Замок Данноттар: однажды увидишь, никогда не забудешь!

123
Замок Данноттар: однажды увидишь, никогда не забудешь!
Замок Данноттар на скале. Фотография Г. Пизингера


«Ты превратил город в груду камней, твердую крепость в развалины; чертогов иноплеменников уже не стало в городе; вовек не будет он восстановлен.»
Книга Исхода, 25:2

Замки и история. Мы что-то давно не обращались к истории замков, хотя читатели ВО напоминают автору об этом постоянно. Людям «хочется замков», а всё, наверное, потому, что само это понятие ассоциируется в нашем сознании с чем-то особенно надёжным и прочным, пусть даже сегодня эти самые замки и лежат в руинах. Вот и всё в той же Шотландии есть несколько таких вот совершенно неприступных замков, лежащих в разных уединённых местах. Давайте вспомним тот же замок Стирлинг или Эдинбургский замок, которые построены на вершинах скал, что позволяет им доминировать над ландшафтом на многие мили вокруг. Но если бы нам нужно было выбрать бы только одно место, которому можно доверить свою жизнь во время большой опасности на все сто процентов, то это, без сомнения, был бы замок Данноттар. Никакой другой шотландский замок не сравнится с ним по ощущению абсолютной неприступности.




Вид на замок Данноттар в 1890-1900 гг. Фотография из фондов библиотеки Конгресса США

Это замок неумолимо говорит любому, что смотрит в его сторону: «Не связывайтесь со мной». И с ним и вправду лучше не связываться. А всё потому, что скальное основание, на котором стоит замок Данноттар, словно специально было спроектировано природой для того, чтобы на нём была построена самая неприступная крепость в Шотландии. Отвесные скалы высотой 160 футов почти полностью окружают плоскую возвышенность размером более трёх акров. Когда-то скала соединялась узким перешейком с материком, но даже его убрали, чтобы подойти к нему не было бы никакой возможности.


План замка Данноттар: A – Сторожка и жилище Бенхольма • B – Туннели • C – Дом в башне • D – Кузница • E – Жилище Уотертона • F – Конюшни • G – Дворец • H – Часовня • I – Задние ворота • J – Убежище вигов • K – Боулинг-грин • L – Сторожевая будка • M – Скалы • N – Северное море. Автор: Джонатан Олденбук

У замка было только два входа или выхода, и всё. Причём первый шёл через просто невероятно хорошо защищённые главные ворота, расположенные в расщелине скалы, где нежелательные посетители были уязвимы для атаки буквально со всех сторон. Второй проходил через ручей, ведущий к пещере на северной стороне скалы. Отсюда крутая тропа вела вверх по скале к не менее хорошо защищённым задним воротам. Учитывая очевидные оборонительные качества Данноттара, неудивительно, что он был «домом» на протяжении большей части последних двух тысяч лет, а возможно, и намного дольше.


Камень пиктов с резными узорами. Фотография с сайта замка Данноттар

Само название «дун» на языке пиктов означает форт, и считается, что святой Ниниан пришёл в Данноттар ещё в конце 400-х годов, обратив пиктов в христианство и основав здесь часовню. В Анналах Ольстера описана осада Дуина Фойтера в 681 году, и, скорее всего, это был именно Данноттар. Данноттар также является местом битвы между королём Дональдом II Безумным и викингами в 900 году. Дональд II был убит во время битвы, после чего викинги разрушили замок.


Донжон. Фотография Холдера У. Шмитта

Начиная с 1100 года упоминания о Данноттаре становятся всё более частыми, поскольку теперь здесь стал располагаться местный административный центр. В 1276 году здесь на месте первоначальной часовни св. Ниниана была заложена приходская церковь. Эдуард I Английский взял Данноттар в 1296 году, но уже год спустя Уильям Уоллес отбил его у англичан, а саму церковь сжёг вместе со всем укрывшимся в ней английским гарнизоном. В 1336 году англичане снова взяли Данноттар, который посетил Эдуард III и… вовремя оттуда уехал, потому что в том же году он был вновь отбит шотландцами во главе с сэром Эндрю Мюрреем. С конца 1300-х годов все более ранние укрепления замка, вероятно, в основном деревянные, были снесены и заменены сэром Уильямом Китом на каменные. Причём остатки донжона ещё видно и сегодня, так же как и остатки каменных стен.


Дорога к замку. Фотография Холдера У. Шмитта

В 1531 году Данноттар, объявленный «одной из главных крепостей нашего королевства» королём Яковом V, был передан в собственность графам Маришалям. Мария, королева Шотландии, посещала замок в 1562 и 1564 годах, а Яков VI останавливался в нём в 1580-ом. Между 1580 и 1650 годами графы Маришаль превратили изначально мрачный и неприступный замок в роскошный особняк, построив ряды зданий на северо-восточной стороне плато. Помещения были роскошно обставлены, но при этом надёжно защищены грозными скалами и каменными стенами.


Дикое место, что и говорить, но очень красивое! Фотография Холдера У. Шмитта

К маю 1652 года замок Данноттар был единственным местом в Шотландии, где король Карл II мог противостоять войскам Кромвеля под командованием генерала Джорджа Монка. Парламентские войска стремились захватить замок ещё и потому, что в нём хранились королевские регалии Шотландии, драгоценности короны и личный архив Карла II. Но когда 26 мая после восьмимесячной осады замок всё-таки сдался, люди Кромвеля ничего ценного в нём не нашли.


Остатки стен. Фотография Мариуша Матушевского

Потом уже выяснилось, что бумаги короля были спрятаны в одежде одной из женщин. А королевские регалии были спущены со скалы на верёвке другой местной женщине, которая притворялась, что собирает морские водоросли, а на самом деле унесла их под подолом. Ну а потом эти сокровища были спрятаны под полом соседней старой церкви Киннефф, где находились до восстановления монархии.


Коронные сокровища Шотландии. Фотография с сайта замка Данноттар

Самое мрачное событие в истории Данноттара имело место в мае 1685 года, когда 167 ковенантеров – сторонников «Национального ковенанта» 1638 года, манифеста шотландского национального движения в защиту пресвитерианской церкви, 122 мужчины и 45 женщин, были заперты в Убежище вигов под одним из зданий в подвалах замка. Некоторые умерли от голода и болезней, другие убиты при попытке к бегству. Ну и всех выживших (как и капитана Блада из романа Сабатини) отправили в колонии в качестве рабов (где большинство из них умерло от лихорадки) после двух месяцев пребывания в замке. В 1715 году десятый граф Маришаль поддержал проигравшую сторону во время восстания якобитов и был осуждён за измену. Его поместья конфисковали, а замок был продан Йоркской строительной компании, которая вывезла из него всё ценное: деревянную обивку стен и потолков, резной камень и, конечно же, гобелены и мебель, оставив одни только голые стены.


