Частная дозаправка в воздухе: для кого аттракцион

33
Частная дозаправка в воздухе: для кого аттракцион

Впервые в истории частный самолёт-заправщик произвёл воздушную заправку самолёта ВВС США. Этот факт получил весьма оживлённое обсуждение, как за океаном – а в США это событие было названо «историческим», так и в Европе что-то в этом духе говорили.

Действительно, зачем устраивать такое шоу, если по факту ВВС каждой страны, имеющей собственный флот самолётов-заправщиков, вполне покрывают сегодняшние потребности. К тому же натовские связи помогают.



Резерв? Более чем сомнительно, потому что все может пойти не по сценарию. Да, над США или в других безграничных надокеанских воздушных пространствах такие эксперименты, может, и имеет какой-то смысл проводить, там места много.

А вот в небе над Европой помнят катастрофу над испанским городом Паломарес в 1966 году, когда именно при воздушной заправке столкнулись В-52 и КС-135. Четыре водородные бомбы, по 25 мегатонн каждая, упали на землю и в море. Просто чудо чудное, что они не сдетонировали. А ведь экипажи этих самолётов имели налёт, как говорят, мама не горюй. Так что не зря писал баснописец Иван Крылов: «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник».

Поэтому, может быть, в небе над Европой стоит и воздержаться, потому как сильно она, старушка Европа, заселена. И результаты неудачной заправки в исполнении частника могут свалиться на ничего не подозревающий городок.

Хотя, опять же, капитализм, рынок, деньги, большие деньги...

Но я не хотел бы о грустном, я планировал просто оглянуться назад, чтобы вспомнить, как все начиналось.

Немного истории


Буквально с первых дней, когда аэропланы встали на крыло, всё было подчинено девизу: «Быстрее, выше, дальше». И если с «быстрее и выше» год от года получалось всё лучше и лучше, то с «дальше» продвигалось не очень. Нет, были в начале пути просто сумасшедшие проекты типа перелета Блерио через Ла-Манш, потом Линдберг замахнулся на Атлантику... Наверное, тогда у обывателей кровь стыла в жилах от представления того, как далеко летали эти фанерные изделия с моторчиками.

Но очень хотелось дальше, да.

Вот тут и родилась идея передачи топлива в воздухе. Ещё в 1912 году были осуществлены первые попытки передать с одного самолёта на другой канистры. Ввиду высокой опасности и сложности манёвров, данный способ передачи топлива развития не получил. Получил ли кто внизу канистрой с керосином – история умалчивает.

Новый метод дозаправки с использованием резинового шланга, соединявшего баки самолётов, был разработан авиатором и конструктором Александром Прокофьевым-Северским в 1917 году.

И немного покопавшись в истории, я решил предложить вашему вниманию как бы исторический фотоочерк о том, как начинались дозаправки в воздухе.


Александр Северский в кабине своего самолета «Северский-3»


12 ноября 1921 года Уэсли Мэй пересек Лонг-Бич, перебравшись со стандартного J-1 на самолет Curtis Jenny с 5 галлонами авиационного топлива (примерно 19 литров). Каскадерство чистой воды.


Первая успешная дозаправка в воздухе по методу Северского была выполнена американскими лётчиками на двух бипланах Airco DH.4 27 июня 1923 года, что позволило им улучшить рекорд по дальности и продолжительности полёта. Все проще не придумаешь: два медленно летящих самолёта соединялись шлангом, по которому в заправляемый самолёт топливо перетекало под действием силы тяжести.


Впоследствии передачу топлива стали ускорять при помощи насосов. В 1942 году немецкими конструкторами прорабатывался вариант дозаправки в воздухе прототипа стратегического бомбардировщика Ме.264 для достижения им межконтинентальной дальности.


Стоит отметить, что американцы начиная с 1947 года построили и эксплуатировали 371 Boeing KB-50, 282 Boeing KB-29M, KB-29 R/P и 816 Boeing KC-97!


Первым реактивным бомбардировщиком в мире, выполнившим дозаправку в воздухе, был американский Норт Америкэн B-45 Tornado.


