 610М». Эта ракета предположительно является неким вариантом ракеты РВВ-БД, показанной на салоне МАКС-2011.

Россия продолжает отставать в области технологий инфракрасного видения, и какой конкретный тип ракеты ближнего радиуса действия будет применяться с ПАК ФА остается неизвестным. На сегодняшний день представители «Вымпела» допускают, что компания будет сосредоточена на дальнейшей доработке конструкции ракеты Р-73, а это означает, что проект создания ракеты для ближнего маневренного боя К-30, относящийся к 1980-м гг., закрыт. «Изделие 760», являющееся вариантом Р-73, может стать ракетой ближнего радиуса действия «первого этапа» для ПАК ФА.

Также ведется разработка средств поражения «воздух-земля». Находится в разработке модульная ракета Х-38 – предполагаемый наследник семейства Х-25. Хвостовые и основные рули ракеты сделаны складывающимися для возможности внутренней подвески, кроме того предусмотрено несколько вариантов наведения. Кроме оптического наведения, предполагается установка полуактивной лазерной ГСН, радиолокационной ГСН, а также вариант с наведением с помощью системы ГЛОНАСС. Успешное отделение массово-габаритных макетов ракет, как сообщается, осуществлялось с борта истребителя-бомбардировщика Су-34.

ПАК ФА также дал новую жизнь относительно устаревшей ракете Х-58 в виде Х-58УШК. Это модернизированный вариант Х-58 отличается пассивной ГСН с большим диапазоном частот и, видимо, предназначен для того, чтобы добавить в арсенал самолета противорадиолокацонную ракету (ПРР) большой дальности действия. Выбор в пользу Х-58, а не ракеты с прямоточным воздушно-реактивным двигателем Х-31 может быть объяснен размером отсека вооружения. Ракета Х-31ПМ является модернизацией базовой Х-31 с пассивной ГСН, удлиненным фюзеляжем из-за наличия дополнительного твердотопливного ускорителя и фюзеляжного отсека-вставки. Длина Х-31П составляет 4,7 м (Х-31ПМ-5,3 м). Х-58УШК имеет длину 4,2 м. Менее крупная ПРР Х-36П также может применяться с самолета, хотя статус ее разработки открыто не озвучивался. Широкий набор управляемых авиабомб также станет частью арсенала нового истребителя.

Риски программы

Программа по созданию истребителя ПАК ФА сделала значительно больший прогресс по сравнению со своей предшественницей, которую вело КБ Микояна. Она также имеет финансовую поддержку со стороны Индии, что также укрепляет ее позиции. Устойчивое и достаточное финансирование для Т-50 должно оставаться приоритетом, если программа претендует на высокие шансы по своей реализации. До сих пор министерству обороны и правительству не удавалось полноценно финансировать закупки вооружений, но имеются основания полагать, что ситуация с ГПВ-2020 будет иной, хотя все же еще слишком рано давать какие-либо окончательные ответы.

Являясь весьма амбициозной программой, Т-50 все же совсем не то, что планировалось в 1980-е гг. в облике МФИ, но при этом имеет преимущества значительных наработок, которые были использованы при реализации программы. Разработка двигателя может представлять значительный технический риск.

Требования к разработке и интеграция РЛС и БРЭО очень высокие, и в прошлом эта область доставляла значительные хлопоты. Интеграция авионики в кабине летчика на истребителе Су-27М (Су-35 первый с таким названием) была подвергнута критике со стороны летчиков-испытателей, по мнению которых, она оставляла выбор лишь между управлением самолетом и ведением боя, но не давала возможности совмещать обе этих функции.

Судя по всему, производство Т-50 будет осуществляться на КнААПО, там же где выпускается и Су-35С. Серийное производство уже стало тяжелым испытанием для других предприятий холдинга Сухого, в особенности НАПО, где выпускается ударный вариант Су-27 в виде фронтового бомбардировщика Су-34.

Т-50 имеет потенциал стать достойным преемником Су-27 при условии, что программа разработки будет иметь необходимое финансирование, наряду с созданием систем вооружения и авионики. Но Т-50 уже несет черты весьма совершенного боевого самолета, который позволит России, Индии и другим экспортным заказчикам получить на вооружение весьма совершенный истребитель в течение ближайших десятилетий.

