История попытки создания системы «Гипербар» в России

44
История попытки создания системы «Гипербар» в России
Двигательная установка танка «Леклерк»


Где-то в середине 90-х годов мне попадает в руки отчет СКБ Турбонагнетателей об их работах по созданию аналога системы «Гипербар» для Военно-Морского Флота СССР.



«…Мужики, а зачем вы так сложно подходите к решению этой задачи?.. – таково было мое уже первое мнение. – Сейчас доминирующим трендом в решении технических задач является акцент на некоторую упрощенную механику и максимальный перенос сложности управления и энергетического преобразования на электронику. Ну и за создание такой электроники я мог бы взяться…»

Неожиданно для меня эти слова были восприняты, и я потратил следующее десятилетие на продвижение этой идеи.

Но сначала некоторое объяснение технической сути предмета изложения.

Техническое объяснение


Все мы в большей или меньшей степени знакомы с дизельными двигателями. Они широко используются и имеют массу разнообразных достоинств. В транспортных приложениях встает задача порой выжимать из них повышенную удельную мощность с единицы массы или габарита двигателя.

Наиболее типовым решением этой задачи является использование турбонаддува, когда компрессор нагнетает воздух в цилиндры под повышенным давлением, а увеличенная энергия выхлопа срабатывается в турбине турбокомпрессора.

Небольшое повышение входного давления не сильно сдвигает все балансы в двигателе, и представленным выше объяснением вполне можно удовлетвориться.

Однако, если стоит задача реально ощутимого повышения удельной мощности, это потребует серьезного переопределения балансов расчетных параметров, среди которых можно выделить два момента.

– Поскольку конструкция двигателя уже по прочности близка к некоторым предельным значениям, повышение максимального пикового давления в цилиндре (известного как Pz) недопустимо. Возможное и единственное направление движения – это увеличение камеры сгорания (специфический объем в основном внутри верхней части поршня) и снижение коэффициента компрессии. В результате этого, импульс давления во время рабочего хода остается ограничен по максимальной величине, но становится существенно более широким по времени. Возросшая остаточная энергия выхлопных газов срабатывается в турбине, имеющей весьма высокий КПД.

– При мощной форсировке дизельный двигатель и турбокомпрессор сильно связаны. Если дизель не вышел на обороты – нет должного момента силы от турбины турбокомпрессора, если компрессор не дает напора воздуха – дизель плохо выходит на обороты. Это явление известно как турболаг.

Оба эти момента создают естественное ограничение максимальной степени турбонаддува в гражданской технике.

Но для военной техники порой требуется достижение экстремальных величин удельной мощности. Дальнейшее снижение коэффициента компрессии создает проблемы для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах при старте, а динамика разгона военной техники должна существенно превосходить таковую у гражданских аналогов.

Одно из притягательных решений данной проблемы было предложено французами и известно как система «Гипербар».


По сути, это и есть тот самый турбокопрессор, но адаптированный под выдачу существенно большего давления нагнетаемого воздуха. Проблемы старта, режимов малой мощности и разгонной динамики решались дополнением связки дизель-турбокомпрессор дополнительным контуром перепуска воздуха с небольшой камерой сгорания. На проблемных режимах турбокомпрессор работал большей частью через этот контур как газотурбинный двигатель, выходная мощность которого уходила на накачку воздухом дизеля.

Снимаемая же механическая мощность по-прежнему бралась от дизеля (со всеми его плюсами, как высокий крутящий момент и сравнительно невысокие обороты, если соотносить их с оборотами малогабаритной турбины).

Данное решение первоначально применялось на французских корветах. Далее оно было использовано в танках «Леклерк» (Leclerc).

Последующая история в кратком изложении


Основная идея, содержащаяся в отчете СКБТ, заключалась в том, что к высоко-форсированному турбокомпрессору в качестве дополнительного источника энергии для проблемных режимов предполагалось пристыковать электрическую машину, способную работать и в моторном, и генераторных режимах.

Но предлагаемая в отчете электрическая машина была несколько странная. Начнем с того, что она была униполярная, что означает низковольтность, чудовищные величины тока и неизбежность скользящего электрического контакта. Скользящий контакт предполагалось сделать на жидких металлах. Внутри этой машины должна была еще вращаться проставка в виде полого цилиндра. Фиксация положения этой проставки во время работы должна была производиться активной формой магнитной левитации.

От чтения отчета сразу возникало ощущение, что предлагаемые технические решения избыточно сложноваты – если стоит задача больших скоростей и работы в широком диапазоне оборотов, то существующие уже на тот момент инверторы эту задачу вполне могли решать. Мотор-генераторные режимы в них тоже реализовывались вполне естественно.

И уже в районе 1997 года мы получили с одного почтового ящика в Истре комплект из высокоскоростного асинхронного электродвигателя и инвертора. Электродвигатель мы прифланцевали к турбокомпрессору, и первые тесты такой конструкции были проведены на испытательной станции Пензенского дизельного завода.

Результаты опробований всем очень понравились, хотя сами эксперименты были несколько скомканные на верхних режимах мощности. Вторым выводом было подтверждение того, что инвертор должен быть уже изначально разработан и адаптирован под задачу, поскольку турбина по механической мощности на номинале многократно превосходит мощность электродвигателя.

Еще одним аргументом в пользу разработки специализированного инвертора стало то, что единственным доступным мощным источником электроэнергии, например на тепловозе, была связка: основной генератор – моторы колесных пар. Эта конструкция является своеобразной «коробкой передач» тепловоза, и доступное в ней напряжение прыгает в диапазоне от 15 до примерно 750 вольт.

Вторая версия данной системы была сделана на базе асинхронного электродвигателя от шлифовального электрошпинделя, производства «Самараточмаш». Ротор электродвигателя был поставлен на масляные подшипники от турбокомпрессора. В качестве инвертора был взят инвертор из Саранска, в котором мы использовали только силовой контур и заменили управляющий блок на свой, на базе DSP-процессора – «числовой мясорубки», лучше подходивший для задач с высокой динамикой. Месячные испытания на Коломенском машиностроительном заводе (ноябрь – декабрь 2005 года) были очень интересными.

После двух недель экспериментов у специалистов Коломны закралось сомнение – а не врет ли их измерительное оборудование. Они все перепроверили, но последующие две недели снова показали необычно высокие результаты.

Достигнутое КПД турбокомпрессора было – 67 % (обычно 64–65 %, результат турбокомпрессоров ABB TurboSystems – 69 %). Топливная экономичность дизеля на режимах частичной нагрузки возросла на 4,5 % (что весьма много). Эквивалентный КПД турбокомпрессора с пересчетом от эффекта дополнительной подкрутки от электродвигателя вышел на 82–83 %.

То есть был получен весьма достойный результат на статических режимах. На проверку динамики уже не хватало времени (да и электродвигатель был слабоват).

Расчеты, проведенные во ВНИИ ЖТ (диссертация Заручейского), показывали, что если применить электродвигатель с большим крутящим моментом в 3–4 раза, то время вывода на полную мощность дизеля корвета в экстремальных ситуациях сокращается в 2–3 раза, помимо того, что появляется существенно большая свобода в форсировании мощности дизеля.

Это был пик достижений.

В дальнейшем я еще предложил конструкцию специфического электродвигателя, интегрированного в турбокомпрессор, сделал и протестировал макет (ближайший аналог – решения TurboDyne Systems, ниже картинка из одного их патента).


В электронике к 2009 году у меня закрутился уже полностью свой инвертор, изначально заточенный под запитку от коробки передач тепловоза. Но уже в 2008 я себе сказал, что с меня хватит.

Откуда растут проблемы. Небольшой исторический экскурс


В начале 60-х годов создавалось множество НИИ и КБ, и среди них было СКБ Турбонагнетателей. Молодой самолюбивый руководитель тогда еще подразделения местного дизельного завода за пару лет быстро выяснил, что его квалификации, пачки синек чертежей турбокомпрессоров, «позаимствованной» на Коломенском заводе, было никак не достаточно, чтобы иметь результат, соответствующий уровню его амбиций.