Первые дозаправки в полёте при выполнении боевого задания были произведены во время корейской войны в ВВС США. 6 июля 1951 года разведчики RF-80 дозаправились в воздухе, совершая вылет на фотографирование объектов в Северной Корее.

В период вьетнамской войны ВВС США освоили и начали практиковать дозаправку в воздухе вертолётов и применяют ее сегодня.


Интересные факты


Вот некоторые, как мне показалось, интересные факты.

С 26 февраля по 3 марта 1949 года американский самолёт B-50 совершил первый в мире беспосадочный кругосветный перелет, занявший 94 часа 1 минуту.


Это стало возможным благодаря трём дозаправкам в воздухе.


Вертолёт H-21C выполнил первый беспосадочный трансконтинентальный перелёт вертолёта через территорию США (Сан-Диего – Вашингтон, 23–24 августа 1957 года) с применением четырёх дозаправок в воздухе.


Американский самолёт-заправщик KC-10, обладающий, помимо дополнительных топливных баков, грузовой кабиной, способен перевозить до 77 т груза.

Американский самолёт-разведчик SR-71, имея при полной заправке взлётный вес 77 100 кг (из них масса топлива 46 180 кг), не обладал возможностью взлетать с подобной нагрузкой.


Поэтому сначала самолёт поднимался в воздух с незначительным запасом топлива, затем его дозаправляли в воздухе, после чего лётчик мог приступать к выполнению задания. После полной дозаправки самолёт становился примерно вдвое тяжелее.

Northrop Grumman разработала и испытала систему дозаправки беспилотного самолёта X-47 Pegasus.


Northrop Grumman X-47B во время заправки

В рамках той же программы ВМФ США UCLASS, предусматривавшей разработку ударного БПЛА, способного взлетать с авианосца, для которой был разработан X-47, когда её цель была изменена на разработку беспилотного самолёта-заправщика, компания Boeing создала первый прототип летательного аппарата этого класса – Boeing MQ-25 Stingray; он впервые в истории авиации совершил дозаправку в воздухе другого самолета в июле 2021 года.


MQ-25 заправляет F-35C

Основными рабочими «лошадками-заправщиками» в ВВС США являются KC-135 и KC-10.


Самолёт KC-135 разрабатывался прежде всего для увеличения радиуса действия стратегических бомбардировщиков типа B-52, для чего была создана дистанционно-управляемая телескопическая штанга длиной до 14,3 метра. Первоначально предусматривалась перекачка около половины бортового топлива танкера (43,5 т).

Первый опытный серийный KC-135, созданный на базе Boeing 367-80 взлетел 31 августа 1956 года. Поставки для Стратегического командования ВВС США на авиабазу Castle в Калифорнии были начаты в июне 1957 года. В дальнейшем самолёт глубоко модернизировался, с заменой двигателей и бортовых систем, что значительно повысило его характеристики.

В настоящее время 539 штук KC-135 и его различные военные и научно-исследовательские модификации продолжают летать по состоянию на 2018 год. Предполагается их эксплуатация до 2040 года. Всего же было построено 803 самолёта.

McDonnell Douglas KC-10 Extender – американский самолёт-заправщик, созданный на базе гражданского авиалайнера DC-10.


Используется ВВС США наряду с более старыми KC-135. На вооружении ВВС Нидерландов имеются два самолёта KDC-10, представляющие собой переоборудованные DC-10. По своим характеристикам (90 тонн топлива) KC-10 предназначен в первую очередь для взаимодействия с тактической авиацией.

Всего для ВВС США было произведено 60 KC-10. Ещё два было произведено для ВВС Нидерландов, где они получили название KDC-10.

Boeing KC-46 – последнее поколение американских самолётов-заправщиков. Разработан компанией Boeing на базе авиалайнера Boeing 767.


В феврале 2011 года самолёт был выбран ВВС США для замены устаревших KC-135 Stratotanker. Топлива для отдачи: 94 198 кг, что делает самолет более чем привлекательным для ВВС, однако сроки передачи его в серию, как это модно сегодня говорить, сдвинулись вправо – до 2024 года.