Оригинал публикации: Air Forces Monthly, August 2012 — Douglas Barrie
52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    17 декабря 2012 11:38
    Ау! Спецы! Нужны ваши отзывы на данную тему. hi Не встреваю, так как дилетант в этом вопросе, но тема интересная.
    1. +10
      17 декабря 2012 11:44
      Хвалебных речей от западного журнала и не стоило ожидать, поживем-увидим, какой самолет получится...
    2. +13
      17 декабря 2012 12:35
      Стоить он конечно будет побльше, это факт ! Как в любом деле, если что-то запланировал, посчитал и принял решение, то, в итоге умножай на 3. Но вот то, что хуже "запланированного" он не будет это - факт ! Я прослужил в ВВС, в ИАС, более 25-лет, постоянно к нам приходила новая АТ(каждые 5-7 лет), так вот она постоянно "дорабатывалась". Приходило масса бюллетений по доработке данной АТ со стороны МАП по итогам лидерной эсплуатации данной АТ. Да и "строевой" жизни самолётов постоянно накапливались проблемы, которые влияли на безопасность полётов и эффективность его боевого применения. Сейчас же(снимаю шляпу) ОКБ Сухого не спешит - и правильно делает. Как говорили у нас ВВС "лучше перебзд-ть, чем недобзд-ть " .
    3. vaf
      vaf
      +9
      17 декабря 2012 14:59
      Цитата: alexneg
      Нужны ваши отзывы на данную тему.


      Александр,приветствую вас+! Статья...ДЕРЬМО! Автору МИНУС!

      Если не знает, то нехрен писать вообще!

      Ед ин ичку автор не видел? Пусть посмотрит!
      Сентябрь 2012 года!

      1. сашка
        +1
        20 декабря 2012 10:06
        Цитата: vaf
        Ед ин ичку автор не видел? Пусть посмотрит!
        Сентябрь 2012 года!

        Фото не меняет ЕСТЕСТВА..Сожалею...Красиво.(не попрёшь)Музыку заказывать будут..?Или опять миллиарды на кольца..Братство ...Интересно Чьё...Не ВЕРЮ.
  2. -1
    17 декабря 2012 11:38
    Выскажу совершенно крамольнейшую и еретическую (для просторов и страниц нашего сайта) мысль:
    А вообще, а нужно ли было клепать этот Т-50, тратить на него далеко не маленькие средства, силы и время?.. Не практичнее ли было продолжить работы по доводке машин линии Су-37?.. И не окажется ли наш новый истребитель пятого поколения неким аналогом разрекламированного, но совершенно никому не нужного "Сухого-Суперджет-100"?.. Впрочем, последнее каг-бэ вряд ли - покупателя для него уже нашли. Наши ВВС...
    Да и вообще вся эта возня с т.н. "пятым поколением" (как явление общемировое) больше напоминает мне некую маркетинговую акцию, нежели реальное желание поставить в строй реально работающую на реальной войне реально надежную и реально эффективную машину...
    1. Sergh
      +2
      17 декабря 2012 12:28
      Цитата: Chicot 1
      А вообще, а нужно ли было клепать этот Т-50, тратить на него далеко не маленькие средства

      Ну вопрос конечно не плохой, но дело в том, что народ военный во всём мире уже заглотил наживку "пятого поколения" и начинает всё чаще требовать для себя любимого такую игрушку. Так-что делать "игрушку" придётся, а там пусть хоть индусы, хоть Уго (если купит) вешают её хоть на ёлку. А чем раньше мы её (Т-50) состряпаем, тем больше "в почёте" будем, да и денег поиметь не мешает, а кто-куда её пристроит, уже дело пятое!
      1. -7
        17 декабря 2012 12:53
        Вы конечно правы, уважаемый Sergh... Но на войне девайсами не хвастаются. Ими убивают (или погибают от них). И чей девайс сделает это эффективнее, то и победил...
        А все остальное - "почет" там, "уважуха" или "респект" - это словестная шелуха...