Но это было в первой половине 60-х годов. Весьма многие возникшие в это время НИИ и КБ сталкивались с подобной проблемой, и она решалась относительно типовым способом.

К созданию первых разработок для этих организаций подключались отраслевые НИИ и специалисты ключевых вузов. Применительно к СКБТ: первое реальное поколение их турбокомпрессоров им делали ЦНИДИ (Котеночкин – профилировка газодинамики, Дейч – динамика валов), МВТУ им. Баумана кафедра Э-2 (Грехов). Технологическую проработку и реализацию проектов выполнял весьма неплохой специалист, представитель харьковской инженерной школы. Такой уровень подключенных специалистов не мог не дать достойного результата.

В самом начале 70-х пара молодых инженеров (протеже директора) везет эти турбокомпрессоры во Францию и участвует там в интенсивном тестировании. Реальный смысл этих испытаний для французов был в том, чтобы полученными параметрами они могли при необходимости давить на переговорах с ABB TurboSystems и чуток их шантажировать.

...И желаемые весьма достойные цифры результатов были получены.

Тут следует отметить, что в официальной историографии СКБТ фактическая информация, чьими мозгами делались их первые проекты, кто в дальнейшем обеспечивал их расчетными методиками профилировки компрессорной части, кто всегда им делал газодинамическую профилировку турбин, кто является реальным автором их наиболее известного изобретения из 60-х, является хорошо и основательно вымаранной.

Официальная «утвержденная» историография от «директора-основателя» или от «директора-продолжателя» гласит, что именно он когда-то подошел к кульману, взял карандаш… и начертил выдающийся турбокомпрессор.

К концу 70-х годов эти «таланты» отодвинули в сторону своих наставников, закусили удила и самостоятельно запустили в серию турбокомпрессор малой размерности для карьерных самосвалов. В этом проекте было две принципиальных ошибки.

Первая: наши «специалисты турбокомперссоростроения мирового уровня» (это не стеб, а то, что они постоянно объясняли, как их надо воспринимать) забыли сделать балансировку ротора.

И это при 45 тысячах оборотов ротора в минуту, что вело к гарантированному выходу турбокомпрессора из строя в самом начале эксплуатации.

Второе: работяги в цеху напортачили с профилировкой газодинамики турбины и, чтобы не париться с переделкой, они «переделали» шаблоны приемки ОТК под дефективный вариант.

Обычный человек не будет задаваться вопросом: хорошо это или плохо. Это однозначно создавало большие проблемы в СССР в эксплуатации карьерных самосвалов.

У руководства Пензенского дизельного завода примерно в это время появилось очень большое желание выпихнуть всю эту гоп-компанию, существовавшую там в виде достаточно самостоятельного отдела, куда-нибудь подальше к чертовой матери в виде уже реально самостоятельной организации... И это пожелание начало материализовываться.

Что любопытно, один молодой специалист (на мой взгляд, самый талантливый в истории СКБТ) в середине 80-х годов проанализировал конструкцию проблемного турбокомпрессора, продумал решение по балансировке, нашел ляпы с газодинамикой и в инициативном порядке начертил комплект документации.

Однако «специалисты мирового уровня» категорически отказались что-либо менять.
Они шли на то, чтобы максимально выжать потенциал шантажа из данной ситуации.

…А проблема уже начала всплывать на достаточно высоком уровне.

Как рассказывал «директор-продолжатель» (в дальнейшем его будем называть «дед-продолжатель»), его тогда как перспективного конструктора послали на совещание к Егору Лигачеву, где он объяснял, какие ресурсы нужно дать СКБТ, чтобы проблема хоть как-то сдвинулась с мертвой точки. А чтобы на таких совещаниях не было никаких ляпов и ненужного экспромта, все запросы были заранее строго сформулированы и отрепетированы с «дедом-основателем».

Собственно, история с этими мелкими турбокомпрессорами тянулась весьма долго, и только к 2006 году был устранен последний из этих двух дефектов.

Помню, мы с приятелем в 2007 спросили о нем главного конструктора, на что он ответил: «...Неожиданно хороший турбокомпрессор получился».

Мы переспросили: «А что по его поводу сказал заказчик?»

На что последовало: «А заказчик (на тот момент, завод им Маминых, Балаково) перешел на китайские турбокомпрессоры, и его это уже не интересует».

Если мы посмотрим на СКБТ 70-х и 80-х годов, то стоит отметить, что они умели выбивать себе ресурсы и делали это с редким талантом и умением.

У них была западногерманская вакуумная плавильная печка и не только она, а лучшее из отечественного станочного оборудования. Они выбили себе даже такие весьма странные «игрушки», как печка направленной кристаллизации, вибростенд. Многое из этого они не удосужились даже ввести в эксплуатацию и плохо понимали, для чего оно им нужно.

Где-то ко второй половине 80-х годов руководство СКБТ обращает свое внимание на военных моряков. Им СКБТ предлагает проект создания системы «Гипербар» и получает на это финансирование.

О том времени в СКБТ потом всегда вспоминали как о времени величайшего процветания. Работяги восторженно рассказывали: «Ты представляешь, тут в цеху на каждом углу валялась такая огромная чушка меди».

Основная центральная интеллектуальная часть этого проекта выполнялась научным кооперативом, в состав которого входили доктор наук из Ленинграда (ЦКБ «Рубин»), кандидаты наук из Москвы, из пензенского политеха. Я со многими из них встречался позже в 90-е годы.

Этот кооператив в конце 80-х специализировался на том, что помогал чиновникам разворовывать выделяемые на науку и НИОКР деньги.

Понятно, что результатом тут, собственно говоря, и не пахло. Попытка сделать куцый макетный образец закончилась провалом. Сложность предлагаемых решений была сопоставима со сложностью попытки высадки на Луну или Марс (это не преувеличение, я закончил в Бауманке специальность Э-8 «Плазменные и плазменно-ионные системы для космических приложений»).

Однако от всего этого опыта у руководства СКБТ сложилась стойкая мечта-убеждение, что вот если кого и стоит «оседлать» и «окучивать», так это военных.

Когда я изложил свою точку зрения и свое видение на реализацию электроассистированного турбонаддува (так он называется на Западе), идея очень всем в СКБТ понравилась. Их привлекала возможностью осуществить новую попытку в реализации их мечты, при этом сделав практически все за гроши и «на коленке».

Следует отметить, что в моей работе на СКБТ были существенные притягательные моменты в сравнении с космической промышленностью, в которой я работал до и после СКБТ.

В СКБТ я, к примеру, разработал датчики зазоров, которые обладали в 1 000 раз большим быстродействием, чем аналоги из НИИ Физических измерений, с себестоимостью в каких-то 150 рублей в ценах 2000 года. Две итерации разработки датчиков были сделаны всего лишь за пару месяцев. На них я изучал прецессию вала работающего турбокомпрессора в зазорах масляных подшипников, видел погранслои...

В космическом же НИИ невозможно замахнуться на подобные задачи, поскольку между вами и экстремальными задачами всегда существует слой «космических вождей», которые могут реально конкретно объяснить, что ты из «низшей касты» и не имеешь права подходить к подобным проблемам и применять логику работы, отличную от освященных временем бюрократических ритуалов и регламентов.

Суть же этой проблемы очень проста. Если мы представим, что мы ввяжемся в реальном времени в решение нетривиальных задач космической отрасли и будем поставлены на острие технических проблем НПО «Энергия» или кого-то подобного, то космическая бутафория НИИФИ сразу же начнет сыпаться, «руководящая каста» будет поставлена в условия, где будет видна ее никчемность и неадекватность сложности проблем.

Вернемся же, однако, к «Гипербару» (электроассистированному турбонаддуву).

«Гипербар»


С самого начала работы на СКБТ я начал замечать там некоторые странности.

К примеру, сочленение валов турбокомпрессора и электродвигателя требует применения муфты. И если для меня это было объяснено еще на 4 курсе, где в курсовике по «Деталям машин» я выбирал подходящий вариант, то для окружающих специалистов СКБТ эта тема была крайне малознакомой.

