Каменное Средневековье: начало перемен

106
Каменное Средневековье: начало перемен
Роза в соборе Сент-Назер в Каркассоне. Фото автора


…начало, конец и средину времен,
смены поворотов и перемены времен.

Книга премудрости Соломона, 7:18

Рассказы по истории Средних веков. Сегодня мы продолжаем рассказ о профессиях Средневековья, связанных со строительством и отраженных в иллюстрациях «Книги двенадцати братьев. Ну а начать, наверное, нужно будет с напоминания о том, что ручной труд на строительстве замков и соборов, во-первых, требовал большого количества рабочих, а во-вторых, больших знаний от зодчих, которые полагалось хранить в тайне. Не принято было и афишировать и их имена.



Лишь в XIII веке появляются первые свидетельства об именах их строителей. Надпись в Реймсском соборе гласит, что его сооружение было начато в 1211 году Жаном из Орбе, а продолжено Жаном и Гоше из Реймса, тогда как над его фасадом с окном-розеткой трудился некий Бернар из Суассона. В соборе Парижской Богоматери можно найти надпись: «Мастер Жан из Шеля начал эту работу 11 февраля 1258 года».

Средневековые строители еще многого не знали и полагались на опыт и интуицию там, где нужен был только математический расчет. Особенно сложным считалось строительство сводов, секрет которых передавался из поколения в поколение. Считалось, что человек своими силами не в состоянии решить столь сложную задачу, как кладка надежного свода. За спиной удачливых строителей говорили, что они водят дружбу с самим дьяволом.

В Лотарингии, например, одного священника отлучили от церкви как еретика на том основании, что он спроектировал замечательный мост: на такое будто бы правоверный христианин был не способен. В других германских княжествах в готовое здание и вовсе бросали убитую собаку или петуха, а то даже и лошадь, лишь бы только умилостивить «дух места». Вот, оказывается, насколько сложна и нередко рискованна была работа строителя в Средние века.

В Испании, например, говорили: за строительство хорошего арочного моста лукавый обязательно потребует жертвы, а тот, кто осмелится пройти по нему, может погибнуть. Поэтому испанцы придумали уловку: они прогоняли через мост черную кошку, надеясь, что так они сумели обмануть нечистую силу.

Собор строили сразу несколько сотен человек. И понятно, что никто из строителей не работал бесплатно. Самую низшую группу составляли чернорабочие. Это были крестьяне, искавшие себе работу в городе, либо беглые крепостные. Они рыли котлован, носили землю, камни и раствор.

Значительно выше оценивался труд мастеровых: например, членов цеха каменотесов. Одни из них отбирали камни и подвергали их первичной обработке, другие вытесывали каменные блоки и занимались резьбой по камню. Особенно ценились скульпторы, украшавшие входы в храм узорами и статуями святых. Ведь тогда ворота в храм символизировали врата в Небесное Царство.

Свой цех составляли и каменщики. Строительные леса были высоки, забираться на них и работать на высоте, точно выкладывая арки и своды, было очень опасно. Чем выше росли стены собора, тем более тяжелой и сложной была работа строителей.

Нередко, помимо основного жалованья, каменщики получали премию за укладку замкового камня – последнего камня, замыкающего свод. Он был символом долговечности здания, поэтому на замковом камне Руансского собора в 1233 году была даже вырезана надпись: «Меня завершил Дюран».

Не меньшую роль играли и плотники. Они строили леса и сооружали из дерева огромную строительную ферму, поддерживающую каменный свод. Кузнецы поставляли строителям инструмент, гвозди, скобы, а литейщики отливали из свинца переплеты для витражей.

Очень важную работу выполняли и кровельщики, ведь самое красивое здание с протекающей крышей немного стоит.


Кровельщик. Хаймеранд Муллнер, член братства. На иллюстрации из «Книги двенадцати братьев» стоит на лестнице и покрывает крышу черепицей. 1537 год (Amb. 279.2° Folio 25 verso. Landauer I)

В Средние века крыши замков и соборов строители выкладывали из так называемого кровельного сланца – особого камня, легко расщеплявшегося на слои, из которых затем вытесывались плитки для кровли. Кстати, на крышах большинства башен крепости Каркассон крыши выложены именно из сланца.

Могли покрывать крышу и черепицей, ну а менее состоятельные домовладельцы даже в городе довольствовались крышами из камыша и соломы, точно так же, как и в деревенских домах.

Покрывали крыши и листами свинца. Это была очень прочная и водонепроницаемая крыша, но она требовала очень уж прочных деревянных перекрытий и стен, на которые они опирались, а кроме того, была еще и очень дорогой.


Наиболее часто встречавшиеся виды средневековой кровли: а – из сланца, б – из керамической черепицы, в – из камыша и соломы

Рабочий день длился почти 17 часов: зато праздничных дней, в которые никто не работал, было более 100 в году! Не работали и по воскресеньям. Поэтому иные ремесленники трудились над одним-единственным собором всю жизнь. Рекорд долгостроя побил Кёльнский собор, который с перерывами возводили 632 года!