        В результате наши (индийские или венесуэльские не в счет!) ВВС получат машину которая будет сложнее технически (как и в поизводстве, так и в обслуживании!), дороже, капризнее (как и любая "новорожденная"). Но по своей реальной (а не теоретической, бумажной и разрекламированной!) эффективности она будет на уровне с теми же самыми машинами т.н. "четвертого поколения" (изученными, освоенными как в производстве, так и войсках, стоящими в серии и доведенные до известной степени совершенства, т.е. более надежные и менее капризные)...
        Так в чем наш реальный выиграш?.. Только "почет", "уважуха" и длинные речи болезненного Уго с благодарностями?.. Не густо однако...
        1. +18
          17 декабря 2012 13:02
          Но по своей реальной (а не теоретической, бумажной и разрекламированной!) эффективности она будет на уровне с теми же самыми машинами т.н. "четвертого поколения" (изученными, освоенными как в производстве, так и войсках, стоящими в серии)...
          Мне вот одно любопытно откуда у Вас данные!? Или так мысли вслух?
          В результате наши (индийские или венесуэльские не в счет!) ВВС получат машину которая будет сложнее технически (как и в поизводстве, так и в обслуживании!), дороже, капризнее (как и любая "новорожденная")
          НУ с такими рассуждениями можно было останавливаться на оружии изображенном на фото:
          1. +15
            17 декабря 2012 13:25
            На фото, перспективное оружие 4-й мировой! soldier Пора им запасаться....
            1. +1
              18 декабря 2012 11:34
              Монтировка перспективнее будет ибо второе поколение после этого...
              1. +1
                18 декабря 2012 20:41
                У нас не будет опыта эксплуатации боевой системы нового поколения (монтировки), разработка ударит по бюджету. Плюс отсутсвие инфраструктуры и подготовленного личного состава. Но Вы совершенно правы, работать в этом направлении необходимо. bully
          2. Sergh
            +4
            17 декабря 2012 13:31
            Цитата: Chicot 1
            Так в чем наш реальный выиграш?.. Только "почет", "уважуха" и длинные речи болезненного Уго с благодарностями

            Вы уважаемый от-части в чём-то правы. Я понимаю, у нас масса пенсионеров и детей требующих срочных операций, да и просто должного лечения. Прочие соц. блага для населения в смысле обеспечения и дешёвой пищи, НО мы не забываем повторять, что мир всё-таки не совершенен и наглядный пример на сытую и обеспеченную Ливию и с последующим продолжением, где встаёт не праздный вопрос, а защитить хотябы то-что есть, то-что сделано на-сегодня ЧЕМ мы будем, если враг вооружается до-зубов? А это мы проходили в 41-45 м годах, когда техника отстала, военная мысль отупела и пришлось идти конницей на танки..., может хватит повторять ошибки. Военный прогресс всегда тесно соприкосается с гражданским. Отставать-смерти подобно, это уже не сказка, а грустная действительность!
            1. -4
              17 декабря 2012 13:58
              Опыт эксплуатации первого в мире истребителя пятого поколения (достопочтенный "эф-два-два") показал, что он полнейшее дьерьмо. Боюсь, что дьерьмом является и вся концепция этого самого "истребителя пятого поколения". Так стоит ли нам в него наступать?.. Или мы куда и все, а своей головы на плечах нет?..
              1. Misantrop
                +10
                17 декабря 2012 14:11
                Не являющаяся серийной АПЛ 661 проекта "Золотая рыбка" тоже была не слишком удачна в качестве боевого корабля. Вот только отработанная на ней аппаратура и системы потом стали основой для создания 2-го поколения атомоходов (весьма удачно себя зарекомендовавших)
              2. +2
                17 декабря 2012 16:48
                И почему вдруг он Потому что экранчик забарахлил?Да,истребители разбиваются,и это относится ко всем самолётам,а не к F-22.А в этом самолёте куча новых технологий,и вполне логично,что с ним будут проблемы.Если судить как вы,то вообще надо забить на разработку нового поколения техники и ждать,пока противник разработает 8 поколения,и будет гнобить им наше 4+,которое проще,отработаннее,дешевле и бла бла бла.
                1. +1
                  17 декабря 2012 17:10
                  И почему вдруг он говно?*
            2. +4
              17 декабря 2012 15:51
              Конницей на танки не ходили.Не повторяйте либерастные мифы...
              1. Sergh
                +2
                17 декабря 2012 19:48
                Цитата: arnulla
                Конницей на танки не ходили.Не повторяйте либерастные мифы...