В дальнейшем во ВНИТИ (один из центральных железнодорожных институтов) порекомендовали применить для данного сочленения гидромуфту, и СКБТ взяло ориентацию на это решение. Гидромуфта – это по сути пара жидкостных турбинок, работающих одна на другую.

И тут как бы хотелось сказать – «вот есть специалисты турбокомпресоростроения мирового уровня», и им как бы и «карты в руки». Однако выясняется, что у них нет никакого понимания, как делать профилировку гидротурбины. В результате гидромуфта была сделана не на базе сцепления циркуляции жидкостных потоков, а за счет жидкостного вязкостного трения. Как результат, мы теряли на муфте при максимальном крутящем моменте электродвигателя 600–650 оборотов в минуту.

Другой раз меня попросили рассчитать спектры частот газодинамического возбуждения лопаток турбины. Сделать все это в программе MathCad больших усилий не составляет, но для расчета мне нужны исходные данные. Мне их дают, а там какая-то бредятина. Процесс повторяется какое-то количество раз, а правдоподобных исходных данных я так и не получаю.

Тогда я решил сам разобраться, поскольку требовалось всего лишь понимание работы дизельного двигателя на уровне средней школы. Как оказалось, проблема заключалась в том, что специалисты не видели численной разницы между временем, выраженным в минутах или секундах, и прямо так и ссыпали числа в расчеты.

Более близкое знакомство с костяком старых специалистов СКБТ показало, что они хорошо выдрессированы на действия в рамках имеющегося у них набора расчетных методик, применения небольшого набора формул (причем все величины там были в технической системе единиц как лошадиные силы, минуты, миллиметры водяного столба), пространных рассуждений об узком наборе ключевых параметров. Но шаг в сторону от всего этого – и в их глазах было полное непонимание.

Это было очень сильным контрастом в сравнении с уровнем специалистов ЦНИДИ, с которыми мы, несколько специалистов среднего возраста, поддерживали хорошие отношения.

Так что же было на испытаниях?


Когда мы в ноябре-декабре 2005 года проводили испытания электроассистированного наддува на стендах Коломенского завода, у местных специалистов было сначала недоумение и недоверие к показаниям стендовых приборов. Они все перепроверили и подтвердили, что турбокомпрессор демонстрирует очень высокие показатели.

Теперь недоумение было уже у меня. Я обратился к своему приятелю, кандидату технических наук и напарнику по испытаниям, с просьбой объяснить, как эти деды сделали этот результат.

«Ну я же тебе все рассказывал… Ты все пропустил мимо ушей… Повторяю…

Дед-продолжатель подходит к (молодому вновь назначенному) специалисту по прочности и спрашивает его:

– А какой у нас коэффициент запаса прочности по центробежным силам турбокомпрессора?

На что получает ответ – 1,7.

Далее дед заявляет, что это неправильное число, а правильное число – 1,5. Дед уходит давать указания тусовать расчетные методики проектирования турбокомпрессора в соответствии с новой цифрой.

Через какое-то время он приходит снова и заявляет:

– С коэффициентом 1,5 с газодинамикой ничего не получается, это тоже неправильное число. Я считаю, что правильное число запаса – 1,2».

Поскольку зависимость механических напряжений от оборотов квадратичная, это означает, что в 10 % от максимальных рабочих оборотов вала находится точка взрыва (марка турбокомпрессора – ТК35-27).

…А в боксе с дизелем на испытаниях в Коломне постоянно находились два худосочных паренька, которые измеряли импульсное давление газа по цилиндрам. Прохождение максимальных оборотов было в самом конце испытаний. Мы с приятелем кое-как вытащили этих пареньков из бокса, и все как бы успешно закончилось.

Максимальный КПД турбокомпрессора был достигнут на максимальных оборотах и имел тенденцию роста с оборотами. Деду-продолжателю «чесалось» удивить всех результатами еще и на повышенных оборотах, но народ после месячных испытаний уже устал, и никто не захотел узнать, какие показатели ждут нас дальше.

Если мы отбросим массу словоблудия и наведения тени на плетень из истории взрыва на Чернобыльской АЭС, то ее начало удивительно напоминает проведенные нами испытания.

Мир маленьких КБ (НИИ) – это удивительно занятный мир


1. В начале знакомства дед-продолжатель объяснял мне, как он видит подходы к решению тех или иных технических проблем. Изложение это делалось на несколько своеобразном языке, частично намеками. Если же это перевести на нормальный русский язык, там было весьма коротко:

«Есть богатые конторы, как авиционщики, космическая промышленность, есть наконец ЦНИДИ… В них накоплены большие объемы наработок, много всего ценного... А не обворовать ли нам их? Ведь это можно сделать весьма просто через вспомогательный персонал (далее – описание)…»

Мысль выглядела как откровенно бредовая, и я про нее забыл, как про полную несуразицу.

Когда же один из моих приятелей поехал на конференцию в Петербург, там представился и был ошарашен, что дальнейшее объяснение шло ему матом. Оказалось, что дед-продолжатель уже успел наследить, пытаясь выкрасть последние наработки ЦНИДИ по масляным подшипникам.

Если мы посмотрим на результаты работы СКБТ за 60-е годы, то они, безусловно, были выдающимися. Но суть этих достижений заключалась в том, что ЦНИДИ передали свои наработки за 50–60-е годы и плотно пасли своих «подопечных».

А в настоящих реалиях получается, что куда идти «подопечным» – объясняется уже матом.

2. Официальная историография СКБТ базируется на несколько «библейском» мифе о том, как дед-основатель в самом начале 60-х подошел к кульману, взял карандаш... И от сего факта пошла серия однозначно гениальных турбокомпрессоров… Как и всякая базовая идея любого культа, объяснение было простым и широко внедряемым в массы, но оставалась одна неясность: а вот откуда поперла эта гениальность?

На этот вопрос очень любил читать проповеди дед-продолжатель.

«Мы, русские люди – очень гениальны от природы. То, что некоторыми воспринимается как некоторая наша внешняя придурковатость, на самом деле есть заложенная в нас нестандартность мышления и способность к предельно нетривиальным шагам и решениям. И то, что не хватает многим, это активности в проявлении вложенной в нас гениальности...»

Сам дед-продолжатель был очень активным и генерил массу идей.

Проблема с этими идеями была в том, что они базировались не на высокограмотных физических представлениях, расчетах, точных натурных исследованиях, а во многом на его технических фантазиях (в чем он был далеко не уникален).

Я принимал активное участие в исследованиях и реализации этих идей в надежде, что возникнет цепочка из результатов и действий, которая будет иметь свою внутреннюю логику и, как колея, выведет на что-то более реальное и практически ценное.

Мной достигались реально достойные исследовательские результаты (например, можно привести мнение Дейча, ЦНИДИ). Но дальнейшее движение к чему-то реальному и практически ценному дедом-продолжателем намертво клинилось (и не только у меня).

3. Внедрение мысли в массы, что придурковатость надо понимать как форму латентной гениальности и которую надо не стесняться проявлять, имело некоторый успех.

И вот поутру к нам в рабочую комнату раздавался стук, ну и входил, к примеру, главный энергетик СКБТ – конченный латентный гений Николя. Далее говорилось: «Мужики, вы же – умные! Спасайте!»

Суть проблемы большей частью заключалась в том, что он положил большой болт на текущее регламентное обслуживание оборудования и начинал бегать, когда одна из проблем начинала приобретать, или уже приобрела, форму надвигающейся катастрофы.

4. На рубеже 2000-х годов в СКБТ произошло то, что называется – «управляемый трансфер власти». Директор № 3 отличался крайней любовью к деньгам, проявил себя во многих проделках на эту тему, и все деньги гранта РЖД, которые мы получили за успешные испытания 2005 года, забрал на премию себе и заму по экономическим вопросам. То есть денег как не было особо до испытаний, так и не предвиделось после них (при этом все интеллектуальные права на разработку были переданы по договору ВНИИ ЖТ).

Наша весьма небольшая группа, правда, с дедом-продолжателем как главной статусной персоной, перебралась на Пенздизельмаш.

