Каменное Средневековье

47
Каменное Средневековье
Стена крепости Каркассон. Это же надо было такое построить?! Фото автора


…и на делателей стен и на каменотесов,
также на покупку дерев и тесаных камней,
для починки повреждений в доме Господнем.

Четвертая книга Царств, 12:12

Рассказы по истории Средних веков. Мы продолжаем знакомить вас, уважаемые читатели ВО, с историей Средневековья и прежде всего с ремеслами того времени, причем не просто с ремеслами, а с теми, что нашли отражение в иллюстрациях «Книги двенадцати братьев», хранящейся ныне в фонде городской библиотеки города Нюрнберга. Сегодня наш рассказ коснется строительных профессий, которыми занимались братья из дома призрения Менделя, созданного им в XV веке, и Ландауэра – в XVI веке.




Брат Конрад, каменотес. На иллюстрации из «Книги двенадцати братьев» хорошо видно, какими инструментами он работает. Это кирка, угольник и мерная планка с отвесом. Конрад обтесывает каменный блок с помощью кирки. На полу лежат два готовых блока. 1425 год (Amb. 317.2° Folio 4 recto. Mendel I)

Профессия каменотеса в Средние века была занятием не только почетным, но и весьма прибыльным. Хотя еще в Х и даже в XI веках в Европе основным строительным материалом было дерево, даже тогда многие здания возводились из камня, а уже начиная с XII–ХIII вв. камень стал основным строительным материалом и для рыцарских замков, и королевских дворцов, и для культовых задний – монастырей и соборов. Так что спрос на каменотесов, умевших обтесывать камень, в то время был исключительно велик.

Так, на строительстве замка Бомарис (1278–1280 гг.), воздвигнутого всего за 18 месяцев, было занято 2 000 человек. Причем король должен ежедневно обеспечивать каждого работающего там человека зерном в объеме половины литра, что составляет 1 800 гектолитров за шесть месяцев. А между тем его владения едва могли дать такое количество зерна за год. То есть его приходилось где-то покупать!

Ничуть не менее дорогостоящим было и строительство замка в Дувре (самого красивого из английских замков Генриха II) – XII век, который для него создавал Морис Инженер. Параметры замка впечатляют: стены толщиной от 5 до 6 м. Вода подводится по системе свинцовых труб. Жилые покои предусмотрительно оборудованы гардеробами. Для молитв и исповеди предусмотрены были сразу две часовни. В замок вели трое ворот, запираемые на железные засовы.

Стоимость замка была колоссальной: 4 000 фунтов за донжон, и 3 000 за все остальное. Так что неудивительно, что Генрих и его сын Ричард (будущий Львиное Сердце) вынуждены были растянуть оплату за его строительство на целых 12 лет.
А еще каменотес мог наняться на строительство очередного собора, каменного моста через реку, монастырских зданий или крепостных стен, окружавших тот или иной город.

Интересно, что стены замков и крепостей в это время состояли из трех составных частей: двух параллельных стенок – лицевых сторон – из гладкого тесаного камня, и «битого камня», то есть засыпки щебнем пространства между ними, причем этот самый «битый камень» накладывали не просто так, а заливали известковым раствором, заполнявшим все щели. Со временем известковый раствор затвердевал и превращался в камень и таким образом стены приобретали потрясающую прочность. К тому же их толщина достигала иногда 8–10 метров!


Брат Ханс, каменщик. Занят он тем, что выкладывает стену из тесаного камня. На строительстве в то время уже используется простейший кран со стрелой и захватом, который, как мы видим, находится за зубчатой стеной. 1425 год (Amb. 317.2 ° folio 31 verso (Mendel I)

К этому времени на строительстве каменных сооружений уже использовались простейшие краны, приводившиеся в действие с помощью «беличьего колеса», которое крутили находившиеся в нем люди. То есть работы стремились «механизировать», поскольку в эпоху Средневековья строительство велось постоянно.

Дело в том, что распространившемуся в Европе христианству требовались помещения, где верующие собирались бы для молитвы и обрядов. Сначала использовались римские базилики, бывшие до этого зданиями суда или торговли. Внутренние помещения – нефы – обычно перекрывались двускатными крышами на деревянных стропилах. Потолок в базиликах также поддерживали балки из бревен, что не позволяло строить их большими и просторными.