                Оп-а-а, я даже в этом случае с вами спорить не хочу. Читайте документалистику или в лучшем случае док. фильмы 41-45 го смотрите.

                Журнал боевых действий 4 ТГ (Гёпнер)
                Запись от 16.11.41 г.

                "..Не верилось, что противник намерен атаковать нас на этом широком поле, предназначенном разве что для парадов... Но вот три шеренги всадников двинулись на нас. По освещённому зимним солнцем пространству неслись в атаку всадники с блестящими клинками, пригнувшись к шеям лошадей.. Первые снаряды разорвались в гуще атакующих.. (пропущу натурализм) Немногие уцелевшие всадники были добиты огнём артиллерии и пулемётов.
                И вот из леса несётся в атаку вторая волна всадников. Невозможно представить себе, что после гибели первых эскадронов кошмарное представление повториться вновь... Однако местность уже пристреляна, и гибель второй волны конницы произошла ещё быстрее, чем первой".

                Место действия - Западный фронт. Командующий - Жуков.

                17 и 44 кавдивизии, прибывшие из Средней Азии.

                Да литературный дар немецким генералам не чужд (чай не три класса ЦПШ), но легче от этого не становится..

                Чем больше погружаюсь в историю войны, тем больше убеждаюсь, что полностью она открыта никогда не будет: Одним не выгодно, а вторым знать не хочется...

                Могу только добавить, вдруг выясняется позже, что 17 44 кавдивизии вообще небыло, а была горно-кавалерийская и отдельный эскадрон химической защиты. Вот такие затирки истории на сегодняшний день.
                1. Sergh
                  0
                  17 декабря 2012 22:26
                  Цитата: arnulla
                  Конницей на танки не ходили.Не повторяйте либерастные мифы

                  С девятой минуты помедленней.

                2. +1
                  17 декабря 2012 23:42
                  В начале 2-й мировой, если верить СМИ, на немецкие танки ходили в атаку в конном строю поляки. Мне даже приходилось видеть польские картинки, где немцы. высовываясь из танков, поднимают руки, устрашась конной атаки поляков:))) И такие вот истории даже бывают. Уверен, есть и такие (особливо, среди "поколения пепси"), что верят и такую бредятину. Хотя сам факт польских конных атак на немецкие танки имел место быть. Поскольку польская пропаганда того времени утверждала, что большинство немецких танков сделаны из фанеры и картона.
          3. -7
            17 декабря 2012 13:52
            Не утрируйте, уважаемый urzul. Это на счет предоставленного Вами изображения каменного топора эпохи позднего неолита...
            А насчет остального... Да. Рассуждения. Ибо какие данные могут быть о машине, которая не то, что в боевых действиях не участвовала, она даже в серию еще не пошла... Так что все данные о ней могут быть лишь исключительно (и априори!!!) заявленными (сиречь бумажными, теоретическими и рекламными). И особенных иллюзий питать здесь не стоит. Достаточно вспомнить "эф-два-два"...
            А вот реальная боевая эффективность очень часто расходится с заявленной производителями циферью. Гладко оно ведь только на бумаге. Ну, и в рекламе тоже...
            1. +8
              17 декабря 2012 15:22
              Так стоит ли нам в него наступать?.. Или мы куда и все, а своей головы на плечах нет?..