Клаус, каменотес. На иллюстрации из «Книги двенадцати братьев» изображен с киркой в руках, то есть с 1425 года основной его рабочий инструмент совершенно не изменился за 125 лет! На полу лежат используемые им инструменты, ну а точность граней каменного блока мастер определяет с помощью деревянного угольника. 1550 год (Amb. 279.2° Folio 38 verso. Landauer I)

Прошло время, Средневековье как таковое закончилось, но инструменты каменотеса остались все те же, как, кстати, судя по иллюстрации, и приемы работы. Впрочем, если внешне вроде бы в работе каменотеса ничего и не поменялось, изменения на самом деле произошли очень большие.

Так, к концу Средних веков обтесывание камней значительно усложнилось и сделалось по-настоящему изощренным. Камнерез теперь в обязательном порядке стал высекать на камне свое клеймо, так называемое «клеймо поденщика», с помощью которого можно было с легкостью подсчитать его выработку и, следовательно, определить заработок. Другие отметки, так называемые «укладочные», стали показывать, куда и как следует уложить тот или иной обтесанный камень.

Отметим, что архитектура замков, равно как и церковных зданий, в каждой стране была своя. У замковых башен во Франции были в основном остроконечные крыши. Испанцы под влиянием мавров-мусульман широко использовали декоративную каменную и кирпичную отделку (например, каменные полусферы на округлых башнях).

А по архитектурным особенностям итальянских замков можно было судить о том, признают их владельцы власть германского императора в Италии или нет. Различить это можно было по зубцам на стене: в том случае, если один зубец от другого был отделен частью парапета с пазом, это означает, что симпатия хозяина замка находится на стороне императора.


Улица средневекового города. Рисунок современного художника

Ходить по грязным и узким улицам средневековых городов было не очень-то удобно и приятно. Сначала на них просто валили возы с сеном, чтобы люди сами втаптывали его в грязь. Но площадь перед ратушей и торговые ряды мостили камнем всегда.

Существовала даже особая специальность – бруковщика, мостившего улицы булыжником. И дело это было совсем не простое, а состояло из целого ряда операций, вот почему булыжные мостовые были довольно дороги. В них входили: подготовка основания, сортировка булыжника по высоте и ширине (в плане); укладка булыжника, расщебенка пустот, трамбовка, и наконец, засыпка песком и укатка.


Бруковщик Генрих, член братства. Изображен сидящим на табурете посреди еще не полностью замощенной улицы, он вбивает в землю булыжник ручкой молотка, а мастерок лежит от него справа. На заднем плане – большой дом со ступенчатым фронтоном. Правда, тогда еще мостили далеко не все улицы средневековых городов. Но постепенно замощенных улиц становилось все больше. 1456 год (Amb. 317.2° Folio 77 recto. Mendel I)

Однако важнее всего то, что на рубеже XV–XVI вв. на смену старым рыцарским замкам пришли роскошные замки и дворцы эпохи Ренессанса. Так, владельцы замка Лош в долине Луары также возвели вокруг донжона своего замка впечатляющую систему обороны: предусмотрели и дозорные башенки, и подъемные мосты, и решетки. Но сам внешний облик замка сильно изменился: от искусства обороняться люди переходили к искусству красиво жить.


Ханс, член братства, маляр и по совместительству забойщик свиней. На иллюстрации мы видим его при полном наборе инструментов: это мастерок, ведро для известки, кирка, топор, набор мерок для колбасы. Справа его помощник держит свинью (видна только его рука), предназначенную для забоя. То есть забой свиней был для маляров того времени вполне позволительным видом подработки, хотя в надписи под иллюстрацией об этом и не упоминается. Зато сзади изображен дом с лесами, шкивом и ящиками с раствором на заднем плане, а также его товарищем, который как раз тем и занимается, что белит стену. 1586 год (Amb. 317b.2° Folio 46 recto. Mendel II)

Оконные проемы теперь все чаще украшают орнаментом и двойными переплетами, а сами окна сделались значительно шире. Комнаты на верхних этажах стали меньшего размера, а двери приобрели декоративные арки. Во всех комнатах теперь устраиваются резные камины с колпаками, украшенными скульптурой.

На балки перекрытий, колонны, дверные проемы наносится позолота и росписи, а стены затягиваются большими красочными коврами и яркими гобеленами, расписываются фресками с изображениями сцен Священного Писания, рыцарских турниров и боев.

Жизнь изменялась довольно медленно, но верно…
106 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    29 июля 2023 05:00
    Смешно. Почему именно маляры подрабатывали забоем свиней? Автор в курсе?
    1. +4
      29 июля 2023 06:35
      Цитата: Андрей Москвин
      Автор в курсе?

      Обратитесь с этим вопросом к авторам "Книги 12 братьев". Она подробностей "почему" не сообщает.
      1. +6
        29 июля 2023 07:03
        Жизнь изменялась довольно медленно, но верно…

        Текло время очень медленно, даже останавливалось.. - ведь описание периода не упоминает Черную Смерть - чуму.. пик эпидемии которой пришёлся на 1346— 1353… Жертвами болезни стали десятки миллионов людей: по разным оценкам, от болезни погибло от 30 % до 60 % населения Европы… поэтому тоже все было медленно….

