Северо-западный проход как конкуренция России

26
Северо-западный проход как конкуренция России

Таяние льдов и глобальное потепление разбудило арктических соседей России. То Барак Обама призовет американцев на патриотизме заселять Аляску в рамках арктического противостояния с Россией, то Канада вдруг заявит, что будет развивать Северо-западный проход как конкурента Северному морскому пути России (1). Обидно соседям, что Россия успешно развивает свои северные территории, вот и вспомнили, что у них тоже есть пустующие заснеженные ледовые просторы.

Легко, однако, болтать об освоении севера, сидя в теплых кабинетах где-нибудь в Оттаве, там можно и Марс освоить. Вот только все эти слова разбиваются о суровую реальность, которая довольно печальна.

Исторический обзор


Освоение Северо-западного прохода (СЗП) было связано со стремлением ведущих морских держав найти короткий путь в Китай и Индию (отдельные проекты даже предполагали плавание напрямик через Северный полюс в Китай!). Конечно, путь вдоль северных берегов Канады короче кружных маршрутов вокруг Африки или Южной Америки, однако пробиться через тяжелые льды деревянным парусникам было абсолютно нереально. Хотя упорства морякам было не занимать, и на поисках СЗП было потрачено немало крови, пота и сил.



Начало исследования Северо-западного прохода положил еще Себастьян Кабот в 1498 году, однако СЗП впервые был полностью пройден только Руалом Амундсеном в 1903–1906 годах. Но к тому времени уже вовсю функционировали и Суэцкий, и Панамский канал, поэтому героическое преодоление льдов оказалось лишено коммерческого смысла.

Для внутренних сообщений СЗП тоже оказался бесполезен. Основная волна колонизации в Канаде шла по степному югу вдоль границы с США, север развивался исключительно с ресурсной точки зрения (вспомним золотую лихорадку на Аляске и Юконе), а снабжение добывающих поселков шло в основном по рекам, текущим с юга на север (а Аляску США снабжало само собой из тихоокеанских портов)

Военный аспект


При и так небольшой армии почти все вооруженные силы Канады сосредоточены на юге страны: в границах официального севера дислоцируется только 1-й батальон канадских рейнджеров в Йеллоунайфе на 62 с. ш.

Теоретически Канаде могут помочь союзники по НАТО: у Дании в Гренландии, кроме 1−2 боевых кораблей и 2−3 катеров охраны рыболовства, есть санный патруль «Сириус» с 30 людьми личного состава. У США на Аляске есть две пехотные бригады (1-я «Страйкер» и 4-я воздушно-десантная).

Для сравнения: у России на северо-западе Кольского полуострова дислоцируется 1 мотострелковая бригада и 1 бригада морской пехоты (2).

Население


Непосредственно на севере Канады живет 118 тысяч человек (3).

Для сравнения: на севере России живет 11,5 миллионов человек (4).

В районе самого Северо-западного прохода на островах Канадского Арктического архипелага, по данным А. Лентарева, живет около 36 тысяч человек (5).

Для сравнения: вдоль трассы Северного морского пути проживает 2,5 миллиона человек (6).

Однако необходимо учесть, что значительную часть этого населения составляют коренные народы. Например, в Нунавуте (через который проходит большая часть СЗП) из 36 858 человек только 13,3 % или 5 210 человек неаборигенного населения. На Северо-западных территориях Канады из 41 070 жителей только 39,7 % или 16 305 человек составляют европейские канадцы. Т.е. неаборигенного населения на севере Канады 21 515 человек. Выходящая на побережье Северного Ледовитого океана административная единица Норт-Слоп Аляски имеет население 7 385 человек, из них неаборигенного населения 31,62 % или 2 335 человек. В России же коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока все в сумме составляют 300 тысяч человек.

Контраст становится еще более ярким при сравнении самых крупных городов севера.