Раннехристианская базилика, стоявшая на месте римского собора Святого Петра в Риме (современная реконструкция). Широкие нефы – залы – могли быть перекрыты только деревянными балками

Затем строители научились возводить купольные базилики, самой известной из которых является храм Святой Софии в Константинополе. Однако строить их было очень сложно.

Намного проще было перекрыть нефы каменными арками, что позволяло создавать большие и просторные внутри здания. Так в Европе родился романский стиль в архитектуре, отличительной чертой которого стало множество полукруглых арок и в окнах, и в дверях, и внутри здания. И вот тут без кранов было уже просто не обойтись!


Инструменты средневековых строителей. Плотник обрабатывал древесину топором (а), ножовкой (6), лучковой пилой (в), а для сверления отверстий использовал бурав-коловорот (г). Главными орудиями каменщика были двусторонний топорик и зубило (д), по которому он бил специальным строительным молотком – киянкой (е)

Однако арочные перекрытия стремятся выпрямиться и развалить те стены, на которые они опираются. Чтобы избежать этого, мастера строили стены романских соборов очень толстыми, а окна делали узкими, как бойницы. Дополнительную прочность стенам придавали контрфорсы – прислоненные к стенам треугольные выступы из кирпича или камня. Оттого здания романской архитектуры казались приземистыми и массивными.

Именно так выглядели здания аббатства (католического монастыря, который возглавляет аббат) в Клюни, основанного в 910 году.


Аббатство Клюни спустя несколько лет после основания. Вид с высоты птичьего полета. Рисунок современного художника

Сейчас трудно сказать, что побудило архитекторов изменить полукруглую форму арок и сводов на стрельчатую. Скорее всего, это было связано с походами крестоносцев на Восток, где арки были распространенным элементом зданий. В архитектуре возник готический стиль.

Первым готическим сооружением Франции считается церковь Сен-Дени под Парижем (воздвигнута в 1137–1144 гг.). Затем готические соборы начали строить и в других местах. При общем архитектурном единстве готических сооружений: сводов и оконных проемов стрельчатой формы, тянущихся вверх башен и легких изящных арок, в каждой европейской стране готика была своя.


Брат Фриц занят тем, что готовит строительный раствор из смеси песка, извести и воды. 1425 год (Amb. 317.2° Folio 2 verso. Mendel I)

Чтобы работа каменщика шла быстро, ему требовались помощники, как те, кто крутили колеса кранов, так и те, кто готовили ему строительный раствор, которого требовалось куба больше, чем сегодня нужно цемента, ведь его еще и заливали между стен! Ведь одних только замков в Европе было построено более 15 тысяч, не говоря уже о массовом строительстве готических соборов.

Характерной особенностью их в той же Франции стал вместительный зал (неф) с боковыми опорами (контрфорсами) вокруг внешних стен и часовнями между ними. По такой схеме были построены: собор Парижской Богоматери (1163–1330); собор в Шартре (1194– 1260); Реймсский собор (1225–1299), ставший местом коронации французских королей; собор в Амьене (1220–1269) и др. Французские соборы легко узнать по наличию над каждым из входов большого круглого окна – «розы» с кружевным переплетом.

Из Франции готическая архитектура распространилась в Испанию, где по образцу французских строили соборы в Леоне (с 1205), Бургосе (с 1221) и Толедо (с 1226). Готические соборы в Испании приземистые и широкие. Строившие их мастера применяли для их украшения искусственный мрамор (гипс), фаянс и башенки, похожие на мусульманские минареты.


Готика в Англии. Развитие готической архитектуры в Англии легко проследить по оформлению окон в соборах: у каждого этапа английской готики существовал собственный стиль. В 1180–1280 гг. бытовал «раннеанглийский» стиль (а). Затем ему на смену пришел «украшенный» стиль (б) в 1280–1360 гг., характерный только для английской готики. В 1350–1550 гг. распространился собственно английский «перпендикулярный» стиль (в), не похожий на европейские стили. Простота сделала его приемлемым не только для соборов, но также и для приходских церквей.