Сегодня многие здания замка восстановлены. Фотография Герберта Франка

То, что добраться до замка было очень непросто, вероятно, спасло его от полного разрушения. Таким он и простоял вплоть до ХХ века, когда в 1919 году его не купила семья Каудрей. Первая виконтесса Каудрей тут же приступила к восстановлению замка. С тех пор этот замок так и остался в собственности этой семьи и был открыт для посетителей.

Сам замок Данноттар находится недалеко от второстепенной дороги, но в стороне от главной автомагистрали A92 примерно в миле к югу от Стонхейвена. Автостоянка, которая была значительно расширена за последние годы, даёт доступ к тропинке, которая спускается по скалам, обращённым к берегу, прежде чем подняться к самому замку. Чтобы добраться до замка, нужно спуститься, а затем и подняться по более чем 200 ступеням, поэтому доступ для людей с ограниченными физическими возможностями сюда проблематичен. Зато такая пешая прогулка даёт хорошую возможность оценить необычную геологию скал замка Данноттар, которые образованы крупной галькой, образующей чрезвычайно прочный конгломерат. Вот только предназначение прохода, который кто-то когда-то прорубил в основании скалы, остаётся неясным.


Замковая гавань. Фотография Карена Вернона

Войдя в замок через главные ворота, можно увидеть напротив целый ряд пушечных амбразур, устроенных, скорее всего, где-то около 1500 года. То есть ворвавшихся в замок встретил бы просто ливень смертоносного огня. Ну а для современного посетителя замок Данноттар это очень интересное место. К тому же он очень большой. По сути дела, в Данноттаре есть не один замок, а три совершенно разные группы зданий и вспомогательные постройки, разбросанные по обширной территории. Крепость, построенная в конце 1300-х годов и возвышающаяся над оконечностью плато, обращена к суше. В комплекте с ней находятся склад, кузницы и конюшня, построенные в 1500-х годах.

Ближе к центру плато находится Дом Уотертона, фактически отдельная резиденция, также построенная в конце 1500-х годов для Томаса Форбса, лорда Уотертона. Третьей отчётливой фазой развития Данноттара является «Четырехугольник», построенный между 1580 и 1650 годами, и который вполне можно считать самостоятельным дворцом. «Четырехугольник» состоит из трех рядов жилых помещений вокруг травянистой площади, на которой находится большой круглый водоём, являющийся главным источником воды в замке. Четвертую сторону «Четырехугольника» образует часовня. Это старейшее сохранившееся на скале здание, датируемое, по крайней мере частично, 1276 годом. Добавьте к этому ряд других зданий, и прежде всего великолепно отреставрированную гостиную в северной части «Четырехугольника» и множество подвалов под ним, где как раз ковенанторов-то и содержали.


Военный мемориал Стонхейвен

Лорд и леди Каудрей, купив замок, сразу же начали работы по консервации и реставрации замка и защитили его от дальнейшего разрушения. Кроме этого, холм Блэк-Хилл был подарен лордом и леди Каудрей местному сообществу для устройства военного мемориала Стонхейвен. Его спроектировал архитектор Джон Эллис, а сбор средств на строительство памятника организовали местные жители. Сооружение представляет собой незавершённый круглый храм и было намеренно спроектировано именно так, как напоминание о гибели и незавершённости полноценной жизни тех, кто погиб во время войны. Надпись, высеченная там на камне, гласит:

«Один за другим смерть бросала им вызов, но они улыбались её мрачному лику и не смущались.»

Ну а сегодня замок является одной из самых популярных и впечатляющих туристических достопримечательностей Шотландии, которую лишь в 2019 году посетило более 135 000 человек.


Кадр из кинофильма «Гамлет» (1990). Мел Гибсон в роли Гамлета на фоне замка Данноттар

Почтили своим вниманием этот замок и киношники. Так, в 1990 году здесь был снят кинофильм «Гамлет» с Мелом Гибсоном в главной роли. Причём его создатели сильно сэкономили на декорациях! Ну и, конечно же, туристов в замок привлекают ещё и обитающие в нём привидения. А как же без привидений в английском, вернее, шотландском замке? Вот и в Данноттаре их вполне достаточно. Во-первых, это молодой солдат, охраняющий тайный вход в замок. Затем древний викинг, который появляется у подножия замка и словно его рассматривает на предмет разрушения. Интересно, что рядом с этим викингом часто видят собаку. Причём она тоже привидение! А ещё там встречается некая леди в зелёном платье, о которой почему-то никто ничего не знает. Что она ищет среди развалин, также никому не известно, но вот скрывается она после прогулки обычно в помещении совсем не таком уж и древнем, как все остальные, а именно в здании пивоваренного завода, весьма популярного среди местных жителей, который находится неподалёку от замка!
123 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    27 июля 2023 05:15
    Вячеславу Олеговичу большое спасибо за продолжение полюбившейся Камрадам «замковой темы»!
    Есть деловое предложение Автору. Вячеслав Олегович - рискнете замахнутся на цикл о наших (отечественных) крепостях? Например, если камрады по возможности и желаю соберут фотографии близлежащих объектов? Я к примеру могу в сентябре «взять штурмом» Верхотурье?
    Ребятам и девчатам доброго утра и хорошего дня! С уважением, Коте!!!
    1. +8
      27 июля 2023 06:40
      Цитата: Коте пане Коханка
      Есть деловое предложение Автору. Вячеслав Олегович - рискнете замахнутся на цикл о наших (отечественных) крепостях?

      Доброе утро! Спасибо за интересное предложение. Есть идея написать о деревянных крепостях России благо источник есть. Давайте начнем с Верхотурья, я только "за". Будет статья - к ней список городов для фотографирования, потому, что я везде не побываю. Скоро будет статья о моем визите в "крепость" Псефабе. Это тоже Россия.
      1. +8
        27 июля 2023 06:47
        Могу отфотографировать Орешек Выборг и Приозерск.
        1. +6
          27 июля 2023 07:02
          Цитата: 3x3zsave
          Могу отфотографировать ...Выборг

          А можете для меня снять неоготические строения в Выборге? Впрочем, и неоготическими-то их назвать трудно, но все же. Никакого коммерческого использования, исключительно для своего фотоальбома. Обожаю готику, ну и разные метастазы от нее...
          1. +6
            27 июля 2023 07:09
            Да, конечно. Не обещаю, что это будет в ближайшее время, но сделаю. Скиньте в личку Ваше "мыло".
            1. +6
              27 июля 2023 07:13
              Цитата: 3x3zsave
              Не обещаю, что это будет в ближайшее время

              Да нет особой спешки, как появится возможность. Только одно здание с нескольких ракурсов. Если возможность не появится - ничего страшного. Заранее спасибо...
          2. Комментарий был удален.
      2. +4
        27 июля 2023 13:50
        Договорились.
        В сентябре илу в отпуск. Еду фотографировать кремль в Верхотурье!
        1. +3
          27 июля 2023 17:23
          Цитата: Коте пане Коханка
          Еду фотографировать кремль в Верхотурье!