Крупнейший город на трассе СЗП и столица Нунавута Икалуит насчитывает аж 7 741 человек, что в рамках России ближе к поселку городского типа. Крупнейший город севера США Уткиагвик (бывший Барроу) насчитывает еще больше - 4 443 человека. Столица датской Гренландии город Нуук населен 18 128 жителями. Крупнейший город севера России Архангельск насчитывает 350 тысяч человек, а крупнейший город непосредственно на трассе Северного морского пути Мурманск – 267 тысяч человек.

Инфраструктура


По данным А. Лентарева, на трассе СЗП нет портов и портовых сооружений, а самыми ближайшими к СЗП с восточной стороны являются упомянутый Икалуит и Черчилл на западном побережье Гудзонова залива. С восточной стороны ближе всего российские порты на Чукотке и американские порты на тихоокеанском побережье Аляски.

Для сравнения: вдоль СМП находится более 70 крупных и средних портов (7).

По данным А. Лентарева, на трассе СЗП находится целых 4 маяка и 3 светящих визуальных створа, а также 12 стационарных метеостанций.

Для сравнения: на трассе СМП находится 22 маяка (8) и 68 метеостанций (9).

При этом по данным А. Лентарева на трассе СЗП нет собственных спасательно-координационных центров.

Для сравнения: на трассе СМП находится 5 спасательных центров (10).

Ледокольный флот


Даже по данным сайта береговой охраны США, у Канады аж 6 ледоколов в строю и 1 в проекте (11). При этом у Канады 3 ледокола ледового класса 3 (самостоятельное плавание в мелкобитом разреженном льду неарктических морей и в сплошном льду за ледоколом при толщине льда до 0,7 м.): CCGS Pierre Radisson, CCGS Des Groseilliers и CCGS Amundsen, 3 ледокола ледового класса 4 (самостоятельное плавание в разрежённых однолетних арктических льдах при их толщине до 0,6 м в зимнее-весеннюю навигацию и до 0,8 м в летнее-осеннюю. Плавание в канале за ледоколом в однолетних арктических льдах толщиной до 0,7 м в зимнее-весеннюю и до 1,0 м в летнее-осеннюю навигацию.): CCGS Henry Larsen, CCGS Terry Fox и CCGS Louis S. St-Laurent. Также планируется спуск на воду 1 ледокола ледового класса 2 (самостоятельное плавание в мелкобитом разреженном льду неарктических морей и в сплошном льду за ледоколом при толщине льда до 0,55 м.): CCGS John G. Diefenbaker

Для сравнения: у США – 5 ледоколов, у Дании – 4 ледокола, а у России – 37 ледоколов, при этом только у России есть флот тяжелых атомных ледоколов вплоть до высшего ледового класса. При этом у США из 2 тяжелых ледоколов плавает только 1 (USCGC Polar Star), а ледокол USCGC Polar Sea уныло ржавеет у причала. USCGC Polar Star из-за преклонного возраста (1978 год постройки) находится в аварийном состоянии, поэтому более-менее исправен только тяжелый ледокол USCGC Healy (WAGB-20). Также в США есть частный ледокол Aiviq для перевозки стационарных якорей и научный ледокол Nathaniel B. Palmer.

Судопоток


Как отмечает М. Баерз, коммерческое судоходство по СЗП носит во многом единичный и пробный характер: в 1969 году – тяжёлый супертанкер с ледовыми подкреплениями «SS Manhattan», в 1999 году тяжелый российский сухогруз, в августе 2008 года – датское кабельное судно «Peter Faber», в сентябре 2008 года грузовое судно «MV Camilla Desgagnes» доставило груз из Монреаля в 4 населённых пункта западного Нунавута (12). По данным А. Лентарева, первым коммерческим плаванием был проход танкера усиленного ледового класса «Манхеттен» в 1969 году, в 1984 году СЗП прошел первый пассажирский теплоход багамский лайнер (104 пассажира) с ледовым усилением корпуса «Линдблэд Эксплорер», затем в 2013 году последовал панамский балкер «Нордик Орион» (путь оказался на 1 тысячу морских миль короче маршрута через Панамский канал, что сэкономило топлива на 80 тысяч долларов) и, самое интересное, в период с 1992 по 2016 год российский ледокол «Капитан Хлебников» 18 раз совершил плавание по СЗП.