Надо мной был поставлен один местный деятель. Когда он изредка появлялся, он вспоминал о чем тут идет речь, а потом его обычно осеняло:

«Слушай, давай отойдем в сторону… Как старший и как начальник, я должен кое-что объяснить… Я вижу нашу задачу в том, чтобы мы хапнули все выделяемые на разработку электроники деньги... А саму разработку?.. А саму разработку надо аккуратно провалить… Но сделать надо это так, чтобы выглядело, что это как бы не мы... Что в этом виноваты другие…» (в прошлом – главный энергетик Пенздизельмаша Ю. Ер.).

5. Еще из любопытных событий, которые оставили сильное впечатление – это какой-то запредельно эпический масштаб воровства и торговли комплектами технической документации. Он был и в СКБТ, и на Пенздизельмаше. В этом деле отметились и простые люди, но дед-продолжатель был в самом эпицентре всего этого движа. Особенно в таких сложных случаях, как переброска комплектов конструкторской документации на Украину.

6. Еще в СКБТ я сделал и испытал макет электродвигателя для прямой интеграции в конструкцию турбокомпрессора. Была сделана проработка конструкции турбокомпрессора с таким электродвигателем.

...А дед-продолжатель тут же отослал чертежи на Украину, чтобы тамошние ученые мужи могли посмотреть на конструкцию со всех сторон и сказать вау! Эти вау и дальнейшее обсасывание вы можете реально найти в материалах конференций двигателистов на Украине за 2005–2009 годы.

А из обсуждения этой конструкции на дизельном заводе следовало, что из-за повышенной цены эта версия предполагалась в первую очередь военным.

P. S.


В какой-то момент для меня стало ясно, что, кроме дальнейшего тотального кидалова, для меня на этом направлении ничего не светит. Мысль, что необходимость практического результата выведет ситуацию в хоть как-то приемлемую колею, натолкнулась на абсолютных невменяшек и полное несоответствие реальности.

В какой-то момент все мои друзья уже разбежались. Я еще довел разработку полностью своего силового инвертора до значимой точки, ну и дальше я сказал – все...

Если сейчас мы забьём в строке интернет-поисковика: «электроассистированный турбокомпрессор» или «электрический турбонаддув», то нам вывалится куча западных уже практически реализованных решений, где будут описываться все прелести и перспективы этого подхода.
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +20
    28 июля 2023 06:19
    Начальное рабочее название этой статьи было
    "История попытки создания системы Гипербар в России или куда идет эволюция на остовах (..КБ, НИИ) непуганных идиотов"
    Но оно мне показалось и слишком длинным и чуток желтоватым.
    Эта третья моя статья о реалиях НИИ и КБ. Предыдущие

    "Механика ступора и импотенции советских НИИ и КБ периферийной зоны"
    https://topwar.ru/202901-mehanika-stupora-i-impotencii-sovetskih-nii-i-kb-periferijnoj-zony-chast-i.html

    Куда шла «эволюция» в советских НИИ и КБ периферийной зоны
    https://topwar.ru/215022-kuda-shla-jevoljucija-v-sovetskih-nii-i-kb-periferijnoj-zony.html
  2. +10
    28 июля 2023 08:22
    Господи, как всё до боли знакомо. Помню как в начале 90-х директор нашего ПКТИ отправлял в Финляндию комплектами документацию на наши разработки. Довелось познать все "прелести" наших ТКР на испытаниях в моторных боксах. Однажды мне очень повезло, я за полминуты вышел из бокса перед механическим взрывом ТКР, осколки летали по всему боксу, движку естественно, кирдык. Производство турбокомпрессоров в России эта наша не проходящая боль. Надеюсь что сейчас хоть что-то изменилось. Ну а сейчас наше поршневое моторостроение находится просто в стадии полного разгрома. Вот и дореформировались.
  3. +13
    28 июля 2023 08:38
    Ну, текст (жальница)) довольно длинен. Проблема советских НИИ? По факту она одна. Звено управления , то есть партия, провалила выполнение своих задач целиком и полностью. Как я неоднократно писал, в партийной среде давно уже (с 60х еще годов прошлого века) возобладало убеждение, что "оно само". Мол социализм не просто крепок, а безгранично прочен, и сам собою сначала построится, а потом перейдет в коммунизм. А пока партийные чиновники займутся интригами и комфортным бездельем.
    Рулившая всем и вся партия позволила себе быть неописуемо тупой и неграмотной. Не разбираясь совершенно ни в чем из того, чем управляла, и не неся никакой ответственности за провал любого масштаба. Надо сказать, что социализм и вправду был феерически прочен, сопротивляясь распаду несколько десятилетий! Но при такой методе управления развалится даже планета Земля, не то что атакуемое снаружи государство!
    КОгда некоторые партийные лидеры осознали, что они уже ничем не управляют, так как развалили это все до основания, они, естественно, обвинили в развале народ. Который "не тот". И не нашли ничего лучшего, как вернуться к капитализму, чтобы народ "сам собою управлял", то есть управлялся "невидимой рукой рынка", которая, опять таки, будет править сама собою, без малейших их усилий, а они будут сидеть на мешках краденых у СССР ресурсов и как прежде - интриговать и лениться. Ну и т.д.
    Все описанное в статье, лишь следствие провала управляющего звена....
    1. +8
      28 июля 2023 09:14
      Конечно, концептуально это все правильно, но как это перевести во что-то реальное, а не в мантру
      Вот звонит мне весной 2019 деятель, который
      «Слушай, давай отойдем в сторону… Как старший и как начальник, я должен кое-что объяснить… Я вижу нашу задачу в том, чтобы мы хапнули все выделяемые на разработку электроники деньги... А саму разработку?.. А саму разработку надо аккуратно провалить… Но сделать надо это так, чтобы выглядело, что это как бы не мы... Что в этом виноваты другие…» (в прошлом – главный энергетик Пенздизельмаша Ю. Еремин.).


      И он говорит, что "есть возможность получить финансирование.."
      И он хочет продолжения банкета.
      Его приятель - бывший директор дизельного завода, а сейчас Глава Правительства региона.
      Для них мы, специалисты - это низшая каста в их играх, что они не стесняются заявлять.

      А такая статья - небольшое но шило в задницу.
      1. +1
        29 июля 2023 08:20
        Цитата: JustMe
        Конечно, концептуально это все правильно, но как это перевести во что-то реальное, а не в мантру

        Мая-твая не панимай)) Чтобы "перевести в реальность" плохое управление, надо заняться его устройством, поощряя и наказывая. Никаких нерешимых проблем в том, чтобы одних ленивых безграмотных мерзавцев посадить, а других умных хороших управленцев возвысить, нету.
        Что Сталин и показал на конкретном примере. Просто сначала Хрущев уничтожил сталинскую конструкцию управления страной, а потом пришел Леня. Которому сильно хотелось отдохнуть. Ну типа "спокойно работать", когда тебе за провал ничего не грозит. Любил Лена получать и раздавать медали, а "кошмарить руководство" отнюдь не любил. Ну и под его началом партия моментально разложилась.
        Командовать вами, умниками, стали люди, которые не шарили в теме ни уха ни рыла, и потмоу руководящие позиции в НИИ и КБ тут же были захвачены людьми, преследующими свои мелкокорысные интересы и могущие организовать красивое застолье для "дорогих партийных руководителей".
        Никаких, вообще никаких проблем в том, чтобы навести порядок, не было. Было лишь отсутствие воли к такому действию в надежде, что социализм вечен)
        1. +1
          29 июля 2023 12:22
          Мая-твая не панимай)) Чтобы "перевести в реальность" плохое управление, надо заняться его устройством, поощряя и наказывая.