              Т-50 уместно сравнивать с Ф-22 только в плане 5-х поколений, а так концепция совершенно разная. Т-50 это по сути переработанная концепция СУ-27 с применением новейших технологий. Это сверх маневренный истребитель невидимку, но на первом месте у нас стоит маневренность, а у амеров невидимость. Так что подходы и применение будет совсем разным. Этот истребитель нужен, т.к. многие элементы в нем созданы с нуля и даже если, не дай бог конечно, Т-50 будет неудачным, то многие его удачные компоненты можно будет использовать в создании других самолетов или в модернизации старых. Так что создание Т-50 необходимость, а не погоня за кем то, нужны новые идеи.
          4. Башкаус
            +1
            17 декабря 2012 18:47
            Слушайте, а вот если на секундочку задуматься. Какая разница, проломят тебе череп двумя-тремя ударами вышепоказанного на фотке топора, или ошметки твоего тела разметает на сотни метров от полутонной бомбы? Результат ве равно один - смерть.
            Может тога забить на вооружения, а высвободившиеся рессурсы тратить на удовльствие и уровень жизни? )))
            Если нет разницы между тем как человек убит, но есть констатация смерти. то зачем платить больше?
            1. +1
              17 декабря 2012 19:38
              Чтобы задуматься, надо иметь мозг. Желательно не затуманенный псевдорелигиозными убеждениями и жаждой наживы.
            2. -1
              18 декабря 2012 07:51
              тоже поражаюсь сколько денег и сил человечество тратит на средства своего уничтожения, на армии, танки корабли и самолеты
        2. 0
          17 декабря 2012 16:53
          Цитата: Chicot 1
          Но по своей реальной (а не теоретической, бумажной и разрекламированной!) эффективности она будет на уровне с теми же самыми машинами т.н. "четвертого поколения"


          С чего бы вдруг?Вы сами себе противоречите.Если эта машина нового поколения,то она по определению эффективнее и технологичнее предыдущего,поэтому и является следующим.Будь она на том же уровне эффективности,она бы была таким же 4ым поколением.
          Или по вашему умные и осведомлённые люди станут разрабатывать и закупить более дорогой и сложный самолёт,который не будет эффективнее того,что есть?
    2. +4
      17 декабря 2012 14:50
      Цитата: Chicot 1
      А вообще, а нужно ли было клепать этот Т-50, тратить на него далеко не маленькие средства, силы и время?..

      Конечно нужно, это отработка технологий, новые производства новый уровень постановки задач и их осуществления, вероятность применения в войне с более менее равным соперником у этой машины конечно не высока, но если этой машины не будет то война будет ближе
    3. 0
      17 декабря 2012 15:37
      Тут вот что Пиар это для широких народных масс которые смотрят программу время.
      Для тех кто в теме это набор ТТХ в ТЗ которые необходимы нашим военным для выполнения задач.
      Тем более Т-50 это пока что лишь платформа. Точно такой же платформой был и Т-10(который стал Су-27)
      А Продолжении Су-37 нашел в Су-35С
      1. -5
        17 декабря 2012 16:46
        Дык, а чем не устраивает платформа на базе самолетов линии Су-27?.. Тем, что уже не позволяет "осваивать" денюжку из бюджета?..

        Далее по невидимости (малозаметности) и маневренности (сверхманевренности)...
        Создать невидимый или типа малозаметный самолет невозможно априори. Замажешь его в одном диапазоне, будут высматривать его в другом. Выход найдут, не сумлевайтесь даже...
        Маневренность вешч хорошая. Это показатель совершенства машины и ее аэродинамической законченности. Но позвольте спросить - а много фигур высшего пилотажа вы накрутите на "сверхманевренном истребителе" на скоростях превышающих число Маха?.. Думаю, что нет...
        Где выход?.. Делать соответствующую современности и обозримому будущему начинку и вооружение. А платформу под это можно использовать любую. И того же упомянутого Су-35С в том числе. Вот не думаю, что серийный Т-50 (или как он там будет называться) по своим пилотажным качествам будет лучше него...
        1. +1
          17 декабря 2012 16:54
          Где выход?.. Делать соответствующую современности и обозримому будущему начинку и вооружение. А платформу под это можно использовать любую. И того же упомянутого Су-35С в том числе. Вот не думаю, что серийный Т-50 (или как он там будет называться) по своим пилотажным качествам будет лучше него...