        Потом пойдет Эпоха Возрождения, Эпоха Великих Географических Открытий… Эпоха Просвещения, Эпоха Индустриализации - а каменные соборы, мостовые, Старый Город внутри городских стен… Время ускорится войнами и финансовым капиталом…

        Пишу основываясь на Риге - ганзейском городе, основанном как раз 1201, тевтонами, и на столетия , до 1727 и далее - сохранившем немецкий характер. Потом он разбавлялся российскими, но в основном - остзейскими Биронами и Ливенами - верными слугами Царя …

        Спасибо Вячеслав Олегович, может и на Риге и Таллине - образцах средневекового зодчества на территории Империи коснетесь при возможности…
        1. +1
          29 июля 2023 07:43
          Текло время очень медленно, даже останавливалось.. - ведь описание периода не упоминает Черную Смерть - чуму.. пик эпидемии которой пришёлся на 1346— 1353… Жертвами болезни стали десятки миллионов людей: по разным оценкам, от болезни погибло от 30 % до 60 % населения Европы… поэтому тоже все было медленно….

          Не надо драматизировать. Население Европы восстановилось до допандемийного уровня за 2 поколения. Большая смертность порождает большую фертильность.
          1. +2
            29 июля 2023 08:16
            Просто разные типы стратегий. Прямые аналогии с животными или растениями.
            1. +2
              29 июля 2023 08:39
              Прямые аналогии с животными или растениями.
              Совершенно верно! Чем мы отличаемся от остального "тварного мира", "искрой божьей"? И то, далеко не всегда...
              1. +3
                29 июля 2023 10:23
                Вот-вот. Забавно. 10 минут назад вспоминали «божью искру”. Не мог не припомнить.

                Я о планетах говорить стесняюсь,
                Я расскажу, как люди бьются, маясь.
                Божок вселенной, человек таков,
                Каким и был он испокон веков.
                Он лучше б жил чуть-чуть, не озари
                Его ты божьей искрой изнутри.
                Он эту искру разумом зовет
                И с этой искрой скот скотом живет.
                Прошу простить, но по своим приемам
                Он кажется каким-то насекомым.
                Полу летя, полу скача,
                Он свиристит, как саранча.
                О, если б он сидел в траве покоса
                И во все дрязги не совал бы носа!
            2. +3
              29 июля 2023 09:37
              И то, далеко не всегда...
              Заметь, минусы сплошняком наставленные мне, только доказывают аксиоматичность данной тезы. К содалению...
              1. +3
                29 июля 2023 10:25
                Раньше то, что сейчас называется фитоценология называли фитосоциология.

                Потом решили, что не все можно на людей переносить.
          2. +4
            29 июля 2023 12:02
            Цитата: 3x3zsave
            Не надо драматизировать. Население Европы восстановилось до допандемийного уровня за 2 поколения.
            Два поколения - это 50 лет. За это время нехватка людей сильно изменила Европу.
            1. +2
              29 июля 2023 12:19
              В те времена - 30-35 лет. Но я с Вами согласен, чума действительно изменила Европу.
      2. +2
        29 июля 2023 14:43
        Торопыга вы, Вячеслав. Можно было доскональнее пробить сей занятный вопрос. wink
        1. 0
          30 июля 2023 10:12
          Цитата: Андрей Москвин
          Торопыга вы, Вячеслав. Можно было доскональнее пробить сей занятный вопрос.

          Привык слизывать пенки. Досконально - это не для меня.
    2. +12
      29 июля 2023 08:31
      Цитата: Андрей Москвин
      Почему именно маляры подрабатывали забоем свиней?

      Возможно, это какие-то тонкости перевода. В качестве гипотезы могу предложить слово troddel, что в переводе с немецкого означает кисть (иногда помазок для бритья). Отсюда выходит, что это не маляр, который красит стены, а человек, изготавливающий кисти для покраски из свиной щетины. Это всего лишь мое предположение, по-хорошему надо видеть оригинал текста...
      1. +2
        29 июля 2023 09:14
        Возможно, это какие-то тонкости перевода.
        Абсолютно верно! Мое почтение!!!
      2. +6
        29 июля 2023 11:01
        Luminman hi
        Точно! Ведь художник по немецки - maler.
    3. +2
      29 июля 2023 10:16
      Цитата: Андрей Москвин
      Смешно. Почему именно маляры подрабатывали забоем свиней? Автор в курсе?

      Наверное, чтобы нервы привести в порядок. Может, это они так делали, для того, чтобы потом сытно и вкусно поесть... yes Хотя может быть я и неправ...
      1. +1
        29 июля 2023 16:57
        Вы видели, как колют хряка? Если первый раз, то долго спать не будете, а вы - нервы в порядок. laughing
        1. +1
          29 июля 2023 18:30
          Да нормально колют хряка. И никто лишних эмоций при этом не испытывает.
        2. 0
          29 июля 2023 21:37
          Цитата: Андрей Москвин
          Вы видели, как колют хряка? Если первый раз, то долго спать не будете, а вы - нервы в порядок. laughing

          А что там такого, что бы не спать?
          Или у вас хряки были такие, например щупальца распускали. ,:) Тогда да. :)
  2. +6
    29 июля 2023 05:31
    Спасибо, Вячеслав Олегович!