          Чем то это напоминает теорию Скиннера, о том что поощряя и наказывая можно достичь чего угодно. Время показало ограниченность скиннеровского подхода.
          В статье же показано что сталинская система была более мудрой. Например существовали отраслевые НИИ как ЦНИДИ где люди имели мозги и квалификацию чтобы решать проблемы в основе которых лежат уравнения математической физики ( уравнение Новье-Стокса, гидродинамика, газодинамика, динамика валов..). Когда я в СКБТ спросил: "Мужики, расскажите как вы подходите к решению уравнения Новье-Стокса" на меня посмотрели как на неадеквата, после чего мне рассказали что к таким теоретическим вопросам они и близко не подходят.
          Сталинская система создала весьма эффективный конвеер технических достижений.
          А в чем себя проявили директор №2 (Потанин) и директор №3(Киреев) - это всякие проделки, как например канал контрабанды в Прибалтику, за что они получили условную судимость. Мне это рассказала женщина которая была ни при чем, но тоже имела шанс получить условную судимость за то что нарисовала чертеж какой-то железки.
          Если бы на испытаниях в Коломне Потанин настоял на повышенных оборотах и кого-нибудь убило из испытателей, то я мог бы оказаться в списке "тех кто знал о возможности взрыва, но ничего не сделал и не предупредил.."
          .. Если мы посмотрим интегрально на деятельность руководства СКБТ за те годы - они крушили связи с теми кто делал интеллектуальное наполнение их разработок, они ломали этот интеллектуальный конвеер.
          А каких то своих мозгов там не было и никакое стимулирование им бы не помогло.
    2. -1
      28 июля 2023 12:01
      Такие статьи нужны для просвещения адептов секты "успешного СССР" , чтобы у них было понимание того, к чему все пришло и в каком непроходимом состоянии на всех уровнях находилось.
      Дьявол в деталях ,вот ,описываемое автором и есть детали. На организационных циклах мы в сухую проигрывали западу, тогда как в какие-нибудь 1930-1950 могли иметь паритет или даже,местами, преимущество.
      1. +1
        29 июля 2023 09:17
        Цитата: Knell Wardenheart
        секты "успешного СССР" , чтобы у них было понимание того, к чему все пришло и в каком непроходимом состоянии на всех уровнях находилось.

        Простите меня, но это ерунда) Нет проблем в том, чтобы привести в порядок сбоящее управляющее звено. на Западе есть целый класс специалистов, в считанные месяцы приводящих в порядок засбоившие таким образом конторы, в том числе и международные корпорации, по численности работников мало уступающие среднему государству.
        Проблема была лишь в том, что не удалось утвердить на самом верху человека, могущего обеспечить такой, не слишком сложный, процесс оздоровления. Это все. В течении двух-трех лет было вполне возможно сделать все как следует, тем более что СССР обладал колоссальным кадровым резервом, включающим в себя уникальных специалистов.
        Не надо себя обманывать. СССР реально победил ведущие капиталистические страны экономически. Социализм (работа по плану) несравнимо лучше капитализма (хаос), и это полностью понимает любой разумный человек.
        Только те, кто урывает при капитализме несправедливо большой кусок благ, за счет остальных, неустанно с этим спорят. Понимая лучше всех - они урвали этот кусок, уничтожая здоровую экономику в угоду своей корысти)
        СССР завалили снаружи и изнутри жадные и подлые мерзавцы. А теперь мы стоим перед системным крахом капиталистической системы, и не знаем, что делать. Никто не знает. Мировая закулиса меньше всех. Политики вообще только пузыри пускают.
        Единственная идея, которую усилились выдать капиталистические лидеры озвучена Камалой Харрис (яркий представитель класса, на огромной высоты должности) - надо уменьшить численность человечества.
        Это сработает. Если уничтожить шесть седьмых этого самого человечества и разрушить все, им построенное, капитализм снова получит шанс. Эпоха первоначального накопления капитала сможет быть начата снова.
        Не хотите лечь в могилку ради нового взлета капиталистической системы? Столь вами любимой? Вас же весьма настойчиво приглашают...))
  4. +7
    28 июля 2023 09:32
    Раздутое самомнение и интриганство губит любое дело, так при Сталине рано или поздно результат надо было давать, будь ты хоть сам Лысенко, а сейчас ответственность за результат как необходимая управленческая категория отсутствует везде, от политических, до научных и инженерных кадров.
    Слышал от стариков очень лестное мнение о Берии, и некоторых его замах, как о человеке, умеющем услышать и увидеть главное, разобраться кто чего стоит, и простимулировать как положительными, так и отрицательными факторами.
    Самое известное - атомный проект, но было еще много чего ему в заслугу.
    Но... интриганы и его сожрали и все пошло как в нашей, а не альтернативной истории, и вот мы уже почти в тупике, к сожалению.
  5. +1
    28 июля 2023 10:20
    Забывайте это всё. Хотите быть в тренде - повышайте ёмкость аккумуляторов. wink
  6. +3
    28 июля 2023 10:41
    Если честно, я совсем не понимаю всю эту суету вокруг именно танкового двигателя. Соображения следующие:
    1. Вес именно двигателя для 40-60 тонной махины принципиального значения не имеет.
    2. Объем конечно очень важен, поскольку его надо бронировать.
    3. Двигло защищается броней существенно меньшей в сравнении с лбом толщины, следовательно, изменения объема МТО не так уж и сильно повлияют на общую массу машины.
    4. Доля двигателя на фоне топливных баков, трансмиссии, системы охлаждения, воздушных фильтров и системы выхлопа представляется, если внимательно посмотреть на картинки в любой Мурзилке, совсем небольшой.
    Даже если представить, что двигателя в танке не будет, совсем, то корпус танка полегчает, хорошо если на тонну, другую, что на фоне современных 50-70 тонн выглядит не слишком убедительно.
    Взамен же мы получаем сложную, капризную и чувствительную к сильным сотрясениям конструкцию.
    Вот интересно, а как Гипербар с его сколько там, 15-20 тысячами оборотов в минуту переживет подрыв на мине или попадание 6" ОФ снаряда? Балансировочка не нарушится?
    И чем, ну кроме конечно некоторой экономии топлива, хуже того же Гипера многократно испытанные ещё в войну системы многоступенчатого наддува - первая ступень турбина, вторая ПЦН?
    1. +6
      28 июля 2023 11:04
      СКБТ изначально предлагали разработать аналог ГиперБара для ВМФ СССР и изначально затачивались под что-то типа корветов. Французы изначально использовали ГиперБар на корветах. К сожалению, картинок с корветами было мало изначально и уже в наше время я не смог их найти.
      А картинка с танка - это то что подвернулось.
      По обсуждению этой проблематики со специалистами Коломенского завода, нам было было сообщено что ГиперБар на корветах - вещь весьма капризная (.. и пожароопасная).
      С другой стороны, электро-ассистированный турбонаддув - это то что сейчас поперло.
      Одна из причин - истек срок патентов TurboDyne System, основная масса которых была заявлена в районе начала 90-х.
      1. 0
        29 июля 2023 08:08
        Вы можете пояснить, на кой ангел вообще этот дико замороченый Гипербар с преобразованием энергии? Я где то слышал, что пару-тройку кубов обьема на корабле всегда можно найти) Он же корабль, штука довольно большая. Почему вместо этих странных ужимок и прыжков не установить компрессор отдельно, со своим двигателем, достойно отладив его, сделать удобный ресивер и спокойно не подавать из него необходимое давление, регулируя его точной электроникой? Что это за жажда привести все агрегаты с одного движка, и так конкретно перегружаемого?
        1. 0
          29 июля 2023 18:09
          Цитата: михаил3
          Он же корабль, штука довольно большая.