          Буду ждать!
      3. +4
        27 июля 2023 16:37
        Доброе утро! Спасибо за интересное предложение. Есть идея написать о деревянных крепостях России благо источник есть. Давайте начнем с Верхотурья, я только "за". Будет статья - к ней список городов для фотографирования, потому, что я везде не побываю. Скоро будет статья о моем визите в "крепость" Псефабе. Это тоже Россия.

        Да и не деревянных тоже. Астраханский Кремль, как вариант. hi
    2. +11
      27 июля 2023 07:00
      Цитата: Коте пане Коханка
      Есть деловое предложение Автору. Вячеслав Олегович - рискнете замахнутся на цикл о наших (отечественных) крепостях?

      К примеру о загадочном княжестве Феодоро с его неприступной крепостью Мангуп .
      1. 0
        28 июля 2023 07:13
        Генуэзская крепость Чембало .Первые упоминания о горе, на которой выстроена крепость, датируются восьмым веком до Рождества Христова.Гора Кастрон показалась итальянцам хорошим местом для возведения фортификационных сооружений, хотя крепость Чембало и появилась значительно позже. В середине 14 столетия на горе появились вал и крепостной ров, укрепленные частоколом, а также башня, внутри которой располагался воротный проезд.В 15 столетии гарнизон крепости сложно было назвать многочисленным — 40 стрелков, в число которых входили полицейский пристав, трубачи и цирюльник. Комендант и семеро стрелков на постоянной основе охраняли Верхний город. В первой половине 15 века у крепости появился новый враг — княжество Феодоро, представители которого общались на греческом языке.Некогда крепостью руководил турецкий паша, получивший приказ удерживать Чембало при любых условиях. В гарнизон вошли самые преданные воины правителя — все они полегли в сражении. Местные жители уверяют, что призрак паши до сих пор бродит по руинам, издавая страшные звуки.
  2. +1
    27 июля 2023 05:18
    Спасибо автору за интересную статью. smile
    Особенно забавно было прочитать про "леди в зелёном" и её пристрастии к местному
    пивоваренному заводу. wink
  3. +8
    27 июля 2023 05:57
    Какое стратегическое значение имел этот замок? Находится он на отчуждении, с трех сторон его омывает вода. Разве что просто в нем от врага укрыться? Спрашиваю у понимающего народа без тени ерничания...
    1. +6
      27 июля 2023 06:35
      В 24 километрах к северу от замка находится Абердин - одна из резиденций шотландских королей.
    2. +8
      27 июля 2023 06:41
      Цитата: Luminman
      Разве что просто в нем от врага укрыться?

      Разве Вам этого мало? Ради спасения жизни можно и не туда залезть!
      1. +7
        27 июля 2023 06:49
        Цитата: kalibr
        Разве Вам этого мало?

        Тогда зачем его штурмовали? Проше простого - ограбить близлежащие территории и на обратном пути просто весело помахать ручкой тем, кто в этом замке укрылся... wink
      2. +6
        27 июля 2023 07:08
        Цитата: kalibr
        Ради спасения жизни можно и не туда залезть

        Вы снова с нами?Это радует,право! Спасибо за очаровательный цикл статей!Право? hi
        1. +6
          27 июля 2023 09:12
          Цитата: АрхиФил
          Вы снова с нами

          Куда же мне от Вас!
    3. +6
      27 июля 2023 07:04
      Цитата: Luminman
      Какое стратегическое значение имел этот замок? Находится он на отчуждении, с трех сторон его омывает вода. Разве что просто в нем от врага укрыться? Спрашиваю у понимающего народа без тени ерничания...

      Хмм.А какое значение имел замок в Муромцево?Захотелось графу Храповицкому ИМЕТЬ и всё.
      1. +6
        27 июля 2023 07:08
        Цитата: АрхиФил
        А какое значение имел замок в Муромцево

        Возможно прихоть богатого человека.
        А шотландский замок строился на поборы от местного населения и это самое местное население и должен быть защищать. Причем, не только их жизни, но и имущество...
        1. +5
          27 июля 2023 07:20
          Цитата: Luminman
          Возможно прихоть богатого человека.

          Нет.Не прихоть.Игра в карты,право. hi
        2. +5
          27 июля 2023 07:45
          Знаете, дружище,живя и родившись в стольном граде Москве,я имею некие корни и на Владимиршине.Так вот.Как утверждает местная легенда,граф будучи вероятно*под зельем*,поспорил с неким местным о том .*Я,Храповицкий?И не построю замок?Такой же?* И,блин,соорудил,бродяга!Да ещё и с бассейнами!Да еще и Муромцево все́ работой оработил,но?1917 год.
        3. +5
          27 июля 2023 08:53
          Муромцево.
          о

          Бывали там? Категорически советую!
          1. +2
            27 июля 2023 14:36
            Цитата: АрхиФил
            Бывали там?

            Не доводилось...

            Цитата: АрхиФил
            Категорически советую!

            Какое-то дикое смешение стилей, кричащее о полной безвкусице владельца этого строения. Чем-то напоминает дома новых русских - много денег и полное отсутствие вкуса. Все и здесь все кричит: вот я какой!... wink
      2. +6
        27 июля 2023 09:08
        Когда сильно чего-то хочется, об этом потом долго вспоминают.

        А в нашей средней полосе усадьбы не замки.

        И о замках часто водонапорные башни напоминают. Строением.
        1. +5
          27 июля 2023 09:27
          Цитата: Korsar4
          И о замках часто водонапорные башни напоминают. Строением

          Привет Серёж!А я ещё *остеклёнку* запада застал!И бассейны видел!Без воды,право!
          1. +2
            27 июля 2023 18:19
            Добрый вечер, Сережа! Мы уже обменивались воспоминаниями.

            Но со временем бороться невозможно.
    4. +8
      27 июля 2023 07:13
      Какое стратегическое значение имел этот замок?