    Так сам Мефистофель сообщает:

    Кухарничать не мой конек.
    Я навожу мосты над хлябью.
    1. +3
      29 июля 2023 09:34
      Цитата: Korsar4
      Мефистофель

      Насчёт его мостов была даже где-то статья на сайте...

      Добрый день, Сергей! hi
      1. +4
        29 июля 2023 09:52
        Цитата: Kojote21
        статья на сайте

        Нашёл, называется: Как дьявол <<архитектором был>>.
      2. +3
        29 июля 2023 10:28
        Приветствую, Артем!

        Да. Была статья у Валерия.
        1. +5
          29 июля 2023 10:40
          Цитата: Korsar4
          Приветствую, Артем!

          Да. Была статья у Валерия.

          Действительно. Под ней было очень много комментариев... Хорошая была статья...
  3. +8
    29 июля 2023 06:11
    А еще можно было натаскать камней, колонн, разобрав строения прошлых культур. А то и возвести новый храм на фундаменте старого. Так делали все: египтяне, майя, арабы, византийцы, испанцы..
    1. +8
      29 июля 2023 06:28
      Пример из Дамаска: Мечеть Омейядов. До этого - Христианский Храм. А до этого - языческий.
      1. +6
        29 июля 2023 07:39
        Грандиозные сооружения античности растаскивали на протяжении тысячелетия. Некоторые банально не смогли физически осилить. Например, Колизей в Риме. Теперь правда этим занимаются туристы. Со слов зама мэра итальянской столицы на сувениры за неделю уходит грузовик - иногда два!
        1. +5
          29 июля 2023 07:41
          Судя по этому высказыванию новые грузовики с «древними камнями» приходится завозить.
          1. +4
            29 июля 2023 07:51
            Об этом еще Джанни Родари писал.... .
          2. 0
            29 июля 2023 21:50
            Цитата: 3x3zsave
            Об этом еще Джанни Родари писал.... .

            Просто бизнес.
            Сколько стоит веревка : "от Иуды" ?
            :)
  4. 0
    29 июля 2023 06:50
    Еще предыдущая статья навеяла мне некоторые сомнения в том, что художники "Книги двенадцати братьев" действительно рисовали "с натуры". То есть, штукатурить сверху вниз конечно можно, но очень(!) трудозатратно. Однако, монтировать кровлю от конька к стрехе "жесткими" материалами невозможно от слова "совсем"! ("Мягкими" можно, но через год кровля потечет)


    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +1
      29 июля 2023 07:41
      Мне тоже подумалось, что «брат фриц» разбирает крышу сарая
      1. +2
        29 июля 2023 07:53
        Причем варварским способом, хренача кувалдой по черепице.)))
    2. +6
      29 июля 2023 07:54
      То есть, штукатурить сверху вниз конечно можно, но очень(!) трудозатратно.

      Кирпичные здания со сборным железобетонным перекрытием. Сначала с подмостей подготовляют верх стен, затем расшивают русты между плитами. Предварительно швы проконопачивают, заполняя их паклей или другим волокнистым материалом так, чтобы конопатка не доходила до лицевой стороны плит на 20 мм (это пространство будет заполняться раствором). Дефекты на плитах перекрытия замазывают раствором, разравнивают его и затирают. После этого натирают лузги. Оштукатуривают сначала верх стен, затем низ.



      Это из
      Шепелев А.М. 'Штукатурные работы (Учебник для проф.-техн. училищ)' \\10-е изд., перераб. и доп. - Москва: Высшая школа, 1983 - с.144, ил

      Мой опыт работы на стройках СССР подтверждает - штукатурили сверху вниз.
      1. +2
        29 июля 2023 08:14
        Мой опыт работы на стройках СССР подтверждает - штукатурили сверху вниз.
        Мой опыт демонтажа в "сталинках" тоже это подтверждает. На высоте в 3 метра сверху один сантиметр штукатурки, внизу - пять. Своеобразный контрфорс, главное - леса не снимать, пока обои не поклеили.
        1. +7
          29 июля 2023 08:35
          Мой опыт демонтажа в "сталинках" тоже это подтверждает. На высоте в 3 метра сверху один сантиметр штукатурки, внизу - пять

          Это чистый брак. Или сознательное нарушение технологии ради успешного "выполнения плана".
          1. +1
            29 июля 2023 09:03
            Это не брак, это норма. Не может каменщик пятого разряда за восьмичасовую смену выложить 8 кубов кирпича по шнурке и отвесу, даже при наличии двух подсобников.
            1. +2
              29 июля 2023 12:10
              Не может каменщик пятого разряда за восьмичасовую смену выложить 8 кубов кирпича по шнурке и отвесу, даже при наличии двух подсобников.