          Число малых кораблей в любом флоте, любых стран и в любые периоды истории всегда сильно больше чем больших. Вспомните про катерников ВОВ, например - для такого типа кораблей нужны большие серии компактных мощных движков, как и для любых малых самоходных плавсредств вообще. Ну и продаются они хорошо на внешних рынках - например, пожарные портовые катера, водолазные боты.
          1. 0
            29 июля 2023 20:11
            А для спасательных плотов ищщо меньше)) Давайте в профанацию вопрос не превращать, хорошо? Хотя даже на торпедном катере можно установить свой малый движок и компрессор. Водоизмещение, это такая штука, что обязывает вас иметь в корпусе корабля немало пустого пространства.
            Но это все неважно, потому что вопрос стоит о крупных кораблях, и я спрашивал именно об этом.
    2. +6
      28 июля 2023 12:02
      Вот тут попалось более толковое описание ГиперБара на танках, что он там дает
      https://andrei-bt.livejournal.com/tag/%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8
      и для чего конкретно там он предназначен.
      Насколько там все адекватно реальности боя - не берусь судить
      Моя статья о том что во времена шлейфа эпохи Сталина (какая-то часть 60-х) были реальны любые достижения, а потом уже - никакие.
  7. +3
    28 июля 2023 11:57
    Просто крик души какой-то !
    С интересом почитываю Ваши статьи ,картинка интеллектуально-организационной "смоляной ямы" 80х годов вполне себе складывается..
    1. +6
      28 июля 2023 12:23
      Для себя я четко усвоил что решение любой задачи начинается с изучения проблемы.
      А у нас же есть как бы негласное табу что нельзя подымать вопросы о том что вытворяют наши начальники. С одной стороны это приводит к тому, что накапливается негативная проблематика, а с другой стороны - когда эти проделки предаешь огласки, они сильно режут и слух и наше внимание.
      А там то ничего особого нет. Вот к примеру ФСБ трясло НИИФИ (я там работал 2008-12) и все мои бывшие коллеги ходили на допросы. Ну и что.
      С большим трудом удалось выпихнуть наиболее одиозных и то не с первой попытки.
      Даже никого толком не посадили.
      Зато в современных реалиях , как мне рассказал бывший Главный Технолог НИИФИ, трое из начальников уже получили условную судимость за срыв оборон-заказа.
  8. +1
    28 июля 2023 15:13
    Последнее время много говорят про главное зло в нашей системе управления - бюрократизм, очковтирательство, боязнь ответственности. По сути , последнее - это и есть главная причина. Корни её - в репрессивном стиле управления, когда при возникновении трудностей, во главу угла ставится задача наказания исполнителей , а не конструктивная помощь в преодолении препятствий. Это неизбежно при стиле управления, построенном на строгой иерархической вертикали .
    Выходом из этого тупика может быть только смена стиля руководства , использующего горизонтальные связи, приветствующего дух солидарности , а не соперничества. Тогда при возникновении препятствий, появляется немалый ресурс для их преодоления.
    А из статьи так пышет дух "слова о полке Игореве" - спесь, индивидуализм.
    " и сказал директор директору - это моё, и то - моё же,
    И стали они про малое -„это великое“ говорить,
    и сами на себя крамолу ковать.
    А поганые со всех стран приходили со своими патентами
    на землю Русскую."
    "во времена шлейфа эпохи Сталина" - это ещё не набрало обороты, наверное.
    1. 0
      29 июля 2023 11:44
      Цитата: cpls22
      , боязнь ответственности. По сути , последнее - это и есть главная причина. Корни её - в репрессивном стиле управления,

      Да, корни почти там. Они в том, что репрессивная система управления в СССР не применялась. И без репрессий к дуракам и бездельникам СССР погиб, как погибает любое дело, где неспособных не наказывают. В результате неспособные забивают систему негодными решениями, и она самоуничтожается.
      Никакой солидарности с дураком и бездельником не добиться успехов. Можно только развалить и уничтожить все, потому что д и бездельник не станет из солидарности с мастером умнеть и работать. Он напротив того, опустит мастера до своего уровня, потому что мастер может косячить и лениться, а д и бездельник не может работать и принимать умные решения.
      Весь этот бред, что вы цитируете, придуман на Западе еще давным-давно, для уничтожения конкурентов, которые ему поверят)
      1. 0
        29 июля 2023 22:15
        Весь этот бред, что вы цитируете, придуман на Западе еще давным-давно, для уничтожения конкурентов, которые ему поверят)
        - я "процитировал" , и то с искажением, только "Слово о полку Игореве". Соображения эти основаны на простой логике, ни на чём другом. При чём тут Запад , и как солидарность в созидательной деятельности может уничтожить его конкурентов, я не представляю, поскольку речь шла о солидарности между нашими предприятиями, институтами, ведомствами. Война за финансирование между ними и привела к плачевному финалу.
        Потому что каждый норовил выставить "конкурента" дураком и бездельником. Во времена шарашек такого быть не могло, а вот в тучные годы для науки эта болезнь всех и поразила.
        1. 0
          30 июля 2023 08:51
          Соображения эти основаны на простой неграмотности и незнании жизни) Во первых эти глупости уже применялись. Применялись на Западе (крах СААБа и Нокии из самых крупных. мелких не счесть) и крах СССР, когда партийная верхушка в принципе не наказывалась за провалы любого масштаба.
          То, что вы называете логикой, это т.н. предлогика - мышление пещерного человека, ныне характерное для тех, кто не успевал в школе по физике и математике, и логическое мышление не развил. Первый шаг вашей предлогики - кто то вам сказал, что страх наказания плохо влияет на работу. Это абсолютно не так, но вы поверили. И тут же родилась идея из предложения - давайте уберем страх, и вывода - не будет страха, и человек будет работать лучше!
          Откуда вы взяли, что человек будет работать лучше? Из вашего предложения такой вывод совершенно не следует) Максимум - человек будет работать как работал, то есть плохо. А скорее всего, он станет работать еще хуже.) Что подтверждается жизненным опытом любого организатора.
          Для того, чтобы человек работал лучше, необходимо задействовать оба конца мотивационной линейки и наказание, и поощрение. По настоящему хорошо человек делает дело тогда, когда эти методы применяются активно и справедливо. При этом часть людей не будет хорошо делать вообще никогда, что ни предпринимай, и их следует вышвырнуть. Чтобы они нашли свое место там, где способны делать что то.
          Ваши рассуждения, простите, смешны.
  9. +1
    28 июля 2023 21:19
    На рис. 9.21 - 1 не турбокомпрессор, а воздуховод.
    Автору Спасибо за достаточно популярное объяснение основ!

    Со своей стороны добавил бы изменение состава воздушной смеси.
    При правильном выборе - эффективность может, именно может, возрасти на 15-18 процентов. При неудачном выборе состава энергоэффективность может упасть в разы. Т.е. в 1,5-2,0 раза.
  10. 0
    29 июля 2023 15:40
    Цитата: JustMe
    Начальное рабочее название этой статьи было
    "История попытки создания системы Гипербар в России или куда идет эволюция на остовах (..КБ, НИИ) непуганных идиотов"
    Но оно мне показалось и слишком длинным и чуток желтоватым.
    Эта третья моя статья о реалиях НИИ и КБ. Предыдущие

    "Механика ступора и импотенции советских НИИ и КБ периферийной зоны"
    https://topwar.ru/202901-mehanika-stupora-i-impotencii-sovetskih-nii-i-kb-periferijnoj-zony-chast-i.html

    Куда шла «эволюция» в советских НИИ и КБ периферийной зоны
    https://topwar.ru/215022-kuda-shla-jevoljucija-v-sovetskih-nii-i-kb-periferijnoj-zony.html

    Автор, а зачем Вы все здесь нам это рассказали, типа поплакались, с какой целью? Вы сами как-то пытались исправить ситуацию, куда-то обращались? winked
    1. +2
      29 июля 2023 16:21
      Милейший, а с какой целью Вы об этом интересуетесь?
      Любой более или менее взрослый человек знает, что если ты придешь к любой какой-нибудь руководящей шишке и начнешь указывать на проблемы, то эта шишка постарается слить твое недовольство в унитаз. Этот конвеер очень хорошо отработан.
      Вот своровал к примеру дед-продолжательт (Потанин) в СКБТ комплект документации на ТК35-27.
      Мы с приятелем пытались подойти к директору ПензДизельмаша и объяснить что коэфициент запаса на центробежным напряжениям в этом турбокомпрессоре 1.2, это очень опасно С нами директор отказался разговаривать.
      Другой раз я пытался сказать директору дизельного что его кадр зациклен как маньяк
      «Слушай, давай отойдем в сторону… Как старший и как начальник, я должен кое-что объяснить… Я вижу нашу задачу в том, чтобы мы хапнули все выделяемые на разработку электроники деньги... А саму разработку?.. А саму разработку надо аккуратно провалить… Но сделать надо это так, чтобы выглядело, что это как бы не мы... Что в этом виноваты другие…» (в прошлом – главный энергетик Пенздизельмаша Ю. Еремин.).