          Зря вы так думаете. Если с невидимостью соглашусь, то насчет маневренности готов поспорить. На скоростях больше 1М, никто не собирается крутить петли - человек просто не выдержит перегрузок. Маневренность нужна в ближнем бою, уход от ракет, низковысотный полет и тд.. Вот тут и нужна закритическая аэродинамика, это жизненно важно и на "старой" платформе она уже не проходит, планер не дает, хоть сколько пихай туда электроники.
          О пилотажных качествах Т-50 мы вообще ничего не знаем. Но думается мне, при новом планере, будут новые фигуры пилотажа, как это случилось с серией Су-27/МиГ-29.
          1. -4
            17 декабря 2012 17:12
            Не-е-е... Не зря... Уж поверте, уважаемый Wedmak... smile
            1. +4
              17 декабря 2012 17:21
              Нет уж... я не нашел для себя в ваших аргументах ничего убеждающего. Но дело не только в машине. Уже сейчас современные боевые самолеты могут летать на режимах и перегрузках с которыми человек физически не в состоянии справится. Какой бы подготовленный он не был. Поток информации для пилота просто огромен. Остается только один путь - вводить хоть какой-то интеллект борта, оставляя за человеком принятие решения на применение оружия и в нестандартных ситуациях.
              Пилотажные качества напрямую зависят от аэродинамики планера и мощности двигателя(и тут новые разработки и дают свои плюсы), а уж сможет ли этим воспользоваться пилот, это другой вопрос.
        2. +1
          17 декабря 2012 23:55
          Еще немаловажная концепция пятого поколения - это скрытое в отсеках вооружение. Именно это фактор, наряду с другими, позволяет и снизить заметность, и улучшить аэродинамику (а это экономичность, повышение удельной мощности, скорости, снижение тепловых и проч. нагрузок на планер) и маневренность. Но этот фактор совершенно меняет всю конструкцию самолета.Да и существенно влияет на конструктив самого вооружения. "Старые" машины для этого не подходят конструктивно. Кроме того, сильно влияют на конструктив самолета и размещение современной БРЭО. Ну, а если к этим факторам добавить новые двигатели с изменяемым вектором тяги, то концептуально от старой платформы мало что вообще можно использовать (кроме, разве что, законов аэро и термодинамики).
          Когда достигнут определенный конструктивный и технологический "порог" в изделии, дешевле и проще создать новое изделие, в котором легче учесть все новые веяния, чем дорабатывать старые конструкции. Это технологическая аксиома
    4. Sleptsoff
      +2
      17 декабря 2012 16:41
      Не будешь создавать новое утратишь технологии, нельзя вечно модернизировать.
      1. -1
        17 декабря 2012 17:11
        А у нас и так много потеряно. И сейчас теряется тоже. Так что еще раз повторюсь - не стоит обольщаться... Особенно в тех областях, где руководят "эффективные менеджеры" а-ля Погосян...
    5. Башкаус
      +4
      17 декабря 2012 18:42
      Нет, вы правильно сказали что высказали дурацкую мысль.
      посудите сами: инженерная мысль всегда идет вперед, постоянно появляются принципиально новые подходы к решению определенных задач и собственно новые задачи. в т.ч. авиации.
      Основа планера изделия Т10 (Су27) создавалась исходя из а) технических и научных возможностей того времени и б)поставленных военными задачь.
      Так например в 3м поколение добились сверхзвука и хорошей вооруженности ракетми, и фишка того времени была "пустил и забыл" считалось что самолеты перестанут входить в ближний бой. А Вьетнам показал "обломись пацаны" ракеты ракетами, но не всегда попадают и все равно самолеты сходятся в ближнем бою, а конструкции тех лет мягко говоря на это былин е расчитаны. Вот и появилось новое поколение №4 (хотя планер это только одна из граней) Создали у нас Су27 у них Ф15 и 18. Все хорошо, почесали репу и решили "гонимся за невидимостью, многофункциональностью и сверхманевренностью" Появились новые требования, к тому же научный прогресс к этому времени уже тоже шагнул вперед, поэтому на самолетах 5го поколения отрабатываются принципиально новые технологии и философия воздушного боя. НА сколько она хороша или плохо покажет время, но то, что военные скажут "мужики, нам надо ...." это факт. Все, что можно выжить из Т10 (су27) уже выжато, глбочайшие модернизации действительно в разы превосходят первенца, но повторюсь, новые задачи требут новых решений. Поэтому Т50 по своей сути платформа на новых технологиях и принципах, которая еще лет 10-15 будет модернезироваться и улучшаться, в ней задел есть. а в Су27 уже вчерашний день. По сути Т50 тоже уже сегодняшний, а взгляды ученых уже в 6е поколение, только каким оно будет?))))
  3. bereg
    +2
    17 декабря 2012 11:41
    Оригинал публикации: Air Forces Monthly, August 2012 — Douglas Barrie . и этим все сказано
  4. 0
    17 декабря 2012 11:43
    Хвалебных речей от западного журнала и не стоило ожидать, поживем-увидим, какой самолет получится...
  5. SSR
    +2
    17 декабря 2012 11:43
    Но Т-50 уже несет черты весьма совершенного боевого самолета, который позволит России, Индии и другим экспортным заказчикам получить на вооружение весьма совершенный истребитель в течение ближайших десятилетий.