              Это где такие нормы?
              По ЕНИРам 1986 года в зависимости от сложности и толщины стены каменщику пятого разряда на один кубометр кладки отводилось до 4,5 часа.
              Я как бы имею достаточную в этом вопросе практику. Восемь кубов за восемь часов даже на забутовке и с подсобниками уложить сложно.
              1. +3
                29 июля 2023 12:23
                Знакомый был, победитель соцсоревнования в профмастерстве...
                1. +2
                  29 июля 2023 12:35
                  О, как ковались победы в социалистических соревнованиях - это можно бы целый цикл статей написать, удивляюсь, как Шпаковский упустил такую тему. Куда там "отравленному перу". Драма и комедия в одном флаконе.
                  1. +3
                    29 июля 2023 13:00
                    Драма и комедия в одном флаконе.
                    Да не то слово! Скорее фарс. При этом все вокруг понимали: не дай Бог, превысить план на 100%!
                    А откуда могла взяться премия за экономию материалов?
                    1. +4
                      29 июля 2023 15:01
                      Выполнение плана составляло обычно 101,2 - 101,4 процента. Это позволяло, с одной стороны, получать все положенные премии, с другой - не грозило пересмотром этого самого плана.
                      Экономия материалов - это всегда была скользкая тема. Не экономить было нельзя, и сильно экономить - то же. Нормы пересмотрят. Вот и лавировали в пределах процента - двух.
                      1. +3
                        29 июля 2023 15:20
                        Мне рассказывали о 99% превышения плана. Советское строительство - та еще тема, для исследования... Очень фурункулезная... .
                      2. +3
                        29 июля 2023 15:28
                        Мне повезло в этом плане. Прошел все этапы, начиная от котлована и буронабивных свай до кровли, отделочные работы, коммуникации все. Изготовление и монтаж столярки. Девятиэтажное кирпичное жилое здание.
                      3. +4
                        29 июля 2023 15:38
                        Мне тоже повезло. Я увидел советскую стройку на самом излете. И все ее косяки знаю наизусть.
                      4. +3
                        29 июля 2023 16:08
                        И все ее косяки знаю наизусть.

                        А я квартиру получил в 1991 году. Кооперативную. Вот там косяков было... Простенки на обоях держались.
                      5. +4
                        29 июля 2023 16:23
                        Отчасти смешно конечно, но квартиру своих родителей, я строил сам...
                      6. +2
                        29 июля 2023 20:35
                        Цитата: 3x3zsave
                        Отчасти смешно конечно, но квартиру своих родителей, я строил сам...

                        Угу кто-как. Я в котловане дома где живет моя мама тонул. Играли, споткнулся еле выплыл. Правда это было уже второй раз. Первый - в котловане больницы. Лодка из фольги дала течь.
                        Уже темно, завтра сфотографирую кладку маминого дома и своего. Я делал сам, первый раз и по натию. Уверенно скажу мое «творчество» лучше чем у строителей тех времен. По поводу экономии строй материалов. Лишнее после постройки дома закопали. Когда я рядом с маминой квартирой начал строить свой дом, то я банально подогнал трактор и откопал.
                        Нижних два ряда фундаментных блоков по верх цоколя как раз из той заначки.
                      7. +3
                        29 июля 2023 17:19
                        Если честно, если я сейчас скажу, что и в СССР были очереди за молоком, меня неокоммунисты ссаными тряпками закидают. Меж тем, я в этой очереди ноги себе отморозил
                      8. +3
                        29 июля 2023 18:44
                        Вообще не люблю очереди. В частности, очереди за молоком. Особенно зимой.
                      9. +4
                        29 июля 2023 20:42
                        Цитата: Korsar4
                        Вообще не люблю очереди. В частности, очереди за молоком. Особенно зимой.

                        Привет Сергей! За то я знаю почему Антон не любит котов, а коты любят его!!!
                      10. +3
                        29 июля 2023 20:40
                        Цитата: 3x3zsave
                        Если честно, если я сейчас скажу, что и в СССР были очереди за молоком, меня неокоммунисты ссаными тряпками закидают. Меж тем, я в этой очереди ноги себе отморозил

                        Самые страшные были очереди за хлебом. Купить его можно было только в двух местах в хлебном (магазин) и хлебопекарне (киоск при ней). Два часа из жизни каждый день. Впрочем мукой была не сама очередь, бабки в ней - которые нагнетали тоску ценами на колбасу, сахар и соль.
                    2. +2
                      29 июля 2023 21:54
                      Цитата: 3x3zsave
                      Драма и комедия в одном флаконе.
                      Да не то слово! Скорее фарс. При этом все вокруг понимали: не дай Бог, превысить план на 100%!
                      А откуда могла взяться премия за экономию материалов?

                      На стопять приветствовалось. В смысле на пять. Но не более
                  2. 0
                    30 июля 2023 10:17
                    Цитата: Frettaskyrandi
                    как ковались победы в социалистических соревнованиях - это можно бы целый цикл статей написать, удивляюсь, как Шпаковский упустил такую тему.