Кстати, именно в Испании, в относительно небольшом городе Жироне был построен собор Святой Марии Жиронской (закончен в 1416 году) – самый большой однонефный собор в Европе после собора Святого Петра в Риме. Так, ширина нефа собора Сент-Этьен-де-Санс – 15,25 метра, Реймсского собора – 14,65 м, неф всем известного Нотр-Дама де Пари имеет ширину всего 15 метров, а вот неф собора в Барселоне – целых 22 м! То есть он лишь на 2 м уже, чем неф в главном соборе католического мира.

В Португалии первое готическое здание было заложено в 1388 году. Из-за обилия орнамента местная готика выглядит еще более нарядной, чем испанская.

Первым готическим сооружением Германии стала церковь Святой Елизаветы в Марбурге (с 1235). Величественные соборы были построены во Фрейбурге (1260–1350) и Кёльне (1248 – 1880). Последний строился немецкими мастерами по образцу Амьенского. У этих соборов нет «роз», а башни фасада стоят очень близко друг к другу. К тому же готические соборы в Северной Германии построены из кирпича.

В Италии готическое зодчество расцвело в северных городах, тогда как на юге готических памятников вовсе нет, а в Риме – всего один. Зато Италия богата некультовыми памятниками готики: городскими ратушами, дворцами-палаццо и фонтанами на городских площадях.


Штукатур, причем тоже по имени Фриц и тоже член братства, занят тем, что стоит перед боковой стеной дома и наносит штукатурку шпателем, который держит в правой руке, небольшой запас раствора находится у него на поддоне. Справа на полу ящик с приготовленной штукатуркой. 1425 год (Amb. 317.2° Folio 30 verso. Mendel I)

Интересно, что в Италии в Средние века широко использовалась фресковая роспись. Причем фресками украшали не только церкви, но и жилые дома. Вот почему там стены зданий было принято штукатурить как изнутри, так и снаружи.

Кстати, стены тех же рыцарских замков и крепостей было принято белить. А все потому, что отхожие места на них очень часто устраивались довольно высоко на башнях и стенах, так что «благодать чрева» постоянно их огаживала. Смотреть на полосы на стенах было не очень-то приятно, к тому же они приманивали полчища мух, так что и белить их тоже приходилось довольно часто!

Продолжение следует…
47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    28 июля 2023 04:57
    Спасибо Вячеславу Олеговичу за статью и иллюстрации! Думаю часть наших камрадов воспримут настоящую работу как личный подарок!!!
    Всем доброго утра!
    1. +3
      28 июля 2023 06:13
      Доброе утро, Владислав!

      Сегодня и у нас в День Крещения Руси, еще на ветке локальный День Строителя.
      1. +3
        28 июля 2023 06:43
        День строителя - второе воскресенье августа.
        1. +4
          28 июля 2023 06:58
          Именины его бывают на Антона, и уж, кажись, всего нанесешь, ни в чем не нуждается. Нет, ему еще подавай: говорит, и на Онуфрия его именины.
          1. +2
            28 июля 2023 07:01
            "Доктор, дайте мне таблеток от жадности. Да побольше, побольше!!!")))
            1. +4
              28 июля 2023 07:20
              Для двух господ придется мне
              Быть расторопней и проворней,
              Зато заплатят мне вдвойне,
              И за двоих меня накормят.
              1. +5
                28 июля 2023 17:00
                Кто ты себе: слуга иль господин?
                Поймешь, когда останешься один,
                Но путь земной пройти не торопись,
                Есть на Земле немало Палестин.
                1. +2
                  28 июля 2023 18:49
                  Арлекины и пираты,
                  Циркачи и акробаты,
                  И злодей, чей вид внушает страх,
                  Волк и заяц, тигры в клетке —
                  Все они марионетки
                  В ловких и натруженных руках.
                  1. +3
                    28 июля 2023 19:35
                    Марионетки — всех времен
                    Любимая забава.
                    Простой ли нам удел сужден
                    Иль нас балует слава,
                    Шуты, лакеи, короли,
                    Монахини, гризетки,
                    Льстецы, журнальные врали,
                    Мы все — марионетки.
                    1. +2
                      28 июля 2023 20:28
                      Продаю - купите то, чем я владею:
                      Лестницу на небо дёшево отдам,
                      Лёгкий плащ гасконца, меч и портупею -
                      Цены невысокие и доступны вам.
    2. +5
      28 июля 2023 06:34
      Всем также доброго утра и удачного дня! Рад, что Вам понравился материал. Планируется еще несколько статей по книге братьев. Очень уж она интересная...
  2. +8
    28 июля 2023 06:45
    Чёт на первом фото рва не видно у стены...
    1. +4
      28 июля 2023 07:37
      Цитата: Дважды майор
      Чёт на первом фото рва не видно у стены...