      Северо-Восток Шотландии со стороны Северного моря прикрывает плоскогорье Mounth. Бухта, где расположен замок, одно из немногих мест, где можно высадиться на берег и по расщелине, врезающейся в прибрежные скалы почти на четыре километра, подняться на плато, после чего можно продвигаться вглубь страны.
      1. +6
        27 июля 2023 07:21
        Цитата: Frettaskyrandi
        Бухта, где расположен замок, одно из немногих мест, где можно высадиться на берег

        Были и другие места. Дypakoв лезть на неприступные стены нет сейчас и не было их тогда... wink
        1. +9
          27 июля 2023 10:00
          Дypakoв лезть на неприступные стены нет сейчас и не было их тогда...


          Бывают такие места, где нужно, чтобы попасть на объект покушения, не лезть на неприступные, собственно, вертикальные скалы, а спускаться с них )))

          Вот есть река Наньсихэ.
          За тысячелетия речка, как нож, прорезала скалы, образовав ущелье глубиной с километр. Внизу берега узкие, в самом узком месте -- 30, либо 40 метров. В остальных местах всего лишь ненамного шире. И поселился там в древности народ Бо с их странностями захоронения )))
          А теперь там город Чжаотун, сплошные, впритык друг к другу высотки, а на высотках ещё какие-то строения. Длина этого извилистого, самого узкого города в мире, -- 5 км. Видео впечатляет.
          А что с неприступностью? Да сверху что-нибудь кинуть.
          Вот потому и строились крепости на возвышенностях. Закон всемирного тяготения не способствует штурму пращами. Изобрели иное )))
        2. +5
          27 июля 2023 16:35
          Были и другие места. Дypakoв лезть на неприступные стены нет сейчас и не было их тогда... wink

          Чёт слишком часто его брали, для «неприступного». wink
    5. +8
      27 июля 2023 12:08
      Цитата: Luminman
      Какое стратегическое значение имел этот замок?

      "Стратегическость" значения того или иного объекта определяется текущей обстановкой на театре военных действий.
      А замок - любой - имеет значение не только как укрытие от врага, но и как база для военных операций в округе. Грубо говоря, гарнизон замка может контролировать округу на расстоянии половины своего дневного перехода. Плюс гавань, пусть и небольшая и не шибко удобная, но, тем не менее, способная принимать какие-то суда.
      1. +3
        27 июля 2023 14:30
        Цитата: Хозяин Трилобита
        гарнизон замка может контролировать округу на расстоянии половины своего дневного перехода

        Как раз для того, чтобы ободрать данью местное население, а затем укрыться в замке. Это похоже на крепость Рюрика на Ладоге, у которой даже вход был со стороны моря - весьма говорящая дружба с местными славянами и угро-финами...
        1. +8
          27 июля 2023 15:03
          Какое-то странное у вас представление о средневековой жизни. Замок - жилище феодала и по совместительству место, на которое базировалась его дружина. В мирное время никто никого не обирал - крестьяне сами в этот замок привозили то, что от них требовалось. В военное время замок - опорная точка для контроля территории. Пока замок не взят, завоеватель эту территорию полностью контролировать не мог.
          Что касается Ладоги, то у крепости было два входа - со стороны реки (а не моря, если вы где-то читали про море в Ладоге - выкиньте это из головы) и со стороны поля, там где был расположен торг и собственно жили люди, не имевшие отношения к дружине - ремесленники, купцы и прочий люд. Большинство домов в Ладоге времен Рюрика, скандинавские, но есть и славянские, причем достаточно богатые. Существует даже гипотеза, вполне, на мой взгляд, реальная, что это были дома племенной славянской аристократии, типа их представительства в "столице".
          1. +2
            27 июля 2023 17:21
            Цитата: Хозяин Трилобита
            Что касается Ладоги, то у крепости было два входа - со стороны реки (а не моря, если вы где-то читали про море в Ладоге - выкиньте это из головы)

            Конечно же не моря, а реки - в голове одно, а на клавиатуре другое... wink
  4. +6
    27 июля 2023 06:40
    А ещё там встречается некая леди в зелёном платье, о которой почему-то никто ничего не знает.
    Думаю, тут все просто. Мария Стюарт притащила двойника Зеленой леди из Стерлинга.
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +4
      27 июля 2023 07:11
      Цитата: 3x3zsave
      Зеленой леди
      Леди идёт только *red*!Классика,сэр!Утро доброе, Антон!
      1. +4
        27 июля 2023 07:25
        Леди идёт только *red*!
        Это цветовой стереотип.
        Привет, Сергей!
        1. +2
          27 июля 2023 09:18
          Цитата: 3x3zsave
          Это цветовой стереотип.

          Ооооо!К вчерашней победе?
      2. +4
        27 июля 2023 09:09
        И чтобы танцевала как Китри в «Дон-Кихоте». Или Кармен.
        1. +5
          27 июля 2023 09:30
          Или графиня Эржебет Батори.. ......
          1. +4
            27 июля 2023 09:36
            Цитата: 3x3zsave
            Или графиня Эржебет Батори.. ......

            Страшная!Как и ....**зенит*!Прости,ДРУГ, ничего личного! bully
            1. +4
              27 июля 2023 09:47
              Страшная!
              А кто обещал, что будет легко и прибыльно?)))
              1. +2
                27 июля 2023 10:15
                Цитата: 3x3zsave
                прибыльно?

                Рот ен берг!Это говорит о чём -то???
              2. +3
                27 июля 2023 10:25
                Цитата: 3x3zsave
                прибыльно?)))

                Есть новость!СообщитЬ?
                1. +1
                  27 июля 2023 10:30
                  Есть новость!СообщитЬ?
                  Не уверен... Лучше про замки.
  5. +12
    27 июля 2023 07:09
    Учитывая очевидные оборонительные качества Данноттара, неудивительно, что он был «домом» на протяжении большей части последних двух тысяч лет, а возможно, и намного дольше.

    Лучшая иллюстрация мысли о том, что всё в этом мире проходит...
    Но что- то остаётся навечно -- меняя качество, но не изменяясь в своей основной сути. Памятник трудов и жизни людей.

    Доброго дня Вам, дорогой Вячеслав Олегович!
    Доброго дня, дорогие друзья!
    Будем жить, и дай нам всем Б-г здоровья.
    1. +5
      27 июля 2023 07:17
      Цитата: депрессант
      Доброго дня Вам, дорогой Вячеслав Олегович!
      Доброго дня, дорогие друзья!
      Будем жить, и дай нам всем Б-г здоровья.