                    Надо в партархив ходить, а это такое... гнусное место, связаны с ним тягостные воспоминания. Так что это уж на крайний случай.
    3. +6
      29 июля 2023 08:07
      Однако, монтировать кровлю от конька к стрехе "жесткими" материалами невозможно от слова "совсем"!


      1. +2
        29 июля 2023 08:27
        Это частичный ремонт, а не монтаж. Что стоит, кстати, значительно дороже.
        1. +2
          29 июля 2023 08:48
          Вполне допускаю, что "Кровельщик. Хаймеранд Муллнер" как раз этот самый "частичный ремонт" и выполняет.
          1. +3
            29 июля 2023 08:58
            С какой стати? Внизу нарисован только каркас "швабского домика".
            1. +3
              29 июля 2023 09:56
              Я специально средневековыми строительными технологиями не интересовался, но, думаю, если покопаться в литературе, то объяснение найти можно.
              1. +1
                29 июля 2023 20:48
                Цитата: Frettaskyrandi
                Я специально средневековыми строительными технологиями не интересовался, но, думаю, если покопаться в литературе, то объяснение найти можно.

                ВикНик, я нашел только один способ покрытия крыши жестким материалом с верху в них. Дранкой на подкладных досках. И то советуют лучше крыть с лева на право..
    4. +9
      29 июля 2023 09:57
      Однако, монтировать кровлю от конька к стрехе "жесткими" материалами невозможно от слова "совсем"

      Черепицей можно. На каждой черепице есть система пазов - выступов. И укладывают нижний ряд подсовывая под верхний и зацепляя выступ за паз. За счет чего черепица и держится - крепежа там нет.
      1. +4
        29 июля 2023 10:40
        За счет чего черепица и держится - крепежа там нет.
        Зачем тогда молоток в руках у мастерового на миниатюре? Черепицу подбивать, чтобы гребень в паз встал?
        Это так, для поддержки диалога, я знаю как делается черепичная кровля.
        1. +5
          29 июля 2023 10:54
          Зачем тогда молоток в руках у мастерового на миниатюре? Черепицу подбивать, чтобы гребень в паз встал?

          ИМХО. Черепицу не автоматы делали, по любому расхождения в размерах были - молотком отбивали отклонения.
          1. +3
            29 июля 2023 11:10
            К слову, коллега, а как клали слацевую черепицу, упомянутую в тексте? Там системы "паз-гребень" нет.
            1. +4
              29 июля 2023 12:58
              а как клали сланцевую черепицу, упомянутую в тексте

              Думаю, немецким способом.



              Хотя возможен и английский, и французский.
            2. +6
              29 июля 2023 13:09
              а как клали слацевую черепицу, упомянутую в тексте

              Где-то попадалось, что там на нагели крепилось деревянные или керамические.
              Кстати, сейчас мало, что изменилось.
              1. +3
                29 июля 2023 13:25
                Где-то попадалось, что там на нагели крепилось деревянные или керамические.
                Что мешало крепить керамическую черепицу точно так же. Ответ: ничего. Тем более, что керамику можно сразу изготовить с нужными технологическими отверстиями под метизы, а сланец в ручную сверлить - такое себе удовольствие.
                Кстати, хочу заметить, на данном фото кровельный материал кладется снизу вверх.
                1. +4
                  29 июля 2023 14:15
                  Что мешало крепить керамическую черепицу точно так же. Ответ: ничего. Тем более, что керамику можно сразу изготовить с нужными технологическими отверстиями под метизы, а сланец в ручную сверлить - такое себе удовольствие.

                  Лень наверное мешала. На керамике проще сделать гребень и паз сразу, чем заморачиваться отдельными деталями.
                  Метизы для крыши - слишком дорогое удовольствие.
                  Вряд-ли сланец сверлили, скорее пробивали острым концом молотка.
                  И если материал кладется снизу вверх, то 100% он на нагелях или метизах - их надо скрыть от непогоды верхним слоем, а если кладется сверху вниз - то 100% это черепица с креплением на шипах.
                  1. +5
                    29 июля 2023 14:32
                    Лень наверное мешала.
                    Здесь, конечно, соглашусь. Лень - двигатель человеческого прогресса.)))
                  2. +1
                    29 июля 2023 18:43
                    Метизы для крыши - слишком дорогое удовольствие?
                    1. +1
                      29 июля 2023 20:06
                      Метизы для крыши - слишком дорогое удовольствие?