      А это вторая внешняя стена! Перед ней есть ещё одна и ров перед ней. А между стен - дорога. Ров будет еще внутри города, вокруг замка Транкавелей
  3. +4
    28 июля 2023 07:14
    Интересно, что стены замков и крепостей в это время состояли из трех составных частей: двух параллельных стенок – лицевых сторон – из гладкого тесаного камня, и «битого камня», то есть засыпки щебнем пространства между ними, причем этот самый «битый камень» накладывали не просто так, а заливали известковым раствором, заполнявшим все щели.

    Такая техника строительства называется полубутовой. Применялась еще в древнем Риме.



    Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский), XII век. Стены собора выложены в полубутовой технике.
  4. 0
    28 июля 2023 07:48
    Сейчас трудно сказать, что побудило архитекторов изменить полукруглую форму арок и сводов на стрельчатую. Скорее всего, это было связано с походами крестоносцев на Восток, где арки были распространенным элементом зданий. В архитектуре возник готический стиль.

    Эту теорию выдвинул в XVII веке известный британский архитектор Кристофер Рен в своем труде Parentalia. Но элементы готической архитектуры в Европе появились до крестовых походов. Сегодня многие историки склоняются к версии, что европейцы заимствовали их у мавров.
    1. +9
      28 июля 2023 08:08
      Цитата: Frettaskyrandi
      ...элементы готической архитектуры в Европе появились до крестовых походов...
      ...европейцы заимствовали их у мавров.

      Есть и другое мнение. Например, Рафаэль (средневековый художник) утверждал, что остроконечность северной архитектуры были отголоском примитивных хижин, которые древние германские лесные жители строили для себя, сгибая деревья друг к другу...
      1. 0
        28 июля 2023 08:37
        Цитата: Luminman
        остроконечность северной архитектуры были отголоском примитивных хижин, которые древние германские лесные жители строили для себя, сгибая деревья друг к другу...

        Забавно. А где у согнутого в дугу дерева "острые концы"?
        1. +6
          28 июля 2023 09:19
          Цитата: Репеллент
          А где у согнутого в дугу дерева "острые концы"?

          Если вы свяжете верхушки двух деревьев, то получите острые концы. А если так сделать с несколькими деревьями - вот вам и жилище. Это всего лишь одно из предположений...
      2. +7
        28 июля 2023 10:32
        Рафаэль (средневековый художник) утверждал, что остроконечность северной архитектуры были отголоском примитивных хижин, которые древние германские лесные жители строили для себя, сгибая деревья друг к другу...

        Не отсюда ли название стиля от итальянского gotico -- странный, непривычный, варварский?
        Но, удивительное дело, готику начали называть готикой только в эпоху Возрождения )))
        1. +4
          28 июля 2023 10:55
          Цитата: депрессант
          готику начали называть готикой только в эпоху Возрождения

          Когда именно появилось слово готика я не знаю, но итальянские зодчие всегда считали этот стиль варварским, пришедшим откуда-то с севера и почти никогда его не применяли...
          1. +6
            28 июля 2023 11:36
            итальянские зодчие всегда считали этот стиль варварским, пришедшим откуда-то с севера и почти никогда его не применяли...

            Верно!
            Какая ещё мрачная готика в южной, пронизанной солнцем веселой Италии? )))
            Но в северную часть страны готика всё-таки с великим трудом, но архитектурно прокралась. Свидетельством тому - Миланский собор. Начали строить в 1386 году, а завершили -- не поверите! -- во второй половине XX века wassat )))
            1. +3
              28 июля 2023 11:39
              Посмотришь на этот Собор - и поверишь.
              Это не дом поросенка построить из подручного материала.
            2. +2
              28 июля 2023 14:40
              Цитата: депрессант
              Но в северную часть страны готика всё-таки с великим трудом, но архитектурно прокралась. Свидетельством тому - Миланский собор