      Как прекрасно!Как прекрасно быть с вами!И это правда.*history *?Это?Мы!Рад,право,рад! hi
    2. +5
      27 июля 2023 08:18
      Цитата: депрессант
      Учитывая очевидные оборонительные качества Данноттара, неудивительно, что он был «домом» на протяжении большей части последних двух тысяч лет, а возможно, и намного дольше.

      Лучшая иллюстрация мысли о том, что всё в этом мире проходит...
      Но что- то остаётся навечно -- меняя качество, но не изменяясь в своей основной сути. Памятник трудов и жизни людей.

      Доброго дня Вам, дорогой Вячеслав Олегович!
      Доброго дня, дорогие друзья!
      Будем жить, и дай нам всем Б-г здоровья.

      Доброе утро, Людмила Яковлевна! hi
      Взаимно!!
  6. +10
    27 июля 2023 07:11
    Интересно, когда это Карл II умудрился повоевать с Кромвелем, ежели Кромвель отдал Богу душу в 1658 году, а Карл II взошел на престол только в 1660 году?
    1. +6
      27 июля 2023 07:47
      Интересно, когда это Карл II умудрился повоевать с Кромвелем, ежели Кромвель отдал Богу душу в 1658 году, а Карл II взошел на престол только в 1660 году?

      Королем Шотландии Карл II был с 1649 по 1651 год, до битвы при Вустере.
    2. +7
      27 июля 2023 08:03
      Интересно, когда это Карл II умудрился повоевать с Кромвелем
      Автор,наверное имел в виду Ричарда Кромвеля,сына Оливера,которого поддержал Монк.А под Карлом II имеет в виду генерала Джона Ламберта ,который заставил Ричарда Кромвеля уйти в отставку, распустил парламент и объявил диктатуру,а Дж .Монк, выступил,против него.Да и что там,сам Монк,способствовал возвращению Карла II за что удостоен титула герцога Альбемарля, звания кавалера ордена Подвязки, пожалован большой ежегодной пенсией. Монк стал также шталмейстером, лордом-лейтенантом Ирландии и генерал-капитаном.
      1. +3
        27 июля 2023 08:12
        Автор,наверное имел в виду Ричарда Кромвеля,сына Оливера,которого поддержал Монк.А под Карлом II имеет в виду генерала Джона Ламберта

        Автор имел ввиду Оливера Кромвеля и Карла Второго.
        1. +6
          27 июля 2023 09:07
          Автор имел ввиду Оливера Кромвеля и Карла Второго.
          Но Карл,слинял во Францию в октябре 1651 года, а осада в 1652? Кто с кем?Дело было так, Оливер Кромвель,осаждал замок,где находились сторонники Карла, с цель завладеть документами и реликвиями?Карл Второй, просто в это время,вкушал "вустриц",во "Хранции"...
    3. +5
      27 июля 2023 13:33
      Цитата: Grossvater
      Интересно, когда это Карл II умудрился повоевать с Кромвелем, ежели Кромвель отдал Богу душу в 1658 году, а Карл II взошел на престол только в 1660 году?

      В 1650.
      Дело в том, что Карл II в 1660 взошел на английский престол, а в Шотландии его короновали на десять лет раньше. Что и послужило причиной Англо-Шотландской войны 1650-52 г.
  7. +8
    27 июля 2023 07:40
    Но если бы нам нужно было выбрать бы только одно место, которому можно доверить свою жизнь во время большой опасности на все сто процентов, то это, без сомнения, был бы замок Данноттар. Никакой другой шотландский замок не сравнится с ним по ощущению абсолютной неприступности.

    Как показывает история, "ощущение абсолютной неприступности" этого замка - не более чем иллюзия. Замок захватывали постоянно, иногда по два раза в месяц, как в 1592 году.
  8. +9
    27 июля 2023 07:48
    была построена самая неприступная крепость в Шотландии.
    Какая же она неприступная,если Вы сами пишите,что её брали несколько раз?Или она стала неприступной,после окончания всех боевых действий на территории Великобритании?
    1. +9
      27 июля 2023 08:03
      Самая неприступная крепость Шотландии - это Эдинбургский замок. За свою историю ни разу не был взят штурмом, хотя осаждался около тридцати раз.

      1. +3
        27 июля 2023 09:09
        Самая неприступная крепость Шотландии - это Эдинбургский замок.
        Разве с Вами спорю об этом,полностью согласен. smile
      2. +3
        27 июля 2023 15:00
        За свою историю ни разу не был взят штурмом, хотя осаждался около тридцати раз.
        А не штурмом? Даже рувика пишет, что его брали несколько раз, правда, без уточнений, как именно.
  9. +4
    27 июля 2023 08:20
    Вячеславу Олеговичу большое спасибо за статью, камрадам доброго дня!! hi
  10. +7
    27 июля 2023 08:37
    Вот так выглядит замок Данноттар со стороны моря и высоты минимум птичьего полёта.
    1. 0
      22 октября 2023 12:54
      И на отливе
      ................................
  11. +5
    27 июля 2023 09:16
    Цитата: Frettaskyrandi
    Самая неприступная крепость Шотландии - это Эдинбургский замок.

    Надо было написать "пожалуй", потому как он таким кажется!
    1. +4
      27 июля 2023 09:25
      Почему кажется. Штурмом его не взяли ни разу.
      1. +5
        27 июля 2023 09:36
        В некоторых случаях до штурма просто дело не доходило, гарнизон сдавался сам.
      2. +3
        27 июля 2023 10:34
        Цитата: Frettaskyrandi
        Почему кажется. Штурмом его не взяли ни разу.
        1. +7
          27 июля 2023 10:38
          Ребята,это нехороший человек.Враг!
          1. +2
            27 июля 2023 11:07
            Ребята,это нехороший человек.Враг!
            Серега, не витийствуй!
  12. +3
    27 июля 2023 09:56
    Людям «хочется замков»

    ДА! Именно!
    "Замки и котики" - что еще человеку для счастья надо? drinks
    1. +1
      27 июля 2023 10:05
      "Замки и котики" - что еще человеку для счастья надо?
      Песики!!!
      1. +8
        27 июля 2023 10:36
        Песики!!!

        Кстати, пёсели, как люди. Бывают порядочные и непорядочные, трусливые и самоотверженные, отважные. Но в душе преданные своему человеку всегда.
        Интересно, были сторожевые собаки в крепостях? Или только охотничьи?
        1. +3
          27 июля 2023 10:54
          Интересно, были сторожевые собаки в крепостях? Или только охотничьи?
          Неаполитанский мастиф Вас устроит, Людмила Яковлевна?
          1. +4
            27 июля 2023 11:42
            Неаполитанский мастиф Вас устроит, Людмила Яковлевна?