Воздушная дозаправка в СССР и Российской Федерации


В Советском Союзе также велись разработки различных дозаправочных воздушных систем. В 1929 году группа конструкторов под руководством военного инженера А. К. Запанованного создала рабочую систему перекачки топлива в воздухе. В 1936 году даже состоялась первая дозаправка истребителя в воздухе, но в стадию практического применения система так и не перешла.

Система оказалась очень сложной для того, чтобы ею оперировал один летчик, который должен был вручную поймать законцовку шланга с прикрепленным грузом и направить ее в заправочную горловину. Это было непростым делом, особенно для самолетов с закрытой кабиной. А затем работы прервала война.

К этой идее вернулись после Победы уже на новом техническом уровне. В начале 1950-х годов была принята на вооружение оригинальная идея передачи горючего по принципу «с крыла на крыло», разработанная летчиками-испытателями И. И. Шелестом и В. С. Васяниным.


Первые заправщики, созданные на базе Ту-4, поступили на вооружение в 1951 году.

Затем пришли Ту-16.


В конце 1950-х годов в топливозаправщики системы «шланг-конус» начали переоборудовать и бомбардировщики, разработанные в ОКБ Мясищева (3МН-2, 3МС-2).


Воздушный танкер 3МС-2 на базе самолета 3М конструкции Мясищева

Последним поколением российских воздушных самолетов-заправщиков являются самолеты КБ Ильюшина. Базой стали Ил-76, на их планере был создан Ил-78, который служит и сегодня наряду с модифицированной версией Ил-78М. Стоит отметить, что Ил-78М может отдать, естественно, в зависимости от дальности до 94 тонн топлива.


По числу имеющихся в строю самолетов-заправщиков Россия занимает четвертое место в мире после США, Франции и Саудовской Аравии.

Частные воздушные заправщики


«В настоящее время дозаправка топливом в воздухе применяется только на военных и военно-транспортных машинах».

Не поспевает информационный источник за событиями...

ВВС США уже много лет изучают возможность использования сторонних самолетов-заправщиков для учений и невоенных операций. Это освободит парк штатных самолетов-заправщиков ВВС США. Смотрится, конечно, странно, поскольку парк воздушных танкеров ВВС США просто огромен. Видимо, мы просто не владеем всем объемом информации, поэтому вопрос, заданный в начале статьи остается открытым.

Но факт: в конце прошлого месяца самолет-заправщик KC-135R Metrea Strategic Mobility взял на себя дозаправку в воздухе самолетов ВВС США во время учений Resolute Hunter. С 23 по 29 июня заправлял RC-135 Rivet Joint и E-3 Sentry.

И такие, можно сказать, «левые» дозаправки происходят не только в интересах ВВС США. Оказывается, и авиация ВМС, и Корпуса морской пехоты США регулярно пользуются коммерческими услугами по дозаправке в воздухе во время учений.

Первым был дозаправлен совместный разведывательный самолет RC-135 Rivet. Затем KC-135R заправил самолет дальнего радиолокационного обнаружения E-3 Sentry. Компания Metrea Strategic Mobility отправила свой KC-135R в Великобританию для участия в Royal International Air Tattoo.

Наверное, мы присутствуем при появлении очередной частной структуры, работающей в интересах военных. Так что, к всевозможным американским ЧВК и частным ВВС (как например Draken Intermational) теперь добавятся и частные воздушные заправщики.
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    24 июля 2023 04:19
    Любопытнейший материал!
    Было бы интересно узнать, насколько автоматизирован процесс сегодня, и сколько времени он занимает. Какая страна - лидер в этой области? Каковы риски в этой операции? По-видимому, дозаправка в воздухе требует огромного напряжения лётчика.
    1. 0
      24 июля 2023 18:53
      Уважаемый Иван!
      Спасибо за вашу очень позитивную оценку.
      Обещаю ответить на все Ваши вопросы, если редакция ВО даст добро на статью по этой тематике.
      Это мой первый опыт. Никогда не писал. Только в школе, сочинения, да проектные работы и дипломную, а институте.
      С уважением
      1. +1
        24 июля 2023 21:05
        Цитата: Fachmann
        Это мой первый опыт