Также по СЗП плавает несколько круизных лайнеров (по данным А. Лентарева за 1900-1995 годы было совершено 16 проходов, то за такой период с 2010 по 2015 год по СЗП прошло уже 101 судно, однако речь идет о яхтах, туристических и прогулочных судах, а не коммерческом судоходстве), а вот северный завоз в Канаде и США осуществляют по воздуху, а не по морю.

Для сравнения: только в 2019 году по СМП было проведено 510 кораблей (13).

Поэтому на карте (dmitry_v_ch_l) в акватории СЗП не видно кораблей, а ближайшие находятся в районе Берингова пролива.

Географическая обстановка


Как видно по карте, ледовая обстановка в районе СЗП намного тяжелее СМП: многолетний лед доходит до материкового побережья Канады, сковывая все проходы среди островов Канадского арктического архипелага, в то время как у берегов России открываются возможности безледного плавания (14).

Подобно Северному морскому пути плавание через Северо-западный проход короче прохождения судов через Панамский и Суэцкий канал, однако при сравнении с СМП у СЗП нет никаких преимуществ. По данным А. Лентарева, путь через СЗП на фоне более тяжелых ледовых условий и более сложной навигационной обстановки из портов Восточной Азии в порты Западной Европы от Роттердама до Берингова пролива почти на 200 морских миль длиннее СМП, поэтому СЗП может иметь смысл только для перевозок между портами северных частей тихоокеанского и атлантического побережий Северной Америки.

Борьба продолжается


А между тем Канада в рамках героической борьбы с Россией приняла решение закрыть свой единственный арктический порт в Черчилле, откуда уже давно бегут жители. Впрочем, в Черчилле к тому времени уже не было ни береговой охраны, ни ледоколов, ни военно-морского флота, ни даже береговой полиции.

Ранее в 1968 году в городе была заброшена военно-морская база, в 1970-х годах радарная установка, а в 1985 году ракетный полигон. Воинский контингент в 4 тысячи военных был заменен более солидными силами в виде 7 сотрудников Института северных исследований (15).

Так что теперь, видимо, героическая борьба Канады с Россией за Арктику приобретет более грандиозный характер в теплых кабинетах Оттавы. Осталось только пригласить Остапа Бендера...

Источники:
1. Канада встала в проходе. Portnews.ru.
2. Военно-политическая ситуация в Арктике и сценарии возможных конфликтов: Проект «Борьба за Арктику». regnum.ru.
3. Перестаньте лгать: канадцы не живут на Севере! Montrealex.
4. Демоскоп. Андрей Трейвиш. Россия: население и пространство. Слишком много севера.
5. Лентарев А. А. Транзитное судоходство через Северо-Западный проход – близкая реальность или утопия? // Транспортное дело России. – ООО «Редакция газеты «Морские вести России», 2020. – № 5. – С. 131–134.
6. Северный морской путь: настоящее и будущее. Dudinka.online-city.ru.
7. Вехи большого пути. Северный морской путь и его главные порты. Arctic-russia.ru.
8. Полярные звезды: кто присматривает за 22 маяками на Севморпути. Strana-rosatom.ru.
9. Число метеостанций РФ в Арктике превысило половину от уровня СССР. Риа Новости.
10. Министерство транспорта Российской Федерации Федеральное агентство морского и речного транспорта. (Росморречфлот) Список МСКЦ и МСПЦ.
11. Береговая охрана США опубликовала список ледоколов по странам мира (иллюстрация). Portnews.ru.
12. Байерз М. Правовой статус Северо-Западного прохода и арктический суверенитет Канады: прошлое, настоящее, желаемое будущее. Архивная копия от 13 марта 2018 на Wayback Machine // Вестник МГУ. – № 2. – М., 2011. – С. 97–98. – (Сер. 25. Международные отношения и мировая политика).
13. Северный морской путь – грузооборот, перспективы развития и порты на карте.
14. СМП. Суэц. Северо-западный проход. Dmitry_v_ch_l.
15. How Ottawa abandoned our only Arctic port. Macleans.ca.
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    17 июля 2023 05:09
    Бендер приедет в канаду? Бандера точно автономию получит. Вместо франков будет
  2. +9
    17 июля 2023 05:09
    В настоящий момент ледовая обстановка не располагает СЗП для коммерческого использования. На этом всё.
    1. +3
      17 июля 2023 05:28
      Цитата: Иезекиль 25-17
      В настоящий момент ледовая обстановка не располагает СЗП для коммерческого использования. На этом всё.