            Применительно к теме статьи мастиф должен быть английский.

            1. +3
              27 июля 2023 11:52
              Предок у них, все одно, общий - молосские собаки. Впрочем, думается, как и у испанского алано.
              1. +3
                27 июля 2023 12:43
                Предок у них, все одно, общий - молосские собаки

                В настоящее время имеются серьезные сомнения в этой версии.
                Hancock, David (2001). The mastiffs: the big game hunters, their history, development & future.
                1. +3
                  27 июля 2023 13:06
                  Насколько я помню, Хенкок больше ориентирован на охотничьи породы...
                  1. +3
                    27 июля 2023 17:41
                    Хенкок больше ориентирован на охотничьи породы..

                    На охотничьи породы ориентирован его двойной тезка. Редкий случай, поэтому их постоянно путают.
                2. +3
                  27 июля 2023 16:32
                  Цитата: Frettaskyrandi
                  В настоящее время имеются серьезные сомнения в этой версии.
                  Hancock, David (2001). The mastiffs: the big game hunters, their history, development & future.

                  Враг!Есть ответ???
        2. +3
          27 июля 2023 14:45
          Интересно, были сторожевые собаки в крепостях?
          Были,выпускали специально за крепостные ворота,на ночь.Породу не скажу и где это происходило.
          1. +2
            27 июля 2023 19:26
            Были,выпускали специально за крепостные ворота,на ночь.Породу не скажу

            Эта порода - ховаварт уже более семи веков, по праву считающаяся одной из лучших пород охранных и пограничных собак. Мой никнейм и фото самого ника - наш ховаварт Ричард, тринадцать лет, бывший членом нашей семьи - не дворовым цепным псом, а именно равноправным членом, именно так эта порода воспринимает саму себя и свои обязанности.
            Ховаварт – одна из древнейших германских пород собак. Первое упоминание о породе описывается в немецкой книге «Der Schwabenspiege» выпущенной в 1274 году. Исключительное чутье, нюх, врожденное чувство свой-чужой, сила, мощь собак и их генетическая предрасположенность к охране и защите своего дома и семьи, еще с XIII века позволили использовать их для караульной службы в многочисленных крепостях, цитаделях, укрепленных районах и городах всего средневековья. Средневековый хронист Ангерран де Монстреле пишет:
            Ховаварты присутствовали в гарнизонах во время обороны таких крупных крепостей, как Эг-Морт в Лангедоке, Авиньон, Каркассон, Лаон, Лангр, Ла-Рошель, Пуату-Шаранте, Сен-Дени, Сен-Мало в Бретани, Мон-Сен-Мишель, где с 1155 г. каждый вечер их выпускали на берег для охраны судов от пиратов.

            Собак прекратили использовать в этих целях лишь в 1770 г. после того, как молодой офицер, проходивший по берегу, был растерзан ими.
            1. +2
              27 июля 2023 19:51
              Эта порода - ховаварт уже более семи веков, по праву считающаяся одной из лучших пород охранных и пограничных собак.

              Современный ховаварт со средневековыми собаками имеет общим только название. Доподлинно даже не известно, как они выглядели, так как описаний не сохранилось. Скорее всего так называли собак сторожевых собак нескольких пород.
              А нынешние ховаварты - это выведенная в начале XX века порода путем скрещивания фермерских собак, ньюфаундлендов , леонбергеров , немецких овчарок и кувасов.
              1. +3
                27 июля 2023 22:22
                Кстати, боевые и травильные псы античности и средневековья отличная тема для статьи(статей)
                1. +2
                  27 июля 2023 22:38
                  Добрый вечер, Денис! Вы совсем редко стали здесь появляться. Честно говоря- очень жаль. В последнее время на ветке буйным цветом все больше и больше некомпетентности и дешёвого хайпа и Ваших публикаций и комментариев не хватает.
                  1. +5
                    27 июля 2023 23:01
                    Добрый вечер,
                    Спасибо конечно, но я несколько удивлен. Я всегда был среднеактивен, если так можно сказать.
                    Тут несколько причин.
                    Одна из них историческая ветка себя во многом исчерпала- холивары отгорели, авторы отошли от дел.
                    Сейчас пишу историческую статью для научно рецензируемого англоязычного журнала. Там новизна статьи ключевое требование. Будет отказ -опубликую здесь.
                    Написана в стол статья из условного цикла катафракты- нет иллюстраций по моей реконструкции. Попытка посотрудничать с художниками к успеху не привела. проще наверное нарисовать эскизы самому и отдать нейросетке.
                    Есть, скажем так , идеи исследований "фаланга - как это работает" там много спорного и по механике конного столкновения.

                    Кстати, год назад был спор-дискуссия по камням в форме беотийских шлемов. В Лувре и музее Пирсона отснял некоторый материал - могу отдать Ващенко или Шпаковскому если будут писать на эту тему. Это абсолютно точно не формы для ковки.

                    Есть много фото из Венской оружейной, Парижского музея армии и музея Стибберта , но у Шпаковского и так все это есть. Есть фото замка Гента и материалы по индейцам из музея наследия Антверпена. Если у Вячеслава Шпаковского будет затык может обращаться

                    Но в целом не до истории сейчас людям - быть бы живым и здоровым.
                    1. +2
                      27 июля 2023 23:59
                      Цитата: Engineer
                      Одна из них историческая ветка себя во многом исчерпала- холивары отгорели, авторы отошли от дел.

                      Написал в пылу спора- что уйду в "Историю".А уходить то некуда особо....
              2. +1
                27 июля 2023 23:52
                Современный ховаварт со средневековыми собаками вероятно имеет общим только название. Доподлинно даже не известно, как они выглядели, так как описаний не сохранилось

                Огромную роль в восоздании породы в том виде, в котором мы видим её сейчас, сыграли Бертрам и Курт Кёниг в начале двадцатого столетия. Отец и сын восстанавливали знаменитую породу в три этапа, начиная с 1915 года, по заказу Kaiserreich Zollgrenzschutz (ZGS) ( букв. «Таможенная пограничная охрана». Окончательная селекция породы была закончена в 1949 году. В 1955 году породу официально признала Международная Кинологическая Федерация МКФ -"FCI". В 1959 году ховаварт официально признан как служебная порода, а в 1964 году получает международное признание.
                По классификации Международной кинологической федерации FCI:
                ховаварт - служебная порода собак группы 2 (Пинчеры, шнауцеры, молоссы), секции 2 (Молоссы), подсекции 2.2 горные, скотогонные и пастушьи собаки)
                Идентификационный номер породы -190
      2. +6
        27 июля 2023 10:38
        Цитата: 3x3zsave
        Песики!!!