    Такие слова от скажем так не совсем друга... внушают Уважение к ПАК ФА.
  6. boris.radevitch
    0
    17 декабря 2012 11:53
    Самый лучший самолет и лучше нет это Миг самый самый в мире !!! good
  7. +1
    17 декабря 2012 12:03
    Хотелка - быстро и дёшево не проходит. Реально - долго и дорого , как F-22 ?!. А жаль. Остаётся - надеяться и ждать.
  8. 0
    17 декабря 2012 12:33
    надо конкуренцию сушкам создавать а иначе они станут монополистами
    1. +1
      17 декабря 2012 13:17
      Так они итак монополисты - СУ это всегда тяжелый класс истребителей, конкурентов на этом поприще нет.
      1. -1
        17 декабря 2012 13:38
        Сравните Су-47 и МиГ-1.44 hi Другое дело, что на 2 проекта пока денег нет. Посмотрим что по следующему поколению будет. Монополии быть не должно.
        1. 0
          17 декабря 2012 14:57
          Цитата: инженер74
          Сравните Су-47 и МиГ-1.44 Другое дело, что на 2 проекта пока денег нет. Посмотрим что по следующему поколению будет. Монополии быть не должно.

          У нас нет даже рынка под два проекта, сами мы столько не закупим, а импортеры авиации это состоятельные страны которых у нас в друзьях немного, посмотрим как обернется разворот в Азию там можно поторговать если с умом зайти, поскольку рынок Европы закрыт пока на долго, рынок Африки беден, рынок вооружений Южной Америки вроде не так беден но вялый какойто авиация там не воюет а мы далеко, рынок Северной Америки вообще из области фантастики.
          1. 0
            17 декабря 2012 15:08
            Я имел ввиду не две СЕРИЙНЫЕ машины, а два проекта. На них денег хватит. Вспомните YF-22 и YF-23. Отсутствие конкуренции к хорошему не приводит- либо дорого, либо долго или все вместе. sad Наглядный пример двигатель для Т-50.
          2. 0
            18 декабря 2012 08:42
            А Вам не кажется, что МИГ следующий будут уже под палубу затачивать? hi
  9. iSpoiler
    +3
    17 декабря 2012 13:52
    Поболя мига это факт
    1. +1
      17 декабря 2012 15:20
      на этом фото можно не догадаться какая из них машина 5-го поколения, Миг супер самолётик...
  10. +1
    17 декабря 2012 15:14
    Логично, что уважаемые авторы статьи взвыли - Т-50 хорошая машинка, даже с учетом возможного увеличения ее стоимости (впрочем, в ходе анализа они наверняка руководствовались своим говнораптором, наши не дураки, и на малозаметность, похоже, слегка начхали, ну и правильно).
    Нужен ли нам ПАК ФА? ответ - однозначно, да. Что, впрочем, не исключает возможности строительства других машин - попроще, но и по количеству побольше.
  11. +6
    17 декабря 2012 15:41
    На мой непросвящённый взгляд , я к сожалению плохо ориентируюсь в авиации , самое главное это то , что в рамках ПАК ФА началось очень серьёзное финансирование НИОКР , чего не было уже многие годы . И то что часть расходов по развитию нашей науки взяла на себя Индия , это то же хорошо . То что все четыре прототипа различаются между собой это то же говорит о том , что работа идёт и идёт быстро ... И совсем не важно насколько прототипы будут похожи на конечный продукт , главное , что обкатываются новые решения , часть которых ляжет в основу модернизации , часть в основу проектирования новых самолётов... Главное это то , что конструктора работают и получают опыт ...