      Да и при прочих равных судам еще и Сев. Атлантику придётся пересекать...
    2. +2
      17 июля 2023 13:01
      В настоящий момент ледовая обстановка не располагает СЗП для коммерческого использования. На этом всё.

      Можно еще короче - Панамский канал.
  3. +6
    17 июля 2023 05:26
    Самый прямой путь из Европы в Америку через полярный полюс.
    Всем доброго утра, белым медведям - тоже!!!
    1. +7
      17 июля 2023 06:13
      Цитата: Коте пане Коханка
      Самый прямой путь из Европы в Америку через полярный полюс.
      Всем доброго утра, белым медведям - тоже!!!

      Прямой и короткий путь, особенно для МБР от нас, алаверды в Америку.
      Анекдот:
      Военный городок РВСН в сибирской тайге. Вечер, семья в квартире.
      Сынишка: папа а сколько времени лететь от нас до Америки?
      Отец: ну..., минут 14.
      Жена с кухни: Вася блин, он спрашивает сколько лететь самолетом?!
  4. +3
    17 июля 2023 05:52
    Согласен с автором, что коммерческая целесообразность часто и решает, нужен ли новый маршрут транспортировки.
    Но сравнивать пгт Северной Америки с нашими Архангельском и Мурманском некорректно. Вот сравнить с населением наших пгт, расположенных от Тикси (не учитывая Тикси) до Берингова пролива, было б объективнее.
    Но это точка зрения.
    Использование столь сложного маршрута, как северо-западный проход (название не нравится совершенно) может дополнительно снизить коммерческую привлекательность. Всё же наш СевМорПуть попрямее. Но тут их политики могут нарисовать не меньше разноцветных линий, чем наши иногда рисуют.
    1. +3
      17 июля 2023 07:27
      Цитата: Fangaro
      ...их политики могут нарисовать не меньше разноцветных линий, чем наши иногда рисуют.
      \
      Так у наших политиков ещё со времён И.Сталина очень популярен красный цвет.
    2. 0
      17 июля 2023 17:10
      Певек 4 230 человек
      Анадырь 12 998 человек.
      Беринговский 1 162 человек.
      Провидения 2 212 человек.
      Эгвекинот 3 113 человек.
    3. 0
      17 июля 2023 20:33
      Северо-западный проход это официальное географическое название.
  5. +3
    17 июля 2023 06:18
    Атомный ледокол 50 лет Победы идёт в данный момент к Северному Полюсу,круиз всего каких то 2600000рублей с человека.Спиртное в прайс не входит- изверги! wassat А может идёт к ЛСП Северный полюс.Пока не понятно - до географического Северного полюса ледоколу осталось на вчера 200км.
    1. +1
      17 июля 2023 23:31
      Атомный ледокол 50 лет Победы идёт в данный момент к Северному Полюсу,круиз всего каких то 2600000рублей с человека.
      Помнится, думак Чилингаров лет 10 назад такие туры пытался в Антарктиду делать и возить богатеньких буратин на АН-2 на Южный Полюс. туда он их привёз, а обратно америкосы вывозили, двигун АН-2 так и не запустился. Через год Ан-2 с доставленным туда новым двигуном всё же запустили, но после такого издевательства АН по возвращении встал на постамент в Новосибирске, ибо сломался навсегда.
      1. 0
        17 июля 2023 23:47
        Чилингаров это интересный товарисч. Особенно с проектом очистки "северов" от железного мусора. Это была зачетная эпопея, там даже не миллиарды расписывались)
        1. 0
          18 июля 2023 08:06
          Чилингаров это интересный товарисч.
          Он не товарисч. Он господин. Достаточно вспомнить, как он "спасал" в 1985 году застрявший у Антарктиды флагман 30-й САЭ "Михаил Сомов", за что вдруг стал Героем Советского Союза.
  6. +7
    17 июля 2023 06:59
    Несколько цитат из КП :
    Из 1100 российских городов более 700 теряют население — это данные Института географии РАН, пишет “Комсомольская правда”. Пустеют не только малые города, но и крупные центры, не только на суровом Севере, но и в благоприятной климатической зоне средней полосы. Что происходит, куда деваются их жители?