              Миланом сначала управляли готы, потом лангобарды, потом франки, потом он был включен в состав Священной римской империи германской нации. Догадайтесь с трех раз кто населял север Италии? wink wink

              Цитата: депрессант
              Начали строить в 1386 году, а завершили -- не поверите! -- во второй половине XX век

              Нотр-Дам, который в Париже, не завершили и по сей день...
        2. +2
          28 июля 2023 12:56
          Цитата: депрессант
          Не отсюда ли название стиля от итальянского gotico -- странный, непривычный, варварский?
          Но, удивительное дело, готику начали называть готикой только в эпоху Возрождения )))

          Вполне возможно. Правда, Вика говорит, что своё название стиль получил в честь готов -- древнегерманских племён.
          Вот так выглядит знаменитый Кёльнский собор.

          Добрый день, Людмила Яковлевна! hi
    2. +3
      28 июля 2023 08:33
      Скорее всего эта версия верна. В Испании почти каждая средневековая церковь это бывшая мечеть, а колокольня - минарет.
      1. +5
        28 июля 2023 10:40
        средневековая церковь это бывшая мечеть, а колокольня - минарет.

        Просто одни "звонили" голосом, а другие -- колоколом. Однако в каждом из случаев потребность в узкой высокой башне была одинакова. Чтоб далеко было слышно.
  5. +6
    28 июля 2023 08:28
    Оплата в рассрочку, значит. Год-два строительства, и 10-15 лет оплаты! Хорошо система кредитования была развита для таких смутных времён.
    А вот храмы дольше строили, чем замки. Для средневековой церкви и сто лет - не срок
  6. +7
    28 июля 2023 10:23
    Интересно, что стены замков и крепостей в это время состояли из трех составных частей: двух параллельных стенок – лицевых сторон – из гладкого тесаного камня, и «битого камня», то есть засыпки щебнем пространства между ними, причем этот самый «битый камень» накладывали не просто так, а заливали известковым раствором, заполнявшим все щели.

    Не заливали, а в полужидкий раствор вхлюпывали щебенку и бут. Это очень хорошо показано в фильмах по реконструкции замка Геделон.
    зубило (д), по которому он бил специальным строительным молотком – киянкой (е)

    Киянка - деревянный молоток, бить деревянным молотком по металлическому зубилу - бесполезно. Так что били обычным молотком.
    1. 0
      29 июля 2023 11:18
      Потому что заливать можно только весьма жидкий раствор и только в крупную забутовку. Иначе 2/3 объема будут пустоты и непроливы. И это с современными виброинструментами и герметичной опалубкой.
  7. +3
    28 июля 2023 10:39
    Готику связывают с тамплиерами,ну во всяком случае приписывают им создание этого искусства и его распространение.
    1. +3
      28 июля 2023 18:04
      Основоположником готического стиля в архитектуре считается аббат монастыря Сен-Дени Сугерий. Тамплиером он не был.
  8. +3
    28 июля 2023 10:52
    Вячеславу Олеговичу большое спасибо за статью, камрадам доброго дня!! hi
  9. +3
    28 июля 2023 12:45
    Цитата: kalibr
    крепости Каркассон

    Примечательно, что название "Каркассон" дало имя настольной игре "Каркассон". Где-то у меня подобная валяется...


  10. +4
    28 июля 2023 13:09
    Вот Вячеслав Олегович говорит:
    Сейчас трудно сказать, что побудило архитекторов изменить полукруглую форму арок и сводов на стрельчатую. Скорее всего, это было связано с походами крестоносцев на Восток, где арки были распространенным элементом зданий. В архитектуре возник готический стиль.

    Можно допустить, что это действительно так. Что среди крестоносцев нашлись архитекторы. И тогда что они увидели на Востоке -- как профессионалы?
    Особые конструкции без опрных колонн, распределяющие всю массу здания на каркасы из стреловидных арок, что не только освобождало внутреннее пространство культового сооружения от колонн, делая его светлее, но и экономило стройматериалы за счет уменьшения их расхода на стены.
    Увидели и оценили роль принимающих на себя нагрузку рёбер каркаса здания -- нервюр. Которые вдобавок позволяли создавать внутри соборов таинственную, ни с чем не сравнимую атмосферу за счет причудливости переплетения арок и игры света и тени.