        Скоро будет и про котиков, и про песиков, и про "замок". И все в одном материале. Уже написан и ждет очереди.
        1. +7
          27 июля 2023 11:05
          Класс!!! Прольюсь елеем на души всех котоподданных раздела "История"
      3. +3
        27 июля 2023 10:53
        Что плохого,?
        Цитата: 3x3zsave
        Песики

        Цитата: 3x3zsave
        Песики
        1. +2
          27 июля 2023 19:56
          Цитата: АрхиФил
          Что плохого,?
          Цитата: 3x3zsave
          Песики

          Цитата: 3x3zsave
          Песики

          А что хорошего!!!
    2. +2
      28 июля 2023 06:06
      – Чего нам теперь еще не хватает?

      – Банки бодрящего и соленой рыбки, господин капрал!
  13. +7
    27 июля 2023 11:11
    из статьи я насчитал 6 случаев, когда неприступный замок все-таки был взят. У Эльца в Германии и Линдоса и Монолитоса(эти на Родосе) - намного меньше.
  14. +7
    27 июля 2023 12:26
    Прочитал статью, комментарии и прямо какое-то ностальгическое чувство появилось... Напомнило старые добрые времена, когда мы все были на несколько лет моложе и умели создавать в обсуждениях некую особую атмосферу этакого комфортного дружеского общения. Сейчас это ощущение приходит исчезающе редко, хотя, возможно, это мои личные "трудности", не знаю.
    Спасибо, Вячеслав Олегович. smile
    1. +4
      27 июля 2023 12:45
      Напомнило старые добрые времена, когда мы все были на несколько лет моложе и умели создавать в обсуждениях некую особую атмосферу этакого комфортного дружеского общения.
      Этот мир лучше не становится. И мы вместе с ним.
      1. +3
        27 июля 2023 13:02
        Этот мир лучше не становится. И мы вместе с ним.

        Мир не виноват.
        Даже принимая во внимание в вечных принципах разума справедливости и гуманности только благоприятные шансы, с ними неизменно связанные, следование им дает большие преимущества, а уклонение от них – тяжелые последствия...

        Человек – это существо, которое производит само себя, свое бытие и сущность.
        1. +5
          27 июля 2023 13:22
          "“Ах ты, господи!” - радостно сказал цыпленок, вылупляясь в этот лучший из миров
          по Лейбницу. “Тьфу ты, черт!” - сказал этот же цыпленок, залупляясь назад по
          Шопенгауэру." (С)
          1. +5
            27 июля 2023 13:38
            Стенные часы представляете, конечно. Маятник – это регулятор: он сдерживает и регулирует падение гири часов; уберите этот регулятор – гиря быстро упадет, стрелки хаотически закрутятся по циферблату, молоток отзвонит сразу долгие часы, и без связи, бесцельно истратится энергия механизма.
            Человеческое существование - те же стенные часы. Наши часы идут плохо, регулятор нашей жизни не соответствует своему назначению; это – дешевенький маятник, сделанный на скорую руку; маятник есть потому, что мы доросли до сознания его необходимости, но мы не сподобились пока отрегулировать механизм.
            1. +3
              27 июля 2023 13:44
              Отрегулируем механизм, наступит "Мир Полдня"? К слову, "Мир полдня" мне неочень-то нравится...
              1. +3
                27 июля 2023 17:37
                Отрегулируем механизм, наступит "Мир Полдня"?

                Что наступит - не берусь предсказывать. Может "Мир Полдня", может "Дивный новый мир". Только терзают сильные сомнения, что этот процесс возможен без "Конца детства".
                1. +1
                  27 июля 2023 20:07
                  "Конца детства"
                  На мой взгляд, не лучший роман Кларка. Ситуативно - да, "придите, добрые дяди (хищные помидоры) и разгребите все дерьмо, что мы тут накакали. А по сути, грусть умирающего человека, о несостоявшейся эпохе.
                  1. +2
                    27 июля 2023 21:17
                    Меня у Кларка больше привлекает философская сторона его произведений. В этом плане "Конец детства" в чем то перекликается с "Феноменом человека" Тейяра.
                    1. +2
                      27 июля 2023 21:46
                      Есть у меня прекрасно изданный том Кларка, купленный очень давно, уже здесь, в Подмосковье ( не смогла пройти мимо). В нём, томе этом, есть и "Конец детства".

                      Вспомнилось:
                      "Ведь сегодня любой ребенок знает, что сверхразум — это обязательно добро!
                      — Сверхразум — это сверхдобро, — сказал Тойво.
                      — Ну? Тем более!
                      — Нет, — сказал Тойво. — Никаких "тем более". Что такое добро мы знаем, да и то не очень твердо. А вот что такое сверхдобро…"

                      Нет, не "Волны гасят ветер".
                      Я ассоциирую "Конец детства", скорее, с той частью "Хромой судьбы", которая по сути своей -- "Гадкие лебеди".
                      И не очень весело оттого, что истина в локальном отрезке времени, включенная в мозаику эпохи, оказывается своей противоположностью.
                      1. +2
                        27 июля 2023 22:08
                        Тойво, в итоге, убил Сикорски. Мне вот по этому "Мир Полдня" не нравится. Где-то на "Далекой Радуге" люди сами решают кому жить, кому умереть. И в тоже время один человек, наделенный властью, убивает другого человека, только лишь по подозрению.
                    2. +2
                      27 июля 2023 21:57
                      Эта философия никак не соответствует мирам Гибсона и Стерлинга, в которых, по сути, мы живем.
                      1. +2
                        27 июля 2023 22:27
                        Эта философия никак не соответствует мирам Гибсона и Стерлинга, в которых, по сути, мы живем.

                        Наверное поэтому она меня и привлекает. Кстати, я бы к Гибсону и Стерлингу еще Рюкера добавил, праправнука Гегеля.
                      2. +2
                        27 июля 2023 22:38
                        Рюкера не читал, но как основоположника помню.
                      3. +2
                        27 июля 2023 22:43
                        Он много в соавторстве со Стерлингом писал.
                      4. +1
                        27 июля 2023 23:01
                        Скажем честно: Стерлинг - такой себе киберпанк, в отличии от Гибсона. Но роман в стиле "стимпанк" они написали отличный!!! Еще никто в этом жанре их не перебил. Кроме Желязны.
            2. Комментарий был удален.
        2. +3
          27 июля 2023 16:52
          Цитата: Frettaskyrandi
          Человек – это существо, которое производит само себя, свое бытие и сущность.