    Бывший мэр Мурманска рассказал, как остановить отток населения из Заполярья

    – Понятно, что жизнь в условиях Крайнего Севера не может быть комфортной по определению — в первую очередь из-за очень жесткого климата, сказал «КП» бывший мэр Мурманска депутат Госдумы Алексей Веллер. – Поэтому естественно, что при отсутствии экономических предпосылок для жизни в этих условиях, возникает отток населения. Когда-то в Мурманске было более 400 тысяч населения, а сейчас и 300 тыс нет. Для того, чтобы люди приезжали и оставались жить и работать на северах, необходимы серьезные материальные стимулы, как это было во времена Советского Союза. А это уже задача федерального уровня.


    «Пустеют не просто отдельные города, но и целые регионы — Дальний Восток, Сибирь, – говорит директор Института демографии ВШЭ Анатолий Вишневский. – Сейчас уже и Поволжье с Уралом под угрозой снижения населения. У государства нет серьезной территориальной политики.

    В советское время предпринимались меры по ограничению роста крупных городов. Например, прописка. Такие методы нельзя приветствовать, но сама идея децентрализации заслуживает внимания.

    Упрекать людей, которые едут из одних мест в другие, не надо. Они не виноваты. Ими движет очевидная разность потенциалов Вышнего Волочка, к примеру, и Москвы или Санкт-Петербурга. А противопоставить этому движению можно только энергичное развитие ключевых городов той же Сибири — это очень важное направление. Без этого невозможно и развитие Дальнего Востока, поскольку Сибирь – это связующий мост между центром и самым отдаленным регионом. Иначе в перспективе пустующие обширные земли на востоке страны в условиях соседства с Китаем могут стать для нас серьезной проблемой»

    В 1914-м в РИ было 178 млн, в Канаде -7,9 млн. В 2023-м в РФ - 145 млн, в Канаде - 40 млн. Динамика не сильно благоприятная . . .
    1. +2
      17 июля 2023 08:58
      А огромная Тюменская область с входящими в её состав ХМАО и ЯНАО разве не часть Сибири, хоть и относящаяся к Уральскому федеральному округу? В этом регионе население растёт.
    2. 0
      17 июля 2023 17:10
      А динамика отдельно по северу Канады и РФ?
      1. +1
        18 июля 2023 01:04
        Порты Севморпути :
        Мурманск в 1989 г - 473 тыс., 2023- 267 тыс.
        Архангельск в 1989 г - 415 тыс., 2023 - 298 тыс.
        Игарка в 1989 г - 19 тыс., 2023- 3 тыс.
        Певек в 1989 г - 13 тыс., 2023- 4 тыс.
        Дудинка в 1989 г - 32 тыс., 2021 - 19 тыс. (нет данных за 2023)
        Петропавловск-Камчатский в 1989 г - 268 тыс., 2023 - 162 тыс.