    Вероятно, впечатление было очень сильным. И вот тогда в Европе наметился сдвиг архитектурных решений в пользу нервюр.
    Свод внутреннего помещения, созданный нервюрами, стал главным отличительным свойством готической архитектуры. Присутствие Б-га не должно давить на человека громадой камней, оно должно возносить его душу в горние выси.
    1. +2
      28 июля 2023 13:25
      Цитата: депрессант
      Присутствие Б-га не должно давить на человека громадой камней, оно должно возносить его душу в горние выси.

      Абсолютно с Вами согласен, Людмила Яковлевна! hi
    2. +2
      28 июля 2023 14:46
      Цитата: депрессант
      Увидели и оценили роль принимающих на себя нагрузку рёбер каркаса здания -- нервюр

      Занятно, но в это время о сопромате никто даже и не слышал... wink
      1. +4
        28 июля 2023 15:27
        о сопромате никто даже и не слышал...

        Братство каменщиков действовало столетиями, передавая секреты следующим поколениям внутри себя.
        Один из их секретов был оформлен в виде сопромата тогда, когда братство переросло строительную отрасль )))
        1. +1
          28 июля 2023 19:27
          Один из их секретов был оформлен в виде сопромата

          К созданию сопромата каменщики никакого отношения не имели.
          1. +3
            28 июля 2023 20:16
            Виктор Николаевич, ну да, ну да...
            Оставим в стороне 1638 год, "Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей наук" Галилео Галилея.
            А как быть с простейшим определением сопромата, согласно которому
            сопротивление материалов — наука о прочности и надёжности деталей машин и конструкций. В её задачи входит обобщение инженерного опыта создания машин и сооружений и т.д.
            Обобщение! Обобщение эмпирического опыта, который подчас бывает весомее научно построенных на ватмане или на экране монитора эпюр.
            А то ж по-вашему получается, строили как Б-г на душу положит. Ах, развалилось? А давайте по-другому, но голова уже покатилась с плеч, герцог суров...
            Вот не было так. Тысячелетиями, начиная с малого, накапливался строительный опыт, обобщение которого с подведенной под него математической базой и дало сопромат. Заслуга этой науки лишь в том, что она позволила прикоснуться широкому кругу людей, желающих реализовать себя, в частности, в строительстве, исключив к нему кастовый подход и сразу дав серьёзные знания по предмету. Строительство перестало быть "Секретными материалами".
            С другой стороны, есть подозрение, что нечто было утрачено.
            1. +4
              28 июля 2023 21:01
              А то ж по-вашему получается, строили как Б-г на душу положит. Ах, развалилось?

              Представьте себе, так было. Методом многочисленных проб и ошибок. Самый известный пример - разрушение амфитеатра в Фидене в 27 году н.э., когда по разным оценкам под рухнувшим сооружением, построенным с ошибками неким Атилием,, погибло от 20 000 до 50 000 человек.
              А сопромат родился отнюдь не путем подведения математической базы под строительный опыт и его обобщение, не вводите аудиторию в заблуждение. Ни Гук, ни Эйлер строителями не были.
              1. +2
                28 июля 2023 21:46
                Но они не были даже материаловедами!
                Если под этим понимать изучение свойств различных веществ и их поведения при различных нагрузках и деформациях.
                В сторону:
                -- И зачем я ввязалась в этот спор с мэтром? Сейчас отдубасит!
                1. +1
                  28 июля 2023 22:43
                  Но они не были даже материаловедами!

                  А материаловедение тут совсем не к месту. Материаловедение изучает структуру веществ, электронные, термические, химические, магнитные, оптические свойства. Но не механические - то есть способность данного объекта сопротивляться внешним механическим воздействиям.
                  Закон Гука - основной закон теории упругости, выражающий линейную зависимость между напряжениями и малыми деформациями в упругой среде.
  11. +5
    28 июля 2023 14:38
    Если продолжить предположения, то в комментарии о нервюрах, позволяющих формировать высокие стрельчатые своды храма, я упомянула о том, какое неизгладимое впечатление такие своды могли произвести на крестоносцев.
    Далее, уже в Европе, впечатление было донесено не только до клириков (в их восторженном приятии идеи сомневаться не приходится), но и до реально практикующих архитекторов. Последние усомнились в способности нервюр устойчиво нести на себе всю нагрузку здания. Можно допустить, что были произведены инженерные расчеты, которые показали, что стрельчатые арки для этого не годятся -- не выдержат! Крестоносцы не разглядели всего.