  12. +5
    17 декабря 2012 17:56
    В статье отчетливо прослушивается такой растерянно-завистливый тон wink Вроде как не ожидали что эти пьяные медведи могут не только на" бабалайках "играть.Вот блин вечный этот менторский тон,все не так ,все не по их, все попытка у них украсть техологию,а на деле получается громче всех орет именно вор! До нашего самика ихнему хряптору еще долго тянуться придется. laughing
    Одно тольго интегрированное в крыло ПГО чего стоит!!
  13. +5
    17 декабря 2012 18:19
    Ну да, ну да. Другого я от этих "експертов" и не ожидал. При отсутствии полных ТТХ они делают прогнозы и как всегда не в нашу пользу. Ну а как иначе, Т-50 грозный соперник для F-35(с которым у них до сих пор геморрой, не смотря на смелые заявления о производстве, да и цена выросла). Сначала значит западные агенства (при первом показе) в захлеб кричали и писали кипятком от ПАК ФА а теперь они "проанализировали" и сделали вывод. Жаба их душит. Сразу на ум приходит комплекс С-500, про него на западе говорили (то же вот такие агенства), что это только в теоретическом будущем Россия сможет такой комплекс сделать. А уж его ТТХ вообще русскими завышены в разы. А что имеем в итоге, а то, что С-500 ставят на на вооружение. Вот так и с самолетом. В той идеологической войне какая сейчас идет, дезинформация очень сильное оружие. А мы этим отлично пользуемся.
  14. НИмп
    +3
    17 декабря 2012 19:43
    Если вражья пропаганда льёт грязь на нашу технику, значит она им поперёк горла. Хвалебный стелс изначально был создан видимым для наших радаров (т.к. технология руками предателя была выкрадена в Советском Союзе) и никто не заикнулся об этом в западных СМИ и досель продолжают пугать своей грёбаной "невидимкой". Как можно принять на веру инфу выпущенную из логова лжи?! Ясно, что это антиреклама, и понятно по чьему заказу! Вот только зря стараются, страны НАТО и так побоятся грозного окрика из Вашингтона, и покупать наш самолёт не станут. Лишь бы этот красавец родным ВВС служил.
  15. rocketman
    +1
    18 декабря 2012 03:06
    Цитата: НИмп
    и досель продолжают пугать своей грёбаной "невидимкой".

    Не такая уж невидимка - отлично наблюдается РЛС метрового диапазона. интересно, а как с этим у Т-50?
  16. +1
    18 декабря 2012 10:42
    Разработки чего-то нового надо вести хотя бы ради самих разработок. Даже неудачные разработки оказываются полезны потом.
    А всю эту хрень про "сначала накормите пенсионеров и детишек" мы уже слышали. И пенсионеров накормим, и детишек, и новые самолеты построим, а главное - рано или поздно западу все хорошее припомним.
  17. 0
    19 декабря 2012 06:30
    Конечно изначально, серийный ПАК-ФА будет сыроват, но ведь и Су-27 превратился в СУ-35 далеко не сразу. Т-50 делать нужно обязательно, но незачем заявлять что всю нашу авиацию на него нужно замкнуть. ВВС нужны разные самолеты, даже амеры до этого тоже дошли. Потому вместо семисот, сделали всего двести рапторов. Всему свое время товарищи! И возможно лет через 20ть СУ-** (Т-50) будет лучшим самолетиком в мире.
    1. 0
      16 января 2013 20:01
      через 20 лет уже следующее поколение должно в серию идти