Корабельный бульб: какую роль играет «нарост» в носовой части судна ниже ватерлинии

6
Корабельный бульб: какую роль играет «нарост» в носовой части судна ниже ватерлинии

Судостроение – точная наука. Поэтому каждая деталь корпуса корабля имеет значение и выполняет возложенную на нее задачу.

В то же время в сети можно нередко встретить вопрос: для чего в носовой части судов ниже ватерлинии понадобилось делать некий «нарост»? Какую именно роль он играет в общей конструкции.



Данная деталь, которая присутствует в носовой части некоторых судов называется бульб или носовой бульб. Термин пришел к нам из французского языка, где он буквально переводится, как «луковица».

Впрочем, к овощам данная часть корпуса корабля никакого отношения не имеет. Бульб создан для повышения прочности элементов несущей конструкции, так как принимает на себя часть нагрузки, в случае с кораблями, снижая волновое сопротивление при движении.

Кроме того, вышеупомянутое снижение сопротивления имеет и экономический эффект, так как примерно на 12-15% уменьшает потребление топлива. Вдобавок повышается и скорость движения корабля.

В данном случае нужно добавить, что вышеупомянутые преимущества корабельного бульба дают наибольший эффект при использовании данной конструкции в судах с длиной корпуса по ватерлинии не менее 15 метров и при максимальной скорости хода.

Стоит отметить, что кораблестроение является лишь одним из ярких примеров применения данного инженерного решения. Бульб также используют при укреплении балок, колонн, опор мостов и т.д.

6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    14 июля 2023 14:30
    Читал такое исследование, не знаю насколько верно.

    http://khramushin.narod.ru/Paper/DVO-03-01.html

    Предлагают такую оптимальную форму корпуса:

    1. +1
      14 июля 2023 15:03
      Носовая оконечность с прямыми обводами корпуса не есть хорошо при сильном волнении. Нос зарывается в волну. Поэтому в носовой части современных судов делают развал, что позволяет судну «вскарабскиваться» на волну и уменьшить воздействие воды на конструкции корпуса на баке.
      1. 0
        17 июля 2023 11:30
        Все зависит от многих факторов и соображений. Делают и традиционный развал, делают и пронзающий волны нос.
    2. 0
      17 июля 2023 11:28
      Я почитаю, но потом. А не читая выложу свои соображения.
      Что за судно, непонятно. Что-то похожее на контейнеровоз. Только для контейнеровозов и паромов важна высокая скорость. Но тут мы видим чудовищную нетехнологичность постройки. Уменьшение объемов трюмов и площади палубы для размещения контейнеров. Вряд ли такое понравится судовладельцу ради 1-2 узлов хода. У этих судов есть одна особенность: груз сравнительно легкий, но объемный. У судов с заваленными бортами принципиально хуже остойчивость, чем у обычных, с прямыми бортами.
      Для всех остальных судов (танкеров, навалочников и пр и пр) выигрыш в скорости вообще ничего не даст. Она им не нужна. Суда ходят на скоростях, где основное сопротивление - трение. А здесь площадь поверхности больше и трение тоже больше. Там вообще 2/3 судов, а то и больше - цилиндрическая вставка. Секции можно гнать в одинаковых постелях. Унификация по деталям - отменная. Очень удобно при простройке.
      Такое ощущение, что авторов проекта вдохновляли французские крупные корабли конца XIX века.
    3. 0
      17 июля 2023 11:45
      Нда.... Человек, конешна, цельный кандидат наук. Но напороть столько чуши, притянутой за уши, - это надо уметь. Видимо, надо было набрать объем статьи. Вот и мёл туда все подряд. Сравнить корпус мореходного крейсера "Аврора" и маленького миноносца , которых как раз и пробивал волну..... И так все подряд. Еще мы выяснили, что современные военные! кораблестроители разучились делать мореходные корпуса. Им бы назад в XIX век вернуться. Да, посмотреть на тогдашние броненосцы.
      Эхехе... Можно состряпать целую статью, на неточностях этой статьи. Исходя из таких предпосылок, даже как-то и не хочется вникать в то, что может в этой статье быть дельного. Например, я узнал, что у галер был бульб-таран. Картинку б показал, штоль? И куча огромная всяких несостыковок, вранья и сказок скрывает под собой суть. И разбирать эту суть уже нет никакого желания. Ибо автор не знает элементарных вещей, заменив это какой-то чепухой.
      Ну, а не читая статью, я свое мнение высказал.
  2. +3
    14 июля 2023 15:58
    . какую роль играет «нарост» в носовой части судна ниже ватерлинии

    Как какую? Мериться бульбами!