    И тогда было предложено решение проблемы устойчивости здания с нервюрами с помощью контрфорсов.
    Контрфорс -- это вся внешняя система опор, принимающая на себя значительную часть веса готического здания и снимающая нагрузку с нервюр, часто полностью. Это в отличие от романского стиля с его внутренними колоннами.
    Внешние (наружные!) опоры, из которых состоит контрфорс, называются аркбутаны. Это система красивых каменных полуарок, соединяющих стены здания с внешними опорными столбами. Полуарки передают нагрузку, формируемую массой здания, на столбы, вследствие чего теоретически здание может стоять вечно. Причём, система аркбутанов может быть ступенчатой, визуально значительно увеличивая размер здания для наружного зрителя.
    Иногда для увеличения устойчивости всего здания использовалась такая архитектурная деталь, как пинакль -- изящная тонкая башня, будто сделанная из кружева с добавлением свинца. Таких башен, окружающих собор и соединённых с ним, может быть много...
    Получается, всё то, что мы могли бы, разглядывая готический собор, посчитать архитектурными излишествами, просто деталями, создающими красоту, -- всё это работает на его прочность и устойчивость. И даже страшные горгульи до сих пор работают на эту задачу -- устроены так, что во время дождей отводят воду. Одним словом, включены в систему водостока, следовательно, в систему жизнеобеспечения храмового здания.
    Вот такие сложные архитектурные решения пришлось принимать ради сохранения возвышенной атмосферы внутри готического храма.
    1. +3
      28 июля 2023 16:30
      Цитата: депрессант
      включены в систему водостока

      Браво! Отлично все расписано. Лучше и не скажешь!
      1. +2
        28 июля 2023 22:15
        Браво! Отлично все расписано. Лучше и не скажешь!

        Расписано отлично, только роспись с реальностью ничего общего не имеет. Эдакое архитектурное фэнтези.
        Последние усомнились в способности нервюр устойчиво нести на себе всю нагрузку здания.

        Они правильно усомнились, так как всю нагрузку от здания несет фундамент, а нервюры передают вес свода на опоры.
        Внешние (наружные!) опоры, из которых состоит контрфорс, называются аркбутаны. Это система красивых каменных полуарок, соединяющих стены здания с внешними опорными столбами. Полуарки передают нагрузку, формируемую массой здания, на столбы, вследствие чего теоретически здание может стоять вечно.

        Аркбутаны передают на контрфорсы боковой распор свода. Такая конструкция, в отличие от купола который передает распор непосредственно на грунт, через фундаменты, как в романском стиле,позволяет сильно облегчить стены и прорезать их большими окнами с витражами.
        Иногда для увеличения устойчивости всего здания использовалась такая архитектурная деталь, как пинакль -- изящная тонкая башня, будто сделанная из кружева с добавлением свинца.

        Пинакли - это, в первую очередь - элемент архитектурного оформления. А устойчивость зданию они придавали только когда сооружались как часть аркбутанов, служащая для увеличения вертикальных усилий на контрфорсы. В этих случаях их иногда их утяжеляли свинцом.
    2. +1
      28 июля 2023 21:41
      Можно допустить, что были произведены инженерные расчеты, которые показали, что стрельчатые арки для этого не годятся -- не выдержат!

      В XII веке - инженерные расчеты? Тут на сайте когда то Веня был, любил заливать о древних цивилизациях славянских, но и он до такого не додумался.
      Методику расчетов стрельчатой арки набросать коротенько можете?
  12. 0
    29 июля 2023 11:13
    Причем король должен ежедневно обеспечивать каждого работающего там человека зерном в объеме половины литра, что составляет 1 800 гектолитров за шесть месяцев.
    Почему зерно исчисляется в литрах? Почему не в фунтах, бушелях и т.д.?
    Давайте переведем все в моли. При должной сноровке можно вообще перевести все в джоули или электрон-вольты. Благо знаменитая формула Эйнштейна это позволяет даже школьнику (Е=mс2).