                      В то время - безусловно.
                2. +3
                  29 июля 2023 15:18

                  Сланцевая черепица с римской виллы Абермавр на территории современного Уэльса. Примерно середина III века.
                  Хорошо видны отверстия.
                  1. +2
                    29 июля 2023 20:18
                    .Хорошо видны отверстия

                    Принимая во внимание, что они в верху, то верна версия Антона - клали ее с низу в верх
                3. +2
                  29 июля 2023 22:05
                  Кстати, хочу заметить, на данном фото кровельный материал кладется снизу вверх.
                  ,,,,,,,,,,,,
                  Не, я понимаю, что класть сверху то ещё извращение. Но : " наши предки, люди темные и грубые.... " (С)
                  :)
                  1. +1
                    29 июля 2023 22:53
                    Цитата: Мрачный Жнец
                    Кстати, хочу заметить, на данном фото кровельный материал кладется снизу вверх.
                    ,,,,,,,,,,,,
                    Не, я понимаю, что класть сверху то ещё извращение. Но : " наши предки, люди темные и грубые.... " (С)
                    :)

                    Тогда бы было две дырки. Одна в низу, другая в верху.
                    Насчет «темноты». Паз в срубах изначально делали сверху бревна. Потом опытным путем поняли, что конструкция недолговечна и бревно начали переворачивать.
                    Археология четко отмечает развитие деревянного зодчества; бревна с плоским (прямым) пазом, клиновидным пазом с верху бревна и позже с низу.
  5. +7
    29 июля 2023 07:28
    Вячеслав Олегович,коллеги доброе утро.
    Забавно сейчас смотрятся иллюстрации из книги:"Двенадцать мастеров",кажется,что ребенок рисовал.
    Моя Яна рисует,язык высовывает,но более всего, любит брусья
    1. Комментарий был удален.
    2. +2
      29 июля 2023 22:09
      Забавно сейчас смотрятся иллюстрации из книги:"Двенадцать мастеров",кажется,что ребенок рисовал.
      ,,,,,,,,,
      Может и ребенок, а мы сейчас разбираем по полочкам
      :)
  6. +8
    29 июля 2023 07:47
    Ходить по грязным и узким улицам средневековых городов было не очень-то удобно и приятно. Сначала на них просто валили возы с сеном, чтобы люди сами втаптывали его в грязь. Но площадь перед ратушей и торговые ряды мостили камнем всегда.

    В раннем средневековье европа не заморачивались - мостили улицы лесом.
    В нашем отечестве данная практика дожила до позапрошлого века.
    Впрочем, еще Гудериан «плакал» в своих мемуарах, что его танки тонули по башню на Минском шоссе!
    Всем доброго дня!!!
    1. +7
      29 июля 2023 08:09
      Цитата: Коте пане Коханка
      мостили улицы лесом. В нашем отечестве данная практика дожила до позапрошлого века

      Брайтонская набережная в Нью-Йорке до сих пор покрыта досками, которые периодически меняют на новые... wink
      1. +3
        29 июля 2023 09:17
        У них слишком короткая история, чтобы менять традиции.
        1. +6
          29 июля 2023 09:37
          Деревянная мостовая достаточно удобное решение для временных трауров и мостовых. Если доску ложить на лаги, то срок службы может превысить десять лет.
        2. +2
          29 июля 2023 17:31
          Цитата: 3x3zsave
          У них слишком короткая история, чтобы менять традиции

          У них вообще нет никакой истории - бандиты, возомнившие себя джентльменами...
          1. +1
            29 июля 2023 20:14
            Цитата: Luminman
            Цитата: 3x3zsave
            У них слишком короткая история, чтобы менять традиции

            У них вообще нет никакой истории - бандиты, возомнившие себя джентльменами...

            Правильные «денди» мостят тротуары «бычьими черепами»!!! laughing
      2. +2
        29 июля 2023 22:14
        Цитата: Luminman
        Цитата: Коте пане Коханка
        мостили улицы лесом. В нашем отечестве данная практика дожила до позапрошлого века

        Брайтонская набережная в Нью-Йорке до сих пор покрыта досками, которые периодически меняют на новые... wink


        Площадь 1905 года в ЕКБ. До сих пор покрыта камнями. И даже был капремонт , когда камни вынули и положили обратно. Накойхрен никто не знает........
        История, скажете вы? Ну да, где 1905 и каким местом ЕКБ ......
        1. +1
          29 июля 2023 23:01
          покрыта камнями. И даже был капремонт , когда камни вынули и положили обратно. Накойхрен никто не знает........
          История, скажете вы? Ну да, где 1905 и каким местом ЕКБ .....

          Я еще застал «пятой точкой» брусчатку в Нижнем Тагиле.
          Давайте Главный скептик сайта порадуемся, что на площади 1905 года а Екатеринбурге есть прописанные жители, а то получили бы бульвар Бориса Ельцина с одноименным метром под ним!
          1. 0
            30 июля 2023 23:59
            Цитата: Коте пане Коханка
            покрыта камнями. И даже был капремонт , когда камни вынули и положили обратно. Накойхрен никто не знает........
            История, скажете вы? Ну да, где 1905 и каким местом ЕКБ .....

            Я еще застал «пятой точкой» брусчатку в Нижнем Тагиле.
            Давайте Главный скептик сайта порадуемся, что на площади 1905 года а Екатеринбурге есть прописанные жители, а то получили бы бульвар Бориса Ельцина с одноименным метром под ним!