          ,а по существу,а ВикНиК?
      2. +5
        27 июля 2023 15:14
        Цитата: 3x3zsave
        Этот мир лучше не становится. И мы вместе с ним.

        Мир становится лучше. В целом. Хотя каждому индивиду в отдельности может казаться что угодно. Не хочу уподобляться старому деду из анекдота, которого спросили когда лучше жилось - при царе или при коммунистах.
        - Конечно при царе!
        - Почему?
        - У меня при царе болт стоял!
        Мир меняется. Пока его меняли мы, он становился лучше - для нас, но хуже для тех кто был до нас. Теперь мы постепенно сворачиваем свою активную деятельность, кто-то раньше, кто-то позже, и мир начинают менять другие люди. Но они делают это по-своим представлениям, уже отличным от наших. Вот, собственно, и всё.
        1. +3
          27 июля 2023 17:18
          Цитата: Хозяин Трилобита
          Мир становится лучше.

          Все всякого сомнения! Как жил я и как живет моя внучка - никакого сравнения.
    2. +7
      27 июля 2023 13:03
      какое-то ностальгическое чувство появилось... Напомнило старые добрые времена

      Миша, да Вы поэт, выразитель чувств и настроений множества людей!
      Такие же чувства появились у меня вчера, когда, скручиваемая магнитной бурей, я тащилась по поселку. Навстречу -- трое. Да не может быть! -- подумала я. Ещё в прошлом годе эти трое явно отставных офицеров с седеющими висками гордо вышагивали по посёлку, добрыми, но орлиными взглядами окидывая окресности с высоты немалого роста, -- вот они, наша опора и защита!
      А вчера аж остановилась и почувствовала, как отвисает челюсть. Подобрав её, усомнилась -- они ли? Сплошь седые головы втянуты в опущенные плечи и будто уменьшился рост, что-то извиняющееся во взглядах...
      Ах, время! Что ты делаешь с нами...
      Пора взбодрения -- приходи! Распрями нам спины, огонь нам в глаза! Чтоб искрами сыпать!
      1. +4
        27 июля 2023 14:01
        Миша, да Вы поэт, выразитель чувств и настроений множества людей!
        Михаил, Вы чувствете , как с тихим шелестом осыпается позеленвшая бронза, меняясь на платину?!)))
        1. +3
          27 июля 2023 15:17
          . Михаил, Вы чувствуете , как с тихим шелестом осыпается позеленевшая бронза, меняясь на платину?!)))


          Вот! Искры юмора!
          Или показалось... Ну, неужели печальная ирония?
          Вот так -- посмотришь на руины, бывшие когда-то жизнеспособной архитектурой, среди которой метались люди, не задавая себе пустых вопросов, и в сердце вползает тоска, порождающая привидения в виде образов ушедших.
          Не есть ли привидение сублимация желания вечной жизни?
        2. +5
          27 июля 2023 15:52
          Не, ни фига не чувствую. Но если так, то это печально - я надеялся, что бронза еще не шибко позеленела... sad
      2. +5
        27 июля 2023 15:48
        Людмила Яковлевна, в том объеме, в каком мы высекали искры в прошлом, у нас уже не получится. Ну, разве что жизнь заставит, но и это будет только лебединой песней нашего бытия, катарсисом перед окончательной развязкой, который эту развязку и ускорит. smile
        Самое существенное различие в наших с вами взглядах на жизнь - то, что идя по улице, я замечаю не только своих старых приятелей - седых, осунувшихся, усталых и беспокойных, но и их детей - крепких здоровых тридцатилетних мужиков и тёток, на пике активности, как физической, так и социальной. Но больше всего мне нравится смотреть на молодых, на поколение своего младшего сына, которому сейчас двадцать. На их открытые и спокойные лица, на их радостные улыбки. Они смотрят в будущее спокойно, без страха и неуверенности, им не нужно по вечерам сбиваться в стаи и шляться по улицам, настороженно выискивая способы раздобыть немного денег на пиво или джин-тоник, как это было сплошь и рядом еще лет десять-пятнадцать назад.
        Чтоб было понятно, я живу в городском поселке, в недавнем прошлом бывшим деревней, недалеко от Санкт-Петербурга. Средний такой поселок, есть получше, есть похуже.
        У них, у нынешней молодежи, конечно, с моей точки зрения, полно и недостатков, но я стараюсь к ним относиться снисходительно, без скрипучего брюзжания человека, пережившего свой пик, и вступившего в пору медленного и неизбежного увядания. smile
        А на старых пенсионеров смотреть у меня нет никакого желания. Одно расстройство! smile
        1. +5
          27 июля 2023 16:04
          Цитата: Хозяин Трилобита
          А на старых пенсионеров смотреть у меня нет никакого желания. Одно расстройство!

          В итоге мне стало грустно... hi
          1. +2
            27 июля 2023 16:18
            Цитата: Mihaylov
            В итоге мне стало грустно...

            *Зенит*!!!!чемпион????
  15. +3
    27 июля 2023 12:34
    Спасибо за статью! Прочитал с огромным удовольствием! Очень интересная тема. Еще бы внутреннее убранство было представлено на фото...
    1. +3
      27 июля 2023 12:50
      Еще бы внутреннее убранство было представлено на фото...
      Там все попятили еще в начале восемнадцатого века. Поздняк метаться, все украдено до нас...
  16. +2
    27 июля 2023 20:41
    «Воротникова, Неделин: Кремли, крепости и укрепленные монастыри Русского государства XV-XVII веков.» - вышло уже четыре тома, пятый на подходе. Иллюстрации и текст выше всяких похвал. Весьма рекомендую. Себе приобрёл.
  17. 0
    28 июля 2023 00:25
    А вот интересно, Карл III сколько бы смог просидеть в этом замке, если бы его штурмовал Вагнер? Со всем доступным вооружением и снарядами от Шойгу.
    Кстати, по-настоящему неприступной оказалась Венеция, за более чем тысячелетнюю и очень не мирную историю только при Наполеоне вопрос оказался решен.
    Еще одну "неприступную" взяли войска Тамерлана, проходя через Грузию. Тоже на отвесной скале столетиями одно из грузинских племен "держало дорогу", то есть грабило проезжающих, а потом укрывалось в своей фортеции, еще и кидались всякими предметами сверху. Авангард Тимура сообщил, что едет великий и непобедимый воин и властитель, надо мол, встретть почтительно, и так далее... Не поверили. Не знали, бедолаги, что у Тамерлана был горный спецназ - гималайские горцы, которым по отвесным стенам, что нам по набережной бегать.
    Не уцелел никто, тут Железного Хромца были свои принципы.