      Тоже оказалось это никому не надо.
      В первых числах мая 2009 я протестировал свой инвертор для электро-ассистированного турбонаддува
      (я уже не работал на Дизельном, но работу как и обещал закончил)
      Снова звонил я директору - тоже оказалось никому не надо.
      Сходил я в ФСБ и отнес CD-ROM c материалами конгресса двигателистов где Потанин и украинская компания опубликовали описание наших последних разработок.
      Тоже никакого эффекта.
      1. -3
        29 июля 2023 19:32
        Мы с приятелем пытались подойти к директору ПензДизельмаша и объяснить что коэфициент запаса на центробежным напряжениям в этом турбокомпрессоре 1.2, это очень опасно С нами директор отказался разговаривать.
        Другой раз я пытался сказать директору дизельного что его кадр зациклен как маньяк….

        Тоже оказалось это никому не надо.
        В первых числах мая 2009 я протестировал свой инвертор для электро-ассистированного турбонаддува
        (я уже не работал на Дизельном, но работу как и обещал закончил)
        Снова звонил я директору - тоже оказалось никому не надо.
        Сходил я в ФСБ и отнес CD-ROM c материалами конгресса двигателистов где Потанин и украинская компания опубликовали описание наших последних разработок.
        Тоже никакого эффекта.

        Потому, что директор мыслит прогрессивно (потому он и директор laughing ).

        Он знает, что Европейской комиссией разработан проект постановления, который предусматривает запрет на продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания с 2035 года.
        Через 13 лет все авто в Европе будут или на электричестве или на водороде.
        И кому Вы там будете нужны со своим Гипербаром? wink

        Вам надо не к чекистам, а в Правительственную комиссию по модернизации экономики и инновационному развитию России.
        И не с инвертором для дизеля, а с каким нибудь мобильным плазменным генератором водорода.

        А ещё лучше сразу к Шойгу. С действующей моделью танка на водородном двигателе. Залил воды из речки и поехал.
        Госпремия, орден и неограниченное финансирование для создания опытного образца гарантировано. yes
        1. +1
          29 июля 2023 20:05
          украинец из ЦИПСО?
          Слишком сильно заинтересован чтобы мы лизали европейцам (... да и хохлам) зад ?
          1. +2
            29 июля 2023 20:15
            украинец из ЦИПСО?
            Слишком сильно заинтересован чтобы мы лизали европейцам (... да и хохлам) зад ?

            Ничуть. Реально так считаю.
            Я в своей отрасли тоже слегка представляю психологию наших верхов. Они там все сейчас помешаны на «инновациях» типа «персонализированной медицины».

            Ваш гипербар для них, как новая задвижка для печки паровоза. Вы не найдёте наверху человека, который даже попытается понять суть дела, не говоря уж о технологических преимуществах.

            Там же дилетанты в большинстве своём, им нужна сказка. И обязательно действующая игрушка. laughing
            1. +1
              29 июля 2023 20:42
              Очевидно, Вы поверхностно прочитали статью.
              Результат испытаний этой системы получен и очень хороший (ноябрь-декабрь 2005).
              Правда признаю что с подвохом. Главный Конструктор Коломенского завода Рыжов заявил что он готов к установке пилотных образцов этой системы в реальные системы.
              Что он имел в виду - тепловозы или корветы я не знаю. Скорее все таки тепловозы.
              Все уперлось в то что директор Киреев все бабло тут же оприходовал.
              Ну и дальше все продолжалось чисто в подобном ключе.
              1. 0
                29 июля 2023 21:15
                Очевидно, Вы поверхностно прочитали статью.
                Результат испытаний этой системы получен и очень хороший (ноябрь-декабрь 2005).
                Правда признаю что с подвохом. Главный Конструктор Коломенского завода Рыжов заявил что он готов к установке пилотных образцов этой системы в реальные системы.
                Что он имел в виду - тепловозы или корветы я не знаю. Скорее все таки тепловозы.
                Все уперлось в то что директор Киреев все бабло тут же оприходовал.
                Ну и дальше все продолжалось чисто в подобном ключе.

                Статью я прочитал. И результаты испытаний тоже.
                На Вашем месте я бы не стал воевать с директором, а двигал бы тему через Коломну.

                С танковыми дизелями проблемно, в системе МО любое изменение проверенной конструкции идёт годами. Увязните. Опять же, вот тут только статья появилась про будущий европейский танк. С ГИБРИДНЫМ wink двигателем.

                С морскими дизелями думаю, тоже будет туго.

                А вот РЖД может выстрелить. Вам с Рыжовым нужно искать выходы на Главного инженера РЖД Анатолия Храмцова.
                Изменение в конструкцию в принципе, небольшое, а выгоду может дать приличную.
                РЖД в отличие от МО, денежки считать умеет. yes
                1. +2
                  29 июля 2023 21:42
                  Я специализируюсь на междисциплинарных разработках и сейчас весьма далеко ушел от электро-ассистированного турбонаддува.
                  Эта статья о моих работах середины 90-х и до 2008-9. Я ее написал из принципа что "..За державу обидно".
                  Кстати свою самую выдающуюся разработку я сделал в 2022 (время СВО) и совершенно в другой области и абсолютно другой фирме.
                  Пензенский дизельный завод сейчас в весьма плачевном состоянии, что с СКБТ - не знаю, но было ощущение что директор №3 ставил своей целью все вдрызг разворовать.
                  1. 0
                    29 июля 2023 22:14
                    Я специализируюсь на междисциплинарных разработках и сейчас весьма далеко ушел от электро-ассистированного турбонаддува.
                    Эта статья о моих работах середины 90-х и до 2008-9. Я ее написал из принципа что "..За державу обидно".
                    Кстати свою самую выдающуюся разработку я сделал в 2022 (время СВО) и совершенно в другой области и абсолютно другой фирме.
                    Пензенский дизельный завод сейчас в весьма плачевном состоянии, что с СКБТ - не знаю, но было ощущение что директор №3 ставил своей целью все вдрызг разворовать.

                    Тем более. Электричество и водород вот Вам междисциплинарность.
                    Но не в одиночку. Запишут в чудаки или ещё хуже.

                    Оптимально - сесть на кафедре в каком-нибудь политехе, сформировать небольшую команду из молодых и двигать от её имени прикрываясь ВУЗом. Ректора само-собой в соавторы. Так дела и делаются.yes

                    А воруют, что ж, ещё Екатерина Великая сказала: «Меня в России обворовывают точно так же, как и других, но это хороший знак, и показывает, что есть что воровать». laughing
                    1. +2
                      29 июля 2023 22:25
                      Откуда столь отсталые взгляды. Реальность уже поменялась.
                      Наша фирма - одна из крупнейших в своей области. Ее крупнее только ижевский радио-завод (то над чем они работают по конверсии). Я - старший по особо сложным разработкам. Как оказывается в нашей стране есть отличнейшие варианты
  11. 0
    29 июля 2023 18:35
    Если сейчас мы забьём в строке интернет-поисковика: «электроассистированный турбокомпрессор» или «электрический турбонаддув», то нам вывалится куча западных уже практически реализованных решений, где будут описываться все прелести и перспективы этого подхода.
    Этого подхода который разрабатывался на территории Российской Федерации, а затем мы удивляемся в чём проблема Х-образного двигателя для Т-14. ФСБ ауууууу. Кто разрешил воровать отечественные технические мысли в(на)Украину и не только ?! Китайцы стали братьями для российского конструктора на веки вечные с тем чтобы на проценте с торговли кто-то денежку зарабатывал ?! Хотя скорее дело в том что в Москве у любителей Mersedes-Benz с BMW (кенты пернатые кусок зёрнышка никак не могут поделить) война и потому отечественный русский дизель никуда не едет. Что-то я погляжу на территории Российской Федерации очень много "дизелистов" иностранческих нарисовалось. Автору заметки огромное спасибо, Ваш взгляд услышан good drinks
    1. +1
      29 июля 2023 18:54
      Объективно говоря этот вариант турбо-наддува активно развивался фирмой TurboDyne Systems (сейчас не существующей) стартовавшей на пару лет раньше чем я начал работу в СКБТ и мы начали работать над этой тематикой. Идея там была похожей на нашу, но практическая реализация была сильно различающейся.
      Исходные работы в СКБТ (середина 80-х) были естественно раньше, но научный кооператив по разворовыванию денег не ставил перед собой задачу достижения реального практического результата.