        hi
        С почином!
        Получился интересный, и насыщенный материал good

        Частная дозаправка в воздухе: для кого аттракцион

        Я из Молдавии.
        В нулевых новый начальник республиканского ГАИ устроил маленький гешефт.
        То ли приказом, то ли указом - обязал наносить на ВСЕ транспортные средства светоотражающие наклейки.
        К тому времени он же и завёз в Республику вагон самоклеек.
        Довольны были все: и продавцы, и гайцы, и их начальство laughing

        Потом была история с тотальной заменой автомобильных номеров.
        Раньше номер содержал код региона, а теперь все под одну гребёнку.
        Но начальство сменилось - им тоже надо.

        С паспортами что-то мутили, и не раз...
        Даже с переписью населения.
        Управление охраны вместе с клиентами и объектами - чуть не вывели из состава МВД в частные руки!

        Так и с частными самолётами-заправщиками.
        Как у Ильфа и Петрова:
        - Раз яйца существуют, то должен же кто-нибудь их есть?
        1. +1
          25 июля 2023 00:28
          Благодарю за оценку!
          Я прожил в Кишинёве с 1975 по 1995год.
          Точно, была какая-то подобная история. Бедная Молдова, угробили страну. Половина населения - за границей.
  2. +3
    24 июля 2023 04:40
    В стандартный американский заправщик KS-135 посадили гражданского пилота (может даже пилота этого же заправщика в отставке) и "добились выдающихся успехов"
    А в чем "цимес" собственно говоря?
    1. 0
      7 ноября 2023 05:59
      А в чем "цимес"
      - в гешефте видимо.
      Скорее всего владельцы частных заправщиков - "аффилированные лица"
  3. 0
    24 июля 2023 07:18
    Сейчас стала актуальна и автоматическая быстрая зарядка в воздухе аккумуляторов дронов. Они тогда будут способны долго находиться в полете.
  4. +1
    24 июля 2023 07:34
    Fachmenn.C начинанием.Отличная статья ,как раз для таких " земноводных" как я .Иллюстрационные фо то приходится рассматривать с увеличением- потому -что интересно.Спасибо ,за юмор с утра,с канистрой.Интересно сколько стоит заправка в частной лавочке - моё личное мнение ,кто то в авиации США нашёл честный способ отьёма денег из бюджета Пентагона,а вдруг у всех топливозаправщиков отвалится двигателя?Чем заправлять капитана Америку,ему срочно надо разбомбить плохих парней ,а керосин на пределе.Тут гимн США и из тучи вываливается частник- бизнесмен на самолёте из тучи с шлангом,аж слезу прошибает от патриотизма. hi
    1. +1
      24 июля 2023 18:56
      Андрей, спасибо за добрые слова!
      А вот сколько стоит это удовольствие по частной заправке ерапланов, супостаты не пишут.
      С уважением
  5. +1
    24 июля 2023 07:42
    Ладно Штаты на 1 месте: порядка тысячи авиазаправщиков - это мощно.
    Но Саудовская Аравия в топе перед нами… у них всего две эскадрильи под это: 18я и 32я.
    Получается у нас одна эскадрилья 78х?
    1. -2
      24 июля 2023 08:27
      Ладно Штаты

      А нам зачем много? Мы не империалисты, мы по максимуму за мир во всём мире!
      1. 0
        24 июля 2023 17:19
        Цитата: Andrey “andrewTSO” D
        А нам зачем много?
        Их надопо 3 штуки на каждого стратега, и хорошо бы столько же для дальней авиации. И это без постоянного дежурства в воздухе.
    2. -1
      24 июля 2023 08:32
      У нас оборонительная стратегия, заправщики нужны в основном в наступательных операциях и колониальных войнах, чтобы держать в воздухе без посадки разные ДРЛО, самолёты разведки, штурмовики возможно, если не всё отстрелял, а так же патрульные истребители.
      1. -1
        24 июля 2023 10:21
        Цитата: SincerityX
        заправщики нужны в основном в наступательных операциях и колониальных войнах, чтобы держать в воздухе без посадки разные ДРЛО, самолёты разведки