            Странно, что многие думают, что если в Екб есть целый центр, то мы за него. Очень странно. Ну пусть попробует опросить жителей. Комментарии будут от: а кто это ? Среди молодежи. До :&#@₽#@ до которых чуть постарше.
  7. +8
    29 июля 2023 08:57
    Всем доброго утра. У нас ещё много домов под старой черепице. Была куча фоток, сейчас нашла одну.
    И попутной мой дом
    [center][img]https://t
    Извините, что-то у меня не получилось.
    Первый раз цепляю
    1. +4
      29 июля 2023 09:11
      Не смогла прицепить. Вместе. Попробую отдельно
  8. +6
    29 июля 2023 09:42
    Добрый день всем! hi
    Коллеги, поздравляю Вас с Международным Днём тигров! Ура!!
    1. +5
      29 июля 2023 14:50
      Опять, блин, котики! Стало интересно "Международный день волков" существует?
      1. +4
        29 июля 2023 15:05
        Антон, не беспокойтесь: даже если у волков нет Международного дня и, учитывая то, что они слабее львов и тигров, волки имеют одно неоспоримое преимущество: в цирке они не выступают. smile
        1. +4
          29 июля 2023 15:13
          Артем, если Вы еще не заметили, я - собачник.
          1. +3
            29 июля 2023 15:16
            Цитата: 3x3zsave
            Артем, если Вы еще не заметили, я - собачник.

            Понятно. А как там Константин поживает-то? Всё в порядке с ним?
      2. +5
        29 июля 2023 15:08
        Маугли постарается.

        А в литературе волки более, чем популярны.
        1. +5
          29 июля 2023 15:14
          Сергей, более чем! drinks

          Есть такой канал Military Wolf. Когда-то был в YouTube, затем в Rutube и в Дзене.
          В основном рассказывает про вооружение различных стран. И прикол в том, что "Military Wolf" в переводе с английского значит "Военный Волк"!
        2. +2
          29 июля 2023 18:57
          Цитата: Korsar4
          Маугли постарается.

          Шерхан тому пример...
      3. +4
        29 июля 2023 15:21
        Цитата: 3x3zsave
        Опять, блин, котики! Стало интересно "Международный день волков" существует?


        Вячеслав Олегович обещал написать о песиках и свое обещание исполнил!
        В других германских княжествах в готовое здание и вовсе бросали убитую собаку или петуха, а то даже и лошадь, лишь бы только умилостивить «дух места»
        drinks
        Правда по котикам через абзац тоже «проехался»!!! Дикость, рисковать одной из девяти жизней кошки проверяя прочность конструкции.
        К слову, домашнюю скотину и правда использовали в строительстве. Про средневековье врать не буду, но на уральских заводах был оброк. При строительстве плотины по верх насыпи гоняли скотину. Причем чередовали крупно-рогатый с мелким. Многие плотины целы до сих пор.
        По поводу обрядов. Под венцы домов клали пятаки. Обычай существует по сей день.
      4. +4
        29 июля 2023 15:23
        Стало интересно "Международный день волков" существует?

        Существует. 13 августа.
        1. +4
          29 июля 2023 17:44
          Слава тебе, Господи! В этот раз совпал со Днем Строителя!)))
          Устрою собачке фестиваль!
          А то несколько ожирела на материнских харчах.
          Позавчера видел абсолютно правильного лабрадора.
        2. +3
          29 июля 2023 20:10
          Цитата: Frettaskyrandi
          Стало интересно "Международный день волков" существует?

          Существует. 13 августа.

          В акурат в канун дня строителя!!! laughing
          Осталось найти в календаре день «бороды» и ….. праздник удался»!!!!
          К слову, можно приурочить, что-либо из жизни цесаревича Александра будущего третим императором под этим именем. Он первый из Романовых разрешил своим починенным носить бороды. Впрочем по весьма прагматичным причинам из-за морозов.
      5. +2
        29 июля 2023 22:27
        Цитата: 3x3zsave
        Опять, блин, котики! Стало интересно "Международный день волков" существует?

        Превозносить котэ над собаками могут те у кого не было собак. Каюсь. Я тоже относился к котэнадовсех. Но, стоило завести француза......
  9. +11
    29 июля 2023 10:29
    Интересно было прочесть. Спасибо автору.
  10. +5
    29 июля 2023 14:17
    Блин, написал кучу комментариев под статьёй, а самое главное не сделал... Вячеслав Олегович, извините, пожалуйста, совсем забыл Вас отблагодарить за статью!! Вячеслав Олегович, большое Вам спасибо!! Удачи Вам в научных трудах!!

    С уважением, Ваш Артём. hi
    1. 0
      30 июля 2023 10:23
      Спасибо, Артем! Когда пишешь для других - то много всего узнаешь сам. Есть смысл потрудиться!
  11. +4
    29 июля 2023 15:59
    [quote=Коте пане Коханка][quote]
    В раннем средневековье европа не заморачивались - мостили улицы лесом.
    В нашем отечестве данная практика дожила до позапрошлого века.
    [/quote]
    "А я иду по деревянным городам,
    Где мостовые мне скрипят как половицы"
    Городницкий, середина 20 века. :-)