      То есть - никто никому сильно не мешал и никто ни у кого ничто не воровал или заимствовал.
      Судьба TurboDyne Systems определилась тем что большим автомобильным корпорациям копошение этого "клопа" было совершенно не нужно. Они выждали когда истечет срок патентов и приступили к повторению результатов. Сейчас что-то на этой основе я видел у Ауди и еще где-то.
  12. 0
    29 июля 2023 18:46
    По-моемому я сейчас прочитал никралог...
    1. 0
      29 июля 2023 19:00
      Цитата: Alex20042004
      По-моемому никралог

      Две ошибки в слове "некролог" - это где-то перебор, нет?
  13. -1
    31 июля 2023 16:35
    Огласите имя зашифрованное под рабочим позывным "дед продолжатель".
    Жив ли он ещё, где проживает.
    Сколько он получил денег от Украины за переданную документацию?

    "Второе: работяги в цеху напортачили с профилировкой газодинамики турбины и, чтобы не париться с переделкой, они «переделали» шаблоны приемки ОТК под дефективный вариант."-
    типичный подход, сейчас его довели до совершенства.

    Когда руководство просит слайды или графики в Power point, с результатами работы, в них принято не включать, те данные, что могут это руководство огорчить.
    1. +1
      31 июля 2023 18:03
      Потанина (директора-продолжателя) не стало в 2016.
      Ситуация с ним поражает своей невменяемостью. Я на него в конце-концов собрался и пожаловался в ФСБ в районе 2009. До этого мы с приятелем пытались кое-что о нем рассказать директору Дизельного завода (сейчас это - Глава местного регионального Правительства), но он нас с этими жалобами отшил.
      Этот дед был безусловно алчный но и звезданутый. У него текли слюни когда с ним общались деятели типа член-корреспондентов и докторов украинской академии наук ( физико-технический институт в Харькове).
      Объяснение тому почему он был сделан директором - он был удобный "мальчик" для предыдущего директора СКБТ и он был сынком своего папы - большой партийно-хозяйственной шишки.
      Для себя я видел участие в электро-ассистированном турбонаддуве в том что я предполагал что электроника в дальнейшем отойдет мне и это будет мой кусок хлеба. Но команда менеджеров которая образовалась в начале 2000-х была зациклена на воровстве и кидалове.
      К примеру где-то в 2006 мой друг едет на Дальний Восток к морякам по поводу проблемы с одним из наших турбокомпрессоров. Как выясняется коммерческий отдел продал неподходящий тип турбокомпрессора (то есть это была прямая ошибка СКБТ, а не какой-то прокладки). Там на корабле Главный Механик говорит моему другу: "Слушай , ну вы там совсем оборзели. Ваш турбокомпрессор стоит $44000 и очевидно уже можно смотреть в другую сторону например АББ - где-то $50000.."
      Главный Механик - знающий человек и это означает что откатов не было.
      Тогда мой друг отметил что отпускная стоимость СКБТ данного турбокомпрессора - $22000
      То есть разница, $22000 - это "работа" Генерального и его зама по экономике (тот вообще был супер-маньяк по воровству).
      Явную переброску комплектов КД на Украину я видел один раз - делалась она через DHL.
      Сколько заплатили деду - я не знаю.
      Но стоит обратить внимание что переброска информации куда-то туда шла уже давно.
      Есть все основания быть уверенным что отчет СКБТ по их первой попытки ГиперБара ушел в Швейцарию.
      В начале 90-х абсолютно (!) все методики проектирования турбокомпрессоров ушли в Чехию (об этом хорошо может рассказать специалист по прочности, который работает сейчас в ЦИАМ-е, да и по торговле документацией он знает гораздо больше).
      1. +1
        31 июля 2023 18:23
        Тут можно добавить что переброска чертежей на электро-ассистированный турбонаддув шла на Украину шла по электронной почте. Я видел уже картинки в украинских сборниках.
        Помню как один из украинских деятелей на такую картинку:
        - О как интересно, мы это изучим...
      2. 0
        2 августа 2023 15:45
        Я тут случайно наткнулся на свой старый комментарий о специалисте по прочности работающем сейчас в ЦИАМ-е. Комментарий очень познавательный...

        ...Среди моих знакомых-приятелей в СКБТ был тамошний расчетчик-прочнист. Он имел научную степень и очень любил таскаться на научные конференции. Там у ему подобных специалистов по прочности была своя тусовка . Они демонстрировали разные примеры расчетов и визуализаций, например старт ракеты "Булава". И это было еще до всей эпопеи с запусками и отказами этой ракеты. Обсуждали они и продаваемые в Штаты ракетные двигатели. Как выяснилось, американцы потребовали "сертифицировать" эти двигатели. Сразу возникает вопрос - а что такое эта сертификация? Как объяснил мне мой приятель - это когда вы вводите исходные данные в программу Nastran ( которая понятно что у американцев сертифицирована) и эта программа говорит что все отлично, великолепно, все сошлось и можете все сами перепроверить. Для прочнистов конечно это - верх экстаза. Но у тех кто имеет реальный опыт создания чего-то более или менее серьезного есть понимание что для того чтобы достичь этого этапа вам необходимо передать всю конструкторскую документацию, колоссальные объемы экспериментальных и теоретических проработок.

        В работе наших НИИ и КБ часто наблюдалось наблюдается разделение финальной конструкторской и обеспечивающих их теоретической работой. Я как-то спросил в СКБТ - "Мужики, расскажите мне как вы подходите к решению уравнения Новье-Стокса?"

        После чего на меня посмотрели как на неадеквата.

        "-Вот у нас есть методика, Мы берем исходные данные, калькулятор и вычисляем по пункту методики номер один. После пункта номер один вычисляем по пункту номер два.. И так до конца. Если что-то на выходе не сошлось, мы меняем что-то в исходных данных и считаем снова"

        Какого-то глубокого понимания у этих людей не было. Когда же требовалось понимание СКБТ привлекало специалистов ЦНИДИ (которых они в конечном итоге "кинули"). Я это продемонстрировал как факт было разделение труда и наличие конструкторских методик проектирования, исследований и расчетов. Надо отметить что для выполнения серьезных теоретических исследований и проработок требуются талантливые само-мотивированные люди, о которых часто мы ничего не знаем. А вот на этапе практической финальной реализации проектов в СССР собирались "производственники", талантом которых считались способности отпихивать от себя работу и тянуть на себя ресурсы.

        Так что методики расчетов и проектирования техники созданные в серьезных институтах СССР - это реально (!) стоящая вещь.

        Когда я читал комментарии к мой статье о моей работе в ОКБ Факел по плазменно-ионным двигателям там попался комментарий человека, который объяснил что на фотографиях стендов НАСА с плазменно-ионными двигателями мы обычно видим сыновей тех, кого я встречал в Калиниграде в 80-е.
  14. 0
    1 августа 2023 09:58
    Слушайте, ну, вот, многие современные нувориши вышли, в том числе, из НИИ, КБ и прочих т. п. организаций. Те же березовские и ему подобные.
    Если верхушка гниёт, ублажает себя любимую, то и результат будет соответствующий. Что мы сейчас и видим. Ну не может народ славянский выжить с либерально-воровской властью...
  15. 0
    1 августа 2023 17:41
    Очередная идея, которую я продумывал в нулевые, оказалась уже реализована. Но почему? Почему! столько хороших идей и работ наших инженеров не реализуется? Ведь небольшая доработка предложенной технологии и наши дизеля на автомобилях становятся лучшими в мире!
  16. 0
    11 января 2024 15:36
    Вопрос, кто тут самый большой "бугор". Как я понимаю, кроме бумаги никаких достижений нет.