        То есть, в оборонительной войне держать в воздухе самолёты ДРЛО не надо? Например, на северах. где от одного аэродрома до другого без ПТБ не долететь - а контролировать воздух надо, потому как через эти "ворота" могут пойти КРМБ и КРВБ.
        Или мы будем строить тройной комплект самолётов ДРЛО: один в воздухе, один готовится к вылету, один проходит ТО после вылета? wink
        1. 0
          24 июля 2023 10:35
          Если с точки зрения экономики, то да: большого смысла в заправщиках для самолетов ДРЛО при оборонительных действиях нет, ибо их задача - подстраховка более экономичных систем обнаружения и сопровождений, например, дирижаблей ДРЛО. В тех же США уже лет 40 используют TARS (привязную аэростатную радиолокационную систему)
          1. 0
            25 июля 2023 10:06
            Цитата: JcVai
            В тех же США уже лет 40 используют TARS (привязную аэростатную радиолокационную систему)

            Угу... так используют, что систему TARS передали погранслужбе, а систему LASS вообще не стали развёртывать.
            И это - не дирижабли. Это - привязные аэростаты. Эксплуатация которых где-нибудь на линии Нарьян-Мар - Воркута - Норильск представляется мне... несколько затруднительной.
            1. 0
              25 июля 2023 11:09
              Сомневаюсь, что обслуживаемая система небольших баз-поселков, поддерживающих аэростатные системы, экономически менее эффективна, чем постоянная поддержка непрерывно кружащих там же самолетов дрло.
  6. +1
    24 июля 2023 08:21
    Из статьи:"Смотрится, конечно, странно, поскольку парк воздушных танкеров ВВС США просто огромен. Видимо, мы просто не владеем всем объемом информации, поэтому вопрос, заданный в начале статьи остается открытым." Очень правильный вывод к многим сравнениям типа "как у них - у нас". Читать было интересно и даже "полемика" внутри себя от статьи. Спасибо.
  7. 0
    24 июля 2023 08:25
    В 1912-м году никто даже не задумывался летать на керосине... Посему минимум, что могли поймать неудачливые участники сего действа на земле - канистру с бензином (две), максимум - оба самолёта с пилотами
  8. 0
    24 июля 2023 08:28
    Ждём заправочные штанги на пассажирских трансконтинентальных самолётах? В этом есть смысл, они уменьшатся в размерах, станут универсальными и требования по длине ВПП тоже станут скромнее. Для завода самолётов в этом плюс в том, что покупаемые самолёты будут привязаны к топливозаправщику проприетарно, соответственно, авиакомпания вынуждена будет покупать самолёты у одного производителя.
    1. 0
      24 июля 2023 10:23
      Цитата: SincerityX
      Ждём заправочные штанги на пассажирских трансконтинентальных самолётах?

      Не поставят - по соображениям безопасности. Ибо дозаправка в воздухе - постоянный источник аварий и катастроф.
    2. +1
      24 июля 2023 13:19
      Цитата: SincerityX
      Ждём заправочные штанги на пассажирских трансконтинентальных самолётах?