        Ну, а так все хорошо . . .
        И о канадском Заполярье (Баффинова Земля)
        Среди населённых пунктов — Икалуит (прежде носивший название Фробишер-Бей), единственный город территории Нунавут и её столица. Икалуит занимает первое место среди всех столиц провинций и территорий Канады по темпам роста населения с 2011 года. По данным переписи населения 2016 года, в нём проживали 7082 человека — более чем 10-процентный рост за 5 лет. Помимо Икалуита, на Баффиновой Земле и островах у её берегов располагаются посёлки Иглулик (2000 жителей), Понд-Инлет (Миттиматалик, около 1700), Пангниртанг (более 1600), Киннгаит (Кейп-Дорсет, 1500), Клайд-Ривер (Кангиктугаапик, более 1000), Арктик-Бей (Икпиаржук, около 900), Кикиктарджуак (Бротон-Айленд, более 500) и Киммирут (около 500)

        Архангельск основан в 1584 году, Икалуит - в 1942-м.
        1. -1
          18 июля 2023 18:53
          Благодарю за цифры, но разрыв абсолютный огромный.
  7. +5
    17 июля 2023 08:50
    при сравнении с СМП у СЗП нет никаких преимуществ.
    Да и по СМП, как то не ломятся,караваны проводить,очередь не стоит.
  8. +5
    17 июля 2023 08:58
    Очередная порция духоподъемного агитпропа на тему, которую автор придумал на ходу. Нигде Канада никогда не заявляла о том,
    что будет развивать Северо-западный проход как конкурента Северному морскому пути России

    Автор соврал, не краснея, убедиться в этом очень легко, просмотрев им же обозначенный за номером один источник.
    Есть масса серьезных исследований экономического потенциала Северо - Западного прохода. По самым оптимистическим оценкам, интерес для коммерческого судоходства этот маршрут будет представлять не ранее середины века. Более осторожные прогнозы относят эту дату к концу века - началу следующего. Это в том случае, если динамика изменения климата сохранит современные тенденции. И даже в этой перспективе, в силу природных и географических факторов, полноценной альтернативой СМП и Панамскому каналу СЗП не будет.
    Соответственно, ни о каком развитии в настоящее время никто речи не ведет. Нет предмета развития.
    1. +4
      17 июля 2023 10:17
      Да и СМП,это далёкое будущее,там одна лоцманская проводка больших денег будет стоить,там без лоцманов,ну ни как не обойтись.Без лоцманов уже обходятся при судоходстве в Панамском,Суэцком каналах,у нас в Керченском проливе,а СМП,это не три и не четыре и даже не 10 км
      1. 0
        17 июля 2023 13:25
        Я тоже так считал ,что лоцманская проводка стоит космических денег,оказалось это совсем не так.Сайт Росатомфлота вам в помощь.Первая ласточка залетела- первый раз фирма из КНР ставит на линию 5 контейнеровозов до конца октября,порты назначения на Питер 4 контейнеровоза и Архангельск один.Проход в одну сторону на Питер из КНР - 24 дня.
    2. +2
      17 июля 2023 17:00
      Очень хороший совет и хорошая оценка для Вас:
      https://portnews.ru/comments/1687/
      "Канада дала ответ российскому Севморпути – им стал Северо-Западный проход. В сентябре 2013 года был совершен первый транзитный рейс из Канады в Финляндию по данной трассе, которую планируется развивать в качестве альтернативы как Панамскому каналу, так и Севморпути."
      1. Комментарий был удален.
        1. 0
          17 июля 2023 22:40
          Зря вы так, тема сама по себе занятная. Даже если Канада не трубит во все трубы о том, что это путь станет альтернативой, все равно посмотреть на параметры этой "артерии" интересно.
  9. 0
    18 июля 2023 10:23
    СМП становится актуальным из-за грядущих долговременных изменений в ледовой обстановке . Где-то читал, что полюс холода медленно сдвигается на восток. Так что дело не только в "глобальном" потеплении. СЗП оно может и не затронуть.