      Зачем? Сейчас утрясается проект "Санрайз", беспосадочный перелет Сидней-Лондон. Это самый длинный рейс, на который есть спрос. Дозаправка для него не требуется. Сокращать полосы и т.п. - зачем? Полосы и так уже есть.
    3. 0
      24 июля 2023 17:20
      Цитата: SincerityX
      Ждём заправочные штанги на пассажирских трансконтинентальных самолётах?
      Не-не-не!!! По крайней мере, пусть явно предупреждают, я на таком не полечу.
  9. 0
    24 июля 2023 16:01
    Ничего нового тут нет. Некоторые из ушедших в запас летчиков ВВС продолжают летать. Им дали заправщик - они знают, как им пользоваться. На счет 500+ заправщиков Кс135 в строю автор ошибается. Такое количество было лет 35 назад. По мере износа их постепенно отгоняют на а.б. Дэвис-Монтан на хранение. Да и не нужно столько сейчас. Кол-во бортов САК тоже уменьшилось за эти годы с нескольких сотен до ~ 100-150 +/-.
    1. +2
      24 июля 2023 18:47
      Уважаемый Геннадий!
      По поводу точного количества эксплуатируемых сегодня в ВВС США КС-135 ответить непросто. Множество источников дают разные цифры, с привязкой к разным годам.
      Самая свежая информация, что я сегодня нашёл, на сайте Бундесвера:
      "Из первоначальных 732 самолетов KC-135A ВВС США более 417 были модифицированы новыми двигателями CFM-56 от CFM- International . Переделанный танкер, получивший обозначение KC-135R или KC-135T, может выгружать на 50 процентов больше топлива, на 25 процентов экономичнее, на 25 процентов дешевле в эксплуатации и на 96 процентов тише, чем KC-135A".
      Исходники этого, можно предположительно, что только в США активно эксплуатируются не менее 400 бортов.
      С уважением hi
  10. +2
    26 июля 2023 04:04
    Автора с почином.
    135ые на финишной прямой, как и КС-10: амеры активно продавливают КС-46, прилично облажавшись при проектировании, справятся конечно.
    Автор совсем забыл о А330MRTT, а их уже поле полусотни построено и строят дальше. И в чем то он более перспективен, чем КС-46
    1. +1
      26 июля 2023 14:02
      Спасибо Pete Mitchell!
      Очень приятно, что статья Вас заинтересовала.
      О Airbus А 330 МRТТ (Multi-Role Tanker Transport, который также называют, как KC-30A/M (Australien/NATO), KC "Cygnus", "Voyager" KC2/KC3 и "Phenix" , я, конечно, не забыл.
      Построено их всего 56 штук.
      Но в статье я писал, в основном, об американском и российском воздушно-танкерном флоте, не затрагивая некоторые другие типы самолётов, способных также осуществлять заправку, используя ПАЗ (подвесной агрегат заправки).
      С уважением hi
      1. +2
        26 июля 2023 14:35
        330 очень активно проталкивался на американский конкурс, EADS даже вроде завод готовил на территории штатов, но американское лобби отработало взятые обязательства. Амеры даже готовили 777 ему противопоставить, но обошлось feel
        Еще раз с почином, так держать soldier
      2. +2
        26 июля 2023 14:49
        Фотку нашел, наверное полгода обратно

        Стройными рядами, французы
  11. 0
    27 августа 2023 16:59
    Автор чудак, думает водородную/атомную бомбу так просто взорвать?
    Максимум - радиоактивное заражение
    1. 0
      28 августа 2023 15:04
      Уважаемый Сергей,
      чудак-автор не думает, что атомную или водородную бомбу так просто взорвать. Но за последние сотню лет произошло множество очень серьёзных катастроф, которые, теоретически, произойти не должны были. Так что, "никогда не говори, никогда".
      А официально, по упомянутый мной катастрофе было сообщено следующее:
      "Что касается бомб, то три из них упали в районе поселка Паломарес, а одна попала в море. Бомбы не взорвались. Однако, как выяснилось сразу же после инцидента, в двух бомбах частично сработал детонатор и 20 килограммов радиоактивного плутония были рассеяны на территории примерно в два квадратных километра". В любом случае, приятного мало.
      С уважением hi
  12. +1
    31 августа 2023 14:18
    По способу заправки - у нас были случаи на ТУ-16 захлеста шланга подачи топлива за крыло/закрылки. Пара катастроф с гибелью экипажей...
    Шли своим путем, наверное.
    1. 0
      31 августа 2023 16:17
      Да, способ заправки "с крыла на крыло", в ВВС СССР был очень сложным и сопровождался повышенным, по сравнению с сегодняшним ("Шланг-конус") риском, что требовало филигранной техники от экипажей как заправщика, так и заправляемого самолётов.
      Спасибо за комментарий hi